Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Местное управление в Российской империи
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 02, 2011 7:26 pm    Заголовок сообщения: Местное управление в Российской империи Ответить с цитатой

Начнем, естественно, с Петровского времени. И для начала - Северо-Западный регион.

Формирование органов управления на Северо-Западе России интересно, в первую очередь, по той причине, что данная территория ранее принадлежала Швеции, поэтому структура управления здесь создавалась фактически с нуля. В связи с этим именно на северо-западе и начинались все реформы местного управления в России в первой четверти XVIII века. Вместе с тем следует иметь в виду, что формирование управленческой структуры проходило в военное время, более того, рассматриваемый регион долгое время являлся театром боевых действий. И это тоже сказывалось.

Сразу после взятия крепости Нотебург (переименована в Шлиссельбург) А.Д. Меншиков был назначен губернатором новозавоеванной области (отмечу, отметим, что впервые должность губернатора встречается в документах еще в 1701 г., когда Я.В. Брюс был назначен новгородским губернатором), которая в последующие годы стала расширяться за счет новых успехов русских войск.
Точное название должности А.Д. Меншикова указать сложно: в некоторых документах он именовался «генерал-губернатором», в порой – «губернатором» (Подробнее см.: Андреева Е.А. А.Д. Меншиков и образование Ингерманландской губернии: территория и административное устройство // Петровское время в лицах - 2005. СПб., 2005. С. 25). Важно другое - большую часть времени в 1703-1713 гг. он находился в действующей армии за пределами подведомственной ему территории.

Фактически управление Ингерманландией оказалось разделено между санкт-петербургским (ингерманландским) обер-комендантом (Р.В. Брюсом), в руках которого оказалась сосредоточена военная власть, и вице-губернатором (В.Я. Римским-Корсаковым). Петербургскому обер-коменданту подчинялись Со временем в его ведении оказались укрепления и гарнизоны Санкт-Петербурга, Котлина (форт Кроншлот, батареи, крепость Святого Александра), Шлиссельбурга, Ямбурга, Копорья, а позже Выборга и Кексгольма. Сам же обер-комендант, судя по всему, подчинялся губернатору. Об этом говорит переписка Романа Вилимовича: в 1704-1705 гг. – все донесения об обороне новозавоеванной территории от шведского корпуса под командованием Г.И. Майделя он отправлял А.Д. Меншикову.

Военное управление другой "областью" было возложено на псковского обер-коменданта К.А. Нарышкина - в его ведении оказались гарнизоны Новгорода, Пскова, Нарвы и Дерпта. Он также подчинялся А.Д. Меншикову.

А в 1708 г. оба упомянутых обер-коменданта оказались в подчинении Ф.М. Апраксина. Дело в том, что боевые действия в этом районе предусматривали взаимодействие нескольких родов войск: сухопутного корпуса (состоявшего из 17 пехотных полков численностью до 20 000 человек, а также 4500 человек конницы, всего 24 500 человек), гарнизонов крепостей (подчиненных губернатору Ингерманландии А.Д. Меншикову), корабельного и галерного флотов. В данном случае возможными кандидатами на этот пост становились А.Д. Меншиков, которому следовало на время подчинить флот, или же Ф.М. Апраксин, которому было необходимо подчинить комендантов крепостей (в частности псковскому обер-коменданту К.А. Нарышкину 3 февраля был послан указ «исправлять» все по указам адмирала - Письма и бумаги императора Петра Великого. № 2236. Т. VII. Вып. 1. С. 5Cool. Из этих двоих Ф.М. Апраксин отличался гораздо большей осторожностью, кроме того, он уже имел опыт управления Азовской областью, очень схожей с Ингерманландией – прибрежная территория, отдаленная от основного театра боевых действий. На данном примере хотелось еще раз обратить внимание на то, что Петр Великий не только умел подбирать себе соратников, но и давать им поручения, наиболее подходившие для них.
Это как раз тот случай, когда на систему управления оказала воздействие ситуация, сложившаяся на театре военных действий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 02, 2011 7:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот к концу 1708 г. относится первый опыт упорядочения системы местного управления - по указу 18 декабря 1708 г. были учреждены губернии (Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. № 2218. Т. 4).
Именно этим указом был заложен принцип разделения страны на губернии, причем в указе были подробно расписаны области России:

Цитата:
Великий государь указал, по именному своему великого государя указу, в своем великого государя великом Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний и к ним росписать города.
И по тому его великого государя именному указу, те губернии и к ним принадлежащие города, в Ближней Канцелярии росписаны, и табели за подписанием его государевой руки, начальствующим тех губерний, которые прилучилися быть в армии розданы, велено им в тех губерниях о денежных сборах и о всяких делах присматриваться, и для доношения ему великому государю о тех губерниях готовым быть, где он великий государь укажет. А именно те губернии учинены.

I. Московская
Москва, а к ней города по большим дорогам, до определенных городов с верстами.
По Новгородской: Клин 85. По Углицкой: Дмитров 60. По Ярославской: Переславль Залесской 120, Ростов 180, Кострома 300, Любим 330. По Володимирской: Юрьев Польской 130, Володимир 140, Суздаль 160, Шуя 230, Лух 280.
По Коломенской: Коломна 90, Зарайск 120, Переславль Рязанской 180, Михайлов 180, Гремячей 230, Пронеск 230, Печерники 250.
По Коширской: Кошира 90, Венева 140, Епифань 210.
По Тульской: Серпухов 90, Тула 160, Дедилов 180, Крапивна 200, Оболенск 210.
По Калужской: Таруса 90, Ярославец Малой 105, Алексин 130, Медынь 130, Калуга 180.
По Смоленской: Можайск 90, Боровск 90, Верея 90, Царев Борисов 97.
По Волоцкой: Звенигород 40, Руза 75, Волоколамск 90. И того 39 городов.

II. Ингерманландская
Санктпетербург, а к нему города: Нарва, Шлиссельбург, Великий Новгород, Псков, Ладога, Порхов, Гдов, Опочек, Изборск, Остров, Старая Руса, Луки Великие, Торопец, Бежецкой Верх, Устюжна Железопольская, Олонец, Бело озеро, Ржева пустая, Заволочье, Дерптской уезд, Каргополь, Пошехонье, Ржева-Володимирова, Углич, Ярославль, Романов, Кашин, Тверь, Торжок; всего 29 городов. В той же губернии кроме вышеписанных городов, города:
Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.

III. Киевская
Киев, а к нему города: Переславль, Чернигов, Нежин, Новобогородицкой, Сергиевской, Каменной Затон, Бельгород, Ахтырка, Богодухов, Мурахва, Сенное, Болхов, Сумы, Краснополье, Межиречи, Золочев, Буромля, Рублебка, Городное, Суджа, Лебедянь, Мирополь, село Вена, Белополье, Олшанка, Севеск, Курск, Мценск, Путивль, Карачев, Кромы, Рыльск, Брянск, Орел, Новосиль, и того 36. Да из Азовской губернии приписаны в Розряде для близости к Киеву города, а что от тех городов до Киева и до Азова верст, и то писано ниже сего (далее таблица - Н.С.):
И того 17 городов.
Да в Розряде ж приписан Трубчевск, да по росписи господина Голицына приписано из Смоленской губернии: Белев, Болхов.
А до тех городов:
от Киева от Смоленска
до Белева 730 409
до Болхова 690 450

Всего в Киевской губернии и с тем что приписаны в Розряде и по росписи господина Голицына, 56 городов.

IV. Смоленская
Смоленск, а к нему города: Дорогобуж Белая, Рбеловль, Вязьма, Серпейск, Мосальск, Мещевск, Зубцов, Погорелое Городище, Старица, Козельск, Лихвин, Борисово Городище, Перемышль, Воротинск. И того 16.
Да из Киевской губернии приписан вместо Трубчевска Одоев; а от него до Киева 820, до Смоленска 200 верст. Всего в Смоленской губернии 17 городов.

V. Архангелогородская
Город Архангельской, а к нему города: Колской Острог, Пустозерской Острог, Кевроль и Мезень, Устюг Великий, Тотма, Соль Вычегодская, Чаронда, Устьянския Волости, Вага, Вологда, Галичь, Соль Галицкая, Унжа, Чухлома, Парьфеньев, Судай, Кологривов, Кинешма. И того 20 городов.

VI. Казанская
Казань, а к ней города: Яик, Терек, Астрахань, Царицын, Дмитровской, Саратов, Уфа, Самара, Симбирск, Царев Санчурск, Кокшанск, Свияжск, Царев Кокшанск, Алатыр, Цывилск, Чебоксары, Кашпир, Ядрин, Кузьмодемьянск, Яренск, Василь, Курмыш, Темников, Нижний-Новгород, Арзамас, Кадом, Елатьма, Касимов, Гороховец, Муром, Мокшанск, Уржум, Балахна, Вязники, Юрьевец-Повольский. И того 36.
Да к Казани, к Астрахани, к Симбирску, к Уфе пригородки.
К Казани: Лаишев, Алатырь, Арской Малмыж, Тетюши, Оса, Мензелинск, Заинск, Старой-Темшинск, Новой-Темшинск, Тиакс, Билярск, Малинск.
К Астрахани: Гурьев, Яицкой, Красной и Черной Яры.
К Симбирску: Белой Яр, Ярыклинск, Тагаев, Яшалск, Уренеск, Корсунь, Малой Корсунов, Аргаш, Тальской, Сурской.
К Уфе: Бирской, Село Каракулино, Соловарной.
К Пензе: Рамзаевской, городки ж построены в Казанских дворцовых селах: Сарапуль, Елабуга, Кукарс, Рыбной. И того 34.
Да по словесному в Ближней Канцелярии объявлению Казанского воеводы Кудрявцова, из Азовской губернии приписано в сию Казанскую губернию Пенза.
Всего в Казанской губернии и с селы 71 город.

VII. Азовская
Азов, а к нему города: Троицкой, на Таган-Рогу, Миюс, Павловской, Сергиевской да Никоновской у каланчей, Тамбов, Верхний и Нижний Ломовы, Норовчатовское городище, Троицкой остров, Красная слобода, Саранск, Керенеск, Инсара, Шацкой, Новопавловской, Битюг, Валуйки, Палатов, Тополи, Новой Оскол, Чернавской, Изюм, Тор, Царев-Борисов, Маяцкой, Лиман, Каменка, Купчинка, Савинской, Сенковской, Чуднов, Двуречное, Гороховодка, Мартовица, Чугуев, Змеев, Козлов, Чернявск, Борисоглебской на Хопре, Петровской на Медведице.
Да к Саранску и к Инсаре пригородки.
К Саранску: Атемар, Шечкеевской, Инзарской.
К Инзаре Потишской.
Да в сию ж Азовскую губернию приписаны в Розряде из Киевской губернии города Изюмскаго полка для того, что Изюм с другими городами все Азовской губернии: Бишкин, Печенега, Андреевы Лозы, Острополье, Булыклея, Бельской, Верхососенск, всего 52 города.
В Азовской губернии города приписные к корабельным делам: Воронеж, Коротояк, Острогожской, Олшанск, Костянск, Землянеск, Орлов, Усмань, Демшинск, Белоколодской, Романов в стели, Соколск, Доброе Городище, Ряской, Скопин, Лебедянь, Ефремов, Донков Елец, Усерд, Чернь, Талицкой, Урыв, Сапожок, Битюцкия села. Итого 25 городов.

VIII. Сибирская
А в ней города: Тоболеск, Енисейск, Илимской, Тара, Березов, Сургут, Тюмень Томской, Мангазея, Иркутской, Кузнецкой, Туринск, Нарым, Верхотурье, Якуцкой, Нерчинской, Красный Яр, Пелымь, Кецкой.
Поморские: Кунгур, Пермь Великая, Чердынь, Солькамская, Кай городок, Яренск, да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов.
Итого в 8 губерниях 314; да приписных к корабельным воронежским делам 25; всего 339 городов, кроме Копорья и Ямбурга, которые отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Янв 02, 2011 7:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот в Прибалтике были несколько иные особенности.

В Нарве, взятой в 1704 г., с самого начала Петром I проводилась политика по укреплению в этом городе русского населения. К примеру, по свидетельству датского посланника Ю. Юля обе лютеранские церкви (немецкая и шведская) были «отняты у жителей» (богослужения после этого проходили в ратуше), а в тот период, когда русские войска готовились отражать вторжение армии шведского короля, население Лифляндии рассматривалось царем, скорее, как неприятельское. В частности, в начале февраля 1708 г. он распорядился взорвать укрепления Дерпта. Помимо этого, жителей Нарвы и Дерпта было решено выселить из этих городов и выслать во внутренние губернии. Причины выселения жителей Нарвы, по мнению А.В. Петрова (с которым вполне можно согласиться), состояли или в желании сделать этот город русским, или в боязни измены со стороны покоренных граждан, скорее всего и то, и другое вместе (это же относится и к жителям Дерпта). При этом жителям разрешалось взять с собой или продать все движимое имущество, а если это сделать не удастся, оставить в надежном месте (в 1714 г. им было разрешено вернуться обратно, но большая часть из них решили остаться в тех местах, куда были высланы). А вот в 1710 г. политика царя изменилась кардинальным образом.

Весной 1710 г. при вступлении русских войск в Прибалтийские земли жителям был разослан «универсал». В начале Петр I сообщал, что он вынужден направить свои войска в Эстляндию для того, чтобы укрепиться в морских гаванях и тем защитить себя от неприятельских вторжений. При этом жителям Эстляндии обещали, что всем «к какому бы сословию они не принадлежали и каково бы ни было их имущественное положение…не исключая самого простого крестьянина» полную безопасность и благоволение в их поместьях, домах и жилищах и на дорогах. Вместе с тем от жителей требовалось: во-первых, оставаться в своих домах и жилищах, достойно вести себя по отношению к русским солдатам и официальным лицам, доставлять войскам необходимые припасы и продовольствие. Крестьянам приказывалось оставаться в своих домах и не скрываться в лесах, если они не хотят лишиться имущества и жизни. Далее обещалось не вводить в стране никаких новшеств, оставить прежнее вероисповедание и привилегии. В конце универсала предупреждалось, чтобы жители не надеялись напрасно на шведскую помощь.

Одной из основных особенностей рижской крепости (которая была блокирована еще осенью 1709 г.) являлось некоторая двойственность управления данными укреплениями. Еще с середины XIV в. следует различать: собственно крепость, находившуюся в городском ведомстве, и укрепления замка, который последовательно занимали рыцарский, польский, шведский, а затем русский гарнизоны . Поэтому при капитуляции Риги в июле 1710 г. шведский гарнизон покинул ее, но остались все лифляндские офицеры и рядовые.

При капитуляции шведского гарнизона фельдмаршал Б.П. Шереметев и рижский магистрат заключили специальный договор , по которому, в частности, предусматривалось, что «что принадлежит до строения крепости и до находящейся в городе артиллерии, мортир, пушек гоубиц и прочего, какого бы все звания ни были, обще с оружейными домами, и что в них находится и к ним принадлежать может, крупные и мелкие оружейные припасы и ружья обще с пороховыми башнями и магазейными домами: оное все оставить обще с артиллерийскими и фортификационными служителями, и малое число городскою инфантериею, в магистратской дирекции, без всякой перемены, как то оной магистрат при всем оном спокойном владении поныне и находился». Б.П. Шереметев согласился на это требование, с тем условием, «чтоб магистрат крайнее предлагал радение, все показанное в сем пункте завсегда в таком состоянии содержать, дабы в нужном случае оное в действие употребить было можно». Кроме того, было оговорено, что город, по возможности, будет освобожден от постоев и контрибуций. Таким образом, часть артиллерии крепости оказалась в подчинении городского магистрата, за которым были сохранены все его права и привилегии. В соответствии с этим договором в Риге сохранялось аугсбургское вероисповедание.

12 августа генерал-поручик Р.Х. Боур подписал договор с комендантом Пернова , где также подтверждались права и привилегии жителей этого города.
16 августа Петр I подписал «универсал» княжеству Эстляндскому и в особенности городу Ревелю, где указывалось, что по причине упорства шведского короля, не желавшего заключать мир, он вынужден послать русские войска к Ревелю, а жителям Эстляндии обещалась полная безопасность (при условии, что они не будут покидать свои дома). Там же оговаривалось, что в случае успеха русского оружия «мы намерены оставить без всякого нововведения во всей земле и городах поныне исповедуемую евангелическую религию, все их древние привилегии, вольности, права и преимущества, которые, как всему миру известно, в шведское правление всегда нарушаемы были…»

С магистратом Ревеля также был заключен договор , подписанный с русской стороны Р.Х. Боуром и очень похожий на договор, заключенный с магистратом Риги: также гарантировалось свобода евангелического вероисповедания, сохранение самоуправления, в том числе и при сборе пошлин, неотягощение постоями и т. д. Кроме того, в этот договор был внесен пункт, в котором магистрат просил назначить в Ревель губернатора, хорошо знающего немецкий язык и велел бы содержать немецкую канцелярию. Ответ Р.Х. Боура: «Понеже Ревель и княжество Эстляндия все в немецких жителях состоит, того ради справедливо есть, чтобы не токмо немецкий губернатор сею землею управлял, но чтоб и немецкая канцелярия сохранена была; и надеюся, что его царское величество, которого о сем особливо просить обещаю, сие всемилостивейше позволит» . В марте 1712 г. Петр I утвердил этот договор. При капитуляции шведского гарнизона с магистратом Ревеля также был заключен договор, очень похожий на договор, заключенный с магистратом Риги, где также гарантировалось сохранение прежнего вероисповедания.

Эти документы, а также жалованные грамоты дворянству и земству , и стали правовыми актами, определявшими включение прибалтийских провинций в состав Российской империи.

Таким образом, большая часть населения Прибалтики сохранила протестантскую религию. К тому времени Петр I, первоначально не планировавший покорять эти территории (по договоренности в 1699 г. эти земли должны были отойти к саксонскому курфюрсту и королю Речи Посполитой Августу II), принял решение о включении Лифляндии и Эстляндии в состав России по итогам войны. Правда, за эти области пришлось вести довольно напряженную дипломатическую борьбу, увенчавшуюся успехом лишь в 1721 г.
Следует отметить, что при заключении Ништадского мира было оговорено, что «евангелическая вера, кирхи и школы и что к тому принадлежит на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве, были оставлены и содержаны», но в то же время на этих территориях (уступленных России Швецией) оговаривалось и свободное «отправление» православной веры.

Надо сказать, что разделение ответственности за фортификационные укрепления приводило к различным трениям, нередко вредившим делу. В частности, феврале 1720 г. Петр I в письме к рижскому магистрату отмечал, что «от несогласия в делах... а особливо в строении и починке фортеции и в содержании гарнизона, артиллерии, оружейных дворов, амуниции и магазейнов, також артиллерийских и фортификации служителей и городской пехоты, происходят многие непорядки». В связи с этим царь подчеркнул, что все указанные дела руководители города должны «чинить по диспозиции генерала от инфантерии генерал-губернатора нашего князя Репнина».

В конце Северной войны Петром была предпринята попытка построить местное управление в Прибалтике по тому же образцу, что и в остальных областях России. В частности, А.И. Репнин в мае 1721 г. отмечал: «ныне данная мне инструкция из правительствующего Сената к здешним управлениям (которые особливо состоят) мало следует; того ради нижайше прошу дать мне инструкцию вновь, или от генерала адъютанта Левенвольде, сына помянутого тайного советника, отобрав, отдать мне» . Но реформа местного управления оказалась неудачной, а в Прибалтике остались прежние принципы управления.
Подводя итоги, можно сказать, что в царствование Петра Великого на Прибалтийских территориях были установлены особые принципы управления, основанные на учете местных традиций, в том числе и с военной точки зрения. Практика показала, что при этом не все было гладко и порой возникали трения, однако это не привело к каким-либо изменениям в управлении данными провинциями. В дальнейшем многие представители из этих земель верой и правдой служили России, что может подтвердить правильность курса, выбранного Петром I в годы Северной войны.

Источники и литература (краткий список):
Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. VIII. Пг., 1918; Т. XII. Вып. 1. М., 1977.
Полное собрание законов Российской империи. Издание 1-е СПб., 1830. Т. 4. № 2278, № 2286, № 2287, № 2297.
Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. I-II. Рига, 1876-1879.
Вебер Ф.Х. Преображенная Россия // Русский архив. 1872. Вып. 6.
Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. М., 2000.
Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001.
Петров А.В. Город Нарва, его прошлое и достопримечательности в связи с упрочением русского господства на Балтийском побережье. СПб., 1901.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 1:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Изменения в границах губерний в царствование Петра.

В 1713 г. создана Рижская губерния, в состав которой вошла Смоленская.
Указом 26 января 1714 г. из района Казанской губернии Нижегородская, в состав которой входили: Нижний, Алатырь, Балахна, Муром, Арзамас, Гороховец, Юрьев-Подольский, Курмыш, Василь и Ядрин. Просуществовала эта губерния до 1717 г., когда снова была соединена с Казанской.
В 1717 г. из Казанской губернии выделена Астраханская, с городами: Симбирск, Самара, Сызрань, Кашпирь, Саратов, Петровск, Царицын, Черный Яр, Красный Яр, Гурьев на Яике, Терек.

Мрочко-Дроздовский П. Областное управление России XVIII века до учреждения о губерниях. СПб., 1876. С. 22.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Фев 01, 2011 1:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И в этот же период стали появляться провинции (официально учрежденные только в 1719 г.).
В 1711 г. (и позже) упоминается Ярославская провинция в Петербургской губернии, в ней 7 городов.
В феврале 1712 г. упоминаются Серпуховская, Владимирская, Ростовская, Звенигородская, Калужская, Костромская, Каширская провинции в Московской губернии.
В Азовской губернии - Воронежская провинция.
Мрочко-Дроздовский П. Областное управление России XVIII века до учреждения о губерниях. СПб., 1876. С. 23-24.

В конце 1710 было введено новое областное деление, равное по значению уезду - доли, каждая из которых имела 5536 дворов. Это разделение имело на тот момент сугубо финансовое значение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Реформа местного управления 1719 г.

Замечу, что первые мысли о разделении России на губернии появились еще до Петра I. В частности М.М. Богословский отмечал, что
Цитата:
«К концу XVII в. относится общий план разделения России на 8 обширных военных округов, осуществление которого нельзя не видеть в губерниях 1708 г.»

Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727. М., 1902. С. 47.

В 1719 г. провинции, ранее появлявшиеся лишь в виде исключений (или экспериментов), были введены на всей территории России. Утверждено это было царем 29 мая и в тот же день были назначены воеводы (именно так называлась должность главы провинции) в петербургской губернии (где новая форма управления должна была вступить в действие с 1 июля того же годы). В остальных провинциях воеводы должны были приступить к своим обязанностям с 1 января 1720 г. (назначать их должен был Сенат). Ландратам предписывалось сдать дела и отправляться в распоряжение камер-коллегии (на практике большинство из них стали воеводами). См. ПСЗ РИ. Т. 5. 3380, 3381.

На практике, правда, вышло так, что назначение воевод замедлилось, и далеко не везде они смогли приступить к своим обязанностям в установленный срок. В отдельных местностях ландрат еще не мог сдать должность (поскольку воевода туда еще не был назначен), но сам уже получил направление в другую провинцию, но, разумеется, не мог отправиться к новому месту службы. И, таким образом, в то провинции, куда он был назначен, тоже не было воеводы (по «принципу домино»). В итоге местное управление на некоторое время оказалось, по сути дела, парализовано.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хотелось бы отметить важный момент провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только в двух сферах – воинской повинности (рекрутские наборы, снабжение полков, квартировавших в провинции) и в судебных делах. В остальном они были независимы от воевод и всячески свою независимость отстаивали (губернаторы порой предпринимали попытки вмешиваться в их деятельность). Но в то же время самостоятельными воеводы не стали – постоянно обращались за инструкциями в центральные органы, запрашивая тех по многим мелким вопросам.

При этом часть военных обязанностей лежала и на воеводах, коим предписывалось «крепости провинции своей по верности его царскому величеству содержать и оных никому другому не сдавать», а также в мирное время следить за исправностью крепостных сооружений. Но это распоряжение, скоре всего, оставалось на бумаге, поскольку гарнизоны крепостей подчинялись губернаторам, обер-комендантам и комендантам (именно губернаторам, по мнению М.М. Богословского, полагалось подавать в военную коллегию, откуда они получали жалованье как воинские чины, рапорты о личном составе гарнизонов и происходящих в нем изменениях, о состоянии военной амуниции, о приходе и расходе сумм, отпускаемых на гарнизоны ). Замечу, к слову, что в то же время состояние матчасти крепостей и их укреплений находилось в ведении Штаба генерал-фельдцейхмейстера (с 1720 г.).
М.М. Богословский приводит данные, что:
Цитата:
Только в трех пограничных провинциях: выборгской, нарвской и великолуцкой воеводской власти были поручены и военные функции, при чем последние выступали настолько резко, что правители двух первых из этих провинций назывались не воеводами, а обер-комендантами, а воевода великолуцкой провинции носил оба звания: воеводы и коменданта.


В обязанности воеводы входили также надзор за внутренней безопасностью провинции и принятие мер относительно антиобщественных элементов: «чтоб никому насилия и грабежа чинено не было, а воровство бы и всякие разбои и преступления весьма бы были прекращены и по достоинству наказаны». Особенно зорко он должен был смотреть, чтоб не было в провинции всякого рода гулящих людей и просителей милостыни, и в случае их появления отсылать их в какую-нибудь работу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На практике, по мнению М.М. Богословского, получилось так, что воеводы, главным образом, стали выполнять «фискальные» функции во взаимоотношениях между местным населением и центром:
Цитата:
Не удовлетворяя наиболее существенных потребностей провинциального дворянства или удовлетворяя их далеко не все, воевода является представителем интересов правительства, предъявляемых к этому классу и строгим наблюдателем за исполнением лежавших на нем казенных повинностей. Две обязанности, как известно, лежали тогда на дворянстве по отношению к государству: одна - давняя - личная служба, другая - более свежего происхождения, это - все возрастающая ответственность за отбывание казенного тягла крепостным населением его земель. Воевода и был органом надзора и побуждения при отбывании дворянством той и другой, но и в этом случае его роль была главным образом исполнительная.

Цитата:
Точно так же провинциальная администрация побуждает посадское население к отбыванию и натуральных повинностей. Сбор рекрут и работников, выбор разного рода бурмистров, целовальников и счетчиков к различным казенным операциям, отвод домов для постоя различных чинов администрации, набор вооруженных посадских людей в помощь земскому комиссару и т.п. - распоряжения по всем этим делам передаются или отдаются городу воеводой или камериром, которые и наблюдают за их исполнением, грозя за неисправность. Дети посадских людей с 10 до 15-летнего возраста обязаны были особою повинностью: обучаться цифирной науке, и за ее исполнением следил также воевода.

Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727. М., 1902. С. 112.

В результате, de facto:
Цитата:
Деятельность воеводы, как правительственного агента по надзору за отбыванием повинностей провинциальным населением, поглотила все его внимание и на практике стала главною из его обязанностей.

Там же. С. 128.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И еще один важный момент – по замыслу Петра I, оплата чинов местного управления должна была оплачиваться в виде жалованья из казны (напомню, в XVII столетии местная администрация содержалась за счет подарков и «подношений»). Однако средств на содержание такого штата чиновников у государственного казначейства, не находилось, в результате выплаты постоянно задерживались.
Цитата:
Когда летом 1726 г. вопрос об отмене реформы был впервые поднят в высших государственных учреждениях, члены верховного тайного совета с особенной охотой возвращались к мысли о том, как в прежнее время воеводы отправляли все дела одни и были без жалованья, чем, по мнению послепетровских реакционеров, «люди бывали довольны» .

Цит. по: Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 1. СПб., 1913. С. 31.

Контрреформа была окончательно оформлена в виде Наказа губернаторам и воеводам 12 сентября 1728 г. (ПСЗ РИ. Т. 8. № 5333). Первое, что важно отметить – по этому наказу провинциальные воеводы подчинялись губернаторам, а городовые воеводы – хоть и подчинялись губернаторам, но одновременно провинциальным воеводам предписывалось «иметь смотрение» за городовыми воеводами (по причине отдаленности тех от губернаторов). То есть устанавливалась иерархия местного управления.

По меткому замечанию Ю. Готье:
Цитата:
Так незаметно оживали после Петра старые, казалось, давно забытые, московские порядки, и вместе с тем последовательно проводилось начало иерархического подчинения областных властей одних другим, окончательно проведенное в инструкции 1728 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ю. Готье сравнил наказы 1719 и 1728 гг., и пришел к следующим выводам:
Цитата:
Административно-полицейская деятельность губернаторов и воевод по наказу 1728 г. довольно широка, но именно с этой стороны ярче всего бросается в глаза разница между этим наказом и наказами петровской эпохи. Из сферы государственной полиции местным властям принадлежит обязанность следить за тем, чтобы иностранные шпионы не появлялись в местностях, находящихся под их управлением; пойманные препровождаются для розыска к губернаторам. Статья о розыске шпионов в значительной своей части соответствует статье второй наказа 1719 г. Внутренняя государственная полиция не входила в круг ведомства областных властей; хотя им и приходилось нередко действовать по этой части, но они были не более, как слепыми исполнителями велений тайной канцелярии; однако, на них возложены были довольно обширные обязанности по обеспечению общественной безопасности, которые иногда приводили их в соприкосновение с ведомством генерала Ушакова и его преемников…
Предписания наказа, касающиеся внешнего порядка в городе и безопасности от пожаров, восходят к аналогичным распоряжениям Московского времени. Самый язык, трактующей о противопожарных мерах статьи 39-й, выгодно отличающийся своею ясностью от вычурного официального красноречия XVIII века, показывает, что источником ее является допетровское законодательство…
Санитарно-полицейские меры, проведение которых возлагается на ратуши, под «смотрением» губернаторов и воевод, и меры по надзору за торговлей, совершенно отсутствующие в воеводском наказе 1719 г., принадлежат к числу наиболее разработанных частей наказа 1728 г. и заимствованы частью из отдельных узаконений по этой части, преимущественно издававшихся в конце XVII столетия для Москвы, а главным образом взяты из «пунктов» генерал-полицмейстеру…
Воеводский наказ не устанавливал точных пределов судебной власти губернаторов и воевод. Он им передает лишь в общей формуле все судные и розыскные дела и, кроме того, особенно оговаривает, что воеводам во всех отношениях подсудно население монастырских и церковных вотчин, а население посадов и дворцовых земель только в делах татиных, разбойных и убийственных. Очень коротко касается наказ и прав областных властей по части судопроизводства, устанавливая только некоторые правила при призыве к суду. Правила эти по существу не отличаются от порядков, принятых в древнем русском суде…

Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 1. СПб., 1913. С. 53-57.

В целом:
Цитата:
Связь наказа 1728 г. с различными наказами, издававшимися до времени преобразований, ясно видна в 11 его статьях. Творцы областной реформы 1727 г., видимо, более вдохновлялись допетровскими идеалами, нежели наследием царя-преобразователя и мы должны признать, что наказ 1728 г., по происхождению отдельных его статей, стоит ближе к Москве, нежели к петровском реформе.

Там же. С. 61.

И он же подчеркивает, что наказ 1728 г. не менее далек от петровской реформы и по своему духу:
Цитата:
Он не ставит областным правителям «те широкие, трудно осуществимые задачи поднятия местного благосостояния, распространение просвещения и прогресса нравственности о которых торжественным, напыщенным языком говорили заимствованные у Швеции инструкции областным чинам 1719 г.»… Он, во всяком случае, был более по плечу русскому обществу – и администраторам, и тем, над кем они правили; оттого-то в нем и находим мы так много близкого к законодательным актам XVII столетия: ведь общество, в обширном смысле этого слова, не могло сразу дорасти до высоты, на которую хотел его поднять Петр в последние 10 лет своей деятельности, когда он действительно напоминает лучших европейских представителей просвещенного абсолютизма. Послепетровское время – время политической реакции и общественного утомления – во многом возвратило Россию к дореформенному состоянию, это в особенности заметно в той отрасли государственного управления, которая имеет дело с наименее культурной частью населения – с обитателями провинциального города и деревни.

Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 1. СПб., 1913. С. 61.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 8:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Подытоживая приведенные данные о петровских реформах местного управления:

Была предпринята попытка реформировать полностью местное управление, при этом отделить управление по гражданской части от военного.
В итоге реформа военного управления оказалась весьма успешной (она просуществовала, по крайней мере до конца XVIII столетия, а в целом - и до 1917 г.), а вот "гражданская" часть реформы местного управления в целом провалилась и была переделана практически сразу после смерти Петра I. Переделка, по большей части заключалась в возврате к допетровским порядкам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 10:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

При этом сохранялись и отдельные местные особенности.
В Малороссии, входившей в состав Киевской губернии, управление было осложнено местными привилегиями, большая часть которых еще сохранялась от времени присоединения. (С. 45)
В Сибири – особенно ярко сказались тенденции сознательного приближения к порядкам XVII века в виде централизации управления в лице Сибирского приказа, который являлся посредником между воеводами и центральным правительством. Он и был восстановлен (находился в Москве, просуществовал до Екатерины II).

В Прибалтике также по-прежнему учитывалось местное самоуправление. Это было подтверждено инструкцией в марте 1732 года:
Цитата:
Понеже в Лифляндской генеральной губернии при губернаторстве 2 регирунгс-рата, ради охранения нашего интереса и благополучия всей земли, а особливо ради немецких гражданских земских дел определены, то повелеваем мы:
1) Чтоб губернатор о всех делах до полиции, юстиции, экзекуции, экономии сборов и до всего штата в оной земле и в городских, касающихся с регирунгс-ратами благорассуждал, советывал и оные решал.
2) В которых делах, по состоявшимся нашим указам, учреждениям и резолюциям во всем поступать належит.
3) Однакож имеют при сем земские привилегии, права, обыкновения, учреждения и регламенты всякому, по силе нашей всемилостивейшей конфирмации, равномерно содержаны быть таким образом, что, ежели из какой коллегии в оную губернию нечто отправлено будет, которое бы вышепомянутым привилегиям весьма противно было и всей немецкой провинции употреблено быть не может, о том надлежащее предложение от губернатора и от обоих регирунгс-ратов купно в надлежащем месте, при закреплении как губернатора, так и регирунгс-ратов так, как в наших коллегиях чинится, учинено было.
5) Русской губернской канцелярии в Лифляндии надлежит ничего более, как токмо русские дела отправлять, которые при гварнизоне и между обретающимися при городе и в земле русскими людьми случатся, кроме до коммерции и до учреждения таможенной пошлины касающихся дел, которые по прежним учреждениям к обер-инспекторской канцелярии принадлежат; при том надлежит русской канцелярии присылающиеся от нас и из нашего Сената и коллегий указы принимать, оригиналы хранить, а с тех, которые до служителей Лифляндского штата и немецких жителей касаются, достоверные копии в немецкую губернскую канцелярию немедленно отсылать, из которой потом, как сии копии переведены будут, надлежащая публикация чинится, или в прочем, куда надлежит, сообщение с объявлением, что по таким указам на каждом месте чинить надобно посылается; сверх сего имеет русская канцелярия корреспонденцию с Сенатом, государственными коллегиями и куда еще по-русски писать надлежит, а реляции, известия и предложения, которые по немецкой губернской канцелярии учинены и из оной отправлены, имеют на русском и немецком языках, а то таким образом, чтоб оные как от губернатора, так и регирунгс-ратов подписи были, отосланы.
6) Також де и до того смотреть надлежит, чтоб надлежащие к нашей государственной казне сборы как из земли, так и из лицентов и таможен в городы не токмо исправно отправлялись, но такожде де в удобное время в нашу рентерею отданы и все убытки отвращены были.
7) Також де надлежит губернской каморе присылаемые ежегодно счеты от тех, которые казенные деньги на разные расходы принимают, подлинно свидетельствовать, находящиеся в оных недостатки и неисправности показать и оные, ради учинения об оных губернатору и регирунгс-ратам предложить...
Cool Також де надлежит губернатору с регирунгс-ратами того смотреть, чтоб ежели помещики, или владетели каких маетностей, без наследников умрут или такие маетности, ради других каких случаев, в казну взять надлежит, оные к нашей экономии взяты были и дабы при том Наш интерес не уронить.
9) Ежели кто из обретающихся ныне в губернии подчиненных служителей умрет, или какие места порозжими учинятся, то надлежит губернатору с регирунг-ратами верных, добрых и искусных людей во оные места до нашего всемилостивейшего подтверждения выбирать и определять.
10) О выдаче жалованья служителям надлежит губернатору по сочиненному в 728 г. лифляндскому штату поступать и того ради ассигнации в тамошнюю рентерею посылать; но, ежели сверх штата экстраординарные расходы в нашей службе востребуются, то надлежит губернатору сие с рассуждением чинить и о том того ж часа к Нам и Сенату известие прислать.
11) Надлежит губернатору с регирунгс-ратами над городами их полициею и отправлением юстиции крепкое смотрение иметь, а особливо остерегать, чтоб во всех правительствах и судах никакого помешательства не учинилось...
13) И понеже во время шведского владения до войны решения лифляндского гоф-герихта от губернии в действие производились, то хотим и учреждаем Мы сим, чтоб губернии и в сем прежняя ее власть дана и решения как гоф-герихта, так и нижних судов, ради произведения в действие, в губернию отосланы были.
14) Ежели случится, что губернатор, по нашему указу, отлучиться принужден будет, то надлежит регирунгс-ратам между тем до гражданского штата касающиеся указы, которые из Сената и коллегий присыланы будут с другими и при губернии приключающимися гражданскими делами отправлять, також д и во всем наш высокий интерес хранить.

Сб. РИО. Т. 104. СПб., 1898. С. 217-219.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 27, 2011 10:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В связи с тем, что содержание органов местного управления снова легло на плечи местного населения (напомню, что жалованье от казны в результате контрреформы получать перестали), снова (как и в XVII столетии) встал вопрос об ограничении срока пребывания воеводы в должности. Об этом говорилось еще в 1729 г.:
Цитата:
от разных чинов людей происходят прошения на провинциальных и городовых воевод в разных обидах и прочих непорядочных поступках; к тому, не безвестно есть, что многие обидимые на воевод, опасаясь пущаго утеснения, и бить челом не смеют, а которые хотя и бьют челом, токмо сенату без подлинного следствия за истину принять и от воеводства по одному челобитью отрешить невозможно; а между тем, таким челобитчикам могут за то чинить и пущие обиды и утесненения. Того ради не соизволит ли Ваше императорское величество провинциальным воеводам и их товарищам, так ж и городовым воеводам положить время – по скольку лет в том правлении быть. А сенат всеподданнейше мнение свое доносит: воеводам и их товарищам быть каждому у тех дел, кроме проезду, по 2 года, дабы ведая те сроки о перемене своей и что по отбытии их свободно будет на них просить, опасаясь того челобитья, могли с подчиненными поступать исправнее, а ежели кто явится в том определенном сроке подозрителен, те могут отрешаться и прежде сроку; а безподозрительных по прошествии того срока определять в другие городы, куды запотребно рассудится.

Цит. по: Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. 1. СПб., 1913. С. 34.

Это представление Сената было одобрено Анной Иоанновной 20 марта 1730 г. (ПСЗ РИ. Т. 8. № 5522 ), и было установлено правило двухлетнего пребывания в должности воеводы. Те из них, на кого в течение года по оставлении должности не будет жалоб, могли в дальнейшем рассчитывать на назначение воеводами.

Однако из этого правила очень скоро стали делать исключения. Уже в 1737 г. Сибирский приказ вошел с представлением о продлении срока службы Сибирских воевод, для которых двухлетний срок был слишком короток: большая часть его уходила на сборы и на дорогу. Это ходатайство повторялось несколько раз, и в конце концов 14 июля 1744 г. было утверждено Сенатом - в Сибири был установлен трехлетний срок воеводства.

В том же 1744 г. отдельным воеводам разрешили остаться на второе двухлетие.

Всего же, по подсчетам Ю. Готье,
Цитата:
В списке военных чинов первой половины XVIII в., сохранившемся в делопроизводстве сената, можно почерпнуть довольно точные сведения о сроках службы 210 провинциальных воевод, их товарищей и городовых воевод, управлявших между 1727 годом и концом 1740-х годов. На 210 лиц приходится 36 случаев трехлетнего воеводства, 25 случаев – четырехлетнего, 8 случаев пятилетнего, 6 – шестилетнего и 2 – семилетнего. Кроме того, 1 воевода оставался в должности 8 и 1 – 11 лет.

Готье Ю. Указ. Соч. С. 151.

Немного дополнительного материала:
О распределении воевод по провинциям – ПСЗ РИ. Т. 7. № 5053.
Об определении воевод в малые города – ПСЗ РИ. Т. 7. № 5056.
http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Мар 06, 2011 2:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Немного о проверках деятельности воевод.
Инструкция полковнику Ивану Бахметеву, отправляемому в Великие Луки для производства следствия по злоупотреблениям воевод, 1732 год.
Цитата:
Известно нам учинилось, что на Великих Луках и в Торопце и всей той провинции при прежних, бывших там комендантах, воеводах, ландрахтах, и особливо при Антоне Алексееве и Мансурове и прочих, чинились многие преступления, похищения и упущения и прочие непорядки противные указам, регламентам и Нашему интересу и к тягости и озлоблению Наших верных подданных, которые еще, как Нам верно донесено, и доныне продолжаются, а имянно: 1) в Великолуцкой провинции содержится тайно старых сборов казенных денег 20 000 рублев, которых никуда не отправляют и об них не репортуют; по той же провинции бывший помянутый воевода Мансуров роздал казенных денег прежних сборов, под именем займа, разным людям немалую сумму, которыми и доныне те люди бессовестно корыстуются. 3) в той же Великолуцкой провинции на форпосте стоящий ныне майор за такими уже нашими всемилостивейшеми крекими регламентами подряжает провиант и фураж без публикации и торгу, в противовесность регламентам с немалою передачею; 4) торопецкие купецкие люди ежегодно вывозят и на вексели переводят за границу в Польшу и в Кенигсберг многие тысячи рублев, на которые покупая тамошние товары, привозят в нашу империю беспошлинно, к немалому убытку казне Нашей и Нашему купечеству.
Того ради ехать тебе наскоро в тою провинцию в Великие Луки и чинить по следующим пунктам:
1) Приехав в каждый город, собрать в тамошнюю канцелярию воеводу, асессоров, рентмейстеров и секретарей, бурмистров, також обретающихся там у дел Наших офицеров и тутошнее шляхетство, которые в городе и неподалеку от города и велеть прочесть данной тебе Наш всемилостивейший указ и в слушании того указа велеть им подписаться…
2) По приезде своем того ж числа денежную наличную казну, как в воеводской канцелярии, так и в рентере осмотря, описать и взять ведомость, сколько от прошлого 1731 г. к настоящему году было в остатке и в нынешний год из доимки и по окладом настоящих в сборе и куда в расходе и за тем что в остатках на лицо.
3) Если по твоему осмотру и по ведомостям в Великих Луках вышепомянутых денег 20 000 не явится, и о тех деньгах накрепко исследовать и розыскивать, были ли такие деньги и каковы числом, и куда посланы и по каким указам. а буде явятся, по тому ж исследовать, которых годов и каких сборов и репортовали ли об них в надлежащие места, по указу, и на те репорты какие указы получали, а буде репортовали, для чего.
4) По второму пункту о помянутом подряде провианта и фуража исследовать накрепко, а именно сыскать того майора и доносить по какому указу тот подряд чинил и по силе регламента была ли публикация и торг и горела ли свеча, и взять то подрядное подлинное дело и рассмотреть, все ли чинено по регламенту и по порядку и нет ли какой передачи против настоящей торговой цены, для чего справиться с таможенною записью, почему в тех числех, когда оный подряд был, в городе такой провиант и фураж в продаже был и какая против той цены в том подряде учинена передача. (С. 518-519)
5) Окончив по сим пунктам, рассмотреть дело – тамошнее правление все ли по регламенту и указам определяется, а именно: 1) в указные ли часы по генеральному регламенту судьи и секретари в канцелярию приезжают и выезжают, к чему выписать из журнала канцелярского нынешнего году и сколько часов кто не досидел, или в которые дни в канцелярии не были, а законных к тому причин не покажут, тех штрафовать денежным штрафом, по генеральному регламенту; 2) взять реестр вершенным и невершенным делам и тако ж рассмотреть, каким образом суд отправляется, по силе ли регламентов и Нашего всемилостивейшего указа, публикованного в 1730 году и не чинится ли какого неправосудия, или за указным временем напрасное продолжение суда и изляшняя проволочка челобитчикам и если что явится и кто в том случится виноваты, а подлежать будут денежному штрафу, и оных штрафовать, по указам и регламентам; 3) пересмотреть самому колодников всех, как и сколь давно и по каким делам содержатся и ежели явятся сверх указного времени, допрашивать судей воевод и прочих и, буде законных причин тому излишнему задержанию не покажут, потому ж штрафовать по указам, а о важных делах Нам доносить потом.

Сб. РИО. Т. 104. С. 518-519.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Сб Июл 27, 2013 1:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сибирь в начале царствования Петра I.

Цитата:
Непосредственное управление населением Сибири осуществлялось местными государственными учреждениями, важнейшими из которых были существовавшие в городских центрах воеводские избы. Их возглавляли воеводы, через которых решались административные и экономические задачи огромного объема и сложности. По данным выписки Сибирского приказа октября 1701 г., воевод (всего 18 назначали в следующие наиболее значительные поселения края: Тобольск, Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тару, Сургут, Березов, Мангазею, Томск, Красноярск, Кузнецкий, Нарым и Кецкий (общий), Енисейск, Илимск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. Наибольшую власть имел воевода тобольский, соответственно и назначали на эту должность лиц более знатных, чем на прочие воеводства. До 1697 г. воеводой в Тобольске был Андрей Федорович Нарышкин; его сменил ближний боярин кн. Михаил Яковлевич Черкасский, царский свойственник, стольник при дворе Петра, позже новгородский воевода. Сыновья Черкасского - стольник Петр, а впоследствии и Алексей - были его "товарищами" по воеводскому управлению.

Общее управление Сибирью осуществлял находившийся в столице особый территориальный приказ - Сибирский. Именно из него от его главы исходили распоряжения, проводившиеся в жизнь воеводами и другими ответственными лицами местной администрации.

Одним из подразделений приказа являлось Расценное крыльцо, где при участии гостей производилась оценка поступавшей в приказ пушнины.

Юркин И.Н. Андрей Андреевич Виниус. М., 2007. С. 230-231.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS