Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Северная война
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Оцените, насколько добротно?

Коллега, работа Шарымова - двоякая. С одной стороны (и, в первую очередь) - это художественное произведение.
С другой стороны, - он добросовестно старается работать с источниками (и даже упоминает их и цитирует). Поэтому его, с цельным рядом оговорок, можно назвать научно-популярным.
Этакий улучшенный вариант Бушкова (вроде бы - без особых ударений в альтернативу, но авторские фантазии там, насколько помню, имеются).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 3:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
А насчет Опалевых и Пересветовых - интересно, они в риксдаг входили как представители от Ингрии?

В риксдаг, по-моему, не входили - сугубо местная часть элиты, так сказать "без права выхода за пределы своей территории".

Nie-junmen писал(а):
Сколько было потеряно под Нарвой?

А.В. Петров (Петров А.В. Нарвская операция // Военный сборник, 1872. № 7. С. 35) указывает, что 20 знамен (то есть очень немного).
Других сведений, вроде бы, нет.

Но если только XVII век - получается, что полторы тысячи это сильный перебор. Похоже, что ребята хорошо почистили города (включая Новгород), откуда вывезли все, что было похожим на знамена (и записали это знаменами). Других версий у меня пока нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я читал, что в риксдаг посылали от всех составных частей империи, причем даже крестьяне (свободные) имели право представительства (правда, часто перепоручали его местным "лучшим людям"). Финны право представительства имели от всех 4 сословий.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С русским населением положение было таково (в первую очередь, в Ниене):

Цитата:
Королевским указом 1675 года было подтверждено, что русскому населению разрешалось селиться в городе и пользоваться одинаковыми правами с его гражданами, с условием принятия лютеранской веры, строительства каменных домов и уплаты городских податей. Известно, что в это время в Ниене существовали русские лавки и даже торговая контора. (Гиппинг 1909, т.2.,с.109-110).

То есть, если я все верно понимаю - в риксдаг можно было попасть только в случае принятия лютеранской веры.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О Ниеншанце:
Цитата:

только в 1638 году Ниен получил равные права в торговле со старыми городами Восточной Прибалтики. Королева Кристина даровала Ниену стапельное право - разрешение принимать иностранные суда и отправлять свои корабли в другие города с торговыми целями. Были также разделены торговые сферы влияния Ниена и Выборга. Ниену разрешалось торговать с Россией, а торговля с Карелией должна была вестись через Выборг. Тогда же для скорейшего развития нового города ему был предоставлен целый ряд налоговых льгот. (С. 54)

Наконец, в 1642 году, королева Кристина пожаловала Ниену городские права Шведского королевства. Был определен порядок городского управления и штат должностных лиц. Город получил свой герб, на котором был изображен лев с поднятым мечом в лапах, стоящий между двух рек. Была подтверждена портовая свобода Ниена — возможность принимать иностранные суда и вести внутреннюю и внешнюю торговлю. В городе были устроены почтовый и постоялые дворы. Для развития ремесел в Ниене, на 4 мили вокруг него запрещалось заниматься ремесленной деятельностью. (Гиппинг 1909, т.2. с.4Cool. - С. 54-55

В соответствии с городским правом в Ниене существовал магистрат — городское самоуправление. Его возглавляли три бургомистра, которые со своими советами дважды в неделю собирались в ратуше и решали городские дела. Первый из них занимался вопросами юстиции. В его ведении находился городской суд, состоявший из ратманов. Второй бургомистр выполнял полицейские функции. В распоряжении третьего была городская застройка.

В помощь бургомистрам придавались синдики - секретари, занимавшиеся канцелярией и хранившие печати, а также нотариусы, заносившие в памятную книгу решения магистрата. В городе имелись два архитектора следившие за общественными постройками, укреплениями, воротами, гаванями, мостами, колодцами, улицами и наблюдавшие за тем, чтобы строения производились в соответствии с установленным порядком. Четыре раза в год, вместе с представителями городских властей, они осматривали все здания и сооружения города и давали предписания по их содержанию, которые должны были беспрекословно исполняться (Гиппинг 1909, т.2., с. 146-149).

В 1691 г. по штату Ниена, утвержденному Карлом XI, здесь было уже только два бургомистра — юстиции и коммерции, а также судебный фогт, 7 ратманов, городской прокурор и казначей. Помимо этого в городском штате состоял и: медик, весовщик, звонарь, писцы, два паромщика и даже свой палач (Bonsdorff 189I: 50). Все должностные лица получали жалование из городского бюджета.

Городской совет, включавший 48 человек, избирался ремесленным и торговым сословием Ниена. Он вместе с магистратом участвовал в решении вопросов городской жизни. Комендант крепости не был подчинен городскому магистрату, однако при экзекуциях и в некоторых других случаях он обязан был оказывать содействие гражданским властям. (С. 55)

Доходы города составляли: арендная плата за поля, луга, леса, реки, мельницы и рыбные ловли, сдававшиеся частным лицам; налоги на торговые лавки, дома, дворы и даже пустыри, находившиеся в частном владении; доходы от городских весов, на которых за определенную плату должно было взвешиваться все, что покупалось и продавалось в городе. (С. 55)


Цитата:
Еще до основания Ниена в 1618 г. Ореховецкий уезд был пожалован в аренду на 6 лет, со всеми казенными правами и доходами Якову Делагарди. Позднее - в 1638 г. земли в окрестностях города, протяженностью две мили в обе стороны от Ниена, получил во владение стокгольмский сановник генерал-риксшульц Стен фон Стенхусен.

С ростом Ниена его магистрат постоянно обращался к правительству с просьбой о передаче городу окрестных земельных угодий. Этот вопрос решался путем предоставления городу свободных территорий или выкупа дворянских поместий. Так в 1648 г., в ответ на просьбы жителей города, правительство передало Ниену часть близлежащих поместий, выменянных у Стена фон Стенхузена.

В 1665 г. городу были отданы еще несколько земельных участков с лесами и рыболовецкими тонями, с условием, чтобы вырубавшийся лес употреблялся на развитие кирпичного производства. А в 1671 г. городские власти получили разрешение на продажу пустующих участков в пределах городской черты и окрестных заболоченных земель, невостребованных к тому времени (Гиппинг 1909, т.2., с. 97, 104). - С. 58

Сорокин П. Е. Ландскрона, невское устье, Ниеншанц. СПб., 2001.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Насколько я имею сведения (могу ссылку поискать, но там все в 2 словах), русские из Ингрии имели довольно большой вес в приграничной торговле. А "осталые" дворяне типа Опалевых и Пересветовых, АФАИК, и крестились по лютерански - в их родах и Карлы, и Яганы появились к 1700 г.

Собственно, даже читавшуюся при сборе риксдага 24.11.1697 (на похороны забальзамированного еще в апреле тела короля Карла XI) "Плачевную речь" Спарвенфельд (славист и крупный сановник при дворе, учился в России на стипендию от самого короля) написал и прочел на русском (были еще варианты на шведском, финском и немецком и, вроде как, норвежском).
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Насколько я имею сведения (могу ссылку поискать, но там все в 2 словах), русские из Ингрии имели довольно большой вес в приграничной торговле.

В приграничной - само собой, единственное "но" - там были довольно четко разграничены территории с Выборгом.
А приграничье - жили ведь представители одних и тех же родов по разные стороны границы, вот и торговали между собой.
Вот насчет крещения точно ничего не могу сказать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я давал ссылку - там приводятся имена "осталых" в 3 поколении - вполне себе шведские.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У Зелова о русских в Ингрии:
Цитата:
В итоге к началу Северной войны русскоязычного населения в Ингерманландии насчитывалось немногим более 10%.


Цитата:
Русские дворяне Ижорской земли не питали иллюзий по отношению к будущей политике Швеции после Столбовского мира, а потому практически все выехали из ставших шведскими земель в Россию. Решили остаться всего лишь около десяти дворянских и боярских родов. Однако именно они занимали ключевые посты в управлении Ижорской землей Московской Руси начала XVII в., были тесно связаны между собой имущественными и родственными связями. В период шведской оккупации Новгородской земли эти семьи активно сотрудничали с захватчиками, признали их власть и правление.


Цитата:
Захариас (1631-1710) Аминов был уже в годах и слаб здоровьем. По этой причине в феврале 1710 г., т.е. меньше чем за полгода до решающего штурма крепости армией Петра Великого, в Выборг был направлен полковник Магнус Шернстролле. Формально он занимал должность командира второго губернского пехотного полка, а реально должен был стать вторым комендантом Выборга при практически полностью нетрудоспособном Аминове. Данный факт вновь красноречиво показывает, что в начале XVIII в., “русские шведы” были для Швеции уже полностью своими. Они всецело доверяли потомкам бывших ижорских бояр и дворян и ставили их на ключевые посты в местной администрации, возводили в шведское дворянство и уважали даже их старость, не смещая, а “прикрепляя в помощь” природных шведов.


Цитата:
Пересветовы были в родственных отношениях с Рубцовыми, еще одним родом “русских шведов”. Внук коменданта Ниешанца Александра Пересветова, Александр Рубцов активно участвовал в боях против русских, за что был отмечен вниманием самого Карла XII. Однако его военное счастье закатилось после Полтавы, когда Александр Рубцов был взят в русский плен и этапирован в Сибирь.

Во время плена в Сибири он подавал заявлении о приеме на российскую службу в связи с указом о поиске переводчиков со шведского на славянский. Был переведен в Москву, но по донесению Михаила Измайлова "под присягой обманул, а в переводе не искусен". Это обстоятельство лишний раз доказывает, что подавляющая часть “русских шведов” уже были по образу жизни полностью шведами, имевшими лишь русское происхождение, да и родившимися на земле, где жили их предки. Однако, когда это было нужно и выгодно, они тут же вспоминали о своем происхождении.


Далее среди "осталых" на 1700 г. он упоминает Ягана Апалева, его сына Магнуса, его дочь Барбару, племянника Закариуса, Захариас Аминов (сразу определен как лютеранин), его племянник Ханрик Йохан, Стефан Густав Аминов, другие Аминовы: Адам Йохан, Кристофер Хенрик, Делтоф Фредрик, Эзасиас, Георг, Йохан, Пересветовы Карл, Юрген и Густав, Рубцов Карл Густав.

Думаю, с такими именами они точно были лютеранами.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот довольно интересные данные:

Цитата:
В соответствии с довольно трудным и неудобным, но важным пунктом Столбовского договора, в течение недели после его обнародования русские бояре, монахи и горожане имели право покинуть свои дома и переселиться в Россию. Кроме Ивангорода, где всё население было русским, из других мест уехали почти все. В другой стороны, крестьянству и сельским священникам предписывалось остаться на своих местах...

В первые годы шведского правления у гораздо большего числа жителей Ингрии были русские имена: в Ивангороде 90,7 %, в Яме 98,3 %, В Нотебурге 63,4 %. В 1650 году, когда общее население Ингрии было зафиксировано цифрой 23, 593 чел., исключая Нарву, почти 57,3 % всё ещё оставались в православии (это относится и к русским, и к финнам), в то время как 41,6 % были лютеранскими финнами. В районе Нотебурга последнюю религию исповедовало большинство – 62, 5 %. С другой стороны, в южных районах и в Копорье православными были от 70 до 80 % жителей. Ивангород, городской и сельский одновременно, был строго православен и его купцов шведы часто привечали. Всё ещё находясь под давлением богатых и знатных немецких купцов в Нарве, в 1645 году шведское правительство решило объединить Ивангород с Нарвой.

Между тем, в Ингрии/Кексгольме шведские власти пытались решить эмиграционную проблему посредством диалога. Традиционно, шведы не считали православных жителей истинными христианами. Однако 30-летняя война показала, что их можно рассматривать как возможных союзников в борьбе против Империи. Они также обнаружили, что православные, как и они сами, почитают Святую Троицу. Эти обстоятельства значительно облегчали (на что надеялись шведы) диалог. Шведские власти делали всё, что могли, для предотвращения ухода православного населения из этих мест, но добились в итоге незначительных успехов. Нехватка рабочей силы стала главной проблемой в новых шведских провинциях .
Хотя, как мы полагаем, ситуация в Ингрии и Кексгольме не была одинаковой. В Кексгольме обе религиозные группы говорили на одном языке – финском. Лютеранские богослужебные книги на финском языке были переданы православной стороне в надежде, что они примут их. Существовал также перевод лютеранского катехизиса на русский язык, выполненный около 1625 года. Характерно, что в 1641 году мы находим достоверное свидетельство Симона Хейкопойка, который, будучи приверженцем русской религии, считал себя находящимся между двух религий и вечно неспособным придерживаться какой-то одной из них.

Лингвист Ж.Дж. Спарфвенфельд, в уникальном описании Ниена в своём дневнике - заметках о путешествии по России в феврале 1684 года, приводит доводы, что существует три типа т.н. «русских»: настоящий русский – тот, кто беспрепятственно следует своей религии, понимая её и язык вероисповедания. Вторая группа – т.н. «ингры» - исповедуют русскую веру и готовы за неё умереть, хотя они по происхождению финны и не понимают ни слова по-русски, а о своей религии знают ещё меньше. Однако они всегда участвуют и хранят в традиции церемонию целования креста. Третья группа, именующаяся «Ветталайнен», по сути того же рода, что и «ингры», отличающиеся только своим названием. К тому же, они являются вотами (Votes) и, следовательно, говорят на ином диалекте, чем ингры.


Цитата:
В середине XVII века – не считая урбанистических Нарвы и Новгорода – население Ингрии не превышало 20 тысяч человек. Население Кексгольма также было весьма скудным. В Ингрии почти 60 % были православными. Остальные, финские лютеране, особенно в Нотебурге (Орешек) прибыли сюда из Выборгского района и Карелии. С другой стороны, в южных районах и в Копорье, православного вероисповедания придерживались от 70 до 80 % населения. Ивангород, городской и церковный центр, был исключительно православным и за его купцами и торговцами шведы внимательно наблюдали. Находясь под постоянным давлением с немецкой стороны, шведское правительство решило в 1645 году объединить Нарву и Ивангород.

В Ингрии, где проживали как финско- и русскоговорящие православные, так и немецко-финско-шведскоговорящие лютеране; соотношение этих слоёв населения друг по отношению к другу постоянно менялось.


Цитата:
В этих условиях, и имперские, и подчинённые силы могли иметь самые различные причины для того, чтобы пытаться сохранить традиционные представительные институты в упомянутом регионе. Это относилось к «Ландтагу» Эстонии и Ливонии, однако этот институт мало известен применительно к истории Ингрии и Кексгольма.

В 1584 году Северная Эстония уже являлась Шведским герцогством. Её знать («рыцарство») формировала единственную организацию (институт), которая обладала широкой автономией и получала привилегии от Шведской Короны. Дворяне обладали исключительным правом представительствовать в «Ландтаге» герцогства. Орган из 12 членов («Ландрат», окружное управление) занимался обсуждением текущих дел. В 1634 году дворянство Ливонии также решило организовать свой орган власти, но он не получил той степени автономии, которая была присуща его германо-эстонскому собрату. В случае Ингрии и Кексгольма, право на существование здесь такого «Ландтага» отрицалось Швецией. Ведь здесь исторической группировкой знати являлись не немецкие «рыцари», а бояре. Однако в 1898 году историк Оландер продемонстрировал, что в 1644-45 годах здесь всё же было сформировано три, очевидно небольших собрания «Ландтага» - два в Нарве и один в Копорье. Как он верно отмечает, существует противоречие в королевской декларации 1617 года – ингры являются шведами и, считаясь таковыми, не имеют разрешения посылать своих представителей в Шведский Парламент. Здесь определяющими были, естественно, финансовые аспекты. В 1643 году Эрик Гилленштерна добился у шведского правительства обещания не вводить новые налоги на оборонительные цели без учёта мнения знати. Собрание по этому поводу начал генерал-губернатор, наметивший в своих «предложениях» основные линии обсуждения. На встречах в 1644 и 1645 годах не просто смиренно соглашались с ситуацией; например, велось активное сопротивление тому, чтобы платить духовенству заработную плату. При этом в 1645 году, несмотря на неурожаи, на собрании согласились платить 180 в год за каждую переписанную в реестре конной службы лошадь


Цитата:
В 1630 году в Ингрии всё ещё было 48 православных церквей с 17 священниками, в то время как у шведско-финских лютеран было 8 церквей и 7 священников. Накануне войны, однако, насчитывалось уже не менее 36 лютеранских приходов с 42 священниками против 10 православных церквей и такого же числа священников. Также, что было наиболее важно для будущего, в ведении лютеран находилась целая широкая сеть начальных и средних школ в Нарве и Ниене. Восстановление церквей в материальном и духовном смысле сопровождалось трудностями.

С 1681 года, однако, лютеранская власть и церковь в Ингрии начали войну против православных и их финско-говорящей части. Важные биографические данные, почерпнутые из текста Кюёсти Венанена, свидетельствуют, что не менее 111 (11%) лютеранских священников и других представителей епархии родились в Финляндии. Следовательно, большинство из них говорили на финском языке даже при том, что многие знали шведский более или менее хорошо. И хотя шведский являлся «Имперским языком», языком власти, в Ингрии и Кексгольме в XVII веке среди сельского населения именно финский (а не русский) язык стал популярен и более распространен.
Вывод, к которому Хельмфельд приходит в своём отчёте 1662 года, - прежде всего что «страна, которая, когда я прибыл сюда, лежала практически в руинах, теперь, к счастью, всё больше и больше растёт и в культурном, и в территориальном отношении».

М. Мёрнер Наследие Столбовского мира. Шведское правление в Ингрии/Кексгольме 1617-1704
Сборник можно скачать тут:
http://novist.history.spbu.ru/sborniki_01_03.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Думаю, с такими именами они точно были лютеранами.

Да, с 1681 г. пошел активный процесс "олютеранивания" населения (к тому же война 1655-1661 гг. сильно ударила и по населению (эпидемии), и по православной церкви).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 5:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А сколько составляло население Ингрии к 1700 г.?
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 6:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот не приводят никаких данных (похоже, что никаких переписей не велось в те годы). Население Ниеншанца, насколько помню, около 2 тысяч человек.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 6:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если в середине века 23,5 тыс. при примерно 60% русских, то к 1700 г. при учете стимуляции переселения лютеран разных наций, могло быть существенное возрастание населения в целом.

АФАИК, из Ингрии массово в Россию никто не бежал. Значит, население оставалось тем же, но процент его снижался по причине увеличения количества переселенцев.

Скажем, в середине XVII в. русских было около 60% (14 тыс. человек), а в конце - 10% населения.

Если брать естественный прирост русской общины 1% в месяц, то за 50 лет это получается (при исходных 14 тыс.) 23,5 тыс. (на 1700 г.).

Тут надо еще учесть войну 1655-1656 гг. и чуму того же периода.

Косвенным свидетельством является количество священников - в 1630-е годы их было 17, а в 1700 - 10. Учтем, что часть перешла в лютеранство...

В общем, к 1700 г., ИМХО, русских в Ингрии могло быть все те же 14 тыс. +/-, а все население - порядка 140 тыс.

Естественно, расчеты на слабой базе и с большими допущениями.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2013 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А.И. Чепель отмечал в автореферате:

Цитата:
При общей малочисленности населения шведские власти вынуждены были использовать в приграничных гарнизонах, наряду с представителями различных этносов, также и местное русское население, которое нередко не было доброжелательно по отношению к новой власти. Наличие в шведском приграничье значительного числа людей, лояльных к России, проявилось во время русско-шведской войны 1656-1658 гг., когда многие шведские подданные, жившие в приграничье, вступали в русские войска, занявшие шведскую территорию, и обращали оружие против своего монарха. Кроме того, русские власти с началом войны пытались воздействовать на своих бывших подданных, призывая их сдавать шведские крепости царским войскам. Таким образом, стабильность и безопасность границы, к которым стремилось шведское правительство после заключения Столбовского мира, так и не были достигнуты на протяжении всего изучаемого периода.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problemy-shvedsko-russkogo-prigranichya-i-pogranichnaya-politika-shvetsii-v-1617-1661-gg#ixzz2bfeC8PZG


Цитата:
Шведское правительство продумывало, как удержать население, проживавшее на полученных по Столбовскому миру русских территориях ещё до его заключения. Существенной данностью было православное вероисповедание большей части новых шведских подданных. Это обстоятельство вступало в противоречие с религиозной доктриной Стокгольма, сводившейся к распространению лютеранства на всей территории королевства. Поэтому шведская конфессиональная политика на полученных по Столбовскому миру русских землях отличалась двойственностью. С одной стороны, в отношении православных проводилась политика распространения лютеранства путём проповеди и предоставления льгот тем, кто готов был сменить вероисповедание, с другой, шведские власти стремились подчеркнуть, что отправление православных обрядов на шведской территории не встретит каких-либо затруднений.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problemy-shvedsko-russkogo-prigranichya-i-pogranichnaya-politika-shvetsii-v-1617-1661-gg#ixzz2bfedY7Yu

Похоже, что Д. Зелов немного лукавит - опираясь на две-три известных фамилии, делает выводы о политике шведов в целом.
Первоначально действительно шведы старались привлечь местное дворянство к управлению краем и гарантировали свободу вероисповедания, но после войны 1655-1661 гг. политика стала меняться.
И именно в ходе этой политики несколько человек стали верными шведскими подданными.
(то есть - по грубой аналогии - на примере Власова и Лукина делается вывод об отношении Гитлера к жителям оккупированных территорий).

О приграничной торговле:
Цитата:
в изучаемый период нестабильность шведско-русского приграничья была обусловлена, в первую очередь, тем, что разделённые линией границы местные жители продолжали оставаться в едином экономическом и культурном пространстве. Вопросы жизнеобеспечения заставляли приграничное население продолжать традиционный товарообмен вне зависимости от изменившихся политических условий. Взаимодействию шведских приграничных жителей с русскими подданными способствовали также родственные и религиозные связи. Попытки шведских властей обратить православное население приграничья в лютеранство не встречали у него понимания, лишь усиливая его связи с Россией;

• русское правительство тайно поддерживало и инициировало нелегальные контакты царских подданных с подданными шведского короля, населявшими отошедшие под власть Швеции бывшие русские территории. Это также способствовало сохранению напряжённости в шведско-русском приграничье, заставляя шведское правительство постоянно реагировать на противоречившие дипломатическим соглашениям русские инициативы;

• нуждаясь в лояльности местных жителей в периоды политического сближения с Россией, правительство Швеции избегало последовательно проводить закреплённые в дипломатических документах ограничительные меры в торговой сфере, непосредственно касавшиеся населения шведско-русского приграничья. Запоздалые попытки осуществить эти ограничения на практике закономерно приводили к недовольству местных жителей, обостряя в итоге дипломатические отношения между Швецией и Россией

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problemy-shvedsko-russkogo-prigranichya-i-pogranichnaya-politika-shvetsii-v-1617-1661-gg#ixzz2bffh71Ga
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  След.
Страница 7 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS