Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Откуда взялся титул "всея Руси"?

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Руси
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2024 12:39 am    Заголовок сообщения: Откуда взялся титул "всея Руси"? Ответить с цитатой

Титул "митрополит всея Руси" возник в эпоху феодального распада Древней Руси:

Цитата:
В результате распада Руси, к титулу «митрополит Киевский» добавилось «и всея Руси».


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82_%D0%9A%D0%B8%D0%
B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8

На печатях первых митрополитов Руси, однако, не было ни титулатуры "Киевский", ни титулатуры "всея Руси". Там указывается титул "митрополит Росии" - причём С ОДНОЙ буквой "с". Вот:

https://books.google.gr/books?id=xTNMDwAAQBAJ&pg=PT158&dq=%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB+%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0
%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82+%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B8+%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%8F+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8&hl=en&sa=X&ved=2
ahUKEwiv4vPPj-CDAxXiRvEDHStvA3EQ6AF6BAgDEAE#v=onepage&q=%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB%20%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%
D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%20%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%
B8%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%8F%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8&f=false

Или вот:

Цитата:
1[2]. Митрополиту Феопемпту, упоминаемому в летописи под 1039 г., принадлежит печать, известная в трех экземплярах: на одной стороне помещено погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, на другой - греческая надпись: "+Κ(υρι)ε β(οη)θ(ει) Θεοπεμ(π)το μ(ητ)ροπ(ο)λ(ιτη) Ροσ(ιας)", т.е. "Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России"[3].


Цитата:
2. Митрополиту Георгию, которого летопись упоминает под 1072 и 1073 гг., принадлежат два экземпляра печати, оттиснутые одной парой матриц, и два экземпляра печати с модифицированным оттиском на аверсе[4]. На одной стороне печати помещено изображение св. Георгия в рост, на другой - греческая надпись: "+Κ(υρι)ε β(οη)θ(ει) Γεωργ(ηο) μ(ητ)ροπο(λιτη) Ροσιας και συγκελλω", т.е. "Господи, помоги Георгию, митрополиту России и синкеллу".


Цитата:
3[5]. Имя митрополита Николая упоминается летописью под 1097 г. Этому митрополиту принадлежит печать (Янин 1970. №45) на одной стороне которой помещено поясное изображение Богоматери с младенцем на левой руке, а на другой четырехстрочная надпись: "+Σφρ(αγις) προεδρ(ου) Ρωσιας Ν(ι)κολαου", т.е. "Печать проедра России Николая".


Цитата:
4-5. Митрополиту Никифору I прибывшему в Киев в 1104 г. и умершему в 1121 г. принадлежат две практически одинаковые печати (Янин 1970. №46, 47). На одной стороне печатей помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", на другой - греческая легенда: "+Αγνη σκεποις με Ρωσιας Νικηφορον", т.е. "Пресвятая, воззри на меня, Никифора (пастыря) России". Надписи легенды отличаются написанием слова "России" - на первой печати написано Ρωσιας, в то время как на второй - Ροσιας. Атрибуция печатей именно этому Никифору, а не одноименному митрополиту конца XII в. подтверждается наличием группы хронологически и типологически близких печатей новгородских епископов Ивана Попьяна и Нифонта, а также галицкого епископа Козьмы.


Цитата:
6. Митрополиту Никите, прибывшему из Константинополя в 1122 г. и умершему в 1126 г., вероятно нужно отнести печать на одной стороне которой помещено поясное изображение Богоматери "Знамение", а на другой - греческая надпись: "+Σφραγι(ς) Νικητα Ρωσιας επισκοπου", т.е. "Печать Никиты епископа России" (Zacos 1984. №645; Купранис 1995. №47а). Легенда печати называет владельца "епископом России" - сочетание весьма необычное. Однако, учитывая что топоним "Россия" на святительских печатях до сих пор встречался исключительно для обозначения киевской митрополии (Янин 1970. 5Cool, можно полагать, что печать все-таки принадлежит именно митрополиту Никите, чье имя упоминается в митрополичьих списках единственный раз. Но если даже предположить, опираясь на мнение об особой роли белгородской кафедры (Голубинский 1901. 668-669; Щапов 1989. 36-37), что этой печатью мог пользоваться белгородский епископ Никита в период между смертью митрополита Никиты и прибытием в 1130 г. Михаила, то это не меняет датировку печати.


Цитата:
7. Митрополиту Михаилу, прибывшему в 1130 г. и уехавшему в Византию в 1145 г., принадлежит печать известная, как кажется, в двух экземплярах (Laurent 1963. №788; Янин 1970. №4Cool[6] с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью на другой: "+Σφρ(αγις) Μιχ(αηλ) πιμεναρχου Ρωσιας", т.е. "Печать Михаила, архипастыря России". Использованный сфрагистический тип делает невозможным даже предположение об отнесении печати легендарному одноименному митрополиту конца X в.


Цитата:
8-9. Известны две сильно отличающиеся по оформлению печати в легендах которых говориться о митрополите Константине. Одна из них (Янин 1970. №49) несет на одной стороне поясное изображение Богоматери "Халкопратийской", а на другой - греческую четырехстрочную надпись: "+Σφρα(γ)ις προεδρου (Ρ)ωσιας Κων(στ)αντινου", т.е. "Печать проедра России Константина". На другой, известной в трех экземплярах печати (Янин 1970. №51), помещено изображение Богоматери сидящей на троне (по определению Н. П. Лихачева в типе переходном от "Знамения" к "Печерской"), а на другой стороне - греческую надпись: "+Κωνσταντινος ελε(ω) Θ(εο)υ μ(ιτ)τροπολ(ι)της παση(ς) (Ρ)ωσιας", т.е. "Константин, божией милостью митрополит всея России". История знает двух Константинов, занимавших киевскую кафедру с очень небольшим промежутком между ними. Константин I прибыл из Византии в 1156 г. и всего через два года в 1158 г. вынужден был бежать из Киева в Чернигов где и умер в 1159 г. Константин II прибыл в Киев в 1167 г. и еще раз упоминается в летописях в 1169 г. Не уточняя пока кому именно из Константинов какая печать принадлежит, можно уверенно локализовать оба сфрагистических типа в указанных хронологических рамках.


Повсеместно на предыдущих печатях глав Церкви Древней Руси стоит словосочетание "митрополит Росии" - с одной буквой "с", а буква "о" в греческом оригинале иногда передаётся через омикрон, иногда - через омегу.

На последней приведённой печати ВПЕРВЫЕ упоминается титульное словосочетание "митрополит всей Росии". Её датировка колеблется между 1156 и 1170 годами.

Цитата:
10. Митрополиту Кириллу I, прибывшему в 1224 г. и умершему в 1233 г., принадлежит известная в трех экземплярах печать (Янин 1970. №53; Сотникова 1987. №7) на одной стороне которой изображена Богоматерь "Знамение" в рост, по сторонам: "M(hth)r Q(eo)u h ier(a)", т.е. "Пресвятая Богородица"; а на другой - греческая надпись: "+Κιριλλος μοναχος ελεω Θ(εο)υ αρχιεπισκοπος της μ(ητ)ροπολεως Ρωσιας", т.е. "Кирилл, монах, милостью божией архиепископ митрополии России". Два экземпляра этой печати найдены при раскопках городища Княжая Гора близ Черкасс, прекратившего свое существование в результате монгольского нашествия, что, собственно, и позволяет отнести их именно этому Кириллу, а не одноименному митрополиту 40-80-х гг. XIII в.


http://krotov.info/history/11/1/kupr2000.html

В 11 веке Никонова Летопись тоже упоминает митрополитов - Киевских и всея РОССИИ (с ДВУМЯ "с") - это первое известное МНЕ написание слова "Россия" с двумя "с". Митрополит Булгаков отмечает:

Цитата:
Где находилась кафедра первых наших митрополитов? Некоторые летописи и списки церковного устава Владимирова ясно выражаются, что святой князь принял из Царьграда митрополита Киеву702, между тем второй наш митрополит Леонтий назван в надписи его сочинения митрополитом Переяславля Русского и сам преподобный Нестор под 1089 г. замечает, что действительно “бе прежде в Переяславли митрополья”703. Что же это значит? Всего вероятнее, дело было так: митрополиты наши как главные иерархи Русской Церкви естественно предназначались для столицы (митрополии) Русского царства и присылаемы были из Царьграда в Киев. Но так как с самого начала не нашлось им в Киеве приличного помещения, а в Переяславле неподалеку от Киева (в 82 верстах) существовал уже готовый дом, и, может быть, весьма удобный для такой цели, то великий князь и отдал им этот дом для жительства. Оттого, по словам Никоновой летописи, “живяху множае тамо (в Переяславле) митрополиты Киевские и всея России, и епископы поставляху тамо”704, посещая, разумеется, Киев всякий раз, что по близости было весьма легко, как только требовали обязанности архипастырского служения. И это продолжалось до тех пор, пока великий князь Ярослав не построил в Киеве Софийского кафедрального собора и при нем митрополитского дома, куда и переселились наши первосвятители. В сем-то смысле Ярослав действительно, как выражаются некоторые летописи, митрополию устави, т. е. уставил в Киеве, тогда как прежде она находилась в Переяславле.

704Ник. лет. 1.191 (241).


https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/2_2

Цитата:
Когда кафедра Переяславская сделалась праздною, Ефрем вызван был из Константинополя и хиротонисан на эту кафедру или, как выражается Нестор, “изведен бысть в страну сию и поставлен бысть митрополитом в городе Переяславли”1138. Это случилось после 1072 г., потому что тогда был еще Переяславским епископом Петр, и прежде 1089 г., потому что под этим годом читаем в летописи Несторовой: “В се же лето священа бысть церкы св. Михаила переяславская Ефремом, митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущю, бе бо преже в Переяславли митрополья”. Таким образом, преподобный Нестор, который был современником Ефрему, два раза называет его митрополитом, но только митрополитом Переяславским, а не Киевским, и называет ради чести, ради того, что “был прежде Переяславль митрополья”, а не потому, чтобы Ефрем был действительно митрополитом. Напротив, сам же Нестор свидетельствует, что в том же 1089 г., когда митрополит Ефрем освящал свою церковь в Переяславле, действительным митрополитом Киевским и всея России был Иоанн III, скончавшийся уже в следующем году, сам же Нестор называет потом (в 1091 г.) Ефрема только епископом Переяславским1139.

1139Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90 (228). Снес.: Карамз. 2. Прим. 160 (148).


https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/2_8

Кстати говоря, у Константина Багрянородного Русь тоже упоминается как Росия - причём это первое исторически известное упоминание Руси как Ро(с)сии. Вот:

Цитата:
3. Термин Ρωσια как обозначение территории восточнославянского государства, соответствующее летописным наименованиям "Русь" и "Русская земля", впервые в византийской литературе встречается в сочинении Константина "О церемониях" (De cerem. Р. 594. 18, 691. 1. См.: DAI. II. Р. 20). Сопоставимыми с названиями "русская земля" и "страна русская" стали в византийских источниках выражения cwra thV 'RwViaV (DAI. 37. 43) и gh 'Rwsikh (Horander W. Theodoros Prodromos. Historische Gedichte. Wien, 1974. № 59. 191). В южнославянских памятниках для обозначения государства он употребляется лишь с 1387 г., в России — со второй половины XV в. (Соловьев А. В. Византийское имя России // ВВ. 1957. Т. XII С. 134-146). Известная форма, употребительная в новое время, — с двумя с ("Россия"), в греческих текстах встречаются в XIV в. (Nicephori Gregorae Byzantinae historiae lubri postremi / Ed. I.Becker. Bonnae, 1855. P. 199, 12, 511. 1Cool, в русских источниках — с XVI в. (см.: Соловьев А. В. Византийское имя России // ВВ. 1957. Т. XII. С. 146).


https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext9.htm

О титуле "митрополит всея Руси", встречающемся в 15 веке в древнерусской литературе - Карташев:

Цитата:
Одно произведение XV в. озаглавлено: «Григория архиепископа киевского и всея Руси, слово похвальное, иже у Флорентии и у Костентии собору»; Автор его вероятно митрополит Григорий Болгарин, ученик Исидора. ... В том же XV в. Пахомий Серб, пиша по заказу житие московских святителей ... : «Житие и жизнь иже во свв. отца нашего архиепископа Алексея митрополита Киевского и всея Руси, списание иеромонахом Пахомием» или «составлено иеромонахом Пахомием по благословению г-на Преосвященного архиепископа Киевского и всея Руси, Ионы митрополита».


https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/6_6

Ещё ранее (в 13 веке) титул "митрополит Киевский и всея Руси" встречается в Первой Новгородской Летописи - митрополит Булгаков пишет:

Цитата:
в первой Новгородской летописи читаем: “Преставися блаженый митрополит всея Руси Кыевский, именем Кюрил, родом грьцин бе, приведен бысть из Никея”1678.

1678П. собр. р. лет. 1.190; 3. 49 (228).


https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/2_16

Однако самое первое упоминание словосочетания "митрополит всея Руси" - встречается в титуле Киевского митрополита в грамоте Вселенского патриарха Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому (это текст переведённый на русский язык), около середины 12 века - митрополит Булгаков приводит текст этого послания:

Цитата:
грамота цареградского патриарха Луки Хрисоверга к Андрею Боголюбскому
(К прим. 33)
«Грамота великого патриарха Луки ко князю Ондрею ростовскому, Боголюбскому
Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный княже ростовский и суждальский! Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом принесена бысть и прочтена бысть в Соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие умиряется, яко многи по местом молебныа домы создал еси Богу, доброе се твое почтание вси похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом, и не токмо же грамотою благородия твоего сия извествовахом, но от того самого епископа твоего многа благая о благородии твоем, и свидетельствова пред нашим смирением и пред Божественным Собором, и пред державным нашим святым царем. Сказывает же нам писание твое, иже град Володимерь из основания воздвигл еси велик со многом человек, в немже и церкви многи создал еси. Не хощеши же его быти под правдами епископьи Ростовския и Суздальския, но обновити е митрополиею и поставити от нас в не митрополита, тамо сущаго у благородия твоего Феодора. Да еже убо о граде твоем, иже в нем святых церквей, яже воздвигл еси на славу Богу, но той ти множицею благородию твоему воздаст; а еже отъяти таковый град от правды епископьи Ростовския и Суждальския и быти ему митрополиею не мощно есть то. Да ведомо буди благородию твоему: понеже бо, якоже слышим, оже не иноя страны есть ни области таковый град; не ново бо есть зашел к любви и к твоему княжению ныне бы приложен, но тое же самое земли и области есть, в ней (же) суть прадеди твои были; и ты сам обладаеши ею ныне, в нейже едина епископья была издавна, и един епископ во всей земли той. Ставим же по временем священным митрополитом всея Руси, еже есть от нас святыя и великия Церкве, ставим и посылаем тамо; а не можем мы того сотворити, занеже яве съвъпрашати сважатися с Божественными и священными правилы. Правила убо святых апостол и Божественных отец каяждо митрополия и епископья цели и непорушимо своя держати оправдания повелели, и никтоже от святых может Божественных и священных преступити правил, аще не странен от Бога хощет быти.
Прочтохом же и присланые грамоты твои, на нихже биаху обинныи вины на боголюбиваго епископа твоего. А понеже уведахом и священного митрополита грамотою епископ, и от самого посла деръжавнаго и святаго нашего царя, и от инех многих, оже таковая епископа твоего обинения молвена суть многажды по своем тамо у вас Соборе и пред великим князем всея Руси, пришедшим о том некым мужем благородия твоего, явилася не крепка, якоже бы епископу спакостити, и оправлен убо сии епископ своим Сбором; и неподобно, и мы мнехом, отинуд того порядити, занеже суть истязанна тамо; яко бо и священная правила не велят нам того творити, иже велят коемуждо епископу своим Собором судитися. Но понеже епископ, надеяся на свою правду, прележаше моляся нам истязати паки нам, таковая нам послушахом молбы, и прочтохом иже на него благородием твоим присланую грамоту. А понеже противу которой вине своей во правду силне по правилом отвещал есть, и оправдан есть нами, и в службу его с собою прияхом, и служил с нами. И се же епископ твоему благородию послан, как и от самого Бога, нашим смирением, Божественым и священным великим Собором. И известно надеемся, яко не восхощеши ся противити суду всех святитель и нашему смирению, и просто, аще хощеши имети часть с Богом, смесившаго небесная и земная своим к нам сшествием, и благословления великия соборныя Церкве и молитв всех, иже зде сшедшихся, святитель и нашего смирения, духовный отчей сыну! Всяку убо, юже имееши жалобу и да в души своей на боголюбиваго епископа своего, сложи с сердца своего; с радостию же его приими, со всякою тихостию и любовию, яко же Божиею благодатию достойна суща яко и слова почтена, и добродетелию светящее, и смыслом украшена и сведает право паствити и управливати порученное ему Богом стадо. А пастыря имея яже не такого, то боле не проси иного, но име его, яко святителя, и отца, и учителя, и пастыря и приими его опять в свою землю, да паствит Божие стадо, да не забывает, ожели то твое благородие будет в том гресе. Пусти же ему строити своея церкве, яко же благодать Святаго Духа вздает ему – се бо и Богу, и человеком есть угодно. Аще ли твое благородие годующе хощеть жити в созданием тобою граде, а хотети начнет и епископ в нем с тобою быти, да будет сии боголюбивый епископ твой с тобою; в том бо ему несть пакости, занеже есть таковый град под областию его. Ожели паки, якоже не имам веры, ни дай Бог быти, по его оправлении и священным митрополитом всея Руси, и его епископы и нашим совершеным утвержением отнюдь, – а не будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поучением и наказанием, но и еще начнеши гонити сего. Богом та данного святителя и учителя, повинуяся инем чрез закон поучением, а ведомо ти буди, благословеный сыну, то аще всего мира исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлеви, ни единоя жити...»

Надобно заметить, что это послание Луки Хрисоверга к кн. Андрею Боголюбскому известно было не по летописи только Никоновой, а и в отдельных рукописях, еще в XVI в. (см. статью: «Сильвестр Медведев, отец русск. библиогр.». С. XXIII (302) и затем: «Оглавление книг, кто их сложил». С. 54 в Чтен. Моск. истор. общ. 1846. № 3. Отд. IV (189)).


https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/istorija-russkoj-tserkvi/2_22

Или другой вариант написания того же текста (Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ III. — Второе, исправленное изданіе. — СПб.: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. — С. 298-300):

Цитата:
Грамота великого Патріарха Луки ко Князю Ондрею Ростовскому, Боголюбскому.
История Русской Церкви. Макария, Архиепископа Харьковского. Томъ III. Второе, исправленное издание. СПб., 1868Любимый о Господи, духовный сыну, преблагородный Княже Ростовъскій и Суждальскій! Грамота благородія твоего къ нашему смиренію твоимъ посломъ принесена бысть и прочтена бысть в соборѣ. Увѣдавше на ней, оже въ твоей земли твоимъ почтаніемъ благочестіе умиряется, яко многи по мѣстомъ молебныа домы создалъ еси Богу, доброе се твое почтаніе вси похвалихомъ, и еже къ Богу правую твою вѣру готовахомъ, и не токмо же грамотою благородія твоего сія извѣствовахомъ, но отъ того самого епископа твоего многа благая о благородіи твоемъ, и свидѣтельствова предъ нашимъ смиреніемъ и предъ Божественнымъ Соборомъ, и предъ державнымъ нашимъ святымъ царемъ. Сказываетъ же намъ писаніе твое, иже градъ Володимерь изъ основанія воздвиглъ еси великъ со многомъ человѣкъ, въ немъ же и церкви многи создалъ еси. Не хощеши же его быти подъ правдами епископьи Ростовскіа и Суздальскіа, но обновити е митрополіею и поставити отъ насъ въ не митрополита, тамо сущаго у благородія твоего Ѳеодора. Да еже убо о градѣ твоемъ, иже внемъ святыхъ церквей, яже воздвиглъ еси на славу Богу: но той ти множицею благородію твоему воздасть; а еже отъяти таковый градъ отъ правды епископьи Ростовскіа и Суждальскіа и быти ему митрополіею — не мощно есть то. Да вѣдомо буди благородію твоему; понеже бо, якоже слышимъ, оже не иноя страны есть ни области таковый градъ; не ново бо есть зашелъ къ любви и къ твоему княженію нынѣ бы приложенъ, но тое же самое земли и области есть, въ ней (же) суть прадѣди твои были; и ты самъ обладаеши ею нынѣ, въ ней же едина епископья была издавна, и единъ епископъ во всей земли той. Ставимъ же по временомъ священнымъ Митрополитомъ всеа Руси, еже есть отъ насъ святыя и великія церкве, ставимъ и посылаемъ тамо; а не можемъ мы того сотворити, занеже явѣ съвъпрашати сважатися съ Божественными и священными правилы. Правила убо святыхъ Апостолъ и Божественыхъ отецъ каяждо митрополіа и епископья цѣли и не порушимо своя держати оправданіа повелѣли, и никто же отъ святыхъ можетъ Божественныхъ и священныхъ преступити правилъ, аще не страненъ отъ Бога хощетъ быти.

Прочтохомъ же и присланые грамоты твои, на нихъ же біаху обинныи вины на Боголюбиваго епископа твоего. А понеже увѣдахомъ и священного Митрополита грамотою епископъ, и отъ самого посла деръжавнаго и святаго нашего царя, и отъ инѣхъ многихъ, оже таковая епископа твоего обиненіа молвена суть многажды по своемъ тамо у васъ соборѣ и предъ великимъ княземъ всея Руси, пришедшимъ о томъ нѣкымъ мужемъ благородія твоего, явилася не крѣпка, якоже бы епископу спакостити, и оправленъ убо сій епископъ своимъ сборомъ; и неподобно, и мы мнѣхомъ, отинудъ того порядити, занеже суть истязанна тамо; яко бо и священная правила не велятъ намъ того творити, иже велятъ коемуждо епископу своимъ соборомъ судитися. Но понеже епископъ, надѣяся на свою правду, прележаше моляся намъ истязати паки намъ, таковая намъ послушахомъ молбы, и прочтохомъ иже на него благородіемъ твоимъ присланую грамоту. А понеже противу которой винѣ своей во правду силнѣ по правиломъ отвѣщалъ есть, и оправданъ есть нами, и въ службу его с собою пріяхомъ, и служилъ съ нами. И се же епископъ твоему благородію посланъ, какъ и отъ самого Бога, нашимъ смиреніемъ, Божественымь и священнымъ великимъ соборомъ. И извѣстно надѣемся, яко не восхощешися противити суду всѣхъ святитель и нашему смиренію, и, просто, аще хощеши имѣти часть съ Богомъ, смѣсившаго небесная и земная своимъ къ намъ сшествіемъ, и благословенія великіа соборныя церкве и молитвъ всѣхъ, иже здѣ сшедшихся, святитель и нашего смиреніа, духовный отчей сыну! Всяку убо, юже имѣеши жалобу и да въ души своей на Боголюбиваго епископа своего, сложи съ сердца своего; с радостію же его пріими, со всякою тихостію и любовію, яко же Божіею благодатію достойна суща яко и слова почтена, и добродѣтелію свѣтящее, и смысломъ украшена и свѣдаетъ право паствити и управливати порученное ему Богомъ стадо. А пастыря имѣя яже не такого, то болѣ не проси иного, но имѣ его, яко святителя, и отца, и учителя, и пастыря и пріими его опять въ свою землю, да паствитъ Божіе стадо, да не забываетъ, ожели то твое благородіе будетъ в томъ грѣсѣ. Пусти же ему строити своея церкве, яко же благодать Святаго Духа въздаетъ ему; се бо и Богу и человѣкомъ есть угодно. Аще ли твое благородіе годующе хощеть жити въ созданнѣмъ тобою градѣ, а хотѣти начнетъ и епископъ въ немъ с тобою быти, да будетъ сій Боголюбивый епископъ твой съ тобою; въ томъ бо ему нѣсть пакости, занеже есть таковый градъ подъ областію его. Ожели паки, якоже не имамъ вѣры, ни дай Богъ быти, по его оправленіи и священнымъ Митрополитомъ всеа Руси, и его епископы и нашимъ совершенымъ утверженіемъ отнюдь, — а не будешь к нему, якоже подобаеть, ни повинутися начнеши его поученіемъ и наказаніемъ, но и еще начнеши гонити сего, Богомъ ти данного святителя и учителя, повинуяся инѣмъ чрезъ законъ поученіемъ, а вѣдомо ти буди, благословеный сыну, то аще всего міра исполниши церкви и грады и возградиши паче числа, гониши же епископа, главу церковную и людскую, то не церкви, то хлѣви, ни единоя жити»... [1]

[1] Надобно замѣтить, что это посланіе Луки Хрисоверга къ кн. Андрею Боголюбскому извѣстно было, не по лѣтописи только Никоновой, а и въ отдѣльныхъ рукописяхъ, еще въ XVI вѣкѣ (см. статью: «Сильвестръ Медвѣдевъ, отецъ Русск. библіогр.», стр. XXIII, и за тѣмъ: «Оглавленіе книгъ, кто ихъ сложилъ», стр. 54, въ Чтен. Моск. Истор. Общ. 1846. № 3, отд. IV).


http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=history.luka_hrisoverg01
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...


Последний раз редактировалось: andy4675 (Вт Янв 16, 2024 2:01 am), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2024 12:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

То есть поначалу митрополиты Древней Руси даже не именовались Киевскими. Они просто именовались "митрополитами Росии". Это в греческой терминологии 11 - 12 веков. В древнерусской версии титула - Никоновой Летописи - во второй половине 11 века - митрополиты Древней Руси ВПЕРВЫЕ упоминаются как "Киевские и всея России". Причём России - с ДВУМЯ "с". И это - хронологически первое написание слова "Россия" с двумя "с". В греческом оно впервые появляется порядком позже 11 века, причём подобное написание в греческом языке - явно заимствованном из древнерусского - так и не прижилось. Сегодня в новогреческом языке ПО ПРЕЖНЕМУ грамотным является написание слова "Росия" с одной буквой "с" - а слова "Россия" с двумя "с" не существует.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Янв 16, 2024 2:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Текст грамоты Луки Хрисоверга к князю Андрею Боголюбскому упоминается в списке книг и текстов, имевшихся в Московском царстве при патриархе Никоне, в 17 веке, составленном знаменитым русским библиотекарем (и архивариусом) 17 века, Сильвестром Медведевым. На стр. 54, под порядковым номером 133:

https://azbyka.ru/otechnik/books/original/23658/%D0%9E%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%
BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3,%20%D0%BA%D1%82%D0%BE%20%D0%B8%D1%85%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%BB.pdf
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Руси Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS