Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Локры

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7589
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Июл 04, 2023 10:05 am    Заголовок сообщения: Локры Ответить с цитатой

В Древней Греции существовало несколько земель, жители которых именовались локрами. В частности, в Средней Греции было две области, именовавшиеся Локридой, Восточная и Западная. Западная Локрида лежала между Этолией и Фокидой, и имела такие города, как Навпакт и Амфисса. Она также именовалась Озолийской Локридой, а её жители - озолийскими («вонючими») локрами. Очевидно, такое название было очень древним, и скорее всего оно было связано с занятием местных жителей скотоводством мелкого рогатого скота - кож и овец, с их специфическим запахом. Восточная Локрида лежала на побережье Эвбейского залива, на север от Беотии, на юго-восток от горы Эта. Эта область, сперва очевидно единая, со временем была разделена на две части - Опунтскую Локриду и Эпикнемидскую Локриду. Они были названы в честь главного города первой из них, Опунта, и в честь горы Кнемида (эпикнемидский означает «на Кнемиде). Эпикнемидская Локрида была севернее, а Опунтская - южнее. При этом изначально это была единая область, с центром в Опунте, в честь чего она наряду с Восточной Локридой носила также название Опунтской Локриды - до откола Эпикнемидской Локриды.

Следует заметить, что скорее всего жители Восточной и Западной Локриды имели общее происхождение. Существует две вероятности ранней географии региона: либо весь регион от восточных границ Этолии до западных границ Аттики, включая Фокиду и Беотию, изначально были заселены локрами, пока сюда не явились фокидяне и беоты, и в результате этого на бывших землях локров не возникли Фокида и Беотия, расколов между собой Восточную и Западную Локриды - в пользу этой версии говорит, например, лоскутный, разорванный характер географии Восточной Локриды. По другой интерпретации, Восточная Локрида - результат колонизации локров из более древней Западной Локриды. В пользу этого говорит тот факт, что название Западной Локриды является характеристикой её жителей, тогда как название Восточной Локриды - очевидно более позднее, и связано с центральным городом области, Опунтом. То есть оно физически не могло быть более ранним, чем возникновение этого города. А стало быть, жители области связаны с возникновением тут этого города - а скорее всего и других городов региона.

Наконец, локрами именовались также жители греческой колонии в юго-западной Италии, полиса Локры Эпизефирские.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7589
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Дек 02, 2023 6:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Города Локриды Озольской (иначе: Западной) [Λοκροί Οζολοί, Λοκροί Εσπέριοι]

АМФИССА

Дорога из Дельф через село ХриссО (античную Криссу в Фокиде) спускается к Итее, пересекая бесконечные оливковые рощи. На этом маршруте, не доходя 5 километров до Итеи, нужно пойти по дороге, которая проходит между горными кряжами Парнасса и Гьоны - эта дорога ведёт к Амфиссе и к Гравье.

Границы древних регионов сильно искажены в современной Греции. На сегодняшний день Амфисса - город Античной Локриды Озольской - это столица нома Фокиды (Древняя Фокида была соседним с Локрида Озольской регионом, на восток от неё).

Согласно мифу, город Амфисса получил своё имя в честь внучки Эола, возлюбленной Аполлона, Амфиссы (местные жители показывали её гробницу Павсанию Периэгету во II веке н. э. Однако её в Древности стали возникать рационалистические попытки интерпретации названия города, которые указывали, что его название происходило от того, что он находился «между» (αμφί-) двух больших горных массивов - Парнасса и Гьоны.

Древняя Амфисса лежала на месте современного одноимённого города.

Город Амфисса упоминается в Древности как столица озольских локров. В Амфиссе нашли убежище жители многих городов Фокиды в ходе нашествия персидского царя Ксеркса I, разорившего эти древнегреческие полисы. Однако древнейшее упоминание этого города в связи с неким достопримечательным историческим событием - это его участие в IV Священной войне, когда городская крепость Амфиссы была осаждена и захвачена при помощи обмана царём Македонии Филиппом II, а сам город был сровнян с лицом земли и полностью уничтожен захватчиками (338 год до н. э.). Конечно, позднее, и уже вскоре, Амфисса была построена вновь, и уже в 279 году до н. э. 400 гоплитов из Амфиссы приняли участие в войне против галатов, которые вторглись в Южную Грецию и дошли до Дельфийского оракула.

Представляется, что мощная крепость Древней Амфиссы обеспечивала оборону этого города даже во времена варварских набегов.

Хотя крепость Амфиссы считалась неприступной, в 996 году она была захвачена болгарами царя Самуила, и все те, кто искали убежища в ней, были уничтожены или уведены в плен - жители города, укрывшиеся за его стенами, были вырезаны (после этого данная крепость опять оставалась неприступной). После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, регион Амфиссы был захвачен Бонифацием Момферратским, а затем перешёл в обладание французского семейства Строманкур или Отреманкур (Autremencourt), и стал отдельной баронией, известной под своим каталонским названием как La Sula или La Sola (считается, что от искажения названия Сула происходит более позднее греческое название города - Салона (τα Σάλωνα, τα Σάλονα)). После вторжения наёмнической Каталонской Кампании в Южную Грецию, в 1311 году управление этим регионом было доверено рыцарю Роджеру Делору (Deslaur), а позднее - каталонскому семейству Фадригов. В 1394 году Амфиссу захватили османы султана Баязида I. После многочисленных приключений, Салоны были захвачены османами в 1410 году, и стали местом пребывания воеводы. Город познал большой экономический расцвет во времена владычества Али-паши Яннинского, экспортируя оливковое масло, зерно, хлопок и кожу. Накануне Греческой Революции 1821 года, согласно описаниям путешественников, в Амфиссе было 19.000 жителей, и было значительное присутствие османского элемента.

В Салонах, родине многих греческих оплархигосов (=командиров местных повстанческих отрядов), 27 марта 1821 года было объявлено начало восстания в Румелии арматолом Панурьясом. В ноябре 1821 года здесь было созвано собрание Восточной Материковой Греции (η Ανατολική Χέρσος Ελλάδα). До 1828 года Салоны многократно подвергались осаде как по стороны османских, так и со стороны повстанческих греческих войск. Этот город, который был полностью разрушен (потребовалась специальная забота Каподистрии, чтобы население вернулось обратно, и были вновь отстроены дома), опять официально принял название Амфисса с 1833 года, и стал превращаться в экономический центр Фокиды.

Город Амфисса амфитеатрально лежит на склонах возвышенности Элат, у подножий горного кряжа Гьона. Перед ней раскрывается долина - это Криссейская равнина, как её называли древние греки. Криссейская равнина наполнена оливковыми рощами, откуда происходит знаменитая амфисская маслина.

Над современной Амфиссой возвышается средневековая Крепость Салон(ов), также именуемая в народной традиции крепостью ОрьИ. Она лежит на месте акрополя Древней Амфиссы. Крепость Амфиссы - мощнейшая, однако она перенесла обширные ущербы от многократных землетрясений - в особенности от землетрясения 1870 года. Представляется, что она была окружена двойной внешней оборонительной стеной (периболом), за исключением её северо-восточной стороны (которая была естественным образом защищена самой природой: данное место характерным образом именуется «прыжком царевны» - быть может потому, что народная фантазия верила, что отсюда спрыгнула некая царевна, чтобы не попасть в руки турок), и она является особенно неприступной с северо-восточной стороны, где она «опирается» на обрывистый скалистый выступ, завершающийся обрывом в бездну. Остатки внешней стены Крепости Салон видны лишь с трудом, но, видимо, она окружала весь холм крепости и древний город. В некоторых местах сохраняются отдельные остатки этой стены, как например кусок киклопической оборонительной стены из огромных прямоугольных каменных глыб. Вторая оборонительная стена представляла из себя главное оборонительное укрепление, и сохраняется на значительном пространстве. Внутри Крепости Салон можно увидеть выделяющиеся здесь руины католической церкви Святой Софии, установленной на руинах хорошо сохранившейся древнегреческой оборонительной стены, сооружённой из прямоугольных камней. Под этой церковью находится крипта или церковь поменьше, которая состоит из двух зданий. Третий, самый внутренний перибол Крепости Салон сохраняется в худшем состоянии. Доступ внутрь Крепости Салон совершается через прямоугольные древнегреческие ворота, окружаемые оборонительной стеной, сооружённой из полигонических и прямоугольных камней. Ну а вершине самого высокого места внутри Крепости Салон сохраняются руины круглой башни.

На юг от Крепости Салон располагается достопримечательная византийская церковь Спасителя (Сотира), датируемая XII веком. Кроме того, на предхолмиях холма КОфинас сохраняется гробница Микенского периода, известная как ЛикОтрипа («Волчья дыра»). Также на южных предхолмьях Крепости Салон есть примечательная турецкая арочная крена (водосток для обеспечения водой), обеспечивающая водой город.

Процветание, которое познала Амфисса со времени её освобождения до Межвоенного периода отражается в неоклассических домах, которые находятся сконцентрированными главным образом в северной части города, а также в народных (τα λαικά) домах XIX века, которые инкорпорируют в себя много неоклассических элементов (они как правило двухэтажны, причём их нижний этаж используется в качестве магазина).

Интерес представляет митрополия (митрополичий храм) Эвангелистрии, возведённая в 1869 году, построенная в старом квартАле МАндры. Роспись этой церкви была совершена в 1929 - 1936 годах Спиросом ПапалукАсом, следуя стандартам византийской традиции. Рядом с церковью была обнаружена и отреставрирована превосходная мозаика на полу, происходящая от Раннехристианского (старохристианского) баптистерия (крещальни).

Также местной достопримечательностью является квартАл ХАрмена, где держали свои мастерские кожевники (οι ταμπάκηδες (οι βυρσοδέψες)) Амфиссы, продукция которых пользовалась большой популярностью в Греции уже с XVII века. Многие из этих мастерских сохраняются по сей день неизменными, поскольку этот квартал был объявлен в своей сумме подлежащим сохранности. Здесь можно увидеть способ строительства, который характеризовал дома Амфиссы, с выложенным из камня первым этажом (исогионом), и вторым этажом выложенным из плинфов и дерева (οι ξυλοδεσιές). Первый этаж как правило использовался как мастерская кожевника (тамбАкиса), а на втором этаже проживало его семейство. В этом регионе существовали также мастерские по производству колокольчиков для домашней скотины (τα κουδουνάδικα), в которые приходили влахи и саракацаны из всей Греции, чтобы закупить колокольчики для своих стад.

На Маскарад (АпОкриес) в Амфиссе проводится карнавал, который организовывается местными организациями и властями. В последнюю субботу Маскарада легенды и предания Амфиссы оживают в Ночь Привидений (НИхта Тон СтихьОн) в квартАле ХАрмены.

Археологический Музей Амфиссы:

Телефон: 22650.23344

Он был открыт в одном из архондиконов Амфиссы в 2001 году. Его коллекции включают находки из Амфиссы и из других мест нома Фокиды.

На первом этаже Музея демонстрируются находки из Древней Кирры - порта Древней Крисы, Дельф, и Амфиссы, лежавшей близ современной Итеи. Здесь можно видеть главным образом доисторическую керамику и глиняные посвящения некоего святилища, которое вероятно было посвящено Аполлону, Артемиде и Лето (Латоне).

Также экспонируются скульптуры из Каллиона (Каллия) - города, находившегося на территориях принадлежавших сперва Озольской Локриде, а затем отошедших к Этолии. Сегодня этот город покрыт водами искусственного озера Морн(ос)а. Среди зданий Каллия было и святилище Деметры и Коры, из которого в Археологическом Музее Амфиссы экспонируется статуя Персефоны, обнаруженная внутри целлы этого храма. Также здесь экспонируются бронзовые посвящения из святилища Деметры, обнаруженного в современном селении ПолИдросо (на территории Древней Фокиды) и находки из Древней Крисы - города, упоминаемого ещё Гомером, остатки которого были обнаружены близ современного села ХриссО.

В большом зале верхнего этажа экспонируются, распределённые по тематике, находки, из которых мы черпаем информацию о множестве сторон повседневной жизни в Древней Амфиссе. Среди них выделяются чёрнофигурные и краснофигурные вазы эпохи Классики, бронзовая статуэтка Артемиды, глиняные статуэтки женщин и сосуды из стекла Римских времён.

Наконец, зал поменьше посвящён истории денег и торговли, а в крытых пространствах сада, окружающего здание Музея, можно увидеть куски мозаичных полов из раннехристианских (старохристианских) построек.

Полезные телефоны:

Мэрия 22650.28913
Полиция 22650.23491
КТЕЛ (междугородние автобусные линии) 22650.28226
Госпиталь 22650.22331

Александр Дельмузос:

Он родился в Амфиссе в 1880 году, и всю свою жизнь боролся за внедрение языка димотики в систему образования Греции. Его педагогические взгляды были применены в Школе для Девочек Волоса. Там с 1908 по 1911 год Дельмузос пытался изменить «лжеромантизм, психологию райи и несуразицу попугаев», характеризовавшие его учениц, убедить их судить, наблюдать за миром вокруг себя, и выражать себя с живостью. Эта образовательная попытка была насильственно прервана вследствие реакции консервативных кругов Волоса, которые обвинили Дельмузоса как безбожника (атеиста) и развратителя языка и морали. В 1917 году, вместе с Димитрием ГлинОсом и Манолисом Триандафиллиди они начали попытку изменения греческой образовательной системы, которая оборвалась с падением правительства Венизелоса в 1920 году. Подобная же попытка в школе МарАслион в период 1923 - 1926 годов также имела неудачное развитие, из-за неблагоприятного политического климата той эпохи. В 1928 году Дельмузос был избран профессором Афинского Университета, и с этого поста он продолжал свою образовательскую деятельность до 1937 года, когда он и подал в отставку в знак протеста из-за позиции, которую занял министр Образовании и Религий из правительства Иоанна Метаксы. Его жизнь и деятельность характеризовались его верой в ценность димотики и в национальный, надклассовый характер образования. Его педагогические взгляды и действия даже по сей день являются наследием для новаторов учителей и педагогов.

ЗЕМЛИ НА СЕВЕР ОТ АМФИССЫ

Восходя со стороны Древней Дориды к горному кряжу Гьоны, можно кроме прочего встретить прекрасную местность ХАни За(н)ганА. Гористый регион, начинающийся от Хани Зангана на востоке, и вплоть до селения АфанАсиос ДиАкос на западе, и до селения ПИра на севере, был провозглашён «контролируемым охотничьим регионом».

ГАЛАКСИДИ(ОН)

На западной стороне Итейского залива лежит экзотичное селение Галаксиди - оно было создано хозяевами кораблей, и до сих пор сохраняет свой колорит старинной греческой традиции. Дома в ГАЛАКСИДИ простираются по маленькому полуостровку, и отражаются в спокойных водах двух небольших портов - Агоры и ХирОлаккаса. В самой высокой точке селения выделяется церковь Святого Николая, покровителя моряков.

В XVIII веке Локры являлись одним из самых посещаемых греческих портов, и корабли галаксидиотов путешествовали до Италии, Испании и портов Африки, перевозя продукцию Румелии. Галаксиди активно принимало участие как в Орловских событиях, так и в Греческой Революции 1821 года. 23 сентября 1821 года турецкий флот, после осады, сумел захватить Галаксиди, и уничтожить греческие корабли, оборонявшие этот город.

После освобождения Греции Галаксиди оказалось в её составе, и было отстроено вновь, и новые корабли были выпущены здесь с верфей. XIX век являлся эпохой великого расцвета для Галаксиди. Характерно, что в 1866 году в корабельных списках местной Лименархии (=Портовой Службы) упоминалось 208 кораблей принадлежавших галаксидиотам, а в 1900 году число таких кораблей превышало 550! В ходе XX века, когда уже парусные корабли были окончательно заменены пароходными, начался упадок.

С 1967 года Галаксиди защищается законом как традиционное поселение, и сегодня превратилось в полюс притяжения многих посетителей. Облик этого поселения в значительной мере остаётся неизменным со времени его возведения в годы правления короля Отона. Застройка здесь плотная, и она организована вокруг набережной улицы. Дома здесь, как правило - двухэтажные или трёхэтажные. Передние фасады неоклассических архондиконов в Галаксиди украшены рельефными наддвериями и керамическими кровлями (οι κεραμοσκεπές) с антефиксами (τα ακροκέραμα). Характерной чертой домов в Галаксиди является центральный балкон второго этажа, который поддерживается умело сделанными кронштейнами (τα φουρούσια). Многие дома обладали единым внутренним пространством на втором или на третьем этаже - так называемое авЕрто - которое использовалось для того, чтобы моряки чинили здесь свои паруса, а также для отмечания праздников.

Гуляя по булыжным улочкам Галаксиди зачастую ощущаешь, что ты находишься в городе морских капитанов XIX века. Дворы домов и по сей день остаются полными цветами, тогда как большинство архондиконов уже отреставрированы и функционируют как постоялые дворы, предоставляя гостям величие и ощущение атмосферы какой-то другой эпохи.

Двигаясь по набережной улице по Галаксиди, можно найти и увидеть остатки оборонительной стены древнего полиса, находившегося на месте Галаксиди, и отождествляемого учёными с Эантией (Ойянтией) или Халейоном, упоминаемыми античными авторами. Во многих местах дома современного Галаксиди построены прямо на остатках древней внешней стены города. Обходя закоулки Галаксиди можно увидеть и дом, в котором жил важный галаксидиот любитель истории, Константин САфас, а также красивые неоклассические здания (например: Мэрию или Здание ЦалангИра (κτήριο Τσαλαγγύρα), Лаографический Музей или Здание АнгелИса (κτήριο του Αγγελή) и Школа для Девочек (Парфенагогейон)). Стоит посетить также церковь Святого Николая, где можно посмотреть резной по дереву темплон храма. Ещё имеет смысл прийти в церковь Святой Параскевы (Пятницы) с оригиналом мозаики на полу, с изображением Зодиакального Цикла.

На рыночной площади в Галаксиди можно посетить естественную купольную пещеру, центральное пространство которой имеет площадь 800 квадратных метров.

Маленький полуостров напротив Галаксиди сформирован в виде рощи, удобной для прогулок - отсюда открывается и самый лучший вид на город Галаксиди.

Посетителю Галаксиди абсолютно необходимо попробовать морскую кухню этого поселения, а также навестить тихие маленькие бары города в качестве вечерней прогулки.

На Чистый Понедельник в Галаксиди проводится традиционная «война мукой» на улицах («алевромудзУрома» - то есть «обмазывание мукой»).

Также стоит посетить монастырь Преображения Спасителя (МетамОрфосис ту СотИрос), лежащий в 3 километрах от Галаксиди, на холме. Он был возведён в 1250 году. Здесь была обнаружена драгоценная «Хроника Галаксиди».

В 1864 году в монастыре Спасителя была обнаружена так называемая «Хроника Галаксиди». Она была написана монахом Евфимием Пендайоти в 1703 году, и полностью именуется «Историей Галаксиди почерпнутая из старинных оригиналов манускриптов, мемвраниев, сигилиев и хрисовулов, которые находятся, и существуют, и сохраняются в царственном монастыре Спасителя Христа». Речь идёт о тексте, который освещает историю Галаксиди и других городов окрестных мест с X века по 1690 год. Согласно этой Хронике, в X веке Галаксиди было уничтожено в результате набега болгар, и оставалось после этого ненаселённым примерно пол столетия. После 1204 года, Галаксиди перешло в руки франков, но в 1211 году оно было освобождено при помощи Михаила Ангела Комнина. В 1397 году его ненадолго захватили османы, чтобы продать его позже рыцарям-иоаннитам. После захвата Румелии турками, Галаксиди имело общую судьбу с остальной частью Центральной Греции. Галаксидиоты принимали активное участие в Битве при Лепанто (Навпакте) в 1571 году. В 1660 году селение Галаксиди было разорено турками, но вскоре оно было отстроено вновь, и с этого времени и вплоть до окончания Хроники под 1690 годом, оно носило название ПендагьИ.

Фольклорный Музей Галаксиди

Телефон: 22650.41910

Этот небольшой Музей состоит из трёх залов, в которых экспонируются репродукции одинаковых им по числу комнат домов морских капитанов (капитанОспитов) конца XIX - начала XX века. Здесь экспонируются также местные традиционные одежды, произведения ручного труда, мебель, предметы декора и виды личного использования, некоторые из которых происходят из стран Западной Европы, куда путешествовали на своих кораблях галаксидиоты.

Морской (НавтикОн) Музей Галаксиди

Телефон: 22650.41558

Это первый Морской Музей Греции - он был основан в 1928 тогдашним президентом кинотиты Галаксиди, медиком Эвфимием ВлАмисом. Этот Музей был размещён в прекрасном здании XIX века.

Его коллекции включают: носы, элементы кораблей, морские инструменты и органы, подобия кораблей, оружие бойцов 1821 года, а также богатый архивный материал (например календари кораблей и корабельную документацию, дипломы капитанов, корабельные записи, фотографии и карты.

В этом Музее хранится и драгоценный оригинал «Хроники Галаксиди», опубликованной в 1865 году любителем Средневековья, Константином Сафасом.

Отдельный интерес представляет коллекция акварелей на тему кораблей. Из суммарно 160 экспонируемых картин акварелью, 140 это изображения галаксидийских парусников - факт, подтверждающий большой расцвет Галаасиди в XIX и в начале XX века.

Полезные телефоны в Галаксиди:

Мэрия: 22650.41319
Полиция: 22650.41222
Портовая Служба (Лименархио): 22650.41390
Сельский кабинет врача: 22650.41312

ПРИБРЕЖНЫЙ ПУТЬ ОТ ГАЛАКСИДИ ДО НАВПАКТА

Двигаясь вдоль побережья Коринфского залива от Галаксиди к Навпакту, путь пролегает через рыбацкие посёлки и прекрасные пляжи Коринфского залива. Сперва при этом после Галаксиди встречается посёлок Агии ПАндес, в месте, где море глубже всего вдаётся вглубь берега одной бухты, где можно искупаться или сделать остановку чтобы поесть. В посёлке ЭратинИ можно искупаться на большом пляже Толофоны. От Глифады можно переправиться на противоположный берег, на ТризОнья - единственный обитаемый островок внутри Коринфского залива. От Айос Николаоса ферибот переправляет желающих прямиком в Эгион - это хорошая альтернатива, когда движение на мосту Рион - Андиррион повышенное.

На этом же пути, немного не доходя до Навпакта, путешественнику стоит сделать остановку в селении МонастирАки - в одном из прекраснейших селений на этом маршруте. Цветущие дворы, многоцветные дома, сохраняющие свой традиционный колорит, прекрасное море и спокойствие местности делают этот посёлок идеальным местом назначения для туристов, которые хотят насладиться своим отпуском вдали от популярных туристических мест для отдыха. При желании здесь можно остановиться если не с ночёвкой, то остановка в Монастираки необходима хотя-бы для того, чтобы попробовать местную морскую кухню в тавернах на берегу моря.

ЛИДОРИКИ(ОН)

В центре современного нома Фокиды, в пределах древней Озольской Локриды, главенствует горный кряж Гьоны. На его склонах и в его ущельях находили убежище клефты и арматолы в годы Турецкого владычества, а также греческие андарты в годы Немецкой Оккупации. На западе горного кряжа Гьоны протекает река МОрн(ос), а искусственное озеро Морна обеспечивает водой столицу. Горные маршруты в сторону ЛидорИки и севернее, вплоть до Костра Сожжения Геракла (Πυρά Ηρακλέους), пересекают экзотические горные селения и регионы с густыми ёлочными борами.

В Лидорики можно приехать либо из Галаксиди, пересеча Лидорикийские горы, либо из ЭратинИ и Агии ПАндес, следуя северным ответвлениям дороги.

Прежде чем прибыть в Лидорики, сверху видна дамба и искусственное озеро Морноса. Работы по их сооружению начались в 1970-е годы, когда стало очевидно, что вод озёр Марафона и ИлИки недостаточно для обеспечения водой Афин и их периферии. Дамба Морноса имеет высоту примерно 100 метров, и искусственное озеро Морноса имеет вместимость 600.000.000 кубических метров. Воды этого искусственного озера покрыли селение ВелУхово, а также руины античного города Каллия (проведённые здесь в 1977 году раскопки вынесли на свет обширную часть этого города).

Калий или Каллиполь, как он стал именоваться позднее, являлся одним из важнейших этолийских городов. Вехой в его истории было его полное разрушение галатами в 279 году до н. э. Это произошло тогда, когда галаты вторглись в Грецию, а греческие города, и в первую очередь этолийцы, сконцентрировались в Фермопилах чтобы отразить их. Как предводитель галатов, Бренн попытался тогда провести отвлекающий манёвр, чтобы удалить этолийскую армию от Фермопил, и тем самым суметь захватить этот проход. Он отправил часть своих сил по горным тропам, чтобы уничтожить беззащитный Каллий. Прибыв туда, галаты стали совершать ужасающие акты насилия, которые с отвращением упоминает Павсаний Периэгет: Они убили всех мужчин города - даже стариков и младенцев, и изнасиловали женщин. Когда весть о гибели Каллия распространилась, то этолийская армия, находившаяся у Фермопил, вернулась тогда по домам, а народ этолийских городов стал массово вступать в ряды армии, чтобы отомстить галатам за ужасающий разгром. Между тем, Бренн сумел подавить сопротивление греков при Фермопилах, и направился к Дельфам. Там была Дана последняя битва, завершившаяся поражением галатов. Этолийцы после этого были сочтены освободителями Греции, и в память об этом событии в Дельфах был введён новый панэллинский праздник - Сотерии.

Дорога к Лидорики следует маршруту русла реки Морнос (который в Античности именовался Дафно(со)м), в Древности разделявшему Этолию от страны озольских локров - тем самым Каллий, на правом берегу Морноса был этолийским городом, а ФЮскон (находившийся на месте современного села МаландрИноса) был локрийским полисом.

Лидорики - это столица эпархии Дориды. Горное расположение этого города облегчало сопротивление местных жителей разного рода набегам, и превратило его в центр клефтства (της κλεφτουριάς) в годы Турецкого владычества. После освобождения от осман, Лидорики продолжало оставаться центром горной части современного нома Фокиды - характерным является то, что первая дорожная ось, которая связывала Афины с так называемой Западной Грецией (то есть с Этолоакарнанией) проходила здесь. В ходе XX века Лидорики имело общую судьбу со многими другими горными аграрными регионами, и значительная часть населения этого городка и его окрестностей покинула эти места и переехала. На сегодняшний день местная экономика опирается главным образом на именитую скотоводческую и молочную продукцию этого региона, а также на туризм, который начал развиваться.

Лидорики сохранило множество следов от времён его расцвета, и оно, конечно, достойно посещения. Дома здесь построены амфитеатрально вокруг центральной площади города с её высоким платаном. Центральная улица Лидорики со старинными домами и с магазинами напоминает прежний его блеск. На самом высоком месте этого селения находится внушительная церковь Жизнедающего Источника (ЗоодОхос ПигИ).

Археологическая Коллекция Лидорики:

Телефон: 22660.22126

Она расположена в здании старой димотической школы (то есть школы для младших классов), построенной в 1912 году на дарственные приношения Андрея СингрОса, и включает главным образом находки из древнего города Каллия.

Здесь выделяется бронзовая статуэтка лошади, которая, как считается, относится к эпохе Геометрики, а также серия важных глиняных печатей. Эти печати, являющиеся отпечатками металлических печатей на глине, которыми жители Каллиполя штамповали официальную документацию своего города, изображают главным образом владык эпохи Эллинизма. Их характерной чертой является то, что на них детально изображены черты изображаемых лиц.

Важные находки Эллинистического периода это, также, костяная обшивка сундучка, несущая прорезанные изображения на всех четырёх её сторонах, а также глиняная статуэтка маленького эрота (ο ερωτιδέας) с кифарой.

Кроме сказанного, стоит также обратить внимание на мозаичный пол позднеримского лутрона (купели, бани), центральной темой изображения которого являются два павлина.

Полезные телефоны:

Мэрия Лидорики: 22660.22066
Полиция Лидорики: 22660.22100
Центр Здоровья в Лидорики: 22660.22222

ОКРЕСТНОСТИ ЛИДОРИКИ

Многие горные селения поменьше размеров, расположенные вокруг Лидорики, сохраняют неизменную свою организацию и архитектуру мелких скотоводческих поселений. Стоит например посетить прекрасное селение СкалУла, с его старинными выложенными из камня (τα πετρόχτιστα) румелиотскими домами, а также селение КарУтес, известное произошедшей здесь в годы Оккупации битвой.

На север от Лидорики, следуя по великолепному маршруту, пролегающему между горным кряжем Гьона и Вардусийскими горами, можно проехать через селение ЛевкадИти и добраться до селения СикьЯ, лежащего на высоте 800 метров над уровнем моря, у подножий Гьоны. Горный пологий склон, воздымающийся над Сикьой, является самым большим цельным пологим горным склоном Греции, и он справедливо привлекает к себе интерес скалолазов. Более того, не так давно здесь был сооружён центр скалолазания, для обслуживания любителей этого спорта. Близ Сикьи также существуют впечатляющие пещеры со сталактитами и сталагмитами.

От маленького селения СтрОми, лежащего на потоке ручья, и от селения ПанурьЯс (откуда открывается самый лучший панорамный вид на Пирамиду - самый высокий пик горного кряжа Гьоны), начинаются легко проходимые грунтовые дороги, ведущие к горному убежищу Гьоны, в местечке ЛАкка КарвУни (высота 1.850 метров над уровнем моря).

От села Строми можно легко достигнуть села Афанасиос Дьякос (Ано МусунИца), расположенного на высоте 1.100 метров над уровнем моря, внутри леса из ёлок, платанов, кедров и каштановых деревьев. На площади села господствует бюст Афанасия Дьяка, который (по-крайней мере по одной из версий) родился здесь. Из села Афанасиос Дьякос есть доступ и к горнолазному убежищу Вардусийских гор.

НАВПАКТ

Название Навпакт, вероятно, происходит от древнегреческих слов навс (корабль) и пегнюми («сооружать») напоминает нам о сооружении кораблей, на которых, согласно преданию, дорийцы в 1104 году до н. э. (согласно традиции) переправились в Пелопоннес, чтобы захватить его.

Согласно преданию, именно отсюда дорийцы переправились на противоположный берег, в Пелопоннес, во время своего нашествия. При этом неоспоримым фактом является то, что укреплённое расположение Навпакта и его порт, главенствующий над входом в Коринфский залив, сыграли важную роль в истории города.

До 456 года до н. э. Навпакт являлся важнейшим городом озольских локров. В 454 году до н. э. афинский наварх (адмирал) Толмид захватил Навпакт и, прогнав его жителей, поселил в нём мятежных мессенских беженцев с Ифомы. В ходе Пелопоннесской войны Навпакт стал театром морского сражения в 431 году до н. э. (в котором афинский флот разбил флоты лакедемонян и коринфян) и осады в 426 году до н. э. После окончания Пелопоннесской войны (404 год до н. э.) мессенские беженцы были изгнаны из города, и спартанцы вновь поселили в нём локров. В ходе IV века до н. э. Навпакт многократно менял владык. С III века до н. э., и вплоть до Римского завоевания, Навпакт перешёл в руки этолийцев. В 220 году до н. э. Навпакт стал местом боёв между этолийцами и ахейцами в ходе так называемой Союзнической войны, тогда как с 218 года до н. э. Навпакт стал столицей Этолийского союза.

В первые века после зарождения Христианства Навпакт, известный в это время как Эпахт(ос), страдал от варварских набегов. Несмотря на разрушение Навпакта вестготами в 396 году, и на то, что он пострадал от большого землетрясения в 553 году (довершившего разрушение города, начатого набегами варваров), а также хотя он пострадал от эпидемий чумы (в 747 и в 1054 годах), в Средневизантийский период он постепенно стал важным церковным центром.

В 1204 году Навпакт перешёл в руки венецианцев (именовавших его Лепанто), а немного позже - анжуйцев. В XIII веке Навпакт являлся важным центром Эпирского деспотата. В 1294 - 1406 годах город познал серию перемен своих хозяев между Анжуйской династией Неаполя и албанскими топархами (=местными правителями). Так, в 1360 году Навпактом овладел албанский вождь Гино Буа Спата. В дальнейшем город захватили венецианцы, которые усилили укрепления города, сделав его цветущим экономическим центром. Западноевропейские хозяева Навпакта стали называть его созвучным именем - Лепанто. В 1477 году 30.000 осман безуспешно осаждали Навпакт в течении трёх месяцев, однако в 1499 году османскому султану Баязиду I удалось захватить этот город, который наконец перешёл в руки турок, владевших им отныне, с небольшими перерывами, до 1829 года.

Годы Турецкого владычества в Навпакте завершились Греческой Революцией 1821 года, когда город был освобождён в 1829 году - за исключением краткого периода 1687 - 1690 годов, когда город вновь захватили венецианцы. По окончании Греческой Революции 1821 года в Навпакте обосновалось множество сулиотских семейств (Боцари, Дзавелласы и др.).

Ныне Навпакт относится к ному Этолоакарнании. Он находится на запад от устья реки Морнос, разделяющей современные номы Фокиды и Этолоакарнании. Современный Навпакт - это третий по величине город нома Этолоакарнании, и в то же время самый прекрасный её город. Богатая история Навпакта отражается в квартАлах его исторического центра, во внушительной крепости Навпакта и в его экзотичном порту.

Стратегическое расположение Навпакта подтолкнуло венецианцев усилить его в XV веке при помощи внушительной крепости, которая и по сей день окружает город. В Навпакте впечатляет экзотичная крепость порта. Однако в городе имеется ещё более впечатляющая крепость - на вершине возвышенности как раз позади города. В Навпакте были возведены укрепления ещё в Древности, однако современный облик его крепости является следствием в основном оборонительных построек венецианцев. Укрепления Навпакта были особенно крепкими, и характерным является то, что они никогда не были взяты противником штурмом.

Внешние стены города начинались из центра крепости, высоко на холме, и они спускались до морского берега. Ядро крепости Навпакта расположено на холме Ич-Кале. С вершины этого холма спускаются два рукава крепости, которые следуют наклону поверхности земли, и, приближаясь к морскому побережью, они сжимаются и запирают вход в порт города. Четыре перпендикулярных оборонительных стены соединял и эти рукава, формирую пять лежащих друг над другом уровня оборонительных пластов, делавших навпактскую крепость неприступной.

В некоторых точках стены города виднеются следы древнегреческой стенной кладки, киклопические стены. Как уже было сказано, защищённое внутри внешних стен пространство разделялось внутренними полосами перпендикулярных стен на четыре или пять зон - в том числе и порт, узкий вход в который защищается двумя круглыми башнями. Укрепления крепости усиливались наклонными бастионами (οι επικλινείς προμαχώνες). Восходя к самой высокой точке крепости (которая именуется по-турецки: Ич-кале), в середине второго перибола можно увидеть «железную дверь» (η σιδηρόπορτα), от которой сохранилась одна створка. Перед входом в самую высокую часть крепости находится одна из многочисленных врис (водостоков для поставки ручьевой воды). Доступ к Ич-кале - лёгкий для сегодняшнего посетителя. Внутри него находились склады и огромные водные цистерны.

Ныне на машине можно доехать до самых западных ворот внутренней части крепости, откуда открывается панорамный вид на Навпакт и на его порт - последний представляет собой границу крепости со стороны моря.

Ныне внутренность крепости богато поросла деревьями. Стены высоки и выстроены на краю обрывистой почвы как на северной, так и на западной, и на южной стороне. На западной стороне существовал тайный подземный проход, который позволял оборонявшимся в Навпакте осаждённым выходить за пределы стен города.


Последний раз редактировалось: andy4675 (Сб Дек 23, 2023 12:19 am), всего редактировалось 21 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7589
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Дек 11, 2023 2:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЛОКРИДА ВОСТОЧНАЯ

1. История с географией.

Гомер определяет Локриду как регион напротив острова Эвбея, и насчитывает в ней восемь полисов - Кин(ос), Опунт КаллИар, Бесса, Скарфа, Авгии, Тарфа, Фроний (Троний), а также одну реку - Боагрий.

Страбон (IX 406 - 407, 425 - 426) упоминает, что эта страна простиралась на север - северо-запад от Фермопил, и находящегося там святилища Деметры Пилеи (=Пилейской, Вратской), а на восток - до Ал (Гал (αι Αλαί) (ныне - Айос Иоаннис Теологос), город, который в его времена, также как и город Ларимна, принадлежал к Беотии.

С этим соглашается и Павсаний Периэгет (IX 23, 7), который ясно заявляет, что регион Ал прежде принадлежал Лоркам, а в его эпоху он был беотийским. Наконец, представляется, что в IV веке до н. э., в эпоху конца гегемонии Фив, регион Ал и Ларимны был мирно присоединён к Беотии. Этот факт отражается и в находках недавних раскопок.

Итак, в Древности Восточная Локрида совпадала с полосой земли, простиравшейся от Фермопил до Ларимны, и ограничивалась с запада - юго-запада горными формациями Каллидрома, Кнемиды и Хломоса. С западной стороны она граничила с долиной реки Сперхей, малейцами и этейцами, с юго-западной - с фокидянами, а с южной - юго-восточной - с беотийцами.

Кроме Ал и Ларимны, в предшествующие времена и некоторые другие регионы Восточной Локриды поменяли господ, как например регион Фермопил, который фокидяне, извечные враги локров, захватили и укрепили в конце VI века до н. э., когда они воевали против фессалийцев, союзниками которых были локры. Сами локры время от времени владели регионом Дафнунта (это близ современного Айос Константиноса), который также был фокидским городом, и обеспечивал выход фокидян к Эвбейскому заливу.

Географическое расположение Восточной Локриды на важнейшей по сей день коммуникационной оси, связывающей северную и южную части Греческого полуострова, и имеющей особое стратегическое значение, являлось решающим фактором для исторической судьбы этого региона вообще.

Пространство, которое занимала Восточная Локрида, характеризуется низкими горными кряжами, представляющими из себя её границы в направлении запада, юго-запада и юга. Между ними формировались равнины или маленькие плато с плодородной подлежащей обработке землёй. Эти два элемента определили базовые занятия местных жителей - сельское хозяйство и скотоводство, тогда как обширное морское побережье Восточной Локриды благоприятствовали рыбной ловле.

Несмотря на несомненно морской характер этих земель, и на само собой разумеющееся знакомство восточных локров с морским делом, в древних источниках не передаётся о существовании у них примечательного флота.

Кроме сообщения Гомера о том, что локры выступили к Трое на 40 чёрных кораблях («Илиада» II 527 - 535), и информации, передаваемой Геродотом (VIII 1-2), что восточные локры выслали к мысу Артемисий в 480 году до н. э. семь пентеконтер, у нас нет никакого другого свидетельства об их морской мощи. Фукидид, перечисляя наиболее достопримечательные флоты, которые когда-либо были созданы греками, не упоминает локров. Однако, хотя они не представляются достойной упоминания военно-морской силой Древности, они были знамениты в Античности своими достижениями в пиратстве и в грабительстве.

Восточная Локрида - это регион с высокой сейсмичностью. Раскол Аталанты вызывал множество разрушительных землетрясений, что привело к изменениям геоморфологии этих мест (например, землетрясением 426 года до н. э. был сформирован остров Аталанты - см. Фукидид III 89, Диодор Сицилийский XII 59, 1 - 2, Страбон I 3, 20, а также затопление морских берегов и пр.). Они отразились и в памятниках этих мест - например в фундаменте архаической стои в Кипарисси, которая была уничтожена землетрясением в конце VI века до н. э.

2. Название и происхождение локров.

Название этого региона и его жителей происходит от слова Локр(Ос), этимологическое происхождение которого остаётся тёмным. Это слово характеризует племенную группу, обосновавшуюся в данных местах и подарившую им своё название. Согласно одному мнению, оно связано с лелегами, согласно другому, более само собой разумеющемуся, оно происходит от древнегреческого слова λεκρός, означающего рог оленя, и, как следствие, оно подразумевает лучников с луками, сделанными из рогов оленей. Вообще, локры в Древности считались умелыми лучниками, и этот факт был зафиксирован в древнегреческом литературном наследии (например: Гомер, «Илиада» XIII 712 - 718).

Упоминается, что восточные локры в прошлом именовались лелегами локрами (Страбон, «География» VII 7, 2). Также они были известны как восточные локры (Εοίοι или Ηοίοι Λοκροί), а также как «локры, что близ Эвбеи» (Страбон, «География» IX 4, 1; Павсаний Периэгет, «Описание Эллады» X 8, 5). Однако наиболее привычным их наименованием было эпикнемидские или эпикнамидские, опунтские, и, реже, гипокнемидские локры (Επικνημίδιοι Λοκροί, Επικναμίδιοι Λοκροί, Οπούντιοι Λοκροί, Υποκνημίδιοι Λοκροί).

Название опунтские или опонтские (Οπούντιοι, Οπόντιοι) упоминается уже у самых ранних древнегреческих авторов (Геродот, Фукидид, Ксенофонт), на монетах IV века до н. э., и на надписях политического или юридического характера, и оно характеризует всю сумму восточных локров в периоды расцвета и политической силы их метрополии, города Опунт (в честь которого и возникло наименование «опунтские» относительно всех жителей этих мест). Однако время от времени наименование «опунтские» использовалось лишь в отношении жителей восточной части Восточной Локриды - то есть современной равнины Аталанты и окружающих её высот.

Эпикнемидскими именовались локры, обитавшие на горе Кнемида и вокруг неё - то есть западной части Восточной Локриды. Это разделение вероятно произошло в связи с тем, что между восточной и западной частями Восточной Локриды вклинился город Дафнунт, которым время от времени владели фокидяне. Более поздние авторы, как например Страбон (IX 4, 1 и 2, 42) словом «эпикнемидские» описывают всех восточных локров в целом - но при этом всегда в качестве метрополии и столицы восточных локров упоминался город Опунт. Он, как представляется, занимал главенствующее место среди восточнолокрийских полисов, поскольку он непрерывно упоминается в источниках с Древности до как минимум VIII века н. э. - когда он в последний раз упоминается, в качестве центра пребывания епископа (DE BOOR, “Notitia Episcopatum”, 1891).

От Страбона мы узнаём, что согласно с Аристотелем прежними жителями Локриды были лелеги. Однако археологи и историки спорят по поводу этой информации: иные возводят её к области мифа, а иные считают её отвечающей действительности.

Эолизмы, сохраняющиеся в локрийском диалекте, оправдывают присутствие в этом регионе эолийских племён до прибытия локров, которые, когда они прибыли в эти места, подчинили себе прежнее население и смешались с ним. Часть древнегреческой литературы и преданий отражает это мнение.

Локрийский диалект включается лингвистами в число северо-западных языковых говоров древнегреческого языка (таких, как фокидский, элейский, дорический и др.), факт, который согласно главенствующей теории является доказательством того, что локры принадлежат к числу северо-западных греческих племён. Об этих племенах считается, что они из своей колыбели в Эпире и в северо-западной части Фессалии, переместились на юг - юго-восток, где мы и находим их в исторические времена. Согласно другой теории, локры принадлежали к эолийскому элементу, обитавшему в этих местах, и их говор сохранился также и переселившимися сюда северо-западными греческими народами - как случилось и в других местах их заселения (Ахайя, Фокида, Аргос и др.).

На основании произведений Гомера мы можем сделать вывод, что локры являлись первым греческим племенем, принявшим название «эллины» («Илиада» II 530). Также, на основании мифической генеалогии, нам известно, что Эллин был сыном Девкалиона и Пирры, которые тесно связываются с мифическим прошлым локров. Тем более, что Эллин считался братом Амфиктиона - который согласно одной из версий предания являлся отцом Локра, прародителя одноимённого племени.

3. Мифология Восточной Локриды.

Мифы, повествующие о рождении человеческого рода и его возрождении после Потопа, происходят из Локриды или тесно с ней связаны - как например миф об Иапете, отце Прометея, Эпиметея, Менетия и Протогении (Протогенеи), миф о Прометее, отце Девкалиона, который со своей супругой Пиррой содействовали возрождению людей. Существовала «мнема» (погребальный памятник) Девкалиона в городе Опунт, а Пирра была погребена в Киносе. Согласно одной из версий мифа, Пирра была матерью Эллина, Амфиктиона и Протогении. Амфиктион считается отцом Локра - героя-эпонима и прародителя всех локров. Но и Протогения - в одном из вариантов мифа упоминается как мать Локра.

Но и герои эпоса связываются с Локридой - как например Патрокл, сын Менетия и тесный друг Ахилла, родившийся и выросший в Опунте. Также - Оилей и его сын Аякс Локр (=Аякс Малый, Аякс Оилид), который родился в Нарике.

Сейсмичность региона и его многочисленные горячие источники (Фермопилы, Камена Вурла) связывают его, и главным образом его западную часть, Эпикнемидскую Локриду, с величайшим древнегреческим мифическим полубогом, Гераклом. Как и Зевс, Геракл считается собственно греческим божеством. Представляется, что его культ пришёл и распространился вместе с северо-западными греческими племенами из регионов Эпира и Северо-западной Фессалии. Центром его культа была Эта - священная гора локров, возвышающаяся над Локридой Эпикнемидской.

Связь Локриды со всеми важнейшими мифами и героями Древней Греции отражает многовековое присутствие и активность там всех тех носителей, которые сформировали цивилизацию в пространстве Греческого полуострова. Остатки этой цивилизации, от Неолита до Поздней Античности и более поздних времён обнаруживают постоянно. Археологические исследования лишь последних 20 лет вынесли на свет неоспоримые доказательства, которые демонстрируют Восточную Локриду как географическое пространство, принимавшее активное участие в исторической жизни греков.

Хронологическая иерархия героев древней генеалогии отражает, по мнению многих историков и археологов, серию сменявших друг друга фаз греческого Доисторического периода, и связывает районы деятельности этих мифических лиц с конкретными стадиями развития цивилизации. Так, пространства, которые связываются с Иапетом, передают воспоминания об эпохе Неолита или, согласно другим учёным - эпохи Ранней Бронзы в Материковой Греции (РЭ период). Пространства, связываемые с деятельностью Девкалиона и Пирры, сохраняют воспоминания об эпохе Средней Бронзы (СЭ период, для Материковой Греции), тогда как регионы активности или происхождения героев гомеровского эпоса демонстрируют находки Микенского или Поздне-Элладского периода.

Эпизоды и герои, упомянутые выше, восходят к сфере мифа и подлежат проверке относительно их точности и достоверности, поскольку всё это дошло до наших дней посредством древних письменных источников (античных писателей, поэтов и пр.), а до IX века до н. э. сохранялось устно. По этой причине эти данные используются современными исследователями осторожно, и были высказаны многочисленные противоречивые теории относительно происхождения, перемещений и вообще развития племенных групп, действовавших в греческом географическом пространстве в ходе различных стадий его далёкого прошлого.

Даже виднейшие историки Древности, как например Фукидид, при описании отдалённых от них времён, опираются на устную традицию, доказать правдивость которой они не в состоянии.

Локры - немногочисленный народ, с аграрным и консервативным характером, с патриархальными социальными структурами. Они оказались на главной оси коммуникаций севера и юга, по которой двигались дружественные и враждебные группы населения, идеи, политические и культурные течения, и произошли столкновения решающего для греческого пространства исторического характера. Они принимали участие в развитии событий и подверглись их воздействию, однако они не сыграли сколько-нибудь важной роли ни в какой отрасли. Это видно и по малому количеству их упоминаний, которые мы находим в античных письменных источниках.

Неясности, зачастую различные варианты мифов и информации, дошедшие до наших дней, а иногда и молчание древних источников были поводом для того, чтобы историки сформулировали массу теорий об истории Восточной Локриды. Многие из них должны быть пересмотрены, чтобы прекратила существовать путаница, царящая в отношении событий, исторической и монументальной топографии этих мест, и организации местного общества. Единственные надёжные инструменты для опровержения или подтверждения и дополнения имеющихся на сегодняшний день мнений и выводов относительно истории локров представляют из себя археологические находки, отсутствие которых привело в прежние времена к искажениям и ошибкам.

Сегодня, на основании раскопок последних лет в Восточной Локриде, у нас есть находки, которые хронологически покрывают все фазы деятельности племён, активизировавшихся в этом регионе от Каменного Века до Поздней Древности.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS