andy4675 Местный
Зарегистрирован: 10.09.2012 Сообщения: 6302 Откуда: Греция
|
Добавлено: Сб Май 20, 2023 5:56 pm Заголовок сообщения: Мусульманская архитектура |
|
|
«Традиционное искусство Востока», авторы: Н. А. Виноградова, Т. П. Каптерева, Т. Х. Стародуб, род общей редакцией Т. Х. Стародуб, Москва, изд. «Эллис Лак», 1997 год:
Цитата: |
Мечеть (от араб. - масджид), общее название мусульманских культовых зданий, предназначенных для молитвы. Отличительным признаком М. с нач. 8 в. является михраб. По назначению различаются М. для ежедневных (масджид), пятничных (джами) и загородных (мусалла, намазгах) молений. По планировке выделяют к о л о н н у ю М. (нередко называется также арабской; прямоугольный двор с галереями на трёх сторонах и многоколонным молитвенным залом на стороне киблы), а й в а н н у ю М. (со сводчатыми или колонными айванами по осям внутреннего двора, иногда крытого) и ц е н т р а л ь н о - к у п о л ь н у ю М. (молитвенный зал перекрыт большим куполом). В различных странах под воздействием местных архитектурных традиций сложились локальные типы М.
|
Цитата: |
Минарет (от араб. - минара - сигнальная световая башня, маяк), в культовой архитектуре ислама высокая башня, предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с круглого балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчанной фонарём. С нач. 8 в. - это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского присутствия на завоёванных мусульманами территориях. Некоторые ранние средневековые М. (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и гарнизона. Наиболее ранний архитектурный тип квадратного в плане М. первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах Магриба. Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке (знаменитая 50-метровой высоты Мальвия в Самарре, 848 — 852, и 17-метровый минарет в Джаафарии, 860 — 861) связывают с традицией зиккуратов в Месопотамии. Самое широкое распространение и многочисленные варианты архитектурной формы и декора получили круглоствольные М. (в том числе на высоком четырех- или восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или «гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.). В позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются декоративные «ложные» М. (без лестницы), поставленные на углах главного фасада или портала; иногда их называют гульдаста. В лабиринте жилой застройки средневекового города М. служил главным ориентиром и наиболее выразительным акцентом в ансамбле монументальных зданий.
|
Цитата: |
МИНБАР
(араб.),
кафедра
для чтения Корана и проповедей. Обычно устанавливается в соборной
мечети
, справа от
михраба.
Первый М. (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу Мухаммада в
629
для чтения проповедей. Первоначально М. служил также троном правителя и местом для
судьи. Исключительно культовое значение М. приобрел в конце периода Омейядов, около
750,
и в правление династии Аббасидов
(750
—
1258).
Одно
-
временно сложился тип М. как произведения монументально
-
декоративного искусства: высокая, похожая на трон кафедра (иногда под
балдахином
)
открыта на спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей. Деревянные (реже каменные или кирпичные) М. украшены (в соответствии с художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной
резьбой
,
инкрустацией
, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой
мозаикой.
|
Цитата: |
МИХРАБ
(араб.
—
святилище, букв.
—
место борьбы; однокоренное со словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру
—
место и киблу
—
направление молитвы)
-
в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом. Термин «М.», возможно, арамейского происхождения, встречается у доисламских арабских поэтов (Имру
-
ль
-
Кайс, Аша), по смыслу обозначая дворец или наиболее почетное (тронное) помещение; согласно арабским средневековым письменным источникам, отчасти сохранял этот смысл в дворцовой архитектуре халифат
а
Омейядов (661—
750).
В раннем мусульманском культе, по
-
видимому, мог обозначать святое место или место прострации как синоним «
масджид
». Самый ранний (около
691)
образец плоского М. (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас
-
Сахра ("Купол Скалы") в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский М. получил преимущественное развитие как переносной
—
деревянный, керамический либо изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый М. (в форме глубокой сводчатой ниши) впервые был устроен около
709
в
мечети
Харам в Медине
(основана в
656
на территории дома Мухаммада
),
заново сооруженной в
707
—
709
гг. коптскими и византийскими мастерами; предположительно обозначал местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После
709
М. стал обязательным признаком
мечети. Обычно выделяется в интерьере освещением (лампа в михрабной нише соответствует аяту Корана,
24:35)
и нарядным декором, снаружи
—
выступом ниши; нередко перед М. возведен купол с фонарем или с окнами в барабане.
|
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать... |
|