Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Западносемитская мифология

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Фев 02, 2022 11:11 am    Заголовок сообщения: Западносемитская мифология Ответить с цитатой

Сюда входят Финикийская, Ханаанская и Сирийская мифологии. Но Еврейская и Арабская (доисламская) мифологии - не входят.

- Γεώργιος Σιεττός, Παγκόσμιες αντιλήψεις για τη θεογονία και κοσμογονία, изд. Κυβέλη, 1997:

Угаритская космогония. Баал и водв 12

- Σάμουελ Χένρι Χουκ, "Μυθολογία της Μέσης Ανατολής", изд. Αρίων, Афины, дата издания на книге не указана:

Угаритская мифология 79 - 80
Мифы о Баале 80 - 81
Миф о Баале и водах 81 - 82
Анат убивает врагов Баала 82 - 83
Сооружение жилища Баала 83 - 84
Баал и Мот 84 - 86
Миф о Хададе 86 - 87
Анат и буйвол 87 - 88
Легенда о Керете 88 - 90
Легенда об Акхате 90 - 93
Рождение Восхода и Заката (Сахар и Салим) 93 - 94
Миф о Никкал и Касират 94 - 95

- "The Hutchinson Словарь Мифологии", ред. Питер Бентли, изд. Торговый Дом Гранд, Москва, 2001 год, статьи:

Акхит
Анат 2
Ашира
Ваал
Йамму
Йарих
Керет
Мот
Никкаль
Угарит
Шапаш
Шахар
Эл

- Philip Wilkinson and Neil Philip, "Παγκόσμια Μυθολογία", Σκάι βιβλίο 2009:

Поражение Яма. Братья-соперники. Дворец Баала. Царь Баал. Непослушание Баала наказывается. Засуха и голод. Возвращение Баала 150 - 151
Творцы и высшие боги. Элагабал 275
Боги Нижнего мира. Мот 341

- "DK Illustrated Dictionary of Mythology. Heroes, heroines, gods, and goddesses from around the world", Philip Wilkinson, Dorling Kindersley Limited, 1998:

Мифы ханаанцев 27
Баал 27
Ашерат 27
Эль 27
Мот 27
Шашаш 27
Ям 27
Акуат (Акхат?) 27

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пт Апр 08, 2022 6:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Felix Guirand, "Παγκόσμια μυθολογία", изд. Παπαμάρκου, том 1, Αθήνα, 1998, стр. 124/125 - 145 (Финикийская мифология-введение, Библ в начале III тысячелетия до н. э., мифы Раш-Шамры (приношения и жертвы, борьба между Алегином и Мотор, гибель Баала и Алегина, храм Баала, эпос о Керете, эпос о рождении богов грациозных и прекрасных), финикийские боги в I тысячелетии до н. э. (миф об Адонисе, праздненства в честь Адониса, работа Филона), боги Карфагена). Автор главы - L. Delaporte
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Окт 09, 2022 5:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рудольф Константинович Баландин
«100 великих богов»
Редактор: Никифорова И. И.
Издательство: Вече, 2014 г.
Серия «100 великих»

Цитата:

УГАРИТ, ФИНИКИЯ

Три﷓четыре тысячелетия назад на восточном побережье Средиземного моря существовал ряд процветающих городов, разбогатевших главным образом благодаря торговле (они находились на перекрестке сухопутных и морских путей), а также высокому культурному уровню населения. Земли эти называли Ханаанскими. Города Библ, Тир, Сидон вошли в историю, а из государств этого региона наиболее прославилась Финикия. Именно отсюда, как гласит легенда, Зевс похитил и доставил на Крит царевну Европу.
В 30﷓е годы XX века археологи обнаружили остатки города Угарита, столицы небольшого царства, географически расположенного на северной окраине финикийских земель, а хронологически предшествовавшего эпохе расцвета Финикии. Лингвисты расшифровали глиняные таблички с текстами угаритов – на аморейском языке, родственном арабскому и древнееврейскому. Выяснилось, что угаритская письменность была буквенно﷓звуковой (принцип алфавита, а не иероглифов), по﷓видимому, первой в мире такого типа (около XIV в. до н. э.). Правда, отмечались только согласные буквы.
Не удивительно, что мифы и легенды Угарита во многом похожи на финикийские, а имена соответствующих богов созвучны. Однако на этот пантеон оказали существенное влияние религиозные представления египтян, ассирийцев, хеттов. Дело в том, что города﷓государства Восточного Средиземноморья не только конкурировали, но и враждовали между собой, а потому становились легкой (а порой трудной) добычей более крупных держав. Помимо этого, синтезу культур способствовала активная торговля с разными странами. Некоторые угаритско﷓финикийские боги (например, Адонис) вошли в греческую мифологию. Вообще, в Восточном Средиземноморье цивилизация распространялась, описывая огромный полукруг против часовой стрелки: Египет – Ханаан – Хеттия – Иония – Греция – Рим; приблизительно в центре этого «циклона культуры» находится Крит, откуда родом был не только Зевс, но и великий путешественник Одиссей.
В историю финикийцы вошли прежде всего как искусные мореходы. Однако еще русский востоковед Б.А. Тураев обратил внимание на то, что в мифах этого народа (добавим: угаритов тоже) отсутствуют могущественные боги моря, покровители мореплавания или морской торговли. «Финикийские и вообще хананейские божества вышли из пустыни», – справедливо заключил Тураев.
Как известно, в мифах отражается не только духовный мир, но и обыденная жизнь народа. Исходя из этого, можно предположить, что наиболее искусными мореходами тех времен (три﷓четыре тысячелетия назад) были критяне, которым не был чужд и пиратский промысел.
С библейских времен стало нарицательным имя Молоха – свирепого и кровожадного бога, которому приносились обильные человеческие жертвы, преимущественно дети. Однако теперь исследователи полагают, что это было не божество, а название обряда принесения человеческих жертв, которые позже были запрещены.
Другой символический образ, упомянутый в Ветхом Завете, – Золотой телец, – тоже, по﷓видимому, имеет финикийское происхождение. Там верховного бога нередко изображали в виде позолоченного быка, связывая с поклонением золоту, богатству.

ИЛУ (ИЛ, ЭЛИМ)

Так называли в Угарите, а затем Финикии Бога богов, Творца творений, верховное божество. К сожалению, более или менее завершенные мифы о том, каким образом он создал мироздание, отсутствуют. Не исключено, что это происходило так, как описано в Библии – божественным Словом.
«Илу связан скорее с космосом, со всей вселенной, чем с какой﷓либо конкретной страной, – пишет Ю.Б. Циркин в книге «Мифы Финикии и Угарита». – В качестве такового он охраняет мировой порядок и в случае необходимости восстанавливает гармонию мира – и природного, и человеческого. В своем жилище Илу возглавляет собрание богов, устраивает для них пиры… Илу – высшая инстанция, и его решения могут быть изменены только им самим. Он – воплощение мудрости и милостивости».
Местопребывание Илу указано в мифе неопределенно: на горе «у устья Реки, у истоков Океанов обоих». При всей абстрактности такой мифической географии, она предельно приземлена и отражает те ограниченные знания об окружающем мире, где всего лишь два океана, которые были известны жителям Угарита и финикийцам. Последние действительно бывали не только в районах Средиземного моря и Персидского залива, но и выходили в Атлантический и Индийский океаны, хотя, конечно же, не имели ясного представления о них и плавали лишь вдоль побережий.
Таким образом, можно сказать, что Илу находился в центре мироздания, известного жителям Угарита Кроме того, этот высший бог считался владыкой времени, «царем годов». Символом его является священный бык как олицетворение мощи и плодородия, плодовитости.
Принято считать, что этот бог представлен могучим старцем с седой бородой, давно отошедшим от мирских дел и мало вмешивающимся в установленный мировой порядок. Однако, как и все боги, он для верующих не оставался постоянным на все века. Как отметил А.И. Немировский, образ Илу, созданный мифами, сформировавшимися в начале II тысячелетия до н. э., не всегда соответствует представлениям о нем верующих, живших во время записи мифов. Так, в одном из гимнов в честь Илу он предстает в образе могучего воина: Восстань, Илу, Отмети, Илу, С копьем, Илу, С дротиком. Илу, С упряжкою, Илу, С погибелью, Илу, С пожаром, Илу, С горением, Илу, Ради Угарита – Живее на помощь».
Жена (по другой версии, дочь) Илу – Асират была владычицей моря и звалась Великая Асират Морская, олицетворяя морскую стихию и покровительствуя рыбакам. Она выступала и как прародительница богов и людей, хотя некоторые божества и не считались ее потомками, например высокочтимый Балу.
С позиций единства земной природы связь гор и вообще суши с морями и океанами представляется совершенно естественной и плодотворной, что вполне оправдывает супружескую связь Илу и Асират. Но для народа, жившего на побережье, единение и взаимодействие суши и моря были привычны не столько в глобальном, сколько в локальном аспекте.
Самое удивительное, что имя этого давно почившего (вместе с почитавшими его людьми) бога продолжает звучать и в наши дни и перейдет в будущее. Дело в том, что оно присутствует как окончание в таких именах, как Михаил, Гавриил, Даниил, Самуил, Рафаил. Они вошли в Тору и Библию, распространившись не только в иудейском, но и в христианском мире.
Есть мнение, что в Угарите почитался таинственный «Бог отцовский», имя которого или забылось, или сохранялось в строжайшей тайне. Возможно, он был первоначальным богом﷓Творцом, отцом Илу. Вопрос остается неясным.
Некоторая неопределенность и, можно сказать, всеохватность Илу, его положение над людьми и богами способствовали тому, что со временем он все более отстранялся от других божеств, деяния которых были подобны человеческим, возвышаясь над ними как Бог богов или просто Бог. В Ветхом Завете это уже один и единственный Бог – Элохим.
Однако ни в Угарите, ни в Финикии так и не осуществился переход к единобожию. «Боги Угарита, – подчеркивает А.И. Немировский, – мыслятся в образах людей, но неизмеримо более могущественных и бессмертных. Они пируют, любят, ненавидят, видят сны, постоянно воюют друг с другом, проявляют коварство и жестокость». В этом отношении Илу отличается тем, что он не столь деятелен, находясь, как говорится, «над схваткой», а потому он менее очеловечен и в наибольшей степени абстрактен.

БАЛУ (БААЛ, ВААЛ)

Имя его в переводе означает Хозяин, Владыка, и нередко дополнялось: «Силач», «Могучий», а также «Громовник» (Балу﷓Хаддад) или, по названию горы, расположенной недалеко от Угарита, Балу﷓Цапану (ныне Цафон, 1770 м над уровнем моря – наиболее высокая гора в данном районе).
Отцом Балу называется Даган (Дагон), брат Илу, который был, по﷓видимому, богом изобилия, подателем пищи, покровителем земледелия (или) рыболовства. Балу сохранил некоторые функции бога плодородия, хотя почитался прежде всего как «Скачущий на облаке», бог дождя, грозы, бури, грома и молнии. Он был покровителем земледелия и мореплавания, для которых, конечно же, очень большое значение имеет состояние атмосферы – дожди, ветры, бури.
Вместе с тем Балу – воин в масштабах не только земных, но и вселенских: он вышел на бой с чудовищным семиголовым змеем﷓драконом Лотаном (прообраз библейского Левиафана?). Это деяние, судя по всему, имело космогоническое значение и определяло победу сил добра над силами зла, тем более что на стороне змея выступил бог смерти Муту, которому удалось ранить копьем Валу. К сожалению, столь важный миф известен только в незначительных фрагментах.
Серьезный конфликт произошел между Балу и Иамму, богом рек и морей. К последнему верховный бог Илу испытывал приязнь, а потому приказал покровителю ремесла Котару﷓ва﷓Хасису возвести для своего любимца дворец. Возгордившийся Иамму потребовал, чтобы ему сдался и подчинился Балу. Это требование поддержал сам Илу!
Но гордый и могучий Балу восстал против такого решения (не означает ли это, что в Угарите на смену старшему поколению богов – или прежней царствующей династии – пришли новые боги и те, кто им поклонялись). Вооружившись дубиной, он выступил против Иамму, но был повержен.
Однако искусный Кстарува﷓Хасису пришел на помощь Силачу Балу, оказавшемуся слабее противника, изготовив две палицы, которые сами колотили врага. С их помощью, точнее, благодаря их самостоятельным ударам, Иамму был повержен. Так Балу победил (можно сказать, благодаря автоматическому оружию, а не личным качествам) и был провозглашен царем.
Но этого ему было мало. Нужен был и дворец, достойный царя. Построить его Балу то ли не умел, то ли не имел права. Такие дворцы имели дети Илу и Асират (представители царствующей династии богов). Не рассчитывая на снисхождение Илу, от которого зависело разрешение на возведение дворца, Балу обратился за помощью к сестре и жене Анат, богине любви, войны и охоты. Ей пришлось отвлечься от своего занятия (она помогала угаритам сражаться против людей востока, разила врагов и прикрепляла отрубленные руки к своему поясу, а головы закидывала за спину). Анат явилась к Илу и, угрожая расправой, заставила старого бога согласиться на постройку дворца Балу…
Всю эту историю не следует толковать как расцвеченный фантазией рассказ о соперничестве двух родов, претендующих на власть и богатство. Как сказано далее, имея дворец, Балу может установить определенное время дождей и разливов рек; он возвысит свой голос в облаках, будет обладать всей полнотой власти. А дворец его будет из кедра и лазурита, серебра и золота. Такое жилище выстроил искусный Котарува﷓Хасису. Надежный и красивый дворец символизирует упорядоченность владений Балу, четкий распорядок, которому должны подчиняться сезоны дождей, что чрезвычайно важно для земледелия.
Однако есть еще один могущественный бог – Муту (Мот), владыка подземного мира, царства мертвых. Он посылает Балу приказание явиться на его пир. Напуганный Балу приходит к богу смерти… О дальнейших событиях сведений нет. Возможно, свидание со смертью (здесь это бог﷓мужчина) может ожидать даже бога. На время смерти Балу землю поражает засуха. По настоянию жены Илу назначает преемником Балу своего сына Ас﷓тара, но тот не способен властвовать над стихией.
Вновь на первый план выходит прекрасная и смертоносная Анат. Она вступает в бой с Муту и побеждает его (любовь побеждает смерть!). Воскресший Балу опять воцаряется на троне. Но и смерть бессмертна: на седьмой год вновь является Муту и вступает в бой с Балу. На земле снова наступает засуха. Но богиня Солнца Шапаш не позволяет смерти одержать окончательную победу. (В мифе, пожалуй, отражается наступление засушливых периодов приблизительно каждые семь лет.)
…Исследователи полагают, что «Владыка Скачущий на облаке» (Баал﷓Зебул) позднее был низведен до «Владыки Мух» (Баал﷓Зебуба), а в Библии представлен повелителем демонов Вельзевулом. Таковы были последствия борьбы с многобожием. Хотя, как известно, Иисус Христос говорил, что изгоняет бесов силою Вельзевула.

АНАТ (АНАТУ)

По своему положению первенство среди богинь Угарита (Финикии) должна занимать Асират, супруга верховного бога Илу. Но она явно отходит на второй план перед Анат – несравненно более активной и яркой богиней, наделенной не только красотой, но и силой, мужеством. Она верна в любви и дружбе, вспыльчива, беспощадна к врагам. Это богиня любви, войны и охоты.
Анат – возлюбленная, жена и, по﷓видимому, сестра Балу, а также его соратница. Ее гнева боятся не только люди, но и боги. Покровительствуя угаритам и финикянам, она в сражениях бестрепетно разрубает на куски их врагов.
Когда Анат узнаёт, что бог смерти Муту (Мот) поглотил (убил) Балу, она –
…хватает бога Мота,
Мечом его рассекает,
Веялом его развеивает,
Пламенем его обжигает,
На жерновах его мелет,
Сеет его в поле.
Создается впечатление, что речь идет о колосьях, которые срезает Анат, а затем обрабатывает зерно. В общем, она выполняет как будто мирную женскую работу, а не расправляется с противником! Как это понимать: как развернутое сравнение расправы с врагол и сельскохозяйственной работы? Или это аллегория, призванна раскрыть подтекст смерти (временной) бога, дарующего жизнь. Ведь миф об умирающем и воскресающем боге повествует о возрождении жизни. Возможно, Анат выступает тут как богиня плодородия или жрица, совершающая ритуч альные действия, способствующие будущему богатому урожаю…
В любом случае Анат остается смелой воительницей, рискнувшей ради любимого вступить в бой с самой смертью (и добиться победы, хотя не окончательной, что в принципе невозможно, ибо жизнь и смерть неразлучны). Она, как естественно для богини любви, борется за жизнь и способствует ее возрождению.
Странным образом в ней соседству жестокость и чуткость к поэзии, Балу требуется ее помощь, он посылает к ней гонцов с просьбой явиться в его горную обитель, где она сможет услышать «слово дерева и шепот камня, звук, идущий к земле с неба и от бездны – к звездам». При встрече oни умылись росой небес, умастились маслом земли, сели пировать, и только после этого галантный (или осмотрительный) Балу попросил ее получить у Илу разрешение на строительство дворца. Когда Анат явилась с этой просьбой перед лицом всевышнего бога, он ответил ей отказом. Она вспылила и крикнула ему, что набросится на него и зальет кровью его голову и седую бороду. Илу испугался (или притворился напуганным) и уступил своей дочери (о том, кто ее мать, сведений нет). Эта странная сцена показывает, что в Угарите женщины пользовались немалыми правами, а конфликты поколений бывали нередко.
Помимо Анат в Угарите была еще одна богиня любви, красоты, плодородия – Астарта, олицетворение планеты Венера (она соответствует ассиро﷓вавилонской Иштар). В ней воплотился другой лик любви: не бурная страсть, доходящая до исступления, как у Анат, а чувство ровное, спокойное, хотя и сильное, способствующее семейной жизни и продолжению рода. Нередко Анат и Астарта воспринимались как единое божество.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Чт Окт 13, 2022 1:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Иллюстрированная энциклопедия "В царстве мифов", изд. РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ
Корректор
Елена Толстая

Цитата:

Астарта (Аштарт, Ашерат). Фини-
кийская богиня страсти и войны, божество вечерней
звезды. Ее святилища находились в Сидоне,
Тире и Библе . Библия называет ее «Сидонской богиней
», поскольку она была главным божеством города
и цари Сидона являлись одновременно жрецами
Астарты. Также ей поклонялись в Карфагене, Южной
Испании, на Сицилии, Сардинии, Малые и кипре.

Баал, бог грозы и плодородия у ханаанеев
Владыка, господин, хозяин
Баал значит «владыка», «господин». Ханаанейский
бог плодородия, он позднее
вобрал черты бога дождя,
грома и молнии.
Баал, сын верховного бога Эла
(Илу), правит с позволения
отца. Он царствует над богами
и людьми, приносит дождь
на иссушенную землю. С ним неразлучна
Анат, его сестра и жена .
Она сеет росу и заставляет источники
бить из-под земли, а Баал посылает
животворящий дождь. Оба они отвечают
за плодородие почв , плодовитость
скота и процветание людей .
Баал - владыка Вселенной
Баал добивается царства и первенства среди богов.
Чтобы стать владыкой над бессмертными, он
сражается с Йамму (Морем) , владыкой соленых
вод. Благодаря Косар-ва-Хасису, богу искусства
и ремесел, создавшему для Баала две волшебные
булавы , он побеждает Йамму и просит у Эла разрешения
возвести на горе Цафон (совр. Джебель
аль-Акра, высочайшая точка Сирии) дворец как
символ своей божественной царственности. Баал
добивается покровительства Асират, жены Эла ,
преподнеся ей дары, сотворенные Косаром , и пообещав,
что ее собственный дворец будет строить
сам Косар.
Бог дождя и гарант плодородия
Однажды Мот, бог смерти , засухи и бесплодия,
решает отнять у него власть. Баал уходит в страну
мертвых. Земля, лишившись дождя , перестает
плодоносить, жизнь чахнет. Даже его отец , верховный
бог Эл, ничего не может поделать. Анат,
сестра и супруга Баала , заручившись поддержкой
солнечной богини Шапаш , разыскивает части
тела мужа , собирает их и готовит к погребению.
После она находит Мота , рассекает его ритуаль-
ным серпом , провеивает его плоть , сжигает ее
в огне , перемалывает в жерновах и разбрасывает
по полям так , как земледелец поступает с зерном .
Элу снится, что его сын жив. Баал возвращается
на небо и занимает свое место среди богов. Из сохранившихся
фрагментов мифа ясно, что битва
между Баалом и Мотом вечна . Их противосто яние
отражает годовой земледельческий цикл.
Ежегодные торжества и обряды сопровождались
человеческими жертвоприношениями и храмовой
проституцией .

Бог бури и гроз. он
предстает как могучий воин, о его
присутствии дают знать темные
тучи, завывание ветра, раскаты
грома и вспышки молний. Баала
часто сравнивают с диким быком,
вернее с теленком. Его особенно
почитали в Угарите, где он был покровителем
царского дома и защитником
города. Баалу также поклонялись
в Финикии, где он стал
мужем богини плодородия и любви
Астарты . Превосходные мореходы,
финикийцы распространили его
культ по всему Средиземноморью -
от Тира и Сидона до Карфагена.
С культом Ваала среди израильтян
боролись пророки.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Окт 31, 2022 10:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Felix Guirand, "Παγκόσμια μυθολογία", изд. Παπαμάρκου, том 1, Αθήνα, 1998 г. (поправки-уточнения к переводам в данной книге (димотика, перевод некачественный, многие фразы просто не имеют смысла), привожу по книге: FELIX GUIRAND.Παγκόσμιος μυθολογία.μετφρ. Ν.Τετενέ. Επιμ.έκδοδ. Μ.Πετρίδης, 1953; к сожалению, поправки даются не для всех статей - много лет назад я полностью конспектировал эту книгу с кафаревусы, переводя её статьи целиком, но эти записи сохранились лишь для небольшого числа статей книги):

ФИНИКИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Изображение 16: Баал-Цафон. Стела, обнаруженная Шеффером (Schaeffer) и Шене (Chenet) в Раш-Шамре (XIV век до н. э., Лувр).

ВВЕДЕНИЕ

Финикийцы были частью Ханаанского мира, который был создан в века зарождения истории семитами, которые переселялись в земли от Месопотамии до Сирии. По этой причине их мифология совпадает с той бОльшей группой, к которой они относятся. Мы знаем об этой мифологии меньше, нежели о Древнеегипетской или об Ассиро-Вавилонской мифологии. В последние 15 лет произошёл огромный прогресс, благодаря французским раскопкам в Библ(ос)е и Раш-Шамре (Ras-Samra), и мымнадеемся, что новые открытия текстов, которые нас ещё ожидают в будущем, позволят нам открыть для себя эту тему ещё шире.

Тексты, которые у нас имеются на сегодня, делятся на 4 группы:

Древнейшие из них современны Древнему царству Египта, с начала III тысячелетия до н. э. Их открыл Монте (Montet) в Центральной Финикии, в Гебале (древнегреческий Библос, современный Djebail) - небольшом городке современной Республики Ливан, на север от Бейрута. Их ценность видна полностью через сравнение их с древнеегипетскими текстами различных времён, а также с современными им изображениями различных лиц.

Вторая группа Финикийской мифологии происходит из раскопок, проводимых Шеффером и Шене в руинах Угарита (Ougarit) (в местности, ныне именуемой Раш-Шамра), города в Северной Финикии классических авторов, ьлиз Латакии (Lattaquie), в регионе проживания алавитов. Речь идёт о великих письменных произведениях XIII века до н. э., которые были обнаружены начиная с 1929 года. Их скопировал и перевёл Виролё (Virolleaud), опубликовавший их в журнале "Syria", с блистательным комментарием к этому тексту от Дуссо (Dussaud) в "Обзоре истории религий" ("Revue de l'histoire de religions").

Третья группа включает, вместе с эпиграфикой и художественными изображениями, работы Филона из Библа, Дамаския и Мосха, Библию, а также древнеегипетские и ассирийские тексты.

Конечно, здесь мы примем во внимание особую категорию финикийских мифов - Карфагенскую мифологию (Карфаген - величайшая из колоний финикийцев). Карфагенские памятники представляют из себя четвёртую - и последнюю - из указанных выше групп, о которых мы поговорим в следующих главах книги.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2022 11:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(Продолжение...)

В БИБЛОСЕ, В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НОВОЙ ЭРЫ

В годы, когда Египтом правили первые фараонские династии, Библос был небольшим городком на холме, близ моря, и торговал древесиной из своих окрестностей. Египтяне шли туда чтобы закупать необходимое для строительства кораблей для путешествий в открытое море, для сооружения мебели, гробов и опорных структур от входов в храмы, а также ради древесной смолы - материала, необходимого для бальзамирования. Существуют письменные памятники, которые свидетельствуют о таких экономических отношениях между Египтом и Библосом, которые не существовали ни в каком другом приморском финикийском городе. Одним из результатов таких контактов был и обмен мифами между Египтом и Библосом.

Главнейшим божеством Библоса была некая богиня - вероятно, сама Ба'алат (η Μπα-αλάτ, Ba'alat), то есть "Госпожа Библоса". На цилиндрической печати, с начертаниями, выполненными в Библосе для неизвестного по имени принца, она изображается сидящей в узком одеянии с подтяжками, расчёсанная следуя египетской моде, и с одним диском между двух рогов у неё на голове, подобная Хатхор, которой поклонялись на берегах Нила.

Древнеегипетский рельеф, обнаруженный Ренаном, и ныне хранящийся в Лувре, изображает её принимающей и обнимающей некоего фараона. С одного из её рогов висит василиск, качающий своей головой около головы василиска, украшающего лоб царя.

Другой рельеф, из Музея Бейрута, состоит из двух симметричных сцен, и на каждой из них некий царь (некой династии, от V до XI, возможно Пепи) виден стоящим на коленях, с двумя сосудами у одного божества: с одной стороны здесь изображена "Госпожа Библоса", а с другой - бог с головой льва, декларируемый, как и эта богиня, эпитетом "любимец Хатхор, господин Библоса".

Со времён XII-й древнеегипетской династии отношения между Библосом и Египтом достигли точки, когда "Госпожа Библоса" была окончательно отождествлена с Хатхор. Позднее она даже переняла позу и одежды этой египетской богини. Доказательством этого служит стела Йехакмелек (Yehaqmelek), времён Ахеменидов, когда "Госпожа Библоса" изображалась имеющей вместо какого либо иного покрытия головы - грифа, а над ним змею.

Во времена цилиндрической печати, которую мы упомянули выше, в Библосе почитался великий бог, подобный египетскому богу Солнца Ра. Он обладал двумя эпитетами, которыми в Египте не пользовались "Ра чужих земель" и "Ра, находящийся выше озера фараона".

Его сын был богом Библоса, которого цилиндр именует Рути (ο Ρουτί, Routi), "тот, кто подобен льву". Это тот самый бог, которого мы уже успели рассмотреть выше на рельефе с симметричным изображением, с головой льва и телом человека.

Указанная цилиндричная печать содержит и четвёртое имя божества - Хайтау (Αυταού, Haytaou), жителя Неги (η Νέγκα, Nega), чей принц именуетмя "очень любимым".

Нега часто упоминается в древнеегипетских текстах. Это либо вся территория между Северным Ливаном и морем, которая позже сформировала владения Библоса, либо только регион Нар-Ибраима (το Ναρ Ιμπραήμ, Nahr Ibrahim), в 8 километрах на юг от Джехайла (Djehail), который позже стал центром культа Адониса. Эта местность поросла лесами различных вечнозелёных деревьев: можжевельников и деревьев mer (μερ) (красное дерево). Бог Неги, Хайтау, это праобраз Адониса, дух растительности, и в какой-то момент он превратился в дерево.

Египтяне приняли это божество, и отождествили его с Осирисом, как нам повествует Плутарх. Древесная смола (или клей) вечнозелёных деревьев считалась слезой Осириса, и гробницы египетских священников сооружались из смолянистого дерева, поскольку верили, что каждый умиравший жрец становился Осирисом. Трижды "Тексты пирамид" упоминают Хайтау из Неги, с которым отождествлялся погребённый фараон, и они просили, чтобы умерший властитель не имел той же судьбы, что Осирис, который обратился в дерево Неги.

Другой египетский текст, относящийся ко временам древнее Плутарха, "Рассказ о двух братьях", даёт нам иную картину того, каким образом бог Хайтау был внедрён в Древнеегипетскую мифологию. Героя этого рассказа зовут Бата тли Батау (ο Μπαταού, Bataou), и поскольку его брат хотел убить его, он убежал, и прибыл в Долину Сосны, где возложил своё сердце на цветок сосны. Когда египетские воины прибыли сюда, чтобы увезти его жену, она обрезала это дерево, и Бата немедленно скончался.

Через 4 года после этого, его брат находит его сердце. После этого Бата воскрес, обратился в быка и вернулся в Египет, неся своего брата на своём хребте. Отождествление Батау с Хайтау было настолько очевидным для древних египтян, что бога Неги можно было встретить имеющим связь с быком. Мы ещё встретим в Финикийской мифологии, в текстах Раш-Шамры, быка, часто связываемого с богами.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 03, 2022 1:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(Продолжение...)

МИФЫ РАШ-ШАМРЫ

Таблички с клинописными текстами, обнаруженные в Раш-Шамре, датируемые XIII веком до н. э., предоставляют нам мифологические элементы древней традиции, которая сохранилась, с небольшими изменениями, до конца Язычества - как нам показывают её следы, которые мы обнаруживаем в труде Филона из Библоса.

Основой этой мифологии был культ элементов и природных явлений. Там все божества являются абсолютно антропоморфными, и находились в рамках строгой иерархии.

Эл(ь) (ο Ελ, El) - это великий солнечный бог, которого издавна почитали все западные семиты, и он возглавлял Пантеон. Он правил всем Ханааном, делал так, что реки текли в бездну океанов, и делал землю плодородной. Это был "отец лет" он определял их продолжительность, и "царь", который жил близ моря, там, куда впадают реки. Он обладал различными эпонимами, важнейшим из которых, как представляется, был эпоним Бык, или Бык-Эль - не потому, что его отождествляли с животным, хотя в некоторых случаях Эль и изображался зооморфным, а потому, что понятие силы и власти символизировали для ханаанцев быком, знаком или эмблемой и других божеств.

Баал (ο Βάαλ, Baal) - величайший бог после Эля, для которого он зачастую выступает врагом. В Финикийской мифологии он не настолько древен. Он впервые появился после поселения финикийцев на побережье Средиземноморья, в Негеб, где они жили. Баал угаритских текстов, это Баал-Цафон (ο Βαάλ-Τσαφόν, Baal-Tsaphon), то есть "Господин Севера" или "Господин-Север", Баал-Ливан (ο Βαάλ-Λίβανο, Baal-Libanon), то есть "Господин Ливана", которого почитали позднее во всех точках горы Ливан, в чрезвычайно распространённой и хорошо известной по изображениям позе на изображениях Зевса Гелиопольского (Δίας Ηλιοπολίτικος).

Однако в целом, когда некое ханаанское божество именуется Баал, это имя не является собственным именнм. Оно является эпитетом, за которым скрывается настоящее имя божества, известное лишь посвящённым, - это было непроизносимое имя, и это настоящее его имя произносилось лишь в чрезвычайных, предусматриваемых традицией случаях - как и в случае с богом Израиля. Баал в текстах Раш-Шамры это Адад, бог грозовых явлений, облаков и непогоды. Его голос звучал в тучах, и он метал молнии и дождь.

Этот бог не предшествует своим появлением остальным богам, как это было с Элем. Его матерью считалась Ашерат (η Ασεράτ, Asherat), избангица "морская", его супругой - богиня, также носившая имя Ашерат; нам, конечно, неизвестно, та же ли это самая богиня, некая её ипостась или некая иная богиня.

В древнем Угарите, руины которого ныне именуются Раш-Шамра, Баал-Адад зачастую изображался на стелах, которые были воздвигнуты внутри его храма.

И вот он, изображаемый после 1350 года до н. э. на стелах с общими характерными чертами древнеегипетского бога Сутеха (ο Σουτέχ, Soutekh), египетской формы, созданной для передачи образов иноземных богов, доказательство влияния фараонов на эти земли, известные ещё ранее по знаменитой переписке, именуемой "Послания Эль Амарны".

На других изображениях, выполненных под влиянием хеттов, боровшихся за преобладание над египтянами в Верхней Сирии, тот же самый бог обладает островерхим шлемом, украшенным символическими рогами (шумеры использовали их лишь для богов) - он изображается бьющим своим копьём в землю, древко которого как бы вновь оживает и имитирует зигзаг молнии. Мы бы сказали, что этот его жест на стелах, это иконографическая передача словесного комментария, с которым в одном мифологическом тексте Баал-Адад обращается к богине Анат (η Ανάτ, Anat):

"Своим копьём я принжу врага своего к земле, и того кто поднялся против его брата".

Великолепная цилиндрическая печать в Бостонском Музее, которая, на самом деле, имеет нефиникийское происхождение, демонстрирует более точное изображение слов Баал-Адада. Бог изображён здесь не только пронзившим своим копьём врага, но и со своей эмблемой, быком. Такое изображение традиционно встречалось у западных семитов часто.

В начале II тысячелетия до н. э., в малоазийских колониях семитов Адад изображался вооружённым молнией, стоящим на быке, и противостоящим богу, который держит копьё, направленное остриём вниз, и направленное на человека, широко распластавшегося на земле.

Мифологические тексты Раш-Шамры согласны с изображением комбинации быка и Баала. Они также комбинируют данное животное и с богом Элем. Когда Баал выступил против Мота, то бог Алегин рёк:

"Совсем сломает Мота.
Сила Баала, мощь его, ударит Мота рогами, как дикий бык.
Сила Баала, мощь его, разорвёт Мота как быки Базана (Μπαζάν).
Сила Баала, мощь его, ударит Мота неожиданно и сильно по самой его голове".

В храме Баала в Угарите существовала золотая антропоморфная статуя бога, но были и серебрянные быки (вариант в переводе 1998 года: но был и серебрянный бык).

Мот (ο Μοτ, Mot) - один из сыновей Эля. Он был духом жатвы. Он главенствовал над полями в те времена, когда огненное небо осушало почву и созревали колосья.

Бесплодные равнины были подчинены Моту, сыну бога и самому любимому сыну Эля, которого, о чём заботилась богиня Анат, приносили в жертву во время жатвы, но он почти немедленно после этого воскресал, так, что можно было сказать, что его власть никогда не прерывалась. Его одолел в борьбе Алегин, сын Баала, в эпоху дождей, и тогда его отец покинул его.

Алегин (ο Αλεγίν, Aleyin) это противоположность Мота. Он был сыном Баала, и, как и Мот, он зависел от своего отца, и являлся, как видится, одной из его ипостасей, с особой юрисдикцией обеспечивать поступление воды к источникам. Большинство рек Финикии носили имена богов, связанных с этим богом. Как бог источников, Алегин благоприятствовал растительности, которая росла в период дождей. Его называли "Баалом Земли", "Домом (воды)", либо даже "Домом (вод в) море). Может быть, он был тем самым богом, которого позднее чтили через "Мемнонии" (τα Μεμνόνια) - монументы, которые устанавливали у устий большинства финикийских рек, монументы, посвящённые трауру.

Алегин, "тот, который шагает по облакам", всегда имел при себе своих семерых товарищей. И восемь диких кабанов сопровождали эту процессию.

Ашерат (η Ασεράτ) - это супруга Баала. Быть может, она являлась другой ипостасью описанной выше богини с тем же именем. Кроме этих двух Ашерат, существовала и третья - Ашерат Тирская.

Астарта (древнегреч. η Αστάρτη, от финикийск. Astart) и Элат (η Ελάτ, Elat) - их имена упоминаютсч вместе в одном жертвенном каталоге. Они редко упоминаются в текстах Раш-Шамры.

Астарта Небес Баала (η Αστάρτη των ουρανών του Βάαλ) - прекраснейшая из звёзд, планета Венера.

Элат - это женская форма Эля. Также известна богиня Элат в Сидоне.

Девственница Анат (η Ανάτ, Anat) - дочь Баала и сестра Алегина. Это божество - главное из тех, которые характеризуются воинственным характером. Она присутствует при ритуальном умерщвлении бога Мота. Позднее она была вынуждена попросить помощь своего отца, чтобы остановить карьеру духа жатвы. Роль, которую ей доверил бог Эль, заключался в том, чтобы обеспечивать жизнь богов, не давая им её, но давая им средства, чтобы обеспечивать её сохранение, в особенности через бесконечные жертвоприношения.

Гипсосы принесли её в Древний Египет. В Аварисе ей поклонялись как супруге некоего бога, иногда Баала, иногда Сутеха. Её культ продолжил существовать в Египте и после изгнания интервентов-гиксосов.

Дочь бога дождя, сестра бога источников, Анат, имела своей обязанностью, как и её брат, поддержку растительности. Поэтому она сеяла на земле влагу и росу, потому что она, как и дождь, это "жир земли".

В Угарите заботились, чтобы у умерших была вода. Колодцы, цистерны, закрытые при помощи плит со множеством дыр, ухабины с пифосами для хранения в земле, использовались для этой цели. Эта вода не предназначалась только для погребённых в некрополе, но и для тех, кто умер вдали от родины, для которых, после погребальной службы, формировали некое хранилище внутри гробниц, крышка которого никогда не возлагалась сверху, чтобы принимать приношения и жертвы на родине своих предков.

Кадеш (η Καντές, Qadesh), то есть "святая", со своим животным-символом львом, была обычным эпитетом богини Анат, которая под этим своим эпитетом являлась супругой бога Амурру (ο Αμουρρού, Amourrou), бога Запада, который в древнеегипетских текстах упоминается под именем Решеф (ο Ρεσέφ, Reshef). Они совместно предстают при жертвоприношении осла, которое происходило в эпоху жатвы.

ДАРЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

Для пропитания богов, которые в нём нуждались, чтобы мохраняться в жизни, также, как и смертные, им приносили в дар хлеб и вино на золотом столе.

"Да, дай им пить,
Положи на стол хлеб,
И набери в кувшины вино,
И в золотой кубок положи кровь деревьев".

Также им приносились различные жертвы, многие из которых содержатся и в Библии, такие, как например очистительные жертвоприношения (οι εκιλαστήριες θυσίες). Когда Анат обвинила Мота в смерти своего брата Алегина, Мот ответил:

"Я Алегин, сын Баала, приготовь же жертву,
Я овен, которого используют, вместе с чистой пшеницей, в качестве очистительной жертвы".

В жертву приносили быков, овец, баранов, телят и ягнят. Не упоминается никаких жертв женского пола - по-крайней мере в ритуалах для освящения (η καθαγίαση) храмов.

В особенности в период жатвы, ради оживления духа винограда, у которого осёл съел листья, предстают вмешивающимися Кадеш и Амурру - то есть Анат и Алегин - которым Морская Ашерат повелела:

"Свяжи осла, свяжи мощного коня,
Устрой ветви лоз с серебряными листьями,
Совершенно зелёные
Прогони из виноградника ослиц".

БОЙ МЕЖДУ АЛЕГИНОМ И МОТОМ

Одна из поэм Раш-Шамры ставит на сцену два божества растительности, и описывает обновляемую ежегодно борьбу между ними.

В той части, где начинается сохранившийся текст, Алегин, сын Баала, только что умел. Его бабушка Ашерат и его отец Баал выражают свою глубокую печаль его утратой.

Затем Латру (Latrou), один из сыновей Эля, встречает его отца, в "на стечении рек и моря его обители", и просит его назначить наследникс. Эль обратился к Морской Ашерат, и просит её указать одного из его сыновей.

Здесь в тексте - лакуна. Ниже богиня Анат просит бога Мота дать ей её брата, и напускает своих собак на стадо убийцы, ловит и убивает его:

"Ловит Мота, сына бога.
Разрывает его серпом,
Бьёт его плетью, жарит его на огне,
Развеевает его на мельнице.
Сеет его на полях,
Чтобы съесть его азимые,
Чтобы он прекратил запрещать жатву".

Когда Мот умирает, Алегин, сын Баала, живёт. Тогда происходит много дождей, реки раздуваются, и являются разливы. Тогда Эль приказывает Анат проверить ситуацию. Анат обращается к одной из дочерей Эля, богине Шапаш (η Σαπάς, Sapas), именуемой "Факел богов", которая отправилась искать Алегина.

Наконец, Баал сам вмешивается через 7 лет, когда Мот угрожает назначить Алегину 7 кар, жертвой которых тот станет. Алегин отвечает ему, и богиня Шапаш объявляет Моту его низложение:

"Слушай хорошо, Мот, сын богов! Ты будешь сражаться с Алегином, сыном Баала. И отец твой, Шор-Эль (ο Σορ-Ελ), не услышит тебя. Пусть же сломает Алегин двери твоего дома, пусть низвергнет трон твоего правления, разломает скипетр твоего владычества".

Мот побеждён и нисходит в Подземный мир, а Алегин вновь обретает своими правами. Триумф Алегина является темой другой поэмы.

Смерть Баала и Алегина.

Некогда Баал отправился охотиться в пустыню Кадеша, и оказался перед странными существами, которых призвал Эль, чтобы они преградили Баалу путь - их родила Амат (η Αμάτ, Amat) Ашерат, которую отправил в пустыню высший бог.

В последовавшем столкновении Баал сперва превосходил, но затем он уступил и пал, как бык.

Тогда вмешалась Анат, чтобы погрести того, кого здесь миф именует её сыном. Она вырыла одну яму, превратила в сад часть пустыни, и, провозгласив весть о смерти бога, спустилась в гробницу вместе с ним, вместе с богиней Солнца, и та осталась там, пока не насытилась своими слёзами, которые она пила, будто это было вино.

Умер и Алегин. Анат его отнесла на своих плечах до Северной Горы, где принесла в дар подземным богам ароматы и жертвы, затем - быков, овец, оленей, коз и ослов, чтобы обеспечить его пропитание на протяжении 6 месяцев в Подземном мире. В конечном счёте, она известила бога Эля, чтобы он смего женой Ашерат порадовался, потому что Баал и Алегин уже умерли.

Эль и его супруга возрадовались, однако поскольку функции Алегина были необходимы, они попытались найти ему замену. Затем вновь появляется Анат, и делает Мота виновным в смерти своего брата.

Храм Баала.

Другая древняя поэма, которая касается сооружения храма Баала, который без какого-либо вмешательства человеческих рук целиком развивается на мифическом уровне.

Баалу принадлежит всё Пространство, но было предочтительней для него иметь в качестве места для молитвы жилище поменьше, такое же, как и у других богов. Иными словами, хорошо было бы, чтобы беспорядочные проявления стихий подчинились правилам.

"Баал не имеет ни храма, как бог,
Ни священного участка, как сын Ашерат".

Прежде, чем начать сооружение храма, было необходимо получить разрешение бога Эля, чтобы суметь работать для этого. Чтобы обрести его хорошее отношение, ему подарили золотой трон и золотой стол, полный приношений, произведения, сделанные Хийю (ο Ιγιού, Hiyou), божественного мастера, который, вооружённый горнилами и ухватами, "плавит серебро, чеканит золото" и создаёт подобия быков из драгоценного металла для украшения будующего храма.

Морская Ашерат взялась доставить прошение к богу Элю, и затем сообщила Латрону (ο Λατρόν), богу, имеющему дар мудрости, приказ начать работу.

"Латрон эль Дпед (el Dped) ответил:
- Буду работать, я, кудесник богини Ашерат,
Буду работать, я, который понимаю...
Вот Амат Ашерат изготовляет кирпичи.
Один дом мы приготовим для Баала, бога,
И один священный участок для Баала, сына Ашерат".

Немного погодя, богиня сказала Латрону, чтобы он отдохнул:

"И ответила госпожа Ашерат Морская,
Самая мудрая из богов:
- Сделай так, чтоб отдохнул твой великий возраст, потому что ты много работал,
Отдохни... из-за твоей груди,
И насладись и ты тоже дождём".

В работах принимал участие и Баал. Молнией, "своей земной пилой", он рубил кедры, чтобы сделать крышу храма.

Весточка, полученная Алегином, сыном Баала, демонстрирует, что для него было оставлено сооружение самой священной части храма.

"Сделай небольшой пристроенный храм из золота и серебра,
Это будет пристроенный храм для чистых; я буду защищать их".

Наконец, Баал обосновался в своём храме, и Анат принесла ему в жертву одного быка. Затем появились два брата, Кусор (ο Κουσόρ, Kousor) и Хасису (ο Ασίσου, Hasisou), и предложили соорудить окно храма.

"И Кусор с Хасису сказали:
- Слушай, Алегин, сын Баала,
Почувствуй, бегун облаков,
Конечно, мы установим световую шахту в святилища, окно в середине храмов".

Это, однако, не понравилось Алегину, который ответил отрицательно:

"Нет, вы не поставите световую шахту в святилища,
Окно в середине храмов".

Их спор вынудил их обратиться к более высокому божеству, Баалу, или к высшему богу, Элю. Тогда Алегин предложил компромисс.

"Я их установлю.
Кусор, моряк, Кусор, сын закона
Разверзнет окно в святилищах,
Световую шахту в середине храмов.
И Баал разверзнет щель в облаках
Над лицом Кусора и Хасису".

С тех пор небесная вода не падает на землю беспорядочно. Потоп более не произойдёт. Баал не даёт дождю литься, кроме как тогда, когда Кусор будет открывать окна храма, и он будет определять времена года. Конечно, он также является чародеем и предсказателем, также, как изобретателем инструментов рыбной ловли и рыболовецких кораблей.

Эпос о Керете (ο Κερέτ, Keret).

В текстах Раш-Шамры, Финикийская мифология не имеет своей базовой и исключительной темой богов, поскольку встречаются и люди вместе с богами и божественными героями, которые имели связи с дочерьми людей.

Керет был сыном высшего бога Эля и воином богини Шапаш, но также и царём Сидона. Некогда его отец приказал ему воспротивиться нападению во-главе с Этрахом (ο Ετράχ, Etrah) или Терахом (ο Τεράχ, Terah) - лунным богом.

Противник имел своим союзником народ страны Завулон - племя, которое впоследствии слилось с народом Израиля, и обосновалось между горой Кармел и озером Геннисарет. Также он имел с собой косеритов (οι Κοσηρίτες) - название, написанное на египетских вазах в каталогах враждебных городов.

Он не хотел послушаться этого приказа, и поэтому Керет закрылся в своей комнате, и стал плакать. Однако сны, которые он затем увидел, воодушевили его: он станет отцом. Это сделало так, что он принял приказ. Однако прежде, чем выступить, он взошёл на Башню, сел на её парапет, и поднял руку к небу, принёс в качестве жертвы вино в серебряном сосуде, мёд в золотом сосуде, и кровь птицы и ягнёнка.

Затем он отправился в город, и позаботился об обеспечении населения едой на 6 месяцев. Между тем, Терех вторгся и захватил 5 городов, и угрожал расколоть финикийскую территорию. Битва была дана при Неджебе, на юг от Палестины. Потерпевшие поражение ушли на свою родину большой группой, а иные - мелкими группами.

Кажется, Керет не победил. Когда он пришёл в Сидон, он купил одну женщину, оплатив половину её цены золотом, а остальное серебром. Смней он обрёл сына, прекрасного, как Астарта, и грациозного, как Анат. Это был чудо-ребёнок, и поэтому как только он родился, он воскликнул: "Ненавижу врага!" Он искал справедливости для вдов, защиты для сирот, и помогал тем, кто боролся с ворами.

Данель (ο Ντανέλ, Danel) также был мифологическим героем, и идеально владел искусством предсказания, а его дочь была астрологом. Память отнём оставалась жива очень долго, и как видится именно с ним сравнивает библейский пророк Иезекииль царя Тира, когда он говорит: "Ты мудрее даже чем Даниил, ничто не секрет для тебя".

Эпос о рождении богов грациозных и прекрасных.

Нижеследующий миф напоминал финикийцам, параллельно с эпосом о Керете, в том числе своим мифологическим обликом, страну-прародину, Неджеь, откуда, посредством побережья, позже названного филистимским, они прибыли в Тир, Сидон и Библ в начале III тысячелетия до н. э. В XIV в. до н. э. филистимляне ещё не вытеснили их с соседних египетских берегов, и они продолжали посредством дорог Неджеба иметь торговые контакты с побережьем Красного моря.

Этос эпос сохранился как своего рода запись для использования монодов, некой религиозной службы, которая сопровождала последние зимние жертвоприношения, при первых дождях и сборе винограда.

Мот-эт-Сур (ο Μότ-ετ-Σούρ, Mot-et-Sour) в это время (в течении конца указанных жертвоприношений, в конце зимы, в начале дождей и работ в виноградниках) является очень усталым. Dussaud, опираясь на одну главу из Иеремии (2:21) говорит, что речь идёт о боге Моте, который в облике сухого куска дерева является не более чем падшим духом винограда.

"Мот-эт-Шур сидит,
(Держа) в руке своей скипетр агонии,
(Держа) в руке своей скипетр неспособности рожать".

Это время, когда обрубают виноградники, привязывают виноградные лозы и приводят их в порядок.

Во время одного из ритуалов, в эту эпоху (то есть в конце зимы) приносили в жертву одного ягнёнка, и его сваривали в молоке его матери - это был ханаанейский обычай, впоследствии отменённый Моисеевым Законодательством.

С этой ритуальной церемонией ради Урожайности комбинируется и ритуал ради плодородности. В нём Эль, высший бог, непосредственно вмешивается, чтобы призвать "прекрасных и грациозных богов".

Эль, солнечный бог, движется по берегу, рядом с краем бездны. Люди совершают религиозные взывания к Моту, а затем к "Матери" - быть может к Морской Ашерат. Эль погрузился в волны.

"Руки Эля простираются как море,
и руки Эля простираются как волны.
Эль простирает руку как море,
и Эль простирает руку как волну".

Этим движением бог берёт два предмета и помещает их в своё обилище. Он ложит волну на небеса, и когда она вновь нисходит на землю как дождь, она заставляет скипетр Мота склониться вниз, и его руки нервно дрожать.

Когда Эль оплодотворит женщин, они винят себя за беды, обрушившиеся на Мота:

"О, Мот, Мот, мы делаем так, что сгибается твой скипетр!
Мы делаем так... что трясётся твоя рука.

Рассказ продолжается:

"Эль нагинается и целует их; (затем) он возвышает свой голос и говорит:
- Вот, их губы сладки, сладки как груздь винограда".

Продолжение касается ритуала священного брака. Выразив, что:

"в поцелуях и в зачатии, в объятиях и в...
Та... и эта рожают Сахара ("Восход") и Салема ("Заход")".

главный актёр этой драмы:

"Отправляет Элю эту новость:
- Твоя жена, о, Эль, родила".

Тогда Эль спрашивает:

"Что родила?"

И ответ на его вопрос:

"Сахара (ο Σαχάρ) и Салема (ο Σαλέμ), мне (вариант: тебе) родила".

Затем последовало рождение, в этих условиях, пяти грациозных богов, и последним рождается Сиб'ани (ο Σιμπ-ανί, Sib'ani ("Седьмой")), отца которого зовут Этрах (ο Ετράχ) - быть может, он отождествляется с лунным богом Терахом, которого мы встретили при нашем упоминании эпоса о Керете.

"Роди(ла) Сиб'ани, о, жена Этраха.
Возведёт Асдод (η Ασδόδ, Asdod).
Установи 'd посреди пустыни Кадеш".

Таким образом миф обретает исторический интерес, и уводит нас на юг от Палестины, в Неджеб - регион, населённый с эпохи Палеолита, как доказали последние исследования, представляющие финикийцев строящими один из величайших городов филистимлян, заключающими союз с бедуинами пустыни, чтобы иметь выход к Айланскому заливу.

Этот эпос был составлен в XIII или XIV веке до н. э., и он является свидетелем далёкого прошлого - времён, когда в Неджебе жили финикийцы, до тех пор, пока их не прогнали оттуда филистимляне. Одно очень хорошее открытие, которое произошло в Библе в 1932 году, доказало, что: начертанные изображения на золотых ножнах удостоверяют то, что нам известно по текстам о путешествиях в О Фир (O Phir). Изображаемые сцены происходят перед царями, восседающими на ослах: в пустыне, где один лев нападает на страну обезьян, и один слуга держит собакоголового. Наконец, поскольку путешественник в эиу дальнюю страну должен пересечь море, золотых дел мастер символически передаёт это море изображением одной рыбы.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...


Последний раз редактировалось: andy4675 (Пн Ноя 21, 2022 3:01 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 21, 2022 2:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(Продолжение...)

ФИНИКИЙСКИЕ БОГИ В ХОДЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

В I тысячелетии до н. э. каждый город Финикии почитал собственного Баала, то есть своего "Господина", своего "Владыку", владельца земли и высшего владетеля граждан. Вместо Баала иногда чтили богиню Баалат (η Βααλάτ, Baalat), то есть "Госпожу". В некоторых регионах имели и Баалимов (ο Βααλίμ, Baalim), таких, как: Баал Цафон ("Господин Севера"), которого мы уже встречали выше в мифах Раш-Шамры, Баал Шамим (σαμίμ, chamim) ("Господин небес"), который упоминается в Библии, и Баал Ливанский (ο Βάαλ του Λιβάνου, Baal Lebanon).

Собственное имя божества остаётся почти неизвестным, тогда как в Израиле его не произносили, быть может, по иным причинам. В Финикии же таким образом преследовали, чтобы иноземцы не могли узнать это личное имя, дабы неиобрелииони своими мольбами его расположение, лишая расположения подданных этого бога.

Сыздревле в Библе была некая Баалат в качестве главного божества. Её отождествили с египетской Хатхор, а для греков она была одной из форм Астарты.

В Бейруте почитали некую "Госпожу", богиню источников, в которую влюбился бог Адонис, но некий морской Баал оказался счастливее его.

Баал Тира сперва был солнечным божеством, который в дальнейшем принял и характерные черты морского божества. Он известен под именем Мелькарт (ο Μελγκάρτ, Melqard), то есть "бог города". Греки отождествляли его с Гераклом.

Сидон почитал Эшмуна (ο Εσμούν, Eshmoun), подземного бога, который позднее стал богом здоровья, наподобие Асклепия греков. В том же городе чтили и некую Астарту, для которой Соломон возвёл небольшой прилегающий храм в Иерусалиме. Цари и царицы были жрецами и жрицами этой порочной богини, которую почитали в пещерах Магдуше (Μαγδουσέ, Maghdoushe).

Нам неизвестны приключения финикийских богов этой эпохи, кроме одного, которого греки звали Адонисом, и его приключения запечатлел в V веке до н. э. поэт Панавсид (ο Παναύσις).

Миф об Адонисе.

Адонис был непосредственным преемником Хайтау из Неги, и сменщиком богов Алегина и Мота, которые были в эпосах Угарита божествами растительности.

Он родился от одного дерева, в которое обратилась его мать. После рождения, Афродита положила его в небольшой сундучок, и передала её богине Подземного мира (Персефоне), чтобы она хранила её содержимое. Когда, много времени спустя, богиня любви пришла взять его обратно, Персефона не соглашалась отдать его ей. Она успела открыть сундучок, и увидеть, насколько прекрасен был ребёнок. Спор двух богинь дошёл до высшего бога (Зевса), который принял решение, чтобы Адонис жил полгода в Аиде с Персефоной, а остальные полгода - под светом солнца, с Афродитой.

Другой миф поветвует нам, что богиня любви сходила с ума по юному богу Адонису, и поскольку она боялась, как бы с ним не приключилось несчастного случая, она препятствовала ему охотиться - поскольку он любил охоту. И в самом деле, Адонис погиб от дикого кабана или от медведя, когда он охотился.

Адонис известен лишь из греческого мифа, но по сути это сельскохозяйственное божество, дух растительности, наподобие Алегина, и которое, как и Алегин, проявляется в зерновых культуоах. Его имя имеет семитский корень "адони" ("άδωνι", adoni) ("Господь мой", "мой владыка"), и его часто повторяли на праздниках в честь этого бога, во время траурного плача, женщины Финикии. В Библии Иезекииль именует его Таммузом - так звали месопотамского бога растительности и зерна. Его истинная финикийская личность стала известна в VI веке н. э., благодаря Дамаскию: Адонис это Эшмун.

Его почитала вся Финикия, повсеместно, и в особенности его культ был развит в Библе. Между Библом и Баальбеком. Рядом с истоками Нар-Ибраима, которые древние греки именовали "рекой Адонис" (ο Άδωνις ποταμός) находилось селение Афака Αφάκα, Aphaca) - совр. Афка (Άφκα, Afka). Там, в одном из мест, которое сегодняшние путешественники воспевают за его красоту, находился храм Астарты, который был уничтожен императором Константином.

Из главного помещения этого храма был виден величественный круг из высоких и обрывистых скал, откуда проистекает река, текущая от водопада к водопаду, по покрытой зеленью местности, направляясь в глубокое ущелье, где погиб бог Адонис.

В Гинехе (το Γκινέχ, Ghineh) находится один из памятников Адониса тех времён: этот бог, начертанный в виде оельефа на скале, держит своё копьё, и ожидает мвою охотничью жертву, богиня изображается сидящей рядом с ним в позе глубокой горести.

Люди верили, что Адонис ежегодно возвращался в это место, и получал смертельное ранение. Тогда воды реки становились красными. Это объясняется частичками красного гематита, которые, отломившись от окрестных скал, падали в воду в ходе определённых природных явлений, при осадках в реку.

Праздники в честь Адониса

Адонии, ежегодные праздненства в воспоминание о смерти Адониса, были прекраснейшими финикийскими праздниками, которые проводились в эпоху жатвы. И вот как описал важнейшие из этих ритуалов Сальо (Saglio):

"Представляется, что они делали всё то, что принято при похоронах: помазание и надлежащее облачение умершего, его выставление, приношения и общие трапезы. Помещали статуэтки Адониса из воска или терракоты у входа или в комнатах домов, которые женщины из окрестностей обносили, совершая службу с обходом по городу, плача и бья себя в грудь, демонстрируя свою самую великую печаль, они танцевали и пели печальные гимны в сопровождении свирели с тяжёлым пронзительным звуком, именовавшейся гигрон или гингра (το γίγρο, ο γίγγρας), которую финикийцы использовали при похоронах.

Эту картину дополняет Теокрит, при описании некоего праздненства, которое совершалось с совершенно восточным великолепием в Александрии, во дворце Арсинои, супруги Птолемея II Филадельфа. Оно демонстрирует под неким куполом с зеленью, с летающими вокруг маленькими эротами, возлежащим на кровати с красными покрывалами прекрасного юношу, и стоящую рядом с ним Афродиту там кругом стояли сосуды с благовонными духами, плодами, мёдом, сладостями, и серебрянные сосуды, содержимое которых именовалось "садами Адониса".

В обычае было сажать быстрорастущие растения (как например петрушку, ячмень, пшеницу и, в особенности, посевной латук) в сосудах не столь драгоценных, как те, что во дворце Арсинои, но в глиняных, или в разбитых кубках и бутылках, или корзинах. Посевной латук имел определённое место в мифе об Адонисе (говорили, что Афродита ложилась спать со своим любовником на матрасе из посевного латука). Эти растения (указанные выше) при помощи солнца взрастали в июне, вырастали за немного дней, но при этом быстро увядали, потому что у них в горшках было слишком мало земли - символизируя краткосрочность жизни Адониса. Маленькие искуственные сады выставлялись вместе со статуэтками бога во время шествий при Адониях, и затем их бросали в море, или в текущие воды".

Лукиан, позднее святой Иероним, говорит, что к траурному плачу добавился и радостный ритуал, дабы праздновать воскресение и вознесение Адониса.

Работа Филона

В конце I века н. э. Филон, на основании таинственного финикийца Санхуниатона попытался доказать, что корни Греческой мифологии происходят из Финикийской мифологии, и что вторая из них поясняется историей первых человеческих существ. В его трудах, которые сохранялись, есть Космогония, история первозданных и история Уранидов.

"Космогония" Филона это синтез из традиционных элементов, среди которых вначале главенствует "туманный и ветрообразный аэр, дуновение ветра и тёмный Хаос". Так обстояли вещи веками, но затем:

"дуновение влюбилось в собственные элементы. Таким образом возвысилась некая смесь, и это соединение было названо желанием, и стало творческим началом всех вещей. Однако дуновение не знало своих творений, и как только оно объяло само себя, оно обратилось в Мота. Иные говорят, что это начальное дуновение это грязь, а иные - что это водные грязные продукты, откуда возникли зачатки, из которых возникло всё".

Автоматическое рождение связывается с вселенским воззрением о яйце, которое было заимствовано в Египте, с тем, что с эволюцией живые существа изменяются, и те, ктотимеют мало ума в конце концов обретают самосознание.

Греческие авторы упоминают и другие финикийские Космогонии, как например Эвдем, который имеет в качестве главных принципов Время (Хронос), Желание и Тьму.

"Из союза этих первых элементов рождаются Аэр и Аура (Дуновение). Аэр символизирует воспринимаемое во всей его ясности, а Аура - первую одухотворённую форму, которая возникла, и которая была одарена движением. Наконец, от этой пары родилось Космическое Яйцо, согласно воспринимаемому духу".

Согласно с Дамаскием (VI век н. э.), первым элементом для финикийцев был "Космический Хронос, который включает в себя всё", тогда как для Мосхоса (II век до н. э.) первоначальным для финикийцев был двойной элемент, Эфир и Аэр, за ним последовал Ветер, ветра Лим и Нот, Дион, и, гораздо позже, Яйцо.

И Филон продолжает:

"Как только осветилось ебо вспышкой Моря и Суши, сформировались ветра, облака и большие дожди. И когда, в связи с теплом, исходящим от Солнца, все предметы разделились и удалились со своих мест, в результате чего они затем встретились и столкнулись в воздухе, тогда были вызваны громы и молнии. От шума громов пробудились обладающие разумом животные, о которых мы уже говорили, они испугались его, и начали двигаться по суше и по морю, как существа мужского и женского пола".

"История" Филона демонстрирует прогресс цивилизации и культа. Первые поколения обожествляли продукты земли, и поклонялись им:

"Потому что благодаря им они сохраняли свою жизнь они сами и их дети, также, как и их предки; поэтому они совершали возлияния и освящения".

Когда некое растение умирало, они его оплакивали, также, как рождение и смерть животных.

Второй прогресс, который они приписывали Эону, заключался в использовании древесных плодов для питания. Из племени Эона и Первозданного (Протогона) родились Генос (Род) и Генея (Поколение), первые жители Финикии.

"Когда некогда наступила засуха, они воздели свои руки к Солнцу, потому что они считали его богом, поскольку он являлся единственным владыкой на небе. Именовали же они его Белсамином (ο Βεεκσαμίν, Beelsamin), что на языке финикийцев означало "Господин Небес", и "Зевс" для греков".

Открытие огня произошло благодаря смертным детям из того же племени, по-имени Фос (Свет), Пюр (Огонь) и Флога (Пламя).

"Они изобрели огонь, тря дерево, и обучили пользованию им остальных".

Этот важный прогресс пришёл после явления великанов Кассия (ο Κάσσιος), Ливана (ο Λίβανος) и Антиливана (ο Αντιλίβανος) - эти имена были даны горам, на которых они совершили работы. Возможно, они были изобретателями использования благовонного ладана, поскольку эти горы знамениты своим лесами из подходящих для добычи благовоний деревьев.

В эти времена аморальность была такой, что дети:

"брали имя своей матери, потому что женщины того времени отдавались первому встречному".

Один из детей, Гипсуриан (ο Υψουριανός), жил в Тире и сооружал хижины из тростника и папируса. Его брат Усой (Ουσώος) сооружал одежду из кожи животного.

"Из-за дождей, деревья Тира, обтираясь, возгорелись, и так сгорел лес в этих местах. Усой взял одно дерево, отрезал ветки, и он был первым, кто посмел поплыть в море. Он также посвятил свету и ветру два столба, стал поклоняться им, и совершал возлияния с кровью животных, которых он вылавливал охотясь".

Гипсуририан и Усой были обожествлены после смерти, и их столбы почитались ежегодными ритуалами.

Их два потомка изобрели охоту и рыбалку. Два брата открыли железо и его обработку.

"Один из них, Хусор (ο Χουσόρ, Khousor), занимался искусством магии и прорицания... он открыл крючок и приманку, леску и рыболовецкую лодку, и первым из всех людей путешествовал в море".

Этот бог отождествляется Филоном и Геродотом с Гефестом. Тот, кого жители Библа звали величайшим богом, изобрёл "добавление к домам дворов, портиков и крипт", делая тем самым дома более удобными и роскошными. Тогдасначалась и охота с собаками, и затем искусство пастушества, которому обучали по сёлам Амин (ο Άμυνος) и Маг (ο Μάγος).

Затем Мисор (ο Μισόρ) нашёл соль, вместе с Сидиком (ο Συδύκ, Sydyk). Таавт (ο Τάαυτος), потомок Мисора, которого египтяне именовали Тотом, александрийцы Тоити (Τώυτι), а греки Гермесом, открыл письменность, тогда как Кабиры, потомки Сидика, улучшили мореплавание.

После них:

"пришли другие, которые изобрели лекарства против ядовитых животных, лкарственные смеси и различные средства борьбы против магического воздействия".

В истории первозданных, есть череда лиц и открытий без непосредственной связи между ними. В начале "Истории Уранидов" боги, которых автор хочет сделать простыми смертными, принимают участие в приключениях, создающих царство, основании первого города, изобретении плуга и культивации пшеницы, учреждении жертв и человеческих жертвоприношений, сооружении храмов, и переход от свободной любви к полигамии и моногамии.

Уран (Небо) имеет сестрой Землю. Их отец - это Высший (Elioun (очень высокий)).

"после того, как он умер в некоем бою против диких животных, он был обожествлён, а его дети посвятили ему возлияния и жертвы".

Когда Уран взял власть своего отца, он женился со своей сестрой Землёй, и породил четырёх детей. С другими жёнами он породил многочисленное потомство. Земля, однако, расстраивалась из-за неверности Урана, и мучала его своей ревностью, и тогда они разводятся. Однако, когда Уран насилует Землю, он предпринимает попытку убить их детей. Земля отбивается от его жестоких нападений как может.

Когда Крон (Эль), один из их сыновей, возмужал, он объявил войну своему отцу, чтобы отомстить за свою мать. Гермес Трисмегист, секретарь и советник Крона, магическими словами увлёк союзников его отца, и сумел низложить Урана, и его преемником на царствовании стал Крон. В ходе борьбы любимая подруга Урана, беременная от него, попала в руки Крона, который отдал её Дагону. Впоследствии у Урана родился от неё сын Демарунт (ο Δημαρούς), отец Мелькарта, бога Тира.

Крон окружил свой дом оградой, и основал первый город, Библ. Поскольку он боялся своего брата Атланта, он погрёб его в глубине земли, по совету Гермеса. Он убил своего сына, потому что имел подозрения против него, и обезглавил свою дочь "способом, который оставил всех богов потрясёнными".

Тогда Кабиры улучшили корабли, пристали к берегу у горы Кассий, и построили там храм.

Уран уже давно ушёл, но он не забыл отомстить Крону. Итак, он отправил трёх из своих дочерей (Астарту, Рею и Диону), чтобы они убили Крона. Однако Крон очаровал их, и женился с ними, "хотя они были его сёстрами". Хотя Уран не добился успеха, он не оставил попыток. Он отправил против своего сына Гору (η Ώρα) и Мойру (Судьбу) вместе с другими союзниками. Но и их ожидала та же судьба.

От Астарты у Крона появилось семь дочерей и два сына - Пофос (Желание) и Эротас. От Реи он имел семь детей, младший из которых был объявлен богом сразу, как только родился. Диона родила Крону много дочерей.

Сидик женился с одной из дочерей Астарты, и породил Асклепия. От некоего Понта (Моря) родились Посейдон и дочь Сидон, которая обладала прекрасным голосом, и первой изобрела составление песен, а Дагон изобрёл плуг для обработки земли.

Война продолжилась, из-за Урана. Понт, отец дочери Сидон, прогнал Демарунта, который первым пообещал принести жертву, если боги помогут ему выйти из трудного положения, в котором он оказался. На 32-м году своего царствования Крон устроил западню своему отцу Урану, и отрезал ему его половые органы близ истоков реки. И затем дух Урана рассеялся, и кровь от его половых органов пролилась в источники и реки.

В следующий период перед нами предстают божества городов Финикии, которые предпринимают свои далёкие путешествия.

Решением Крона, Астарта, Демарунт и Адад (ο Αντάντ) стали царями страны.

"Астарта поместила на свою голову в качестве королевской эмблемы голову быка. Обегая мир, она нашла воздушный камень, и достааила его в Тир, чтобы посвятить его священному острову.

... Крон тоже обошёл весь мир, и дал своей дочери Афине владычество над Аттикой. Чума и другие бичи вынудили Крона принести в жертву своему отцу Урану своего сына, самого Крона сделать обрезание, и надавить на своих союзников сделать то же самое. Позднее он обожествил одно умершее дитя, которое он породил с Реей - Мота. Финикийцы именовали его Танатом (Смертью) и Плутоном.

Крон подарил город Библ богине Балтиде (η Βαλτίς), то есть Дионе, а Бейрут - Посейдону и кабирам, охотникам или рыбакам, которые обожествили в Бейруте останки Понта. Прежде этого бог Таавт (ο Τααούτ), египетский Тот, приняв внешний облик собравшихся богов (Крона, Дагона и пр.), нарисовал священные знаки письма.

Для использования Крона, Таавт придумал эмблемы царствования: четыре глаза (два спереди и два сзади, два открытых и два закрытых), четыре крыла на плечах (два открытых и два закрытых). Это был символ, означавший, что Крон спит бодрствуя. Крылья означали, что Крон летает отдыхая, и отдыхает летая. Другие боги имели лишь одну пару крыльев, чтотозначало, что они летали вместе с Кроном, имевшим на своих плечах ещё пару крыльев: одну для непосредственного понимания вещей, а другую - для ощущения. Когда Крон отправился на юг, он отдал весь Египет богу Таавту, чтобы он имел своё царство.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7601
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пт Дек 02, 2022 7:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(Продолжение...)

Боги Карфагена

В факториях и колониях финикийцев на побережьях Африки и Средиземного моря, были почитаемы боги и богини из метрополий этих городов. В Карфагене, их главной колонии, почитали Баал-Хаммона (ο Βάαλ Αμμών, Baal Hammon), почтенного старца с бородой и рогами барана. Он изображался восседающим на высоком троне, и возлагающим свои руки на головы баранов, которые служили ручками сидения. Небесный бог плодородия, Баал-Хаммон отождествлялся римлянами с африканским богом Аммоном-Зевсом.

В Карфагене наряду с Эшмуном и Адонисом почитали и бога Беса - некрасивого карлика с кривыми ногами и большим животом, известного в Египте и в Западной Азии, изображение которого помещали на носу финикийских кораблей.

Великая богиня Карфагена, Танит (η Τανίτ) попадала в надписи совместно с Баал-Хаммоном, а также на жертвенные стелы с символом неясного значения: иные усматривают в нём искажённый силуэт, а иные - первобытное изображение алтаря. Этот символ мы видели на изображении в Финикии, имеющим бесхвостый конус с диском над ним, и как правило между ними - горизонтальную линию, два конца которой сгибаются вверх под прямым углом.

Другой её символ - это открытая ладонь, знак очищения, поскольку древние люди сопровождали свои молитвы воздыманием рук.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS