В 1016 году под грамотой Николая (игумена монастыря Св. Ильи) есть подпись "игумена русского монастыря" Герасима. Это - древнейшее упоминание русского монашества на Афоне. Возможно речь тут идёт о "келлиотском монастыре".
Из Жития Антония Печорского (это был русский святой) известно, что он принял монашеский постриг на Афоне.
В акте прота Павла от апреля 1081 года есть подпись русского писца (он имел прозвище "Русский") - что отмечалось Бибиковым.
Считается, что Старый Монастырь Св. Пантелеймона был построен в 1169 году монахами первого на Афоне русского монастыря - монастыря Ксилурга (посвящённого Пресвятой Богородице) - см. Amand de Mendieta, "Mount Athos...". 1972, стр. 83.
Однако монастырь Ксилургу был греческим до 1169 года - когда он впервые упоминается как "русский" монастырь (в акте 1142 года он русским монастырём назван не был, хотя в тексте акта и упоминаются имевшиеся в этом монастыре "русские вещи" и "русские книги" (Октоих, Ирмологий, Минеи, 5 Псалтырей, 5 Часословов, 5 Апостолов)). В рассматриваемых актах 12 века использовался греческий язык, а не славянский.
В Житии Св. Саввы написанном Феодосием, рассказывается, что к святому Савве перед тем как он около 1200 года отправился на Афон монашествовать, прибыл русский монах из монастыря Святого Пантелеймона. В Житии Св. Саввы, написанном учеником святого Саввы, Доментианом, этой детали (с русским монахом из монастыря Св. Пантелеймона) нет: Доментиан упоминает посещение святого Саввы монахом, национальность которого он не указывает.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Вт Янв 23, 2024 1:22 am Заголовок сообщения:
Е. Михайлов. «Святая гора Афон»:
Цитата:
Появление на Афоне «русских» монахов относится к древнейшему периоду исто-
рии Святой Горы. Под одним из актов Великой Лавры (февраль 1016 года) стоит подпись
Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». <...> По сооб-
щению «Повести временных лет» под 1051 годом, Святую Гору посетил преподобный Анто-
ний Печерский, который был там пострижен в монашество и отправлен обратно Киев с бла-
гословением и пророчеством о том, что от него «мнози черньци имут быти» на Руси. <...>
По афонскому преданию, преподобный Антоний подвизался на Святой Горе в пещере близ
Эсфигмена (храм над ней во имя преподобного Антония Печерского сооружен в 1849 году,
на Афоне преподобного Антония именуют Эсфигменским).
Первый русский монастырь на Афоне – обитель «Древоделя» (современный Ксилургу,
скит Богородицы, Мариинский) был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Впервые
Ксилургу назван в акте 1030 года (без указания национальности насельников). <...> Из акта
1169 года следует, что Kcилугру называют «обителью русских». <...>
В 1169 году русской монашеской общине Ксилургу по просьбе ее настоятеля Лаврен
тия был пере дан на все последующие времена при шедший в упа док монастырь Солу-
нянина, возникший в конце X века и освященный во имя великомученика Пантелеимона.
Начиная с 1169 года, монастырь великомученика Пантелеимона стал основной русской оби-
телью на Афоне.
Монахи из славян, среди которых, возможно, были и русские, подвизались также во
многих греческих обителях: преподобного Григория, Кастамоните, Кутлумуше, Филофее,
преподобного Ксенофонта, Ксиро потаме и других.
Несмотря на то, что Пантелеимонов монастырь на протяжении всего средневековья
устойчиво именовался «обителью pycoв», <...> число русских насельников здесь не было
постоянным. <...> Среди братии Русика было много сербов. <...> В Пантелеимоновом мона-
стыре в 1191 или 1192 году принял монашеский постриг сын сербского великого жупана
Растко, будущий святитель Савва Сербский.
После установления в середине XIII века на Руси монголо-татарского ига число рус-
ских иноков в Пантелеимоновом монастыре уменьшалось и он постепенно заселялся сер-
бами. <...> К середине XIV века обитель окончательно стала сербской. <...> Более чем на
столетие ктиторами монастыря святого Пантелеимона стали сербские правители. <...> На
рубеже XV–XVI веков были установлены официальные отношения между Пантелеимоно-
вым монастырем и московскими великими князьями и Русской митрополией. <...> Обитель
получала значительные пожертвования из Москвы. <...>
В 1619 году был сооружен новый монастырский собор на месте старого <разрушен-
ного землетрясением>. <...>
Цитата:
В конце XIV-го и в особенности в первой половине XV века связи русского мона-
шества с Афоном после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то
время на Святой Горе подвизались будущие основатели и настоятели русских общежитель-
ных монастырей: преподобный Сергий Нуромский († 1412), Иларион, игумен новгородского
Лисицкого монастыря (вернулся на Русь не позднее 1397 года), Дионисий Царьградский,
архимандрит Спасо-Каменного монастыря (в 1418–1425 годах архиепископ Ростовский),
Досифей, архимандрит нижегородского Печерского монастыря <...>, преподобный Арсений
Коневский († 1447). Около пяти лет прожил на Святой Горе преподобный Савва Тверской
(Бороздин; † 1467), игумен тверского Саввина монастыря в честь Сретения Господня, о чем
сообщает в своей «Духовной грамоте» преподобный Иосиф Волоцкий. <...> С афонской тра-
дицией был тесно связан и митрополит святитель Киприан. <...> В 1420 году Зoсима, инок
Троице-Сергиева монастыря, совершил путешествие на Афон и составил список двадцати
афонских монастырей. Со Святой Горы монахи привозили книги, до той поры неизвест-
ные на Руси; лисицкий игумен Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, преподобный
Савва Тверской – Иерусалимский устав и Кормчую, архимандрит Досифей – Устав Святой
Горы и Чин пения двенадцати псалмов.
Известны имена русских книгописцев, трудившихся в то время на Афоне над перепис-
кой книг для Руси (прежде всего аскетического содержания). <...>
В 1470-х годах на Святой Горе побывал «великий старец» Митрофан (Бывальцев) <...>,
проживший там, согласно известию «Духовной грамоты» преподобного Иосифа Волоцкого,
девять лет. <...> В 1480-х годах на Афоне жил преподобный Нил Сорский.
<...> Об авторитете Афона на Руси как образца иноческой жизни <...> свидетельствует
периодическое возникновение здесь в разные эпохи обителей, именуемых «святогорскими»
или «Святая гора» (древнейшая из известных – близ Владимира-Волынского, появилась
около середины XI века).
На Афоне русских иноков интересовали прежде всего монастырские уставы и прак-
тика «умной молитвы». Посетивший в конце XIV века Святую Гору архимандрит нижего-
родского Печерского монастыря Досифей описал келейное правило афонских монахов. Он
сообщил, что святогорцы, которые отдельно живут в келлиях, каждый день прочитывают
половину Псалтири и по 600 Иисусовых молитв, в то время как на Руси Псалтирь вычиты-
валась монахами по келлиям только Великим постом. Однако уже в XV веке в русских мона-
стырях было распространено афонское молитвенное правило, описанное Досифеем. <...>
В XVI–XVII веках повседневное чтение Псалтири в русских монастырях было обя-
зательным. Благодаря активному афонскому влиянию в духовной жизни русских обителей
в конце XV-го – XVI веках произошли важные изменения: общей тенденцией келейного
молитвенного правила стало стремление к «умному деланию», «умной молитве», возникла
новая для Руси форма организации монастыря – скит (первым русским скитом, по своему
устройству близким к афонским скитам, была Нилова Сорская пустынь). Не только скит-
ские, но и общежительные монахи, в частности иноки Кириллова Белозерского и Волоко-
ламского монастырей, постоянно «держали молитву Иисусову», как и афонские старцы.
Инок должен был в день прочитать 100 молитв Богородице и 1900 Иисусовых молитв. <...>
Цитата:
На рубеже XV–XVI веков приезды монастырских посольств с Афона на Русь стали
регулярными.
Русские государи жертвовали богатую милостыню в афонские обители, из которых
получали в качестве даров святыни. <...>
В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были привезены
копии чудотворных святогорских икон Божией Матери – Иверской «Портаитиссы» (Вратар-
ницы) и Хиландарской «Троеручицы», выполненные в размер оригинала. Иверская икона
копировалась дважды – в 1648 и 1655 годах. <...> Обе копии были выполнены по особому
чинy с омовением оригинала святой водой, которая затем использовалась для изготовления
левкаса списков. <...>
Список Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица», заказанный Патриархом
Никоном для Воскресенского монастыря Новый Иерусалим, был доставлен в Россию в 1661
году. <...>
Цитата:
Афонские иноки оказывали активную поддержку православным Юго-Западной Руси
в их борьбе против засилья католичества и унии, в частности посылая на Украину переводы
антикатолических сочинений святых отцов. <...> В 1621 году в Киеве на Соборе, где раз-
рабатывались меры по утверждению Православия, в числе других было принято решение, «чтобы русских, искренно расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как
в школу духовную». <...>
Цитата:
XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Святой Горе. Причиной тому
были русско-турецкие войны и ухудшение отношения турецких властей к православному
монашеству. <...> В 1705 году Константинопольским Патриархом Гавриилом III Пантеле-
имонов монастырь <...> вновь был передан русским инокам во главе с архимандритом
Варлаамом, одновременно облегчалось пребывание на Святой Горе русским «приходящим
странникам… хотящим тамо быти». Это решение Патриарха, подтвержденное Протатом,
отразилось, в частности, в предисловии «милостинного синодика» 1705 года, написанного
архимандритом Варлаамом. <...> После восстановления монастыря как русской обители
в Россию было отправлено посольство за милостыней (1707), свидетельством которого
остался этот помянник. Вклады, записанные в него, отражают упадок интереса российских
властей и высших слоев общества к монастырю в условиях Северной войны и целенапра-
вленной секуляризации культуры и быта. Среди вкладчиков в то время преобладают пред-
ставители духовенства, купцы, посадские люди, служилое дворянство не выше обер-офи-
церских чинов, украинские казаки. <...>
С началом русско-турецкой войны (1735–1739) и прекращением приезда братии из Рос-
сии в Пантелеимоновой обители начали преобладать греческие монахи, сменившие обще-
жительный устав на особножительный. <...> Число насельников Русика в 1765 году дости-
гло шестидесяти человек. <Из-за тяжелого экономического положения обители> греческие
иноки около 1770 года оставили Пантелеимонов монастырь и переселились в принадлежав-
шую монастырю небольшую прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, выстро-
енную в конце 1670-х годов на месте монастырской лодочной пристани (арсаны).
Здесь, на принадлежавшей Русику земле, был основан новый монастырь великому-
ченика Пантелеимона. Старая Пантелеимонова обитель получила название Старый Русик
и cтала приписной к новому монастырю (восстанавливать ее из развалин братия Пантеле-
имонова монастыря начала в 1868 года, в конце XIX – начале XX века в Старом Русике
жили от двадцати пяти до шестидесяти иноков Пантелеимонова монастыря по особому пост-
ному уставу). Новый Русский монастырь унаследовал права и имущество более древнего
монастыря. <По причине бедности монастыря> в начале XIX века афонский Протат пред-
ложил Константинопольскому Патриарху исключить Русик из числа святогорских монасты-
рей, а принадлежавшие ему земли продать другим греческим монастырям. Однако Констан-
тинопольский Патриарх Каллиник V отказался закрыть обитель и особой грамотой (1803)
предписал Протату восстановить Пантелеимонов монастырь, назначив опытного старца и
возобновив в обители общежитие. В 1803 году Протат назначил строителем обители ксено-
фонтского иеромонаха Благовещенского скита (монастыря Ксенофонт) Савву, трудами кото-
рого положение монастыря было несколько улучшено. <...> В 1814 году было начато строи-
тельство собора великомученика Пантелеимона, келлий и других зданий.
После поражения Турции в войне с Россией и заключения Адрианопольского мирного
договора (1829) турецкие войска оставили Афон. С 1830 года русские снова начали беспре-
пятственно приезжать на Святую Гору и принимать монашество. В основном они подвиза-
лись в скитах и в приобретенных у греков келлиях и каливах. Главным местом поселения
русской братии в 1830-х годах стал Ильинский скит. В нем проживало много украинцев, но
скит официально всегда назывался русским. <...> Трудами настоятеля скита иеросхимонаха
Павла собралось до тридцати человек русских насельников. <Однако в 1839 году русская
братия вынуждена была оставить скит>. Часть братии по приглашению греков поселилась в
Пантелеимоновом монастыре, иеросхимонах Павел был назначен духовником русской бра-
тии этой обители.
Для совершения богослужений на славянском языке в монастыре был освящен пара-
клис во имя святителя Митрофана Воронежского.
В начале 1840-х годов на Афоне находилось около пятидесяти русских иноков и около
ста украинцев. Среди русских келлий наиболее известными были: Серайская (Ватопедского
монастыря) с главным храмом в честь преподобного Антония Великого (впоследствии став-
шая Андреевским скитом по имени друго го храма обители); <...> Преображенская <...>
(Кутлу мушского монастыря) <...>; Покрова Пресвятой Богородицы (монастыря Ставро
никита) <...>; Архангельская (монастыря Ставроникита). <...>
Духовник всех русских афонцев иеросхимонах Арсений и схимонах Николай жили в
Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского монастыря), в 1840-х годах – в Троицкой (мона-
стыря Ставроникита). Ближайший ученик иеросхимонаха Арсения – монах Иоанникий
(Соломенцев, в схиме – Иероним) жил с двумя учениками в келлии пророка Илии (мона-
стыря Ставроникита).
Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) стал возобновителем и устроителем жизни рус-
ского монашества на Афоне в XIX веке. Благодаря его духовному руководству и разносто-
ронней деятельности стали возможны невиданный ранее духовный и материальный расцвет
Пантелеимонова монастыря и прочность положения русских на Святой Горе, что дало воз-
можность в 1880 году русскому генеральному консулу в Македонии М. А. Хитрово говорить
о «всестороннем устроении великого русского дела на Афоне». Отец Иероним был пригла-
шен греками в Пантелеимонов монастырь после кончины иеросхимонаха Павла († 2 августа
1840 года), поселился в Русике в сентябре 1840 года и был назначен духовником русской
братии.
В 1840 году русских в монастыре было одиннадцать (по другим источникам, двадцать)
человек, в 1856 году – восемьдесят, к 1864 году – около двухсот, к концу жизни отца Иеро-
нима, в 1885 году, в Русской обители собралось более 800 иноков. Попечением отца Иеро-
нима был полностью выплачен монастырский долг в 800 тысяч пиастров (100 тысяч рублей),
восстановлены существовавшие монастырские постройки, возобновлены и снабжены всей
необходимой церковной утварью храмы и параклисы, завершено строительство и отделка
многих сооружений, расписан и снабжен иконостасом Пантелеимоновский собор, постро-
ены новые соборные храмы во имя святителя Митрофана Воронежского и Покро ва Прес-
вятой Богородицы, придельный Покровскому Александро-Невский храм, Покровский брат-
ский корпус, корпуса восточной части монастыря и ряд параклисов в них, помещения для
хозяйственных служб и мастерских, расширена и расписана трапезная. Начали действовать
типография, литографическая мастерская, иконописная школа, позднее – фотомастерская.
В Старом Русике был построен большой братский корпус с тремя параклисами, заложен
новый собор по имя великомученика Пантелеимона. Были восстановлены все хозяйствен-
ные постройки на земельных владениях Пантелеимонова монастыря. За годы жизни отца
Иеронима Русский монастырь построил и восстановил около 60 принадлежавших ему хра-
мов.
Было отреставрировано здание библиотеки, которая пополнилась новыми приобрете-
ниями. <...> Монастырская библиотека во второй половине XIX – начале ХХ века преврати-
лась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне. <...> При библиотеке был создан
археологический музей. <...> В 1910 году для библиотеки и музея было построено (впервые
на Афоне) отдельное двухэтажное здание. С середины XIX века до Первой мировой войны
Русский монастырь являлся своеобразной базой (бытовой и научной) для многочисленных
российских ученых-гуманитариев (как духовных, так и светских) различных специально-
стей, исследовавших культурные сокровища Афона.
Чрезвычайно активной была внешняя деятель ность обители: открылись подворья в
Констан тинополе, Москве, Одессе, Таганроге, Ростове-на-Дону, началось строительство
НовоАфонского монастыря на Кавказе и его подворья в Санкт-Петербурге. При московской
Пантелеимоновской часовне широко развивалась издательская деятельность. Монастырь
оказывал помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, cepбским, греческим,
болгарским храмам и монастырям, духовным учреждениям, благотворительным и учебным
заведениям в Константинополе, России, Болгарии, русским духовным миссиям в Иеруса-
лиме, Японии, на Алтае. Окрестное население Македонии получало от монастыря помощь
продовольствием.
По инициативе отца Иеронима Русская обитель ocyщecтвляла щедрую помощь день-
гами и продуктами <...> всем неимущим афонцам других национальностей. К началу XX
века эта раздача производилась в размере 40 тысяч рублей ежегодно, не считая раздачи
хлеба. В то время число русских иноков, не имевших своих келлий и калив и живших только
подаянием Пантелеимонова монастыря, составляло около тысячи человек. Для поселения
неимущих русских по благословению отца Иеронима в 1882 году был основан скит Новая
Фиваида. На средства обители там построили собор во имя всех Афонских святых и в честь
Вознесения Господня. К 1885 году в Фиваиде насчитывалось до двухсот насельников, полу-
чавших от монастыря ежемесячное пособие продуктами, одеждой и самым необходимым
<...>.
Возрождение монастыря осуществлялось на пожертвования, поступавшие из России.
Некоторые из благотворителей обители, посетив Афон, принимали в Русском монастыре
постриг <...>.
Русские иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греческие келлии: были
отстроены Иоанно-Златоустовская, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-
Троицкая (монастырь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра преподобного Афана-
сия), апостола Андрея Первозванного и равноапостольной Нины (монастырь Ставрони-
кита).
Согласно омологии (купчей крепости) на приобретение келлии, права ее настоятеля
(старца) после кончины переходили к преемникам. Благодаря этому русские келлии, имев-
шие большое братство, оставались всегда в руках русских. Пантелеимонова обитель, имея
своего представителя (антипросопа) в афонском киноте, использовала свой голос в защиту
интересов всех русских афонцев и pусских келейных обителей. Для взаимной поддержки,
оказания помощи бедным русским келлиотам и отшельникам, ведения миссионерском дея-
тельности в 1896 году русскими келлиотами было основано Братство русских обителей (кел-
лий), поддержанное русским правительством <...>.
Русские афонцы жили по преимуществу в общежительных монастырях, скитах и кел-
лиях, строгих отшельников было немного. <...>
Русские насельники Пантелеимоновой обители оставались российскими подданными
и находились в ведении российского посольства в Константинополе, платя ежегодную
подушную подать (харадж) турецкому правительству в размере 6 рублей. <...>
К началу XX века на Афоне подвизались около 4800–5000 русских иноков, в то время
как греческих насельников было около 3900–4000 человек. К 1910-м годам в Пантелеимо-
новом монастыре насчитывалось более 1900 человек (с насельниками Новой Фиваиды),
в Андреевском скиту – около 500, в Ильинском скиту – около 300 человек Русским кел-
лиотам (около 1200 человек) принадлежало свыше семидесяти афонских келлий. В неко-
торых из них (Иоанно-Златоустовской, Благовещенской, Иоанно-Богословской Хиландар
ского монастыря) проживало по общежительному уставу по семьдесят-сто человек братии.
Согласно сведениям, предоставленным в 1913 году для Русского консульства в Салониках
А. А. Павловским (составителем путеводителей, в том числе по Афону), русским монахам
принадлежали также 187 калив, в которых подвизались те, кто избрал не общежительный,
а пустынный образ жизни; бо льшая часть этих пустынников получала денежную и продо-
вольственную помощь из Русского монастыря. <...> В 1917 году русские афонцы оказались
полностью отрезаны от России, поступление средств и пополнение братии прекратилось.
<...> В начале 1920-х годов Пантелеимонов монастырь лишился всех своих подворий в Рос
сии, Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 году, братия подворий и Нового Афона
была разо гнана и не получила разрешения вернуться на Афон. <...>
Испытывая значительные материальные затруднения, Пантелеимонова обитель была
вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-
за скудости во всем и частых болезней смертность в обители достигала пятидесяти человек в
год, число братии с каждым годом сокращалось. <...> Одновременно пришли в упадок мона-
стырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы
принадлежавшие монастырю суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей
монастырской библиотеки.
Гонения на Русскую Церковь не позволяли церковному руководству уделять должное
внимание русским зарубежным святыням, однако уже на Поместном Соборе Православной
Российской Церкви 1917–1918 годов прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев.
<...> Между тем число русских иноков на Афоне продолжало сокращаться: в 1920–
1945 годах число насельников Пантелеимонова монастыря уменьшилось с 800 до 215 чело-
век в Андреевском скиту со 150 до 45, в Ильинском скиту со 160 до 52, в русских келлиях
– с 1000 до 200 человек. <...>
В 1945 году настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин направил на
имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I послание с просьбой при-
нять русских святогорцев под свое духовное покровительство. К посланию был приложен
подробный меморандум о положении русских обителей на Афоне, о международном поло-
жении Святой Горы и о желательных путях разрешения афонской проблемы в интересах
русских обителей и всей Святой Горы. С этого времени началась борьба РПЦ за сохранение
русского присутствия на Афоне. Не вторгаясь в область суверенного администрирования
Греции, Русская Церковь неоднократно указывала на самобытное положение иноков раз-
ных национальностей на Святой Горе, на исторически складывавшиеся льготы для афонских
монастырей от значительных государственных налогов и таможенных сборов, ходатайство-
вала о свободном доступе в обители всех стремящихся к иночеству, а также о свободном
посещении Афона учеными и паломниками всех национальностей. <...>
К 1956 году в 20 монастырях, скитах и келлиях Афона проживал 1491 монах, что в
пять раз меньше, чем в 1903 году. Из них греков – 1290 русских – 62 (почти в 57 раз меньше,
чем в 1903 году), болгар – 17, сербов – 28, румын – 94 человек.
<...> В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен – это
было первое посещение Aфона Роcсийским Патриархом. <...>
Во второй половине 1970-х годов связи Пантелеи монова монастыря с РПЦ значи-
тельно активизировалась. Начиная с 1974 г., в СССР регулярно приезжал эконом и предста-
витель Пантелеимонова монастыря в киноте <...>, что позволило более эффективно решать
вопросы оказания помощи русской афонской обители.
На Пасху 1975 года Пантелеимонов монастырь посетила делегация РПЦ. <...> С этого
времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на
Пасху, а затем по решению Синода РПЦ <...> на праздник великомученика Пантелеимона.
<...>
Ко времени визита на Афон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II (июнь 1992 года) братия Пантелеимонова монастыря насчитывала сорок человек.
Постановлением правительства Москвы в пользование московскому подворью Панте-
леимонова монастыря был передан комплекс храма великомученика Никиты, что за Яузой,
где сейчас проходят испытательный срок кандидаты на постоянное проживание на Афоне.
В 1980-х годах часть строений Русика и параклис, связанный с пребыванием святителя
Саввы Сербского, были реставрированы по почину игумена Хиландара на общеафонские
средства. <...>
Цитата:
К 2002 году численность братии Пантелеимонова монастыря составляла около 50 чело-
век.
25 октября 1995 года в Москву был привезен список Иверской иконы Божией Матери,
созданный иконописцем Ксенофонтова монастыря иеромонахом Лукой специально для вос-
становленной Иверской часовни у Воскресенских ворот Красной площади. В апреле – июне
1996 года в Москве находилась принесенная из Пантелеимонова монастыря глава великому-
ченика Пантелеимона, в июле – августе 2000 года святыня побывала в Киеве, Санкт-Петер-
бурге и Москве. Пребывание мощей великомученика Пантелеимона в России и на Украине
сопровождалось многочисленными исцелениями.
Цитата:
Афон / Авт.: М. С. Желтов, Д. Б. Кочетов, К. А. Максимович, Моисей Святогорец,
игумен Петр (Пиголь), Е. В. Романенко, Г. Статис, И. В. Тамаркина, А. А. Турилов, И.
З. Якимчук // Православная энциклопедия. М., 2002, т. 4, с. 103–149, 152–159, 161–166.
Текст энциклопедической статьи приведен с некоторыми купюрами и самой незначитель-
ной редакторской правкой. Сокращения, принятые обычно в энциклопедических изданиях,
здесь раскрыты.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Пн Апр 01, 2024 5:29 am Заголовок сообщения:
Русские отшельники сперва арендуют, а затем - по своему обыкновению - с попустительства осман ОТЖИМАЮТ скит Святого Андрея на горе Афон (которым они контролируют и поныне):
Перевод:
Цитата:
22. Скит Святого Андрея, принадлежащий Лавре, в 3 часах пути от Продрома (=Предтечи), тоже арендованный русским 100 монахам святотатным аскетам, превратившимся в захватчиков, которые находятся в той же категории, что и святотатные румыны, судимые в Константинополе, предпринимающие всё что угодно, лишь бы монастыри были объявлены независимыми и интернациональными. В Галате они соорудили большое подворье напротив церкви Святого Николая, с церквушкой Святого Андрея и с 50 монахами; ровная дорога ведёт в
23. Святую Анну, скит Лавры, в 3 часах пути от скита Святого Андрея
Следует отметить, что несмотря на длительный перерыв в виде Советского периода, протяжённостью в 74 года, на Афоне не отказали русским в праве сохранить своё присутствие и в монастыре Святого Пантелеймона, и в историческом ските Святого Андрея. _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Пн Апр 01, 2024 6:23 am Заголовок сообщения:
Там же - о том, через какие скандалы (включая подкуп греческих членов правительства и отставки греческих клириков) русские отжали монастырь Руссик (Святого Пантелеймона) на Афоне:
Характерный отрывок из текста по поводу беззаконных методов отжатия, применённых русскими:
Цитата:
…
Чтобы покрыть этот безбожный позор, а оторый до основания потряс Святую Гору, от царского двора России прибыла официальная барышня, которой отслужили на пароходе, дабы не создавать вида осквернения Священной Земли Святой Горы женской ногой, благодаря чему великий скандал монахов грозит распространиться подобно заразе по всем монастырям - но пусть знают в день Суда и осуждения и Ада возди Панславизма, которые ничего не гнушаются делать ради захвата Греческого полуострова, не уважая законов ни Божьих, ни человеческих. Но да пусть они узнают, что «Господь не осмеивает», и что он совершит своё чудо, и как бы он с ним не задержался, он не забудет…
Следует сказать, что уже через 9 лет после публикации этой книги, в 1912 году, Греция захватила Афон и всю Халкидику. А по итогам Первой Мировой Россия окончательно прекратила претендовать на Афон, как потерпевшая поражение в этой войне - и тем самым Афон закрепился окончательно за Грецией. _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах