Добавлено: Ср Фев 02, 2022 5:50 pm Заголовок сообщения: Хеттская и Хурритская мифологии
- "The Hutchinson Словарь Мифологии", ред. Питер Бентли, изд. Торговый Дом Гранд, Москва, 2001 год, статьи:
Аллала
Кумарби
Телепинус
Тешуб
- Γεώργιος Σιεττός, "Παγκόσμιες αντιλήψεις για τη Θεογονία και Κοσμογονία", изд. Κυβέλη, Афины, 1997 год:
Хеттская космогония 112 - 114
- Σάμουελ Χένρι Χουκ, "Μυθολογία της Μέσης Ανατολής", изд. Αρίων, Афины, дата издания на книге не указана:
Хеттская мифология 97 - 98
Миф об Улликумми 98 - 100
Миф об Иллуянке 100 - 102
Миф о Телепине 102 - 105
- Philip Wilkinson and Neil Philip, "Παγκόσμια Μυθολογία", Σκάι βιβλίο 2009:
Пропажа бога Телепину. Кража злости. Победа Тешшуба над драконом Иллуянкой. Бог и человек. Смена поколений богов. Миф об Улликумми. Города хеттов 152 - 153
Божества плодородия и сельского хозяйства. Телепину 310
Божества любви, рождения и домашнего очага. Камарусепа 315
- "DK Illustrated Dictionary of Mythology. Heroes, heroines, gods, and goddesses from around the world", Philip Wilkinson, Dorling Kindersley Limited, 1998:
Мифы хеттов 26
Тешуб 26
Телепинус 26
Ханнаханнас 26
Камресепас 26
Felix Guirand, "Παγκόσμια μυθολογία", изд. Παπαμάρκου, том 1, Αθήνα, 1998, стр. 145 - 146 (боги хеттов). Автор главы - L. Delaporte
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Чт Окт 13, 2022 1:44 am Заголовок сообщения:
Иллюстрированная энциклопедия "В царстве мифов", изд. РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ
Корректор
Елена Толстая
Цитата:
Кумарби, аналог греческого Крона
Сын и соперник Ану
Хурритское предание о смене четырех
поколений богов через хеттское посредничество
послужило источником для
«Теогонии» Гесиода, рассказывающего
об Уране, Кроне и Зевсе.
Девять лет верховный бог Алалу занимал небесный
престол, и его сын бог Ану склонялся у ног
отца и прислуживал ему. Но на десятый год Ану
пошел войной против Алалу, изгнал его на землю
и занял его трон. Как и отец, Ану процарствовал
девять лет, а на десятый против него поднял мятеж
его сын Кумарби. Желая уклониться от схватки,
Ану взмыл в небо птицей, но Кумарби удержал
его за ногу и стащил вниз. Он откусил ему член.
Оскопленный Ану сказал сыну, что теперь тот носит
в себе трех великих богов - бога грозы Тешуба,
реку Тигр и помощника бога грозы Ташмишу.
Кумарби поспешил выплюнуть откушенное, но
семя Ану уже укрепилось в нем. Позднее из Кумарби
вышли три великих бога , Тешуб сверг
отца и отобрал у него царствование.
Месть Кумарби
Не смирившись с поражением, Кумарби
обдумывает месть. Он соединяется
с огромной Скалой и оставляет
в ней свое семя, чтобы создать
чудовище, которое распугает всех
богов на небе, поразит Тешуба и сместит
его с небесного престола .
Когда Улликумми (по-хеттски
Импалури) появляется на свет,
Кумарби велит отнести малыша
к Упеллури (древнему атланту,
стоящему посреди моря) и посадить
ему на плечо, чтобы боги
не увидели , как растет соперник
Тешуба, и не убили его.
Диоритовый гигант рос так
быстро, что через 15 дней море
стало ему по пояс. Тогда его заметил
бог солнца и поспешил
сообщить об этом Тешубу.
Началась битва. Улликумми победил
Тешуба и принудил его отречься
от престола. Свергнутый бог поспешил за помощью
к мудрому Эйа (Энки). Тот созвал совет богов,
куда явился Кумарби. Боги, услышав о его коварстве,
в ужасе разбежались . Эйа взял древний
нож, которым когда-то отсекли небо от земли ,
и отрезал Улликумми от Упеллури. Тогда Тешуб
одолел ослабевшего гиганта и вернул себе трон.
Тешуб, бог неба и б~~и
Громовержец из Анатолии
Тешуб свергает отца, и к власти приходит
молодое поколение богов.
Тешуб - сын Кумарби, его братьями считались
Ташмишу, помощник в битвах, и Аранзах (река
Тигр), а сестрой - богиня плодородия и любви
Шавушка (схожая с аккадской Иштар). Тешуб женат
на Хебат, которая родила ему сына Шаррума,
царя гор, и дочерей Алланцу (Алланзу), Хунзишалли
и Инару, богиню степных зверей.
Уби йца дракона
В хеттской традиции дракона Иллуянку убивает
бог грома Тархунт (Тешуб у хурритов). Этот
миф дошел до нас в двух вариантах.
Согласно первой версии , победив Тешуба,
Иллуянка забрал в качестве трофеев его глаза
и сердце. Ослабевший бог женился на простой
смертной, которая произвела на свет сына.
Отец убедил подросшего юношу посвататься
к дочери змея и попросить в качестве свадебного
подарка глаза и сердце Тешуба. Едва бог
получил назад свои органы , он восстановил
свой облик и в новой схватке сразил Иллуянку,
убив и собственного сына, ставшего членом
враждебного семейства.
Позднейшая версия мифа повествует о том ,
как ему удалось взять верх над змеем благодаря
Инаре. Богиня, заручившись поддержкой
смертного Хупасияса в обмен на физическую
близость, позвала змея со всем семейством на
пир. Гости, выпив котел хмельного напитка ,
опьянели и не могли двигаться. Тогда Хупасияс
связал Иллуянку, а Тешуб убил его.
Также известен хурритский миф о змее Хедамму
- ненасытном чудовище , рожденном
Кумарби и доч ерью моря. Монстр, пожиравший
скот, людей и разорявший города и страны,
пал жертвой чар Шавушки, выполз на сушу,
где, видимо, был сражен Тешубом.
Смен а царств и миф о б Улликумми
Согласно хурритскому мифу о смене четырех
поколений богов, во время битвы между
Кумарби и Ану за верховную власть Кумарби
откусил член своего отца , и в него проникло
семя свергнутого бога. Хотя Кумарби и выплюнул
гениталии на землю, в его теле выросли
три великих бога - Тешуб, Аранзах (река
Тигр) и Ташмишу. Молодой Тешуб вышел
из головы Кумарби и, подобно Зевсу древних
греков, сверг отца с престола и овладел небесной
царственностью.
Униженный Кумарби жаждал мести. Он
соединился с огромной Скалой, и она роди-
ла диоритового гиганта Улликумми , способного
разрушить священный город Тешуба Куммию
и одолеть бога грозы . Кумарби велел положить
малыша на правое плечо Упеллури - атланта, стоящего
посреди моря и поддерживающего небесный
свод. Каменный ребенок рос так быстро, что
через 15 дней море стало ему по пояс и он уперся
головой в небо. Его заметил бог Солнца и поспешил
к Тешубу сообщить об увиденном . Бог грозы
вместе с Ташмишу и Шавушкой взобрались
на гору Хаззи , чтобы взглянуть на чудовище. Шавушка
пыталась его соблазнить, но тщетно - гигант
был глух и слеп от рождения.
Собравшись все вместе и узнав о коварных планах
Кумарби, боги пришли в неописуемый ужас.
Только мудрый Эйа не потерял присутствия духа.
Взяв нож, которым в стародавние времена отсекли
небо от земли, он отправился к Упеллури и отрезал
от него диоритового гиганта, лишив таким
образом Улликумми его силы. Тогда Тешуб одолел
ослабевшего истукана и вернул себе трон.
Верховный «анатолиец». Хурритский бог грозы Тешуб,
соответствующий шумеро-аккадскому Ададу и западносемитскому
Баалу, почитался по всей Малой Азии. Хетты и лувийцы называли его
Тархунтом. Его спутниками считались быки Хурри (Утро) и Шери (Вечер),
обожествленные горы Намни (Аманус в Сирии) и Хаззи (совр. Джебель
аль-Акра), «отец богов » Кумарби, бог подземных вод и мудрости Эйа, бог
Солнца Шимиге, бог Луны Кужух, воинственные боги Аштаби и Нубадиг,
бог огня Иршаппа и многочисленные анатолийские боги -за щитники .
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Вс Ноя 20, 2022 4:01 am Заголовок сообщения:
"Всемирная история", в 10-ти томах, Академия СССР, под ред. Жувова, 1955 г., том 1, стр. 380 - 381:
Цитата:
ХЕТТСКАЯ КУЛЬТУРА
Хеттское государство продолжало быстро слабеть. Как кажется, оно вело непосильную
борьбу с восстаниями народных масс и рабов, восстаниями, порождёнными хозяйничанием
рабовладельческой знати. Слабеющее государство подвергалось постоянным нападениям
своих соседей на юго-востоке, на севере и западе. Оно было вынуждено теперь искать посто-
янной помощи у Египта и в виде вооружённой силы и в виде поставок зерна.
Хетты так и не создали своей письменности. Они переняли из
Северной Сирии или Северной Месопотамии вавилонскую
клинопись. Родственное хеттам-несийцам земледельческое население, жившее по соседству
с ними, южнее и юго-восточнее (среди них были, возможно, и лувийцы), создало — может
быть, под некоторым влиянием египетского иероглифического письма — собственное ие-
роглифическое письмо. Последнее было
воспринято и хеттами, но оно использова-
лось ими почти исключительно как мону-
ментальное и декоративное письмо, для на-
писания же документов и литературных
текстов применялась одна лишь клинопись.
Вместе с тем хетты восприняли также бога-
тую религиозную литературу Вавилонии,
начиная с мифов и кончая текстами магиче-
ского содержания, предсказаниями и закли-
наниями. Восприятие элементов вавилон-
ской религии привело к увеличению и без того многочисленного хеттского пантеона богов и
к чрезвычайному многообразию верований, бывшему следствием сложности и пестроты эт-
нического состава населения Хеттской державы и зависимых от неё стран.
Многообразие напластований в религиозном мировоззрении хеттов нашло своё отражение
в мифах о боге бури и о драконе Иллуянке, в образе которого причудливо переплелись рели-
гиозные представления древнейшего населения Малой Азии, племен, говоривших на языках,
принадлежавших индоевропейской семье, и, наконец, хурритов и вавилонян.
Хеттские писцы нередко упоминают имена авторов произведений. Наряду с именами со-
ставителей мифологических, ритуальных и магических текстов стало известным и имя авто-
ра большого учебника об уходе за лошадьми и о применении их (Киккули). Своим включе-
нием в царский архив этот учебник, заимствованный у митаннийцев, был обязан, очевидно,
той громадной роли, которую играли колесницы в хеттском войске.
В богазкёйском архиве оказались фрагменты эпоса о герое, имя которого Гисгиммас. Изу-
чение фрагментов показало, что этот эпос являлся по существу пересказом мотивов и сюже-
тов великого памятника народного творчества Шумера и Аккада — эпоса о Гильгамеше.
Даже имя шумерского героя сохранилось, хотя оно было изменено на хеттский лад.
Астрономические, исторические и словарные тексты, дошедшие из богазкёйского архива,
свидетельствуют о зависимости их от соответствующих вавилонских текстов.
Что касается хеттского изобразительного искусства, его оригинальной чертой была само-
бытная монументальность. Она нашла своё выражение в знаменитых рельефах, изваянных
вблизи Богазкёя на группе скал, названных нынешним местным турецким населением Язы-
лы-Кая, т. е. «надписанной скалой», «скалой с изображениями». На них изображены десятки
божеств, принимающих участие в священных процессиях. На хеттское искусство оказало
влияние хурритское, а через него и вавилонское искусство.
Заслуживает внимания архитектура столицы Хеттской державы — Хаттусы, раскопанной
на месте Богазкёя. Город был окружён каменными стенами циклопической кладки, которые
вместе с монументальными башнями превращали его в мощную крепость. Для устрашения
наступавшего врага в воротах города стояли по две колоссальные статуи львов. Стены двор-
цов украшались изнутри каменными плитами.
Хеттская культура имела большое историческое значение, поскольку хетты и восприняв-
шие их наследие народы Малой Азии более позднего времени являлись важнейшими по-
средниками, передававшими достижения вавилонской культуры народам тогдашней Европы.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Чт Ноя 24, 2022 2:55 am Заголовок сообщения:
Felix Guirand, "Παγκόσμια μυθολογία", изд. Παπαμάρκου, том 1, Αθήνα, 1998 г. (поправки-уточнения к переводам в данной книге (димотика, перевод некачественный, многие фразы просто не имеют смысла), привожу по книге: FELIX GUIRAND.Παγκόσμιος μυθολογία.μετφρ. Ν.Τετενέ. Επιμ.έκδοδ. Μ.Πετρίδης, 1953; к сожалению, поправки даются не для всех статей - много лет назад я полностью конспектировал эту книгу с кафаревусы, переводя её статьи целиком, но эти записи сохранились лишь для небольшого числа статей книги):
Изображение 17: бог грозы. Хеттская стела, обнаруженная в притоке Евфрата, Телль Ахмаре (Tell Ahmar), ныне хранится в Музее Лувра.
Мифология хеттов пока ещё не изучена в деталях. Однако в хаосе Хеттского пантеона, где движутся "тысячи богов и богинь", есть группы разнообразного происхождения, древние автохтонные божества, которых почитали здесь ещё до прихода сюда индоевропейцев (Ирбитига (Irbitiga), Калхисапи (Kalhisapi), Тесешапи (Teseshapi)...), лувитские божества (Санта (Santa), Тархунза (Tarhounza), Ванду (Wandou)), хурритские божества (Тешшуб (ο Τεσσούπ, Tesoup), Хепет (Hepet)) и божества Вавилона и Ассирии, не столь известны соответствующие собственно хеттские боги, в связи с инописной системой, использовавшейся в хеттском письме.
Одно шумерское имя, Ишкур (ο Ισκούρ, Ishkour, идеограмма Адада в городе Аккад, и знак X, цифра этого бога, использовались хеттами в отношении пока неизвестного бога, который главенствовал, также, как Ишкур и Адад, хурритский Тешшуб и Хадад (ο Αντάντ, Hadad) в Ханаане, бог грозы и благодетельного дождя.
Если исследовать вплотную Хеттский пантеон, он выглядит простым. Бог грозовых явлений почитался во многих местах, и упоминание всех местных богов происходит не в связи с их разными личностными характеристиками, но с их деятельностью.
Во-главе Пантеона находится супружеская пара, символизирующая силу жизни. Она изображалась в XIII веве до н. э. на скалах в Язылыкае (Yazilikaya), в двух километрах за пределами Хаттушаш, столицы страны.
Некоторые богини играли первостепенную роль, как например богиня-солнце Аринна (η Αρίννα, Arinna) и богиня Шавушка (η Σαμούχα, Samouda).
Мы упомянем два хеттских мифа - миф про Великого змея, и миф про Телепинуса (ο Τελεπίνος, Telepinou).
Великий Змей напал на бога грозы, который попросил, чтобы его прогнали. Инар (ο Ινάρ, Inar), бог, имеющий происхождение из Индии, организовал большой праздник, и позвал на него Великого Змея и его семью. Там Великий Змей и его дети много выпили и "не смогли снова войти в дыру своего логова", и их убили.
Миф о Телепинусе соответствует аграрным мифам о Думузи (ο Δουμουζί, Doumouzi) в Шумере, Таммузе в Вавилонии, Алегине-Моте и Адонисе в Сирии.
С исчезновением Телепинуса жизнь на земле остановилась. Огни затухли, боги гибли от голода в своих святилищах, животные умирали в загонах для скота, листья осыпались с деревьев, а луга засыхали. Тогда Солнце решило совершить праздник для всех богов. Там, на его застолье, приглашённые не нашли ни еды, ни питья, как им хотелось.
Причину объяснил бог грозы, его сын Телепинус, сказал он им, ушёл неизвестно куда, взяв с собой все блага. Тогда боги, великие и малые, начали его искать. Дважды орёл обыскал всю страну, но бесполезно.
Затем, по приказу "Госпожи богов", отправили пчелу, с приказом, чтобы как только она найдёт его, она "укусила в руки и ноги, чтобы вынудить его появиться".
С возвращением Телепинуса жизнь вновь обрела свой привычный ритм. _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Найден онлайн текст цитированной выше в моих переводах книги Felix Guirand, "Всемирная мифология" на английском языке:
Цитата:
THE HITTITE GODS
The mythology of the Hittites has not yet been studied in all its details, but in the chaos of the
pantheon where the 'thousand gods and goddesses' dwell, one can distinguish groups of
extremely varied origin: ancient indigenous gods worshipped before the advent of the Indo-
European Hittites, Irbitiga, Kalhisapi, Teteshapi and Wasezzel; Luwian divinities such as Santa,
Tarhunza and Wandu; Hurrian divinities like Teshup and Hepat; gods of Babylon and Assyria,
who are less easy to recognise because their names can also represent Hittite names in
consequence of the system of allo-graphy (or name substitution) adopted by the Hittites.
Thus the Sumerian name. Ishkur, adopted as an ideogram in Akkad for the god Hadad, and the
number X, a name of the same god, were utilised by the Hittites for the still unknown name of
their god who presided over tempests and beneficial rainfall, as Ishkur and Adad did, as Teshub
did in Hurrian lands, or Hadad did in Canaan.
At the head of the Hittite pantheon can be distinguished the divine couple, symbolising vital
forces, which is common to all Asian peoples. In the thirteenth century B.C. this couple can be seen
leading a long procession of other gods on the rocks at Yazilikaya, a mile and a half from the ruins
of Hattusa, the capital of the empire.
We shall mention only two of the Hittite myths: that of the Great Serpent and that of Telepinu.
The Great Serpent had dared to attack the weather-god. The god demanded that he be brought to
justice. Inar, a god who had come southward with the Indo-European Hittites, prepared a great
feast and invited the serpent with his family to eat and drink. The serpent and his children, having
drunk to satiety, were unable to go back into their hole, and were exterminated.
Telepinu had vanished and all life withdrew from the earth. Fire was extinguished, the gods died
of hunger in their sanctuaries, animals perished in their stables, the trees lost their leaves and the
fields their verdure. The Sun gave a festival. His divine guests could not eat their fill nor could
they quench their thirst. The weather-god explained the situation to them: his son, Telepinu, was
angry and had gone no one knew where, taking all his goods with him. All the gods, great and
small, set about searching for the fugitive. Twice the eagle vainly explored the entire land. Then,
on the orders of the Lady of the gods, the bee flew off with instructions that if she found Telepinu
she should 'sting him in the hands and feet to make him reappear'.
Telepinu returned, and at once life resumed its normal course.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах