Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Антисемитизм и Сталин

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История СССР
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2979
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Фев 29, 2020 4:34 am    Заголовок сообщения: Антисемитизм и Сталин Ответить с цитатой

Некоторым совкам очень нравится педалировать вопрос антисемитизма в Европе и мире в период до начала Второй Мировой. Но так ли был чист САМ СССР от антисемитского "зла"? Смотрим:

Цитата:
есть ряд свидетельств личного антисемитизма Сталина, проявлявшегося уже в ранние годы его политической деятельности. Так, в статье «Лондонский съезд РСДРП» (1907) Сталин шутливо писал, что «меньшевики — еврейская фракция, большевики — истинно русская, стало быть, не мешало бы нам, большевикам, устроить в партии погром». Позднейшие события бросают на эту шутку зловещий отсвет, тем более, что уже в этой ранней статье Сталин пытался дать «марксистское» обоснование идее «погрома в партии», ставя под сомнение пролетарскую природу социал-демократов — евреев (а также грузин и т. д.). Я. Свердлов, вместе с которым Сталин был в сибирской ссылке, жаловался на антисемитизм Сталина, за который суд чести ссыльных вынес Сталину порицание. На антисемитизм Сталина указывал в 1913 г. и другой ссыльный — социалист-революционер Карганов. Во время борьбы с левой оппозицией в партии Сталин не гнушался использовать антисемитскую демагогию (хотя и в замаскированной форме). Официальные агитаторы на партийных и общих собраниях внушали своей аудитории, часто исполненной антиеврейских предрассудков, незамысловатую, но действенную мысль, что во главе оппозиции стоят «три недовольных еврейских интеллигента» (Л. Троцкий, Г. Зиновьев, Л. Каменев). Сталин всячески подчеркивал еврейство Л. Троцкого в «доверительных» беседах не только со своими приверженцами, но и с оппозиционерами-неевреями (Г. Пятаковым, Е. Преображенским). Уже в 1926 г. травля оппозиции во многих местах приобрела определенно антисемитский характер, ставший особенно явным во второй половине 1927 г., с подготовкой исключения оппозиционеров из партии и репрессий против них. Сам Сталин выступил с печатным заявлением, в котором утверждал: «мы (то есть большинство партии) боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры». Троцкий впоследствии писал в своей книге «Сталин»: «Это сознательно двусмысленное заявление, направленное против “эксцессов” антисемитизма, в то же время совершенно преднамеренно питало его: “Не забывайте, что вожди оппозиции — евреи”, — таков был смысл заявления Сталина, напечатанного во всех советских газетах». Разгон демонстрации оппозиционеров 7 ноября 1927 г. сопровождался выкриками «Бей жидов!», «Бей жидов-оппозиционеров!»

Антисемитские настроения Сталин не стеснялся демонстрировать перед своими союзниками по борьбе с левой оппозицией. По свидетельству старого социал-демократа Н. Валентинова, А. Рыков в разговоре с ним возмущался антисемитизмом Сталина, который заявлял: «Мы теперь всех жидов из Политбюро удалили». Об антисемитских высказываниях Сталина писали его бывший секретарь Б. Бажанов, бежавший на Запад, и др.

Однако личная антипатия Сталина к евреям после разгрома оппозиции некоторое время не находила выражения в политике возглавляемого им государства. Антисемитизм преследовался в Советском Союзе как уголовное преступление, проводилась кампания борьбы с антисемитизмом как с происками «классового врага». Отвечая на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки (январь 1931 г.), Сталин заявил: «Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется антисемитизм как явление, глубоко враждебное советскому строю». Это заявление Сталина не было предназначено для внутреннего пользования, его опубликовали в Советском Союзе лишь в конце 1936 г.

Так как в 1930-е гг. антисемитизм ассоциировался с идеологией злейших врагов Советского Союза — германских нацистов (см. национал-социализм), борьба с антисемитизмом естественно вписывалась в общую линию проводимой Сталиным политики. Вместе с тем начавшийся после 1933 г. процесс усиления «национально-русских» элементов во внешней и внутренней политике Сталина вел к постепенному оттеснению на задний план идей «пролетарского интернационализма» и подготавливал почву для возрождения государственного антисемитизма на новой, «коммунистической» основе. Еще в 1935 г. Сталин, выслушав рассказ Я. Сурица, бывшего тогда советским послом в Германии, о разгуле там антисемитизма, спросил: «Скажите, а немецкие евреи действительно настроены антинационально?»

В годы «большого террора» (1936–3Cool большинство евреев, занимавших видные партийные и государственные посты, стали жертвами репрессий. Партийный аппарат, реально управлявший страной, был почти полностью «очищен» от евреев. Среди аппаратчиков «призыва 1937-го года» евреев почти не было. В ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея — Л. Каганович и Л. Мехлис. Хотя евреи были в числе тех, кто непосредственно осуществлял террор конца 1930-х гг., особенно на первых его этапах (Г. Ягода, Я. Агранов и др.), Н. Ежов, занявший в 1937 г. пост наркома внутренних дел, последовательно осуществлял чистку органов НКВД от евреев. Судебные инсценировки 1936–38 гг., так называемые процессы «троцкистско-зиновьевского центра» и «параллельного троцкистского центра», способствовали распространению антисемитских настроений: на одном из них около половины, на другом — две трети подсудимых были евреями, среди них — евреи — немецкие эмигранты, обвиненные не только в троцкизме, но и в связях с гестапо.

В этот период произошла и заметная перемена в политике Сталина по отношению к еврейской культуре, поселенческой деятельности и территориальной автономии. Наметилась определенная тенденция к ликвидации школ с преподаванием на идиш, еврейских национальных районов в Крыму и на Украине, еврейских публикаций, научных учреждений, театров и т. д. К концу 1930-х гг. в Советском Союзе сохранились лишь «показательные» остатки еврейской культуры (например, ГОСЕТ).

Антисионистский характер политики полностью подчиненного Сталину коммунистического движения в конце 1930-х гг. выразился в полной поддержке Коминтерном арабских беспорядков 1936–39 гг. в подмандатной Палестине; арабские террористы во главе с иерусалимским муфтием Хаджем Амином ал-Хусейни изображались «борцами против империализма» (см. Коммунистическая партия Израиля).

После заключения советско-германского пакта о ненападении (август 1939 г.) Сталин запретил любые упоминания в средствах массовой информации об антисемитизме нацистов и преследовании ими евреев. Вернувшийся в Берлин после встречи со Сталиным министр иностранных дел Германии И. Риббентроп сообщил А. Гитлеру о высказанной Сталиным решимости покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди советской интеллигенции. Еще во время подготовки к заключению пакта с Гитлером Сталин начал избавляться от евреев, занимавших посты в наркоматах иностранных дел и внешней торговли. В начале мая 1939 г. нарком иностранных дел М. Литвинов был внезапно смещен и заменен В. Молотовым, который провел в наркомате «расовую чистку», заявив сотрудникам: «Мы навсегда покончим здесь с синагогой». Сталин выдал нацистам ряд немецких коммунистов, многие из которых были евреями, бежавшими из Германии в Советский Союз.


Что касается закрытия еврейских школ - то Сталин стал закрывать ВСЕ школы, ВСЕХ национальных меньшинств. Закрывались и греческие, и немецкие школы - не только еврейские. Закрывая национальные школы и вообще национальные инициативы (театр, музыкальную самодеятельность и пр.), Сталин начал подвергать репрессиям национал-активистов (и это несмотря на то, что САМ СССР предоставил меньшинствам прапва и на свои школы, и на свой язык, и на свою самодеятельность). И расстрелы, и ссылки - их коснулись сполна. А в остальном - в статье всё верно.
Во время войны - позиция Сталина ВРЕМЕННО меняется:

Цитата:
Личная неприязнь Сталина к евреям сказалась, среди прочего, в его замечании польскому генералу В. Андерсу, сделанному в 1941 г. («евреи — плохие солдаты»), в его недовольстве браком сына Якова с еврейкой и дочери Светланы — с евреем и т. п. Об антисемитизме Сталина писали М. Джилас в книге «Разговоры со Сталиным», Н. Хрущев в своих «Воспоминаниях» и другие близко общавшиеся с ним люди.

Личная неприязнь Сталин к евреям, как и резко отрицательное отношение мирового коммунистического движения к сионизму, не помешали Сталину оказать решительную и энергичную поддержку борьбе за создание Государства Израиль (1947–4Cool. Эта политика преследовала цель подорвать господство Великобритании на Ближнем Востоке. Сталин хотел превратить создаваемое еврейское государство в форпост советского влияния на Средиземном море. Поэтому советская пропаганда и дипломатия временно отбросили антисионистские штампы. По прямому указанию Сталина глава советской делегации на Генеральной Ассамблее ООН А. Громыко заявил 20 апреля 1948 г. о поддержке Советским Союзом требования о создании самостоятельного еврейского государства в Палестине (см. Организация Объединенных Наций). Советский Союз был одной из первых стран, официально признавших Государство Израиль. Продажа оружия молодому еврейскому государству Чехословакией могла быть осуществлена лишь с согласия (по крайней мере, молчаливого) Советского Союза.


После войны - постепенный возврат Сталина к привычному антисемитизму:

Цитата:
Убедившись, насколько иллюзорна надежда превратить Израиль в советский сателлит на Ближнем Востоке, и руководствуясь глобальными интересами Советского Союза как великой державы, Сталин начал проводить явно антиизраильскую политику. В известном смысле это было возвращением к традиционной для русского коммунизма антисионистской и проарабской политике, нашедшей практическое выражение еще в годы «арабского восстания» (1936–39, см. выше). Опасаясь, что советская поддержка Израиля стимулирует рост национального самосознания советских евреев и их солидарности с евреями других стран, свидетельством чего явился энтузиазм, с которым евреи Москвы встретили появление в синагоге израильского посла Голды Меир, Сталин не только отказался от поддержки еврейского государства на международной арене, но и начал эскалацию антиеврейских преследований внутри страны. Откровенно антисемитская политика Сталина в годы холодной войны в значительной мере обесценила заслуги Сталина: борьбу с гитлеризмом и поддержку становления Государства Израиль.

Зловещим предзнаменованием «черных лет» советского еврейства стало совершенное по прямому указанию Сталина убийство Ш. Михоэлса (январь 1948 г.). С конца 1948 г. и до последних дней жизни Сталин проявлял крайне враждебное отношение ко всему еврейскому (антисемитскую политику проводили под видом борьбы против «еврейского национализма» и «сионизма»). Сталин взял курс на окончательное уничтожение последних сохранившихся в Советском Союзе еврейских учреждений и физическую ликвидацию деятелей еврейской культуры. Еврейский антифашистский комитет был распущен, газета «Эйникайт» и издательство «Эмес» закрыты. За этими административными мерами последовали массовые аресты еврейских писателей и артистов. Репрессиям подверглись многие евреи — представители интеллигенции, работавшие в различных областях науки, культуры, народного хозяйства, здравоохранения и т. д. Последовательно проводилась кадровая политика, направленная на изгнание евреев из этих областей, недопущение их к занятию сколько-нибудь значительных постов, ограничение их приема в вузы (см. Процентная норма). По свидетельству Н. Хрущева, Сталин, которому доложили о «еврейском засилье» на одном из московских заводов, сказал: «Надо организовать здоровых рабочих, пусть они возьмут дубинки и, когда кончится рабочий день, побьют этих евреев». Антиеврейская чистка приобрела всеобъемлющий характер; она не коснулась лишь немногих представителей самого верхнего слоя партийно-государственной бюрократии и деятелей культуры, пользовавшихся по каким-то причинам покровительством вождя. Сталин принуждал представителей своего окружения, женатых на еврейках, разводиться со своими женами. Жена В. Молотова Полина Жемчужина (Перл Карповская, 1897–1970) была арестована как «сионистский агент». Был арестован киносценарист А. Каплер (1904–1979), осмелившийся завести роман с дочерью Сталина. Аресты сопровождались злобной кампанией в советской прессе против евреев, игравших сколько-нибудь заметную роль в культурной жизни (см. «Космополиты»).

С середины января 1949 г. в МГБ СССР велось следствие по делу Еврейского антифашистского комитета. Интриги и междоусобная борьба в сталинских карательных органах и в высшем партийном руководстве вели к затягиванию следствия, которое завершилось в мае–июле 1952 г. закрытым судебным процессом, в ходе которого многие подсудимые отказались от вырванных у них под пытками «признаний», однако всем им был вынесен заранее предрешенный волей Сталина обвинительный приговор. 12 августа 1952 г. приговор в отношении осужденных к расстрелу был приведен в исполнение.

Дело Еврейского антифашистского комитета повлекло за собой множество других сфабрикованных МГБ антиеврейских дел. Основная роль отводилась евреям и в Сланского процессе, инсценированном в Чехословакии по приказу Сталина. Этот процесс свидетельствовал о намерении Сталина использовать антисемитизм для укрепления своей власти над восточноевропейскими сателлитами Советского Союза. Кульминацией антиеврейских гонений, развязанных Сталиным, стало врачей дело, которое, согласно ряду свидетельств, должно было предшествовать массовой депортации евреев в Биробиджан. Планировалось, что во время депортации должно погибнуть около половины депортируемых. Лишь смерть Сталина спасла евреев Советского Союза от уготованной им участи.

В своих публичных выступлениях Сталин избегал прямых антисемитских высказываний, лицемерно сохраняя маску «интернационалиста».


Цитата:
Ни в предреволюционные, ни в последующие годы Сталин публично не проявлял антисемитских настроений.


https://eleven.co.il/jews-of-russia/state-and-anti-semitism/13935/

А вот это - уже ложь. Сталин подверг евреев репрессиям И ДО, И ПОСЛЕ войны.

Сперва - создание Еврейской Автономной Области (причём почти сразу против них начались репрессии):

Цитата:
Для того, чтобы компенсировать растущие еврейские национальные и религиозные устремления сионизма и успешно классифицировать советских евреев под национальной политике Сталина альтернатива Земле Израиля была создана с помощью КОМЗЕТа и ОЗЕТа в 1928 году Еврейской автономной области с центром в Биробиджане в России Дальний Восток должен был стать «Советский Сион». Идиш , а не «реакционный» иврит , был бы национальным язык , и пролетарская социалистическая литература и искусство заменят иудаизм как квинтэссенция культуры. Несмотря на массовый внутренней и международной государственной пропагандистской кампании, еврейское население никогда не достигало 30% (по состоянию на 2003 г. было только около 1,2%). Эксперимент застопорился в середине 1930-х года, во время первой кампании Сталина чисток, так как местные лидеры не были избавлены во время чисток.


А потом - репрессии против евреев. Репрессии против евреев ФОРМАЛЬНО велись не по этническому признаку (в отличие, например, от репрессий против греков, болгар, крымских татар, чеченцев, ингушей и пр.). В вину им вменялось что-либо иное, а не их нац.принадлежность. Что сути наличия гонений на евреев - не отменяет.

В целом:

Цитата:
Оценки

Одним из важных вопросов, обсуждаемых касательно сталинского времени, является положение евреев в СССР в этот период. Здесь существуют различные мнения. Среди некоторых либеральных и очень многих еврейских авторов распространено мнение, что сталинский режим был по сути своей антисемитским, и угнетение евреев являлось одной из его главнейших задач (см., к примеру, статьи [1][2] в электронной еврейской энциклопедии eleven.co.il). Приводят в пример и большое количество «лишенцев» среди евреев, и деятельность Евсекций при ВКП(б).
Представители более умеренного направления считают, что в начале сталинского правления (где-то до середины 1930-х годов) евреи были в хорошем положении, но потом на них начались гонения. Одни (например, сионист М. Агурский) считают, что евреи попали, как и все, в мясорубку тоталитарного режима, другие — что под давление возрождающейся в политике СССР русской националистической линии.


http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%B8_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8

Гонения в СССР на евреев быть может и не были такими масштабными и жестокими как в Гитлеровской Германии - но они и там были. И сам Сталин - имел националистические взгляды, которые были против евреев (то есть были антисемитскими). Какой смысл на ЭТОМ фоне винить очередных поляков? Сперва сами отмойтесь - если уж на то пошло...
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История СССР Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS