У помещичьих крестьян это было однозначно. Там составлялся мирской приговор и расписывались все "нарушители".
Т.е. комплектация русской армии по рекрутской системе питала ее преимущественно всяким маргинальным элементом? Всякими буянами, бездельниками и т.п.?
Тогда почему Китай в этом плане тазиками закидывают? Мол, брали всякое общественно негодное "золото" в солдаты...
_________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Т.е. комплектация русской армии по рекрутской системе питала ее преимущественно всяким маргинальным элементом? Всякими буянами, бездельниками и т.п.?
В основном - да. Хотя, конечно, и вполне обычные люди туда тоже попадали, наверняка, - думаю, бездельников и смутьянов было все же поменьше, нежели необходимых "вакансий" в вооруженных силах (особенно с учетом высокой смертности в армии).
Nie-junmen писал(а):
Тогда почему Китай в этом плане тазиками закидывают?
Видимо, о том, что в Китае так было, хорошо известно. А о России - не так хорошо известно.
У нас ведь как - историей вооруженных сил занимаются "военные историки" (то есть те, кто интересуется военной историей).
А историей крестьянской жизни - совсем другие исследователи. И они практически не пересекаются.
А историей Китая у нас занимаются специалисты, которые все рассматривают в комплексе. Вдобавок к этому - среди наших востоковедов, как я понимаю. есть и исследователи Японии - которые наверняка любят сравнивать "цивилизованную Японию" и "варварский Китай" - а тут такой хороший повод "попинать" китайцев.
И третий момент - насколько я понимаю - с разработанностью и доступностью источниковой базы по истории крестьянства Китая дело обстоит в разы лучше, чем с историей российского крестьянства.
Это - насколько я понимаю ситуацию.
Хотя, конечно, и вполне обычные люди туда тоже попадали, наверняка, - думаю, бездельников и смутьянов было все же поменьше, нежели необходимых "вакансий" в вооруженных силах (особенно с учетом высокой смертности в армии).
А как тогда насчет "дедовщины"?
Намек на это есть у Л.Н. Толстого в "Войне и мире" - он описывает бивак русских солдат и упоминает о лидере одной артели - "высоком красивом солдате, которого все слушались и, видимо, побаивались" (цитирую по памяти).
Еще есть у Козьмы Пруткова намеки на гомосексуализм в войсках:
"Кто не брезгает солдатской задницей - тому и фланговый заместо племянницы".
Т.е. какие-то "неуставные" отношения с определенным окрасом присутствовали?
Nslavnitski писал(а):
Вдобавок к этому - среди наших востоковедов, как я понимаю. есть и исследователи Японии - которые наверняка любят сравнивать "цивилизованную Японию" и "варварский Китай" - а тут такой хороший повод "попинать" китайцев.
Просто когда в Японии стали строить регулярные войска - строили по прусскому образцу. До этого постоянного (и приближающегося к регулярному по условиям обучения, комплектации и т.д.) войска у них не было. А в Китае было. С конца XVIII в. начался неконтролируемый набор "сельских храбрецов" (милиционных формирований), которые состояли, преимущественно из люмпенов. И это сильно ослабило цинскую армию. А как в конце Цин стали строить организацию по прусскому образцу - так за каждого солдата должны были всей деревней поручиться, да еще были требования по образовательному цензу (в Китае!), да по имущественному, да по отсутствию судимостей...
Nslavnitski писал(а):
И третий момент - насколько я понимаю - с разработанностью и доступностью источниковой базы по истории крестьянства Китая дело обстоит в разы лучше, чем с историей российского крестьянства.
Не знаю. Крестьянством занимался подробно покойный В. Илюшечкин. Но он давно умер и сейчас, сколько понимаю, специально этим никто не занимается. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Просто когда в Японии стали строить регулярные войска - строили по прусскому образцу. До этого постоянного (и приближающегося к регулярному по условиям обучения, комплектации и т.д.) войска у них не было. А в Китае было. С конца XVIII в. начался неконтролируемый набор "сельских храбрецов" (милиционных формирований), которые состояли, преимущественно из люмпенов. И это сильно ослабило цинскую армию. А как в конце Цин стали строить организацию по прусскому образцу - так за каждого солдата должны были всей деревней поручиться, да еще были требования по образовательному цензу (в Китае!), да по имущественному, да по отсутствию судимостей...
Спасибо. Значит, там еще посложнее дело обстояло - как в Японии, так и (особенно) в Китае. Скорее всего, оттуда - по изучению реорганизации китайских войск по прусскому образцу - и пошла информация о состоянии армии до реформ.
Nie-junmen писал(а):
А как в конце Цин стали строить организацию по прусскому образцу - так за каждого солдата должны были всей деревней поручиться, да еще были требования по образовательному цензу (в Китае!), да по имущественному, да по отсутствию судимостей...
Данных очень мало известно. Кое-что проскальзывает - в том числе и то, что Вы привели.
Могу добавить:
Цитата:
При вступлении моем на поприще высокославного военного ремесла, как водится, вверен я был молодому, но опытному и строгому в правилах службы солдату, Кремневу, который, в дополнение ко многим украшавшим его достоинствам, знал грамоте, что в старину между нижними чинами большою было редкостью, но что, вместе с отличным поведением, непосредственно сообщало Кремневу возможность с успехом приобретать доверенность старших, любовь и уважением равных.
Скобелев И.Н. Подарок товарищам или переписка русских солдат в 1812 году. СПб., 1833.
Насколько я понимаю ситуацию на данный момент - что-то вроде "дедовщины" имело место быть - в виде "прикрепления" рекрута (или группы рекрут) к более старшему и опытному "наставнику". А дальше - как повезет, люди, наверняка, самые разные были - кто-то хорошо влиял, то бишь учил рекрута всем солдатским премудростям, а кто-то - и не очень.
И
Nie-junmen писал(а):
Т.е. какие-то "неуставные" отношения с определенным окрасом присутствовали?
Хотя, конечно, и вполне обычные люди туда тоже попадали, наверняка, - думаю, бездельников и смутьянов было все же поменьше, нежели необходимых "вакансий" в вооруженных силах (особенно с учетом высокой смертности в армии).
А как тогда насчет "дедовщины"?
Намек на это есть у Л.Н. Толстого в "Войне и мире" - он описывает бивак русских солдат и упоминает о лидере одной артели - "высоком красивом солдате, которого все слушались и, видимо, побаивались" (цитирую по памяти).
Еще есть у Козьмы Пруткова намеки на гомосексуализм в войсках:
"Кто не брезгает солдатской задницей - тому и фланговый заместо племянницы".
Т.е. какие-то "неуставные" отношения с определенным окрасом присутствовали?
Nslavnitski писал(а):
Вдобавок к этому - среди наших востоковедов, как я понимаю. есть и исследователи Японии - которые наверняка любят сравнивать "цивилизованную Японию" и "варварский Китай" - а тут такой хороший повод "попинать" китайцев.
Просто когда в Японии стали строить регулярные войска - строили по прусскому образцу. До этого постоянного (и приближающегося к регулярному по условиям обучения, комплектации и т.д.) войска у них не было. А в Китае было. С конца XVIII в. начался неконтролируемый набор "сельских храбрецов" (милиционных формирований), которые состояли, преимущественно из люмпенов. И это сильно ослабило цинскую армию. А как в конце Цин стали строить организацию по прусскому образцу - так за каждого солдата должны были всей деревней поручиться, да еще были требования по образовательному цензу (в Китае!), да по имущественному, да по отсутствию судимостей...
Nslavnitski писал(а):
И третий момент - насколько я понимаю - с разработанностью и доступностью источниковой базы по истории крестьянства Китая дело обстоит в разы лучше, чем с историей российского крестьянства.
Не знаю. Крестьянством занимался подробно покойный В. Илюшечкин. Но он давно умер и сейчас, сколько понимаю, специально этим никто не занимается. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Пока сюда помещу - довольно любопытная заметка о крестьянстве, июнь 1912 г.
Цитата:
Что читает крестьянин?
В губернской управе заканчивается обработка данных очень интересной анкеты, с которой статистическое бюро губернского земства обращалось недавно к своим земским корреспондентам.
Основная тема анкеты:
— Что и как читает крестьянин?
На вопрос:
— Как сельское население вообще относится к чтению?
Большинство отвечает:
— Очень серьезно.
И лишь незначительная часть корреспондентов уверяет, что население ищет чтения книг забавных. Это меньшинство, между прочим, полагает, что все, что пишется в книгах, - плод фантазии авторов, сочиняющих книги ради своего заработка.
Как читают крестьяне: в одиночку или вместе?
Большинство ответов (160 из 210) отмечает, что деревенский читатель любит оставаться с книгой наедине.
Многие корреспонденты к этому добавляют, что одиночка-читатель является самым вдумчивым, и его рассказы о прочитанном с удовольствием слушают односельчане.
Какие книги предпочитаются в деревне: духовные или светские?
Анкета устанавливаешь, что книги духовного содержания читаются только стариками и иногда женщинами. Среди же других возрастов спрос на духовную литературу бывает и то очень немного, только в посты.
Из светских писателей самые ходовые: Пушкин (217 ответов), Л. Толстой (211), Крылов (187), Кольцов (145), Тургенев и Некрасов (по 138), Лермонтов (125), Чехов (115) и Горький (104). Наиболее любимые произведения крестьян – «Капитанская дочка» Пушкина и «Воскресение» Л. Толстого.
Из отдела специальной литературы крестьяне отдают предпочтение книгам по русской истории, географии и путешествиям, ремеслам, сельскому хозяйству, ветеринарии, медицине и естествознанию.
Слава Богу, не было тогда фомоносеков всех мастей! _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах