Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Античное гончарное дело и вазопись. Эпоха Геометрики

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Культура и искусство
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8771
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Сен 25, 2024 10:45 am    Заголовок сообщения: Античное гончарное дело и вазопись. Эпоха Геометрики Ответить с цитатой

История Греческой Нации, изд. Афинон:

ЭПОХА ГЕОМЕТРИКИ И ИСКУССТВО

Цитата:
1. Раннегеометрическая эпоха (η Πρωτογεωμετρική εποχή). Керамическое искусство этого времени является прямым продолжением этого искусства времен Микенского периода, но в то же время вводя новые принципы и создавая новые формы, неведомые Микенскому миру. Мастера сохраняли обретенные ими до тех пор знания: а. сооружение керамических сосудов при помощи гончарного круга, б. опыт при обожжении сосудов при помощи керамической печи.

Коренные перемены происходят при декорировании ваз. Схематизация прежних живых форм, украшавших поверхность микенских произведений, началась в последние годы Микенского периода, и это позволяет нам без труда проследить эволюцию мотивов декора вплоть до Раннегеометрического периода, и отождествлять изображаемую тему или мотив.

Однако теперь, в Раннегеометрическом искусстве, эта схематизация путем неожиданного рынка преображает декорационную систему, искажает её самый смысл, и создаёт качественное изменение. Поэтому сколь бы ни было верным замечание, что РГ декоративная система это более окончание прежгего длительного пути, нежели начало нового, тем не менее подобное окончание смело предоставить самые плодотворные и самые существенные семена, которые вызовут новое цветение. Схематизация, которая наблюдается в поздние Микенские и Субмикенские годы привела к истощению сил, заключавшихся в изначальных декорационных живых формах. Преображение в чисто геометрические формы, которые характеризуются ритмом, симметрией и точностью, вновь наполняет искусство жизненной энергией, и предоставляет мастерам новый язык общения и новый синтаксис речи. И этот новый язык обладает преимуществом обладания новым способом озвучивания и новой кристальной чистотой, дотоле неизвестных или, лучше сказать, затерявшихся в "многовидности" искаженных естественных форм Крито-микенского мира - мира, который увязывал между собой зачастую взаимопротиворечившие элементы.

Произошло в это время также нечто более существенное, чем перемены в декоре ваз: сама форма ваз приобретает точность форм и геометрическую симметричность, встраивается с архитектурной устойчивостью. Эластичность и напряжённость минойских форм, с их массивными дугами выплескивающейся природной формы, через эволюцию в ходе развития микенской керамики, уже утратили жизненную энергию и силу первоначальных творений, и начали создавать впечатление неустойчивости, которую вызывает неуверенная повторяемость форм. Теперь уже формы ваз начинают очищаться от прежних воспоминаний, и приобретать пластическую чистоту - ее от нее унаследует в дальнейшем керамика эпохи Геометрики, а затем и все последующее Греческое искусство. Покорение этой пластической ценности может восприниматься как и как начало собственно Греческого искусства. После чрезвычайно длительного периода, в течении которого греческие племена творили под воздействием очаровательного знакомства с минойским элементом, и под его влиянием, наступает момент, когда они освобождаются от иноземного богатства, и признают ценность собственной незамысловатой линии (возвращение к корням Среднеэлладской эпохи). И не может не быть симптоматичным факт, что это освобождение и начало нового греческого искусства появляются впервые именно в Афинах, где Греческое искусство I тысячелетия до н. э. непрерывно предоставляло свои самые блистательные и богатые плоды.

Искусство первых четырёх веков после окончания Микенского мира представлено нам почти исключительно керамикой. Рядом с керамикой занимает свое место и пластическое искусство (ваяние) малых статуэток (глиняных и бронзовых). Крупных скульптур нет совсем, а остатков произведений архитектуры очень мало. Поэтому и хронологическое деление этого периода опирается исключительно на эволюцию и характерные черты Греческой керамики:

СУБМИКЕНСКИЙ ПЕРИОД: 1.125 - 1.050 г. г. до н. э.
РАННЕГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: 1.050 - 900 г. г. до н. э.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: 900 - 700 г. г. до н. э.
Ранний: 900 - 850 г. г. до н. э.
Средний: 850 - 760 г. г. до н. э.
Поздний: 760 - 700 г. г. до н. э.


РАННЕГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ КЕРАМИКА

Цитата:
За последней керамической традицией, выражаются Стилем Зернохранилища следует вплоть до 1.050 г. до н. э. так называемый Субмикенский стиль керамики.

Хотя формы ваз в это время утрачивают свою "сочность", в результате чего исчезает внутренний ритм (ο παλμός), они продолжают выживать, и тем самым свидетельствовать свою бесспорную связь с прошлым. Однако характерным образом уменьшается количество форм ваз, которые нам известны. Тот факт, что из 68 прежних форм после XII в. до н. э. встречается лишь 10, демонстрирует нам упадок (иссякание) творческого вдохновения гончаров. То же самое происходит и с декором ваз. Схематизация прежних декорационных мотивов, которая достигла своих самых крайних форм через Густой стиль вазописи, привела к их атрофии в ходе фазы когда главенствовал Стиль Зернохранилища. Теперь же подобного рода анемичный декор продолжался через использование простых линий, опоясывающих корпус вазы, либо через дугообразные линии, лениво (ανόρεχτα) движущиеся по ее корпусу или горлу; неумело исполненные пересекающиеся линии, неуверенно нарисованные треугольники и концентрические полукруги, выполненные без необходимой точности - этотбыли последние ответвления, порождение прежней декорацией Микенской вазописи (которая обладала собственным выразительным языком и синтаксисом).

Однако именно в этот исторический момент совершается кардинальная перемена, которая откладывает эволюцию лишённых вдохновения образов. Неожиданно, новое дуновение творчества начинает воодушевлять глину в руках мастеров, и ликвидирует возникший тупик. Появляются новые пути и новые силы. Самые характерные формы микенских ваз (например амфора с ложным ртом и булкообразные пиксиды, которые продолжали сохраняться даже в Субмикенский период) - полностью исчезают. Количество форм вновь начинает расти (вместо 10 форм Субмикенского периода, теперь встречается 17). Однако самым впечатляющим явлением было изменение прежних, и создание новых форм, которые более не являлись передачей в керамике естественных сил, с их массивными и зыбкими облаками, но которые "сооружаются", подчиняясь принципам геометрии (то есть человеческому Пониманию-Логосу). Вазы приобретают связки, и теперь уже мы можем с гораздо большим правом говорить о "ножке", "корпусе", "плече", "горле" и "губе" вазы - то есть использовать при описании вазы названия частей тела живого организма. Наличие повсеместно связок и архитектурная устойчивость формы вазы шестую вместе с аккуратным техническим уходом за сооружением этой формы (использование чистой глины, внимательное перемещение на гончарном круге, ухожанное "завершение" поверхности через её полировку, точная переиграла, правильный обжиг). И победа, одержанная некоторыми формами, является завершить эту картину: амфоры, гидрии, скифосы, кратеры, ойнохои, прохои, лекифы, пиксиды были самыми частыми сосудами, и в то же время эти формы ваз продолжат сооружаться во все последующие века, поскольку они и практические бытовые нужды покрывали, и нужду в художественном самовыражении мастеров-керамистов и их клиентов осуществляли самым лучшим образом.

И декор ваз следовал тем же принципам, и он: 1. отвергает все те мотивы, которые не могут быть включены в состав новых художественных веяний, 2. преобразует прежние мотивы и 3. создаёт новые мотивы. В ходе первой фазы продолжает наибольшая часть поверхности ваз оставаться без декора и без покрытия каким бы то ни было цветом. Постепенно поверхность начинает покрываться темной (темнокоричневой и в сторону черного) эмалью (το γάνωμα), и на ней выделяется лишь одна зона с декорационными элементами. Главенствующим и очень характерным мотивом, который появляется с начала РГ периода, и сохраняется на всем его протяжении, и, преображаясь впоследствии, получает продолжение в ходе периода Геометрики, был орнамент в виде концентричных кругов и концентричных полукругов. Спирали и свободно передаваемые концентричные полукруги Микенской керамики не могли удовлетворить новые художественные версия созданные геометрически организованного образа. Теперь уже циклы и полукруги отличаются абсолютной точностью геометрических форм, и по причине подобной необходимости они рисуется при помощи циркуля (отпечаток следа острого наконечника циркуляции можно заметить на глиняной поверхности сосудов). Более того, для изображения этих концентричных элементов использовался такой инструмент-циркуль, вторая часть которого была оснащена столькими кисточками, сколько кругов мастер хотел нарисовать. Вторая группа декорационных мотивов, дополняющая декор раннегеометрических ваз - это пересекающиеся линии и треугольники. Но мы должны с особенным акцентом подчеркнуть появление: 1. нового декорационного мотива - мелодрама, и 2. образа коня, который будет иметь чрезвычайно долгое присутствие в декорировании Греческой керамики.

Изменение образов настолько глубоко, и новое духовное отношение мастеров настолько явственно, что в прежние времена исследователи и историки искусства, чтобы дать объяснение этому явлению, искали для него совершенно нового носителя подобной концепции - некое племя, которое впервые появилось в Южной Греции после окончания Микенского периода. Дорийцев. Однако сегодня учёные полагают, что начало греческого РГ искусства не являлось плодом творчества этого племени, поскольку исследования показали, что начало и развитие РГ керамики находится в Афинах (которые не были дорийскими) Конечно, нам известно, что в середине X века до н. э. РГ искусство распространилось по всему греческому пространству (в Македонию, в Фессалию, на Киклады, в Среднюю Грецию, в Пелопоннес, на Ионические острова, на Крит). Примеры этой керамики мы находим и на Кипре, и в Сирии, и в Малой Азии. Многочисленные греческие мастерские, за исключением Аттической мастерской, следуют собственным путем, и выражают одинаковых дух искусства в различных его вариациях - точно таким же образом, как это происходило на всем протяжении развития Греческого искусства. Также, в своей эволюции, эти мастерские не следуют одинаковым хронологически ритмом развития, и мы абсолютно уверены в знании, что в некоторых из них сооружение раннегеометрических ваз продолжалось и после окончания X в. до н. э., то есть тогда, когда Аттика уже вступила в искусство фазы собственно Геометрики. Однако неотвеченным остаётся вопрос, создали ли эти мастерские изначально этот новый стиль независимо от Афин, хотя бы даже если впоследствии они подверглись впоследствии их влиянию, или же это искусство родилось в Афинах, и оттуда вскоре оно распространилось по всей Греции, после чего и началось его разделение на различные вариации. Возможно, вторая точка зрения находится ближе к истине. Как бы то ни было, одно мы можем сказать точно: с этого периода афиняне захватили первенство в художественном творчестве, и демонстрируют свои уникальные способности, как в их изобретательной фантазии, так и благодаря полному смыслу синтаксису художественных образов.


КЕРАМИКА ЭПОХИ ГЕОМЕТРИКИ

Цитата:
Керамика эпохи Геометрики является первой, и весьма цветущий, фазой Греческого искусства. В ней мастера этого времени ставят и решают множество проблем, которые будут занимать их потомков на всем протяжении исторического пути Греческого мира, и даже, за его пределами Европейского мира. Первенство, завоеванное афинянами в РГ периоде они сохранят и стабильно будут усиливать, чтобы дать их преемникам плодоносные семена, чтобы развивать их далее. По этой причине и наблюдение за развитием Геометрической керамики должно быть осуществлено систематически и результативно, главным образом опираясь на творения аттических керамистов.

АТТИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ.

Строгая архитектура ваз и их "связки", которыми наделили их мастера эпохи Ранней Геометрики, служат для мастеров эпохи Геометрики ценным наследием и уроком. Однако теперь формы ваз обретают бОльшую прочувствованность, и их округлость остановится более "сочной" и аккуратно изученной, их простота не препятствует фантазии керамиста, который умудряется изобретать все новые вариации и перевоплощения базовых форм. Рядом с уже известными старыми формами (амфора, скифос, ойнохоя, прохоя, канфар и пр.) появляются некоторые новые. Среди последних весьма частой и довольно интересной является новая форма пиксиды - широкая, круглая и низкая. Однако особым достижением Геометрической керамики являются очень большие вазы (амфоры и кратеры), которые устанавливались на погребениях начиная со времен незадолго до середины VIII в. до н. э. и после этого. Эти вазы более не сооружаются для практического использования, и это позволяет им возвыситься в область высокого искусства; то, что первично, это выражение художественного желания творца при помощи формы. Именно это главенство Идеи преобразует их из погребальных ваз в погребальные памятники; своими размерами, суставным членением и структурой они представляют не только великое творение из области керамики, но одновременно архитектурный и скульптурный образ.

Однако то, где мы в состоянии проследить за богатым и мудрым искусством мастеров эпохи Геометрики в его непрерывном развитии, это декор ваз, который начинается с простых мелодий, чтобы достигнуть сложных симфонических композиций. Почти все элементы декора эпохи Геометрики могут быть возведены к прямой линии, если конечно мы согласимся, что и пересекающиеся линии состоят из двух линий. Декорационное богатство, которое фантазия мастеров эпохи Геометрики создала при помощи повторения прямой линии во всех возможных комбинациях поражает. И хотя образ ваз этого времени очевидно демонстрирует, что Геометрическое искусство представляет из себя непосредственное и естественное продолжение Раннегеометрического, тем не менее зритель легко уверяет, что некая новая сила, полная цветущий силы и фантазии, появляется около 900 г. до н. э., чтобы оплодотворить старые семена, обогатить базовые элементы богатым разнообразием образов. Фактически, здесь мы находимся у новых истоков - истинного начала Греческого искусства.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Культура и искусство Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS