Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Принятие христианства Арменией

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Фев 07, 2024 7:55 pm    Заголовок сообщения: Принятие христианства Арменией Ответить с цитатой

Традиционная версия мифа об официальном принятии Христианства в Армении:

Например. Лэнг Дэвид, "Армяне. Народ-созидатель", М., ЗАО Центрполиграф, 2004 год.

Цитата:
Глава 7
АРМЕНИЯ НА ЗАРЕ ХРИСТИАНСТВА
В Армении бытует множество легенд, как, впрочем,
и других сведений, о приходе в эту страну христианства.
Часто утверждают, что его принесли сюда святые апос-
толы или их первые ученики, а именно святой Варфо-
ломей и святой Фаддей. Однако эти рассказы принад-
лежат к довольно позднему времени, и далеко не все
считают их исторически достоверными.
Во Пи Ш веках нашей эры христианская религия
широко распространилась в соседствующих с Армени-
ей регионах. Это было задолго до официального обра-
щения Армении в христианство, которое осуществил
Григорий Просветитель в 301 году. В частности, Арме-
нию связывали обширные и крепкие торговые и куль-
турные отношения с великим городом Антиохией. Апо-
стольская церковь Антиохии сыграла важную роль в
распространении христианства на раннем этапе. Там
была родина гностиков Менандера и Сатурнина (Са-
торнила), и на всем Западе известны были писания ан-
тиохийского епископа Теофилия, а в более поздние
времена и Марка Аврелия. Существование в Антиохии
организованной школы христианского вероучения за-
свидетельствовано в отчетах совета епископов, собрав-
шегося там в 269 году для оглашения ереси Павла Са-
мосатского. Все эти тенденции отражались и на рели-
гиозной жизни Армении.
Еще ближе к Армении находились древний центр
христианства, Эдесса, резиденция христианского царя
Абгара УП (176—213 гг.), и город Нисибий, а также

весь район Адиабены, лежащий в Северной Месопота-
мии, где христианство прочно утвердилось в Ш столе-
тии. Все это помогает объяснить, почему армянская тра-
диция сохранила имена святых и мучеников еще до
официального обращения Армении в христианство свя-
тым Григорием.
История этого обращения — одна из самых дорогих
сердцу армянского народа. Ее почти сказочные подроб-
ности не оспариваются даже скептически настроенны-
ми историками. Знание этих освященных временем и
почитаемых священными событий необходимо для по-
нимания иконографии армянских фресок и миниатюр,
потому что они являются излюбленными их темами.
О святом Григории Просветителе много написано
армянскими историками, такими, как Фауст из Бузан-
ды и Агафангел. Он был членом парфянского знатного
рода Сурен-Пахлавов, являвшегося, в свою очередь, вет-
вью царского дома Аршакидов и, следовательно, был
родственником армянских монархов. Согласно легенде,
отец Григория убил армянского царя Хосрова 1 (около
238 г.).
Много лет спустя сын убитого царя Хосрова вернул
себе армянский трон. Его в 286 году восстановил на
престоле непримиримый враг христиан римский импе-
ратор Диоклетиан. Он принял имя Тиридат (Трдат) 1.
В 298 году после жестокого поражения, нанесенного
римлянами, великий сасанидский царь в Нисибском
договоре официально признал независимость Великой
Армении под опекой Рима.
Григорий вернулся в страну предков и стал пропове-
довать христианскую веру. Трдат обнаружил, что тот
является сыном убийцы его отца, и схватил его. После
жестоких пыток Григорий был брошен в темницу цар-
ского замка в Арташире, где и пробыл более 15 лет.
Милосердная вдова спасла его жизнь, доставляя ему еду.
Тем временем Трдат Ш правил в Вагаршапате, где
зверски убил группу из тридцати семи христианских
девственниц, в числе которых была красивая девушка по
имени Рипсиме. Трдат тщетно пытался сделать ее одной

из своих многочисленных жен и наложниц. Возглавля-
ла этих святых дев некая Гаяне, которую армянская
церковь почитает наравне с Рипсиме как одну из пер-
вых своих мучениц. День их отмечается 5 октября.
После этого преступления Трдат божественным про-
видением был лишен разума и стал передвигаться не по-
человечески, на четвереньках, как дикий зверь. Им за-
владела болезнь ликантропия (психическое расстрой-
ство, когда больной воображает себя волком-оборотнем)
в самой тяжелой форме. Несомненно, здесь мы имеем
дело с отзвуком одного из преданий Ветхого Завета, а
именно с легендой о царе Навуходоносоре. История
излечения и обращения Трдата также имеет сходство с
рассказом о пророке Данииле. Сестра царя, Хосрови-
дукт, сказала Трдату, что ей было видение: человек с
сияющим лицом объявил ей, что преследование христи-
ан должно быть прекращено отныне и навеки. Царевна
была убеждена, что, если вытащить Григория из ямы, он
сумеет вылечить царя от его злосчастного недуга.
Трдат послушался совета сестры и освободил свято-
го из темницы. Григорий вернул царю здоровье и разум,
а также окрестил его и весь его двор. Несомненно, в
этом обращении к христианству играли существенную
роль и политические мотивы, так как извечной целью
политики Аршакидов было всячески препятствовать
идеологическому и культурному влиянию зороастрий-
ского Ирана.
Как-то ночью Григорию было видение. Он увидел,
как небеса разверзлись и в окружении крылатых фигур
с вышины спустился Иисус Христос, причем все вокруг
воссияло чудесным светом. Назвав Григория по имени,
чтобы он стал свидетелем чуда, долженствующего про-
изойти, Господь ударил землю золотым молотом, и по-
среди города Вагаршапата поднялся огромный пьедес-
тал из золота. С него взметнулся к небу огненный столп,
увенчанный сверкающим крестом. Вокруг этого столпа,
на месте, где были погребены девы-мученицы, подня-
лось еще три колонны, красные как кровь и также увен-
чанные сияющими крестами. Эти четыре креста обра-

зовали свод, на котором возник в воздухе храм великий
с куполом. На вершине его высился золотой трон с ог-
ненным крестом.
Из этого чудесного здания изливались потоки воды,
затопляя городские окрестности. А на фоне ночного
небосвода зажглись бесчисленные огненные алтари,
увенчанные крестами, как звезды в небесах. Внезапно
огромные стада черных коз стали переходить эти воды
вброд, преображаясь в белых овечек, число которых
непрестанно множилось. Затем половина овец вновь
перешла через воды и превратилась в волков, которые
напали на оставшихся овец и рвали их на части, упива-
ясь кровью. Убитые овечки обрели крылья и присоеди-
нились к когортам Господа. А потом небесный огонь
сошел на землю и сжег всех волков. Стало всходить сол-
нце, земля задрожала, и видение закончилось. Перед
нами явная аллегория, рисующая картину обращения
языческих «козлищ» в христианских «овечек», причем
некоторые возвращались к прежним верованиям, и эти
«волки» объединялись с языческими гонителями верных
христиан.
Следуя своему видению, святой Григорий построил
привидевшийся ему мистический храм в том месте, где
огненный столп вознесся из земли. Он переименовал
царский город Вагаршапат в Эчмиадзин, что означает
«место сошествия единородного». В крипте (подземной
часовне) нынешнего кафедрального собора в Эчмиадзи-
не археологи открыли остатки маленькой каменной цер-
кви, вполне возможно, относящейся к эпохе обраще-
ния Армении в христианство, которое обычно датируют
301 годом. Неподалеку от крипты находятся остатки
языческого храма огнепоклонников, видимо оставше-
гося со времен персидских преследований армянской
церкви в У веке, при сасанидском царе Ездегерде.
В признание выдающихся заслуг Григория и его под-
вигов благочестия святой был единодушно избран при-
масом новой государственной армянской церкви. Он
получил в 302 году посвящение в епископы из рук Ле-
онтия, архиепископа Цезареи в Каппадокии. Вследствие

этого византийская церковь, ревниво относившаяся к
независимости армянской национальной церкви, объ-
явила, что епархия Армении подчинена Цезарейской, а
потому разногласия между греческой и армянской цер-
квами, длящиеся с У столетия, следует признать схиз-
мой (расколом) со стороны армян. С этим утвержде-
нием можно поспорить: армянская церковь имеет апо-
стольское происхождение, и посвящение Григория в
епископы архиепископом Цезареи было следствием слу-
чайных обстоятельств (Григорий получил первоначаль-
ное образование в Цезарее). Так что этот факт не может
быть использован как довод для установления иерар-
хической зависимости церквей. Вот как рассуждает об
этом почтенный религиозный авторитет (Азиз Антийя.
История восточного христианства): «Великая Армения
находилась за пределами Римской империи, и ее рели-
гиозное развитие не может быть приписано Риму. Ар-
мянская епархия, подобно Персидской и Эфиопской,
взросла независимо, вне римской юрисдикции. Более
того, если мы исследуем вопрос экклесиастических вза-
имоотношений между епархиями, существовавшими до
собора в Никее, станет ясно, что ни одна из них не
вмешивалась в дела другой. Поборники византийской
или римской точки зрения строят свои аргументы умоз-
рительно, без должных исторических обоснований».
Горечь противоречий, разделявших греческую и ар-
мянскую церкви, во многом определялась причинами,
связанными с политикой, а не с вероучением. Она про-
истекала из упорного и упрямого нежелания армян под-
чиниться мировым имперским амбициям византийских
монархов и их церковных приспешников. Под властью
византийской цезаристско-папистской системы кон-
стантинопольский патриархат слишком часто использо-
вался как орудие военных и политических властителей,
целью которых было присоединение мелких христиан-
ских народов под видом создания некоего религиозно-
го единства. В пользу армянской позиции говорит и то,
что Армения объявила христианство государственной
религией за несколько лет до того, как Константин Ве-

ликий заявил об официальном обращении в христиан-
ство Восточной Римской империи.
Вполне естественно, что старые языческие культы
Армении не уступили свое место без отчаянного сопро-
тивления своих почитателей и последователей. Древние
летописцы подробно перечисляют святилища и храмы,
порушенные христианами, и богатую добычу, приобре-
тенную на этом и новой церковью, и царской казной.
Даже спустя несколько десятилетий в отдаленных рай-
онах на епископов и миссионеров нападали, а иног-
да их убивали. Так, нам известно, что святой Аристак
был убит по приказу сатрапа Софка (Софены); святой
Вртан вынужден был бежать, спасаясь от преследова-
ний горцев Сасуна; святой Хоосик умер от бичевания,
которому подверг его царь Тигран У, и святой Дани-
ил из Аштишата, предложенный в патриархи, погиб от
такой же казни.


Однако на самом деле СКОРЕЕ ВСЕГО Армения приняла Христианство не раньше признания её в Римской империи, а уже после Медиоланского эдикта 313 года - то есть ВСЛЕДСТВИЕ перемен в Римской империи, а не вопреки внутриримской повестки:

THE CAMBRIDGE
ANCIENT HISTORY
SECOND EDITION
VOLUME XII
The Crisis of Empire,
a.d. 193–337
Edited by
ALAN K. BOWMAN
Camden Professor of Ancient History in the University of Oxford
PETER GARNSEY
Professor of the History of Classical Antiquity in the University of Cambridge
AVERIL CAMERON
Warden of Keble College, Oxford
Cambridge University Press, 2008
Стр. 487

Цитата:
The traditional date for the conversion of Armenia is 301. In recent years,
however, convincing arguments have been produced in favour of 314.29 It
is clear that at first Tiridates persecuted Christians within his kingdom
in accordance with the policy laid down by Diocletian and Galerius. His
subservience to the Romans in this respect is amply shown by the content
and tone of the letter which he is said to have sent to Diocletian.30 Since
the emperor was the religious as well as the secular head of state, loyal
subjects and vassals such as Tiridates would have been obliged to mould
their own political and religious outlook accordingly.His acceptance of the
Christian faith was, therefore, probably a direct result of the conversion of
Constantine and the Edict of Milan in 312–13.31

29 Barnes, CE 258; Mah´e (1996) 259; contra Braund (1994) 238–9.
30 Agathangelos Ag. 40. The letter has been regarded as an early composition, if not an authentic
document from the royal chancellery: Thomson (1976) xlviii–xlix.
31 Agathangelos has been shown to contain two recensions concerning the conversion of Constantine
and Tiridates, one of which contradicts the traditional view that Tiridates was first to embrace
Christianity: Gulbekian (1977) 51–4.


_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Фев 07, 2024 9:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Говорить о том, что Армения - первое в мире государство, принявшее христианство - неверно. Ведь согласно легенде гораздо ранее Армении - якобы ещё при жизни Христа - христианство приняло Осроенское царство. Это якобы произошло при царе Абгаре V:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B3%D0%B0%D1%80_V_%D0%A3%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B0

А современные учёные датируют официальное принятие христианства Осроенским царством временами Абгара IX Великого, около 200 года. Но и эта дата - НАМНОГО ранее даже удревнённой легендарной даты принятия Арменией христианства.

Иными словами. неверно говорить, что Армения - это первое государство, принявшее христианство. Однако, верно было бы сказать, что Армения - это первое ИЗ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВ, принявшее христианство.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 7795
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Фев 07, 2024 9:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ещё немного о традиционной версии даты принятия христианства Арменией:

Вазген Гнуни
"Армения. Полная история страны"
ООО «Издательство АСТ», 2022

Цитата:
Престол, созданный апостолами, переходил от одного епископа к другому и до нас дошли их имена: Захария, Земент, Атернерсех, Муше, Шаген, Шаварш, Гевондос, Меружан. Существовали небольшие христианские общины, время от времени кто-то расплачивался жизнью за свою приверженность вере (по примеру римлян армянские цари преследовали христиан, некоторые – весьма рьяно). Но христианство, принесенное апостолами, проросло только в виде Армянской церкви. Оно не получило широкого распространения в народе и еще в середине III века никто не мог предположить, что Армения станет первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.
По поводу даты и первенства нужно сделать пояснение. В Греции многие считают, что первыми христианство приняли византийские греки в 313 году, а армяне сделали это годом позже. Но то, что Армения приняла христианство в 301 году, ни у кого из современных историков (речь идет об объективных и непредвзятых ученых) не вызывает сомнения. Это первое.
Второе – в 313 году римскими императорами Константином и Лицинием был утвержден Миланский эдикт, получивший название по месту его подписания. Этот эдикт провозгласил религиозную терпимость на всей территории Римской империи и положил конец гонениям на христиан. Но Миланский эдикт не был манифестом о принятии христианства в качестве государственной религии. Он всего лишь уравнивал в правах все религии, отнимая тем самым у государственный статус у римского язычества и прекращая гонения на христиан. Превращение христианства в господствующую религию началось позднее – в двадцатые годы IV века, а сам Константин крестился только на смертном одре в 337 году. Очевидно, что между легализацией христианства и утверждением его в виде государственной религии есть большая разница.
Третье – 314 год, фигурирующий у некоторых авторов в качестве даты принятия Арменией христианства, на самом деле является годом рукоположения в Кесарии Григория Просветителя епископом-первосвященником Армянской церкви (в 302 году Григорий был рукоположен в Кесарии в епископы Собором епископов во главе с католикосом Леонтием, а теперь его статус поднялся до первосвященника-католикоса и потребовалось совершить новый обряд). Но Армения в 314 году уже тринадцать лет была, точнее – официально считалась, христианским государством.
Григорий вернулся в Армению вместе с Трдатом в 287 году. Воспитанный в Риме Трдат был убежденным противником христианства. Он потребовал от Григория отречься от веры, а когда тот отказался, велел бросить его в глубокий каменный колодец. Согласно преданию, в этой яме, на месте которой сейчас стоит известный каждому армянину монастырь Хор-Вирап[28], Григорий провел тринадцать лет.
По одной из версий, Трдат поступил с Григорием столь сурово не только из-за его приверженности христианству, но и потому что узнал о том, чьим сыном был Григорий.
В 301 году в Армению пришли 37 девушек-христианок, ранее живших в уединенном горном римском монастыре. В одну из них, красавицу по имени Рипсимэ, влюбился император Диоклетиан. Спасаясь от его преследования, Рипсимэ с подругами бежала из Рима.
Узнав историю Рипсимэ, Трдат Третий захотел на нее посмотреть, а увидев, возжелал ее и хотел изнасиловать, но Рипсимэ заявила, что она принадлежит только Христу и никому более. Разъяренный Трдат приказал побить камнями всех девушек-христианок вместе с их наставницей по имени Гаянэ (спаслась только одна из девушек по имени Нина, будущая христианская просветительница Грузии).
За такой чудовищный поступок Бог наслал на Трдата безумие, от которого его излечил Григорий. Обретя разум, Трдат крестился и провозгласил христианство государственной религией своей державы. Григорий Партев[29], приведший Армению к христианству, стал Григорием Просветителем. Под его руководством в городе Вагаршапате[30] был построен первый армянский христианский монастырь, получивший название Эчмиадзин («сошел Единородный») поскольку, согласно легенде, место строительства указал Григорию сошедший с небес Иисус Христос.

29 «Партев» переводится как «парфянин».
30 Также известен под названием Эчмиадзин.


Давайте отвлечемся от канонической легенды о безумии и чудесном исцелении Трдата и подумаем, зачем армянскому царю в начале IV века понадобилось делать христианство государственной религией? Чем его не устраивал старый пантеон богов?
Трдат правил в крайне неблагоприятных условиях. Приведший его к власти Рим слабел, а персы только и ждали удобного момента для того, чтобы вернуть себе Армению (недаром же старая армянская пословица гласит, что «перс считает своим то, что он хотя бы раз подержал в руках»). Выступая в роли буфера между ненадежным Римом и крайне враждебным Иранским царством, Армянское государство могло рассчитывать только на собственные силы. А сильное государство – это сильная центральная власть, укреплению которой способствует монотеистическая государственная религия, приучающая население к мысли о том, что на небе существует один Бог, а на земле – один государь (давайте вспомним о том, что у большинства древних и средневековых правителей была одна и та же «головная боль» – своеволие наместников провинций, которое расшатывало основы центральной власти).
Официальная же версия изложена у Агатангелоса, который пишет, что царь Трдат видел смысл принятия христианства в том, чтобы «все подданные, от мала до велика, твердо, смело, непоколебимо и без сомнений покорились боговеленным заповедям и всем сердцем уверовали в Творца»[31].

31 Отрывки, посвященные распространению христианства в Армении, взяты из части «Истории» Агатангелоса под названием «Спасительное обращение страны

Напрашивается вопрос – почему армяне не приняли зороастризм, который им активно пытались навязывать Сасаниды во время своего владычества?
Во-первых, то, что навязывается врагом, по умолчанию является плохим. Перенять веру врага означало покориться ему, склониться перед ним. Недаром же подавляющее большинство армян, живших в Османской империи, не меняло свою веру даже ради спасения жизни. Принятие христианства позволяло дистанцироваться от иранского мира.
Во-вторых, дуалистический зороастризм, основанный на вечной борьбе добра со злом, был чужд армянским языческим представлениям, в которых доминировала идея добра, с которым зло не могло сравниться ни по силе, ни по распространенности. То же самое – безусловное утверждение приоритета добра над злом – мы видим и в христианстве. Об этом говорится в самом начале Библии: «И увидел Бог все, что создал, и вот, хорошо весьма»[32].
Разумеется, от языческого культа не получилось отказаться в одночасье. Одной из главных черт армянского характера является приверженность традициям. Армяне свято хранят свои традиции, следование которым считается не похвальной, а естественной, обязательной чертой настоящего армянина. На эту тему есть один современный анекдот, который можно привести в этой серьезной книге для того, чтобы немножко развлечься: «На деревенское кладбище врывается бульдозер и начинает крушить надгробия. Возмущенные сельчане вытаскивают во

нашей Армении через святого мужа-
мученика».
32 Быт. 1:31.


дителя из кабины и начинают бить. Один из стариков останавливает их: “Постойте, парни! Сначала спросите – может в их деревне так принято?”».
Отход от старого и принятие нового – процесс непростой и во многом болезненный. Это как реакция на прививку – можно некоторое время чувствовать себя не самым лучшим образом, но зато потом все будет хорошо.


Не вполне понятно, причём тут вообще Греция. Уже давно высказана АВТОРИТЕТНЕЙШИМИ ИСТОРИКАМИ, С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, версия о том, что реально принятие христианства Арменией произошло на почти полтора десятилетия позже, нежели это событие датировала армянская традиция. Последняя опирается на рассказ раннего армянского историка Агафангела, в котором даты принятия христианства нет. Но при вольной трактовке приводимых в этом первоисточнике временных привязок, и датируя само событие максимально рано в связи с этими привязками, и была получена дата примерно 300 года н. э.

Во-вторых, никто и никогда и не оспаривал того, что в Римской империи/Византии в 313 году не было принято христианство в качестве официальной религии - оно лишь было разрешено, в качестве ОДНОЙ ИЗ религий на территории Римской империи. То есть оно получило, конечно, официальное признание. Однако никакой монополии на проповедь, как минимум тогда, оно не получало. Оно просто было признано и узаконено.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS