Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Патриарх Григорий Пятый и Греческое восстание 1821 года

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2947
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Фев 02, 2020 3:33 am    Заголовок сообщения: Патриарх Григорий Пятый и Греческое восстание 1821 года Ответить с цитатой

Халкиадакис:

Цитата:
Роль патриарха Григория в начале греческого восстанияВ то время, когда вспыхнуло греческое восстание, Григорий V был пат-риархом уже в третий раз (1818–1821)19. По свидетельству «Воспоминаний»Николая Спилиадиса, опубликованных в 1851 г., святейший знал о подготовкегреческой революции и организации «Филики Этерия». В 1832 г. Томас Гордонписал: «Мы не решаемся утверждать, что патриарх и члены Синода были аб-солютно непричастны к заговору против Османского государства. Напротив, у
нас есть основания полагать, что Григорий знал о существовании Этерии, и неко-торые другие епископы были глубоко задействованы в заговоре»20. НеслучайноГеоргий Афтонидис, великий хартофилак патриархии, был одним из выдающих-ся членов «Филики Этерия»21.Один из друзей патриарха рекомендовал ему выйти в отставку, чтобы из-бежать мести со стороны османов, но патриарх отвечал: «Я не могу бежать отриска в пользу моего народа». Епископ Дерконский советовал ему покинутьКонстантинополь вместе с другими священниками и отправиться на Пелопон-нес, чтобы встать во главе повстанцев. Вместе с тем патриарший Синод, на засе-дании которого присутствовал великий драгоман султана, решил, что револю-ция на Пелопоннесе не может быть легко подавлена и только личное обращениепатриарха и драгомана могут подчинить повстанцев султану. Патриарх не со-гласился с этим и, как гласит предание, сказал епископу Дерконскому: «Я, какглава нации, и вы, Св. Синод, должны умереть за наше общее спасение. Нашагибель даст христианству право защищать наш народ перед лицом султана. Ноесли мы будем поощрять революцию, это даст оправдание султану, который ре-шил истребить весь наш народ»22. Более того, русский посланник граф Строга-нов предупреждал патриарха об опасности и предлагал ему безопасно покинутьстолицу. Григорий отказался, хотя и знал, что это может стоить ему жизни23.Анафематствование патриархом повстанцевПосле того как Ипсиланти поднял восстание в Валахии, в феврале 1821 г.начались массовые преследования христиан в Константинополе; многие быликазнены и посажены в тюрьму по подозрению в причастности к восстанию. По-страдали также многие церковные иерархи: первым из них был повешен епи-скоп Эфесский Дионисий24. В этих обстоятельствах патриарх, как глава нации,под давлением османского правительства был вынужден объявить об отлуче-нии (анафематствовании) повстанцев. Предполагалось, что эти анафемы могут
смягчить гнев султана25. Акт был подписан 21 членом Синода, патриархом изнатными константинопольскими греками, такими как бывший господарь Вала-хии Скарлат Каллимах, великий драгоман Высокой Порты Константин Мурузи,главами эснафов (ремесленных цехов); всего свои подписи поставили 72 челове-ка26. Патриарший Синод пытался составить текст, имеющий местный характер,адресованный только христианам Угровалахии.Следует отметить, что в это время патриарший Синод, особенно старшиеепископы, имели право принимать решения вместе с патриархом. До 1860 г. впатриархате господствовала система так называемого «геронтизма», т.е. управ-ления старших архиереев во главе с патриархом27. Между тем османские вла-сти, которые, согласно мнению некоторых исследователей, оказывали давлениена патриарха, поставили критян-мусульман, знающих греческий язык, чтобы теприсутствовали при работе заседаний и редактировании текста. Первое анафе-матствование, адресованное провинции Угровлахия, не удовлетворило султана,и шейх-уль-ислам (глава религиозных дел в Османской империи) повелел пат-риарху написать новый текст, который будет касаться всех христиан империи.Рассмотрим второе анафематствование. Очевидно, что была предпринятапопытка создать более дипломатический текст, который при этом поднимет во-прос богословской интерпретации. Так, например, здесь не повторялись прокля-тия из первого текста, и формулировки в целом гораздо мягче28. Отлучение пат-риарха пришлось на конец восстания Александра Ипсиланти. Сам Ипсиланти,однако, в своем письме к генералу Феодору Колокотронису от 29 января 1821 г.уверял его, что «патриарх, под давлением Высокой Порты, посылает экзархов спризывом соединиться с Портой, но вы можете считать их пустыми, потому чтоэто сделано насильно и по принуждению, без воли самого патриарха»29. В своемписьме к Исайе, епископу Салоны, Григорий написал следующие характерныеслова: «Смягчай визиря словами и обещаниями, но не сдавайся в “уста льва”»,
имея в виду султана30. В этом письме он просит епископа Исайю заступитьсяза одного православного священника, Папандреаса, который убил некоего тур-ка. Патриарх оценивает действие священника как патриотическое и заканчиваетписьмо следующими словами: «Целуй с моим благословением храбрых братьеви советуй им скрываться “страха ради иудейска”. Они стали храбрыми как львы,и благословение Господне дает им силу, Пасха Спасова близка…»31.Герман, епископ Старых Патр, послал патриарху Григорию письмо че-рез греческого дипломата на русской службе Иоанна Папарригопулоса и спра-шивал его, что ему делать. Патриарх дипломатично отвечал ему, что незачемспрашивать совета о вещах, которые он и так хорошо знает32. В другом пись-ме, к греческому купцу Иоанну Зосиме, он трижды написал слова «помощь,помощь, помощь», в то время как в письме к Александру Ипсиланти триждынаписал «осторожность». Зосима и Ипсиланти ответили на письма Григория че-рез Папарригопулоса, что они пошлют корабль и деньги для побега патриарха.Григорий, однако, отвечал, что этими словами он хотел обратить их вниманиена опасность ситуации и необходимость помочь повстанцам. Какие деньги бу-дут собраны, должны быть употреблены на восстание, а он сам покинет своеместо только если умрет, как и случилось в конце концов33. Патриарх основалфонд, известный под названием «кивот милосердия», для благотворительныхцелей. Есть серьезные основания предполагать, что он также использовался длянужд революции, хотя это мнение оспаривается проф. Захаропулосом из-за от-сутствия достаточных свидетельств, а также ввиду небольшого объема средств,собранных таким образом34.Очевидно, что патриарх стоял перед выбором: либо осудить греческуюреволюцию и успокоить гнев султана, либо отказаться выполнить волю султанаи вызвать резню тысяч христиан в Османской империи. Как писал Дж. Биннс,это был выбор между тем, чтобы поощрить греческий национализм и основаниегреческого государства, с одной стороны, или поддержать османские власти и
особенно султана, как «источник патриаршей власти», с другой. «Как бы он нипоступил, он оказывался проигравшим»35.В 1852 г. фанариот Георгий Маврокордатос напечатал в афинской газе-те «Эон» статью, в которой говорил о событиях того времени и утверждал, чтопатриарх сам предложил объявить анафематствования, чтобы защитить жизньсвоей паствы: «В 1821 г. султан Махмуд свирепствовал и хотел отомстить хри-стианам, потому что они устроили тайный заговор против престола и осман-ского государства. Он просил шейх-уль-ислама Хаджи Халиль Эффенди, какобычно, издать фетву, дабы с его одобрения убить всех юношей и схватить всехправославных христиан на турецкой территории. ‹…› Как только славный пат-риарх Григорий узнал об этом, он сильно опечалился, посетил шейх-уль-исламаи, как этнарх, отклонил обвинения против народа с обычной для него глубиной,скромностью и достоинством». Шейх-уль-исламу приписываются следующиеслова: «Не сомневайся в моем правосудии и милосердии. Принеси мне толькописьменное доказательство того, что эта революция не так всеобъемлюща, какобъявлено о ней. Докажи мне, что ты вовсе о ней не знаешь; уверь меня, что весьтвой народ не имеет ничего общего с этим делом, а я позабочусь об остальном.Ни мое высокое положение, ни опасность, которой подвергается моя жизнь, непомешают мне защитить со всей властью целый народ, которому угрожает такоебедствие». Его святейшество обещал принести доказательства36.Патриарх созвал Св. Синод и представил им отлучение. Все молча подпи-сали. Согласно газете 1852 г., «вооружившись этим доказательством, Григорийявился к шейх-уль-исламу. Тот был вполне удовлетворен и, как следствие, ото-звал свою фетву перед султаном». Он сказал, что «…согласно представленнымдоказательствам, нет никакой вины всего народа и его знати». Следуя Корану,шейх-уль-ислам попросил султана отделить виновных от невинных и опротесто-вал фетву. Султан же, разъярившись, уволил шейх-уль-ислама, отправил его вссылку и приказал казнить. Одновременно он повелел казнить греческих знат-ных людей и патриарха37. Итак, после горячей просьбы со стороны патриарха
шейх-уль-ислам отказался издать фетву против христиан. У патриарха в данномслучае не было выбора; он пытался любой ценой спасти жизнь своей пастве.Несмотря на формальное произнесение отлучения, согласно распростра-ненному мнению, за несколько дней до своей гибели патриарх Григорий на спе-циальной церемонии в патриаршей церкви св. Георгия снял анафему38. Как пи-шет Г. Пападопулос, «за три дня до своего осуждения патриарх Григорий при-звал г-на Ригаса Паламидиса и других пелопонесских нотаблей и сказал: “Мыиздали отлучение против вооружившегося народа, потому что боялись резнибезоружных людей. Отправляйтесь на Пелопоннес и сообщите епископу Ста-рых Патр Герману и другим архиереям, что я благословляю дело и руку гре-ческого народа. Сражайтесь против агарян”»39. Подобное высказывание можносчесть преувеличением и попыткой реабилитировать патриарха Григория передповстанцами, однако оно может служить и дополнительным аргументом в поль-зу того, что в перед смертью патриарх встал на сторону революции.Патриарх Григорий и «Филики Этерия»Иоанн Фармакис, один из вождей греческой революции 1821 г., посетилпатриарха Григория на Афоне в 1818 г., куда тот был сослан османскими властя-ми. Фармакис говорил, что «патриарх проявил большое сочувствие к духу рево-люции и от всей души пожелал ей успеха в достижении своей цели»40. Патриархотказался произнести клятву и стать членом «Филики Этерия»; он говорил, чтоесли его имя там появится, это поставит в опасность весь народ. Он особен-но подчеркивал, что должен быть очень осторожен в том, чтобы не повредитьсвоему народу. Несмотря на заявления патриарха, многие этеристы верили, что
Григорий — член общества41. П. Китромилидис объясняет отказ патриарха при-нять участие в революции тем, что он был связан клятвой верности султану42.Один из основателей «Филики Этерия», Эммануил Ксантос, писал, чтопатриарх Григорий разослал письмо митрополитам, архиепископам, епископами священникам и ипрокритам греческих островов с просьбой помочь ДимитриюТемелису устроить свои дела. Темелис родился на Патмосе, продолжал обуче-ние в Константинополе и стал членом «Филики Этерия». Он посетил почти всегреческие острова, а также Пелопоннес и северную Грецию с целью подготовкиреволюции. Умер он в 1826 г. во время осады Месолонги. Это письмо патриарха,касающееся одной из ведущих фигур «Филики Этерия», несмотря на особенныйязык, которым оно было написано, также свидетельствует о причастности Гри-гория к делу революции и тайной поддержке, которую он ей оказывал43. Болеетого, в 1819 г. патриарх Григорий отправил письмо Петробею Марвомихали-су, предводителю жителей Мани в Южном Пелопоннесе. В этом письме идетречь об организации школы, которой должен был помочь Мавромихалис; одна-ко нельзя упускать из виду, что под именем «Великая школа» повстанцы обычноимели в виду греческую революцию.Выдающийся деятель греческой войны за независимость, известный свои-ми воспоминаниями Фотакос свидетельствует, что патриарх Григорий с самогоначала не хотел участвовать в революции, потому что считал, что время для неенеподходящее и она может повредить всей нации. Однако он же передает, буд-то епископ Дерконский убеждал патриарха принять «Филики Этерия» и восста-ние и произносил следующие слова: «Мы будем пить из Святой Чаши в алтареСв. Софии, а если нам это не удастся, то мы станем мучениками за свободу иХристианство»44.Как утверждает болгарский историк Н. Тодоров, патриарх Григорий со-стоял в близком общении с болгарскими деятелями «Филики Этерия», такимикак купец Хаджи Христо Рачков, который финансировал революцию и скрывалоружие45. Как считает архиепископ Афинский Хризостом Пападопулос, осто-
рожное поведение патриарха свидетельствует о том, что он не был членом «Фи-лики Этерия», хотя сотрудничал с ее членами46. Это важный момент, которыйхарактеризует «фанариотскую дипломатию» и является общим для высшегоконстантинопольского духовенства османского времени.Казнь патриарха Григория и ее резонанс в миреПосле пасхальной литургии 10 апреля 1821 г. Григорий был низложеносманскими властями. Он был отправлен в тюрьму, а затем повешен на воротахпатриархии, где его тело висело в течение трех дней. Новость о казни патриар-ха распространилась даже до Соединенных Штатов Америки47. Живо реагиро-вали на события западноевропейские журналисты и дипломаты. The Religious Intelligencer опубликовал следующий текст о казни патриарха: «Письма из Кон-стантинополя от 25 апреля представляют прискорбную картину происходяще-го. В пасхальное воскресенье, 23-го числа, когда 74-летний Григорий, патриархКонстантинопольский, собирался служить божественную литургию в патриар-шей церкви, он был схвачен по приказу султана и повешен на дверях церкви —способ казни, который считается у всех греков наиболее позорным и долженвызвать безграничную ненависть. Все архиепископы и епископы, которые на-ходились в церкви по случаю празднования Пасхи, были либо казнены, либоарестованы. ‹…› Ничего конкретного не объяснялось по поводу причин казнипатриарха. Но предполагается, что Порта имела подозрения в отношении по-чтенного старца. Очевидно, что эта казнь вызовет отчаяние среди христиан по
всей Греции. Излишне говорить, что все епископы, которые произносили анафе-му, теперь брошены в тюрьму и, вероятно, разделят судьбу патриарха»48.

Британский посол в Константинополе Стратфорд Каннинг (двоюродныйбрат премьер-министра Георга Каннинга) писал о казни патриарха: «В пять ча-сов вечера в воскресенье Пасхи добрый почтенный патриарх после совершенияпраздничного богослужения был схвачен при выходе из церкви и повешен наворотах патриархии на глазах у множества народа. Многие греческие епископы(Эфесский, Декронский и Анхиальский) были казнены в то же самое время итем же унизительным способом в разных кварталах Константинополя»49.Голландский дипломат Гаспар Теста, который позднее был назначенминистром-резидентом короля Нидерландов в Константинополе, в апреле1821 г. докладывал своему правительству о казни патриарха Григория и ролипатриарха в войне за независимость Греции: «Глава церкви Григорий был об-винен в подстрекательстве тайного заговора греков. Родом с Пелопоннеса, онхотел скрыть наилучшим образом свою “игру” от османского правительства;он стал, как говорят, гарантом митрополита Патрского Германа, предводите-ля восстания на Пелопоннесе. Убежденный в участии Григория ясными дока-зательствами и документами, султан применил наказание соответственно егоуголовному преступлению. Записка на его мертвом теле, прилагаемая здесь, по-кажет Вашему превосходительству те обвинения, которые привели его к висе-лице»50. В тексте, который был вывешен на теле казненного патриарха, гово-рилось, между прочим, следующее: «Бесчестный патриарх Греческого миллета,который ранее производил ложное впечатление преданности, в данном случае,чтобы скрыть тайное восстание своего народа, по свойственной ему испорченно-сти сердца не только не остановил повстанцев, но и сам за кулисами тайно дей-ствовал как глава революции»51. Очевидно, Теста в своем отчете основывалсяна формальных обвинениях, которые выдвигались против патриарха османски-ми властями.
Тело Григория было снято с виселицы, протащено евреями по улицамКонстантинополя и затем брошено в Босфор. Впоследствии оно было найде-но греческим капитаном Николаем Склавосом, переправлено в Одессу, и послеосвидетельствования греческими эмигрантами русские власти удостоили пат-риарха торжественного погребения52. После казни патриарха Григория русскийимператор Александр I отозвал своего посланника, графа Строганова53. Казньпатриарха потрясла не только православный мир, но всех христиан, вызвалапротесты в Европе и усилила движение филэллинизма и борьбу за независи-мость Греции54. Знаменитый греческий поэт Дионисий Соломос в своем «Гимнесвободы», который впоследствии стал государственным гимном Греции, такжев нескольких строфах говорит о казни патриарха Григория.
...
Султан Махмуд и патриарх ГригорийОчевидно, что султан Махмуд решил казнить Григория, чтобы устрашитьгреческих повстанцев. Убийство не было самоцелью: важно было страхом и тер-рором остановить восстание и восстановить порядок57. Между тем он уже за-местил Григория другим архиереем, глухим митрополитом Писидийским Ев-гением, который стал новым патриархом58. Направляясь в султанский дворец,чтобы получить утверждение от султана, преемник Григория должен был прой-ти через ворота, на которых все еще висело тело его предшественника59. Этим
жестом Порта, вероятно, хотела показать европейским державам, что дело былов Григории, а не в Константинопольском патриархе как таковом.С точки зрения османов, Григорий как глава греческого миллета, ответ-ственного за поведение христианских подданных, не выполнил своего долга поотношению к султану — несмотря на то, что он анафематствовал восстаниеАлександра Ипсиланти в феврале 1821 г., а ранее написал «Отеческое увеща-ние», в котором говорилось, что Бог послал султана, чтобы спасти христианот страданий60. Вероятно, эти действия были расценены как способ разрубитьузел, обмануть султана, отвлечь его внимание от тех целей, которые патриархпреследовал на деле, и избегнуть тем самым отмщения султана. Отлучение Ип-силанти не реабилитировало Григория в глазах Порты, и положение вождя мил-лета оставалось по-прежнему опасным61. Таким образом, казнь патриарха былапредупреждением повстанцам и наказанием Православной Церкви за неудач-ную попытку остановить революцию. Вместе с тем это была своего рода местьза гибель мусульман во время восстания62.


19Григорий родился в Димитсане на Пелопоннесе, учился на Афоне и на Патмосе. До своегоизбрания на Вселенский престол был митрополитом Смирны. В период между патриаршествамижил на Афоне.
20Gordon T., F.R.S. History of the Greek Revolution. Vol. I. Edinburgh: William Blackwood,MDCCCXXXII [1832]. P. 186.21Μέξας Β. Οι Φιλικοί. Κατάλογος των Μελών της Φιλικής Εταιρείας εκ του Αρχείου Σέκερη.Αθήναι, 1937. Σ. 32. № 201.22Σπηλιάδης Ν. Απομνημονεύματα συνταχθέντα δια να χρησιμεύσωσιν εις την νέαν ιστορίαν τηςΕλλάδος. Τ. I. Αθήναι, 1851. Σ. 100. Сноска 1.23Κονδηλώρος Τ. Γρηγόριος ο Ε΄. Αθήναι, 1921. Σ. 191–192.24Φιλήμωνος Ι.. Δοκίμιον περί της Ελληνικής Επαναστάσεως. Αθήναι, 1859. Σ. 114.
25Αγγελόπουλος Γ. Συλλογή εκ των γραφέντων και παραδοθέντων περί του Οικουμενικού Πα-τριάρχου Γρηγορίου Ε΄, Τ. I. Σ. 186; см. также: Theodore T., Kyriazis G. Farewell Don’t Forget Me.A Hellenic–Romanian Legacy. USA, 2011. P. 28.26Ibid. P. 112.27Νανάκης Α., μητρ. Το Οικουμενικό Πατριαρχείο στην Ύστερη Οθωμανική Αυτοκρατορία. Απότο Γένος και την Εθναρχία στο Έθνος. Σ. 285–288.28Δεσποτόπουλος Α. Η Ελληνική Επανάσταση και η δημιουργία του Ελληνικού κράτους (1821–1832) // Ιστορία του Ελληνικού Έθνους. Τ. 12. Αθήνα, 1975. Σ. 36; Γεωργαντζής Π. Ο αφορισμός τουΑλέξανδρου Υψηλάντη (Ιστορική και Θεολογική διερεύνηση του θέματος). Καβάλα, 1988.29Κολιόπουλος Ι. Ιστορία της Ελλάδος από το 1800. Τεύχος Α΄: Το έθνος, η πολιτεία και η κοινωνίατων Ελλήνων. Θεσσαλονίκη, 2000. Σ. 53–57, 63–64, 214.
30Τὰ κατά τον Πατριάρχην Κωνσταντινουπόλεως Γρηγόριον τον Ε’ / Εκδ. Αγγελόπουλος Γ., Πα-παδόπουλος Γ. Τ. Ι. Αθήναι,1865. Σ. 221; Κονδηλώρος Τ. Ιστορία της Ελλάδος από το 1800… Σ. 197.31Κονδηλώρος Τ. Ιστορία της Ελλάδος από το 1800… Σ. 197; Г. Захаропулос ставит под сомнениеподлинность этого письма: Ζαχαρόπουλος Γ. Γρηγόριος Ε΄… Σ. 126–127.32Κονδηλώρος Τ. Ιστορία της Ελλάδος από το 1800… Σ. 180.33Ibidem. Σ. 188.34Κονδηλώρος Τ. Ιστορία της Ελλάδος από το 1800… Σ. 175; Ζαχαρόπουλος Γ. Γρηγόριος Ε΄…Σ. 108–110.
35Binns J. An Introduction to the Christian Orthodox Churches. Cambridge, 2002. P. 12.36Αιών. 24 мая 1852 г. Фетва — законодательный акт, издаваемый в случаях, когда дело каса-ется мусульманского права.37Αιών. 24 мая 1852 г. Это сообщение, несмотря на его кажущийся легендарный характер, при-нимается всерьез современными исследователями. Так, Кемаль Карпат пишет: «Патриарх убедилшейх-уль-ислама, что восставших против Порты было немного. Шейх-уль-ислам совершил ред-кий храбрый поступок: он отказался издать фетву. ‹…› Султан Махмуд II в ярости сослал иказнил шейх-уль-ислама, а позднее повесил патриарха, несмотря на то, что последний был неви-
новен» (Karpat K.H. Studies on Ottoman Social and Political History, Selected Articles and Essays.Leiden: Brill, 2002. P. 415). См. также: Ζήσης Θ. Ο Πατριάρχης Γρηγόριος Ε΄ στη συνείδηση τουγένους. Θεσσαλονίκη, 1986. Σ. 45–46.38Walker W. et al. A History of the Christian Church, New York, 41985. P. 678; Βιζουκίδης Π. Η Εκ-κλησία και ο ιερός άγων. Γρηγόριος Παλαμάς. 1937. Τ. 21. Σ. 141–143; Η Βιογραφία και το Μαρτύ-ριον του Πατριάρχου Γρηγορίου Ε΄. Άγνωστοι Λεπτομέρειαι προκαλούσαι ρίγη ιεράς συγκινήσεωςκαι λατρείας προς το σεπτόν σκήνωμα και την μνήμη του αιδίμου Πατριάρχου / Εκδ. Μ. Ραφτόπου-λου [Αθήναι], n.d. Σ. 28; 32; Ζήσης Θ. Ο Πατριάρχης Γρηγόριος στη συνείδηση του Γένους. Σ. 49–51;Πιλάβιος Γ. Τα κατά τον Πατριάρχην Γρηγόριον Ε΄. Αθήναι, 1872. Σ. 13.39Παπαδόπουλος Γ. Τα κατά τον Πατριάρχην Κωνσταντινουπόλεως Γρηγόριον Ε΄/ Eκδ. Γ.Γ. Αγγε-λόπουλος. Τ. I. Αθήναι,1865. Σ. 359.40Παπαδόπουλος Χρ. Η Εκκλησία της Κωνσταντινουπόλεως και η μεγάλη Επανάστασις του1821 // Θεολογία. 1950. Τ. 21. Σ. 314.
41Ibidem. Σ. 314. Сноска 1.42Kitromilides P. Enlightment and Revolution. The Making of Modern Greece. USA: HarvardCollege, 2013. P. 311.43Ξάνθος Ε. Απομνημονεύματα. Αθήναι, 1845. Σ. 127. Проф. Захаропулос считает, что это былообычное рекомендательное письмо, что представляется не совсем убедительным. ΖαχαρόπουλοςΝ. Γρηγοριος V. Σαφής έκφρασις της εκκλησιαστικής πολιτικής επί Τουρκοκρατίας… Σ. 125.44Φωτάκος. Βίος του Παπα Φλέσσα. Αθήναι, 1868. Σ. 28.45Тодоров Н. Филики Етерия и българите. София, 1963. C. 85; Παπαθεοδώρου Π. Ο Γρηγόριος Ε΄και η Επανάσταση του ’21. Αθήνα-Τήνος, 1986. Σ. 49; Todorov N. The Commercial Practices and
Protoindustrial Activities of Haci Hristo Rachkov, A Bulgarian Trader at the End of the Eighteenth tothe Beginning of the Nineteenth Century // Oriente moderno. 2006. T. 25. P. 77; Davidova E. BalkanTransitions to Modernity and Nation-States. Through the Eyes of Three Generations of Merchants(1780s–1890s), Brill: Leiden, 2012. P. 159.46Его имя не числится в списках членов общества, составленных Панайотисом Секерисом.См.: Μέξας Β. Οι Φιλικοί. Κατάλογος των Μελών της Φιλικής Εταιρείας εκ του Αρχείου Σέκερη;См. также: Ζαχαρόπουλος Ν. Σαφής έκφρασις της εκκλησιαστικής πολιτικής επί Τουρκοκρατίας…Σ. 128; Γριτσόπουλος Τ. Γρηγόριος Ε΄// Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια. Τ. 4. Αθήνα, 1964.Σ. 739.47Как писала Connecticut Gazzete, «Константинополь стал ареной беспорядков и резни. Вели-кий Господин [то есть Султан] чтобы отомстить за вторжение в его северные провинции, прибегалк самым ужасным ответным мерам. Греческий патриарх был повешен, а четверо архиепископовбыли убиты» (Connecticut Gazzete. U.S.A., Connecticut, 11/7/1821); См. также: City Directories forNew York. New York, 1831. P. 28: «В Нью-Йорке было получено сообщение, что Григорий, пат-риарх Константинопольский, был повешен по приказу султана 23 апреля».
48The Religious Intelligencer. 8/4/1821.49Prousis Т. Eastern Orthodoxy under Siege in the Ottoman Levant: A View from Constantinoplein 1821 // University of North Florida, History Faculty Publications. 2008. Paper 13. P. 48.50De Groot A. The Dragomans of the Embassies in Istanbul 1785–1834 // Eastward Bound. DutchVentures and Adventures in the Middle East / Ed. by Geert Jan van Gelder and Ed. de Moor.Amsterdam–Atlanta: Editions Rodopi B.V., 1994. P. 153–155; Ζώρας Γ. Ο απαγχονισμός του Πα-τριάρχου Γρηγορίου του Ε΄ εις την έκθεσιν του Ολλανδού Επιτετραμμένου Κωνσταντινουπόλεως.Αθήνα, 1976. Σ. 13–14.51Ζώρας Γ. Ο απαγχονισμός του Πατριάρχου Γρηγορίου του Ε΄… P. 9.
52Miller W. The Ottoman Empire and Its Successors, 1801–1927. New York: Cambridge UniversityPress, 1936. P. 75; Clogg R. A Short History of Modern Greece. Cambridge: Cambridge UniversityPress, 1986. P. 54; Fortescue A. The Orthodox Eastern Church. New Jersey: Gorgias Press, 2001.P. 341–342.53Clogg R. A Short History of Modern Greece... P. 54–55.54См. также: Byron Raizis M. American Poets and the Greek Revolution, 1821–1828 // A Studyin Byronic Philhellenism, Institute of Balkan Studies, 1971.
57Παπαδόπουλος Χ. Η Εκκλησία Κωνσταντινουπόλεως και η Μεγάλη επανάστασις του 1821…Σ. 491; Blaquières E. Histoire de la révolution actuelle de la Grèce, son origine, ses progrés, et detailssur la religion, les moeurs et la caractére national / Traduit de l’anglais par Dr Blaquières. Vol. I. Pariset Leipzig, 1825.
58Μαθάς Ζ. Κατάλογος Ιστορικός των πρώτων Επισκόπων και των εφεξής Πατριαρχών της Αγίαςκαι Μεγάλης του Χριστού Εκκλησίας. Αθηνα, 1884. Σ. 170–171.
59Madeley J., Enyedi Z. Church and State in Contemporary Europe: the Chimera of Neutrality.London: Frank Cass Publishers, 2003. P. 126.
60Clogg R. A Short History of Modern Greece… P. 55; Idem. The Dhidhaskalia Patriki (1798): anOrthodox Reaction to the French Revolutionary Propaganda // Middle Eastern Studies. 1969. Vol. 5.P. 87–115; Griffith B. Different Visions of Love: Partnership and Dominator Values in ChristianHistory. Parker, Colorado, USA: Outskirts Press, 2008. P. 281.61Toynbee A. The Greeks and Their Heritages. Oxford: Oxford University Press, 1981. P. 143.62Fleming K. Greece. A Jewish History. Princeton: Princeton University Press, 2008. P. 16.Irvin D.T. Faith at the Margins: Ecumenical Patriarch Bartholomew as Bridge Builder // The Witnessof Bartholomew I, Ecumenical Patriarch / Ed. W.G. Rusch. Michigan, 2013. P. 71.


https://www.researchgate.net/publication/333622491_Ecumenical_Patriarch_Gregory_V_and_the_Greek_Revolution_of_1821_in_Christian_Reading_2_2015_in_Russian
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS