Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Отношения Печского и Константинопольского патриархатов
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2981
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Апр 01, 2020 1:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Другой момент обвинений со стороны сербов фанариотам - что якобы с присоединением Печского патриархата к Константинопольскому в 1766 году, началась бурная исламизация сербов. А что - предле её не было? Ведь ещё в середине 17 века - за сто лет до окончательной ликвидации Печского патриархата - Эвлия Челеби, посетив Белград, писал, что здесь жило 98 тысяч человек, из которых 77.000 были мусульманами, и только 21.000 - немусульманами:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%B8

Также, в первой половине 18 века - то есть порядком ранее ликвидации Печского патриархата - на Афоне побывал русский паломник Григорович-Барский. Он писал, что сербские обители Афона все опустели. Причём настолько, что эти пустые монастыри как раз во время его пребывания на Балканах начали наполнять греки - чтобы они не погибли совершенно. Вот что он писал о Ксенофонтове монастыре:

Цитата:
Монастирь оній прежде
бяше Сербскій, нинѣ же сь Греки смѣсишася.


А вот о бывшем болгарском (а теперь, во времена Григоровича-Барского, отошедшем к грекам) монастыре Григориу:

Цитата:
Монастирь
оній прежде бяше Болгарскій (якоже слишахь), сутъ бо
тамо еще старіе и книгп Болгарскіе. Таже по запустѣ-
ніи населишася Греки, иже и доселѣ обитаютъ. Мо-
настпрецъ оній маль и некрасень, иноковь яге иматъ
доволно, и питается добрѣ; иматъ же своя корабля и
мрея:а, Отъ лѣса стоитъ поблизу, отъ базара далече, яко
четири часа хожденія иматъ.


https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22196-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-
%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0-
%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%BC-
%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0-
%D1%81-1723-%D0%BF%D0%BE-1747-%D0%B3-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-I.pdf

О живущих на Афоне сербах автор говорит как о крепуих в вере и устойчивых в гонениях.

О братском союзе сербов и греков во времена, когда они до создания Хилендарского монастыря совместно жили в Ватопедской обители:

Цитата:
жителствоваху прежде нѣколпка времена Сербы въ Ва-
'гопедѣ, купно съ Грекамы, и многіи тамо создаша па-
раклисы и инна благодѣянія сотвориша, сего ради и
союзомъ братолюбія связашася.


Сербов Афона автор именует благоверными и добродетельными, но простыми и малокнижными.

О том как Ксенофонтов монастырь, во время первого путешествия застанный им сербским и болгарским, при втором посещении был уже греческим:

Цитата:
тамо
первѣе Сербы и Болгары жителствоваху, якоже и азъ
самъ видѣхъ, и правило, ихъ діялектомъ чтомое, слы-
шахъ въ время перваго моего къ Святой Горѣ при-
бытія (о чесомь зри въ краткомь моемь первомъ опи-
саніи горы Аѳонской, о Ксенофѣ); послѣдиже, умалыв-
шимься онимъ, населишася Греки; сіи бо разсуднѣйпііи
суть и въ всякомъ смотреніи, и терпѣливѣйшіи въ нуж-
дахъ, и хитрѣйшіи въ судахъ.


О "Русском" Пантелеймоновом монастыре:

Цитата:
Монастиръ іеей обще тамо отъ всѣхъ, отъ Грековъ,
Сербовъ и Волгаръ, нарицаеться Русскій, не яко отъ
Русскихъ царей создася, но яко Руси тамо изначала^
или, паче рекши, Россійстіе иноцы, чрезъ множества
лѣтъ жителствоваху и имъ обладаху даже до 1735 года. Послѣдиже, умалившимся Россійскимъ монахомъ, егда
стало неволно имъ входиты съ своего отчества въ чуж-
діи страны, взяша его въ власть свою Грекы, и доднесь
имъ обладаютъ, Россомъ же или Сербомъ, или Волга-
ромъ отнюдъ въ немъ жити не нопущаютъ, боящися,
да некако благословно его возмутъ въ свою властъ, акв
древнюю свою обитель. Еще же и того ради нарица-
шеся Рускій, яко древнихъ царей Рускихъ милость и
призрѣніе болте къ сему показовашеся, нежѳлы къ
иннымь, ихь же хрисовулы тамо выдѣхъ еще хранимы.
Созда его, въ честь святаго великомученика Пантелей-
мона, Лазарь, князь Сербскый, иже и въ святыхъ ио-
слѣди ночтеся, за добродѣтелное и богоугодное свое
житіе, и дарова его въ житіѳ инокомъ Россійскаго язика,
Сербскаго и Болгарскаго; найначеже Россійстіи людіе
изначала любяху въ немъ" жителствовати.


Монастырь Симопетра:

Цитата:
По-
вѣствуется же, якоже и въ сей обытелы иногда обы-
таху Сербы, послѣди же населишася Грецы.


Монастырь Св. Павла:

Цитата:
въ монастири
семъ жителствоваху изначала Волгаре и Сербы, нынѣ
же, умалывшимся опымъ, недавно населишася Грецы.
Въ первомъ убо моемъ прибытіи къ Святой Горѣ, въ
годѣ 1725, чтеніе же и пѣніе, и всея власть бяше Бол-
гарская, нынѣ же ничто отъ сихъ не обрѣтается, кро-
мѣ быблѣотекп Славенской, въ ней же множество книгъ
различныхъ обрѣташеся, печатныхъже и рукописныхъ.


Цитата:
Всегда тамо добродѣтелны лштелствоваху мужіе
отъ Сербовь, Русовь же и отъ Болгаровь, нинѣ же уже
живутъ отъ Грековь, понеже власть ихъ наста.


Монастырь Каракал:

Цитата:
слышится бо,
яко тамо прежде Болгары обытаху, нинѣ же ни еди-
наго Болгара нѣстъ, но вси Греки.


https://azbyka.ru/otechnik/books/file/22198-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-
%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0-
%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%BC-
%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC-%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0-
%D1%81-1723-%D0%BF%D0%BE-1747-%D0%B3-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-III.pdf

Как я понял, по большому счёту остались русскими, болгарскими и сербскими на тот момент только монастыри Хилендарский, Зографский и Св. Пантелеймона. Кстати, и при первом посещении Афона Григоровичем-Барским примерно так и обстояли дела - по его собственному же описанию. В Ксенофонтовом монастыре он пишет во время второго посещения Афона, что при первом его посещеии писал о том что там в это время были славяне. Но на самом деле он и при первом его посещении писал, что там в это время уже были греки.

Забавны также истории Григоровича-Барского, как например о том, что в одном из монастырей (в Пантелеймоновом) ему рассказали, будто греки-монахи в какой-то раз напали на сербов, болгар и русских монахов, и всех их перебили, а кому удалось бежать - в ужасе бежали по всему свету, прячась отныне по лесам и горам. Сами греки этот ужасный рассказ отрицают.

В другом месте, говоря об одном из монастырей с большой библиотекой, которым прежде владели славяне (болгары), а ныне греки, он говорит, что новые хозяева стали подешёвке распродавать книги монастыря - чтобы никто не прознал болгарскую славу. По-крайней мере он не пишет, как Венелин и Григорович, что сжигались славянские книги. А продавать - это наверное не самое худшее. Кто покупал книгу, тот вряд-ли это делал чтобы книгу уничтожить. Хотя, строго говоря, было бы лучше, чтобы библиотеки сохранились до нашего времени полными. Но инокам тоже надо что-то есть. Может быть нужда их толкала приторговывать? Например в Пантелеймоновом монастыре:

Цитата:
Вяху же тамо,
якоже слышится, и книги многи, печатніи же и древ-
ніи рукописны Славенскіи, въ прибытіе же мое тамо
малочисленны обрѣтошася, нѣкіи точііо правилны и
отечныки, но и тыи готовы бяху продати Греческіи
тамо жнвущіи отцы.


Или в монастыре Св. Павла:

Цитата:
Въ первомъ убо моемъ прибытіи къ Святой Горѣ, въ
годѣ 1725, чтеніе же и пѣніе, и всея власть бяше Бол-
гарская, нынѣ же ничто отъ сихъ не обрѣтается, кро-
мѣ быблѣотекп Славенской, въ ней же множество книгъ
различныхъ обрѣташеся, печатныхъже и рукописныхъ.
Начата тамо обытающіи иноцы и ины раздавати, ины
же малоцѣнно продавати, да искоренится древняя Бол-
гарская слава и память


Как бы то ни было - вряд-ли фанариоты виноваты в исламизации сербов. К 1766 году исламизация уже практически среди сербов окончилась: кто омусульманился, тот омусульманился...
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2981
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Апр 05, 2020 1:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

SERIES OF LETTERS.
ADDRESSED TO
SIR WILLIAM FORDYCE, M.D. F.R.S,
By S. L. Κοσμοπολίτης

Лондон, 1788 год

Печский патриархат был распущен своим Синодом по той причине, что турки наложили на Церковь новые налоги, и местная Церковь оказалась не в состоянии их выплачивать, из-за чего и была распущена, передавшись в юрисдикцию Константинопольского патриархата:

Цитата:
I muſt inform you, that this dioceſe, as
well as that of Niſi, were formerly under
thejuriſdiction of the Archbiſhop of Ipe.
kium, who was an independent Prelate,
and called the Archbiſhop of the ſecond
Juſtiniana; but as he was unable to ſup
port the dignity of the archbiſhoprick, on
account of the heavy taxations impoſed by
the Porte and the Turks, it was lately,
by a Topical Council, ſubmitted to the
See of Conſtantinople; and the Patriarch
of that place is now obliged to defray all
thoſe expences, and ſend a prelate from
his own juriſdiction.


Белград. Местный митрополит, назначаемый патриархом Константинопольским - автор отобедал у него дома. Этот человек был коренным жителем Константинополя, и знал несколько языков, включая местный диалект - который он легко выучил. На этом языке он и ведёт церковную службу. Как митрополит, так и его паства - подвергаются жестокому угнетению со стороны турок:

Цитата:
Belgrade contains ſeventeen Turkiſh pa
riſhes, ſome of an hundred, and others
of an hundred and fifty houſes each.
The Turks are here divided into two par
ties, agitated with ſuch jealoufies to each
other, that they ſometimes come'to blows.
Very little attention is paid to the orders
of the Porte, or to the Baſhaw, or gover
nor eſtabliſhed here, as moſt of the inha
bitants are Janiſaries, and armed as I men
tioned before, like thern in Niſi.
The Chriſtians have their metropolitan,
a native of Conſtantinople, ſent here by '
the patriarch of that place. He is a man
learned in ſeveral languages, and of an ex
emplary and pious life; l had yeſterday
the honour of dining at his houſe. As his
flock are moſtly Bulgarians, he in a ſhort
time ſtudied the Illyric, in which language
he always preaches to them.
The Chriſ
tians, as well as the prelate himſelf, who
is forced to be reſponſible for his flock,
are heavily oppreſſed by the Turks. They
have but one church, and about three or
four hundred houſes.


https://books.google.gr/books?id=JD8ft4Y_TbUC&pg=PA205&dq=philippopolis+bulgarians&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwjporLEzs_oAhWPTRUIHRNRCVEQ6AEIZjAH#v=onepage&q=bulgarians&f=false

Это письмо написано из Белграда 6 июля 1786 года. В это время митрополитом Белградским был Дионисий, известный как Папазоглу или Попович, уроженец города Сервия, в будущей (с 1912-13 годов) Греческой Македонии):

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B9_(%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D1%83)
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2981
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Апр 06, 2020 8:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
ГРАМОТА
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПATPIAPXA ИЕРЕМИИ I
О ПРИСОЕДИНЕНІЯ СЕРБСКАЛО ПАТРІЯРХАТА
къ
ОХРИДСКОЙ АРХІЕПИСКОПІИ.

СЬ ПРЕДИсловIEMЬ И ПЕРЕВодомъ НА РУССКІЙ
А . С . Павлова.

ПРЕДИСЛОВІ Е .
Исторія Сербск: го Патріархата въ Печи или Ипекѣ
( П {xov), въ первое ( толѣтіе послѣ покоренія Сербій Тур
ками (1459 г.), представляет почти одинъ только голый
перечень именъ Патріярховъ, и то едва ли полный и хроно
логически -правильный. Тѣмъ большую цѣну получаеть из
даваемый нами памятникъ --грамота Константинопольскаго
Патріарха Перемій І, данная въ Сентябрѣ 1531 года на имя
Охридскаго Архіепископа Прохора о присоединеніи къ его
Епархіи Печскаго Патріархата (или , какъ называли его Гре
ки, Архіепископій ) со всею Сербіей . Мы печатаемъ этотъ
драгоцѣнный документъ по списку XVII вѣка, помѣщенному
въ началѣ рукописнаго Греческаго Минологiона изъ собранія
Севастьянова, нынѣ — Московскаго Публичнаго Музея, № 492
( л. 1 — 3 ). * Къ сожалѣнію, вся рукопись сильно пострадала
Оть сырости. Испорченныя мѣста въ грамотѣ, чтеніе кото
рыхъ нами возстановлено, обозначены прямоугольными скоб
ками .

Ближайшим поводом к изданию столь решительной, хотя и, как известно, слишком ещё преждевременной грамоты послужили, вероятно, какие-нибудь беспорядки в Сербском патриархате, которыми не преминул воспользоваться соседний автокефальный архиепископ Охридский. По-крайней мере, грамота называет тогдашнего Печского патриарха (архиепископа) Павла "не пастырем, а волком",

1. Ся . у Проф . Готубинскаго въ "Исторія Православныхъ Церквей, Болгарской, Сербской и Молдаво-Валашской", стр 478 - 479.

2. Долгом считаем выразить нашу признательность Хранителю рукописей Музея, А. Е. Винтореву, который обратил наше внимание на издаваемый памятник.[/i]

и обвиняетъ его въ получении своей кафедры за деньги, при
помощи внѣшней власти ( Турецкаго правительства ) и мі
рянъ. з Все это было въ тѣ времена довольно обычнымъ яв
леніемъ какъ въ Греческой, так и въ Славянскихъ Церквахъ.
Но, съ другой стороны , несомнѣнно и то, что мысль объ уни
чтоженіи Печскаго Патріархата возникла у Грековъ гораздо
раньше. Константинопольскіе Патріархи никогда формально не
признавали Сербскихъ Архіеписконовъ, принявшихъ при Сте
фанѣ Душанѣ ( около 1845 г.) титулъ Патріарховъ, равными
себѣ духовными владыками. Еще въ концѣ XIV вѣка, не смотря
на только что состоявшееся примиреніе между Греческою и
Сербскою Церковію послѣ раскола , вызваннаго новымъ титу
ломъ Печскихъ Первосвятителей , * вь Константинополѣ поло
жено было , въ сношеніяхъ Вселенскаго Патріарха съ своимъ
Сербскимъ собратомъ (Спиридономъ), не называть его солл !
торрү ; (сослужебникъ), какъ обыкновенно писалось ко всѣмъ
автокефальнымъ Архіереймъ. * Послѣ взятія Византіи Турка
ми, когда Мухаммедъ II объявилъ ея Патріарха, или по Турец- .
ки „ Патрика, “ духовнымъ главою всѣхъ Християнскихъ под
данныхъ Порты ( „ райевъ “), безъ различiя ихъ народности,
стремленіе Фанариотовъ къ огреченію Сербской Церкви есте
ственно получило болѣе твердую точку опоры. Первоначаль
но , какъ показываетъ издаваемая нами грамота , рѣшено было
ограничиться переходною, приготовительною, мѣрою, имен
но: присоединеніемъ Печскаго Патріархата къ автокефаль
ной Охридской Архіепископіи, которая издавна служила для

Грековъ церковнымъ аванпостомъ въ земляхь Славянскихъ. Въ
доказательство своихъ правъ на Печь и всю Сербію, тor
дашній Охридскій Архіепископъ, Прохорь, по свидѣтельству
Патріаршей грамоты, представилъ даже какое- то старинные
Царскіе хрисовулы , вѣроятно Василія Болгаробойцы и Ми
хаила Палеолога, которые, дѣйствительно, приписали къ Ox
ридѣ - Eko31 — Епископскій городъ, принадлежавшій къ Епар
хій Солунскаго Митрополита. " По другимъ свидѣтельствамъ,
Прохоръ искалъ предъ Диваномъ ( пі рецата ) и этого
города, ссылаясь тоже на Царскіе хрисовулы и предлагая
Турецкому правительству ежегодно вносить за искомую Епи
скопію 100 флориновъ. Но успѣху этихъ домогательствъ по
мѣшалъ Патріархъ Перемія , который доказалъ, что Сервiйская
Епископія болѣе 300 лѣтъ принадлежитъ къ округу Солун
скаго Митрополита , и — что для Турецкаго суда было всего
болѣе убѣдительно — самъ обязался платить за нее обѣ
щанную Прохоромъ сумму. ? Иначе судилъ тотъ же Патрі
ярхъ о правахъ Охридскаго Архіепископа на Печскій Патрі
ярхать, выдавъ Прохору настоящую правую грамоту, хотя
и Сербская Церковь могла бы, по крайней мѣрѣ , за 300
лѣтъ доказать свою автокефальность. Не трудно понять та
кую непослѣдовательность: сокращеніе предѣловъ подчинен
наго Патріярху Митрополичьяго округа въ пользу независи
маго Архіепископа было бы невыгодно для самой Патріархіи ;
напротивъ, съ присоединеніемъ Сербскаго Патріархата къ
Греко - Болгарской Охридской Архіепископіи, Великая Цер
ковь не только ничего не теряла, но и получала виды на

распространеніе своей собственной области . Виды эти не
замедлили обнаружиться. Около 1570 года (значить, прибли
зительно черезъ 30 лѣтъ послѣ изданiя грамоты Перемін ),
при Патріархѣ Митрофанѣ II , состоялось особое соборное
опредѣленіе о подчиненіи Патріаршему престолу всѣхъ трехъ
автокефальныхъ Славянскихъ Церквей — Охридской , Печской
и Терновской; но и на этотъ разъ дѣло осталось пока только
на бумагѣ. По крайней мѣрѣ, Охрида и Печь удержали свою
независимость даже до половины прошлаго столѣтія .
А . Павлова.


Сам текст грамоты - почему-то не копируется. Ни греческий вариант, ни русский его перевод (а текст - интересный). Источник: "Чтения в императорском обществе истории и древностей российских", кн. 4, октябрь-декабрь 1876 года.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 2981
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Ср Апр 15, 2020 1:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Деликанис. Сборник документов Константинопольского патриархата, связанных с Печским патриархатом (стр. 803-928 в тексте документа, а в окошке открывающемся по ссылке - стр. 457-470):

https://srv-web1.parliament.gr/display_doc.asp?item=39659&seg=

Также - стр. 677 - 780 (в открывающемся окошке - стр. 344 - 396).
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История религии Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS