Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Велчева завера
На страницу Пред.  1, 2, 3
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Мар 10, 2019 11:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Из дневника и воспоминаний И. П. Липранди. Заметки на статью: Пушкин в Южной России", статья из сборника "Русский Архив" 1806 года (столбцы 1393 - 1491), выпуск номер 10. Опусы касаемые Георгаки Олимпиоса:

Капитан Иоргаки, прозванный Олимпиот, от шайки, опустошавшей до 1806 года окрестности Олимпа и в которой он был писарем (логофетом), здесь назван "Иордаки Олимбиоти". В 1806 году он, вместе с другими, прибыл в Сербию для её защиты и находился со своим булуком (отрядец) в войсках известного воеводы Гайдука Вельки, составляя его момаков. Когда же Гайдук Велько был убит в Неготине, Иоргаки женился на вдове его, бежал в Валахию, где собрал отряд, с которым и конвоировал Караджу, обокравшего княжество и бежавшего в Австрию от петли, которую ему из Константинополя вёз уже Капиджи-баши. Иоргаки бежал в Бессарабию и поселился в Хотине. Там он уверил Карагеоргия, что сему последнему стоит только показаться в Сербии, чтобы опять сделаться верховным вождём, и что нужно только добраться до Мегадии, близ которой у него, Иоргаки, на границе Баната, около Чернеца, на первый раз готовы 600 арнаутов. Карагеоргий позволил себя обольстить и, добыв два паспорта на звание купцов из Хотина, оба переодетые, тайно ушли и направились к границам Сербии, по местам более скрытным, через Австрию. Иоргаки взял предварительно от бывшего вождя 2.000 червонцев на сформирование арнаутов, но в Мегадии Карагеоргий никого не нашёл; в него начали всматриваться и узнавать: назад идти было нельзя, и он решился переправиться один через Дунай по вызову Вуйца, родственника и предателя: а Иоргаки ушёл, чтобы опять пробраться по горам в Хотин, но был схвачен австрийцами, и был передан в Бухарест скованным. В это время замышлялась уже гетерия, и наш драгоман генерального консульства, Домнандо, успел выговорить у князя ему жизнь и сделал своим поверенным по делам заговора. Здесь он обманывал и Тодора Владимиреско, и князя Ипсиланти и Домнандо, и был главным виновником всех бедствий, постигших гетеристов в княжествах (Георгаки принадлежит мысль и исполнение предательской смерти Владимирески, главы восстания пандур). Я несколько расторопился здесь потому только, что личность эта, попавшая в творения Пушкина, должна быть покрайней мере правильно названа, в особенности же, когда статье "Кирджали" приписывается достоинство "историческое" за изложение действий гетеристов.

Далее в этой же статье сказано, что будто-бы Иоргаки, по разбитии гетеристов, присоветовал Ипсиланти удалиться в Австрию и принять после него начальство и пр. Истребление, о котором идёт речь, произошло в Драгошанах. Один священный легион, сформированный из греков, получивших образование в разных европейских учебных и ремесленных заведениях, осмелился принять бой и был истреблён до одного человека (только начальник его, князь Н. Ипсиланти, ускакал и был обязан жизнью арнауту Стойко, впоследствии служившему в моём отряде партизан-волонтёров во-время войны 1829 года): прочие все постыдно бежали в разные стороны, и сам князь Александр оставался за переход в боярском доме, а Иоргаки приехал на поле битвы, или на поле бесчестья, когда всё было в бегстве, и не искал со своим отрядом остановить бегущих, а последовал их примеру. Князю Ипсиланти советовать бежать в Австрию - не было нужды; он остался один, и часть его пожитков была разграблена ему же прислуживавшими арнаутами. Иоргаки в Австрию бежать не мог, потому что за тайное сопровождение Карагеоргия, когда по выдаче его в Бухарест о том было дознано, он был приговорен к виселице. Ему оставалось искать пробраться с шайкой горами, к русской границе, но он не успел и погиб в монастыре Секу, в котором было заперся.


https://runivers.ru/upload/iblock/e56/006%20tom_Russkiy%20arhiv_1866_vip%207-12.pdf

Тут не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы убедиться, что автор статьи - негодяй, перевирающий факты. Например, Липранди пишет:

Капитан Иоргаки, прозванный Олимпиот, от шайки, опустошавшей до 1806 года окрестности Олимпа и в которой он был писарем (логофетом), здесь назван "Иордаки Олимбиоти".

Ну, понятно. То есть отряд повстанцев Олимпа - это шайка. А Георгакис в ней указан писарем не с иным каким умыслом, кроме как с целью отметить то, что он не герой-боец, а бумажный какой-то червь.

В 1806 году он, вместе с другими, прибыл в Сербию для её защиты и находился со своим булуком (отрядец) в войсках известного воеводы Гайдука Вельки, составляя его момаков.

Автору не удалось скрыть факт участия Георгаки в подвигах Велико Петровича. И то хорошо. При этом автор от избытка видимо гениальности забывает сказать, откуда это у какого-то там писаря едва начавшего подвизаться на Олимпе в 1806 году появился В ТОМ ЖЕ ГОДУ собственный отряд - пусть и булук (хотя есть сведения, что у Георгакиса под рукой были гораздо более значительные силы). Наверное, автору статьи такие мелочи не интересны. Главное - заказ (исходивший от российских властей, которым вовсе не нужно было подчёркивать героизм греков, но хотелось оправдать собственное предательство оных, а также верность себе болгар и, особенно, сербов - последние СУГУБО по исходившим из России инструкциям в течении 7 лет Греческого восстания не оказывали ему никакой помощи, и не выступили плечом к плечу с греками).

Когда же Гайдук Велько был убит в Неготине, Иоргаки женился на вдове его

Тут надо отметить, что Стана, вторая жена Велико Петровича (с которой он сожительствовал неофициально, вне брака, с момента их знакомства в 1812 году - было трудно так скоро получить развод), вышедшая после его гибели (в 1813 году, в результате героической обороне Неготина, где участвовал и Георгакис) за Георгаки, сама была одним из видных гайдуцких вождей (героиня гайдуцкого эпоса сербов). Она родила от Георгаки трёъ детей (сыновей Милана, Александра, и дочь Евросиму). Блистательный автор при этом в другом месте не забыл помянуть о попрошайстве этой женщины. И о том, что, как ему кажется, подобное её попрошайство у него давало ему якобы право судить и её мужа, Георгакиса, как ему самому заблагорассудится. Липранди одним махом оплёвывает и греческого национального героя, и сербскую национальную героиню. И всё для чего? Просто чтобы оправдать государственный заказ. Обелить балканских славян (болгарских, и в меньшей степени сербских), за счёт очернения гетеристов (всё повествование Липранди сквозит ненавистью, и негативом к ним - особенно к Олимпиосу и к Александру Ипсиланти).

бежал в Валахию, где собрал отряд, с которым и конвоировал Караджу, обокравшего княжество и бежавшего в Австрию от петли, которую ему из Константинополя вёз уже Капиджи-баши.

"Гений" Липранди как всегда забывает, сколько таких же "проворовавшихся" господарей находило в разные времена убежище на территории России. Ну, а так то конечно... Понятно, что раз Караджа бежал не в Россию, а в Австрию - то в него не грех и плюнуть... Попутно, так сказать... А почему бы и нет? К тому же, вполне известно, что господарь Иоанн Караджа не только в итоге поселился после своего бегства в (освободившейся уже) Греции, но он ещё и был - о чудо! - гетеристом... И к тому же фанариотом... То есть, тут уж грех не оплевать Караджу вообще всего, с головы до ног... Вот если б он был чистокровным славянином... Да отличился б на службе России... Да выступал бы против греческих интересов, да в пользу интересов балканских славян... Ну... Тогда бы конечно было бы другое дело... А так - ату его!

Иоргаки бежал в Бессарабию и поселился в Хотине.

Автор, великий гений, забывает пояснить, зачем Георгаки, не имея причин опасаться турок, было бы бежать на территорию Российской империи? Или что? Он боялся турецкой мести только из-за того, что отконвоировал Караджу в Австрию? Детский лепет на лужайке...

поселился в Хотине. Там он уверил Карагеоргия, что сему последнему стоит только показаться в Сербии, чтобы опять сделаться верховным вождём

Думаю, Карагеоргия долго убеждать не нужно было. Один из его современников, после встрече с Карагеоргием в Хотине (то есть на Украине, где тот укрывался от турок и от Милоша Обреновича - своего политического противника) писал, что Карагеоргий В ЭТО ВРЕМЯ был как успокоившийся вулкан - он погас, но всегда готов к тому чтобы разразиться вновь!

и что нужно только добраться до Мегадии, близ которой у него, Иоргаки, на границе Баната, около Чернеца, на первый раз готовы 600 арнаутов. Карагеоргий позволил себя обольстить и, добыв два паспорта на звание купцов из Хотина, оба переодетые, тайно ушли и направились к границам Сербии, по местам более скрытным, через Австрию. Иоргаки взял предварительно от бывшего вождя 2.000 червонцев на сформирование арнаутов, но в Мегадии Карагеоргий никого не нашёл.

Письмо Иоанна Фармакиса поясняет, что сербы (в числе 250 семейств) с которыми греками велись переговоры о том, чтобы они поддержали Карагеоргия, предали и греков, с которыми велись переговоры, и самого Карагеоргия. Липранди же - как ему привычно несёт околесицу, не подтверждаемую фактами...

в него начали всматриваться и узнавать: назад идти было нельзя, и он решился переправиться один через Дунай по вызову Вуйца, родственника и предателя

Пребывание Карагеоргия у Вуйцы - известно вполне. Карагеоргий вовсе не по принуждению пребывал там. Он действительно надеялся начать снова борьбу в Сербии. То, что Вуйца предал его - вовсе ничего не означает.

а Иоргаки ушёл, чтобы опять пробраться по горам в Хотин, но был схвачен австрийцами, и был передан в Бухарест скованным.

Автор опять забывает объяснить - зачем АВСТРИЙЦАМ нужно было вылавливать и арестовывать Георгаки? Что он ИМ сделал? И почему Георгаки, раз он был такой негодяй, так надеялся добраться до российской территории и Хотина? И вообще - почему его доставили в бухарест, то есть по территории уже подчинённой туркам, доставили в кандалах? Он что-то сделал и туркам? Автор многое забывает объяснить. Думаю, не без умысла. Потому что если бы он попытался давать объяснения, то "складность" его вымыслов быстро испарилась бы.

В это время замышлялась уже гетерия, и наш драгоман генерального консульства, Домнандо, успел выговорить у князя ему жизнь и сделал своим поверенным по делам заговора.

Опять непонятно. Какая разница, что "уже замышлялась гетерия"? Допустим, она "уже замышлялась" не в 1817 году, когда Карагеоргий прибыл в Сербию, а ещё с 1814 года. И что? И каким образом наличие заговора греков долженствовало служить причиной облегчения участи Олимпиоса? Чем он заслужил такого снисхождения русских к своему лицу? Ответы, думаю, зачастую слишком самоочевидны.

Здесь он обманывал и Тодора Владимиреско, и князя Ипсиланти и Домнандо, и был главным виновником всех бедствий, постигших гетеристов в княжествах

Ну, конечно же! Главный виновник! А ещё - Александр Ипсиланти. Тоже "главный виновник". Да и вообще - грекам не надо было ни в коем случае восставать против турок! Надо было оставаться в рабстве. Липранди приказал! Все "бедствия" гетеристов (то есть, видимо, поражение гетеристов в Молдавии и Валахии) талантливый сказочник Липранди перекладывает на плечи руководства восстания. При этом ниже тот же самый нелепый сказочник с большим старанием "отмазывает" известных предателей восстания - перешедшего на сторону турок Савву Бимбаши, готовившегося перейти на сторону турок Тудора Владимиреску (который вёл с турками переписку, в которой, судя по всему, обещался выдать туркам Ипсиланти и его сторонников в обмен на собственное признание). И несколько менее одиозных, но не менее спорных личностей - как например Дуку (который открыто проявлял неповиновение Ипсиланти, когда тот отдавал приказы его отряду передислоцироваться).

Георгаки принадлежит мысль и исполнение предательской смерти Владимирески, главы восстания пандур

Владимиреску был убит правомерно. Более того, в лагерь Владимиреску, где тот пребывал с не менее чем ЧЕТЫРЬМЯ ТЫСЯЧАМИ бойцов, Георгаки прибыл с отрядом, максимум в ЧЕТЫРЕСТА (Сп. Трикупис) или ТРИСТА бойцов ("История человеческих деяний. От Древности до наших дней. Из древних апанфисматов, а новейшее - от лучших немецких историков, в вольном переводе", перевод К. М. Кумаса, том 12, 1832 год, издано в Вене, в типографии Anton v. Haykul.). Там Георгакис публично выступил с открытым обвинением Владимиреску в предательстве, и войско Владимиреску само, собственным решением согласилось выдать Владимиреску, и перейти в подчинение Георгакиса. После этого Владимиреску был доставлен в лагерь гетеристов, подвергнут там суду трибунала, осуждён на смерть и казнён. Всё было выполнено совершенно законным образом. Без произвола.

То, как русские историки подзадоривали румын против греческого восстания - просто свидетельствует о том, насколько это восстание было в пику русским и их интересам на Балканах. Вот где секрет содержания всей писанины подобного рода (не выдерживающей никакой критики, с точки зрения исторической точности и непредвзятости). Аналогичным образом и в источниках австрийских (издававшихся на территории Австрийской империи, включая Чехию) восстание очень сильно искажается излишней (в смысле: не нужной) критикой. Австрийские источники с большим злорадством восприняли сообщение о гневе императора Александра на Ипсиланти, и немедленно растрезвонили его (в том числе и на территории Дунайских княжеств), а также о проклятии наложенном патриархом на Ипсиланти и гетеристов (о распространении этой новости по территории Дунайских княжеств позаботился выстрийский консул в Бухаресте - см. например у Спилиадиса в "Мемуарах") - что имело немедленный негативный результат для восстания, и не позволило ему разрастаться далее. К тому же, подобное сообщение оттолкнуло от гетеристов и Савву Бимбаши, и Тудора Владимиреску. Австрийцы и далее продолжали подавать греческих повстанцев в качестве простых бандитов и грабителей, выступавших против "законной" (!) турецкой власти. Как австрийцы, так и русские в дальнейшем усердно в течении нескольких лет оказывали помощь османским властям, и ничуть не препятствовали оным. А в качестве прикрытия этим негодным мерам как те, так и эти - выработали позицию, что гетеристы - это бандиты, Ипсиланты и его подручные - негодяи. И ничего иного, кроме как именно этого, у Липранди (которому между тем пришлось покаяться перед властями за своё знакомство и участие в компаниях декабристов, после чего он стал исправным поцреотом-государственником) нет.

Я несколько расторопился здесь потому только, что личность эта, попавшая в творения Пушкина, должна быть покрайней мере правильно названа
Гораздо важнее было бы "правильно назвать" не Георгаки Олимпиоса, в данном случае, а одиозного типа, пишущего о нём чехарду, состоящую не из фактов, а их несостоятельных оценок оных (при полном или частичном умолчании массы известных сопутствующих обстоятельств).

в особенности же, когда статье "Кирджали" приписывается достоинство "историческое" за изложение действий гетеристов.

Ну, конечно же! Липранди необходимо разоблачить Пушкина и его "Кирджали", как неуместно героизирующих гетеристов! Ну, на самом то деле гетеристы - Ипсиланти и Олимпиос - это же подонки. А истинные герои - конечно же всякого рода предатели Бимбаши (нарушившие клятву, принесённую при вступлении в Филики Этерию).

Далее в этой же статье сказано, что будто-бы Иоргаки, по разбитии гетеристов, присоветовал Ипсиланти удалиться в Австрию и принять после него начальство и пр.

Это - НЕВАЖНО. Мы не знаем, уехал ли Ипсиланте в связи с полученным им советом от какого-то иного гетериста, или просто в связи с планом переноса восстания в Грецию (куда Ипсиланти планировал перебраться после восстания в Молдавии и Валахии через Тергест ещё ДО начала восстания - в ходе планирования будущих действий в Одессе, Измаиле и Кишинёве, с лета 1820 по зиму 1820-1821 года).

Хотя и существует мнение (вполне хорошо обоснованное), что на решение Ипсиланти о переходе в Австрию оказал влияние Олимпиос (который со своим отрядом оказался едва ли не единственной силой при Ипсиланти перед его уходом), сам Ипсиланти в своём воззвании к своему бывшему войску на территории Княжеств писал, из венгерского города Арад (хотя не факт, что этот документ не был целиком и полностью, или хотя бы отчасти сфабрикован австрийскими властями, получившими Александра Ипсиланти в свои руки - о чём также уже писали до меня). Филимон, том 2, глава 8:

"Солдаты! ... Нет, не стану более осквернять священное, честное это слово по отношению к вашему субъекту. Лишённые мужества стада народов! Ваши предательства, ваши заговоры принудили меня бросить вас. Отныне любая связь между вами и мною прервана".

Истребление, о котором идёт речь, произошло в Драгошанах. Один священный легион, сформированный из греков, получивших образование в разных европейских учебных и ремесленных заведениях, осмелился принять бой и был истреблён до одного человека
Тут надо отметить, что при Драгошанах погибли смертью храбрых практически одни только греческие добровольцы (Священный отряд). Остальное же "войско" оказалось сбродом, и просто бежало. Битву развязал, вопреки полученным накануне указаниям Ипсиланти и Олимпиоса, Каравьяс (которого отчасти ниже в тексте Липранди отмазывает, подразумевая напраслиной обвинения Ипсиланти к нему) с его отрядом (примерно 800 всадников), напавший на обороняемый турками монастырь Щербанешти. Когда против него выступили турки из трёх соседних монастырей, в числе 1500 человек (плюс защитники монастыря осаждённого Каравьясом), то отряд Каравьяса стал разбегаться, и очень скоро он уже продолжал бой с 60 бойцами. Находившийся поблизости Священный отряд (на тот момент - 373 бойца) поспешил на помощь. Пехота шла под дождём быстрым маршем под маршевый гимн отряда. С прибытием Священного Отряда Каравьяс и его отряд (а также поспевшие ему на помощь наскоро небольшие отряды гетеристов) быстро ретировались, и бой продолжил в одиночестве греческий Священный Отряд - перед ним находились силы врага, практически востмикратно превосходящие его (потому что между тем на поле битвы подоспел сам турецкий главнокомандующий Кара-Феиз из Драгашан). В отряде недоставало снарядов, пороха и пуль, и наличные пушки поэтому не могли сильно изменить положение в его пользу. Когда турецкая конница приближалась с шашками наголо, с целью испугать греков и обратить их в бегство, отбивать их приходилось даже штыками. "Сдавайтесь! Я вам гарантирую жизнь" - кричал им Кара-Феиз. Священный Отряд отвечал в один голос: "Греки не сдаются!" Потом началось отступление отряда под натиском турок. Сюда подоспел со своим отрядом Олимпиос, а также архимандрит Серб. При помощи отряда пандуров во-главе с валахом Иоанницем Хоркой им удалось прикрыть отступление Священного Отряда в лес, где преследование турками прекратилось.

Кстати, пандурам Хорки удалось остановть наступления турок до конца 8 июня. При этом турки потеряли 200 человек. Оставленный без помощи Хорка был вынужден с выжившими 50 бойцами своего отряда ночью ретироваться (о чём пишет Фотинос).

Один священный легион, сформированный из греков, получивших образование в разных европейских учебных и ремесленных заведениях, осмелился принять бой и был истреблён до одного человека

Неправда. В бою погибли далеко не все. Из 373 бойцов и офицеров пало свыше 200 человек, и ещё 37 человек попало в турецкий плен и было позже казнено в Константинополе. Остальные - спаслись. Спасшихся было 137 человек - в том числе Николай Ипсиланти, Афанасиос Цакалоф и Георгиос Лассанис.

только начальник его, князь Н. Ипсиланти, ускакал и был обязан жизнью арнауту Стойко, впоследствии служившему в моём отряде партизан-волонтёров во-время войны 1829 года

Мало ли что рассказывали позднее сказочники попавшие в отряд Липранди выгораживая себя. Вне зависимости от правдивости или лживости этого рассказа, считается, что Николая Ипсиланти (пребывавшего в полубессознательном состоянии) спасли Олимпиос и архимандрит Серб, или же - один французский офицер, из находившихся в рядах отряда филэллинов.

прочие все постыдно бежали в разные стороны, и сам князь Александр оставался за переход в боярском доме

Неправда. Ипсиланти поспешал на поле битвы (о чём пишет например Филимон), с целью остановить бегство и обеспечить упорядоченное отступление, без возобновления боя (который, не будь нелепого Каравьяса, планировался на другой день).

а Иоргаки приехал на поле битвы, или на поле бесчестья, когда всё было в бегстве, и не искал со своим отрядом остановить бегущих, а последовал их примеру.
Как всё было на самом деле в ходе битвы (о которой у нас есть несколько, в целом согласных между собой описаний) - я уже говорил. Олимпиос явился на поле боя уже тогда, когда все те кто трусливо бежали там не присутствовали, а Священный Отряд - отступал соблюдая порядок, под напором наседавшей турецкой конницы.

8 июня, в Рымнике, Ипсиланти издал свой последний указ, где писал, в том числе:

"Вы же,тени истинных эллинов из числа Священного Отряда, преданными павшие ради благосостояния Родины, примите от меня благодарения ваших единородцев. Пройдёт немного времени, и в увековечение вашей памяти будет возведён памятник..."

Князю Ипсиланти советовать бежать в Австрию - не было нужды; он остался один

Он оставался не вполне один. Он с остатками своего отряда прибыл 8 июня в Рымник, а 9 июня, сохраняя ещё наибольшую часть своей армии, Ипсиланти, отступив в полном беспорядке, встал лагерем у монастыря Козиас, на расстоянии 6 часов пути от Рымника в сторону севера. Узнав об отступлении пандур Хорки, арьергард Ипсиланти, оставленный в Рымнике, в панике бежал к своим основным силам в монастырь Козиас. Сюда же явились и остатки Священного Отряда со своим флагом, несколько дней отступавшего по лесу. После некоторого времени пребывания в монастыре Козиас, в армии начался голод, и солдаты начали разбегаться в разные стороны. Практически, армия рассыпалась. Из бежавших было создано некоторое число грабительских банд. Среди бегущего войска даже у некоторых появился план убить самого Ипсиланти. Увидев это, последний сделался недоступен солдатам, и укрылся внутри монастыря, с самыми верными людьми, которые следили чтобы ничего не произошло. Турецкий командир Уехайя-бей, а также австрийский консул в Бухаресте, поляк Удрицкий, издали указ, обещавший богатое вознаграждение за голову Ипсиланти. Тогда при поддержке Олимпиоса Ипсиланти сумел удалить подозрительных капетанов от себя (кир сердара Диаманта - в монастырь Пистрицы; Анастасия Аргирокастрита - в Окну). Чтобы обмануть остальных, было распущено известие, будто в союз с гетеристами вступил австрийский император. 13 июня Ипсиланти отошёл в Каинаны, в получасе от австрийской границы. В Каинаны перед самой переправой Ипсиланти в Австрию заявился Аргирокастрити, требуя выплаты задолженностей, и угрожая расправой. за Ипсиланти вступилось его окружение, но ему всё-же пришлось выплатить 500 голландских флоринов. А 15 июня Ипсиланти переправился в Австрию. Остаток армии Ипсиланти дошёл до ним почти в полном составе до австрийской границы (среди этого войска оставалось ещё около ста бойцов Священного Отряда). Относительно их Ипстланти договорился с австрийцами при переправе, что им будет также дозволено перейти на территорию Австрии (что и произошло позднее). Перед отправкой Ипсиланти горячо распрощался с Олимпиосом. Оба они планировали прибыть в уже восставшую Грецию - только разными путями (Ипсиланти через Австрию, а Олимпиос - с боями через земли Валахии).

Иоргаки в Австрию бежать не мог, потому что за тайное сопровождение Карагеоргия, когда по выдаче его в Бухарест о том было дознано, он был приговорен к виселице.

Нелепица. Георгаки не раз переходил австрийскую границу незаконно и по поддельным документам. Такие мелочи подобных людей не останавливают. Он не стал бежать не потому, что не мог этого сделать в принципе, а потому, что не хотел бросать своего отряда, и действительно планировал продолжать бои.

Ему оставалось искать пробраться с шайкой горами, к русской границе, но он не успел и погиб в монастыре Секу, в котором было заперся.
Отпетая ложь. В монастыре Секу - Олимпиос вполне мог избежать боя с турками, и отступить через границу либо с Австрией, либо с Россией.

Я дальше намерен столь же подробно рассмотреть и другие, подобным же образом предвзятые чудо-рассказы И. П. Липранди.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...


Последний раз редактировалось: andy4675 (Пн Мар 11, 2019 10:33 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 2:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Чтенія
ВЪ ИМПЕРАТОРСКОМЪ ОБЩЕСТВѣ
ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССIЙСКИХЪ
ПРИ МОСКОВСКОМЪ УНИВЕРСИТЕТѣ
книга 3, 1876 год, июль-сентябрь:

Из записок И. П. Липранди, "Придунайские княжества":

Цитата:
Пандуры, преимущественно поселенные въ Уѣздахъ: Мeхe
динскомъ, Чернецкомъ и Вильченскомъ, въ Малой Валахіи,
всѣ вооружены, склонны къ войнѣ и могутъ выставить, въ слу
чаѣ нужды, до 30 т. человѣкъ. Пандуры часто служили въ Венгер
скихъ и Австрійскихъ войскахъ въ войнахъ съ Турціею. Они были и
у насъ при Румянцовѣ и при Потемкинѣ, а въ 1806 году одинъ
изъ ихъ предводителей, Тодоръ, склонивъ Пандуръ на сторону Рос
сіи, выгналъ Турокъ изъ Малой Валахіи, держался въ ней шесть мѣ
сяцевъ, отбивая всѣ нападенія, и когда пришелъ Г.-М. Исаевъ, то
присоединился къ нему. За подвигъ этотъ онъ былъ награжденъ ор
деномъ Св. Владимира 4-й степени съ бантомъ, и съ тѣхъ поръ
получилъ названіе Владимиреско. Въ 1821 году, по интригамъ нѣ
которыхъ Бояръ Валахіи, онъ поднялъ до 10 т. Пандуръ противъ при
тѣсненій и грабительствъ, производимыхъ Господаремъ Александромъ
Суццо, выгналъ власти изъ Букарешта и занялъ оный. Въ это время
Князь Александръ Ипсиланти поднялъ знамя бунта въ Яссахъ и по
спѣшилъ съ Гетеристами къ Букарешту съ цѣлію склонить Владими
реско съ Пандурами къ взаимному дѣйствію. Владимиреско не впу
стилъ его въ Букарештъ, объявивъ, что цѣль ихъ обоихъ различна,
что онъ дѣйствуетъ противу разорителя, Суццо, и грабителей Бо
яръ, отнюдь не выходя изъ повиновенія Султана, а онъ, Ипсиланти,
поднялъ знамя бунта противу этого послѣдняго. Ипсиланти, остановив
шись въ Болентинѣ, въ 3 верстахъ отъ Букарешта, успѣлъ, посредствомъ
хитраго Грека, Капитана Iоргаки, Олимпіота, 18 переманить къ се
бѣ извѣстнаго храбростію своей Бимъ-Башу Саву съ 1000 луч
шихъ Арнаутъ, приставшихъ было къ Владимиреску, а за Савою остави
ли Владимиреска и всѣ другіе Арнауты, и онъ, съ 6000 Пандуръ, пошелъ
обратно въ Малую Валахію, въ Питешти. Здѣсь Ипсиланти опять искалъ его склонить къ соединенію, но получилъ тотъ же отвѣтъ; по чему
Ипсиланти, полагая, что Владимиреско есть единственный виновникъ
того, что Пандуры не хотятъ къ нему присоединиться, послалъ нѣсколь
ко Грековъ, которые предательски убили Владимиреска. Но и это убійство не принесло пользы Ипсиланти: два брата Македонскихъ приняли начальство надъ Пандурами, привели ихъ въ монастырь Тисману и тамъ всѣхъ распустили по домамъ. Въ слѣдъ за симъ Ипсиланти былъ постыдно разбитъ. Въ 1828 и 1829 годахъ Пандуры въ маломъ числѣ содѣйствовали: г.-А. Барону Гейсмару. Въ этотъ послѣдній годъ, когда разрѣшено было формированіе отряда волонтеровъ, многіе изъ нихъ изъявили желаніе вступить въ оный, но я ограничился только самымъ малымъ ихъ числомъ. 19


18 Онъ извѣстенъ въ Гетеріи какъ гомерическій герой, смертію своей въ мо настырѣ Секу. Обстоятельство это мнѣ близко извѣстно; ибо одинъ изъ 400, бывшихъ въ Секу, оставшись живъ, вначалѣ былъ взятъ, какъ ружейный мастеръ, Пашею, а потомъ служилъ у меня волонтеромъ. Iоргаки воспѣтъ Греками; гимны или поэмы эти переведены на всѣ языки, и если всѣ Греческіе герои "баснословныхъ временъ столь же основательно, воспѣты, то конечно Греки одарены необыкновеннымъ воображеніемъ и хвастовствомъ. Iоргаки былъ главнымъ виновникомъ безсмысленнаго пред пріятія Георгія Чернаго въ 1818 году, при чемъ сей послѣдній палъ жертвою измѣны родственннка своего, Вуйцы. Iоргаки конвоировалъ, съ набраннымъ имъ отрядомъ, Валашскаго Господаря Караджи, съ богатой, собранной имъ, добычей, въ Австрію. Я зналъ Iоргаки въ 1820 и 1821 году въ Бессарабіи, когда начиналась Гетерія; жена вдова гайдука Велька и сынъ его не разъ прибѣгали ко мнѣ съ просьбой о вспомоществовательныхъ подпискахъ. . Я упомянулъ о нѣкоторыхъ дѣлахъ Iоргаки по тому только, чтобъ обо значить характеры этого рода людей.
19 Подробнѣе о семъ см. Русскій Инвалидъ 1877 г., № 81, стр. 3 и 4, статью: «Отрядъ волонтеровъ-партизанъ въ 1829 году.»


https://books.googleusercontent.com/books/content?req=AKW5QafWmm4kupclW_C3VoBAmM4tzP0_T3uvabcIQN2ea4DcMjiPAL-
cs3uVoQ6g99A1a1OzTcnuZVSE1Uj4CCZqxlszkP2CHpN9NNhEZ4OSHcUCU1EybZa9JuzG9iSXo77blY0LrR8VmP85LCVE7yISTog-
uq_lNKOFgRsxzRrWqxEXbIf9c3ZwUqzi468ehTS9aq8Z2zZkKcj1GUrdLG23z0VXYmHxBor7Xm9NaoGXrbSlsCvKIob5DUn-76iEQw-
xe2O4wYsY9mQgsBbzO7hPgtQK96AR2IWPKI2yvhPEnonw1nhqN3Y

Пандуры часто служили въ Венгер
скихъ и Австрійскихъ войскахъ въ войнахъ съ Турціею. Они были и
у насъ при Румянцовѣ и при Потемкинѣ, а въ 1806 году одинъ
изъ ихъ предводителей, Тодоръ, склонивъ Пандуръ на сторону Рос
сіи, выгналъ Турокъ изъ Малой Валахіи, держался въ ней шесть мѣ
сяцевъ, отбивая всѣ нападенія, и когда пришелъ Г.-М. Исаевъ, то
присоединился къ нему. За подвигъ этотъ онъ былъ награжденъ ор
деномъ Св. Владимира 4-й степени съ бантомъ, и съ тѣхъ поръ
получилъ названіе Владимиреско.


Так почему же Липранди акцентирует именно на Владимиреско - из сотен других героев той войны из местного населения, выслужившихся гораздо более, чем он? У меня есть только один ответ на этот вопрос. Липранди потому выпячивает Владимиреско, что это более всего подходит для его целей - очернить Филики Этерию, и гетеристов. Для этого ему более всего удобно подчеркнуть героизм Владимиреско (которого у гетеристов Липранди не усматривает), и то, как тот выслуживался в русском войске. Вот и готов идеал Липранди...

Въ 1821 году, по интригамъ нѣ
которыхъ Бояръ Валахіи, онъ поднялъ до 10 т. Пандуръ противъ при
тѣсненій и грабительствъ, производимыхъ Господаремъ Александромъ
Суццо


Тут надо заметить, что Владимиреско покинул Бухарест во-главе выделенного ему Георгакисом Олимпиосом отрядом в 3-4 десятка человек (в числе которых был и Дмитрий Македонский). Этот факт и принято считать "началом" восстания Владимиреско. Произошло это 17 января - в следующую ночь скончался Александр Суцо. Никаких 10 тысяч пандуров, разумеется, на момент смерти А. Суцо под рукой у Владимиреско не было.

выгналъ власти изъ Букарешта и занялъ оный. Въ это время
Князь Александръ Ипсиланти поднялъ знамя бунта въ Яссахъ и по
спѣшилъ съ Гетеристами къ Букарешту съ цѣлію склонить Владими
реско съ Пандурами къ взаимному дѣйствію. Владимиреско не впу
стилъ его въ Букарештъ


Бредота. Александр Ипсиланти и его силы пребывали внутри Бухареста - совместно с Владимиреско и с Саввой Бимбаши и их отрядами - с 27 марта по 1 апреля (5-6 дней). Никаких боёв ни при входе гетеристов в Бухарест, ни при их выходе из него - не было.

Владимиреско прибыл к Бухаресту 17 марта, и вошёл внутрь города 18 числа. Силы Ипсиланти подошли к Колентине под Бухарестом 25 марта, и вошли в город 27 числа. 1 апреля Ипсиланти навсегда покинул Бухарест. 30 апреля паши крепостей Дуная начали переходить реку, и вступать с большими силами в Дунайские княжества. 16 мая сперва Владимиреско, а потом и Савва Бимбаши - покинули Бухарест (Владимиреско в него более никогда не вернулся). В общей сложности Владимиреско пробыл в Бухаресте фактически 2 месяца.

Владимиреско не впу
стилъ его въ Букарештъ, объявивъ, что цѣль ихъ обоихъ различна,
что онъ дѣйствуетъ противу разорителя, Суццо, и грабителей Бо
яръ, отнюдь не выходя изъ повиновенія Султана, а онъ, Ипсиланти,
поднялъ знамя бунта противу этого послѣдняго.


Ооо... Идеал законопослушия... Султану... При том, что Владимиреско заведомо согласился сотрудничать с гетеристами, и скорее всего был членом Филики Этерии. Отказ к послушанию - акт нарушения присяги. В дальнейшем Владимиреско принёс ещё дважды клятву верности целям Ипсиланти, в тет-а-тет встречах с ним. И Олимпиос в своём письме от 23 мая признавал, что Владимиреску наказан по делу, поскольку нарушил клятву верности:

Ελαβα την αδελφικήν σας επιστολήν και εχάρην πληροφορηθείς ότι υγιαίνεις. Παρατηρώ ότι μου γράφεις περί του Θεοδώρου. Αδελφέ, ο όρκος είναι βαρύ πράγμα, και η θεία οργή πάντοτε τιμωρεί την παραβίασίν του. Η δικαία του Υψίστου κρίσις και όχι ημείς, ετιμώρησε τον Θεόδωρον, διότι ο αιμοβόρος ούτος άνθρωπος ετόλμησε να χύσει το αίμα των αδελφών και τέκνων του...Ο ουρανός θα τιμωρήσει και ημάς, αν παραβιάσωμεν τον όρκον μας, ο μη γένοιτο! Αδελφέ, γνωρίζεις ότι ημείς ισχυροποιήσαμεν τον Θεόδωρον..Πώς ήτο δυνατόν εις άνθρωπον, όστις είχε λάβει τόσας χάριτας, να γίνη αγνώμων προς τον ευεργέτην του: Και εδώ πάλιν βλέπομεν ότι ο Θεός είναι δίκαιος και ανταμείβει τους ανθρώπους κατά τας πράξεις του. Η ιδία του κακία τον εκρήμνισεν, ούτω δε έγινε κρίσις και ανταπόδοσις.
Σας ασπάζομαι αδελφικώς
Γεωργάκης Ολύμπιος

А насчёт того, как Владимиреско не пускал Ипсиланти в Бухарест? Бред пишет Липранди. Обратное сообщают почти все. Например рукопись 1824 года, "Обозрение происшествий в Молдавии и Валахии в течение 1821-го года и соприкосновенных оным обстоятельств":

"В сие время Владимиреско, узнав о движении князя Ипсилантия из Молдавии в
Валахию и, вероятно, опасаясь первенства его в направлении возмущения, стал питать тайную
ненависть против греков и старался ускорить ход свой к Бухаресту, дабы первому завладеть сим
городом. Прибыв в Котрочан, послал он навстречу князю Ипсилантию уведомление о том,
чтобы приостановил он движение свое в Плоештах и дал время ему устроить порядок в
Бухаресте, а потом уже вступил бы в сию столицу с войсками. Полагаясь на верность
Владимирески, князь Ипсилантий задержал движение своего отряда..."

Ипсиланти, остановив
шись въ Болентинѣ, въ 3 верстахъ отъ Букарешта

Он остановился в КОЛЕНТИНЕ, а не в Болентине.

успѣлъ, посредствомъ
хитраго Грека, Капитана Iоргаки, Олимпіота, 18 переманить къ се
бѣ извѣстнаго храбростію своей Бимъ-Башу Саву съ 1000 луч
шихъ Арнаутъ

Бред. Савва Бимбаши сам явился на личную встречу с Ипсиланти в Колентину, чтобы принести ему своё почтение (как и многие знатные бояре Бухареста, из числа назначенцев Владимиреско в сенат (Герусию) города). О чём разговаривали Савва Бимбаши с Ипсиланти - неизвестно, поскольку они разговаривали наедине, и не сообщают об этом.

Бимъ-Башу Саву съ 1000 луч
шихъ Арнаутъ, приставшихъ было къ Владимиреску

Бред. Савва Бимбаши был коммендантом Бухареста, назначенным диваном Валахии (низложенных Владимиреско, когда тот вошёл в город). При вступлении Владимиреско в Бухарест, Савва Бимбаши пытался оказать ему сопротивление. Но даже когда Владимиреско вошёл в город, Савва Бимбаши и его войско не попали в подчинение к нему, и сохраняли свою независимость. Письма Яковенка, письмо из Бухареста от 22 марта 1821 года:

"Каминарь, Бимбаша Савва, охранявшій го
родъ, обнаружилъ сопропивленіе, и снявъ
на главныхъ улицахъ моспы, спарал
ся не впуспипъ Владимиреска, но сей,
оспавя пропиву оныхъ нѣкопорые полько
опряды народнаго вооруженія, другимъ ве
лѣлъ вспупишь въ городъ малыми улица
ми; а Савва, примѣшивъ сіе распоряженіе, бросился бѣжашь опромепью съ своими Ар
наупами въ Мипрополію, и заперся въ оной
вмѣспѣ съ самимъ Мипрополипомъ. Между
пѣмъ, какъ все сіе происходило, лавки и
домы въ городѣ были заперпы. Вооруженные
люди Теодора Владимиреска успремились къ
Мипрополіи, въ предположеніи, чпо оная
будепъ имъ опворена; но Арнауты воспро
пивились, и Владимирско нашелся прину
жденнымъ опспупипь. Занявши послѣ се
го, для собспвенной кварпиры, домъ
вдовы Зоицы Бранковано, пропиву самой
Мипрополіи находящійся, онъ велѣлъ войску
своему расположишься по разнымъ мѣспамъ
вокругъ Мипрополіи, и спарался не впускапъ
ни какого пуда продовольспвія.
Въ наспупившую ночь часпая и безпре
рывная спрѣльба, производимая по всему
городу веселившимися вооруженными, безпо
коила до безконечноспи, всѣхъ жипелей. Мно
гіе изъ нихъ, воображая, чпо начался уже
всеобщій грабежъ, искали убѣжища въ раз
ныхъ мѣспахъ и даже въ церквахъ".

https://books.googleusercontent.com/books/content?req=AKW5QafKo19346tcX1QL72Pay67tMQPhvdyvV40d_P1LarR0EZnEzTAm
4PdwJ502ONM_ZtbYj9UPJmC3P_I20pbVv5_-5dd_CIzfPS37Yjc8VNChENPj8aKahPlpBnWWteUkZBALFCGQ157yM8jm8eD3wvUu_ITdIxmG2nAnt1Y1ooJ
Xpz4IX27ZqAFefi1kksaVODrj32diSEB5j600kNQ8VGHLq5UMA6YeOuDhxj7Rn0ipD6hH54d3iDFPUihXbsSkXzAc5wOPu4XI0ijnQEw53ckR3IrWVgPzvYC_v1745j0AynD19EY

а за Савою остави
ли Владимиреска и всѣ другіе Арнауты

Арнауты оставили Владимиреско не из-за Саввы Бимбаши, якобы его покинувшего (хотя тот к нему и не "приставал"), а потому, что Ипсиланти издал указ для всех нерумын из войска Владимиреско покинуть их, и перейти в армию Ипсиланти.

и онъ, съ 6000 Пандуръ, пошелъ
обратно въ Малую Валахію, въ Питешти.

Это случилось ГОРАЗДО позже, чем прибытие Ипсиланти в Колентину. Через 2 месяца после этого (и практически за несколько дней до казни Владимиреско)!

Здѣсь Ипсиланти опять искалъ его склонить къ соединенію, но получилъ тотъ же отвѣтъ

Первая присяга была принесена Владимиреско Филики Этерии при его посвящении. Вторая - в Бухаресте, как пишет анонимная рукопись 1824 года, "Обозрение происшествий в Молдавии и Валахии в течение 1821-го года и соприкосновенных оным обстоятельств":

"решился принести
во второй раз присягу на верность "Этерии" и даже выставил знамя вольности пред своим
домом"

О первой присяге Владимиреску Филики Этерии наиболее подробно и ясно пишет Гордон (в эпизоде, где Олимпиос является в лагерь Владимиреску, он перед армией последнего вытаскивает текст их договора с Владимиреску от 20 декабря 1820 года, в котором тот приносит присягу верности Филики Этерии), HISTORY 0F THE GREEK REVOLUTION, 1851 год, том 1:

"As soon as they
were assembled, George produced a written agreemen t
between himself and Theodore, drawn up in the Wal
lachian language, signed on the 27th of December,
1820, and witnessed by the secretary of the Russian
Consul -general . This deed stipulated, that Vladimir
esko should be faithful to the Hetmria, that he should
raise an insurrection in Little Wallachia, for which
pu rpose George was to furnish him with soldiers, bu t
th at to lul l the suspicions of the Tu rks, and obviate
their immediate interference, it should appear to be
directed, not against the Sultan, but the Greek princes
,
ventu res of this Theodore,wh o, employed as an instru
ment by the Hetaerists, tu rn ed their artifices against
th emselves, and converted into real ity what they in
tended merely as a feint".

по чему
Ипсиланти, полагая, что Владимиреско есть единственный виновникъ
того, что Пандуры не хотятъ къ нему присоединиться, послалъ нѣсколь
ко Грековъ, которые предательски убили Владимиреска.


Условия гибели Владимиреску настолько многими и много описаны, что просто нет слов. Понятно, что версия (точнее россказни) Липранди - это дорога "не туды"...

Но и это убійст
во не принесло пользы Ипсиланти: два брата Македонскихъ приняли
начальство надъ Пандурами, привели ихъ въ монастырь Тисману и
тамъ всѣхъ распустили по домамъ.

Это было не убийство, а казнь. С судом.

Братья Македонские - по-крайней мере один из них - оставались в подчинении Ипсиланти до самой битвы при Драгошанах, через несколько дней после которой бежали в Австрию. Перед этим войско Ипсиланти начало рассыпаться. ВСЁ.

Въ слѣдъ за симъ Ипсиланти
былъ постыдно разбитъ.


Думаю, просто "разбит". Слово "постыдно" - лишнее.

18 Онъ извѣстенъ въ Гетеріи какъ гомерическій герой, смертію своей въ мо настырѣ Секу. Обстоятельство это мнѣ близко извѣстно; ибо одинъ изъ 400, бывшихъ въ Секу, оставшись живъ, вначалѣ былъ взятъ, какъ ружейный мастеръ, Пашею, а потомъ служилъ у меня волонтеромъ.
Олимпиос и был героем. Он мог сдаться, но предпочёл погибнуть. Когда турки ворвались в монастырь Секу, он подорвал себя с ними вместе. Например, друг Георгакиса, Яннис Фармакис - сдался, поверив обещаниям турок и австрийцев (дававших гарантии). И был мучительным образом казнён в Константинополе...

Как бы то ни было - странный тип этот "некто", который был с Олимпиосом в монастыре Секу, и позже оказался после турецкого плена в отряде Липранди. Как известно, турки казнили ВСЕХ кто им сдался с Фармакисом в монастыре Секу. Всех до одного пленных. Только 33 человека, бежавшие из плена в Австрию - спаслись. Остальные - казнены. Все до одного. Например:

"“Ο συμπολεμιστής αυτού Φαρμάκης αντέσχεν επί 11 έτι ήμέρας έντή μονή, μέχρις ού εξηντλήθησαν ατροφα και τα πολεμοφόδια,
την 4 δε Οκτωβρίου έσυνθηκολόγησεν έπι ευνοϊκούς όροις, τή εγγυή
σε τού πασσά της Ίβραϊλας και του αυστριακού Προξένου. Εις τους πολιορκουμένους εδόθη υπόσχεσις έντιμου και ακωλύτου αποχωρήσεως --
μετά των όπλων αυτών. Την προτεραίαν όμως της εξόδου νύκτα διέ
φυγοντριάκοντα τρεις των διακοσίων εταίρων του Φαρμάκη, και διεσώ θησαν επί αυστριακού εδάφους, μη εμπιστευόμενοι εις τάς τουρκικάς υποσχέσεις οι δε απολειφθέντες έμελλον τάχιστα να μετανοήσωσιν
επιτή ευπιστία των. Την επομένην ημέραν εφονεύθησαν οι στρα
τιώται, οι δε αξιωματικοί έστάλησαν εις Σιλίστριαν, όπου έφονεύ θησαν επίσης, και ό Φαρμάκης, άπαχθείς ώς έξοχον νίκης τρόπαιον
εις Κωνσταντινούπολιν, έστρεβλώθη απανθρώπως και απεκεφαλίσθη".

Iоргаки воспѣтъ Греками; гимны или поэмы эти переведены на всѣ языки, и если всѣ Греческіе герои "баснословныхъ временъ столь же основательно, воспѣты, то конечно Греки одарены необыкновеннымъ воображеніемъ и хвастовствомъ.
Бла... бла... бла...

Iоргаки былъ главнымъ виновникомъ безсмысленнаго пред пріятія Георгія Чернаго въ 1818 году, при чемъ сей послѣдній палъ жертвою измѣны родственннка своего, Вуйцы.
Сказки о том, что Карагеоргий не хотел ехать в Сербию бороться за власть, и его убедил на это Георгакис - мы уже не раз читали, под разным соусом подаваемые Липранди.

Iоргаки конвоировалъ, съ набраннымъ имъ отрядомъ, Валашскаго Господаря Караджи, съ богатой, собранной имъ, добычей, въ Австрію
И7 Логика - в чём? В том, что нельзя было конвоировать Караджу? Отстой...

Я зналъ Iоргаки въ 1820 и 1821 году въ Бессарабіи, когда начиналась Гетерія

Знаток, блин. Знал он, видите-ли... Мало ли кто и кого видел. И скорее всего издалека... И что? Имеешь право судить? Или оговаривать?

жена вдова гайдука Велька и сынъ его не разъ прибѣгали ко мнѣ съ просьбой о вспомоществовательныхъ подпискахъ.
И что? Логика - подонковская. Что - попрошайничали что-ли? Предмет для личной гордости? Вот же, урод... А ничего, что жена Олимпиоса - героиня гайдуцкого эпоса сербов? Или что - сербы тоже хвастливые сказочники, как и греки? Или как? Знал он её, видите ли... Ну, и что что разговаривал с ней, и она жаловалась на бедность? К чему упоминать об этом? Смысл в чём? Чтобы через жену унизить Олимпиоса? Или доказать, что вправе судить его? Уродище...

Я упомянулъ о нѣкоторыхъ дѣлахъ Iоргаки по тому только, чтобъ обо значить характеры этого рода людей.

И слава Богу, что упомянул. Потому что характеристика Георгакиса - как нельзя лучше характеризует самого Липранди. У Липранди героями выходят предатели Владимиреску и Савва Бимбаши, а героически павшие в сражении с турками воины - это какие-то выродки. Знал он их, видите-ли... Судия "такого рода публики", блин...

Ну и что, и какого же рода эта "публика"? Ничего иного, кроме борьбы с несправедливостью в этих людях не было.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 3:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще один тенденциозный рассказ о связях греков с балканскими славянами в эпоху Греческой Революции и незадолго до этого - это книга Нила Попова "Россия и Сербия с 1806 по 1856", часть 1, 1869 год. В ней повествуется душещипательная (для несведующих) история о том, насколько греки подрывали оказывается зарождавшуюся сербскую государственность своими кознями против Милоша Обреновича. Ну, и подбивали бедолагу Карагеоргия к борьбе за власть в Сербии (чего сам он, конечно - не хотел... он ждал греков, чтобы они ему объяснили, что его выгода именно в продолжении борьбы за власть в Сербии).

Что имело место на самом деле? Между 1818 и 1820 годами Милош Обренович практически примкнул к гетеристам. Он был за выступление на стороне греков. Но узнав об этом РОССИЯ (ага) через свою посольскую миссию в Константинополе не допустила выступления сербов на стороне греков. Чем более нуждались греки в помощи сербов, в их параллельном восстании, тем более ясно русские посланники из Константинополя инструктировали сербов о том, чтоне в их интересах выступать на стороне восставших греков...

Говоря же об итоге такой близорукой политики, можно отметить, что Россия очень многое проиграла от своей позиции по отношении к грекам в 19 веке. То же самое касается ведомых е. народов - и в первую очередь болгар и сербов. По сути дела, Россия сама столкнула греков и Грецию в распростёртые объятия Англии. В то самое время, когда недалёкие русские и австрийские политики выступали против греков и греческих интересов, выставляя их нарушителями спокойствия и бандитами (чего русские вовсе не смели делать по отношении к сербским повстанцам в 1804-1813 годах), англичане стали ПЕРВЫМИ, кто на уровне политического руководства страны заговорили о действительных правах греков на восстание и на сопротивление произволу восточного мусульманского деспотизма. Грекам было одобрено получение заёмов для ведения их войны. Втянув международную банковскую систему в конфликт на стороне греков, английский МИД крайне затруднил саму возможность поражения греков... Исход войны, по сути дела, для Греции решила не Россия, от которой греки всё время ждали помощи, а Англия, от которой помощи никто в Греции никогда не ждал...

Ну, и несомненно, совершенно бесспорно самый великий герой Греческого восстания из иностранцев. Джордж Гордон Байрон. Рядом с ним могут стоять только фигуры Феодора Колокотрониса и Константина Канариса...

Неважно, что результатом такой титанической борьбы стало возникновение столь никчемного государства, как Греция. Важно, что эти люди делали потрясающие по своему масштабу вещи.

Итог? Итог до боли прост. Греция сама, без реально массовой помощи других балканских христианских стран, сумела высвободиться от турецкого ига - вопреки козням как Австрии, так и примкнувшей к ней России (по-крайней мере, до 1825 года не делавшей в пользу греков абсолютно ничего, но предпринимавшей против неё - очень многое). И вот... И вот, ЕСЛИ БЫ к грекам действительно тогда примкнули болгары, сербы, черногорцы, валахи и молдаване, то, быть может, и сбылась бы мечта Ригаса - создать единое христианское государство на Балканах. Сопоставимое по силе и влиянию с Турцией. Но... Увы. Внешнеполитическими кознями удалось ограничить восстание этническими границами греческого мира. А результаты восстания - границами, ограниченными между Южным Пелопоннесом и линией Пагасского-Амбракийского залива... Столько борьбы, столько всего... Ради столь незначительно успеха. Но всё-таки, это был успех. И впервые стало ясно, что у Греции есть настоящие союзники. Как это ни странно, эти союзники оказались совсем не там, где греки привыкли их себе искать. Друзьями греков оказались все свободомыслящие люди Европы. И это был настоящий прорыв...

Виктор Гюго, Дитя:

Здесь турок страшный след: развалины, зола.
Хиос, отчизна вин,- лишь голая скала,-
Хиос в беседках винограда,
Хиос, что отражал в заливе лес густой,
Свои холмы, дворцы и танец дев живой,
В часы, когда плывет прохлада!

Пустынно все… Иль нет — вот мальчик средь камней,
Голубоглазый грек, один в тоске своей
Поник уныло головою. Боярышник густой ему отныне дом —
Куст свежий, как и он, увенчанный цветком,
Что спасся чудом среди боя.

«О бедное дитя! Кровь на ногах твоих…
Чтоб высушить слезу глаз ясных, голубых,
Как небо иль волна морская,
Чтоб в их голубизне, где слез остался след,
Вновь вспыхнул радости мгновенный легкий свет,
Чтоб ты воспрянул, воскресая,

Что надобно тебе? Как сделать, чтоб могла
Опять волна кудрей вдоль смуглого чела
Лежать свободно и красиво?
Не тронуты они губительным клинком
И все ж висят вдоль щек в отчаянье немом,
Подобно листьям скорбной ивы.

Что может разогнать печаль твою сейчас?
Не ирис ли, чья синь твоих синее
Цветок Ирана, полный лени,-
Иль плод от дерева, чья так пышна листва,
Что и лихой скакун в сто лет едва-едва
Уйдет из необъятной тени?

Иль птичка редкая в лесу, в тени густой,
Чья песенка звучит то нежно, как гобой,
То словно гром сквозь листьев шорох?
Чего же хочешь ты? Цветок? Ту птицу? Плод?»
«Нет! -гордо отвечал мне юный сулиот.-
Дай только пули мне и порох!


КАНАРИСУ

Как легко мы забыли, Канарис, тебя!
Мчится время, про новую славу трубя...
Так актер заставляет рыдать иль смеяться,
Словно бог вдохновляет простого паяца.
Так, явившись в революционные дни,
Люди подвигом дышат, - гиганты они,
Но, швыряя светильник свой, яркий иль чадный,
Все уходят во тьму чередой беспощадной.
Имена их померкнут в мельканье сует.
И пока не является сильный поэт,
Создающий вселенную словом единым,
Чтоб вернуть ореол этим славным сединам, -
Их не помнит никто, а толпа, что вчера,
Повстречав их на площади, выла «ура»,
Если кто-нибудь те имена произносит,
«Ты о ком говоришь?» - удивленная, спросит.

Мы забыли тебя. Твоя слава прошла.
Есть у нас пошумней и крупнее дела,
Но ни песен, ни дружбы былой, ни почтенья
Для твоей затерявшейся в памяти тени.
По складам буржуа твое имя прочтет.
Твой Мемнон онемел. Солнце не рассветет.
Мы недавно кричали: «О слава! О греки!
О Афины!» - Мы лили чернильные реки
В честь героя Канариса, в честь божества.
Опускается занавес, - ладно! Едва
Отпылало для нас твое славное дело,
Имя стерлось, другое умом завладело.
Нет ни греков-героев, ни лавров для них.
Мы нашли на востоке героев иных.
Не послужит тебе ежедневно хвалами
Стоязыких газет бестолковое пламя.
Ведь циклопу печати который уж раз
Одиссей выжигает единственный глаз.
Просыпалась печать, что ни утро, бывало,
И крушила все то, что вчера создавала,
Вновь державной десницей ковала успех,
Справедливому делу - железный доспех.
Мы забыли!

Но это тебя не коснулось.
Снова даль пред тобою, моряк, развернулась.
У тебя есть корабль и ночная звезда,
Есть и ветер, попутный и добрый всегда,
Есть надежда на случай и на приключенье
Да к далеким путям молодое влеченье,
К вечной смене причалов, событий и мест.
Есть веселый отъезд и веселый приезд,
Чувство гордой свободы и жизни тревожной.
Там, на парусном бриге с оснасткой надежной,
Ты узнаешь излучины синих дорог.
И пускай же в какой-то негаданный срок
Океан, разгрызающий скалы и стены,
Убаюкает бриг белой кипенью пены,
И пускай ураган, накликающий тьму,
Взмахом молнийных крыльев ударит в корму!

У тебя остаются и небо и море,
Молодые орлы, что парят на просторе,
Беззакатное солнце на весь круглый год,
Беспредельные дали, родной небосвод.
Остается язык, несказанно певучий,
Ныне влившийся в хор итальянских созвучий, -
Адриатики вечной живой водоем,
Где Гомер или Данте поют о своем.

Остается сокровище также иное,
Боевой ятаган, да ружье нарезное,
Да штаны из холста, да еще тебе дан
Красный бархатный, золотом шитый кафтан.
Мчится бриг, рассекает он пенную влагу,
Гордый близостью к славному архипелагу.
Остается тебе, удивительный грек,
Разгадать за туманами мраморный брег
Иль тропинку, что жмется к прибрежным откосам,
Да крестьянку, лениво бредущую с возом,
Погоняя прутом своих кротких быков,
Словно вышла она из далеких веков,
Дочь Гомера, дитя великанов, богиня,
Что изваяна на барельефах в Эгине.

Октябрь 1832 г,


Резня на Хиосе, Делакруа:

https://regnum.ru/pictures/2105962/1.html

И какая разница, что эти люди - французы? Или что Байрон - англичанин? Величина души - огромная...

Байрон:

бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!

Эти люди издалека, сделали для Греции больше, чем те, кто давно могли, если хотели бы, сделать для неё гораздо больше. Без ущерба для себя... Мне кажется, что близкие соседи не хотели делать ничего не потому, что не могли, а потому, что боялись, что греки восстановятся. Страх, а не слабость - вот что движет ими. Они предпочитают иметь дело со своими поработителями-мусульманами, чем с возможностью греков возродиться. И как же может народ восстановиться в таких условиях - условиях, в которых ему завидуют даже тогда, когда для зависти нет никаких видимых причин?

Грустно всё это... Болгарам, со времён Василия Болгаробойцы, не на что пенять от греческого соседства с собой. Сами болгары принесли грекам не менее бедствий, чем им принесли греки (и в том числе во времена Василия Болгаробойцы). Я не одобряю жестокость византийского христолюбивейшего императора, так жестоко поступившего с болгарами. Но и болгарские цари - были жестоки. Калоян был ужасом для греков, и носил имя Ромеоктона. И хвалился этим своим именем.

Ну, а к чему вообще помнить из своей истории только самое худшее? Кто старое помянет - тому и глаз вон! Разве нет? Не проще ли просто искать добрососедских отношений? Или что? Важнее говорить, что греки - это вечный враг? Что они предательствовали - даже тогда, когда они этого не совершали? Смыл то в чём? В том, чтобы плодить взаимную ненависть? Отнять клочок земли, на котором не живёшь? Или в чём ещё? Непонятно...
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 4:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Опять же. Ничто из сказанного - не извиняет греков в том, что они были жестоки к туркам. Их извиняет лишь их свободолюбие. Разве справедливо, чтобы одни люди помыкали другими? Чтобы одни были рабами, а другие - хозяевами7 Если нет, то война греков была праведной, и право на неё они имели. А значит, они имели и право на то, чтобы убивать тех, кто по факту являлся их поработителями. И это - вне зависимости от вопросов разности веры. Это была не война христиан против мусульман по большому счёту, а война свободы против рабства. И разве плохо, что победа осталась за свободой? И разве хорошо, что поработители извиняют свою агрессию тем, что у них есть жертвы (в том числе и невинные)? Невинные жертвы были с обеих сторон. Так всегда происходит. Разве нет? Не извиняют жертвы поработителей...

Если бы Османская империя не проводила граней, и воспринимала христиан как равных - вряд ли можно было бы говорить о порабощении. Но ничего этого не было. Не было свобод. Было угнетение. Значит, было рабство. Было унижение. И было право бороться против этого. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО. Как право на то, чтобы дышать...
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 4:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Даром ли стал Ипсиланти генералом русской армии? Не мне судить. Но его отец Константин оказал России услугу в войне 1806 812 годов с Турцией. А сам Александр потерял руку в битве при Дрездене. Георгиос Олимпиос - возвысился в Валахии при отце Александра, Константине. Тогда они и стали знакомы. Тогда же и с Обреновичем сблизились Ипсиланти (всё семейство).
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 1:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И ещё немного о балканской Геополитике 19 века:

И всё-же... Почему же Россия, так горячо поддерживавшая греков при Екатерине Великой, то есть при Матушке Екатерине (и только при ней...) - отказалась поддерживать их в 9 веке? Почему она от них отвернулась? Куда засунули Греческий проект"?

Я думаю... Думаю, что Россия после разгрома Наполеона просто сделала ставку не на ту "лошадку". В России (в лице императора Александра Первого) возникло впечатление, после разгрома Наполеона, что в Центральной Европе воспреобладают чаяния Австрии, выражаемые в тот момент Меттернихом. И Россия сочла за благо пойти навстречу этим самым чаяниям. А в чём заключались чаяния Австрии? Они заключались в том, чтобы удержать Италию. Подавить националистические движения карбонаров. И для этого было жизненно необходимо подавить всё революционное в Европе. Поэтому, Австрия с первого момента всей душой возненавидела Французскую Ревоюцию - великий дестабилизирующий фактор в Европе. Потом эта ненависть плавно перенеслась на Наполеона - великого будоражетеля европейских дел. А после разгрома Наполеона, как казалось австриякам, необходимо было стабилизировать Европу. Австрия в тот момент - носитель консерватизма. Самого затхлого застоя в истории Европы в Новое и Новейшее время. Именно в консервативизме - истоки будущей слабости таких империй, как Австрийская, Османская и Российская. А такие государства, которые стремились к выходу из застоя, Франция, Англия и в некоторой мере (для начала 19 века - в меньшей мере, а для конца 19 и начала 20 века - в большей) Пруссия - они стали передовыми европейскими государствами. Англия, с момента когда отказалась от политики перемен, и стала тоже консервативной - тоже утратила пальму первенства.

Стало быть, корни слабости России к концу 19 века - именно тут... В её ошибках на рубеже 18 и 19 века (когда Россия всё-ещё была передовым государством в Европе, по-крайней мере в военном отношении)...

Итак, сделав ставку против греков, и на поражение Греческого восстания, Россия глубоко ошиблась. Но она не признала своей ошибки. Она и далее, с упорством продолжала настаивать на верности своей изначальной позиции. Никакого нового воспламенения в отношениях России и Греции более не было. И не могло быть... Россия заняла своё положения среди Великих Держав, как нянек Греции. Но не более того. Не от России исходили инициативы. Не она заправляла жизнью Греции...

И что? А то, что Россия, отказавшись от Греции - потеряла её для себя. Греция попала в фарватер Запада. Самые чистые и самые наивные греки, типа Колокотрониса, Димитриса Ипсиланти или Никитараса - продолжали верить в Россию и в её звезду. Но только они... А будущее Греции оказалось за такими политиками, как Александр Маврокордатос и Харилаос Трикупис - англофилов до мозга костей.

Итак... Россия отказалась от Греции. Для этого и были выдуманы штампы о том, какими трусами и негодяями были все наиболее видные гетеристы - например Александр Ипсиланти и Георгакис Олимпиос. Гетеристов выставляли заговорщиками, бунтарями и преступниками (это делали главным образом в Османской империи, Австрийской империи и Российской империи). Любое сообщение о преступной деятельности греков воспринималось с особой радостью (при том, что о большинстве кровавых преступлений турок в России умалчивалось). Россия имела массу причин выступить против Турции. Турками был казнён патриарх... Россия была официальным покровителем православия и православных в Турции. Казалось бы, щекотливая ситуация, которая не могла иметь никакого иного решения со стороны России... Но нет. До выступления против Турции дела не дошло...

Россия (и речь идёт об официальной, государственной линии, а не в позитивных отзывах того или иного фантазёра и романтика Пушкина) погрязла в непризнании праведности греческого освободительного движения. В его неприятии. И чем более проходило времени, тем более становилось очевидно, что России невыгодно и не нужно, чтобы победили греки. Это привело к тому, что "греческой идее" стали искать (и находить) противовесы, в виде славянской и румынской идентичности на Балканах. Сербская, но более всего болгарская идентичность стали противопоставляться гречской идентичности как явления противоположные. Всё, что говорило о болгаризме (как о явлении этническом, противопоставляемом греческому - и конкретно ему) - воспевалось, а всё, что говорило о единстве балканских христиан Болгарии и Греции - гасилось... Липранди, многое сделал для этого. Также как панслависты и славянофилы России... Болгарская идентичность была построена на отрицании греческого, и на основании ненависти к нему. Не меньшей, а зачастую и гораздо большей, чем ненависть к туркам (с которыми болгары давно уже научились уживаться)...

Но ненависть не может порождать ничего кроме ненависти... Разве это - непонятно?

Обвиняя греков в предательстве, в пособничестве туркам - обоснованно или нет, это неважно - болгаризм умышленно ставит акцент на этнической принадлежности таковых предателей и пособников (буде они действительными, или же вымышленными). Для чего? Не надо быть семи пядей во лбу. Это просто стремление столкнуть между собой нации. Но столкновение греков и балканских славян - самим им НЕ НУЖНО. Это - чуждый элемент. Как и элемент сталкивания лбами румын и балканских славян. Кому нужно было такое столкновение? Только тем, кто стремился за счёт него продвигать свои интересы на Балканах. Обычная, банальная, набившая оскомину политика "разделяй и влствуй". Возведённая в ранг самой пошлой и примитивной националистической идеолгии...

Разумеется, греки тоже не без греха. Но к чему... К чему нас ещё и сталкивать между собой? Для чего противопоставлять болгар грекам (или румынам)? У нас - гораздо больше общих интересов. Только вместе мы - сила. Порознь - мы только добыча. Либо для турок, либо для русских, либо для немцев, либо для англичан, либо лоя американцев. Неважно - для кого...

ЕДИНЕНИЕ, чёрт побери! Дружба народов! Взаимное уважение! Банальные, давно забытые истины...

Не слушать всех тех, кто нас стравливает (вынашивая собственные, глупые планы по возвышению над нами за счёт нас же самих, и наших между собой разногласий). Нет никакой правды во взаимной ненависти... Нет, и никогда не было...
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 1678
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вт Мар 12, 2019 4:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Конец 18, и весь 19 век - это век так называемых (УСЛОВНО!) национально-освободительных движений. Итальянские карбонары, сербские повстанцы-автономисты, черногорское движение за независимость, последователи Симона Боливара и иных героев освобождения от Испании, греки, болгары, румыны, пруссаки и прочие немцы (сторонники объединения Германии)...

Россию более всего устраивал сценарий, когда народы Балкан освобождались не сами, а через неё, и за счёт неё. Не столько реально, сколько на словах - "за счёт". То есть: не сделав ничего, получить славу освободителя. Но если невозможно получить подобную славу не сделав ничего - то необходимо было что-то делать. И иногда - весьма и весьма многое. И вот, в таковых условиях, и в подобном контексте, перед нами возникает две парадигмы - греческая, и болгарская. Греки, которые сами сумели начать процесс своего освобождения, довести этот вопрос до его решаемости и добившиеся успеха - ни в коем разе не могли служить хорошим примером для российского восприятия. И то, что Россия не приняла надлежащего участия в этом явлении - этот очевидный промах - не давало возможности к восстановлению предыдущего положения и отношения к грекам времён Матушки-Екатерины. И на этом фоне полной неудачи - огромный успех внешнеполитической линии России, связанный с освобождением Болгарии. Именно такая политическая парадигма успеха требовалась России. Это была полная эйфория... И даже не в масштабах Сан-Стефано, а в масштабах Берлинского конгресса, успех 1878 года был невероятных масштабов, для России. Никогда, ни до, ни после этого, влияние России на Балканах, её вес - не достигал таких размахов. После Крымской войны (где Греция выступила кстати на стороне России... потому что вера в неизменность добрых, дружественных и близко-союзных отношений с Россией - у греков сохранялась) казалось, что такого уже не будет...

Казалось бы, Англии, Франции и Германии было тяжело подорвать таковой огромный авторитет, с этих пор. Но им это удалось... Македонский вопрос - вот кто внёс раскол на Балканы. Греки, болгары и сербы не были готовы к тем уступкам, которые каждый предлагал другому... И всё это привело к ряду трагедий. Сперва - к террору в Македонии в конце 19 и начале 20 века. Потом - к Балканским войнам, а затем - к двум Мировым войнам. Современное состояние дел - это наше наследие от всех этих событий на Балканах... Мне бы не хотелось, чтобы ничего не поменялось, и всё возродилось со временем вновь. Старая ненависть, старая мелочность и низость, тлеющая в сердцах. Народы Балкан, по-крайней мере, на первых порах, хотя-бы одни только православные, должны добиться единения и примирения между собой. Признания некоего статус-кво, и отказа от ненужных взаимных претензий и дрязг, обещающих только распрю на будущее.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS