Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Положение порабощённых христиан в Османской империи (зимми)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 754
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2018 12:32 am    Заголовок сообщения: Положение порабощённых христиан в Османской империи (зимми) Ответить с цитатой

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Центральная система административной власти.

Как мы уже видели, в Осанской империи султан являлся высшим религиозным, политическим и военным лидером, но его власть оставалась бы лишь на бумаге, не будь "рабов Порты", которые являлись исполнителями его воли на всех ключевых позициях государственной иерархии. Местом воспитания государственных, политических и военных служащих был Двор.

Особая речь должна пойти о двух службах Двора - внешней и внутренней. Интерес к изучению первых шагов тех, кому суждено было стать высшими государственными служащими представляет "Внутренняя служба" - микромир белых евнухов и обучающихся служащих и рабов султана - малолетних мальчков, носивших название Iç oğlan. Эти дети происходили исключительно из девширме (devşirme). В результате многолетнего воспитания в одной из имперских школ ичогланы попадали ко Двору для завершения воспитательного цикла. После этого многие из них начинали служить при Дворе, чтобы в дальнейшем подняться по карьерной лестнице, в зависимости от их способностей и благоволения султана. Они могли взойти на высшие должности центральной и провинциальной администрации, или остаться верными охранниками на личной службе своего Господина.

"Внешняя служба", хотя она тоже органически относилась ко Двору, и служила его неотрывной частью, вступала с государственными механизмами и армией (к которой и относилось наибольшее число её служащих) в более непосредственный контакт. Большинство её членов также являлось "рабами Порты", и происходило из числа 'Acemi Oğlan (принявших ислам юношей более старшего возраста, которые были организованы в рамках различных групп полувоенного содержания). У них было много функций, и они обладали значительной властью, поскольку пополняли основные вспомогательные военные службы, которые в случае надобности оказывались непосредственно под рукой султана.

Сразу вслед за султаном в пирамиде власти находился великий везирь - первоначально этот титул давали главнокомандующему армии. Согласно канун-намэ Мехмеда II, великий везирь имел качество "абсолютного представителя" султана по всем вопросам. Однако сам же этот султан ввёл изменение данного института, что стало причиной не только эволюции этой высокой должности, но вообще всего дальнейшего развития империи: он прогнал великого везиря Халиля Чандарли (Halil Çandarli), который, как и его предшественники на этой должности, был свободным мусульманином, и на его место назначил Махмуда Адени (Mahmüd Adeni), который происходил из числа "рабов Порты". Это назначение стало решающим прецедентом: последующие великие везири происходили в основном из числа "рабов Порты" - по-крайней мере в первые века после взятия Константинополя османами, ещё до того как этот необычный институт (институт "рабов Порты") начал приходить в упадок.

Одновременно со своими военными функциями, великий везирь имел в своих руках назначения в центральную и провинциальную администрацию. Кроме того - и это тоже было очень важно - он также являлся представителем султана в правовых вопросах, и уполномеченным сохранять порядок в столице.

Широкие полномочия великого везиря делали эту должность ключевой, и некий амбициозный человек заняв её смог бы представлять угрозу даже для самого султана. Однако, кроме широких полномочий, великий везирь имел и определённые ограничения. Так, прежде чем принять то или иное жизненно важное решение, великий везирь был обязан посоветоваться и с другими членами имперского совета (Divani Hümayün), членом которого он был и сам. Также, ответственный за финансы, именовавшийся дефтердаром (Defterdar), и ответственные за судопроизводство двое кади-аскеров (Kadi-asker), назначались самим султаном и являлись его непосредственными представителями в вопросах в которых они были уполномочены. То же самое касается командира янычар - Yeniçeri Ağasi, который также назначался напрямик султаном. Также адмирал флота, именовавшийся капудан-пашой (Kapudan Paşa), тоже назначался напрямик султаном, и в определённой мере он обладал независимостью в вопросах касавшихся флота, и в первую очередь в вопросах назначения офицеров флота.

Конечно, несмотря на подобные ограничения, великий везирь владел последним словом при решениях правительства, а также в вопросах координирования действий различных его членов. Тем самым достигалось действие правительства под его надзором без всяких разночтений, тогда как серьёзные ограничения в его полномочиях, указанные выше, обеспечивали султану место на вершине власти. Однако и султан, несмотря на абсолютность своего могущества следуя священному закону шариата, тоже в некотором роде был ограничен, поскольку он не должен был, и по сути дела не мог, отвергнуть решения имперского совета (дивана), которые великий везирь подавал ему для утверждения. По сути дела, великий везирь являлся до некоторой степени мозгом государственной машины и её функциональности. Личная печать, которую султан одалживал ему в ходе церемонии его назначения на должность, являлась чем-то более существенным, чем простой символ власти. Также, некоторые права, присущие исключительно великому везирю, как например лишь его право переписки с султаном, и лишь его право, за исключением только султана, нести знамя Пророка во время войны, являлись показательными для его высокой должности. С середины XVII века его обилище являлся одновременно высшим государственным учреждением, где решались все государственные вопросы, за исключением финансовых.

В подчинении великого везиря находились три должностных лица с большими (особенно с XVII века) полномочиями: его уполномоченный в делах политических и военных - кахъя-бей (Kahya Bey), ответственный за жалобы, подаваемые в государственный совет и вообще за все судебные дела - чавуш-баши (Çavuş Başi), а также главный секретарь имперского совета - реис-ул-куттаб (Re'isü'l Kuttab), который одновременно хранил архив с различными договорами и правилами. В XIX веке эти три чиновника эволюционировали, соответственно, в министров Внутренних Дел, Правосудия, а также Иностранных Дел.

Другие высшие чиновники, также являвшиеся членами императорского совета, тоже имели полномочия, которые касались вопросов первой важности для Османской империи в первые века её существования. Двое казаскеров (один для Балкан, а другой для Анатолии) были уполномочены в вопросах права. Дефтердар, как мы уже видели, имел под своей властью вопросы связанные с финансами. Ещё один высший чиновник, нишанджи (Nişanci), являлся общим архиварием правительства, и он заботился о том, чтобы различные правительственные указы соответствовали духу и букве закона. Великий везирь, два казаскера, дефтердар и нишанджи, которые занимали высшие посты в правительстве, были известны под общим наименованием "столпы владений".

Улемы ('Ulema), официальные толкователи мусульманского обычного права, представляли из себя виднейших людей империи, и не зависели от великого везиря. Улемы, как и их предводитель, шейх-уль-ислам (Şeyhü'l-Islam), не обладали правительственными полномочиями. Однако с течением времени шейх-уль-ислам приобрёл более широкие полномоочия, и некоторые права при назначении кадиев (судей руководствовавшихся принципами права шариата) в наиболее важные регионы. Немаловажное влияние оказывал и шейх султана - его духовный советник. Нередко шейхи султана могли играть решающую роль даже при принятии решений в вопросах политики.

Система тимаров и тимариоты.

Характерна для первого периода османской истории терпимость к христианским тимариотам, так называемым Kafir Sepahiler, как их именуют старинные османские хроники, или Hiristiyan-Sipahiler, как они ещё зовутся. Но постоянное тесное общение христианских тимариотов с турками, а также их общие интересыс завоевателями, их униженное по сравнении с последними положение, связанное в первую очередь с разницей в вере, принуждали их или их потомков рано или поздно либо покидать свои тимары, либо переходить в ислам. Так, византийские прониарии Македонии или их потомки, как кажется, были исламизированы довольно быстро. Но и спахии Пелопоннеса были все лишены своих тимаров в самом начале правления Сулеймана Великолепного как результат мятежных брожений, сделавших их подозрительными в глазах османских властей. Примерно через век упоминается массовая исламизация спахиев Эпира. Согласно одной из версий, это произошло сразу после победы осман над персами. Согласно этой версии, в началеибитвы турки были разбиты персами и обратились в бегство. Над ними нависла угроза полного уничтожения. В этот критический момент 12.000 эпирских спахиев подняли знамёна со святым Георшием и ринулись в бой. Они сумели отразить персов и изменить исход сражения. Однако униженные турецкие военачальники в своём отчёте султану подчёркивали ему большую угрозу для империи в присутствии таких христианских отрядов в составе её войск. Под воздействием подобных советов, напуганный диван издал указ, воспрещавший любому христианину спахию продолжать пользоваться своими льготами, если он не перейдёт в ислам. Поэтому некоторые эпиротские спахии были вынуждены бросить свои тимары, но большинство из них перешло в ислам.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОРАБОЩЁННЫХ ГРЕКОВ

Теоретические рамки положения зимми согласно шариату в Османской империи.

Один из юрисконсультов шариата, авторитетных в Османской империи, пишет: "Нельзя говорить, что их вера разрешена, потому что как можно допускать неуважение? Ей просто не чинятся препятствия".

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...


Последний раз редактировалось: andy4675 (Вт Июл 03, 2018 10:23 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 754
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2018 5:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Способ удаления половых органов у евнухов мог быть различным. Многим отрезали половые органы целиком, затем прижигали это место горячим маслом, и для того чтобы они могли мочиться приделывалась специальная трубочка. Другим удаляли только половой член (оставляя тестикулы), иным отрезали или раздавливали тестикулы. Поскольку чёрные евнухи как правило относились к первой из указанных категорий, они считались идеальными для охраны гарема, тогда как белые евнухи отвечали за охрану "Башни Счастья" (Баб ус Сааде) или "Башни Белых Евнухов с титулом Аги" (Ак Агалар Каписи), которая вела к третьему двору дворца. Также евнухи назначались на различные государственные посты, или на службу лично султану. Главой белых евнухов был капи-ага - Великий Белый Евнух, имевший право разговаривать напрямик с султаном, контролировал всю султанскую документацию и почту, и также надзирал за больницами.

Молодые евнухи, прибывавшие ко двору, обычно получали имена цветов, обучались и поступали на службу жёнам и наложницам и в гарем, контролируя и надзирая за всеми движениями женщин.

Несмотря на утрату своего мужества, и постоянную проверку у придворных врачей, многие евнухи завязывали отношения с молодыми наложницами. Нередко такие связи создавали отношения безумной страсти между евнухом и наложницей.

Во-главе чёрных евнухов был кизлар-ага, Великий Чёрный Евнух - он был третьим в османской иерархии после великого везиря и шейх-уль-ислама. Он стоял во главе отряда балтаджи (копье-топороносцев) в султанской армии. Он мог встречать султана когда хотел, и служил лицом, связующим султана с великим везирем и с валиде-султан. Он организовывал все царские праздненства, а также подбирал для гарема новых наложниц, и накладывал наказания или отдавал приказы об исполнении приговора о казни всем, кто пал до нарушения.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS