Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Положение порабощённых христиан в Османской империи (зимми)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2018 12:32 am    Заголовок сообщения: Положение порабощённых христиан в Османской империи (зимми) Ответить с цитатой

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА

Центральная система административной власти.

Как мы уже видели, в Осанской империи султан являлся высшим религиозным, политическим и военным лидером, но его власть оставалась бы лишь на бумаге, не будь "рабов Порты", которые являлись исполнителями его воли на всех ключевых позициях государственной иерархии. Местом воспитания государственных, политических и военных служащих был Двор.

Особая речь должна пойти о двух службах Двора - внешней и внутренней. Интерес к изучению первых шагов тех, кому суждено было стать высшими государственными служащими представляет "Внутренняя служба" - микромир белых евнухов и обучающихся служащих и рабов султана - малолетних мальчков, носивших название Iç oğlan. Эти дети происходили исключительно из девширме (devşirme). В результате многолетнего воспитания в одной из имперских школ ичогланы попадали ко Двору для завершения воспитательного цикла. После этого многие из них начинали служить при Дворе, чтобы в дальнейшем подняться по карьерной лестнице, в зависимости от их способностей и благоволения султана. Они могли взойти на высшие должности центральной и провинциальной администрации, или остаться верными охранниками на личной службе своего Господина.

"Внешняя служба", хотя она тоже органически относилась ко Двору, и служила его неотрывной частью, вступала с государственными механизмами и армией (к которой и относилось наибольшее число её служащих) в более непосредственный контакт. Большинство её членов также являлось "рабами Порты", и происходило из числа 'Acemi Oğlan (принявших ислам юношей более старшего возраста, которые были организованы в рамках различных групп полувоенного содержания). У них было много функций, и они обладали значительной властью, поскольку пополняли основные вспомогательные военные службы, которые в случае надобности оказывались непосредственно под рукой султана.

Сразу вслед за султаном в пирамиде власти находился великий везирь - первоначально этот титул давали главнокомандующему армии. Согласно канун-намэ Мехмеда II, великий везирь имел качество "абсолютного представителя" султана по всем вопросам. Однако сам же этот султан ввёл изменение данного института, что стало причиной не только эволюции этой высокой должности, но вообще всего дальнейшего развития империи: он прогнал великого везиря Халиля Чандарли (Halil Çandarli), который, как и его предшественники на этой должности, был свободным мусульманином, и на его место назначил Махмуда Адени (Mahmüd Adeni), который происходил из числа "рабов Порты". Это назначение стало решающим прецедентом: последующие великие везири происходили в основном из числа "рабов Порты" - по-крайней мере в первые века после взятия Константинополя османами, ещё до того как этот необычный институт (институт "рабов Порты") начал приходить в упадок.

Одновременно со своими военными функциями, великий везирь имел в своих руках назначения в центральную и провинциальную администрацию. Кроме того - и это тоже было очень важно - он также являлся представителем султана в правовых вопросах, и уполномеченным сохранять порядок в столице.

Широкие полномочия великого везиря делали эту должность ключевой, и некий амбициозный человек заняв её смог бы представлять угрозу даже для самого султана. Однако, кроме широких полномочий, великий везирь имел и определённые ограничения. Так, прежде чем принять то или иное жизненно важное решение, великий везирь был обязан посоветоваться и с другими членами имперского совета (Divani Hümayün), членом которого он был и сам. Также, ответственный за финансы, именовавшийся дефтердаром (Defterdar), и ответственные за судопроизводство двое кади-аскеров (Kadi-asker), назначались самим султаном и являлись его непосредственными представителями в вопросах в которых они были уполномочены. То же самое касается командира янычар - Yeniçeri Ağasi, который также назначался напрямик султаном. Также адмирал флота, именовавшийся капудан-пашой (Kapudan Paşa), тоже назначался напрямик султаном, и в определённой мере он обладал независимостью в вопросах касавшихся флота, и в первую очередь в вопросах назначения офицеров флота.

Конечно, несмотря на подобные ограничения, великий везирь владел последним словом при решениях правительства, а также в вопросах координирования действий различных его членов. Тем самым достигалось действие правительства под его надзором без всяких разночтений, тогда как серьёзные ограничения в его полномочиях, указанные выше, обеспечивали султану место на вершине власти. Однако и султан, несмотря на абсолютность своего могущества следуя священному закону шариата, тоже в некотором роде был ограничен, поскольку он не должен был, и по сути дела не мог, отвергнуть решения имперского совета (дивана), которые великий везирь подавал ему для утверждения. По сути дела, великий везирь являлся до некоторой степени мозгом государственной машины и её функциональности. Личная печать, которую султан одалживал ему в ходе церемонии его назначения на должность, являлась чем-то более существенным, чем простой символ власти. Также, некоторые права, присущие исключительно великому везирю, как например лишь его право переписки с султаном, и лишь его право, за исключением только султана, нести знамя Пророка во время войны, являлись показательными для его высокой должности. С середины XVII века его обилище являлся одновременно высшим государственным учреждением, где решались все государственные вопросы, за исключением финансовых.

В подчинении великого везиря находились три должностных лица с большими (особенно с XVII века) полномочиями: его уполномоченный в делах политических и военных - кахъя-бей (Kahya Bey), ответственный за жалобы, подаваемые в государственный совет и вообще за все судебные дела - чавуш-баши (Çavuş Başi), а также главный секретарь имперского совета - реис-ул-куттаб (Re'isü'l Kuttab), который одновременно хранил архив с различными договорами и правилами. В XIX веке эти три чиновника эволюционировали, соответственно, в министров Внутренних Дел, Правосудия, а также Иностранных Дел.

Другие высшие чиновники, также являвшиеся членами императорского совета, тоже имели полномочия, которые касались вопросов первой важности для Османской империи в первые века её существования. Двое казаскеров (один для Балкан, а другой для Анатолии) были уполномочены в вопросах права. Дефтердар, как мы уже видели, имел под своей властью вопросы связанные с финансами. Ещё один высший чиновник, нишанджи (Nişanci), являлся общим архиварием правительства, и он заботился о том, чтобы различные правительственные указы соответствовали духу и букве закона. Великий везирь, два казаскера, дефтердар и нишанджи, которые занимали высшие посты в правительстве, были известны под общим наименованием "столпы владений".

Улемы ('Ulema), официальные толкователи мусульманского обычного права, представляли из себя виднейших людей империи, и не зависели от великого везиря. Улемы, как и их предводитель, шейх-уль-ислам (Şeyhü'l-Islam), не обладали правительственными полномочиями. Однако с течением времени шейх-уль-ислам приобрёл более широкие полномоочия, и некоторые права при назначении кадиев (судей руководствовавшихся принципами права шариата) в наиболее важные регионы. Немаловажное влияние оказывал и шейх султана - его духовный советник. Нередко шейхи султана могли играть решающую роль даже при принятии решений в вопросах политики.

Система тимаров и тимариоты.

Характерна для первого периода османской истории терпимость к христианским тимариотам, так называемым Kafir Sepahiler, как их именуют старинные османские хроники, или Hiristiyan-Sipahiler, как они ещё зовутся. Но постоянное тесное общение христианских тимариотов с турками, а также их общие интересыс завоевателями, их униженное по сравнении с последними положение, связанное в первую очередь с разницей в вере, принуждали их или их потомков рано или поздно либо покидать свои тимары, либо переходить в ислам. Так, византийские прониарии Македонии или их потомки, как кажется, были исламизированы довольно быстро. Но и спахии Пелопоннеса были все лишены своих тимаров в самом начале правления Сулеймана Великолепного как результат мятежных брожений, сделавших их подозрительными в глазах османских властей. Примерно через век упоминается массовая исламизация спахиев Эпира. Согласно одной из версий, это произошло сразу после победы осман над персами. Согласно этой версии, в началеибитвы турки были разбиты персами и обратились в бегство. Над ними нависла угроза полного уничтожения. В этот критический момент 12.000 эпирских спахиев подняли знамёна со святым Георшием и ринулись в бой. Они сумели отразить персов и изменить исход сражения. Однако униженные турецкие военачальники в своём отчёте султану подчёркивали ему большую угрозу для империи в присутствии таких христианских отрядов в составе её войск. Под воздействием подобных советов, напуганный диван издал указ, воспрещавший любому христианину спахию продолжать пользоваться своими льготами, если он не перейдёт в ислам. Поэтому некоторые эпиротские спахии были вынуждены бросить свои тимары, но большинство из них перешло в ислам.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОРАБОЩЁННЫХ ГРЕКОВ

Теоретические рамки положения зимми согласно шариату в Османской империи.

Один из юрисконсультов шариата, авторитетных в Османской империи, пишет: "Нельзя говорить, что их вера разрешена, потому что как можно допускать неуважение? Ей просто не чинятся препятствия".

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...


Последний раз редактировалось: andy4675 (Вт Июл 03, 2018 10:23 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2018 5:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Способ удаления половых органов у евнухов мог быть различным. Многим отрезали половые органы целиком, затем прижигали это место горячим маслом, и для того чтобы они могли мочиться приделывалась специальная трубочка. Другим удаляли только половой член (оставляя тестикулы), иным отрезали или раздавливали тестикулы. Поскольку чёрные евнухи как правило относились к первой из указанных категорий, они считались идеальными для охраны гарема, тогда как белые евнухи отвечали за охрану "Башни Счастья" (Баб ус Сааде) или "Башни Белых Евнухов с титулом Аги" (Ак Агалар Каписи), которая вела к третьему двору дворца. Также евнухи назначались на различные государственные посты, или на службу лично султану. Главой белых евнухов был капи-ага - Великий Белый Евнух, имевший право разговаривать напрямик с султаном, контролировал всю султанскую документацию и почту, и также надзирал за больницами.

Молодые евнухи, прибывавшие ко двору, обычно получали имена цветов, обучались и поступали на службу жёнам и наложницам и в гарем, контролируя и надзирая за всеми движениями женщин.

Несмотря на утрату своего мужества, и постоянную проверку у придворных врачей, многие евнухи завязывали отношения с молодыми наложницами. Нередко такие связи создавали отношения безумной страсти между евнухом и наложницей.

Во-главе чёрных евнухов был кизлар-ага, Великий Чёрный Евнух - он был третьим в османской иерархии после великого везиря и шейх-уль-ислама. Он стоял во главе отряда балтаджи (копье-топороносцев) в султанской армии. Он мог встречать султана когда хотел, и служил лицом, связующим султана с великим везирем и с валиде-султан. Он организовывал все царские праздненства, а также подбирал для гарема новых наложниц, и накладывал наказания или отдавал приказы об исполнении приговора о казни всем, кто пал до нарушения.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пт Дек 02, 2022 4:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Запрет на ношение зимми оружия (либо обладания ими его) - он распространялся только на них, и за обладание оружия карали лишь их, тогда как мусульмане могли вполне законно публично ходить при оружии (которым они зачастую пользовались, без реальных для себя последствий со стороны суда):

Цитата:
зимми запрещалось иметь оружие, они становились полностью зависимыми от захватчиков.


https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Ijeor/04.php

Унижение зимми в Османской империи в связи с принудительной распознаваемой одеждой, которую они носили:

Цитата:
Зимми легко распознавались по отличным от остальных групп населения костюмам, и запросто могли быть остановлены на улице.


Унижение и поражение в правах зимми (то есть категории населения, которая включала в Османской империи исключительно подданных из числа христиан и евреев) в связи с выплатой ими подушного налога (джизьи) - которому мусульманское население не подлежало:

Цитата:
Согласно предписаниям некоторых юристов, этот подушный налог должен был выплачиваться каждым человеком лично во время унизительной публичной церемонии: зимми, платя налог, получал удар по голове или по затылку.


Цитата:

Обладание свидетельством уплаты джизья — первоначально это был кусок пергамента, обернутый вокруг шеи, или особая печать на запястье или на груди — давало зимми возможность передвижения с места на место. Зимми, путешествовавший без этого знака, мог быть подвергнут суду. Печать об уплате джизья, отличавшая зимми, стала восприниматься вскоре как знак бесчестия. Позднее, в Османской империи, этот знак должен был предъявляться по первому же требованию сборщика налогов с угрозой немедленного лишения свободы.


Другие налоги на зимми:

Цитата:

Зимми платили также более высокие коммерческие налоги и дорожные сборы, нежели мусульмане.


Не предусмотренные законодательно взимания, выбивавшиеся с зимми через угрозы, вымогательство ииприменение насилия:

Цитата:

Позднее, в Османской империи, в XVIII столетии христианские церковные деятели и представители знати заключались в тюрьму и подвергались пыткам, пока за них не давали выкуп.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пт Дек 02, 2022 5:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Перевирание мусульманскими властями Ветхого и Нового Завета, навязывание ими собственной их интерпретации, и связанные с этим унижения зимми:

Цитата:

СЕГРЕГАЦИЯ И УНИЖЕНИЯ
Зимма по самой сути своей предполагала унижение зимми, обвинявшихся в непрестанном распространении фальшивых версий Старого и Нового Заветов, в которых, как полагали мусульмане, Божественное откровение, предсказывавшее приход Мухаммада, извращалось и искажалось. Приверженность зимми своим заблуждениям явно была знаком их дьявольской природы, а, значит, их следует отделять от общества правоверных и подвергать унижениям.


Кварталы зимми и их дома (описываемое касается и порядков в Османской империи):

Цитата:

К концу средних веков за малым исключением были созданы специальные кварталы для расселения неверных, и за пределами этих кварталов они не могли приобретать ни земли, ни строений. Как по размерам, так и по внешнему виду их дома должны были быть хуже домов мусульман. Дома зимми разрушались, если они превышали установленные традицией размеры.


Запрет на обладаниезимми (в том числе и евреями) рабами людей из числа принявших Ислам (вся антихристианская библиография современных евреев и их поборников пестрит заклеймлением того факта, что в Византии евреям в какой-то момент запретили иметь рабами христиан, тогда как аналогичный запрет мусульманами (и в том числе османами) такие авторы-пропагандисты упомянуть забывают):

Цитата:

Зимми не было позволено иметь рабов, обращенных в ислам


Мусульманам дозволялось иметь жену из числа зимми (при всей их полигамии), а имевшим лишь единственную жену христианам и евреям брать жену из мусульманок вомпрещалось под угрозой смертной казни:

Цитата:

Брак или любовная связь между зимми и мусульманкой каралась смертной казнью, но мусульманин мог жениться на женщине зимми.


Оброк на евреев, армян и несториан в Курдистане:

Цитата:

Евреи, несториане [4] и армяне Курдистана по прихоти своих господ облагались оброком.


Услуги, оказывавшиеся властям в виде общественных работ, налогавшаяся на евреев Туниса (который веками входил в состав Османской империи):

Цитата:

В Тунисе евреи могли быть привлечены к общественным работам, таким, как промывка цистерн для сбора питьевой воды, строительство мостов и т.д., и должны были снабжать армию всем, что могло ей понадобиться.


Услуги зимми в виде исполнения унизительных общественных работ:

Цитата:

На долю зимми выпадали самые унизительные работы.


Унизительные общественные работы евреев Йемена в 1806 - 1950 годах (в 1872 - 1904/1918 годах Йемен входил в состав Османской империи):

Цитата:
В Йемене эдикт 1806 года, остававшийся к силе вплоть до 1950 года, когда йеменские евреи переселились в Израиль, обязывал евреев убирать мертвых животных и очищать общественные уборные даже но субботам.


Другой унизительный закон, действовавший в Йемене (очевидно, и при османах) относительно евреев (по сути, он касался всех зимми):

Цитата:

В Йемене и Марокко зимми обязаны были изымать мозги и солить головы казненных врагов султана, выставлявшиеся затем на городских стенах.


Запрет в исламских странах (включая Империю осман) для зимми передвигаться в городе на животных (частично распространявшийся и за пределы города - исключение мог в последнем случае составлять лишь осёл или мул) - лишь в некоторых случаях зимми дозволялось для этих целей, с оговорками, использовать мулов-ослов:

Цитата:

Считалось большим оскорблением, если зимми использовал для своего передвижения таких благородных животных, как лошадь или верблюд. Вне города ему было разрешено ездить на осле, но в определенные периоды даже это допускалось лишь в особых случаях.


Соответствующий запрет для зимми в Каире времён Османского владычества:

Цитата:

В 1697 году француз, посетивший Каир, обратил внимание па то, что христиане могли ездить только на ослах и должны были слезать с них, поравнявшись со знатными мусульманами, «так как христианину следует появляться перед мусульманином только в униженном положении».

...

Для египетских евреев запрет на езду на лошади или верблюде был в силе еще и в 1948 году, причем при езде на ослах они обязаны были сидеть боком.


Аналогичный закон в других подчинённых османам землях (Йемен, Ирак, Ливия):

Цитата:

В Йемене и в отдаленных районах Марокко, Ливии, Ирака и Персии вплоть до начала XX века еврей должен был слезать со своего мула, проезжая мимо мусульманина. Если он не делал, то мусульманин был вправе повалить его на землю.


В Дамаске при османах и во время временной Египетской оккупации зимми вообще запрещалось использовать животных для своего передвижения:

Цитата:

Испанец Доминго Бадия из Леблиха, путешествовавший и писавший под именем Али Бей в начале XIX столетия, отмечал, что ни одному христианину или еврею в Дамаске не было разрешено ездить даже на муле. Когда в 1833 году во времена считавшейся терпимой египетской оккупации вновь назначенному французскому консулу власти разрешили ездить по улицам Дамаска, начались беспорядки.


Унижение зимми мусульманами на улице, и запрет зимми собираться и разговаривать на улице:

Цитата:

Зимми не разрешалось собираться группами на улице и разговаривать. Они должны были ходить с потупленными глазами и только позади мусульман, имевших право отталкивать их.


Аналогичное унижение зимми конкретно в Йемене - запреты, наложенные на них при общении с мусульманами:

Цитата:

В Йемене считалось проявлением враждебности со стороны зимми глядеть на обнаженного мусульманина. Стоя перед мусульманином, зимми должен был говорить тихо и только тогда, когда ему это разрешалось.


Унижение евреев в Палестине до середины 19 века:

Цитата:

Вплоть до середины 1У?го столетия с евреями плохо обращались и их постоянно унижали на улицах Иерусалима, Хеврона, Тверии и Цфата.


Положение зимми в Северной Африке и Йемене до начала 20 века - в них розволялось детям мусульман бросать в зимми камни:

Цитата:

Путешественники по Магрибу и Йемену рассказывали о существовании подобных обычаев даже еще в XX столетии. Слауч в начале XX века сообщает, что в Бу Зайне (Ливия) у арабских детей было в обычае забрасывать камнями проходивших мимо евреев.


Аналогичные меры против зимми в Палестине:

Цитата:

Эти трогательные проявления жалости и терпимости в столь нежном возрасте не ограничивались распространением в отдаленных регионах и небыли направлены исключительно против евреев. Британские миссионеры, посетившие Иерусалим в 1834 году, записывали:

«Когда, облокотясь о парапет пруда Бетесда, мы предавались мыслям о прошлом, мальчишки?мусульмане стали собирать камни и кидать ими в нас с криком: „Назарани!“ („Христиане“!). Оказывается, мы подошли к дверям мечети ближе, чем это позволено христианам».


Прещения против зимми, связанные с их домами, магазинами и кварталами (пример османских владений в Северной Африке, Йемене и Сирии), и запрет зимми ходить по некоторым улицам городов:

Цитата:

Путешественники по Персии и Йемену в начале XX столетия отмечали низкие притолоки дверей, заставлявшие зимми нагибаться при входе в свои дома. Еврейский квартал Саны, население которого составляло несколько тысяч человек, по контрасту с остальными районами города ночами оставался без света, и гам никогда не убирался мусор.

...

обязанность евреев и христиан Дамаска делать пороги своих магазинов ниже уровня улицы.

...

В Персии, Йемене и Северной Африке вплоть до XIX столетия евреям не разрешалось ходить по определенным улицам города. Они жили в особых кварталах, откуда не имели права выйти после захода солнца. Этот обычай практиковался в Йемене вплоть до эмиграции йеменских евреев в Израиль в 1949?50 годах


Отказ в некоторых местах от охраны мусульманскими властями кварталов зимми от преступников и нападений:

Цитата:

Закрытые ворота квартала зимми не всегда служили целям охраны их обитателей от нападения или грабежа.

...

Местные еврейские хроники Магриба дают нам возможность почувствовать всю нищету еврейских кварталов, а также ужас и отчаянье их обитателей, часто становившихся жертвами грабежей или погромов.


Положение зимми, хотя иногда в его отношении наблюдались полегчения (а иногда и утяжеления...),, в целом никогда не переставало быть униженным:

Цитата:

Запреты на передвижение зимми и свободное расселение варьировались в зависимости от времени и места.


Мусульмане нередко прибегали к депортации зимми - практиковалась эта мера и в отношении зимми в Османской империи:

Цитата:

Практиковались также депортации и изгнания зимми из некоторых городов и территорий.


Запрет на расселение зимми в некоторых местах и городах:

Цитата:

Некоторые города были полностью закрыты для евреев, так как их присутствие могло нарушить святость данного места. По тем же самым причинам уже в наши дни немусульманам не разрешается вступать в пределы Мекки или Медины.


Унижения иностранноподданных немусульман в Северной Африке:

Цитата:

Запреты, распространявшиеся на иностранцев христиан, могли быть даже более строгими, нежели те, которым обязаны были подчиняться местные зимми. В Северной Африке им было разрешено селиться только в нескольких прибрежных городах, где они объединялись в фундук (постоялый двор), патронируемый консулом. Если они изъявляли желание посетить места в глубине страны, они должны были приобрести специальное разрешение или выдавать себя за евреев. Если они приходили и мусульманский город, они считались слишком нечистыми, чтобы оставаться в исламской части города, и поэтому они должны были селиться в еврейском квартале. Европейцы, на протяжении всего XIX столетия но соображениям безопасности или из?за дискриминационных мер мусульман находившие убежище среди евреев, оставили полное и детальное описание жалкого существования последних.


Сказанное ниже - для Османской империи недействительно - евреи имели привилегированное отношение от осман в сравнении с христианами (по-крайней мере в Европейских провинциях - в Сирии, конечно, христиане-марониты имели лучшее положение, чем евреи). А в 19 веке - положение евреев Османской империи в связи с политикой Танзимата улучшилось тем более (уже со времён Наполеона, амзатем Палмерстона, евреи пользовались невиданной поддержкой ведущих европейских держав, не говоря уже о могущественной еврейской диаспоре в Европе и США):

Цитата:

Европейцы, на протяжении всего XIX столетия но соображениям безопасности или из?за дискриминационных мер мусульман находившие убежище среди евреев, оставили полное и детальное описание жалкого существования последних. Несмотря на предубеждения, свойственные этой эпохе, преследования евреев возбуждали жалость и сострадание путешественников, в особенности миссионеров, полагавших, что несчастья могут подвигнуть евреев принять христианство, ибо, находясь под защитой иностранных государств, христиане обладали все же значительными привилегиями.


Рабское положение зимми в отношении мусульман в некоторых частях Йемена и Ливии:

Цитата:

И некоторых районах (во внутренней Триполитании, в горах Атласа и в Йемене) евреи зачастую становились собственностью своих мусульманских хозяев и не обладали правом покидать их. Они могли выжить, только подчинившись условиям, при которых хозяин эксплуатировал их, но все же защищал, так же как он защищал свое имущество, шатры и домашних животных.


Превращение расовой дискриминации на неарабов в религиозную дискриминацию на немусульман:

Цитата:

по мере того, как в правление Аббасидов все больше усиливалась исламизация, расовая дискриминация не арабов уменьшалась, тогда как религиозная дискриминация увеличивалась.


Дискриминация в одежде и запретах, связанных с ней:

Цитата:

отличие в костюме было, по?видимому, изобретением арабов.

...

Так, существовало множество законов, регулирующих ношение зимми верхнего платья (цвет, фасон, размеры), определяющих вид тюрбанов, обуви и седел, а также платьев их жен, детей и слуг. Зимми часто нарушали эти унизительные предписания и, соответственно, несли за это наказание.

...

Многие источники отмечают, что зимми были субъектом унизительных предписаний еще и в 19?м веке. Вплоть до 1875 года евреи Туниса могли носить только голубой и черный бурнус; их обувь и головной убор тоже должны были быть черными. В Триполи (Ливия) евреям было предписано носить отличительный голубой знак.

...

Али Бей упоминает темные цвета, которые были принуждены носить евреи и христиане Иерусалима в начале XIX столетия. Доктор Лорте обращал внимание на черные тюрбаны евреев Цфата в 1850 году. Возможно, эти головные уборы были просто традицией, унаследованной от прошлых времен, так как в 1856 году власти Османской империи ликвидировали религиозную дискриминацию и провозгласили свободу вероисповедания


Объяснение, почему положение христиан в мусульманских странах было тяжелее положения в них евреев:

Цитата:

Войны между исламом и христианским миром в средние века создали подходящие условия для гонений на зимми, а также для усиления дискриминационных законов. Поскольку христиане составляли значительную часть населения дар ал?ислам, они становились — по тем или иным причинам — главными жертвами религиозных преследований. Часто обвинявшиеся в сотрудничестве с соседней Византией и с врагами ислама, они страдали от последствий крестовых походов и испанской Реконкисты; на их положении сказывались также преследования мусульман, живших под христианским владычеством.


Общее положение зимми в исламских странах (включая Османскую империю):

Цитата:

Эти примеры призваны проиллюстрировать общий характер системы угнетения, оправдываемой принципом неравенства между мусульманами и зимми. Но, помимо этого, постоянными случниками жизни были войны, нашествия, эпидемии, деспотизм и волны фанатизма. Эти бедствия обрушивались на всех, но в особенности страдали от них зимми. Отверженные остальным обществом, будучи постоянными объектами ненависти и унижения, они подвергались почти полному истреблению в периоды погромов, насильственных обращений и роста запретов. Бывали периоды, когда благодаря своему трудолюбию и способностям они достигали благосостояния, вызывавшего зависть мусульман; угнетаемые, нередко лишавшиеся в один момент всего нажитого ими добра, зимми часто эмигрировали.

Случайно сохранившиеся записи об исчезновении некоторых общин позволяют составить представление и о судьбе подобных общин, исчезнувших без следа. Этот процесс не был результатом войн, причина кроется в другом: члены этих общин, будучи немусульманами и не имея права на владение оружием, жили в состоянии вечной тревоги, надеясь лишь на снисходительную терпимость завоевателей.


https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Ijeor/06.php

Йеор Бат, "Зимми" - об униженном положении зимми (христианских и иудейских подданных), с урезанием фундаментальных прав, в мусульманских странах, в которых действовал закон шариата (в число таких стран входила и Османская империя) в отношении правосудия и судебного делопроизводства:

Цитата:

Каждый судебный случай, в который были повлечены зимми и мусульмане, рассматривался исходя из законов Корана. Хотя сама идея справедливости подразумевает равенство сторон перед законом, зимми не разрешалось свидетельствовать против мусульман. Поскольку их показания были недействительны в исламском суде, то мусульманский оппонент мог быть осужден только с очень большим трудом. Для того чтобы защитить себя, зимми приходилось покупать мусульман свидетелей за очень большую плату.


https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Ijeor/05.php

То есть положение разных категорий зимми было униженным, но неравным. В целом, положение евреев было лучше положения христиан. А связано это было с тем, что тогда, как христиане вызывали опасения властей Османской империи, в связи с их демографической мощью и многочисленностью, малочисленные еареи рассматривались - особенно на территориях, где численно преобладали христиане - скорее как союзники осман против коренного христианского населения в любых случаях противостояния с ним.

В этом отношении несколько особняком стоит пример Крыма и Крымского ханства - вассального османам. Там удалось сохранить исконную многочисленную еврейскую общину (тогда как в остальных частях Османской империи (Ьалканы, Палестина, Малая Азия, Сирия, Северная Африка) евреи являлись в родавляющем большинстве не местными, а беженцами из Западной Европы), и отношения властей с местными иудейскими общинами складывались по своему.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Сб Дек 03, 2022 7:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Йеор Бат, "Зимми" - об униженном положении зимми (христианских и иудейских подданных), с урезанием фундаментальных прав, в мусульманских странах, в которых действовал закон шариата (в число таких стран входила и Османская империя) в отношении правосудия и судебного делопроизводства:

Цитата:

Каждый судебный случай, в который были повлечены зимми и мусульмане, рассматривался исходя из законов Корана. Хотя сама идея справедливости подразумевает равенство сторон перед законом, зимми не разрешалось свидетельствовать против мусульман. Поскольку их показания были недействительны в исламском суде, то мусульманский оппонент мог быть осужден только с очень большим трудом. Для того чтобы защитить себя, зимми приходилось покупать мусульман свидетелей за очень большую плату.


Некоторое послабление в отношении зимми в Сельджукском султанате и Османской империи после начала внедрения там политики Танджимата, с 1839 года (надо сказать, что в большинстве случаев кадии всё-равно продолжали судить по старинке, опираясь на нормы шариата, хотя приговоры в отношени иноверцев и становятся гораздо мягче, чем в предшествующий многовековой период рабства христиан в 11 - сер. 19 века):

Цитата:
Отказ религиозных мусульманских судов принимать свидетельства зимми базировался на хадисах, утверждавших, что неверные — испорченные и вредоносные люди, так как они обдуманно отрицают верховенство ислама. По той же самой причине мусульманин никогда не приговаривался к смертной казни на основании свидетельства немусульманина. В соответствии с хадисом, приписываемому Мухаммаду (в комментарии Муслима, ум. 874): «Ни один мусульманин не умрет, но Аллах поместит вместо него еврея или христианина в геенну огненную».

...

Однако существовали исключения из правил, и сохранились записи отдельных судебных процессов в мусульманских религиозных судах (шариат), из которых следует, что иногда принимались свидетельства зимми. В 19 м столетии в Османской империи ввели новую судебную систему — меджеле (1840), которая рассматривала гражданские и уголовные дела в соответствии с модифицированным кодексом законов, заимствованным из Европы, в основном из французской юриспруденции. Это изменение создавало базис для новой юридической системы, признававшей свидетельство зимми. Многие судьи мусульмане продолжали дискриминационную практику в отношении христиан и евреев, но таковая уже не считалась законной на территории Османской империи, что было значительным шагом вперед.


Следующий факт очень хорошо описывает массу случаев, происходивших в Османской империи - когда христиан шантажом и угрозами (через наговор) принуждали либо принять ислам, либо погибнуть (почти все греческие новомученики прошли через это):

Цитата:
Отказ принять свидетельство зимми носил особенно серьезный характер в силу постоянных обвинений евреев и христиан в поношении пророка, ислама или ангелов, так как эти грехи карались смертной казнью. В этом случае зимми никогда не могли отвергнуть свидетельство истинно верующих, и единственным способом спасения жизни было обращение в ислам.


Неуважение мусульман к христианским церквям и местам культа:

Цитата:
Места богослужений зимми не рассматривались как неприкосновенные. Они могли быть ограблены, сожжены или разрушены в результате репрессивных мер против общины зимми, например, под тем предлогом, что некоторые из ее членов превысили свои права. Внешне нередко богослужебные здания выглядели пришедшими в упадок, крайняя запущенность внутренних помещений была временами результатом обдуманной политики зимми, стремившихся предотвратить, грабительские атаки. Это состояние упадка часто описывалось в хрониках зимми европейскими консулами, а позднее — иностранными путешественниками.

...

По фотографиям, датируемым серединой XIX столетия, можно видеть, в какой упадок пришла церковь Гроба Господня в Иерусалиме. Они подтверждают, что только через несколько лет после указа об эмансипации было разрешено воздвигнуть крест на куполе этой церкви.


Запрет звонить в колокола в церквях в Османской империи, демонстрировать кресты, иконы, хоругви и др. предметы христианского культа (а также - ведения публичной христианской проповеди, о чём тут не упоминается Йеор Батом):

Цитата:
Звон колоколов, звук шофара, выставление на всеобщее обозрение крестов, икон, хоругвей и других предметов культа строжайшим образом запрещалось.


Лицемерие ислама (касавшееся и Османской империи):

Цитата:
Хотя в соответствии с правилами, определенными Мухаммадом, иудаизм и христианство считались допустимыми религиями, на практике свобода богослужения не соблюдалась.


Прекращение гонений на зимми как действенное средство вымогательств с них:

Цитата:
Если зимми иногда и удавалось отвоевать немыслимой ценой некоторые права, местное население зачастую противилось этому и пресекало все подобные попытки. Зимми оказались на перекрестке между продажностью властей и фанатизмом народа, который, ведомый улими, требовал строгого соблюдения предписаний закона. Эта ситуация поощряла вымогательства и служила источником обогащения правителей. Чем больше возрастали репрессии, тем большая плата требовалась для их прекращения.


Разница в отношении к захоронениям мусульман и христиан (в основном подобная разница отличала те регионы, где мусульмане были достаточно многочисленны, а там, гдк их было мало, подобные вещи происходили редко - просто потому, что НЕКОМУ было заниматься осквернением погребений христиан, либо в связи смзанятостью мусульманииными заботами):

Цитата:
Мусульманские захоронения должны были отличаться от захоронений зимми — чтобы мусульманин не стал молиться на гробнице неверного. Последние должны были хоронить своих покойников без оплакивания. Их кладбища — как находящиеся в пределах ада — не уважались. Их часто полностью разрушали, а захоронения оскверняли.


Поощрение вероотступничества христиан в Османской империи, а также запрет на отказ от ислама мусульманином под угрозой смерти, как и запрет на богохульство под угрозой смерти:

Цитата:
Преступнику, обращенному в ислам, прощались все его грехи. Вероотступничество, а также оскорбление ислама, пророка или ангелов каралось смертной казнью. Обвинение в богохульстве, будь оно истинным или ложным, зачастую вело к массовым репрессиям против зимми.


Все указанные выше преступные меры содействовали вероотступничеству зимми, и их обращению в ислам, либо в частном порядке, либо в массовом:

Цитата:
Подобные преступления, совершавшиеся в течение столетий, приводили к массовым обращениям зимми в ислам.


https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Ijeor/05.php
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Май 07, 2023 5:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

После начала политики танджимата (то есть после 1839 года, и особенно после 1856 года) османские власти регулярно нарушали введённые ими на бумаги нормы по уравнению христиан-зимми в правах с мусульманами - евреев эти беззаконные урезания в правах как правило не касались. Например, вопреки всем принятым на себя перед иностранными государствами обязательствам и нормам, христианское население продолжали принуждать носить унизительного характера одежду, декларирующую их немусульманскую религиозную принадлежность. Михаил Чайковский (Мехмед Садик-паша):

Цитата:

Риза-паша хотел дать своему молодому монарху садр-азамом человека, который мог бы изменить традиции, унаследованный от хромого Хозрева-паши, имевшего правилом делать всевозможный уступки иностранным дворам, и не только следовать их советам, но даже испрашивать их приказания; новый садр-азам должен был посбавить спеси слишком зазнавшимся богатым грекам и армянам, которые интриговали против всех и каждого, и сделать кое-какие уступки мусульманам, которые не сочувствовали гатишерифу, Гюльхана, танджимату султана и рекрутскому набору, произведенному самим Риза-пашею, положившему начало регулярному войску Оттоманской империи.

Султан Абдул-Меджид отличался выдающимися качествами ума и сердца; отец его, султан Махмуд, желая дать своему наезднику европейское образование и вместе с тем не отвратить его от ислама, вполне достиг своей цели, ибо молодой султан, оставаясь верным последователем пророка, был в то же время человек высоко образованный, стремившийся к прогрессу. Тяжелы были последние годы царствования султана Махмуда. Преобразование янычар, войны с внешними врагами, восстание в Альбании и Курдистане, освобождение сербов, попытка египетского паши отложиться от Турции — неоднократно угрожали гибелью государству, которое было спасено только верою и могучею силою ислама. Результатом этих внутренних потрясений было усиление иноземного влияния и недовольство турецких подданных султана.

Риза-паша, пользовавшийся доверием султана Абдула-Меджида, задумав провести в садр-азамы Топал-Изета-пашу, устранил все» посторонние, нежелательные элементы и составил министерство из людей знающих, даровитых, а сам остался во главе военного ведомства.

Вверив отдельный отрасли управлении таким лицам, при которых административная машина не могла доставить садр-азаму никаких хлопот и затруднении, он предоставили ему разыгрывать роль Гарун-Аль-Решида.

Едва вступив в должность, новый садр-азам издал приказ, коим повелевалось всем христианским подданным султана носить [207] нашитые, но фески черные пиявки из черного шелка или сукна. Все заволновались, осуждали это распоряжение, но в конце-концов решили, что армяне и греки — настоящие пиявки, высасывающие у мусульман, деньги, что это эмблема подходить им как нельзя лучше, так пусть же они ее носят, если не хотят носить чалму или прежнюю шапку.

Великий визирь, подражая Гарун-Аль-Решиду, часто ходили по городу переодетый; однажды, едучи верхом на осле переодетый дервишем, он встретили одного из богатейших армян, недавно приехавшего из Парижа, который, занимая видное положение в обществе и находясь в хороших отношениях со всеми посольствами, пренебрегали приказом садр-азама и ездили в феске без пиявки. Дервиш. встретив армянина поздоровался с ним, приветствуя его по-мусульмански: «Селям алей кум» (да благословить тебя Бог). Армянин» шутя, ответил по-турецки же: «Алей кум селям» (Бог до благословить тебя). Дервиш задали ему вопрос, давно ли он стали последователем ислама, и когда армянин снова ответили шуткой, то он свистнул: со всех сторон сбежались кавасы, заставили армянина сойти с лошади, положили его на землю и порядком отдули его палками.

Приказ садр-азама стал соблюдаться со всею строгостью; мусульмане подняли голову, и если им приходилось поневоле смотреть с почтением на форменную шапку европейцев, за то они смотрели с высоты своего величия на феску с нашитою на ней пиявкой.


https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XIX/1820-1840/Sadyk_pasa_2/text19.htm
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Май 07, 2023 6:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хатт-и Хумайюн (султанский ираде, императорский указ) 1856 года:

Цитата:

от 10 джезами-уль-ахир 1272 (18 февраля 1856 г.)

Тебе, мой верховный визиръ, Мехмед-Элиен-Аали-паша, украшенный императорскими орденами Меджидiе 1 степени и Знакомъ Почета и пр.[1], да даруетъ Господь тебе величiе и да удвоитъ твою власть.

Счастье всехъ подданныхъ, коихъ Провиденiе вверило моей державе, было всегда самым дорогимъ моимъ желанiемъ; со вступленiя моего на престолъ я не переставалъ направлять все мои усилiя к этой цели. Благодаря Всевышнему эти неустанныя старанiя принесли уже обильные плоды. С каждым днем счастье моихъ подданныхъ и богатство моихъ государствъ видимо умножаются. Полагая ныне возобновить и еще более расширить новыя установленiя, введенныя с целью достигнуть порядка вещей, согласно с достоинствомъ имперiи и положенiемъ, которое оно занимаетъ среди цивилизованныхъ народовъ, и имея в виду, что [207] верностью и похвальными усилiями всехъ моихъ подданныхъ а равно доброжелательнымъ и дружескимъ содействiемъ великихъ державъ, моихъ благородныхъ союзниковъ, права нашей имперiи получили ныне извне освященiе, которые должно быть для нея началомъ новой эры, я желаю увеличить ея благосостоянiе и внутреннее благоденствiе, достигнуть счастья моихъ подданныхъ, которые в моихъ глазахъ все равны, все одинаково мне дороги, и связаны между собою сердечными отношенiями патриотизма, и упрочить средства к ежедневному возрастанiю процветанiя своей имперiи.

Посему я решил и повелеваю исполнить следующiя меры:

I. Обезпеченiя, обещанныя съ нашей стороны Хатт-и хумаюномъ и Гюль-ханейскимъ и законами танзимата всемъ подданнымъ имперiи, безъ различiя классовъ и вероисповеданiй, въ огражденiе ихъ личности и имущества, и охраненiя ихъ чести, ныне подтверждаются и упрочиваются; и будутъ приняты действительныя меры къ тому, чтобы они возъимели полную и совершенную силу.

II. Все привиллегiи и льготы духовные, дарованныя изревле моими предками и въ последующiя времена всемъ общинамъ христiанскимъ и другихъ не-мусульманскихъ исповеданiй, учрежденнымъ в имперiи, подъ моимъ верховнымъ покровительствомъ, будутъ подтверждены и поддержаны. Всякая христiанская или другая не-мусульманская община будетъ приглашена в определенный срокъ, при посредстве комиссiи, избранной из ея среды, приступить, с моего одобренiя и подъ наблюденiемъ Высокой Порты, къ пересмотру своихъ льготъ и привиллегiй, и, по ихъ обсужденiи, представить Высокой Порте проектъ реформъ требуемыхъ успехами просвещенiя и времени. Власть, дарованная патрiархамъ и епископамъ христiанскихъ исповеданiй султаномъ Мохаммедомъ II и его преемниками, будетъ согласована с новымъ положенiемъ которым мои великодушныя и благосклонныя намеренiя обезпечиваютъ симъ общинамъ.

III. Принципъ пожизненнаго назначенiя патрiарховъ, по пересмотре ныне действующихъ уставовъ о выборахъ, будетъ въ точности приложенъ, согласно силе ихъ бератовъ. Патрiархи, митрополиты, [208] их уполномоченные и епископы, а равно великiе раввины будутъ присягать при встпенiи въ должность, согласно форме, которая будетъ выработана совокупно Высокою Портою и духовными главами различныхъ общинъ.

IV. Духовныя повинности, какого бы вида и суества оне ни были, будутъ уничтожены и заменены определенiемъ доходовъ патрiаршихъ и главъ общинъ и назначенiемъ содержанiя и жалованья, справедливо соразмерныхъ с важностiю, чиномъ и достоинствомъ различныхъ членовъ духовенства. Имущество движимое и недвижимое дуовенства не подвергнется никаким посягательствам; но светское управленiе христианскiхъ и другихъ не-мусульманскихъ общинъ будетъ поставлено подъ наблюденiе собранiй, избранныхъ въ среде самихъ общинъ изъ членовъ духовныхъ и светскихъ.

V. Въ городахъ, местечкахъ и деревняхъ, где населенiе всецело принадлежитъ одной религiи, не будетъ делаемо никакихъ препятствiй къ исправленiю, по первоначальнымъ ихъ планамъ, зданiй, предназначенныхъ для божественной службы, школъ, богаделенъ и кладбищъ. Въ случае новыхъ построекъ, планы подобныхъ зданiй, по разсмотренiи ихъ патрiархомъ или главою общины, должны быть представляемы нашей Высокой Порте, которая утвердитъ ихъ согласно нашему ирадэ, имеющему быть издану на сей предметъ, или сделаетъ по нимъ замечанiя въ определенный срокъ.

Всякая вера, въ техъ местностяхъ, где кроме нея не имеется другихъ исповеданiй, не будетъ встречать никакихъ ограниченiй въ публичномъ отправленiи своей службы и обрядовъ.

В городахъ, местечкахъ и деревняхъ съ смешанными исповеданiями, каждая община, занимающая особый кварталъ, будетъ тоже иметь право, согласуясь съ предписанiями выше изложенными, исправлять и поддерживать свои церкви, больницу, школы и кладбища. В случае возведенiя новыхъ зданiй, необходимое разрешенiе должно быть испрашиваемо чрезъ патрiарховъ или главъ общинъ у соей Высокой Порты, которая, съ высочайшаго соизволенiя, будетъ давать оное, если только къ тому не встретится [209] административныхъ препятствiй. Вмешательство административныхъ властей во все дела сего рода будетъ совершенно безвозмезное.

VI. Моя Высокая Порта приметъ энергическiя меры, чтобы обезпечить каждой религiи, каково бы ни было число ея последователей, полную свободу проявленiя.

VII. Всякое отличiе или ноименованiе, имеющее целью унизить одинъ класъ моихъ подданныхъ передъ другимъ, ради веры, языкаили племени, будетъ навсегда уничтожено изъ всехъ административныхъ протоколовъ. Законы будутъ строго преследовать обычаи употребленiя частными лицами или властями наименованiй поносныхъ и оскорбительныхъ.

VIII. Такъ какъ все религiи могутъ быть свободно исповедуемы в моихъ владенiяхъ, то никто изъ подданныхъ моей имперiи не можетъ быть стесняемъ въ отправленiи своей религiи и подвергаться за нее преследованiямъ. Никто не будетъ вынуждаемъ къ перемене своей религiи.

IX. Такъ какъ назначенiе и выборъ чиновниковъ и другихъ должностныхъ лицъ имперiи зависятъ непосредственно отъ нашей высочайшей воли, то мы постановляемъ, что все подданные нашей имперiи, безъ различiя нацiональностей, будутъ допускаемы къ публичнымъ должностямъ и будутъ признаваться способными къ ихъ занятiю, смотря по ихъ качествамъ и заслугамъ и согласно правиламъ, одинаково ко всемъ применяемымъ. Все подданные моей имперiи, безъ всякаго раличiя, будутъ принимаемы в гражданскiя и военныя школы правительства, если только удовлетворить условiямъ возраста и экзамена, определеннымъ въ органическихъ регламентахъ сихъ школъ.

X. Сверхъ того, каждой общине разрешается учреждать самой школы наукъ, искусствъ и промышленности; но способъ преподаванiя и выборъ учителей для этого разряда школъ будутъ подлежать контролю особаго смешанного совета народнаго просвещенiя, члены коего будутъ назначаемы высочайшею властью.

XI. Все дела коммерчесiя исправительныя и уголовныя между мусульманами и христiанами и вообще немусульманами, или же [210] между христiанами и лицами ругихъ немусульманскихъ исповеданiй, будутъ подлежать разсмотренiю смешанныхъ судовъ.

XII. Заседанiя судовъ будутъ открытыя, противныя стороны, лично присутствуя на нихъ, будутъ выставлять своихъ свидетелей, коихъ показанiя будутъ принимаемы безъ всякаго различiя исповеданiй, подъ присягою, приносимою каждымъ по его религiи.

XIII. Процессы по деламъ гражданскимъ будутъ судимы публично, по законамъ и уставамъ, передъ смешанными советами областей, в присутствiи губернатора и местнаго судьи. Особые гражданскiе процессы, какъ напримеръ по совещанiямъ и другiие сего рода, между подданными одной и той же христiанской или иной немусульманской религiи, могутъ, по ихъ желанiю, быть подвергаемы суду советовъ патрiаршихъ или общинныхъ.

XIV. Законы уголовные, исправительные и коммерческiе, равно какъ и правила судопроизводства будутъ в самомъ скоромъ времени пополнены и кодифицированы. С нихъ будутъ опубликованы переводы на всехъ языкахъ, употребляемыхъ въ нашей имперiи.

XV. Безотлагательно будетъ приступлено къ реформе пенитенцiарной системы, въ ея примененiи къ домамъ заключенiя, наказанiя и исправленiя и другимъ учрежденiямъ сего рода, требующимъ согласованiя правъ человеколюбiя съ справедливостью. Никакое телесное наказаiе, даже въ тюрьмахъ, не будетъ прилагаемо иначе, какъ согласно дисциплинарнымъ правиламъ, постановляемымъ Высокою Портою; все, что сколько нибудь походитъ на пытку, будетъ радикально уничтожено. Нарушенiя по сему предмету будутъ строжайше преследуемы и подвергнутся справедливому наказанiю, согласно уголовному уставу, какъ власти, такъ и исполнители, виновные въ совершенiи оныхъ.

XVI. Организацiя полицiи въ столице, областныхъ городахъ и деревняхъ подвергнется пересмотру, чтобы дать всемъ мирнымъ подданнымъ имперiи самое полное обезпеченiе ихъ личности и имущества.

XVII. Какъ равенство налоговъ ведетъ къ равенству повинностей, а равенство обязанностей къ равенству правъ, все подданные христiанской и другихъ немусульманскихъ религiй должны будутъ [211] подобно мусульманамъ и согласно уже принятому решенiю, удовлетворять военной повинности. Принципъ замещенiя или выкупа допускается. Въ возможно скорейшемъ времени будетъ опубликованъ полный законъ о допущенiи къ службе в армiи подданныхъ изъ христiанъ и другихъ исповеданiй.

Будетъ немедленно приступлено къ реформе устройства областныхъ и общинныхъ советовъ, съ целью обезпечить свободу избранiя депутатовъ в мусульманскихъ, христiанскихъ и другихъ общинахъ, и свободу подачи мненiй въ советахъ. Высокая Порта приметъ самыя действительныя меры къ полученiю точныхъ и достоверныхъ сведенiй о результатахъ сужденiй и принятыхъ решенiяхъ.

XVIII. Такъ какъ законы, регулирующiе продажу, покупку и распоряженiе недвижимою собственностiю, община для всехъ подданныхъ, то и иностранцамъ будетъ дозволено владеть недвижимостью въ моихъ государствахъ, подъ условiемъ подчиненiя законамъ и распоряженiямъ полицiи, тбыванiя повинностей наравне съ туземцами, и после того, какъ это дело будетъ улажено съ иностранными державами.

XIX. Все подданные моей имперiи подлежатъ налогамъ на одинаковыхъ основанiяхъ, безъ различiя классовъ или религiй. Будутъ соображены наискорейшiя и энергическiя средства къ исправленiю злоупотребленiй во взиманiи налоговъ, и въ особенности десятины. Взаменъ опекуновъ, по всемъ отраслямъ государственныхъ доходовъ, будетъ последовательно и въ возможной скорости применена система прямаго взиманiя. До полнаго же осуществленiя оной, всемъ органамъ власти и членамъ меджлисовъ (советовъ) подъ страхомъ строжайшихъ наказанiй, воспрещается принимать участiе въ откупахъ, или принимать малейшее участiе въ выгодахъ по ихъ выполненiю. Местныя повинности будутъ по возможности рассчитаны такъ, чтобы отъ нихъ не страдали источники производства и не происходило ущерба движенiю внутренней торговли.

XX. Общественные работы получать достаточныя средства, при участiи особыхъ спецiальныхъ повинностей техъ областей, кои будутъ пользоваться устроенными путями сухопутныхъ и водяныхъ сообщенiй. [212]

XXI. Такъ какъ уже изданъ законъ, предписывающiй установленiе и обнародованiе ежегоднаго бюджета государственныхъ доходовъ и расходовъ, то этотъ законъ будетъ соблюдаемъ со всею точностью. Вместе съ темъ преступятъ къ ревизiи содержанiя, определеннаго каждой должности.

XXII. Главы и представители каждой общины, назначаемые моею Высокою Портою, будутъ призываемы в верховный советъ юстицiи во всехъ случаяхъ, касающихся интересовъ, общихъ всемъ подданнымъ имперiи. Они будутъ особо собираемы для сего моимъ великимъ визиремъ. Полномочiе выборныхъ будетъ годовое; при вступленiи въ должность они будутъ приность присягу. Все члены совета пользуются въ заседанiяхъ, какъ обыкновенныхъ , такъ и экстраординарныхъ, полною свободою мненiй и подачи голосовъ, не подлежа за нихъ ни малейшему преследованiю.

XXIII. Законы противъ подкуповъ, продажности и лихоимства будутъ неослабно применяемы ко всемъ подданнымъ имперiи к какому бы они ни принадлежали классу и какихъ бы ни были должностей.

XXIV. Будутъ приняты меры къ устройству банковъ и другихъ подобныхъ учрежденiй, для преобразованiя монетной и финансовой системы, а равно для создания фондовъ, предназначаемыхъ къ развитiю источниковъ матерiальнаго богатства имперiи. Также будутъ приняты меры къ устройству дорогъ и каналовъ, коими облегчатся сообщенiя и разовьются богатства страны. Все, что вредитъ торговле и земледелiю, будетъ уничтожено. Для достиженiя сей цели изыщутся меры къ воспользованiю науками, искусствами и капиталами Европы, и примененiю ихъ къ делу.

Таковы мои желанiя и повеленiя; ты, мой великiй визиръ, опубликуешь, согласно обычаю, сей императорскiй фирманъ в столице и во всехъ местахъ имперiи; и примешь необходимыя меры къ точному его исполненiю.
[1] В турецкомъ тексте следуетъ полный титулъ.


Текст воспроизведен по изданию: А. Убичини, П. де- Куртейль. Современное состоянiе Оттоманской имперiи. Статистика, правленiе, администрацiя, финансы, армiя, общины не-мусульманскiя и пр. По оффицiальному ежегоднику на 1875 - 76 г. (салнаме на 1293 г. хиджры) и по другимъ новейшимъ документамъ. С-Петербургъ, типографiя О. И. Бакста, Екатериннинскiй каналъ, № 6, 1877. С. 207 - 213.

http://www.illuminats.ru/component/content/article/34-2009-10-23-23-02-38/1834-

Этот указ был частью программы реформ танзимата, осуществлявшихся в Османской империи по инициативе Великих Держав, и он был принят по итогам Крымской войны ради успокоения брожений среди немусульманского населения Османской империи.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Май 07, 2023 7:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В 1868 году в Османской империи был создан Государственный Совет:

Цитата:

The first connection between the provincial assemblies and an organ of the
central government was soon made when the former Meclis-i vala was replaced
by the Council of State (Sura-i devlet) in 1868.


Почти треть членов Государственного Совета (которых в начале было 38 человек) была немусульманами (на 1868 год из примерно 25 млн жителей Османской империи христиане составляли не менее 7,6 млн, и ещё тысяч 400 были евреями):

Цитата:
Of
the thirty-eight original members appointed in 1868, nearly one quarter were
provincial notables. Nearly one-third, including some of these notables, were
non-Muslims


При этом, хотя с точки зрения пропорционального присутствия права немусульман были в этом органе "обеспечены", сами отдельные меньшинства были представлены в нём совершенно непропорционально. Так, из 11 немусульман-членов, лишь трое было греками (при том, что численность греков в Османской империи составляла не менее 3,5 млн человек - то есть не менее седьмой части населения Османской империи) - то есть пропорционально менее чем 1 из 12 членов органа (вместо 1 из 7, если не 1 из 6). Болгары (до 3 млн человек) имели лишь одного представителя - вместо "полагавшихся им" примерно 4, если не 5 человек. Армяне-грегорианцы и евреи имели по 1 представителю, хотя армян-грегориан было раза в 2 больше, чем евреев. Зато совершенно ничтожная численно группа армян-католиков имела аж четырёх представителей (хотя по идее не должна была бы иметь ни одного)! Последний факт позволял осуществлять разного рода манипуляции, привлекая (ЕСЛИ БЫ даже подобная необходимость возникла) на свою сторону, в случае надобности, представителей армян-католиков, путём их подкупа, посулов или уступок этому ничтожному численно меньшинству (подобные обещения было выполнить гораздо проще, нежели аналогичные обещания многочисленным меньшинствам). Уже не говоря о том, что меньшинства не имели равноправия даже в этом органе с мусульманами, пребывая не только расколотыми между собой, но и в подавляющем меньшинстве в сравнении с представителями мусульман...

Цитата:
though the proportions were all askew in relation to millet
population totals: four were Armenian Catholics, drawn from a tiny minority group; three were Greeks; two were Jews; one was Armenian Gregorian; and one was Bulgarian.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Вс Май 07, 2023 7:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гюльханейский хатт-и шериф 1839 года:

Цитата:

The Rescript of Gülhane – Gülhane Hatt-ı Hümayunu
(3 November 1839)

All the world knows that in the first days of the Ottoman monarchy, the glorious precepts of the Kuran and the laws of the empire were always honored.

The empire in consequence increased in strength and greatness, and all its subjects, without exception, had risen in the highest degree to ease and prosperity. In the last one hundred and fifty years a succession of accidents and divers causes have arisen which have brought about a disregard for the sacred code of laws and the regulations flowing therefrom, and the former strength and prosperity have changed into weakness and poverty; an empire in fact loses all its stability so soon as it ceases to observe its laws.

These considerations are ever present to our mind, and ever since the day of our advent to the throne the thought of the public weal, of the improvement of the state of the provinces, and of relief to the (subject) peoples, has not ceased to engage it. If, therefore, the geographical position of the Ottoman provinces, the fertility of the soil, the aptitude and intelligence of the inhabitants are considered, the conviction will remain that by striving to find efficacious means, the result, which by the help of God we hope to attain, can be obtained within a few years. Full of confidence, therefore, in the help of the Most High, and certain of the support of our Prophet, we deem it right to seek by new institutions to give to the provinces composing the Ottoman Empire the benefit of a good administration.

These institutions must be principally carried out under three heads, which are:

1. The guarantees insuring to our subjects perfect security for life, honor, and fortune.
2. A regular system of assessing and levying taxes.
3. An equally regular system for the levying of troops and the duration of their service.

And, in fact, are not life and honor the most precious gifts to mankind ? What man however much his character may be against violence, can prevent himself from having recourse to it, and thereby injure the government and the country, if his life and honor are endangered ? If, on the contrary, he enjoys in that respect perfect security, he will not depart from the ways of loyalty, and all his actions will contribute to the good of the government and of his brothers.

If there is an absence of security as to one’s fortune, everyone remains insensible to the voice of the Prince and the country; no one interests himself in the progress of public good, absorbed as he is in his own troubles. If, on the contrary, the citizen keeps possession in all confidence of all his goods, then, full of ardor in his affairs, which he seeks to enlarge in order to increase his comforts, he feels daily growing and bubbling in his heart not only his love for the Prince and country, but also his devotion to his native land.

These feelings become in him the source of the most praiseworthy actions.

As to the regular and fixed assessment of the taxes, it is very important that it be regulated; for the state which is forced to incur many expences for the defense of its territory cannot obtain the money necessary for its armies and other services except by means of contributions levied on its subjects. Although, thanks be to God, our empire has for some time past been delivered from the scourge of monopolies, falsely considered in times of war as a source of revenue, a fatal custom still exists, although it can only have disastrous consequences; it is that of venal concessions, known under the name of “iltizam”.

Under that name the civil and financial administration of a locality is delivered over the passions of a single man; that is to say, sometimes to the iron grasp of the most violent and avaricious passions, for if that contractor is not a good man, he will only look to his own advantage.

It is therefore necessary that henceforth each member of Ottoman society should be taxed for a quota of a fixed tax according to his fortune and means, and that it should be impossible that anything more could be exacted from him. It is also necessary that special laws should fix and limit the expenses of our land and sea forces.

Although, as we have said, the defense of the country is an important matter, and that it is the duty of all the inhabitants to furnish soldiers for that object, it has become necessary to establish laws to regulate the contingent to be furnished by each locality according to the necessity of the time, and to reduce the term of military service to four or five years. For it is at the same time doing an injustice and giving a mortal blow to agriculture and to industry to take, without consideration to the respective population of the localities, in the one more, in the other less, men that they can furnish; it is also reducing the soldiers to despair and contributing to the depopulation of the country by keeping them all their lives in the service.

In short, without the several laws, the necessity for which has just been described, there can be neither strength, nor riches, nor happiness, nor tranquility for the empire; it must, on the contrary, look for them in the existence of these new laws.

From henceforth, therefore, the cause of every accused person shall be publicly judged, as the divine law requires, after inquiry and examination, and so long as a regular judgment shall not have been pronounced, no one can secretly or publicly put another to death by poison or in any other manner.

No one shall be allowed to attack the honor of any other person whatever.

Each one shall possess his property of every kind, and shall dispose of it in all freedom, without let or hindrance from any person whatever; thus, for example, the innocent heirs of a criminal shall not be deprived of their legal rights, and the property of the criminal shall not be confiscated. These imperial concessions shall extend to all our subjects, of whatever religion or sect they may be; they shall enjoy them without exception. We therefore grant perfect security to the inhabitants of our empire in their lives, their honor, and their fortunes, as they are secured to them by the sacred text of the law.

As for the other points as they must be settled with the assistance of enlightened opinions, our council of justice (increased by new members as shall be found necessary), to whom shall be joined, on certain days which we shall determine, our ministers and the notabilities of the empire, shall assemble in order to frame laws regulating the security of life and fortune and the assessment of the taxes. Each one in those assemblies shall freely express his ideas and give his advice.

The laws regulations the military service shall be discussed by a military council holding its sittings at the palace of Serasker. As soon as a law shall be passed, in order to be forever valid, it shall be presented to us; we shall give it our approval, which we will write with our imperial sign-manual.

As the object of those institutions is solely to revivify religion, government, the nation, and the empire, we engage not to do anything which is contrary thereto.

In testimony of our promise we will, after having deposited these presents in the hall containing the glorious mantle of the prophet, in the presence of all the ulemas and the grandees of the empire, take oath thereto in the name of God, and shall afterwards cause the oath to be taken by the ulemas and the grandees of the empire.

After that, those from among the ulemas or the grandees of the empire, or any other persons whatsoever who shall infringe these institutions, shall undergo, without respect of rank, position, and influence, the punishment corresponding to his crime, after having been well authenticated. A penal code shall be compiled to that effect.

As all the public servants of the empire receive a suitable salary, and as the salaries of those whose duties have not up to the present time been sufficiently remunerated are to be fixed, a rigorous law shall be passed against the traffic of favoritism and bribery (rüşvet), which the Divine law reprobates, and which is one of the principal causes of the decay of the empire.

The above dispositions being a thorough alteration and renewal of ancient customs the imperial rescript shall be published at Istanbul and in all places of our empire, and shall be officially communicated to all the ambassadors of the friendly powers resident in Istanbul, that they may be witnesses to the granting of these institutions, which, should it please God, shall last forever. Wherein may the Most High have us in His holy keeping. May those who shall commit an act contrary to the present regulations be the object of Divine malediction, and be deprived forever of every kind of (protection) happiness.


https://www.anayasa.gen.tr/gulhane.htm

Источник английского перевода текста изначально:

Boğaziçi University, Atatürk Institute of Modern Turkish History (http://www.ata.boun.edu.tr/) (The translator is unknown)
http://www.ata.boun.edu.tr/Department%20Webpages/ATA_517/The%20Edict%20of%20Gulhane,%203%20November%201839.doc
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Сен 18, 2023 12:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Попытка воспевания положения иноверного населения Османской империи:

https://m.islam-today.ru/istoria/rabstvo-v-osmanskoj-imperii/

Цитата:
В османском обществе никогда не существовало каст, как в Индии, или классов, как в средневековой Европе.


Разумеется, классовое деление в Османской империи - было. И гораздо более ярковыраженное, чем в Европе. Разное положение в империи осман имели не только представители разных религий, но и представители разных классов. Султан, паши, чиновники, офицеры и прочие военные, торговцы, ремесленники, землевладельцы, крестьяне - все они занимали различные нишы в османском обществе, и представляли, по сути дела, разные классы этого общества. И каждый из этих классов - как и в Европе - имел собственные коллективные интересы.

Цитата:
Не было в Османской империи и крепостных крестьян.


Опять бред. По сути дела бедное и обнищавшее население в сельской местности играло роль БАТРАКОВ в имениях крупных землевладельцев - коими в основном были мусульмане. При системе тимаров это были жители владений тимариотов. А при системе чифтликов это были колиги. По сути эти батраки играли роль крепостных, с которых по соответствующему принципу сверх этого взимались ещё и налоги - которым подлежали зимми.

Неважно, были эти люди привязаны к земле или нет. Важно то, что их общее положение было примерно таким же как у крепостных. В первую очередь по уровню бесправия. А возможностей поменять своё занятие или переселиться было мало - и как правило эти вещи требовали существенных сбережений, которых у батраков практически не было.

Цитата:
Человек из социальных низов мог добиться высочайших постов в государстве.

Так, например, из 24 великих визирей, сменявших друг друга на этом посту с 1453 по 1566 годы, лишь четверо принадлежали к знатным мусульманским родам. Остальные были выходцами из христианских райя (налогооблагаемых слоев населения), которые, перейдя в ислам и пройдя соответствующее обучение, дошли до самого верха социальной лестницы.



Автор забыл упомянуть, что почти все немусульмане-везири Османской империи были набраны в состав капыкулу (=«дворцовых рабов») через преступную систему девширме. То есть речь шла о «карьере» рабов султана.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 8551
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пн Фев 19, 2024 2:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Станислав Чернявский
"Крымская империя. От ханства к Новороссии"
ООО «Издательство «Вече», 2016

Цитата:
Главное условие для карьеры при османском дворе было одно: чтобы человек принял ислам. Желающих имелось много. Ислам охотно принимали сербы (современные боснийцы – это как раз потомки сербов-мусульман), албанцы, греки. После этого они могли достигать невероятных высот. Такие ренегаты командовали флотами и войсками, управляли провинциями, становились везирами (министрами). Верность православию оказалась невыгодна.


Это ложь. Греки далеко не всегда принимали ислам охотно. В массе случаев, как раз, ислам им навязывался насильно, и даже путём прямого шантажа (например, в любом мусульманском суде при тяжбе с мусульманами, христиане были заведомо осуждены на поражение и осуждение, которое нередко основывалось на наговоре в том, что судившийся грек "принял тайно ислам, но отступился от него", сопрягавшемся с угрозой смертной казни таковому вероотступнику). Особой формой насильственной исламизвции христиан было девширме. Карьеру при османском дворе как раз делали в основном кули - насильственно исламизированные рабы, бывшие дети хриатиан.

Цитата:
Интересно, что коренные туркмены, жившие на востоке Малой Азии, почти не имели доступа к должностям, считались вторым сортом и часто бунтовали против центральной власти.


Бредни. Туркоманы Восточной Анатолии не были полностью лишены возможности карьеры. Хотя в основном они делали её здесь же - в местах своего проживания. Местные элиты были повально турецкими этнически - греки и армяне не имели возможности формировать локальных элит вне своих религиозных общин, поскольку они не были мусульманами - представителями главенствующей конфессии. Туркоманы В. Анатолии иногда могли в своей карьере и до двора султана. Но это нечасто - они были удалены от центра империи, и поэтому (и только поэтому) карьерный рост вплоть до двора султана был для них затруднён.
_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS