Добавлено: Чт Сен 12, 2013 9:50 pm Заголовок сообщения: "Сага об Эгиле" как повесть о рождении народов
"Сага об Эгиле" - одна из самых своеобразных исландских родовых саг. Чем именно она резко отличается от других?
Начнём с того, что в ней на удивление мало внимания уделяется самой Исландии. Действие большей частью происходит в других странах Северной Европы. Прежде всего, конечно, в Норвегии. Что объяснимо : "Сага об Эгиле" - не о жизни исландцев. Она - о корнях исландского народа. А корни его - в Норвегии. Именно там начала складываться идейная общность, которая затем переместилась в Исландию и положила начало новому народу.
Другая особенность - оригинальный подход к чрезвычайно популярной в родовых сагах теме теме распри, кровной мести. Основа сюжета "Саги об Эгиле" - растянувшаяся на несколько поколений вражда (иногда, впрочем, переходящая и в сравнительно хорошие отношения) между двумя знатными родами. С одной стороны - Вечерний Ульв (Квельдульв) и его потомки; с другой - Харальд и его потомки. Сам по себе подобный сюжет типичен для родовых саг. Но Харальд и его потомки - это ни больше ни меньше как род конунгов (королей) Норвегии. Он воплощает в себе идею государственности, притягивает к себе всех, кому единая твёрдая власть по тем или иным причинам нужна. Причём на стороне рода Квельдульва часто выступают и другие люди, близкие ему социально и мировоззренчески. И получается, что в действительности сага - о взаимоотношениях между аристократией и государством. И даже шире : о том, как в общество, построенное на горизонтальных связях, вклинивается властная вертикаль, и что из этого получается. Вопрос этот разобран в саге чрезвычайно дотошно, и всё в живых примерах.
И третье : в "Саге об Эгиле" своеобразно отношение к Судьбе. Всё повествование вращается вокруг пророчества Ульва о том, что его роду не ужиться в одной стране с родом Харальда. Казалось бы, что тут особенного? Ведь саги вообще пестрят всевозможными предсказаниями. Вот только обычно это предсказания, так сказать, частного характера, и сбываются они, как правило, вне зависимости от логики : вот суждено так - значит, так и будет. Пророчество Ульва - совсем иное; оно масштабно - и оно логично; это просто чётко выраженное мнение очень умного человека, уловившего саму суть происходивших тогда перемен; сверхъестественного в нём нет; и оно подсказывает выход из положения. Обобщить можно так : Норвегия уже досталась конунгу, это Судьба; чем без толку с нею бороться, лучше построим за морем свой, подходящий для нас мир. И ведь построили. Да столь основательно, что конунги несколько веков не могли найти в том исландском мире какую-нибудь зацепку, чтобы хотя бы попытаться его подчинить. Такой вот фатализм. О таком фатализме многие "классические" фаталисты и не слыхали. Он никоим образом не парализует волю людей; он лишь закрывает тупиковые направления деятельности, тем самым подталкивая к поиску перспективных. Он просто подсказывает : вот здесь глухо, тут просто "чёрная дыра", в которую без всякого смысла уйдёт вся ваша энергия; поищите своим силам применение в более подходящем месте.
Причём все эти особенности "Саги об Эгиле" неразрывно связаны между собой.
Но что вообще представляла собой тогдашняя Норвегия?
Собственно, в эпоху до Харальда Норвегия - понятие весьма абстрактное. Множество фюльков, населённых людьми, которые близки друг другу по языку, культуре, образу жизни, но ничем не объединены и единства своего не сознают. Фюльк - некое подобие маленького государства, со своим конунгом, но власть скорее в руках знати - ярлов и херсиров (Квельдульв как раз и был таким), которые больше связаны с другими аристократами (в том числе и из других фюльков), чем со своим конунгом. Это было общество, построенное в основном на горизонтальных связях (родственных, деловых, дружеских и прочих), но с заметными элементами властных вертикалей - в основном, лишь на уровне отдельных фюльков. Вертикали с горизонталью стыковались, в сущности, стихийно, без какой-то определённой идеологии, и порядка не обеспечивали. Свободная жизнь до тирана Харальда - это на деле хроническая анархия, в которой сравнительно защищёнными чувствовали себя лишь люди, принадлежавшие к могущественным кланам - такие, как сам Квельдульв. Беспрерывные распри создали многочисленный слой людей униженных, но не смирившихся, готовых ухватиться за любой способ взять реванш. Как только Харальд приступил к объединению Норвегии, такие люди валом повалили к нему, предлагая свою службу, лишь бы он помог им свести счёты с врагами и занять такое место в обществе, какое они считали для себя подходящим. В итоге вокруг Харальда сложилась сила (в сущности, она и стала зародышем норвежского народа как целого), противостоять которой разрозненные норвежские элиты не могли. Ульв это быстро понял. Но понял и то, что не сможет жить в стране, где место человека в обществе определяется волей конунга : это немыслимо для людей его круга, это надо вовсе себя сломать.
Вот тогда его мысли и оформились в виде предсказания, ставшего стержнем всей саги. Вообще-то пророчество Квельдульва - понятие обобщённое. Оно состоит из нескольких его высказываний в первых главах саги. Суть их сводится к тому, что его роду будет много зла от Харальда. Из чего следует вывод : по возможности не вступать с конунгом ни в какие отношения - ни во враждебные, ни в дружественные. И Ульв действительно никак не участвовал в сопротивлении Харальду и в то же время всячески уклонялся от службы ему. Но поскольку жить в Норвегии, не имея дела с конунгом, стало невозможным, то решение об эмиграции напрашивалось само собой. А самым подходящим местом для решивших покинуть Норвегию навсегда была Исландия.
Исландский мир отнюдь не был слепком с уничтоженной Харальдом прежней Норвегии. Там селились прежде всего люди, считавшие, что власть есть зло. Не только единовластие, принесённое Харальдом, но даже и та примитивная государственность, которая издавна существовала в фюльках. В сущности, создатели исландского общества - ничуть не меньше революционеры, чем Харальд с единомышленниками. Ведь те и другие решительно выступали за обуздание хаоса, причём корень его усматривали в одном и том же - в нерешённости вопроса о взаимоотношениях власти и общества. Только решали его диаметрально противоположно : одни - установлением единовластия, другие - полным искоренением власти как явления, даже её зародышей. Причём оба варианта оказались жизнеспособными.
Так о чём же, в первую очередь, эта сага, созданная тогда, когда исландский мир уже трещал по швам, уже понемногу поглощался норвежским королевским миром? Она - о сотворении этих двух миров. Два предложенных разумных способа обуздания хаоса привели к образованию двух идеологических общностей, которые затем обособились территориально - и постепенно сложились два народа с разными мировоззрениями.
Думаю, что примерно так происходило и деление индоевропейской общности. Противоречия в ней, при относительной лёгкости территориального обособления, вели к её распаду на разные народы, чрезвычайно отличавшиеся друг от друга по мировоззрению.
_________________ Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Сен 13, 2013 3:25 pm Заголовок сообщения:
ИВК писал(а):
чем без толку с нею бороться, лучше построим за морем свой, подходящий для нас мир. И ведь построили. Да столь основательно, что конунги несколько веков не могли найти в том исландском мире какую-нибудь зацепку, чтобы хотя бы попытаться его подчинить.
А им (норвежским конунгам) объективно НАДО было подчинять Исландию?
Ваши построения, мягко говоря, натянуты. Причем они все с какой-то странной основой - идеологической.
Вы лучше посмотрите, как реализовывалась власть королей Норвегии на заре создания государства, и что они могли получить, если вдруг бросились бы завоевывать Исландию.
И завязывайте с идеологией. Особенно там, где ее нет. Здесь исторический форум. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах