Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
"Сага об Эгиле" как повесть о рождении народов

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
ИВК
Новичок

   

Зарегистрирован: 11.09.2013
Сообщения: 20
Откуда: Онега

СообщениеДобавлено: Чт Сен 12, 2013 9:50 pm    Заголовок сообщения: "Сага об Эгиле" как повесть о рождении народов Ответить с цитатой

"Сага об Эгиле" - одна из самых своеобразных исландских родовых саг. Чем именно она резко отличается от других?

Начнём с того, что в ней на удивление мало внимания уделяется самой Исландии. Действие большей частью происходит в других странах Северной Европы. Прежде всего, конечно, в Норвегии. Что объяснимо : "Сага об Эгиле" - не о жизни исландцев. Она - о корнях исландского народа. А корни его - в Норвегии. Именно там начала складываться идейная общность, которая затем переместилась в Исландию и положила начало новому народу.

Другая особенность - оригинальный подход к чрезвычайно популярной в родовых сагах теме теме распри, кровной мести. Основа сюжета "Саги об Эгиле" - растянувшаяся на несколько поколений вражда (иногда, впрочем, переходящая и в сравнительно хорошие отношения) между двумя знатными родами. С одной стороны - Вечерний Ульв (Квельдульв) и его потомки; с другой - Харальд и его потомки. Сам по себе подобный сюжет типичен для родовых саг. Но Харальд и его потомки - это ни больше ни меньше как род конунгов (королей) Норвегии. Он воплощает в себе идею государственности, притягивает к себе всех, кому единая твёрдая власть по тем или иным причинам нужна. Причём на стороне рода Квельдульва часто выступают и другие люди, близкие ему социально и мировоззренчески. И получается, что в действительности сага - о взаимоотношениях между аристократией и государством. И даже шире : о том, как в общество, построенное на горизонтальных связях, вклинивается властная вертикаль, и что из этого получается. Вопрос этот разобран в саге чрезвычайно дотошно, и всё в живых примерах.

И третье : в "Саге об Эгиле" своеобразно отношение к Судьбе. Всё повествование вращается вокруг пророчества Ульва о том, что его роду не ужиться в одной стране с родом Харальда. Казалось бы, что тут особенного? Ведь саги вообще пестрят всевозможными предсказаниями. Вот только обычно это предсказания, так сказать, частного характера, и сбываются они, как правило, вне зависимости от логики : вот суждено так - значит, так и будет. Пророчество Ульва - совсем иное; оно масштабно - и оно логично; это просто чётко выраженное мнение очень умного человека, уловившего саму суть происходивших тогда перемен; сверхъестественного в нём нет; и оно подсказывает выход из положения. Обобщить можно так : Норвегия уже досталась конунгу, это Судьба; чем без толку с нею бороться, лучше построим за морем свой, подходящий для нас мир. И ведь построили. Да столь основательно, что конунги несколько веков не могли найти в том исландском мире какую-нибудь зацепку, чтобы хотя бы попытаться его подчинить. Такой вот фатализм. О таком фатализме многие "классические" фаталисты и не слыхали. Он никоим образом не парализует волю людей; он лишь закрывает тупиковые направления деятельности, тем самым подталкивая к поиску перспективных. Он просто подсказывает : вот здесь глухо, тут просто "чёрная дыра", в которую без всякого смысла уйдёт вся ваша энергия; поищите своим силам применение в более подходящем месте.

Причём все эти особенности "Саги об Эгиле" неразрывно связаны между собой.

Но что вообще представляла собой тогдашняя Норвегия?
Собственно, в эпоху до Харальда Норвегия - понятие весьма абстрактное. Множество фюльков, населённых людьми, которые близки друг другу по языку, культуре, образу жизни, но ничем не объединены и единства своего не сознают. Фюльк - некое подобие маленького государства, со своим конунгом, но власть скорее в руках знати - ярлов и херсиров (Квельдульв как раз и был таким), которые больше связаны с другими аристократами (в том числе и из других фюльков), чем со своим конунгом. Это было общество, построенное в основном на горизонтальных связях (родственных, деловых, дружеских и прочих), но с заметными элементами властных вертикалей - в основном, лишь на уровне отдельных фюльков. Вертикали с горизонталью стыковались, в сущности, стихийно, без какой-то определённой идеологии, и порядка не обеспечивали. Свободная жизнь до тирана Харальда - это на деле хроническая анархия, в которой сравнительно защищёнными чувствовали себя лишь люди, принадлежавшие к могущественным кланам - такие, как сам Квельдульв. Беспрерывные распри создали многочисленный слой людей униженных, но не смирившихся, готовых ухватиться за любой способ взять реванш. Как только Харальд приступил к объединению Норвегии, такие люди валом повалили к нему, предлагая свою службу, лишь бы он помог им свести счёты с врагами и занять такое место в обществе, какое они считали для себя подходящим. В итоге вокруг Харальда сложилась сила (в сущности, она и стала зародышем норвежского народа как целого), противостоять которой разрозненные норвежские элиты не могли. Ульв это быстро понял. Но понял и то, что не сможет жить в стране, где место человека в обществе определяется волей конунга : это немыслимо для людей его круга, это надо вовсе себя сломать.

Вот тогда его мысли и оформились в виде предсказания, ставшего стержнем всей саги. Вообще-то пророчество Квельдульва - понятие обобщённое. Оно состоит из нескольких его высказываний в первых главах саги. Суть их сводится к тому, что его роду будет много зла от Харальда. Из чего следует вывод : по возможности не вступать с конунгом ни в какие отношения - ни во враждебные, ни в дружественные. И Ульв действительно никак не участвовал в сопротивлении Харальду и в то же время всячески уклонялся от службы ему. Но поскольку жить в Норвегии, не имея дела с конунгом, стало невозможным, то решение об эмиграции напрашивалось само собой. А самым подходящим местом для решивших покинуть Норвегию навсегда была Исландия.

Исландский мир отнюдь не был слепком с уничтоженной Харальдом прежней Норвегии. Там селились прежде всего люди, считавшие, что власть есть зло. Не только единовластие, принесённое Харальдом, но даже и та примитивная государственность, которая издавна существовала в фюльках. В сущности, создатели исландского общества - ничуть не меньше революционеры, чем Харальд с единомышленниками. Ведь те и другие решительно выступали за обуздание хаоса, причём корень его усматривали в одном и том же - в нерешённости вопроса о взаимоотношениях власти и общества. Только решали его диаметрально противоположно : одни - установлением единовластия, другие - полным искоренением власти как явления, даже её зародышей. Причём оба варианта оказались жизнеспособными.

Так о чём же, в первую очередь, эта сага, созданная тогда, когда исландский мир уже трещал по швам, уже понемногу поглощался норвежским королевским миром? Она - о сотворении этих двух миров. Два предложенных разумных способа обуздания хаоса привели к образованию двух идеологических общностей, которые затем обособились территориально - и постепенно сложились два народа с разными мировоззрениями.

Думаю, что примерно так происходило и деление индоевропейской общности. Противоречия в ней, при относительной лёгкости территориального обособления, вели к её распаду на разные народы, чрезвычайно отличавшиеся друг от друга по мировоззрению.

_________________
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10270
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 13, 2013 3:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ИВК писал(а):
чем без толку с нею бороться, лучше построим за морем свой, подходящий для нас мир. И ведь построили. Да столь основательно, что конунги несколько веков не могли найти в том исландском мире какую-нибудь зацепку, чтобы хотя бы попытаться его подчинить.


А им (норвежским конунгам) объективно НАДО было подчинять Исландию?

Ваши построения, мягко говоря, натянуты. Причем они все с какой-то странной основой - идеологической.

Вы лучше посмотрите, как реализовывалась власть королей Норвегии на заре создания государства, и что они могли получить, если вдруг бросились бы завоевывать Исландию.

И завязывайте с идеологией. Особенно там, где ее нет. Здесь исторический форум.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS