Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Конфессиональная политика в Российской империи
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 1:23 am    Заголовок сообщения: Конфессиональная политика в Российской империи Ответить с цитатой

Весной 1703 г. в ходе Северной войны, основной целью которой стало возвращение «земель отчичь и дедичь», русские войска оказались на территории Ингерманландии, населенной не только русскими (православными), но и финнами, а также шведами (протестантами). 16 (27) мая здесь была заложена Санкт-Петербургская крепость и началось строительство города, ставшего в скором времени столицей Российской империи. Для строительства в первую очередь использовались жители близлежащих мест, а затем сюда стали присылать работников из других областей России (среди которых были и татары, исповедовавшие исламскую религию). Кроме того, в новом городе поселилось и большое количество иностранных специалистов. В связи с этим можно отметить один интересный факт – первым обер-комендантом Санкт-Петербурга стал лютеранин Р.В. Брюс, родившийся в России (его отец поступил на русскую службу в царствование Алексея Михайловича) и начинавший военную службу в «потешных» войсках Петра I.
Таким образом, Санкт-Петербург с первых дней своего существования стал «многоконфессиональным» городом (при этом в нем преобладало русское православное население, поскольку большинство присланных работников были русскими, а со временем сюда стали переезжать и российские дворяне). Хотелось бы отметить, что «многоконфессиональность» Санкт-Петербурга была заложена, по сути дела, еще до основания города, поскольку жители этой области придерживались разных религий. Политика русского правительства в религиозной сфере заключалась, с одной стороны, в укреплении православия (особенно в Ингрии), но также и в сохранении протестантской веры, что регламентировалось специальными постановлениями и договорами.

В следующем году русскими войсками были взяты Нарва и Дерпт, находившиеся на территории Лифляндии, где преобладало немецкое население (также протестанты). Жители этих земель становились уже подданными русского царя (юридически это было оформлено при заключении Ништадского мира в 1721 г.), поэтому постепенно вставал вопрос и о церковном управлении на этих территориях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 1:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В первом десятилетии XVIII в. данный вопрос практически не поднимался – положение русских в занятом ими крае было еще не совсем прочным, поскольку шведский король Карл XII не собирался уступать Петру I эти земли и в 1708 г. предпринял поход в Россию. Однако после победы под Полтавой русские войска двинулись дальше в Прибалтику, и в 1710 г. им покорились Рига, Пернов и Ревель.
Здесь следует также отметить, что в Нарве с самого начала Петром I проводилась политика по укреплению в этом городе русского населения. К примеру, по свидетельству датского посланника Ю. Юля обе лютеранские церкви (немецкая и шведская) были «отняты у жителей» (богослужения после этого проходили в ратуше) [7, С. 49-50], а в тот период, когда русские войска готовились отражать вторжение армии шведского короля, население Лифляндии рассматривалось царем, скорее, как неприятельское. В частности, в начале февраля 1708 г. он распорядился взорвать укрепления Дерпта [3, Вып. 1. С. 26; Вып. 2. С. 455]. Помимо этого, жителей Нарвы и Дерпта было решено выселить из этих городов и выслать во внутренние губернии. Причины выселения жителей Нарвы, по мнению А.В. Петрова (с которым вполне можно согласиться), состояли или в желании сделать этот город русским, или в боязни измены со стороны покоренных граждан, скорее всего и то, и другое вместе (это же относится и к жителям Дерпта). При этом выезжающим разрешалось взять с собой или продать все движимое имущество, а если это сделать не удастся, оставить в надежном месте [2, С. 314-315] (в 1714 г. им было разрешено вернуться обратно, но большая часть из них решили остаться в тех местах, куда были высланы [1, стб. 1108]).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 1:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В 1710 г. (когда в результате победы под Полтавой, обозначился перелом в ходе Северной войны) политика русского царя изменилась кардинальным образом. 4 июля, когда капитулировал рижский гарнизон, был заключен договор с магистратом Риги, утвержденный Петром Великим [4, № 2278, С. 515-519]. По этому договору, в Риге сохранялось аугсбургское вероисповедание. Кроме того, подтверждались права и привилегии этого города.

16 августа Петр I подписал «универсал» княжеству Эстляндскому и городу Ревелю, где указывалось, что по причине упорства шведского короля, не желавшего заключать мир, он вынужден послать русские войска к Ревелю, а жителям Эстляндии обещалась полная безопасность (при условии, что они не будут покидать свои дома). Там же оговаривалось, что в случае успеха русского оружия «мы намерены оставить без всякого нововведения во всей земле и городах поныне исповедуемую евангелическую религию, все их древние привилегии, вольности, права и преимущества, которые, как всему миру известно, в шведское правление всегда нарушаемы были…» [4, № 2287, С. 543-545]. При капитуляции шведского гарнизона с магистратом Ревеля также был заключен договор [4, № 2297, С. 552-567], очень похожий на договор, заключенный с магистратом Риги, где также гарантировалось сохранение прежнего вероисповедания. Эти документы и стали первыми правовыми актами, регулировавшими положение протестантской религии в России. Отдельные представители этой конфессии, как известно, появились на русской службе и до царствования Петра I, однако они являлись подданными иностранных государств, с которыми заключались контракты о службе (возникавшие в XVII столетии протестантские церкви содержались за счет самих служителей, а переход в русское подданство тесно увязывался с переменой веры), теперь же речь шла о подданных русского царя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 1:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Таким образом, большая часть населения Прибалтики сохранила протестантскую религию. К тому времени Петр I, первоначально не планировавший покорять эти территории (по договоренности в 1699 г. эти земли должны были отойти к саксонскому курфюрсту и королю Речи Посполитой Августу II), принял решение о включении Лифляндии и Эстляндии в состав России по итогам войны. Правда, за эти области пришлось вести довольно напряженную дипломатическую борьбу, увенчавшуюся успехом лишь в 1721 г., однако вопрос о церковном управлении пришлось решать уже в начале второго десятилетия XVIII в.
Следует отметить, что при заключении Ништадского мира было оговорено, что «евангелическая вера, кирхи и школы и что к тому принадлежит на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве, были оставлены и содержаны», но в то же время на этих территориях (уступленных России Швецией) оговаривалось и свободное «отправление» православной веры.

Лютеранские церкви на территории России к тому времени уже существовали, в частности в Санкт-Петербургской крепости еще в 1704 г. была построена лютеранская церковь святой Анны (позже она была перенесена на Петербургскую сторону к Мытному двору), а в следующем году в Санкт-Петербурге образовалась община святого Петра. А покровителем представителей всех протестантских религий стал вице-адмирал К.И. Крюйс [5, С. 71], во дворе у которого была построена вторая лютеранская церковь. Отметим, что он был неофициальным патроном протестантов, и его деятельность распространялась, главным образом, лишь на жителей Санкт-Петербурга, а также специалистов военно-морского дела. Лишь в 1711 г. для наблюдения за всеми протестантскими церквами страны была учреждена должность суперинтенданта для наблюдения за лютеранскими церквами в России (первым суперинтендантом был Б. Вагетиус, пастор Старой Церкви в Москве). Первоначально он подчинялся Сенату, а после учреждения коллегий – Юстиц-коллегии. Но при этом не следует считать коллегию органом управления церкви – ее деятельность, главным образом, сводилась к наблюдению за тем, чтобы решения религиозных объединений не противоречили российским законам.

Несколько позже, в 1721 г. все дела, связанные с деятельностью протестантских приходов перешли в ведение созданного Святейшего Синода, который также ограничивался общим надзором. А общины по-прежнему управлялись пасторами.

Кроме того, тогда же иностранцам было официально разрешено жениться на русских, однако при этом требовалось соблюдать ряд условий: 1) чтобы иностранец объявил себя наперед подданным русского государства и обязался служить ему вечно; 2) чтобы дети обоего пола были крещены и воспитаны в русской вере; 3) чтобы иностранец не старался ни силою, ни убеждениями совращать свою жену с ее веры [6, С. 124]. Данное правило относилось не только к Прибалтийским землям, но было распространено на всю территорию России.

Таким образом, православие оставалось основной религией в России (да и сам Петр I, как показывает его переписка, был верующим человеком), но при этом на Северо-Западе России в первой четверти XVIII века представители других конфессий получили свободу вероисповедания. В связи с этим русское правительство принялось за решение проблемы церковного управления на этих территориях (в первую очередь – в Прибалтийских землях). В дальнейшем многие представители из этих земель верой и правдой служили России, что может подтвердить правильность курса, выбранного Петром I в годы Северной войны.

Библиография:
1. Вебер Ф.Х. Преображенная Россия // Русский архив. 1872. Вып. 6.
2. Петров А.В. Город Нарва, его прошлое и достопримечательности в связи с упрочением русского господства на Балтийском побережье. СПб., 1901.
3. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. VIII. Пг., 1918.
4. Полное собрание законов Российской империи. 1-е издание. СПб., 1830. Т. 4.
5. Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
6. Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. М., 2000.
7. Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Коллега, хотелось бы добавить. Улыбка
В России в досинодальную эпоху строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Однако указом Святейшего Синода от 23 июня 1721 г. было разрешено совершение брака находившихся в Сибири шведских пленников с православными невестами. В синодальном послании от 18 авг. 1721 г. это решение получило подробное библейское и богословское обоснование. С тех пор на основании этих документов в России стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами, армянами-григорианами. Такие браки могли быть повенчаны только в православном храме православным священником. Согласно Уставу духовной консистории (ст. 27), в этом случае вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям православное воспитание.
Вместе с тем, необходимо отметить, что первоначально все иносославные кофессии были поставленя в равные условия, но впоследствии лютеране и кальвинисты получили ряд привелегий.
В 1812 г. бы принят Манифест "О правилах заключения браков между Финляндскими жителями и Российскими подданными", по которому при векнчании лиц протестанского и православного вероисповеданий соблюдались обрядовые тонкости обоих религий, а дети крестились и воспитывались в исповедании отца. Собственно это Особое положение в отношении смешанных браков действовало в юридически автономном Великом княжестве Финляндском, если оба вступающие в брак были подданными Великого княжества.
На проживавших в Финляндии лиц российского подданства распространялись общеимперские законы относительно брака. Временно аналогичный порядок действовал также в Царстве Польском и в остзейских губерниях. Окончательно правила о смешанных браках были закреплены во 2-й редакции Устава духовных консисторий (1883).
А вот в отношении католиков правила ужесточались. После подавления Польского восстания 1831 г. , Святейший Синод принял решение об обязательном заключении браков православных в Царстве Польском православными священниками.
В 1836 г. именно для территори Польши был принят закон "О союзах брачных". На основании которого "в губерниях Царства Польского все дети, рождающиеся в браках лиц греко-российского исповедания с иноверными лицами, должны быть воспитываемы в вере греко-российской (ст. 200 Положения о союзе брачном 16 марта 1836 г.); дети же, рождающиеся в разноверных браках лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий, должны быть воспитываемы: сыновья - в отцовской, а дочери - в той вере, которую исповедует мать, если о том не было иного между супругами условия прежде брака (195 ст. того же Полож.)".
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexd
Модератор

   

Зарегистрирован: 13.03.2010
Сообщения: 6023
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 1:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ута, а что браков между православными и язычниками или католиками или буддистами не было? Напр. с поляками или башкирами, калмыками, татары - мусульмане с 16 века в составе ВКМ, да и до этого с 14в. золотоордынские татары стали мусульманами.
_________________
К большому сожалению правительства, реформу ЖКХ тормозит простое соображение: нельзя делать стоимость коммунальных услуг выше стоимости автомата Калашникова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 1:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Alexd
Выскажу предположения, что из правил могли быть исключения - проконтролировать каждого все равно были не в состоянии. Скорее всего, в таких случаях брак просто не признавали официальным, а люди жили вместе, не взирая на подобное непризнание.

Ута
Спасибо, очень интересный материал!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 2:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ута писал(а):
А вот в отношении католиков правила ужесточались

С католиками вообще дело обстояло весьма непросто. До 1766 г. деятельность католических священнослужителей не регламентировалась особыми российскими законами, а сами они поддерживали связь с римской Конгрегацией распространения веры через варшавского или венского нунциев – представителей Римского папы. А в том году католическая миссия была подчинена Юстиц-Коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (прежде коллегия разбирала исключительно дела протестантов) и тогда же было принято решение о составлении Регламента.
Сей Регламент был разработан к 1769 г. (вместе с Жалованной грамотой Санкт-Петербургской Римско-Католической церкви), и в нем устанавливался новый порядок замещения приходских должностей. В этом законодательном акте отмечалось, что приход состоит из представителей четырех наций (французов, немцев, поляков и итальянцев), и, в соответствии с этим, от каждой из них избиралось по два синдика – церковных старосты. Назначение священнослужителей было отнесено к ведению уже упоминавшейся Юстиц-Коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. В тот период речь шла, главным образом, об управлении петербургским приходом, так как в основном католики проживали в столице. Из Петербурга священников посылали для совершения служб в Кронштадт, в Ямбург, Ригу и Ревель. Московские приходы также были подчинены данной коллегии.

Вопрос об управлении католиками во "всеимперских" масштабах стал актуален в следующем десятилетии, когда в результате раздела Речи Посполитой в составе Российской империи появилось большое количество подданных - католиков. На основе образованной в 1775 году Могилевской Римско-Католической Консистории в 1783 году императрицей Екатериной II было учреждено Могилевское архиепископство (вскоре его признал римский престол). Архиепископ подчинялся Сенату и назначал настоятелей и священников во все российские приходы. При этом число иностранных священников было ограничено, и к служению в приходах допускались лишь те, кто присягал на верность царствующему дому России.

26 февраля 1797 г. был создан Католический департамент Юстиц-Коллегии, который получил право рассматривать не только бракоразводные и судебные, но также и духовные дела. Управление епархией было возложено на епископа-коадъютора (чрезвычайный викарный епископ) И. Бениславского, который одновременно был назначен председателем Католического департамента. В декабре 1800 года был опубликован новый регламент об управлении католическими делами Российской Империи, где подчеркивалось, что российский самодержец является повелителем не только российских подданных католического исповедания, но и духовенства.

Отмечу, к слову, что отношения с Римским папой в XVIII столетии были довольно напряженными. Папа считался повелителем всех католиков и считал, что именно он должен назначать епископов. Екатерина II придерживалась иного мнения - все жители России являются только ее подданными, и вмешательство папы в жизнь католиков России недопустимо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 2:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вскоре после воцарения императора Александра I был образован комитет для изучения положения католических дел. В ноябре 1801 г. императором было утверждено «Положение для духовного и церковного правительств римско-католического закона» - вместо департамента создана Римско-Католическая Духовная Коллегия. Ее председательствующим членом назначался архиепископ Могилевский. Коллегия должна была надзирать за назначением епископов, прелатов, инфулатов и каноников, образованием, ликвидацией и изменением границ приходов; строительством и ремонтом церковных и монастырских зданий, передачей католических монастырей и церквей в ведение православного духовенства; переменой вероисповедания, наложением церковного покаяния, наказанием «порочных» и неблагонадежных священнослужителей, учебными делами и духовной цензурой изданий.

В июле 1805 г. Коллегия была разделена на два департамента: римско-католический и греко-католический (с 1828 г. - самостоятельная Греко-Католическая Коллегия). С августа 1810 г. над Коллегией стояло Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (с 1817 года – Министерство духовных дел и народного просвещения, с 1832 года – Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел).

Замечу, что Святой Престол долгое время не признавал Коллегию (окружным посланием Levate в октябре 1867 года Папа Пий IX даже осудил это учреждение как неканоническое). Лишь после реформы Коллегии, произведенной в 1875 г. и оставившей в ее ведении только хозяйственные дела, Апостольский Престол декретом Imperiale Russorum назвал Коллегию tolerabile, то есть учреждением, существование которого возможно терпеть. Коллегией продолжал руководить митрополит, в ведение которого были переданы все духовные дела.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 10:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Alexd писал(а):
Ута, а что браков между православными и язычниками или католиками или буддистами не было? Напр. с поляками или башкирами, калмыками, татары - мусульмане с 16 века в составе ВКМ, да и до этого с 14в. золотоордынские татары стали мусульманами.

Браки были, но человек должен был перейти в православие.
Ну вот приведу наиболее известный пример. Сестра хана Узбека - Кончака, чтобы выйти замуж за московского князя Юрия приняла православие и стала Агафьей. Улыбка

А браки с язычниками были запрещены всегда и в Синодальный период тоже.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 10:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nslavnitski писал(а):
Ута

Спасибо, очень интересный материал!

Nslavnitski так же спасибо! Улыбка
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexd
Модератор

   

Зарегистрирован: 13.03.2010
Сообщения: 6023
Откуда: Таганрог

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 12:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ута, так то на уровне знати, а как насчет простого люда? Они что же беспрекословно слушались РПЦ? А попы на местах тоже отказывали в венчании? Предположу, что все зависело от полноты налитого стакана Подмигивает
Вариант - мнимый переход в православие.
_________________
К большому сожалению правительства, реформу ЖКХ тормозит простое соображение: нельзя делать стоимость коммунальных услуг выше стоимости автомата Калашникова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 1:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Alexd писал(а):
а как насчет простого люда? Они что же беспрекословно слушались РПЦ? А попы на местах тоже отказывали в венчании? Предположу, что все зависело от полноты налитого стакана Подмигивает
Вариант - мнимый переход в православие.

Все могло быть. С документальными свидетельствами на сей счет у нас, как я понимаю, весьма напряженно дело обстоит. А в таких случаях можно выдвигать практически любую версию - ее и подтвердить нечем, но и опровергнуть никак.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Митрий
московский дворянин, по жилецкому списку

   

Зарегистрирован: 07.06.2010
Сообщения: 3731

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 2:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну не знаю. История князя Михаила Алексеевича Голицына весьма показательна - влюбился старый князюшка в иностранку, перешел в католики и загремел в шуты Смеется И это несмотря на всю либеральность пост-петровской России, где при дворе можно было найти "всякой твари по паре".
_________________
"Не зовите меня только - Дмитрий Анатольевич"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Окт 28, 2010 2:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Митрий писал(а):
История князя Михаила Алексеевича Голицына весьма показательна

Ключевое слово здесь - "князь". Переход представителя княжеского рода в католичество - это уже нехорошо, да и по престижу бьет...
Вот и решили князя наказать, дабы другим неповадно было.
Да и есть один нюанс - в шуты при Анне Иоанновне кого попало не брали, княжеское достоинство было крайне желательным условием. Улыбка

Цитата:
Не стоит думать, что, становясь шутами, князья и графы чувствовали себя униженными и оскорбленными. Это просто была разновидность государевой службы, к которой был способен не всякий: медицинский дурак вполне мог стать генералом, но не каждый умный годился в шуты. Забирая во дворец прославившегося своими дурацкими выходками князя Волконского, Анна писала Салтыкову: «И скажи ему, что ему велено быть [при дворе шутом] )а милость, а не за гнев». Так и жили они все вместе — царица и дураки.

Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1998.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> История Российской Империи Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS