Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 21, 2010 1:23 am Заголовок сообщения: Конфессиональная политика в Российской империи
Весной 1703 г. в ходе Северной войны, основной целью которой стало возвращение «земель отчичь и дедичь», русские войска оказались на территории Ингерманландии, населенной не только русскими (православными), но и финнами, а также шведами (протестантами). 16 (27) мая здесь была заложена Санкт-Петербургская крепость и началось строительство города, ставшего в скором времени столицей Российской империи. Для строительства в первую очередь использовались жители близлежащих мест, а затем сюда стали присылать работников из других областей России (среди которых были и татары, исповедовавшие исламскую религию). Кроме того, в новом городе поселилось и большое количество иностранных специалистов. В связи с этим можно отметить один интересный факт – первым обер-комендантом Санкт-Петербурга стал лютеранин Р.В. Брюс, родившийся в России (его отец поступил на русскую службу в царствование Алексея Михайловича) и начинавший военную службу в «потешных» войсках Петра I.
Таким образом, Санкт-Петербург с первых дней своего существования стал «многоконфессиональным» городом (при этом в нем преобладало русское православное население, поскольку большинство присланных работников были русскими, а со временем сюда стали переезжать и российские дворяне). Хотелось бы отметить, что «многоконфессиональность» Санкт-Петербурга была заложена, по сути дела, еще до основания города, поскольку жители этой области придерживались разных религий. Политика русского правительства в религиозной сфере заключалась, с одной стороны, в укреплении православия (особенно в Ингрии), но также и в сохранении протестантской веры, что регламентировалось специальными постановлениями и договорами.
В следующем году русскими войсками были взяты Нарва и Дерпт, находившиеся на территории Лифляндии, где преобладало немецкое население (также протестанты). Жители этих земель становились уже подданными русского царя (юридически это было оформлено при заключении Ништадского мира в 1721 г.), поэтому постепенно вставал вопрос и о церковном управлении на этих территориях.
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 21, 2010 1:24 am Заголовок сообщения:
В первом десятилетии XVIII в. данный вопрос практически не поднимался – положение русских в занятом ими крае было еще не совсем прочным, поскольку шведский король Карл XII не собирался уступать Петру I эти земли и в 1708 г. предпринял поход в Россию. Однако после победы под Полтавой русские войска двинулись дальше в Прибалтику, и в 1710 г. им покорились Рига, Пернов и Ревель.
Здесь следует также отметить, что в Нарве с самого начала Петром I проводилась политика по укреплению в этом городе русского населения. К примеру, по свидетельству датского посланника Ю. Юля обе лютеранские церкви (немецкая и шведская) были «отняты у жителей» (богослужения после этого проходили в ратуше) [7, С. 49-50], а в тот период, когда русские войска готовились отражать вторжение армии шведского короля, население Лифляндии рассматривалось царем, скорее, как неприятельское. В частности, в начале февраля 1708 г. он распорядился взорвать укрепления Дерпта [3, Вып. 1. С. 26; Вып. 2. С. 455]. Помимо этого, жителей Нарвы и Дерпта было решено выселить из этих городов и выслать во внутренние губернии. Причины выселения жителей Нарвы, по мнению А.В. Петрова (с которым вполне можно согласиться), состояли или в желании сделать этот город русским, или в боязни измены со стороны покоренных граждан, скорее всего и то, и другое вместе (это же относится и к жителям Дерпта). При этом выезжающим разрешалось взять с собой или продать все движимое имущество, а если это сделать не удастся, оставить в надежном месте [2, С. 314-315] (в 1714 г. им было разрешено вернуться обратно, но большая часть из них решили остаться в тех местах, куда были высланы [1, стб. 1108]).
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 21, 2010 1:24 am Заголовок сообщения:
В 1710 г. (когда в результате победы под Полтавой, обозначился перелом в ходе Северной войны) политика русского царя изменилась кардинальным образом. 4 июля, когда капитулировал рижский гарнизон, был заключен договор с магистратом Риги, утвержденный Петром Великим [4, № 2278, С. 515-519]. По этому договору, в Риге сохранялось аугсбургское вероисповедание. Кроме того, подтверждались права и привилегии этого города.
16 августа Петр I подписал «универсал» княжеству Эстляндскому и городу Ревелю, где указывалось, что по причине упорства шведского короля, не желавшего заключать мир, он вынужден послать русские войска к Ревелю, а жителям Эстляндии обещалась полная безопасность (при условии, что они не будут покидать свои дома). Там же оговаривалось, что в случае успеха русского оружия «мы намерены оставить без всякого нововведения во всей земле и городах поныне исповедуемую евангелическую религию, все их древние привилегии, вольности, права и преимущества, которые, как всему миру известно, в шведское правление всегда нарушаемы были…» [4, № 2287, С. 543-545]. При капитуляции шведского гарнизона с магистратом Ревеля также был заключен договор [4, № 2297, С. 552-567], очень похожий на договор, заключенный с магистратом Риги, где также гарантировалось сохранение прежнего вероисповедания. Эти документы и стали первыми правовыми актами, регулировавшими положение протестантской религии в России. Отдельные представители этой конфессии, как известно, появились на русской службе и до царствования Петра I, однако они являлись подданными иностранных государств, с которыми заключались контракты о службе (возникавшие в XVII столетии протестантские церкви содержались за счет самих служителей, а переход в русское подданство тесно увязывался с переменой веры), теперь же речь шла о подданных русского царя.
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 21, 2010 1:25 am Заголовок сообщения:
Таким образом, большая часть населения Прибалтики сохранила протестантскую религию. К тому времени Петр I, первоначально не планировавший покорять эти территории (по договоренности в 1699 г. эти земли должны были отойти к саксонскому курфюрсту и королю Речи Посполитой Августу II), принял решение о включении Лифляндии и Эстляндии в состав России по итогам войны. Правда, за эти области пришлось вести довольно напряженную дипломатическую борьбу, увенчавшуюся успехом лишь в 1721 г., однако вопрос о церковном управлении пришлось решать уже в начале второго десятилетия XVIII в.
Следует отметить, что при заключении Ништадского мира было оговорено, что «евангелическая вера, кирхи и школы и что к тому принадлежит на таком основании, на каком при последнем свейском правительстве, были оставлены и содержаны», но в то же время на этих территориях (уступленных России Швецией) оговаривалось и свободное «отправление» православной веры.
Лютеранские церкви на территории России к тому времени уже существовали, в частности в Санкт-Петербургской крепости еще в 1704 г. была построена лютеранская церковь святой Анны (позже она была перенесена на Петербургскую сторону к Мытному двору), а в следующем году в Санкт-Петербурге образовалась община святого Петра. А покровителем представителей всех протестантских религий стал вице-адмирал К.И. Крюйс [5, С. 71], во дворе у которого была построена вторая лютеранская церковь. Отметим, что он был неофициальным патроном протестантов, и его деятельность распространялась, главным образом, лишь на жителей Санкт-Петербурга, а также специалистов военно-морского дела. Лишь в 1711 г. для наблюдения за всеми протестантскими церквами страны была учреждена должность суперинтенданта для наблюдения за лютеранскими церквами в России (первым суперинтендантом был Б. Вагетиус, пастор Старой Церкви в Москве). Первоначально он подчинялся Сенату, а после учреждения коллегий – Юстиц-коллегии. Но при этом не следует считать коллегию органом управления церкви – ее деятельность, главным образом, сводилась к наблюдению за тем, чтобы решения религиозных объединений не противоречили российским законам.
Несколько позже, в 1721 г. все дела, связанные с деятельностью протестантских приходов перешли в ведение созданного Святейшего Синода, который также ограничивался общим надзором. А общины по-прежнему управлялись пасторами.
Кроме того, тогда же иностранцам было официально разрешено жениться на русских, однако при этом требовалось соблюдать ряд условий: 1) чтобы иностранец объявил себя наперед подданным русского государства и обязался служить ему вечно; 2) чтобы дети обоего пола были крещены и воспитаны в русской вере; 3) чтобы иностранец не старался ни силою, ни убеждениями совращать свою жену с ее веры [6, С. 124]. Данное правило относилось не только к Прибалтийским землям, но было распространено на всю территорию России.
Таким образом, православие оставалось основной религией в России (да и сам Петр I, как показывает его переписка, был верующим человеком), но при этом на Северо-Западе России в первой четверти XVIII века представители других конфессий получили свободу вероисповедания. В связи с этим русское правительство принялось за решение проблемы церковного управления на этих территориях (в первую очередь – в Прибалтийских землях). В дальнейшем многие представители из этих земель верой и правдой служили России, что может подтвердить правильность курса, выбранного Петром I в годы Северной войны.
Библиография:
1. Вебер Ф.Х. Преображенная Россия // Русский архив. 1872. Вып. 6.
2. Петров А.В. Город Нарва, его прошлое и достопримечательности в связи с упрочением русского господства на Балтийском побережье. СПб., 1901.
3. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. VIII. Пг., 1918.
4. Полное собрание законов Российской империи. 1-е издание. СПб., 1830. Т. 4.
5. Точное известие о... крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях // Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.
6. Фоккеродт И.-Г. Россия при Петре Великом // Неистовый реформатор. М., 2000.
7. Юль Ю. Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001.
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 12:16 am Заголовок сообщения:
Коллега, хотелось бы добавить.
В России в досинодальную эпоху строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Однако указом Святейшего Синода от 23 июня 1721 г. было разрешено совершение брака находившихся в Сибири шведских пленников с православными невестами. В синодальном послании от 18 авг. 1721 г. это решение получило подробное библейское и богословское обоснование. С тех пор на основании этих документов в России стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами, армянами-григорианами. Такие браки могли быть повенчаны только в православном храме православным священником. Согласно Уставу духовной консистории (ст. 27), в этом случае вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям православное воспитание.
Вместе с тем, необходимо отметить, что первоначально все иносославные кофессии были поставленя в равные условия, но впоследствии лютеране и кальвинисты получили ряд привелегий.
В 1812 г. бы принят Манифест "О правилах заключения браков между Финляндскими жителями и Российскими подданными", по которому при векнчании лиц протестанского и православного вероисповеданий соблюдались обрядовые тонкости обоих религий, а дети крестились и воспитывались в исповедании отца. Собственно это Особое положение в отношении смешанных браков действовало в юридически автономном Великом княжестве Финляндском, если оба вступающие в брак были подданными Великого княжества.
На проживавших в Финляндии лиц российского подданства распространялись общеимперские законы относительно брака. Временно аналогичный порядок действовал также в Царстве Польском и в остзейских губерниях. Окончательно правила о смешанных браках были закреплены во 2-й редакции Устава духовных консисторий (1883).
А вот в отношении католиков правила ужесточались. После подавления Польского восстания 1831 г. , Святейший Синод принял решение об обязательном заключении браков православных в Царстве Польском православными священниками.
В 1836 г. именно для территори Польши был принят закон "О союзах брачных". На основании которого "в губерниях Царства Польского все дети, рождающиеся в браках лиц греко-российского исповедания с иноверными лицами, должны быть воспитываемы в вере греко-российской (ст. 200 Положения о союзе брачном 16 марта 1836 г.); дети же, рождающиеся в разноверных браках лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий, должны быть воспитываемы: сыновья - в отцовской, а дочери - в той вере, которую исповедует мать, если о том не было иного между супругами условия прежде брака (195 ст. того же Полож.)". _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 1:02 am Заголовок сообщения:
Ута, а что браков между православными и язычниками или католиками или буддистами не было? Напр. с поляками или башкирами, калмыками, татары - мусульмане с 16 века в составе ВКМ, да и до этого с 14в. золотоордынские татары стали мусульманами. _________________ К большому сожалению правительства, реформу ЖКХ тормозит простое соображение: нельзя делать стоимость коммунальных услуг выше стоимости автомата Калашникова.
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 1:08 am Заголовок сообщения:
Alexd
Выскажу предположения, что из правил могли быть исключения - проконтролировать каждого все равно были не в состоянии. Скорее всего, в таких случаях брак просто не признавали официальным, а люди жили вместе, не взирая на подобное непризнание.
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 2:10 am Заголовок сообщения:
Ута писал(а):
А вот в отношении католиков правила ужесточались
С католиками вообще дело обстояло весьма непросто. До 1766 г. деятельность католических священнослужителей не регламентировалась особыми российскими законами, а сами они поддерживали связь с римской Конгрегацией распространения веры через варшавского или венского нунциев – представителей Римского папы. А в том году католическая миссия была подчинена Юстиц-Коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел (прежде коллегия разбирала исключительно дела протестантов) и тогда же было принято решение о составлении Регламента.
Сей Регламент был разработан к 1769 г. (вместе с Жалованной грамотой Санкт-Петербургской Римско-Католической церкви), и в нем устанавливался новый порядок замещения приходских должностей. В этом законодательном акте отмечалось, что приход состоит из представителей четырех наций (французов, немцев, поляков и итальянцев), и, в соответствии с этим, от каждой из них избиралось по два синдика – церковных старосты. Назначение священнослужителей было отнесено к ведению уже упоминавшейся Юстиц-Коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. В тот период речь шла, главным образом, об управлении петербургским приходом, так как в основном католики проживали в столице. Из Петербурга священников посылали для совершения служб в Кронштадт, в Ямбург, Ригу и Ревель. Московские приходы также были подчинены данной коллегии.
Вопрос об управлении католиками во "всеимперских" масштабах стал актуален в следующем десятилетии, когда в результате раздела Речи Посполитой в составе Российской империи появилось большое количество подданных - католиков. На основе образованной в 1775 году Могилевской Римско-Католической Консистории в 1783 году императрицей Екатериной II было учреждено Могилевское архиепископство (вскоре его признал римский престол). Архиепископ подчинялся Сенату и назначал настоятелей и священников во все российские приходы. При этом число иностранных священников было ограничено, и к служению в приходах допускались лишь те, кто присягал на верность царствующему дому России.
26 февраля 1797 г. был создан Католический департамент Юстиц-Коллегии, который получил право рассматривать не только бракоразводные и судебные, но также и духовные дела. Управление епархией было возложено на епископа-коадъютора (чрезвычайный викарный епископ) И. Бениславского, который одновременно был назначен председателем Католического департамента. В декабре 1800 года был опубликован новый регламент об управлении католическими делами Российской Империи, где подчеркивалось, что российский самодержец является повелителем не только российских подданных католического исповедания, но и духовенства.
Отмечу, к слову, что отношения с Римским папой в XVIII столетии были довольно напряженными. Папа считался повелителем всех католиков и считал, что именно он должен назначать епископов. Екатерина II придерживалась иного мнения - все жители России являются только ее подданными, и вмешательство папы в жизнь католиков России недопустимо.
Зарегистрирован: 05.10.2010 Сообщения: 15606 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 2:14 am Заголовок сообщения:
Вскоре после воцарения императора Александра I был образован комитет для изучения положения католических дел. В ноябре 1801 г. императором было утверждено «Положение для духовного и церковного правительств римско-католического закона» - вместо департамента создана Римско-Католическая Духовная Коллегия. Ее председательствующим членом назначался архиепископ Могилевский. Коллегия должна была надзирать за назначением епископов, прелатов, инфулатов и каноников, образованием, ликвидацией и изменением границ приходов; строительством и ремонтом церковных и монастырских зданий, передачей католических монастырей и церквей в ведение православного духовенства; переменой вероисповедания, наложением церковного покаяния, наказанием «порочных» и неблагонадежных священнослужителей, учебными делами и духовной цензурой изданий.
В июле 1805 г. Коллегия была разделена на два департамента: римско-католический и греко-католический (с 1828 г. - самостоятельная Греко-Католическая Коллегия). С августа 1810 г. над Коллегией стояло Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (с 1817 года – Министерство духовных дел и народного просвещения, с 1832 года – Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства Внутренних Дел).
Замечу, что Святой Престол долгое время не признавал Коллегию (окружным посланием Levate в октябре 1867 года Папа Пий IX даже осудил это учреждение как неканоническое). Лишь после реформы Коллегии, произведенной в 1875 г. и оставившей в ее ведении только хозяйственные дела, Апостольский Престол декретом Imperiale Russorum назвал Коллегию tolerabile, то есть учреждением, существование которого возможно терпеть. Коллегией продолжал руководить митрополит, в ведение которого были переданы все духовные дела.
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 10:04 am Заголовок сообщения:
Alexd писал(а):
Ута, а что браков между православными и язычниками или католиками или буддистами не было? Напр. с поляками или башкирами, калмыками, татары - мусульмане с 16 века в составе ВКМ, да и до этого с 14в. золотоордынские татары стали мусульманами.
Браки были, но человек должен был перейти в православие.
Ну вот приведу наиболее известный пример. Сестра хана Узбека - Кончака, чтобы выйти замуж за московского князя Юрия приняла православие и стала Агафьей.
А браки с язычниками были запрещены всегда и в Синодальный период тоже. _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Чт Окт 28, 2010 10:05 am Заголовок сообщения:
Nslavnitski писал(а):
Ута
Спасибо, очень интересный материал!
Nslavnitski так же спасибо! _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Ута, так то на уровне знати, а как насчет простого люда? Они что же беспрекословно слушались РПЦ? А попы на местах тоже отказывали в венчании? Предположу, что все зависело от полноты налитого стакана
Вариант - мнимый переход в православие. _________________ К большому сожалению правительства, реформу ЖКХ тормозит простое соображение: нельзя делать стоимость коммунальных услуг выше стоимости автомата Калашникова.
а как насчет простого люда? Они что же беспрекословно слушались РПЦ? А попы на местах тоже отказывали в венчании? Предположу, что все зависело от полноты налитого стакана Подмигивает
Вариант - мнимый переход в православие.
Все могло быть. С документальными свидетельствами на сей счет у нас, как я понимаю, весьма напряженно дело обстоит. А в таких случаях можно выдвигать практически любую версию - ее и подтвердить нечем, но и опровергнуть никак.
Ну не знаю. История князя Михаила Алексеевича Голицына весьма показательна - влюбился старый князюшка в иностранку, перешел в католики и загремел в шуты И это несмотря на всю либеральность пост-петровской России, где при дворе можно было найти "всякой твари по паре". _________________ "Не зовите меня только - Дмитрий Анатольевич"
История князя Михаила Алексеевича Голицына весьма показательна
Ключевое слово здесь - "князь". Переход представителя княжеского рода в католичество - это уже нехорошо, да и по престижу бьет...
Вот и решили князя наказать, дабы другим неповадно было.
Да и есть один нюанс - в шуты при Анне Иоанновне кого попало не брали, княжеское достоинство было крайне желательным условием.
Цитата:
Не стоит думать, что, становясь шутами, князья и графы чувствовали себя униженными и оскорбленными. Это просто была разновидность государевой службы, к которой был способен не всякий: медицинский дурак вполне мог стать генералом, но не каждый умный годился в шуты. Забирая во дворец прославившегося своими дурацкими выходками князя Волконского, Анна писала Салтыкову: «И скажи ему, что ему велено быть [при дворе шутом] )а милость, а не за гнев». Так и жили они все вместе — царица и дураки.
Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1998.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах