Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Псков. Мирожский монастырь
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Краеведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 11:49 pm    Заголовок сообщения: Псков. Мирожский монастырь Ответить с цитатой

Рассказ про Псков я начну все же с Мирожского монастыря.
http://maps.yandex.ru/?text=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%2C%20%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C%20%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD&sll=28.328777,57.806056&l=map&ol=geo

Именно Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и произвел на меня очень сильное впечатление.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мирожский_монастырь

Спа́со-Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.

Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).
Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую[1]. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского, игумена, и Иоасафа Снетогорского, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу[2].

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. В настоящее время (с 1994 г.) РПЦ выступает в качестве арендатора у музеев Пскова. Тогда же была создана мирожская иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После скандала с дозволением католикам отслужить службу в монастыре он был снят (см. статью), а школа начала приходить в упадок.

Наводнения

Монастырь на стрелке двух рек,подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря:
1900 год
1928 год
1960 год
2011 год

В апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр,началось просачивание в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, помощь МЧС в откачке воды.

________________________

Выше в статье из ВИКИ идет речь о наводнениях. Действительно видела следы на стене от одного из наводнений. 1960 г. Мне вода была бы ну не по пояс, а чуть ниже...но Великая (река) может разливаться очень-очень сильно.


Это вид на монастырь с правого берега реки Великой. (август 2011 г.)

_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 11:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Еще две фоточки из статьи из ВИКИ.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 11:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

Собор Спаса Преображения

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Утраченность отдельных участков и потёртость красочных слоёв не устраивала духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-01 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в престольный праздник - Преображение Господне по согласованию с отделом культуры.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 1:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Фоточка из ВИКИ.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 1:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


http://img-fotki.yandex.ru/get/3200/asklyarenko.7/0_1e2c9_f0001fba_XL
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 1:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мирожский собор целиком вписывается в малую арку при входе во двор и производит огоромное впечатление своей цельностью и суровой мужественностью. Восемь веков расступаются перед нами. С глазу на глаз остаешься с богатырским искусством XII в.
В большой квадрат беленой стены собора вписан неглубокий контур двух арок: левая идет до самой крыши. Правая словно присела нах землей. (некогда по ним шла свинцовая кровля). Мощная шея барабана несет огромную главу. Стена раздалась вправо широкой тяжеловесной звонницей. Она напоминает щит. Обогнув ее, мы подходим к Спасо-Преображенскому собору.

Западная сторона собора производит впечатление такой цельности, полнозвучности и дремучей силы, такого размаха и, вместе с тем, такой простоты и ясности, что кажется: по своему масштабу, размерам, по своей внутренней значительности и истинной народности мало что сравнимо с этим собором из уцелевшего наследия Древней Руси (София Новгородская величественнее, больше, но и изысканнее).
И все просто. Тройной перекат арок притвора занимкет ширину собора и достигает половины его высоты. Над входом, на беленой стене мягко золотится вписанная в среднюю арку полуразмытая фреска. Над притвором подымается цельная стена с двойным контуром большой арки, занимающей ее серидину. Крупная аркатура карниза обходит вокруг широкого барабана. Та же мощь главы. Та же широта и тяжеловесность звонницы.

Внутри собра тенисто, холодно, сыро и великолепно.

( Морозкина Е.Н. Псковская земля. М.: Маросейка, 2009. - С. 74)
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 1:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Собственно я только могу присоединиться к словам (строкам) замечательнго искусствоведа Е.Н. Морозкиной. Собор действительно не оставляет равнодушным...своей простотой и мощью.
Осознание того, что это XII в. заствляет сердце сжиматься и биться чуть сильнее. Здесь действительно все просто...и не давит как громада Святой Софии в Новгороде, но за этой простотой скрывается удивительная гармония и ....вечность.

В собор не пускают в дождливую погоду и хотя накрапывал временами мелкий дождь, нас все же пустили.
(за съемку внутри заплатили 200 руб.).
Собственно пустили и оставили с дочкой одних..., сказали, что дескать...сами читайте, грамотные.
Да это и хорошо было, там надо стоять в тишине и просто смотреть. Embarassed
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)


Последний раз редактировалось: Ута (Сб Сен 10, 2011 1:41 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 1:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Макет собора.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 2:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Внутри собора существует коллекция надгробных крестов и плит.
Коллекция существует в самом собре с 1988 г. Количество крестов - около 30. (вот сколько плит - не знаю).
Датировка крестов- 14-16 вв.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 2:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Крест в круге- характерен для Северо-Западной Руси (ирландский крест).

Я потом выложу фоточку крестика, что купила у местного мастера- резчика по камню (хотя он сказал, что родом из Новгорода) Улыбка
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 2:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 11:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Теперь самое главное- фрески Спасо-Преображенского собора.

Цитата:
Псковские фрески191 ясно показывают, что те греческие образцы, которыми пользовались работавшие с. 110
с. 111 ¦ здесь мастера, происходили не из Константинополя,
а из неизвестной византийской провинции. Уже само расположение фресок, сплошным ковром покрывающих стены и своды, в корне отлично от византийской системы декорации. Евангельские сцены, входящие в состав фриза, не отделяются одна от другой вертикальными членениями, что опять-таки противоречит художественным принципам константинопольских мастеров. В куполе дано необычное для столичных храмов этого времени Вознесение: изображенный в сиянии Христос окружен восемью архангелами и двенадцатью апостолами с Марией, двумя ангелами и Крестителем. В барабане представлены шестнадцать пророков, на парусах евангелисты, в апсиде Деисус, Причащение под двумя видами и два фриза со святителями и диаконами, на восточных столбах Благовещение (табл. 366) и фигуры Спасителя и Божьей Матери Молительницы, на сводах и стенах развитой евангельский цикл, в жертвеннике полуфигура Иоанна Предтечи и сцены из его жития, в диаконнике полуфигура архангела Михаила и эпизоды из деяний архангела, в западной части северного нефа сцены из истории апостола Петра, в западной части южного нефа сцены из жизни Иоакима, Анны и Марии, на столбах и на стенах мученики, воины, преподобные и различные святые. Стиль росписи отличается большой оригинальностью. Негреческие лица очерчены тяжелыми линиями. Такими же линиями нанесены белильные света, нередко образующие орнаментальные узоры. Длинные плоские фигуры облачены в одеяния, распадающиеся на однообразные линейные складки. Элементы пейзажа и архитектурные сооружения подвергнуты максимальной геометрической стилизации. Статические композиции имеют в себе что-то угловатое, жесткое и мало ритмичное. Отдельные детали, например лица воинов в сцене Целование Иуды, обнаруживают точки соприкосновения с романскими фресками, где встречаются такие же тяжеловесные формы и аналогичное развертывание фигур по плоскости. Чисто греческая иконография и греческие надписи указывают на участие в исполнении фресок заезжих византийских мастеров, сотрудничавших, как обычно, с местными художниками. Эти мастера занесли в Псков не константинопольскую, а провинциальную традицию. Не исключена возможность, что они были выходцами из Македонии. Их же помощниками являлись не новгородцы, а псковичи, иначе трудно было бы объяснить ряд неповторимо «псковских» признаков в стенописи Спасо-Мирожского монастыря.


191 A. М. Павлинов. Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове. — Древности. Труды МАО, ХIII 1 1889, 154–162; О. Парли. Фрески храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Альбом фотографических снимков. Псков 1903; Описание фресок. К альбому фотографических снимков, сделанных О. Парли. Составил Ф. А. Ушаков. Псков 1903; А. И. Успенский. Фрески церкви Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря. — Записки МАИ, VII 1910, 1–12; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Mirož, 723; A. Anissimoff. Les fresques de Pskov. — CahArt, 1930 7, 361–368; L. Nadejena. The Pskov School of Painting. — ArtB, XXI 1939 2, 183–188; В. Н. Лазарев. Фрески Старой Ладоги. Москва 1960, 54–56; Id. Old Russian Murals and Mosaics, 99–107, 247–249. Заказчиком фресок был архиепископ Нифонт, известный своими грекофильскими симпатиями (грек по происхождению). Попытку М. И. Артамонова датировать псковские фрески позже Нередицы следует признать неудавшейся. Для типов первосвященников в сцене Христос перед Пилатом ср. роспись Нерези (Иоанн Дамаскин).

http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=8&ch_l2=16
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)


Последний раз редактировалось: Ута (Сб Сен 10, 2011 11:41 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 11:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




Здесь можно только молча стоять и любоваться Embarassed

Е. Морозкина пишет: Мирожские фрески- это целый мир. Он охватывает сразу, покоряет себе. Крупность. Значительность. Соответствие основным архитектурным формам, гармония...Преобладает сине-золотистый тон. Синий- цвет неба, цвет фона. Желто-золотистые нимбы светятся повсюду, обдают сиянием синеву. Эти цвета слились в образще Христа, фигура которого повторяется многократно. Его одежды везде одинаковы: золотисто-желтый хитон и синий плащ- "дополнительные цвета", как их назвают художники.
Изображения на стенах идут сплошными широкими лентами без вертикальных членений. Это лишает их дробности. Они смотрятся , как единое действие, данное в развитии- нечто подобное нашему кино. С точки зрения художественной композиции получаются ртмические повторения, подобные колебанию морской волны.
(Морозкина Е.Н. Указ. соч. С. 74)
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 11:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Сб Сен 10, 2011 11:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Купол просто воздушный...
И стоя под ним, забыла. что есть мир за стенами храма Embarassed

Что-то скрывается в полумраке.

Прохладно. Здесь поддерживается определенная, одна и та же температура, чтобы не повредить фрески.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Краеведение Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS