Навеяло вчерашним посещением Рогожского поселка - с 1846 г. главной старообрядцев России стал епископ Белокриницкой епархии, располагавшейся на территории Австро-Венгрии (ныне Белая Криница отошла к Румынии под названием Фонтана Альба).
Первым белокриницким патриархом был уроженец Боснии Амвросий, который возглавил епархию в 1846 г.
Случайно или нет - в 1856 г. Николай I, не любивший старообрядцев, приказал опечатать церкви Рогожского поселка, нарушив тем самым деятельность общины. Распечатали их только в 1905 г., после знаменитого манифеста Николая I, который, помимо всего прочего, гарантировал свободу вероисповедания.
Вопрос - а не связано ли это "запечатание" с антирусской деятельностью белокриничан? Ведь в Крымской войне Австро-Венгрия занимала позицию враждебного нейтралитета и лишь наличие крупных сил на границе с австрийцами помогло избежать войны и на этом фронте.
И как потом вели свою деятельность иерархи старообрядцев, окормляемые с территории враждебного государства?
Я не спешу никого обвинять в шпионаже, но, ИМХО, для ситуации 1856 г. это кажется очень вероятным + а как было дело в 1914 г.?
_________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Просто попутно - год можно уточнить?
Или императора.
Опять же просто попутно - просто опечатать, это еще по-божески, в то царствование с отдельных церквей и колокола сбрасывали (под Петрозаводском дело было).
Касаемо шпионажа в годы Петровой мировой войны - не встречал никаких сведений об арестованных шпионах такого рода.
Но это ни о чем не говорит - у меня сведения только о тех, кто содержался "централизованно" (в Петрограде).
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Окт 16, 2012 10:15 am Заголовок сообщения:
Nslavnitski писал(а):
Просто попутно - год можно уточнить?
На выставке в Рогожском поселке указан 1856 г. В отпечатанной старообрядцами брошюре (выдавали там же) указан 1854 г. Какой год на самом деле - вопрос. Написал тот, который показался более убедительным (50 лет будет именно от 1856 до 1905).
Макс писал(а):
А во-вторых, службы там все равно продолжались нелегально или полулегально. Опечатали только алтари.
Там есть фото, на которых показано состояние внутри в момент распечатания. Без алтаря, ЕМНИП, у поповцев богослужения не будет.
Nslavnitski писал(а):
Касаемо шпионажа в годы Петровой мировой войны - не встречал никаких сведений об арестованных шпионах такого рода.
А есть сведения, что старообрядцев прижимали в Австро-Венгрии на манер прижима русинов, которых вешали просто по подозрению в симпатии к русским?
Nslavnitski писал(а):
Опять же просто попутно - просто опечатать, это еще по-божески, в то царствование с отдельных церквей и колокола сбрасывали (под Петрозаводском дело было).
Система очень неравномерна была в своем отношении к старообрядцам.
Сначала преследования вплоть до смертной казни, потом - двойное налогообложение, потом, после заслуг на чуме - временный лизис + резкий рост благосостояния общины (именно от этой поры идет рост предпринимательской деятельности старообрядцев, фантастически обогатившихся при чуме, ИМХО), а потом - прижим Николая I, улучшение положения в 1880-х и предоставление равных прав в 1905 г.
Но вопрос о главном центре старообрядчества на территории Австро-Венгрии меня сильно смущает - как босняк (ЕМНИП, Боснии не коснулись русские коллизии 1650-1660-х годов) стал старообрядческим иерархом и как эта епархия существовала в Австро-Венгрии? Не специально ли поддерживали ее? Как пятую колонну? _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Окт 16, 2012 10:18 am Заголовок сообщения:
Вот по ссылке:
Цитата:
С 21 января 1856 г., после появления священства австрийского согласия, на Р. кладбище возобновилось совершение церковных служб полным чином. Когда об этом обстоятельстве дошло до сведения правительства, алтари в часовнях были запечатаны.
Разрыв в 10 лет с момента появления Белокриницкой епархии до момента, когда об этом "узнали" наши власти.
Парадокс? _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Окт 16, 2012 10:33 am Заголовок сообщения:
А вот тут говорится конкретно о дате - 7.07.1856 по ст. стилю:
Цитата:
Во исполнение такового высочайшего повеления было немедленно сделано распоряжение об опечатании алтарей рогожского богаделенного дома, что и исполнено 7 июля 1856 г.
Скорее всего, действительно 1856 г. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Окт 16, 2012 11:36 am Заголовок сообщения:
Честно стырено в Интернете:
Цитата:
Подозревали староверов и в шпионаже в пользу враждебных России держав.
http://christ-civ.livejournal.com/84651.html _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Н.М.Никольский в "Истории Русской церкви" писал об австрийских старообрядческих иерархах, как о промежуточных фигурах, которые нужны были не столько Австрии, сколько самим старообрядцам, чтобы рукоположить своих епископов:
http://scepsis.ru/library/id_1829.html
Цитата:
Москвичи взяли на себя все хлопоты и расходы для получения разрешения, и в 1844 г. Великодворский привез в Белую Криницу указ императора Фердинанда, разрешающий белокриницким старообрядцам иметь своего епископа. Амвросий был привезен в Белую Криницу, не без скандала был там перемазан (27 октября 1846 г.) и тотчас же после перемазания заранее посвятил себе преемника, белокриницкого монаха Кирилла. Поспешность была /327/ вполне резонная: дипломатические осложнения все-таки произошли, австрийское правительство должно было арестовать Амвросия и временно закрыть Белокриницкую общину. Амвросий был посажен в замок Цилль, где через несколько лет и умер. Но он сделал свое дело: старообрядческая церковь имела уже архиереев — Кирилла и несколько других, рукоположенных Амвросием для других заграничных общин. Когда таким образом источник священства был найден, оставалось пересадить его в Россию — Белая Криница была слишком далеко, к тому же Рогожскому кладбищу вовсе не улыбалась перспектива быть в постоянной зависимости от какой-то заграничной мелкой общины. Надо было поставить митрополита для русского старообрядчества.
А о закрытии церквей написано:
Цитата:
Такой поворот дела, конечно, не мог быть приятным руководителям синодской церкви. Новую иерархию попробовали задушить в самом начале. Был дан приказ арестовать и сослать в Суздальский монастырь новых епископов и подтверждено распоряжение ловить и ссылать старообрядческих «лжепопов». Однако старообрядческие /328/ тузы всяческими мерами, не жалея денег на взятки, сумели уберечь почти всех своих епископов; пострадали только два — Аркадий, арестованный в 1854 г., и Кононов 1858 г.; в 1863 г. был случайно арестован еще Геннадий Пермский; они просидели в Суздальской монастырской тюрьме до 1883 г. Одновременно попробовали нанести удар и с другой стороны. В 1854 г. не без участия митрополита Филарета был состряпан донос, что на Рогожском кладбище происходят совращения в раскол православных. Филарет на основании этого настоял в 1855 г. перед Александром II на запечатании алтарей Рогожского кладбища. Но и эта мера оказалась беззубой. Идти до конца против рогожских миллионеров правительство Александра II не посмело, и в 1858 г. состоялось разъяснение, что «раскольники не преследуются за совершение богослужения и духовных треб по своим обрядам», но с тем, чтобы не было «соблазнительного для православных публичного оказательства». Смысл был таков, что допускается богослужение в домашних церквах и молельнях. Вместе с этим было предписано прекратить розыски и аресты старообрядческих попов. Рогожские алтари остались запечатанными, но это не изменило, по существу, нового поворота дела; культ стал регулярно и без тревоги совершаться в домовых церквах рогожских тузов.
Н.М.Никольский в "Истории Русской церкви" писал об австрийских старообрядческих иерархах, как о промежуточных фигурах,
которые нужны были не столько Австрии, сколько самим старообрядцам, чтобы рукоположить своих епископов
Я слишком уважаю Габсбургов, чтобы допустить столь вопиющее небрежение к представившейся возможности почти легально влезть в Россию
Макс писал(а):
указ императора Фердинанда, разрешающий белокриницким старообрядцам иметь своего епископа
Белокриницкие - это, судя по всему, липоване?
Макс писал(а):
Амвросий был привезен в Белую Криницу, не без скандала был там перемазан (27 октября 1846 г.) и тотчас же после перемазания заранее посвятил себе преемника, белокриницкого монаха Кирилла.
Грек-то каким боком задействован оказался? Вот уж кому все это было до фени - так это грекам из Боснии.
Макс писал(а):
Когда таким образом источник священства был найден, оставалось пересадить его в Россию — Белая Криница была слишком далеко, к тому же Рогожскому кладбищу вовсе не улыбалась перспектива быть в постоянной зависимости от какой-то заграничной мелкой общины.
ЕМНИП, Белокриницкая епархия существует доныне, хотя резиденция митрополита перенесена в Брэилу. Так желания московских старообрядцев пошли вразрез с желаниями липован и, возможно, Габсбургов.
Насколько знаю, часть староверов отнеслась к Амвросию и его ставленникам отрицательно - мол, католические наймиты и вообще, "непоймикто". _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Я слишком уважаю Габсбургов, чтобы допустить столь вопиющее небрежение к представившейся возможности почти легально влезть в Россию.
Габсбургам в конце 1840-х годов было не до использования Белой Криницы. Франц-Иосиф сам нуждался в русских штыках. А когда перестал нуждаться, старообрядцы уже сделали все, что требовалось.
Есть любопытные фантазии на эту тему прихожанина из Белой Криницы:
http://www.belaya-krinica.kiev.ua/article/a-20.html
Цитата:
КАК НАШИ ЦЕРКОВЬ ПОЛУЧИЛИ? Австрийский министр был, и поехал он на низ, в Румынию. Не было машин тогда, как фаетон такой - он ехал, и напали на него разбойники. А наши старообрядцы у дороги в поле работали, и они прогнали разбойников. А наших тогда не трогали, потому что сильно отважные были. Он и расспросил, кто вы такие, я вас наградить хочу. Они говорят - не надо, наш крестьянский долг спасти человека. А их тогда от российских властей преследовали сильно. Он спрашивает: что вам нужно, я могу сделать. Они говорят: нас тут пять населений, мы обсудим. И решили - давай будем просить, где нам построиться. Хочим построить свою церковь, чтоб восстановить епископа. Дошло это до российских властей. Спрашивают, кто это дал им разрешение. Говорят - император Франц Иосиф разрешение дал епископа сделать. Стали они думать, где такого епископа найти, который остался непоколебим. В Палестине, в Италии есть еще священники живые, только мировать маслом нужно 13. Нашли одного, в отставке, в Константинополе, в Греции был. Они тогда были под властями турков. Как теперь колонизация. Как американцы теперь. Он был грек, или болгар? - грек! Он был в городе Боснии. Турецкие власти начали на него клеветать, строгие турки в те времена были.
И вот пришли к нему просить, чтобы он совместно служил, но без пенсии. Вот так, вот так рассказали всё, а сын его Андрей переводит ему, это, мол, русские люди, они в забытии давно, и нужен им священник. А он был 23 поколения с поповичей, грамотный человек. Они говорят, что обливанци католики сбили, отклонилась вера.
Ну, он согласен. Выехали сюда, Дунай переехали, в Австрию привезли. В Белую Криницу, Правители разрешили. И подвели его под мир, помазание священное. Старое еще было масло, пока найдут, еще запасалось, а священники на исходе были.
Царю доложили – открыли митрополию в Австрии. Он тогда сказал -пойду войной. Он испугался, вызвал его из Криницы, а тот поставил уж два или три священника. Он ему предложил - или вернись в Константинополь, из двух - одно, или в вечную ссылку. Он сказал - в ссылку, я осознал верную веру. Он там жил, не выежал, в тюрьме был. В тое время границы не охранялись, пробирались всяко. И дьяконы. Звали его Амбросий!. Там он и умер.
Nie-junmen писал(а):
Белокриницкие - это, судя по всему, липоване?
Да.
Nie-junmen писал(а):
Грек-то каким боком задействован оказался? Вот уж кому все это было до фени - так это грекам из Боснии.
Поэтому и выбрали, как зицпредседателя для своего ООО.
Последний раз редактировалось: Макс (Вт Окт 16, 2012 3:49 pm), всего редактировалось 1 раз
Габсбургам в конце 1840-х годов было не до использования Белой Криницы. Франц-Иосиф сам нуждался в русских штыках.
Венгерская революция - 1848 г. А тут 1846 г.
Цитата:
А когда перестал нуждаться, старообрядцы уже сделали все, что
требовалось.
Но повод остался - легальность белокриничан сохранялась.
А что сделали сами рогожские деятели - Габсбургов могло и не волновать.
Я не считаю, что 100% старообрядцы были шпионами и т.п., но вся ситуация очень какая-то некрасивая - с зиц-председателем, австрийской помощью и т.д. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Требование Николая I уже в 1846 году удовлетворили без задержек. Австрийцы предпочли закрыть Белокриницкую общину.
А в 1849 году русские войска могли занять Белую Криницу (?)
Цитата:
но вся ситуация очень какая-то некрасивая - с зиц-председателем, австрийской помощью и т.д.
Это точно. Еще и взятки давали (возможно, и австрийцам).
И тут же открыли снова. Факт. Ссылка Амвросия в Цилль не помешала ему тайно сноситься с окормляемыми.
Макс писал(а):
А в 1849 году русские войска могли занять Белую Криницу (?)
По пути в Венгрию, чтобы два раза не ходить?
Макс писал(а):
Это точно. Еще и взятки давали (возможно, и австрийцам).
На хорошую шпионскую историю могло бы потянуть. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
На выставке в Рогожском поселке указан 1856 г. В отпечатанной старообрядцами брошюре (выдавали там же) указан 1854 г. Какой год на самом деле - вопрос. Написал тот, который показался более убедительным (50 лет будет именно от 1856 до 1905).
Nie-junmen писал(а):
Скорее всего, действительно 1856 г.
Спасибо. Разные даты порой встречаются, тем более, что тут не первоисточники.
Тогда можно так сформулировать - закрыта в 1856 г. по распоряжению, отданному еще Николаем I. Это просто занудства ради.
(к слову - вполне могло быть и такое. что распоряжение было в 1854 г., а выполнили его в 1856 г.
Nie-junmen писал(а):
Честно стырено в Интернете:
Цитата:
Подозревали староверов и в шпионаже в пользу враждебных России держав.
Скажем откровенно - шпиономания у нас развита была задолго до Первой мировой войны, проявлялась, правда, не постоянно. А тут действительно определенные основания были.
К тому же и отношение Николая I к старообрядцам было резко отрицательным - как Вы верно отметили, что усиливало настороженность.
По поводу того, что система относилась к ним неравномерно, - согласен.
Скажем откровенно - шпиономания у нас развита была задолго до Первой мировой войны
Если не секрет, на основании чего такое суждение?
Шпиономания подразумевает антишпионские мероприятия, такие как создание спецслужб и пр. У нас же контрразведка как таковая появилась только в начале 20 века.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах