Идея создания музея была поддержана ЦК КПБ (возглавлял П.М. Машеров)[1].
Статус музея (на август 2011) года не присвоен.
Расположение
Расположен на восточной окраине Минска (между Академгородком и микрорайоном Уручье-2 в пойме бывшей реки, куда многие камни были занесены ледником)[2], ул. Шугаева / Акад. Купревича.
Возле музея расположены НИИ. Это одновременно и парковая зона города - место отдыха минчан - в основном детей.
_________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Ср Май 23, 2012 9:08 am Заголовок сообщения:
Описание
Вся карта Республики Беларусь сделана в масштабе. 1 метр равен реальным 2 км, а 1 метр в высоту равен реальным 100 метрам. Граница страны выполнена в виде низких подстриженных кустиков. Областные города были отмечены 3 голубыми елями (остались только 2 ёлки на месте города Бреста). Реки показаны тропинками усыпанными мелкими камешками. Весь ландшафт точная уменьшенная копия ландшафта Республики Беларусь. На территории музея около 2,5 тысяч камней и валунов. Особенно интересно, что те валуны, которые используются для обозначения какой-то возвышенности, были привезены именно с той местности. Также на карте музея обозначены 2 водоема (оз. Нароч и Заславское водохранилище) в виде бетонных корыт.
Здесь находятся известные «Борисовы камни» — камни с высеченными на них шестиконечными крестами и надписями, «Крест Стефана Батория», у которого, по преданию, обедал король Великого княжества Литовского во время похода на восток, камень «Дзед», привезённый с древнего языческого капища, которое существовало в центре Минска до конца XIX века, пограничные валуны, валуны в виде жерновов и многие другие.
_________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Ср Май 23, 2012 9:13 am Заголовок сообщения:
_________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Ср Май 23, 2012 9:14 am Заголовок сообщения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E4_%28%E2%E0%EB%F3%ED%29
Дед (бел. - Дзед) – валун из гранита, некогда часть Минского языческого капища, как священный камень. Располагался возле дома по ул. Лодочной,2[1]. Сегодня находится в минском музее валунов. Другое, менее употребляемое название валуна – “Старец”. Приблизительные размеры камня: высота 1,2 м, длина 1,2 м, ширина 0,6м.
_________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Добавлено: Ср Май 23, 2012 9:17 am Заголовок сообщения:
Валун “Дед” находился в Минске, на берегу Свислочи, на улице Лодочной в районе теперешнего ресторана «Старое русло», что напротив лицея БГУ. Камень стоял сразу за забором дома №2, по ул.Лодочной[4]. Капище состояло из полусферического камня, креста, увешанного вышивными рушниками и помоста[5]. Часть этого помоста лежала на земле и подходила к валуну. Вторая часть (около двух метров в ширину и метр в длину) нависала над водой реки Свислочь, он стоял на столбах, которые были вбиты в дно Свислочи. Помост служил знахарю-священнику для проведения службы.
До 1888 г. на капище рос огромный священный дуб “Волат”, горел неугасимый жертвенный огонь, рядом с которым жил его хранитель – “Старец” (Знахарь-священник). Дуб “Волат”, с сухим верхом и с большим дуплом, был в четыре обхвата (становилось четыре человека и обнимали его с раскрытыми руками), под дубом так же молились. Дуб получался в центре композиции: с одной стороны от дуба стоял валун “Дед”, а со второй - жертвенник (алтарь) с огнём.
На самом камне ничего не палили, жертвенный огонь был недалеко от камня. Он горел на камнях и был обложен вокруг камнями. В диаметре он составлял 1 метр. Дно кострища было выложено камнями, а кругом выложен большими валунами, которые создавали круглую ограду. Высота такой ограды была около 30-40 сантиметров. На этом огне сжигали потроха овец, коз, свиней и петухов, которых приносили в жертву.
Раньше был ещё и второй огонь (жертвенник). Он стоял поближе к камню, за тем огнём. «Жертвенник» был выложен из камней размером 20-25 см, диаметр огня - 1,5 аршина, толщина стенки – около 25-30 см. Стенка былв сложена из разных валунов на густой глине . Внутри был настил, сложенный из камней размером 20-25 см. Высота «жертвенника» была выше человеческого роста, около 2 аршин (под 1,8 метра). Глубина отверстия «жертвенника» - около 30 см. Высота камня была большая, около аршина, он имел шероховатую поверхность, стоял на расстоянии 3-х метров от берега Свислочи; а жертвенник находился в 10 метрах от камня. Этот ожертвенник скоро развалился - глина размокла и от огня появились трещины. После этого был сделан вышеописанный.
Вся площадка святилища была огорожена плетнями. Плетень был сооружён из еловых веток и окружал всю молельню. В высоту был около 2,5 аршин.
Все три предмета капища: дуб, камень и алтарь, почитались священными. Каждая предмет капища также имел своё название:
Священный дуб назывался Волат (Великан).
Камень - Дед, или Старец.
Жертвенник – Жыжа; или просто – огонь.
Место это, даже во второй половине XIX века, находилось в глуши под Минском (хотя сегодня это место уже недалеко от центра города). Кругом был густой лес: ёлка, осина, берёза, ольха. Языческая молельня получалась в чаще, средь болота, на плавком берегу Свислочи.
При строительстве Минской железнодорожной станции, в самом начале 1870-х гг., начали застраивать ул. Лодочную, огонь часто тушили, а камни скидывали в реку. Был случай, когда приехали жандармы, разбросали кострище и затушили огонь. Прихожанам запретиль сжигать на жертвенном огне мясо овец и коз. Знахарю Севастею тогда с трудом удалось откупиться, дав полицейскому жандарму много денег и бочку мёду.
Церковнослужители постановили отобрать у “волшебника” Севастея этот молельный камень, окрестить его по-христиански, поставить у него крест и служить по-христиански богослужение. В 1880г., перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти попытались прекратить проведение языческих служб. Был потушен священный огонь и спилен вещий дуб “Волат”"[7]. Церковнослужители прогнали Севастея , отобрали у него камень и все молельные принадлежности. Был установлен крест и “анало” (такой ящик с крестом). В ящике были кадило, крест, Евангелие и миска, куда ложили деньги. При этом месте стал служить отец Яфимий, к которому продолжали приходить и бывшие прихожане, поклонявшиеся камню. Хотя и до этого некоторые люди ходили и в церковь, и к огню. По воскресеньям и праздникам – в церковь, а, как заболит что – шли к огню и к самому знахарю, принося приношения, кто яйца, кто петуха или курицу. А после, в праздники ходили опять молиться в церковь, чтобы Бог отпустил им грехи или дал покаяние.
Новые священники и дьяки не хотели служить на этом месте. Они все утверждали, что это “поганое место”, что здесь, при камне, бывает, собираются черти, что там живет ведьма. К тому же оказалось, что отец Яфимий обманом выдавал себя за другого, а на самом деле – это был Скардович Яхим, из крепостных на Минщине, конокрад, бежавший из тюрьмы. Он так же разбогател на пожертвованиях при камне, а позже, уже при советской власти, бежал неизвестно куда.
Прекратить же поклонение валуну "Деду", так и не удалось. Старший Севастей умер примерно в начале 1904г., к Японской войне, в возрасте более ста лет, будучи крепким и здоровым. На общем погосте его хоронить не разрешили, для этого было специальное небольшое кладбище для людей, которые ходили молиться в молельню (языческую), а не в церковь. Оно было расположено примерно там, где теперь винно-водочный завод «Кристалл» по ул. Октябрьской. Там они имели свои могилы, которые были прокляты православными священниками и ксендзами.
В началу XX ст., ни дуба, ни огня кругом камня уже не было. Стоял один камень, капище на Лодочной улице было разрушено в 1905г.[8]. Но службы и моления возле него проводить не перестали.
В конце 20-х гг. XX века в молельне при камне хозяйничал сын Севастея, младший Севастей. Помост сложен был из брёвен и свисал над Свислочью. Но жертвенного огня при камне уже больше не раскладывали. Сам камень, был увешан полотенцами и тканями. Севастей-младший был репрессирован в 1927-м г.[9].
В начале 1980-х сам валун был перевезён в музей валунов [10], расположенный на окраине Минска, в Уручье, где находится и по сегодняшний день (2012г.). Хотя, белорусские ученые из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить языческое капище на прежнем месте, поясняя это тем, что камень, который называют «Дед», мог бы привлечь в центр города туристов.
Интересное
Капище с валуном в сер. XX в. _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах