Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Эпоха исмаилитов.
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Сб Сен 17, 2011 6:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Дело в том, что много славян с византийских времен осело в Сирии. После завоевания Сирии арабами они исламизировались и т.д.

Арабы вытеснили византийцев из Сирии еще в первой половине VII века, а Джаухар появился в Африке задолго до того, как Фатимиды захватили Сирию. Есть упоминание о переходе 30 тысяч славян на сторону арабов при Константе II. Византийские императоры охотно переселяли "варваров" в Малую Азию, но в Сирию им удалось ненадолго вернуться только в X веке.
Nie-junmen писал(а):
Кушали, как я понимаю, друг друга?

О "более чем стотысячной армии во главе с Джаухаром" написано у И.М.Фильштинского в книге "История арабов и Халифата (750 - 1517 гг.)" (М, 2006, стр.201)
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/MEN/ARAB_0.HTM
Думаю, что данные об армии Фатимидов преувеличены арабскими летописцами в 3-5 раз для запугивания врагов или для объяснения легкости, с которой был захвачен Египет.


Последний раз редактировалось: Макс (Сб Сен 17, 2011 6:23 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Сен 17, 2011 6:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
Арабы вытеснили византийцев из Сирии еще в первой половине VII века


ЕМНИП, славянские воины уже тогда были расселены в Сирии. Там они и остались. Только в результате перестали быть славянами.

Макс писал(а):
Преувеличено арабскими летописцами, видимо, в 3-5 раз, для запугивания врагов или для объяснения легкости, с которой был захвачен Египет.


Учитывая особенности географии Египта, даже 20 тысяч кажется цифрой, нуждающейся в серьезном обосновании.

А наши историки старой школы во многом дали шанс существованию "лионизма" своим некритическим отношением к цифрам.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Сб Сен 17, 2011 6:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Только в результате перестали быть славянами.

И все это произошло за несколько веков до Джаухара.
Цитата:
Учитывая особенности географии Египта, даже 20 тысяч кажется цифрой, нуждающейся в серьезном обосновании.

Вся армия Фатимидов была разбросана на огромной территории: от Сеуты до Каира (а был еще и флот). В 971 году вторгшиеся в Сирию войска Фатимидов были разбиты карматами, которых Джаухар остановил только у ворот будущей столицы - Каира. Чтобы обезопасить Египет, халиф Муизз перевел туда отборные берберские
части, что ослабило позиции Фатимидов в Магрибе.
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Сен 17, 2011 7:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
И все это произошло за несколько веков до Джаухара.


Потому и возник вопрос.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 8:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Потому и возник вопрос.

Джаухара называли "Сицилийцем" и "Греком" (аль-Руми), но это скорее говорило о том, что он родился в византийской части Сицилии.
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 8:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сразу же после захвата Египта фатимидская армия двинулась на север, без больших усилий захватив Палестину и южную часть Сирии (северная половина была захвачена византийцами). Под натиском исмаилитов пал Дамаск, а затем была осаждена Антиохия. Путь на Багдад был открыт, однако главным препятствием на пути фатимидской армии стали их же единоверцы-карматы.

К этому моменту в Лахсе воцарился Хасан аль-Асам, враждебно относившийся к притязаниям Муизза, пытавшегося в 969 году поставить во главе карматского государства внука Абу Саида – Сабура. Отряды карматов двинулись на север вдоль Евфрата и уже в 971 году разгромили фатимидскую армию под Дамаском. Посланные Джаухаром подкрепления были блокированы в Яффе.

К ноябрю 971 года воинство Хасана аль-Асама было уже в нескольких километрах от Каира, где их остановило войско Джаухара. Карматы вынуждены были отступить. Джаухару удалось деблокировать Яффу. Некоторые сведения об этой войне можно найти у Ибн Давадари (хотя это поздний источник).
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XVI/Ibn_Davadari/text.htm

В 974 году карматы вновь вторглись в Сирию. Сил для отражения этого нашествия у Фатимидов не хватало. Недостаток войск пришлось возместить подкупом. Муизз заплатил вождям бедуинского племени Тай требуемую сумму, и те в разгар сражения дружно побежали, оставив своих союзников-карматов в одиночестве перед войсками халифа. Войска Фатимидов отвоевали Сирию, но расправы над местными жителями очень быстро привели к восстанию в Дамаске. В 975 году это выступление было подавлено евнухом Райяном, но вслед за этим в Сирию вторглись турецкие наемники под командованием Хафтагина (Афтекина). Власть Фатимидов в сирийских владениях оказалась непрочной и во многом зависела от доброй воли местных князьков.

Более важным для исмаилитов было установление контроля над Меккой и Мединой. Еще в 960 году Муиззу удалось вмешаться в распрю местных правителей, согласившихся на фатимидский арбитраж. В результате под власть африканского халифа в той или иной форме попали Хиджаз и Йемен, а затем и все побережье Красного моря.

Багдадские халифы из рода Аббасидов сохранили за собой положение религиозных владык Ирака, находившегося под властью шиитской династии Буидов (Бувайхидов). А к западу от старого халифата раскинулась новая держава, управлявшаяся еретической с точки зрения большинства современных мусульман династией Фатимидов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 8:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Халиф аль-Муизз умер в декабре 975 года. Первым Фатимидом, начавшим свое правление в качестве владыки Египта стал сын Муизза – Абу Мансур Низар аль-Азиз Билла или просто аль-Азиз. Воцарение нового правителя странным образом совпало со смертью официального наследника – Абдаллаха. Но на стороне аль-Азиза был весомый довод в виде поддержки крупнейшего полководца – Джаухара, которого спустя четыре года отстранили от должности
за поражение в Сирии.

Аль-Азизу от отца досталось много опытных советников и законодательство, разработанное верховным судьей («аль-Кади» с 948 по 973 год) Абу Ханифом Ан-Нуманом. Был составлен свод комментариев к судебным решениям «Китаб аль-Идах» («Книга разъяснения»), от которого до нашего времени дошел всего один фрагмент. Кроме старого Джаухара, советником и везиром халифа аль-Азиза был обратившийся в ислам еврей Якуб ибн-Киллис, систематизировавший законодательные решения халифов в сборнике «Ар-Рисала аль-вазирийя». При активном участии ибн-Киллиса была усовершенствована финансовая система Египта, основой которой стал золотой динар «муиззи» (в качестве разменной монеты иногда использовали, кроме серебряных дирхемов, стеклянные жетоны).

Аль-Азиз охотно приближал к трону, как единоверцев, так и суннитов, шиитов, православных, несториан и иудеев, однако веротерпимость в Египте того времени (при огромной доле христиан) мало напоминала современные представления о свободе совести. Сделать карьеру при дворе халифа могли прежде всего люди, принявшие ислам, а остальные иноверцы могли радоваться, что им позволяют жить и не слишком обременяют податями.

Последние два десятилетия X века были пиком могущества исмаилитской державы. Они доминировали на Ближнем Востоке. В бассейне Средиземного моря фатимидским эскадрам мог противостоять только флот Византии.

Немного улучшилось положение исмаилитских правителей в Сирии. Сначала турецкий наемник Хафтагин в союзе с карматами блокировал отряд Джаухара в Аскалоне, но затем эта коалиция распалась, и в 977 году аль-Азиз разбил турок при Рамле. Хафтагин и многие из его соплеменников попали в плен, став основой для обновленной гвардии халифа. В 976 году умер ярый враг Фатимидов Хасан аль-Асам, а его преемники предпочли поддерживать с Каиром мирные отношения.

Аль-Азиз восстановил контроль над Сирией. В 978 году Дамаск сдался халифу исмаилитов. Более того, аль-Азизу удалось на некоторое время потеснить византийцев в Северной Сирии. Фатимидский полководец Мангутагин в 993-994 году нанес грекам серьезный урон под Халебом, но уже через год войско Василия II Болгаробойцы нанесло поражение войскам аль-Азиза. Конечным итогом фатимидско-византийской войны стало подтверждение в 1001 г. довоенной границы (или зон влияния). Сам халиф до завершения войны с Византией не дожил и умер 13 октября 996 года с репутацией лучшего из Фатимидов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 9:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
Хафтагина (Афтекина)


Семикозлового? Смеется

Хафт - перс. семь, теке - туркм. козел.

А в каких (по нац. принадлежности) источниках как транскрибируется его имя? А то еще офтоб (перс. солнце) вспомнить можно...
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Ср Сен 21, 2011 10:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Семикозлового? Хафт - перс. семь, теке - туркм. козел. А в каких (по нац. принадлежности) источниках как транскрибируется его имя? А то еще офтоб (перс. солнце) вспомнить можно...

Насколько я понял, Афтекином его называли в Сирии и Ираке
(ближе к Персии), а Хафтагином - в Египте. Секретарем Афтекина был Али Ибн аль-Хаммар (Али ибн-Сувар), христианин из Багдада.
Ссылка по истории Сирийской церкви
За "козла" Хафтагин (Афтекин) и ответил, попав в плен. Кстати, он был рабом, потом вольноотпущенником, а по жизни - наемником. Служил и арабам и византийцам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вс Сен 25, 2011 8:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Имя халифа Хакима означало «мудрый», но в многотысячелетней истории Египта трудно было найти пример правителя, который совершил бы столько необдуманных поступков. Впрочем, начало его правления не предвещало серьезных просчетов.

Аль-Хаким благополучно прекратил изнурительную войну с Византией. В 1005 (или в 1004) году халиф аль-Хаким основал исмаилитскую академию – «Дар аль-хикма» («дом мудрости»). Помимо основ ислама, в этом своеобразном университете изучали логику, филологию, астрономию и математику. При «Дар аль-хикма» действовала огромная библиотека, насчитывавшая 200 тысяч томов.

В 1010 году правители Мосула на севере Ирака признали власть халифа аль-Хакима. Почин был поддержан и некоторыми другими мелкими князьками и вождями. Эта тенденция встревожила багдадского халифа, чья светская власть к этому времени становилась все более символической. Единственной мерой, которую нашли в Багдаде для отражения исмаилитской угрозы, было опубликование манифеста о лживости родословной Фатимидов, но это никого не переубедило.

В конце концов, аль-Хаким сам уверовал в свою непогрешимость. Среди Фатимидов хватало самодуров, но халиф Хаким мог дать фору всем предкам и потомкам. В 1004 году он приказал перебить всех собак Каира. Другим указом он запретил продажу пива, вина, винограда и рыбы (без чешуи). Следующим указом он запретил употребление меда, который демонстративно вылили в Нил.

Так же непредсказуемо аль-Хаким поступал в религиозных вопросах. В 1009 году аль-Хаким уравнял в правах суннитов и шиитов. С одной стороны, это можно считать признаком некоторой веротерпимости, но одновременно в этом просматривалось желание халифа снивелировать религиозные пристрастия подданных, превратив их в последователей одного культа. Отношение аль-Хакима к иноверцам явно ухудшилось. Халиф-исмаилит потребовал, чтобы христиане обязательно носили кресты, а евреи – колокольчики. Эта мера позволяла отличать «неверных» в банях.

В 1011 году Хаким, отказавшись от прежней веротерпимости, начал проводить принудительную исламизацию страны, разрушив и разграбив до 30 тысяч христианских церквей в Сирии и Египте. В 1012 году антихристианские меры распространили на иудеев. Началась массовое бегство подданных халифа в Византию и Эфиопию. Бесперспективная борьба с иноверцами была свернута только к 1020 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вс Сен 25, 2011 8:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В 1018 году амбиции аль-Хакима выросли настолько, что он потребовал, чтобы в мечетях вместо традиционной формулы «во имя аллаха милостивого и милосердного» произносили «во имя Хакима милостивого и милосердного». Сами исмаилиты инициатором идей о божественном происхождении халифа считают не аль-Хакима, а его советника ад-Дарази (ад-Дарзи), уроженца Бухары. Против Дарази выступил исмаилитский даи аль-Кирмани, назвавший подобные взгляды «неверием». Как бы то ни было, сам аль-Хаким от услуг чрезмерно угодливых проповедников отказался и даже кое-кого казнил. Ад-Дарази сбежал или был убит, но после него остались последователи, ставшие основателями друзской общины, существенно разошедшейся с традиционным исламом (сами друзы предпочитают не использовать искаженное имя Дарази в качестве самоназвания).

Подобно легендарному Гарун аль-Рашиду, каирский халиф любил совершать негласные прогулки по городу на осле в простой одежде. Каковы были последствия этих инспекций для подчиненных, неизвестно, но самому аль-Хакиму эта конспирация обошлась дорого. После очередной прогулки в ночь с 12 на 13 февраля 1021 года халиф не вернулся во дворец, а стража смогла найти только осла и окровавленную одежду.

После таинственного исчезновения правителя власть в Каире перешла к шестнадцатилетнему сыну аль-Хакима – Али аз-Захиру, находившемуся до 1023 года под опекой своей сестры Ситт аль-Мульк. Положение молодого халифа мало изменилось после достижения совершеннолетия. С 1023 по 1028 год он находился под сильным влиянием полководца Ануштегина, а с 1028 года фатимидское правительство возглавил опытный администратор Али ибн-Ахмад Джарджараи.

Под присмотром опытных помощников халиф аз-Захир не был способен на сомнительные реформы, которыми отличался его отец. Не располагала к этому и внутренняя обстановка. В 1023-1025 году на державу Фатимидов обрушилась эпидемия чумы и голод, которые сопровождались восстанием бедуинов в Сирии и Палестине. В такой обстановке продолжать завоевания было невозможно, и аз-Захир предпочитал поддерживать мирные отношения с Византией. Так, стараясь не рисковать, халиф правил в Каире, пока не умер от чумы 13 июня 1036 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 5:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На смену полусамостоятельному аз-Захиру пришел совсем несамостоятельный шестилетний халиф аль-Мустансир (сын чернокожей наложницы), правивший с 1036 по 1094 год. В данном случае, продолжительность правления отнюдь не свидетельствовала о растущей мощи государства. Пока малолетнего халифа опекал везир Джарджараи, признаки нарастающего кризиса еще не были заметны. Но в 1045 год опытный администратор умер, и вокруг уже возмужавшего, но все еще подверженного чужим влияниям, халифа начали разворачиваться интриги, все больше расшатывавшие власть Фатимидов. Некоторые детали этих интриг описаны в «Книге поучений и назидания» Абу-ль-Аббаса аль-Макризи (там же можно узнать много полезных сведений о сельском хозяйстве Фатимидского Египта).
http://drevlit.ru/texts/m/makrizi_1974.php

Слабость Фатимидов тут же почувствовали некоторые вассалы. В середине XI века вышли из-под власти аль-Мустансира правители Магриба - Зириды, объявившие о признании своим религиозным владыкой халифа багдадского. По мере прекращения связей с Египтом на западе укреплялись суннитские династии Альморавидов, а затем – Альмохадов. Магриб для Фатимидов был потерян. С большим трудом аль-Мустансир удержал под своим контролем Ливию. Вслед за Магрибом была потеряна и Сицилия, которую в 1071 году захватили норманны.

Потери на западе халифата не сказались на внешнем облике столицы. По крайней мере, для чужеземцев Каир оставался одним из крупнейших городов мира. Важным cвидетельством по истории фатимидского Египта времен аль-Мустансира служит книга персидского автора Насир-и Хусрау «Сафар-намэ» («Книга путешествия»).
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Safar_name/pred.phtml?id=976
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Safar_name/frametext1.htm
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Safar_name/frametext2.htm
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Safar_name/frametext3.htm

В «Сафар-намэ» перечисляются основные части фатимидской армии. Правда, численность этих отрядов указана с чужих слов. Названы следующие отряды: Кетамийский (20 тысяч всадников), Батылийский (15 тысяч всадников), Масмудийский (20 тысяч воинов), Машарикэ (10 тысяч воинов), Абид аш-Шера (30 тысяч воинов), Бедуинский (50 тысяч всадников), Устадами (30 тысяч всадников), Серайи (что-то вроде Иностранного легиона - 10 тысяч воинов) и Зиндж (30 тысяч воинов). Если просуммировать эти данные, получится около 215 тысяч воинов. Несмотря на декларируемую мощь, во время официальных приемов, Фатимиды (по примеру византийцев) проводили перед послами многократно одни и те же части, создавая иллюзию огромного войска.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 5:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не полагаясь на силу войск, правители Египта чаще использовали для распространения своего влияния религиозные проповеди, дипломатию и подкуп. В 1037 году при поддержке Фатимидов в Йемене утвердилась исмаилитская династия Сулайхидов, распространившая свое влияние на Мекку. До наших дней дошла огромная переписка халифа Мустансира с Йеменом. Более того, благодаря йеменским чиновникам удалось впоследствии сберечь от полного уничтожения часть обширной исмаилитской литературы, которую вывезли в Индию, подальше от ревнителей суннизма.

В 1057 году представителю Фатимидов в Багдаде Муайяд фиддину удалось подкупить начальника гвардии Аббасидов Арслана Басасири и изгнать халифа Каима. Аль-Мустансир был в двух шагах от того, чтобы стать единственным владыкой мусульман. В Каир были отосланы основные реликвии династии Аббасидов – тюрбан и трон, но подчинение Багдада так и осталось символическим. Через год сельджукский правитель Тогрул-бек вернул власть Аббасидам.

На протяжении почти ста лет основным соперником Фатимидов был багдадский халифат, который служил препятствием для превращения Египта в религиозный центр всего исламского мира. Некоторое время сдерживающим фактором на пути исмаилитской экспансии была Византия. Но когда все эти препятствия стали терять свое прежнее значение, оказалось, что главной проблемой для Каира стали турецкие отряды, двинувшиеся из Хорасана на запад. Вместе с турками возвращался суннизм.

В 1064 году сельджуки вторглись в Сирию. Успешнее всех действовал
военачальник Атсыз. В 1071 году ему покорился Иерусалим, а в 1076 году пал Дамаск. На месте фатимидских владений образовались два турецких султаната со столицами в Дамаске и Халебе.

Да и в самом Египте все большую роль при дворе халифа аль-Мустансира играли тюркские наемники. Они требовали больших денежных и земельных пожалований. В конце концов, казна и терпение халифа истощились. В 1073 году Аль-Мустансир обратился за помощью к управлявшему Акрой военачальнику Бадру аль-Джамали (армянину по происхождению). Через год Бадр привел в Каир армянский отряд и вырезал надоевших халифу тюркских командиров. Но своевременная помощь не сделала аль-Мустансира полноправным правителем. Бадр аль-Джамали, опираясь на преданные ему войска, превратился в фактического правителя
при духовном владыке исмаилитов и управлял Египтом в течение 20 лет до самой смерти.

Не менее серьезной угрозой стабильности государства Фатимидов стал тяжелейший «великий» голод в Египте, вызванный небывало низким уровнем воды в Ниле, продолжавшийся почти 8 лет (с 1065 по 1072 год). Природные бедствия дополнялись постоянными усобицами в Каире между различными отрядами халифской гвардии. В ходе одного из таких мятежей была уничтожена знаменитая Каирская библиотека, которая разделила участь Александрийской.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Окт 04, 2011 10:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удар, нанесенный по Фатимидам в Сирии и Ираке, тут же сказался на положении исмаилитских государств на Аравийском полуострове. К середине XI века государство карматов Бахрейна ослабело настолько, что не смогло устоять перед первым же натиском местных бедуинских племен. В 1058 году повстанцы захватили Бахрейн, а через десять лет уничтожили карматскую флотилию. В 1077 году пали последние оплоты карматов и контроль над восточными районами Аравийского полуострова перешел в руки местной династии Ойунидов.
http://www.iis.ac.uk/view_article.asp?ContentID=108786

1094 год ознаменовался еще одним расколом среди исмаилитов. Как и в самом начале исмаилитского движения, поводом для конфликта стал вопрос о наследовании высшей власти. На сей раз халиф аль-Мустансир, подстрекаемый везиром аль-Афдалем (сыном Бадра аль-Джамали), лишил наследства своего старшего сына – Низара и передал трон его брату – Мустали. Через год Низар, все еще претендовавший на власть, был схвачен и казнен, однако его последователи в Ираке и Персии не отреклись от опального наследника. Эту группу исмаилитов стали называть низаритами в отличие от последователей халифа Мустали – мусталитов.

Более того, даи Северной Персии Хасан ибн-Саббах, происходивший то ли из Йемена, то ли из Хорасана, сумел создать в горах Эльбурс низаритское княжество Аламут. Сама крепость Аламут была захвачена (куплена за 3000 золотых динаров) еще до раскола среди исмаилитов в 1090 году во время антитурецкого восстания. В 1092 году сторонники Хасана ибн-Сабаха потрепали под Аламутом войско Малик-шаха, а затем после смерти предводителя сельджуков расширили границы своего государства. Кое-что об Аламуте можно прочитать в статье Н.М.Емельяновой «Крепости исмаилитов» (хотя к приводимым там датам следует относиться с большой осторожностью).
http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0210.shtml
Интересные фотографии прилагаются к статье о низаритском замке Масьяф в Сирии.
http://stepandstep.ru/catalog/your-city/123671/zamok-masyaf-v-sirii.html

В 1123 году по поручению халифа аль-Амира был издан антинизаритский памфлет «Ика саваик аль-иргам» («Удар молнии унижения»), адресованный мусталитам Сирии. В нем отвергались претензии низаритских имамов на власть в Каире. В числе прочих обвинений низаритов объявили наркоманами («хашишийя» -«гашишники»). Со временем эта исмаилитская секта стала известной в Европе под названием «ассасины», а само слово стало обозначать убийц.
http://www.ec-dejavu.net/h/Hashshashin.html

На счету ассасинов, в самом деле, были убитые государственные деятели, но такой же кровавый список имелся почти у всех государств средневековья. Поэтому едва ли стоит повторять легенды о беспрецедентной жестокости и коварстве аламутских низаритов. Л.Н.Гумилев даже распространил эти обвинения на весь исмаилизм, «отрицающий Аллаха, но проповедующий антимир, обратный нашему миру».
http://legends.by.ru/library/gumilev-20.htm
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Окт 04, 2011 10:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Борьба с турецким нашествием на несколько десятилетий превратилась в главную заботу Фатимидов, поэтому в Каире не сразу обратили внимание на приближение куда более серьезной опасности, связанной с крестовыми походами. Египетское правительство поздно осознало, что крестовый поход не будет единичным набегом, плоды которого достанутся преимущественно правителям Египта, Сирии и Палестины.

В 1098 году Фатимиды даже воспользовались моментом, и пока западноевропейские рыцари штурмовали Антиохию и Эдессу, отвоевали Палестину. Но уже через год крестоносцы овладели Иерусалимом, вырезав 70 тысяч иноверцев. Некоторые современные суннитские лидеры охотно объявляют себя преемниками борцов с крестоносцами, но при этом забывают что на пути рыцарей стояли не только турецкие султаны, но и исмаилитские халифы.

Полностью сокрушить даже ослабленное государство Фатимидов крестоносцы не смогли. Образованное на территории Сирии и Палестины Иерусалимское королевство не было единым. Благодаря политической нестабильности исмаилитские даи некоторое время ухитрялись расширять свое влияние в Алеппо и Дамаске.

Немало времени крестоносцы потратили, чтобы овладеть крепостью Аскалон, преграждавшей путь для вторжения в Египет. «Франки» пробовали обходить фатимидские укрепления в Южной Палестине. В 1118 году король Балдуин I прорвался в дельту Нила, разорив все, что попадалось ему на пути, от Фарамы до Тинниса. Но воспользоваться лаврами победителя иерусалимский король не успел, поскольку в конце похода он умер в Аль-Арише.

Только в 1153 году Балдуин III сумел захватить Аскалон. Путь на Каир был открыт. Особенно активно пытался покорить Египет иерусалимский король Амори I (1163-1174), который уже в 1163 году дошел до самой столицы Фатимидов. В Каире накануне вторжения «франков» произошла серия дворцовых переворотов. Чтобы спастись от крестоносцев и конкурентов бывший везир Шавар обратился за помощью к правителю Дамаска Нур ад-Дину Махмуду, который направил в Египет войско во главе с курдом Ширкухом. Крестоносцы вынуждены были отступить, но для исмаилитов успех суннитского полководца не предвещал ничего хорошего.
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама Часовой пояс: GMT + 4
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS