Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Осударева дорога
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Краеведение
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 12:03 pm    Заголовок сообщения: Осударева дорога Ответить с цитатой

http://home.onego.ru/~dankov/karelia/docs/about.html
К началу царствования Петра 1 Россия оставалась отрезанной от морских побережий, своеобразных "ворот" для общения с государствами Европы.Возросшие интересы обороны страны также требовали выхода к морю.Борьба за морские побережья превратилась в лейтмотив всей внешнеполитической деятельности русского царя. В силу исторических обстоятельств задача была сужена до завоевания Балтики.

В этом ракурсе рассмотрим события июня-августа 1702 года, связанные со строительством сухопутной трассы на водоразделе Белого моря и Онежского озера и преодолением её войсковой группой Петра 1.
Один из основных источников того времени - Журнал Петра Великого, составленный кабинет-секретарем А.В.Макаровым, комментируя это событие, лишь обозначает сам факт: "... учинили морем транспорт... к деревне Нюхче, а оттоль сухим путем до деревни Повенца через пустые места и зело каменистые" /1,с.50/. В Походном Журнале Петра 1 /Юрнале за 1702г./ об этом пути вообще не говорится ни слова: "...Августа ... в 16 день... к вечеру пришли к пристани Нюхчей. В 28 день отсель пошли Онегою озером..." /2,с.514/.Участники похода по "новопостроенной" трассе будущий вице-канцлер России П.П.Шафиров и глава Посольского приказа Ф.А.Головин также скупо и поразительно немногословно свидетельствуют: "Его Царское Величество... сам особою своей пришед с корпусом войска, и крепкую фортецию Орешек и Нотебург...(одолел)"/3,с.37/; и "...Пошли... к пристани Нюхчи... и сухим путем близко 200 верст к Онежскому озеру..."/4,л.1/. Сам царь, "сбираясь найти славу государству", предчувствуя "фарт" и "не имея конфузий", за две недели до выхода на "Осудареву дорогу", 5 августа 1702 года сообщал Ф.М.Апраксину:"... мы с обеими полками только ветру ожидаем, который получа, пойдем на море до Нюхты, и оттоль, переправяся сухим путем на Онегу озеро ( только 120 верст), и из того же озера Свирью в Ладогу..." /5,с.75-77/. В письме князю Г.Ф.Долгорукому от 18 сентябоя 1702 года Ф.А.Головин уже после преодоления "Осударевой дороги" скромно добавляет:"...мы от города непроходимыми местами прошли и топеря обретаем в Ынд-рии..."/5,с.409/.

Путь Петра 1 по лесам и болотам Карелии от села Нюхча до Повенца, названный "Осударевой дорогой", сыграл исключительную роль в военно-политической истории России и в судьбе стран Северной Европы. В результате стратегического перемещения войск русские в октябре 1702 года одержали первую впечатляющую победу над шведами, " на аккорд" взяв Нотебург на Ладоге, обеспечив тем самым России возврат берегов Невы и выход к Балтийскому побережью. Вскоре, после падения Ниеншанца в мае 1703 года на Заячьем острове царь Петр заложил дерево-земляную Петропавловскую крепость с бастионами, имеющими имена участников похода по "Осударевой дороге" (Нарышкина, Трубецкого, Зотова, Головкина, Менщикова и своего имени). Фортеция возводимая по проекту французского генерала Ламбера де Гэрена, также участника петровского рейда в тайге Карелии, превратилась в первое инженерное сооружение будущей имперской столицы.

Однако обстоятельства строительства трассы за 14 суток длиною более чем 170 верст и преодоление её пятью батальонами лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков с генералитетом и царскими фаворитами, в течение восьми ходовых дней, до сих пор поражает сознание и представляет исторический парадокс. К тому же в письменных историко-архивных и картографических источниках, а также в народных преданиях точное натурное месторасположение трассы оказалось стертым и незафиксированным.


Строительству дороги предшествовало появление Петра1 в Архангельском городе в конце мая 1702 года, "якобы" для отражения населенных пунктов Поморья от повторного шведского нападения. Сам Петр оправдывал свое пребывание на Севере "некоторым ухищрением". Не делая тайны из своего присутствия на Белом море, он "с блеском открытого маневра" сообщает об этом европейцам, отправляя дипломатические ноты в Польшу и во Францию /5, с.72-73/.

Русский царь с армией, дворцовыми людьми, дипломатической канцелярией, синклитом духовных особ "надуманно" удалился от Северо-Западного театра военных действий. Еще находясь в Москве, до похода в Архангельск, Петр детально просчитывал вариант "учинить небывалое" на Ладоге и Балтике. Уязвленное самолюбие за проигрыш Нарвы не позволяло действовать наскоком, а требовало более тонкого, завуалированного решения.

В конфиденциальном письме к Б.П.Шереметьеву царь еще в январе 1702 года сообщает:"...намерение есть при помощи Божией по льду Орешек достать...",- а в марте уточняет - "...зело желали исполнить то, о чем господин лейтенант Меньшиков вам доносил, но волею Божией и случаем времени оное пресеклось до своего времени" /5,с.73-74/. Это позволяет допустить, что план "вскорости" атаковать Нотебург реально был просчитан до "Архангельского сидения". Пребывание на Белом море было вызвано не реальной опасностью, грозившей городу-порту, а желанием скрыть свое истинное намерение и попыткой заставить Густава Вильгельма фон Шлиппенбаха и Гедеона Нуммерса поверить в то, что боевые действия в Ингрии русские вынуждены перенести на более поздний срок.

_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 12:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вероятно, к середине лета 1702 года не только противник, но и ближнее окружение царя, исключая Ф.А.Головина, А.Д.Меншикова, а также урядников Преображенского полка М.И.Щепотева и И.К.Муханова - непосредственных исполнителей "царева замысла", не догадывались об истинных намерениях, связнных с организацией военно-транспортной операции по переброске войск и транспортировке посуху двух фрегатов от Белого моря к Онежскому озеру.

Совместно с Ф.А.Головиным Петр 1 готовит и подписывает 8 июня 1702 года "Наказ", обязывающий писаря Преображенского полка Ипата Муханова и сержанта Михайло Щепотева, а вскоре А. Головкина и М. Волкова провести зондирование северо-западного континентального района для "описи и проведывания ближайшего и способного водяного и сухого пути от Города к Олонцу и к Нову Городу"/6,л.1/.

Разведчикам " со товарищи" наказывалось "наскоро" прознать о возможной трассе к Ладоге и тот "...сухой путь описать с подлинною ж очисткою". Наказ требовал от доверенных лейб-гвардейцев выяснить - "...жилыми местами или лесами" - пойдет дорога,-"...и на скольких верстах житье от житья в расстоянии, и проезжая ль дорога или глухая".

Петра 1 интересует рельеф местности, по которой он предполагает передислоцировать войска, её топография, возможность устройства волока армейских грузов "... и те переволоки от урочища до урочища в дальнем же расстоянии, и на скольких верстах ... и не будет ли через те переволоки каких непроходимых болот и топей и великих грязей". Но особое значение государь придавал тому, "...возможно ли тою дорогою без росчистки проехать конным с телегами, и не будет ли где на переправах чпез реки и болота какие остановки за мостами". Скорость скрытого перемещения войск играла одно из ведущих значений в плане Петра 1.

Предложенный вскоре И.Мухановым вариант водно-сухопутного пути от Усть-Онежского погоста на Белом море до Каргополя, а затем лесами на Вытегру, не соответствовал требованиям петровской идеи. Путь на Вытегру был внешне привлекательным и удобным, хотя одновременно являлся более долгим и опасным. Трасса подразумевала значительный водный участок вверх по течению реки Онеги, мелководной и порожистой и не позволяла с успехом "амбаркадироваться" на судах.

Кроме того, предложенная приближенным урядником дорога проходила через крупные населенные пункты. Петра же заботила скрытность "начинания" и боязнь доносительства вражеских резидентов. Поэтому царь требует от своих доверенных лиц "... под смертною казнию, чтоб они в том дорожном управлении... от неприятельских людей жили б везде в осторожности".

Отказавшись от проекта будущего своего шафера, государь соглашается с версией пути, сформулированной М.Щепотевым. Именно ему, пока одному из малоизвестных ближайших исполнителей воли Петра1, принадлежит ведущая роль изыскателя и устроителя "Осударевой дороги", а также организатора передислокации армии и волока походного войского обоза. Петр 1 не раз имел возможность оценить деловую, профессиональную хватку и преданность сержанта лейб-гвардии, которого "уразумел" с 1688года - времени первых "потешных солдат". Не удивительно, что выбор сначала на разведку местности, а потом и обустройство трассы выпал на Михаила Щепотева.

Выступив в роли военного проектировщика-геодезиста и дорожного инженера, Михаил Щепотев предлагает царю дерзкий план сухопутного транзита от Белого моря до Онежского озера. Коридор трассы Нюхча Волостная - Повенец проходил по местности, практически незаселенной, что соответствовало "государеву замыслу". Азимутное направление маршрута также пришлось по душе Петру 1, любителю "строгих першпектив". Скорее всего, М. Щепотев использовал рукописный трактат 1700 года, владыки Афанасия Холмогорского и Важского "Описание трех путей из державы царского Величества, из поморских стран во Швецкую землю и до столицы их", полученный в Архангельске из рук государя. Считается, географический труд архиепископа, отредактированный через два года, послужил основой для инженерных работ в глухой местности.

Маршрут "Осударевой дороги", разработанный М. Щепотевым, более чем на половину совместился с одним из вариантов пути Афанасия, а участок от Коросозера до Повенцкого рядка, креативный сержант продублировал стопроцентно.

Именем и волей государя, обыкновенный сержант повелевает "вскорости" воеводам и начальным "уездным" людям выслать в район работ до двух тысяч крестьянских подвод с "будущей прибавкой" /7,с.44/.

Уже в первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кемского гродка, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера, Повенца царским именем сгоняются к местам работ/8,с.16/. Вскоре к ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, а также Выговские общинники и "работный люд" волостей Выгозерского погоста /9,с.167/. Народ прибывал на лошадях с подводами и волокушами, с рабочим инструментом - топорами, пилами и лопатами.

Облаченный неограниченным доверием, царский любимец М.Щепотев приступает к строительству трассы "Осударевой дороги". Начался уникальный инженерно-строительный эксперимент по возведению волока по ранее непроходимым местам, где "...и елень не проходит беспечно"/10,с.198/. По наказу от 8 июня 1702 года сержант Преображенского полка получает право:"...в грязных местах, и на реках, и на речках, и на ручьях, и на всяких переправах, велеть расчистить... и во время проходу Великого Государя служилым людям нигде ни за какие остановки и препоны отнюдь не было"/6,л.1-9/.

Реально оценивая масштаб проекта по обустройству волока, Петр1 "вслед" своему любимцу Щепотеву направляет с "Указом" поручика Преображенского полка Афанасия Головкина и адъютанта Семеновского полка Михайла Волкова. Статьи указа подтверждали М.Щепотеву полномочия помощников:"...присланы они...для того ж дорожного устройства, дабы Вам известным путем та дорога, которая явитца ближе и способнее, установлена"/6,л.1-9/.Решение царя оказать помощь в пробивке просеки оказалось как нельзя кстати. Вместе с поручиком и адъютантом к месту работ были направлены несколько рот гвардейцев.

Учитывая сжатые сроки задания, государственную важность проекта, М.Щепотев с успехом применял своеобразие крестьянских строительных навыков и местные приемы ориентации на некартированной местности при возведении трассы волока. В то же время он охотно использовал ранее существующие участки дорог и троп, в том числе нюхоцких солепромышленников, соловецких богомольцев, выгозерских пустынников и местных крестьян.

Скорее всего строительство дороги велось силами двух самостоятельных территориальных участков, двигавшихся навстречу друг другу, условно называемых Северным и Южным. Северный участок, равный 94 верстам*,включал строительство пристани на мысе Вардегора на Белом море,

*В начале 18 столетия преимущественно использовалось значение версты, равное 700 саженям, или 1,4935км.Таким образом, общий путь в 174 версты составляет 260км.

пробивку трассы вверх по реке Нюхча до озера Пулозеро, возведение мостов через реки Илеменза /Воронья/ и Илоза /Сума/ и далее рубку просеки до деревни Вожмосалма на берегу Выгозера. Здесь пришлось обустраивать мостовые переправы через реки Перма, Кукша-Мокса и Нела.Южный строительный участок начинался от Повенца и двигался в направлении деревни Вожмосовой /Вожмосалми/.На этом участке использовался путь богомольцев-соловчан.Через Узкие и Долгие озера трасса рубилась до Маткозеро и Телекинского озера и далее до обустроеннного в урочище у реки Южный Выг стационарного пункта "Петровский Ям" и строительства понтонных переправ через эту реку и через пролив озер Боброво и Выгозеро. Подневольным строителям во главе с М.Щепотевым, А.Головкиным и М.Волковым пришлось здесь устраивать несколько мостовых конструкций, возможно "на клетках" через реки Вола - Узкие озера, Чарень, Мянгорский, Муром, Ладыга и другие /11, с.107/. Южный участок "Осударевой дороги" составил 80 верст. Очевидно, что пристань-стапель на Онежском озере для спуска на воду малых фрегатов возводили также повенчане, для погрузки лейб-гвардии на построенные и собранные с округи расторопным Щепотевым транспортные суда.
На протяжении трех столетий своеобразие проекту придает ложный взгляд о волоке в карельской тайге "новоманерных" фрегатов "Сошествия Святого Духа" ("Св. Дух") и "Скорый Гонец" ("Курьер"), постройки верфи И. Избранта. До последнего времени в общественном сознании, и в среде специалистов продолжают господствовать традиционные представления о мифическом перемещении кораблей. Между тем, многие устоявшиеся исторические взгляды нуждаются в коррекции и санирующем эффекте.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 12:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Новейшие архивные и ландшафтные исследования, перемещение морских судов по "Осударевой дороге" не подтверждают. Более того, российским и зарубежным историкам, не известно ни одного подлинного источника о волоке фрегатов, об участии их в Нотебургской баталии и нахождении в составе российского флота на Балтике. В свою очередь, недавно обнаружены документы, убеждающие нас в том, что малые фрегаты, вплоть до 1708 года находились на Северной Двине "для отпору неприятеля".

Доводы о мифологической транспортировке "по суху" кораблей, звучат заманчиво, тем не менее патриотические легенды, современные специалисты, после наших выводов, подвергают сомнению.

К тому же сейчас в научный оборот введены новые оригинальные документы которые обнаружены в фондах "Приказные дела новых лет" и "Кабинет Петра 1" в РГАДА - крупнейшем архивохранилище страны. Речь идет о письмах строителей петровской трассы, раскрывающих обстоятельства возведения дороги 1702 года. "Доношения" отправленные из тайги Карелии государю и главе Посольского приказа Ф.А. Головину, принадлежат бомбардирам М. Щепотеву, И. Муханову и А. Головкину.

Уникальные ведомости однозначно свидетельствуют, "Осударева дорога" возводилась не для бессмысленной транспортировки кораблей, а для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Сержанты ни словом не оговариваются о возводимой трассе как о пути для перемещения фрегатов. Более того, М. Щепотев сообщает царю: ":если дорога не вскоре надобна можно сделать лучше Новгородской, а если для поспешания телеги в две".

В тексте "Наказа" также отсутствуют какие либо наставления о волоке кораблей. Признаемся, в случае строительства пути для перетаскивания фрегатов, потребовались бы иные энергетические, производственные, и временные траты. К тому же инженерная конструкция "мостовой настилки", имела бы принципиальные отличия от полотна возводимого в обычной традиции.

Тем не менее за три дня до подписания "Наказа" об "описи и проведовании пути" И.Муханову и М.Щепотеву "со товарищи" Петр1 в Соломболе участвует в мистерии с "белым огнем и множеством ракет и швармеров". Тогда же в письме к Ф.М.Апраксину от 5 июня 1702 года он сообщает: " Два малые фрегаты спущены в Троицын день и пойдут скоро на море; имена: один "Святого Духа", на нем Памбурх, другой - "Курьер", на нем - Вальронт"/5,с.4/. Фрегаты были построены на верфи датчанина И.Э.Избранта, комиссара Приказа Адмиралтейских дел в Архангельске, имевшего там "корабельное производство". Размеры судов достигали: 70 футов в длину, 18 футов в ширину и 9 футов глубину интрюма **) /12,с.692/. Любопытно, что характеристики "новопостроенных" фрегатов соответство-вали размерам 24-х пушечной яхты "Transport Royal", подаренной Петру 1 английским королем Вильгельмом111 и "пришвартованный" на верфи "на Соломбоне"/13/.

Более чем 170-верстная трасса не предназначалась для малопонятного с точки зрения здравого смысла волока морских кораблей из одного конца державы в другой.

**)Английская и старая Русская системы мер использовали значения-1фут=12 дюймам=0,3048метра. Следовательно:70футов - 21,3метра, 18 футов- 5,5 метров, 9 футов - 2,7 метра.

Прибыв в Нюхчу Волостную, М.Щепотев, пользуясь исполнительностью местных жителей, сразу же начинает сооружать специальную пристань, способную принять суда "новоманерного строя". Для этой цели им выбрано место Варде на Белом море. Здесь с конца XVI столетия существовало "Соловецкое Нюхоцкое усолье". Обычно в таких пунктах строилось несколько амбаров, соляных колодцев и варниц, 2-3 избы для промышленников. Скорее всего у Вардегор уже существовало некое подобие "пристани" для "езжалых" соловецких карбасов. Однако известно, что поморы издавана отказывались от строительства пристаней, предпочитая использовать "воротовый прием" вытаскивания судов на берег. К тому же на всем побережье от Онеги до Кеми даже в XIX столетии не существовало ни одной "сносной" гавани /15,с.26/.

Можно предположить, что именно 17 августа 1702 года, после десанта войск на Вардегорском мысу и рекогносцировки на месте, государь осознал абсурдность и бесперспективность транспортировки морских фрегатов по сложной пересеченной местности.

Тем не менее, что возведение трассы волока началось с крупномасштабных работ по заготовке леса для сооружения гатей и мостов. "Государевы крестьяне" вырубали просеки, устилали болота - "мхи" бревенчатой гатью, делали карьерные отсыпки, бутовали болота песчаным грунтом, выравнивали капризный рельеф, эскапируя склоны возвышенностей, расчищали трассу от валунов, устраивали через реки мостовые переправы, иногда даже на "клетках".

Задания бомбардирского урядника Михаила Щепотева казались невыполнимыми. Примерно 7,2 миллионов кубических метров земляных работ выполнялось вручную с использованием только подвод, кирок, ломов, лопат и воротов***). Возведение мостовых переправ, возможно, сдерживало ход строительства "Осударевой" трассы. Крестьяне Поморья и Заонежья с огромными жертвами прокладывали царский волок. От холодов, сырости, скученности, антисанитарии и недоедания у строителей "Осударевой дороги" возникали тяжелейшие эпидемии. Участь многих из обессиленых была предрешена. Скорее всего дорожные работы велись круглосуточно, в три-четыре смены. Разрезая июльские и августовские ночи светом смолистых факелов, подневольный люд рубил просеки в ельниках и сосновых борах, выкорчевывал пни, откатывал с помощью воротов валуны к краю полотна трассы.

Менее чем за один месяц "Осударева дорога" была в основном подготовлена для перемещения лейб-гвардии Петра Великого.

"Известную тебе Государь, - сообщает до 5 августа 1702 года М.Щепотев,- ...- по указу твоему, послал я для очистки дорожной и тое дорогу делаю от Нюхоцкой Волости и сделана до Ветренной горы 30 верст, - и далее,- ... Государь, дорога и пристань и подводы и суды на Онеге готовы..."/7,с.44/. Это сообщние послужило сигналом для Петра 1, решившегося на уникальную военно-стратегическую акцию.

Через несколько дней марша в районе Выгозера любимец М.Щепотев вновь удивляет царя, предлагая "нетрадиционный" способ форсирования сначала пролива озера Боброво (60 саженей), а затем реки Южный Выг (120 саженей) с помощью понтонных мостов.

***) Расчет носит условный характер и выполнен на основе данных о постройке дорожного полотна в схожем ландшафте и климатических условиях, заключенными УСЛОНа в середине ХХ столетия /19, с.43-44/.

В русской армии искусство наведения переправ на плавучих спорах возникло еще в 14-16 веках. Кроме того, М.Щепотев, участник начальных "екзерциций военных", очевидно не мог забыть знаменитую Кожуховскую армейскую "потеху" 1694 года, когда государь Федор Плешбургский (Ф.Ю.Ромодановский) со своими войсками перебрался по "живому мосту" через Москву-реку /17,с.76/. М.Щепотев существенно развил эту традицию на Выгозере, использовав в качестве опор сотни "судов мостовых", вероятнее всего малых заонежских карбасов или кижанок, заблаговременно изготовленных и собранных у деревни Вожмосалма.

Таким образом в истории военно-инженерного искусства подобная технология преодоления водных преград в русской армии была известна уже давно.

Встав на "Осудареву дорогу" в ночь на 17 августа 1702 года в районе Вардегорского мыса, армейская группа Петра 1 уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере и готовилась на 85 судах М.Щепотева к водному походу в Ладогу. Сыграв единожды военно-стратегическую роль в истории России, трасса "Осударева дорога" с успехом выполнила свое геополитическое предназначение.

В контексте вышеизложенного создан и планомерно осуществляется научно-исследовательский проект "Осударева дорога", учредителем которого в 1993 году выступил Фонд культуры Республики Карелия. Проект формулирует задачу обнаружить на местности фрагменты исторической трассы волока, зафиксировать и перенести географические координаты на современные топографические карты.

В течение 15 лет продолжаются архивные исследования и натурный поиск инженерно-строительных сооружений волока начала XVIII столетия, а именно: остатков конструкций гати, скреповых узлов мостовых переправ, подрезанных и укрепленных склонов полотна дороги, "придорожных туров" - символических каменных знаков, ритуально-культовых сооружений, а также "ямов" - мест временных стоянок гвардейцев Петра 1.

Изучая документы, иконографический материал, топографические источники, проводя анализ народных преданий и легенд, этнографических данных мы пытаемся соотнести малоизвестное с реальным историко-природным ландшафтом, современными картами и аэрофотоснимками, а также с результатами научных анализов и экспертиз, в том числе с использованием трассологического, радиокарбонного и дендрологических методов.

Об "Осударевой дороге" мы знаем многое, но не все. Современник в нашей работе обнаружит некоторые неожиданные предположения. Не утверждения, а именно версии. Чаще всего это касается историко-практических толкований, связанных со строительством "Осударевой дороги" и преодолением её в 1702 году лейб-гвардией.

Безусловно исследовательский проект держится на романтических побуждениях, азарте разгадывания многочисленных парадоксов и тайн петровского маршрута. Тем самым предпринимается попытка провести реконструкцию одного из малоинформативных, но столь значимых эпизодов начала XVIII века. Происходит своеобразная дешифровка исторического факта, сыгравшего удивительную роль в истории и культуре молодой России.


Список литературы.

1.Журнал, или Поденная записка Государя Петра Великого с 1698года.Ч.1, СПб,1770.
2.Юрнал 1702 года//Н.Г.Устрялов. История царствования Петра Великого.Т.4,ч.2,приложение5, СПб,1863.
3.Шафиров П.П. Рассуждения, какие законные причины Его царское Величество Петр Первый, царь и повелитель всероссийский, к начатию войны против короля 12 шведского в 1700 году имел. СПб,1717.
4.Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.160,оп.1,д.27.- 1702.
5.Письма и бумаги императора Петра Великого.Т.2,СПб,1889.
6.РГАДА, ф.158,оп.1,д.70.- 1702.
7.А.Г-ъ.Осударева дорога//Мирской вестник.4кн.,1879.
8.Пушкарев И.И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. Т.1, тетр.2, Архангельская губерния. СПб,1845.
9.Неволин К.А. О пятинах и погостах Новгородских.Кн.8.СПб,1863.
10.Лебедев Л. Жизнь Петра Великого.СПб,1890.
11.Об устройстве между Белым морем и Онежским озером усовершенствованного пути.Гл.7.Данные для устройства сухопутной дороги между Повенцом и Сумским Посадом//Олонецкие губернские ведомости № 10,1875.
12.Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год.СПб,1872.
13.РГАДА, ф.210,оп.17,д.166, столпник 2.-1698.
14.Кротков А. Взятие шведской крепости Нотебург на Ладожском озере Петром Великим в 1702 году. СПб, 1896.
15.Энгельгард А.П. Русский Север.Путевые заметки.СПб,1897.
16.Максимов С. Год на Севере.Т.1.Белое море.СПб, 1859.
17.Куракин Ф.А. Гистория о царе Петре Алексеевиче.1682-1694гг.// по сб.: Архив князя Ф.А.Куракина, кн.1,СПб, 1890///Петр Великий. Воспоминания, дневниковые записи, анекдоты. Париж - Москва, Нью-Йорк, 1993.
18.Новиков Н. О высочайших пришествиях Великого Государя, царя и великого Князя Петра Алексеевича. М.1783.
19.Фридман Г. Сказочная быль// Соловецкие острова, 1930, № 4.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 12:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательный материал! Цветочек

Я весьма сожалею, что Михаил Юрьевич не участвует в форумах. Грустный
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вт Сен 20, 2011 2:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Собственно, интересно. а откуда взялась "легенда" или версия о том, что по Осударевой дороге тащили фрегаты в 1702 г. Улыбка

Собственно вот отсуда. Улыбка

Рассказ крестьян Нюхоцкой волости :

«От Нюхоцкой волости до Онего-озера 160 верст, а в прошлые 702 и 703 годы к работе той дороги и к мощению работные люди браны были с Каргопольского и с Олонецкого уездов, и с Лопских погостов, и с Соловецкой вотчины, и со всего Поморья, и мосты построены были крепкие, и по той дороге прежде всего провожали буеры всем Поморьем, а под всяким буером ходило подвод-лошадей по сту с подводчиками да сверх ходило работных пеших человек по сту для тяги буеров» .

Два буера, подарок голландских купцов Х[ристофора] Бранта и И[вана] Любса Петру I и А[лександру] Д[аниловичу] Меншикову, действительно были перетащены „Осударевой дорогой“ в 1703 году.

Р Г А Д А, ф. 160, оп. 1709 г., д. 10, л. 21–22;
Б о г а т ы р е в И. В., В а х а р л о в с к и й Г. А., Д о ц е н к о В. Д. (редакция), К р о т о в П. А., С а ц к и й А. Г. История отечественного судостроения. Т. I. Парусное деревянное судостроение IX—XIX вв. . СПб., 1994. С. 89

Буер - одномачтовое плоскодонное судно.
http://gatchina3000.ru/big/016/16053_brockhaus-efron.htm
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
idler
Местный

   

Зарегистрирован: 10.03.2011
Сообщения: 387
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Сен 22, 2011 9:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ута писал(а):
Собственно вот отсуда.


А может вот отсюда?
Цитата:

Л 23
В лето от сотворения мира 7210, от воплощения Хр[и]стова 1702 года августа 10 дня благочестивейший великий г[осу]д[а]рь ц[а]рь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил прибыть с сыном своим з


Л.27 об.
прииде к великому г[осу]д[а]рю посланной с ведомостью с моря, что в кораблях итти возможно, и великий г[осу]д[а]рь у гостинной кельи архимандрита к ручке пожаловал, принял у него благословение, и со благоверным царевичем, и благоволил итти в малых судах на карабли. Но в тот день итти не соизволил, но в 16 день, в неделю, благоволил итти рано, за полчаса до дни подняв парусы; даде г[о]с[по]дь благополучен ветр, и к вечеру приидоша к пристани к соловецкому усолью Нюхче.

Л 28
И от той Нюхоцкой пристани он, великий г[осу]д[а]рь, отпустил корабли к Архангельскому городу, а сам изволил шествовать к Повенецкой пристани лесами, мхами и болотами, растоянием от Нюхоцкой пристани сто шездесят верст. Где принуждены мосты были делать, и для той работы были Соловецкаго м[о]н[а]стыря крестьяне Сумскаго острога и Кемскаго городка, все с лошадми, и обреталися у той работы до зимы. Лошади были под фурманами, а люди тянули две яхте на себе до Повенецкой пристани. А с пристани на судах // езером Онегом в

Летописец соловецкий.
http://library.karelia.ru/dmaterials/letopisec_soloveckij.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Сен 22, 2011 2:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://lib.ru/HISTORY/FRUMENKOW/solovki_i_oborona_severa.txt
Георгий Георгиевич Фруменков. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья
Цитата:
В архиве Соловецкого монастыря хранится ведомость начала второй
половины XVIII века с подробным перечислением принадлежавших монастырю
городков, уездов, недвижимой и "крещеной" собственности.
Соловецкий монастырь имел в то время 5430 крестьянских,
бобыльских и половнических душ мужского пола. Только в Кольском и
Двинском уездах (Сумский и Кемский остроги с окрестностями и Шуерецкая
волость) монастырю принадлежало 3648 душ мужского пола(9).

_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 1:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.wreck.ru/files/1252389981_3.doc


Михаил Данков
(Петрозаводск)

«КТО ВЫ КАПИТАН ПИТЕР ПАМБУРХ»?

C эпохи Петра I присутствие голландцев в России, ассоциируется с иноземными волонтерами добровольно заключившими «государев контракт» на русскую службу. В своем большинстве «флотцы» без сомнения являлись профессионалами, так необходимыми России. Многие, превратились в преданных единомышленников, и соратников государя, войдя в его ближайшее окружение. Между тем, о многих людях рубежа ХVII-XVIII столетий, сегодня сохранились поверхностные и, как правило, разрозненные сведения. Это в полной мере относится к забытому капитану из голанских Генеральных Штатов, Питеру Памбурху, чье имя замысловатым образом оказалось связано с грандиозным предприятием - «Осударевой дорогой» 1702 года . В этой работе попытаемся, хоть фрагментарно ликвидировать несправедливую лакуну, имеющую возраст три столетия.
Моряк голландского и российского флота, Питер фон Памбурх (? – 1702), пожалуй, самый яркий и неординарный «человек моря» раннепетровской эпохи . Его биография на взлете, драматически оборвалась в Карелии, навсегда связав имя необузданного флибустьера с Русским Севером . Заметим, при написании фамилии голландца, исследователи традиционно используют грамматическую форму Питер фан Памбурк (Панбурх) или Петр Памберг. Однако, правильное произношение Paemburg Piter von хотя и узнаваемо на слух, тем не менее, отличается от грамматики исторических документов. В русских приказных канцеляриях на рубеже столетий, голландские фамилии с частицами «ван» и «дер» обычно писались слитно, а вместо «ван», употребляли приставку «фан».
Между тем, точная дата и место рождения «флото капитана», до сих пор неизвестны. Предположительно это произошло в середине 70-х годов ХVII столетия. Личное знакомство моряка с русским царем состоялось в декабре 1697 года, в момент пребывания Великого посольства в Амстердаме. А уже весной 1698 г. его имя упоминается в «Приемных списках иноземцев поступивших в русскую морскую службу» . Зачисление в команду государя состоялось благодаря инициативе Корнелиуса Крюйса - экипажмейстера амстердамской верфи, о котором Ф. Головин, один из Великих послов в письме царю сообщал в Лондон: «…зело человек истинно добр, жаль такого пропустить» .
Скорее всего, фигура Памбурха способна дать «ключ к пониманию образа мышления» действий и поступков людей раннепетровкого времени в Московии . В приполярный Архангельск, он прибывает 3 июня 1698 года, в составе волонтерского корпуса на одном из зафрахтованных судов. Тогда же, исходя из «Росписи начальным людям и матросам, которые присланы из Амстердама на 4 кораблях», «капитану Питеру фан Памбургу…голландцу» назначено жалованья «по 60 ефимков на месяц» .
Едва освоившись в России талантливый моряк, вместе с вице – адмиралом К. Крюйсом и иными «иноземцами, бывшими в русской морской службе» в чине капитана с повышенным жалованьем «в год по 448 рублей» царем откомандирован в Воронеж, для устройства Адмиралтейства и строительства русского флота .
В августе 1699 года П. Памбурх назначен капитаном 52-ти пушечного фрегата «Крепость» и принимает участие в знаменитом походе флотилии судов под началом первого кавалера ордена Св. Андрея Первозванного Ф.А. Головина от Паншина через Азов и Таганрог в Керчь. Вскоре дипломатическая миссия в составе думного советника, полномочного посла России Е.Украинцева и дьяка И. Чередеева, на корабле «Крепость» под командованием Питера Памбурха отбывает в Константинополь. В ходе плавания, совместно со штурманом фрегата «Крепость» поручиком Христианом Отто , появившемся в России в июне 1698 года, капитан П. Памбурх составляет рукописную карту северо-восточной части Азовского моря, Керченского пролива и Босфора с указанием глубин моря и профиля побережья. Впоследствии картографические листы о «берегах моря и въезду в город», были гравированы А. Шхонебеком, отпечатаны Г. Донкером (мл.) в Амстердаме и вошли в «Атлас течения реки Дона» , который составил К Крюйс .
Между тем, в морском переходе грозное русское судно «Крепость» конвоировалось турецкими кораблями. Одновременно, в ходе экспедиции, капитан фон Памбурх, стал активно подвергаться профессиональной дискредитации со стороны турецкого представителя Капычи – баши. Посол Е. Украинцев в письме от 26 августа 1699 года докладывал Петру I, что турки убеждают, «мол капитан … человек молодой и непостоянный, ходу Черного моря не знает». Однако дипломат взял голландца под защиту, и более того: «…приказал я, раб твой, капитану Петру Памбургу еще под Таганрогом сего Меотискаго моря глубину и ширину описывать, и он так и чинит и впредь чинить будет», и далее .
6 сентября 1699 года корабль «Крепость» встал на якорную стоянку «против самого султанского дворца». Появление мощного русского военного корабля в водах Порты, по мысли царя Петра, безусловно, подчеркивало военно-морскую мощь России на Черном море.
Русский корабль возбудил в Константинополе колоссальное любопытство у европейцев и турок. Самолюбивый капитан Памбурх отмечал: «Не по малу они дивятся, что в русском государстве строятся корабли, чего прежде не бывало и не слыхано» . Через два дня «Крепость» внимательно осматривалась великим визирем, и даже султаном, которые в парадном каюке с 24 гребцами «ездили на корабль и на него смотрели многое время» .
В то же время, турецкая администрация, обеспокоенная тем, что судно встало «близко его, салтановых сараев (дворца) не в указанном месте» , настаивала его «…свесть и поставить там, где стоят французские, английские и голландские корабли», - а также стремилась обязать капитана из пушек «без дела и безвременно не стрелять» .
Однако, невзирая на многочисленные требования администрации султанского дворца увести «Крепость», и прекратить «многую …ночную пушечную пальбу», П. Памбурх, склонный к независимости и авантюризму, властям отказался подчиниться.
Тогда же, А. Маврокардато тайных дел секретарь, представил русской дипломатической миссии требования образумить капитана, который «без разума пребывает в шалости и шатости». Он потребовал от голландца извинений и обещаний «учтивого жития и поступков». Разъяренный турецкий чиновник утверждал: «капитан-человек порочный, из голландской земли выгнан, для того и поступает так бесчинно, своевольно и неистово» .
Видимо, повод для резких заявлений в сентябре-октябре 1699 года, все-таки существовал. По словам Маврокардато, моряк «бешенством и своевольством» всех ввел в «превеликое…страхование и смущение», которое от государственных посланников «и капитанов корабельных никогда не бывало» . Стоял вопрос об интернировании Памбурха, турецкие власти вознамерились капитана «посадить в тюрьму». Но единственное, что по воле визиря удалось предпринять, это приставить наблюдателя, с тем что «если капитан станет стрелять, то ему, Капычи-баше, будет отрублена голова» .
Однако верхом дипломатического риска стала «превеликая досада и оскорбление…умножительнейшему их императору». Тогда после пальбы «от внезапного страху…многие жены беременные из утроб…безвременно младенцев повывергли» . Между тем, Питер Памбурх, очевидно лишь следовал морскому уставу, стреляя из
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 4:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

одной пушки «на вечерней и утренней зорях…по манеру воинскому, как на кораблях ведется для караулу» .
В споре с турками, дипломат Е. Украинцев, однозначно занял позицию своего капитана. Объясняя поведение Памбурха, он аргументировано возражал: «…капитан принят в царскую службу в голландской земле вместе с другими такими же как «доброповеренный человек», в службе он оказался верным, никакого непостоянства и «шатости», …за ним не видали». И далее «Назначен он к ним на корабль везти их в Царьград как наиболее сведущий среди морских капитанов» . Безусловно, именно такие резкие и открытые, честные и преданные делу люди как Памбурх, поверившие в Россию, были по нраву царю. Петр стремился с ними сблизиться на «коротке», подружиться и во многом походить на независимых, точно знающих свое дело спецов.
В то же время, с достоинством подписав, выгодный для отечества Константинопольский мирный договор, русская посольская миссия на корабле «Крепость», под командованием Питера Памбурха 31 июня 1700 г. возвратилась через Таганрог в Азов. Очевидно, для историков флота, представляет интерес дальнейшая судьба первого русского боевого черноморского корабля. Перед выходом войск на легендарную «Осудареву дорогу», осенью 1702 года Петр I, предложил Ф.М. Апраксину оставить «Крепость», на память без изменений: «Только, кажется Памбурха лучше б не трогать…» . Заметим, царь вопреки традиции, именует отменный корабль по фамилии знаменитого капитана, а это много значит для осознания масштаба человека родившегося в Голландии, но уже имеющего «русскую физиономию».
Через два сезона корабль «Крепость» все-таки втащили в эллинг для ремонта. Но к 1710 году, как сообщает капитан-командор Ян Бекман , фрегат «…сгнил, стоит на берегу и в починку негоден» .
Тем временем, сам П. Памбурх, до весны 1702 года продолжает курсировать между Воронежом, Москвой и Архангельском и со знанием дел выполняет различные поручения связанные с организацией российского флота . Не теряя квалификации, он находится «при морской службе» на виду у государя. Близость иноземного волонтера к Петру I подтверждается активной перепиской, относящейся к этому времени. «Всеподданейший и верный раб» в одной из корреспонденций «державнейшему величеству», цитаты, из которой публикуются впервые, обращается с «покорностию и мольбою» и просит его оградить от Крюйса, который «неприятель являлся и зла…ищет» .
Затем Питер Памбурх решается «под потерянием головы своей» требовать должность «шаутовнахтову» (шаутбенахта) , «на сохранение его царского величества кораблей» в Архангельске. Он пишет государю: «Того ради молю, да возрит милостивое око… на…челобитие…, и меня тем шаутовнахтовым местом да пожалует, и готов буду пребывати даже до смерти» . Без сомнения депеша способна объяснить некую близость и «цареву благосклонность» ко многим неординарным, «своевольным» требованиям и «задорному нраву» голландского моряка.
Весной 1702 года Питер Памбурх с давним приятелем капитаном Я. Валронтом под началом вице-адмирала К. Крюйса, направлен к «Архангельскому корабельному пристанищу» для контроля над строительством двух малых загадочных фрегатов «Сошествия Св. Духа», и «Скорый гонец» , заложенных на верфи датчанина И.Э. Избранта .
Необходимо отметить, впервые имена Я. Валронта и П. Памбурха в российских источниках, упоминаются в 1698 г. в «Росписи начальным людям и матросам, которые присланы из Амстердама на 4 кораблях» . Затем их пути пересеклись в Воронеже. К концу лета 1699 года, судьба вновь сводит двух капитанов. В составе флотилии помимо государя на корабле «Отворенные врата», переход в Керчь совершили Я. Валронт на 22 пушечном корабле «Меркурий» и П. Памбург на фрегате «Крепость» .
Между тем судьба малых новопостроенных архангельских фрегатов не одно столетие продолжает нас захватывать своей недоговоренностью. Дело в том, что на протяжении веков, распространяется ложный взгляд о сухопутном волоке по «мостовой настилке» этих кораблей на расстояние 174 версты. Морские суда якобы по просекам, прорубленным в глухой тайге, и гатям, сооруженным на болотах транспортировались армейским корпусом Петра от побережья Белого моря до Онежского озера .
В действительности, «мифологическая выдумка» основана на данных консервативной историографии. Предания о волоке кораблей, звучат заманчиво, между тем патриотические легенды не подтверждаются прямыми архивными материалами . Участие фрегатов в Нотебургской баталии в октябре 1702 года, а затем присутствие в составе военно-морских сил на Балтике исследователям не известно .
В день Святой Троицы, 24 мая 1702 года, с пушечной пальбой «изо всего наряду» корабли были спущены на воду Северной Двины. Петр I в корреспонденции от 5 июня, сообщает Ф.М. Апраксину: «Два малые фрегаты спущены в Троицын день и пойдут скоро на море; имяна: один «Святаго Духа, на нем Памбурх, другой «Куриер» на нем Вальронт» .
Сведения «Росписи фригат кораблю что при бытности его царьского величества у Архангелского города заложен» хранятся в РГАДА и сообщают «размерения корпуса» морских фрегатов в английских футах: длина 70 ф., ширина 18 ф., глубина интрюма 9 ф., что в переводе в метрическую систему соответствует 21,3 х 5,5 х 2,7 м. .
Отметим, государь к этому времени разработал уникальную стратегическую операцию, связанную с морской, а затем наземной транспортировкой пяти батальонов Преображенского и Семеновского полков от побережья Белого моря. Маршрут по новопостроенной трассе, возведенной М. Щепотевым, И. Мухановым, М. Волковым и А. Головкиным от мыса Вардегорский, до Повенецкого рядка на Онежском озере, и далее по воде до Нотебурга на Ладоге, в народных преданиях получил название «Осударева дорога».
Петр I, с войсковой группой, 5 августа 1702 г. на английской яхте «The Transport Royal» отправился от устья Сев. Двины, через Б. Соловецкий остров к м. Вардегорский - месту десанта гвардии, и выхода на «Осудареву дорогу» . Фрегаты «Сошествия Св. Духа» и «Скорый гонец» вместе с яхтами «The Transport Royal» и «Святой Петр», а также шестью арендованными торговыми зарубежными кораблями , вошли в состав флотилии из 10 судов . По другим, более глухим летописным сведениям эскадра К. Крюйса состояла из 13 судов .
Исходя из недавно обнаруженной «Росписи людям, которые на корабле царского величества «Сошествия Святаго Духа» под командою Яна Ванларда» , мы можем однозначно утверждать, корректируя описку государя, капитан П. Памбурх возглавил команду другого систершипа «Скорый гонец» .
Пробыв неделю в Соловецкой обители, царь Петр 16 августа на «The Transport Royal», а П. Памбурх на «Скором гонце» в караване судов взяли курс к Вардегорскому мысу, к небольшому монастырскому Нюхоцкому усолью .
Здесь ранее по «Наказной памяти» и «Статьям для ведома» сержант бомбардирской роты Преображенского полка М. Щепотев ухитрился подготовить временное «корабельное пристанище» .
Потребовался световой день, чтобы к вечеру государева флотилия прибыла к острову Рислуда в Онежском заливе Белого моря и бросила якоря «в версте от Понаморева у Крестовой луды», что в пяти морских милях от Вардегоры. Тот час с кораблей эскадры началась беспрецедентная в истории России широкомасштабная военно-морская десантная операция. В течение нескольких часов гвардейцы и 4 000 человек свиты смогли совершить высадку, на почти необитаемый берег в 20 верстах от Нюхчи Волостной. Челночными рейсами на «разъезжих» карбасах транспортировался на материк фураж, провиант, а также снаряжение, «мушкетонские» стволы, ядра и «зелье».
Вечерние сумерки, усталость, суматоха и вероятно изрядный алкоголь, спровоцировали на Вардегорском мысу недоразумения и ссоры. Одна из них, завершилась трагически. От шпаги француза Ламбер де Герэна на карельском берегу Белого моря гибнет «неистовый голландец» Питер фон Памбурх .
Царь и адмирал Ф.А. Головин, в ночь на 17 августа 1702 года, могли оказаться невольными свидетелями кровавой драки «не зело предосудительного», вспыльчивого и порою, несдержанного капитана Памбурха и инженера Ламбера . Во всяком случае, об этом смертельном происшествии, после преодоления «Осударевой дороги», государь сообщил в Воронеж «с реки Свири, в 10 день сентября 1702 году» Ф.М. Апраксину: «…господин Памберх на пристани Нюхчи от генерал инженера Ламбера заколот до смерти, которой он сам был виною (о чем, чаю, Вам не безъизвестно)» .
Между тем, еще в XIX столетии историки, нелепо и неточно сообщали о дате и месте дуэли: «…имея ссору с голландским капитаном Памберком 19 августа 1702 года», француз Ламбер, «заколол его в Москве» .
Современный исследователь Ю.Н. Беспятых, также скорее всего по недоразумению указывает, что Памбурх «в том же сентябре заколот в Нюхче на поединке инженер-генералом Ж.Г. Ламбером» . Другие историки, лишь констатируют: «капитан Памбург…плавал…в эскадре Крюйса к Соловецкому монастырю и до Нюхчи. Но пробыл на севере недолго в том же 1702 г. беспокойный капитан окончил свою жизнь на поединке с инженерным генералом Ламбером» .
В этой связи отметим, очевидно, первая в истории новой России дуэль состоялась, несмотря на именной указ от 14 января 1702 года объявленный боярином Ф. Головиным Посольскому приказу «О нечинении иноземцам никаких между собою ссор и поединков под смертною казнию» . Закон, появившийся за несколько месяцев до «карельской» дуэли, предписывал «Приезжим разных государств служилым иноземцам, как выших так и нижних чинов…под смертным страхом…ни за какие ссоры и недружбы на поединки с саблями и шпагами» не «ходить». Более того, указ запрещал не только поединки, которые вызывали «напрасные смертные многие убийства», но также жестко указывал, чтобы соперники «шпаг не вынимали б и устрастия и похвальбы между собою тем не чинили». В случае, если «кто впредь…учнет какие поединки заводить», или даже «кого чем поранит», то «будет смертная казнь без всякой милости» .
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Чт Сен 29, 2011 4:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тем не менее, царская кара обошла де Герэна стороной. Соперник Питера фон Памбурха наказан не был. Историк XIX века Бантыш-Каменский отмечал: «…по свидетельству бывших тогда в той компании почтенных особ», французский генерал, был «признан невинным». Поэтому государь, ограничился лишь выговором и «простил его» .
Очень скоро, Ламберу доверили инженерно-строительное обеспечение предстоящей уникальной экспедиции в Карелии по доставке русской армии в Ижорию, в тыл шведам. Вскоре фортификатор возглавил шанцевые работы при осаде Нотебурга и Ниеншанца, а затем стал автором проекта деревоземляной Петропавловской крепости, первого инженерно-строительного сооружения имперского Санкт Петербурга .
В свою очередь, неизвестный автор забытого сочинения «Разговор между трех приятелей сошедшихся в одном огороде, а именно Менарда, Таландра и Варемунда» достаточно обыденно делится о конфликте, возникшем в ночь на 17 августа 1702 года. Рассуждая о «провинности» Ламбера, он подчеркивает: «та присяга вместо свидетельства принята в его оправдание». Так Петр I сменил гнев на милость, а «инженер…французской нации…по нескольком времени от ареста освобожден…» . Заметим, хотя памфлет, создан позже описываемых событий, в промежутке мая 1726 и марта 1727 года, к тексту сочинения стоит отнестись с уважением. В редакционном комментарии к историческому трактату утверждается: «…он сочинен по воле правительства, которое хотело опровергнуть клеветы и ложные слухи о России, распространяемые людьми злонамеренными за границею» .
Описание драматического эпизода, начинается с момента выхода волонтеров «…от Архангельской пристани…на корабле» в морской поход. Безымянный автор подчеркивает Ламбер с капитаном Памбурхом «…был весьма приятельски и конфидентно трактован». Следовательно, о взаимной неприязни, способной «выбить» искру конфликта говорить нельзя.
Тем не менее, дуэль с «капитан-командором голландской нации, именуемым Панбурх» все таки состоялась. Ламбер де Герэн
«… вышед на берег», его «наедине в лесу заколол шпагою до смерти» .
В трактате начала XVIII столетия, опубликованном в 1841 году, приводятся слова оправдания француза. Генерал «с присягою объявил» Памбурха зачинщиком «…понеже при том никого свидетелей не было». Якобы «…он Панбурх его нападением своим наглым с обнаженною шпагою принудил против себя обороняться» . Таким образом, ответственность за убийство рискового «флота офицера» на беломорском взморье, была переложена на самого Питера фон Памбурха. Объяснялось, что голландец «…шпагу свою против его уставил», а затем «…насувся прокололся» .
Между тем, обстоятельства карельской трагедии начала XVIII века во многом непонятны из-за отсутствия источников. В этом смысле обратим внимание на сведения, опубликованные в 1916 году в историческом издании «Русская старина» . Записки «из семейного архива» прорывают пелену времени и детализируют ситуацию «16 августа», когда «Царское величество с транспорта перешел на сухой путь» . Скандал между Памбурхом и Ламбером начался с вопроса: «Для чего ты с таким гунифотом помирился? Знатно такой же и ты гунифот» . Речь касалась напряженных отношений П. Памбурха с К. Крюйсом.
Пререкаясь «капитан корабля, успевший…хватить изрядную порцию голландской водки», продолжал будто бы оскорблять генерала: «Молчи,…и рот свой держи! В моей воле, что я тебя в карман мой всуну» . За Ламбера заступился врач В. Постников , но голландец ответил: «Ты меня задираешь! Изволь со мной на шпагах биться» .
Вмешавшийся саксонский и польский посланник фон Кениксек урезонил «расходившегося» капитана: «Друг мой, покинь сие: ты ведаешь повеление нашего Государя…немного себе чести получишь, что с пьяным доктором биться станешь» .
Вскоре, наедине с де Герэном, Питер Памбурх, отдав должное «Ивашке Хмельницкому» вновь не выдержал: «Теперь ты за вице-адмирала и за Постникова стой и отведай голландца…вынимай шпагу или я тебя заколю» . Под угрозой расправы французский инженер, якобы пробормотал: «…я себя заколоть не дам». В ответ лишь услышал: «Боронись сколько можешь». В результате поединок завершился мгновенно: «Шпага…пробила кафтан, грудь, сердце Памбурга», и тут же «бедный капитан грянулся на землю, не издав ни звука» .
Сообщив генерал-майору И.И. Чамберсу о смертельном поединке, Ламбер сдал шпагу и произнес «Предаюсь в волю Государеву». При осмотре места драки, голландца «нашли успяща на спине, шпага у него в руке на голо» . В корреспонденции Ф. Головину, И. Чамберс уточнял: «И ево, Памбурга, погреб, а животы его послал переписать Керхена, да с ним полкового писаря Григория Рубцова» .
Без сомнения для современного историка представляет интерес «…подлинная роспись» личных вещей, оставшихся после П. Памбурха «за закрепою стольника двинского воеводы Василия Ржевского» . На примере имущества капитана, мы способны представить степень зажиточности иноземцев, вступивших в «государево служение» .
«Роспись» на 8 листах описывает содержание двух сундуков, в первом отмечены: «Персона Государева золотая. И положена та персона во французском красном кафтане. Шпага, у ней черен серебряной» . Два французских кафтана, один «дикого цвету», подбит «черным сукном», другой «лазоревый…петли золото с серебром». Камзол и штаны «атлас белой, травы зототые», подбит камзол «белою тафтою» .
В другом сундуке мешок атласный «шит золотом и серебром», а в нем «6 золотых двойных, да одинаких 140 золотых, ¼ ефимка серебрянного, 348 рублев…» . О европейской образованности и профессионализме Памбурха свидетельствуют «14 книг морских, 11 тетрадей с листовым золотом», оставшихся после его смерти, а также «7 скатертей столовых, 20 полотенец ручных столовых, 3 простыни, 5 платков немецкого полотна…8 пар манжет…» .
И, тем не менее, современные специалисты, к сожалению, не имеют возможности опереться на подлинные архивные материалы, чтобы объективно реконструировать драму на мысе Вардия. Ситуация осложняется утратой двух следственных дел Ламбера «…о заколотом им голландском капитане Памбурге». Странным образом в советское время документы исчезли из РГАДА, главного архивохранилища страны . Помета от 16 мая 1947 года свидетельствует, уникальные архивные листы «отсутствуют по ревизии 1938 года». По чьей инициативе листы изъяты, и где они могут ныне находиться, можно только гадать .
Место захоронения голландца также неизвестно. Возможно, до сих пор его тело покоится в земле на Вардегорском мысу. Вспомним, И.Чамберс сообщал «ево, Памбурга, погреб». Участники научно-исследовательского проекта «Осударева дорога» (Петрозаводск) в ходе археологических разведочных работ в 1993 и 1999 годах безуспешно пытались определить здесь участок возможного захоронения легендарного «флото-капитана» .
Между тем тело заколотого П. Памбурха, в августе 1702 года могло быть транспортировано в Архангельск на одном из легендарных фрегатов близнецов «Сошествия Святого Духа» или «Скорый гонец».
Во всяком случае, «Двинский летописец» отметил возврат части людей к городу «на тех же кораблях», которые «и зимовали в Новодвинской крепости» .
Дьяк Посольского приказа М. Родостамов также сообщал о благополучном возвращении «из похода Государского» флотилии К. Крюйса: «А он вице-адмирал в устье со всеми кораблями пришел сего августа 26 числа» . Однако в Архангельске последнее пристанище «своевольного» дуэлянта исследователям не известно. Более того, хотя немецкое кладбище в «Городе» вместе с «гамбургским» приходом было образовано в конце XVII столетия, сохранившейся участок у Обводного канала «отведен лютеранской общине» лишь «на рубеже XVIII-XIX вв.» .
В год основания имперского Санкт Петербурга, вдова капитана Памбурха обратилась к адмиралу Ф.А. Головину, очевидцу трагического шпажного боя, с просьбой «…исходатайствовать у Государя милость делам ее» . Однако дальнейшую судьбу семьи Питера Памбурха проследить не удалось.
Завершая повествование о завораживающей биографии героя, стоит признаться, Россия, к сожалению, бездарно потеряла на земле Карелии, надежду ВМФ, одного из самых талантливых «мореходцев» петровского времени, который принял новое отечество всем своим сердцем, и мог бы еще не раз ревностно и с честью ему послужить.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 10:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2002/10/14/10032/
Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2002 г.
Загадки «Осударевой дороги»

Цитата:
О загадках и парадоксах, легендах и мифах, гипотезах и открытиях этого исторического феномена с президентом научно-исследовательского проекта «Осударева дорога» Михаилом Юрьевичем ДАНКОВЫМ беседует наш собственный корреспондент

_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Пт Сен 30, 2011 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.historyclub.by/index.php?option=com_content&task=view&id=40&Itemid=69
«TRANSPORT ROYAL» - английская яхта Петра I


Цитата:
Больше, чем корабль.

Были корабли, слава, роль и значение которых в истории государств и народов оказались намного выше значения их тактико-технических данных, походов и реальных боевых результатов. «Санта-Мария», «Ваза», «Мэйфлауэр», «Штандарт», «Меркурий», «Монитор», «Стерегущий», «Потемкин», «Дредноут», «Аврора», «Миссури», «Гранма»…Наш рассказ – об одном из кораблей этого ряда.
Исторический эпизод, связанный с даром в 1698 году королем Англии Вильгельмом III Оранским своей яхты «Transport Royal» русскому государю Петру Алексеевичу, прибывшему в Англию в ходе Великого Посольства, а также дальнейшая судьба в России этого уникального корабля представляет интерес во многих отношениях. Яхта английского короля оказалась связана в истории двух стран с замечательными событиями и героями эпохи. И разумеется, имеет большое значение и то влияние, которое самое быстроходное в Европе судно, оказавшееся волею высокой политики в Архангельске, оказало на процесс внедрения западной кораблестроительной культуры в России.

Цитата:
Михаил ДАНКОВ
Сергей ЛАПШОВ. ( Петрозаводск)
"Материалы из военно-исторического журнала "Рейтар", Москва. Приводятся с разрешения издательства".

_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вс Окт 02, 2011 7:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.rummuseum.ru/lib_g/belomor11.php
Беломорканал: времена и судьбы
Глава первая
«Лихолетье и время мятежное»
«Мы сегодня пошли в путь свой…»
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ута
Маркграфиня Site admin

   

Зарегистрирован: 03.03.2010
Сообщения: 14829

СообщениеДобавлено: Вс Окт 02, 2011 9:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

http://www.isaac.spb.ru/journal/dankov
Цитата:
М.Ю.Данков

«Осударева дорога»

В 1993 г. в Петрозаводске, при поддержке Карельского отделения Фонда Культуры России, был создан исторический научно-исследовательский проект «Осударева дорога». Его цель – исследование и изучение интереснейшего ландшафтного памятника петровской эпохи, затерянного в лесах Карелии.

Ежегодно участники проекта, в том числе студенческая молодежь, проводят научные исследования в российских и зарубежных архивах, фондах и библиотеках, организуют экспедиции на местности.

Проект курирует Карельская республиканская общественная организация (КРОО) «Осударева дорога» (Петрозаводск).


Осударева дорога. Рисунок XIX в.
_________________
Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Борис
Новичок

   

Зарегистрирован: 15.04.2012
Сообщения: 4

СообщениеДобавлено: Вс Апр 15, 2012 5:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пояснительная записка разногласий.


Ошибок статьи П.А. Кротова, что касается кораблей.


Доказательство профессора П.А. Кротова под руководством и редакцией Ю.Н. Беспятных о волоке двух судов по « Государевои дороги » этих доказательств у него Нет. И не будет, много критики, много лет, много книг, а опровержение нет. Уже более
15 лет. попытки историка П А Кротова пристроить корабли к другим авторам, не увенчивается успехом. ( Имею в виду авторов С В Максимова Ф Ф Веселаго. )

А суда спущены на воду «Св. Дух» и «Курьер» на Архангельских верфях в мае 1702 г О которых говорит П А Кротов. (возможно это и историческое открытие). Но этот факт ни как не связывает их с сухопутной основной «Государевой дорогой». Все шесть боевых судов были готовы в этот период, и каждое судно могло быть кандидатом на эту дорогу.

Справка:
Корабли близнецы «Курьер» и «Св. Дух» которые, якобы штурмовали крепость «Орешек» имеют размерения 70ф (21,336 м.) при ширине 18ф (5,486 м.), водоизмещением 195,95 тонны.

Но было еще два небольших судна седьмое и восьмое это Воскресенские Нюхотские лодьи, которые, на острове Унежма в Белом море переоборудовались в боевые, а для придания хода судов и маневренности царь на них по видимому новые паруса установит. ( На этих судах Нюхчане, до Петра ездили на молебен и в управу в Соловецкии монастырь )

Ф Ф Веселаго. в первые опубликовал точную выдержку из этого архивного документа с описанием волока двух боевых кораблеи - яхт, приспособленных для установки артиллерии. ( П А Кротов. стр. 53 Новая книга. )
( Б Н. Боевые корабли, не надо приспосабливать для установки артиллерии там и так все в порядке. То есть здесь речь идет не о « Курьере » и « Св. Духе » а о Воскресенских переоборудованных ладьях. И как факт Ф Ф Веселаго подтверждает, что переоборудованные суда шли по « Государевои дороги » И люди тянули две яхты на себе. ( Б Н ) Не исключаю такое. Это же не махины П А Кротова военные корабли. ( П А Кротов стр. 202 Новая книга )

Строки статьи А.Н. Ларионова
Малые фрегаты «Св. дух» и «Курьер»
(к истории Осударевой дороги 1702 г.)

П.М. Игнатьев распоряжающийся в Воронеже сообщил своему непосредственному начальнику, что приказал срочно сделать полное рангоутное оснащение для восьми кораблей, а так же паруса он приказал изготовить в первую очередь на два из восьми кораблей. ( Б Н. В Архангельские шесть кораблей, а заказ на восемь).

(А.Н. Ларионов стр. 221.)

Письмо.
М.И. Шепотева с основной резервной дороги из Нюхчи в Архангельск «Известная тебе государь, дорога готова, и пристань и под воды и суда по Онеге готовы, а подводы собраны по 2 августа 1702 г. 2000,а еще будет прибавка, а сколько судов и какою мерою о том послана к милости твоей роспись с моим письмом.

( М М Пришвин стр 120 )


Остров-Унежма от Нюхотской пристани в 30 верстах. Наблюдая за ходом работы М.И. Шепотев в Унежме был 11 июля 1702 г. с проверкой комплектации готовности двух судов, которые были оснащены и имели длину 40 ф (12, 19 м.), а другое судно 30 ф (9,14 м.), о котором писал царю М.И. Щепотев «Поспеет и будет также оснащено к вашему приезду». Заключая свое письмо, Михаил Шепотев писал «Да мое, Михаиловои, работы два судна. Одно оснащено, а другое начал снастить и к вашему приезду будет в готовности. ( П А Кротов стр 192 )

Подобное письмо от 26 июля 1702 г. Михаил Шепотев сообщил адмиралу Ф А Головину. Нюхча 26 июля. 1702 г « А суда ныне готовлю одно про капитана (Петра - 1 - П К ) а другое про милость твою.

( П А Кротов стр 120 )

Гравюра:

Так же бездоказательно П.А. Кротов выдал трех парусные корабли близнецы (одинаковые по размеру) «Курьер» и «Св. Дух» за одно-парусные на основании гравюры, якобы силуэты кораблей похожи.
На основании экспертизы, вот как трактует о себе П.А. Кротов. Автор настоящей статьи пытается пролить новый свет, как не странно специалисты до недавнего времени не извлекли нужных сведений из изобразительных источников – гравюры начало XVII столетия (и все, и все доказательства).
Хотя на гравюре невооруженным глазом видно, что корабли: один больше, другой меньше, да и художник и мастер гравюры за нас показывают, что мачтовые стропы на одном 3, а на другом около 5 или 6. То есть это возможно 9 и 12 метровые, о которых мы вам говорили раньше.
Насколько можно доверять анализируемому изображению на гравюре?
Изучавшие петровские гравюры с видом штурма Нотербурга М.В. Иогансон и А.Н. Кирпичников оценили их значение, как исторического источника очень высоко: картина боя передана на них настолько живо и с такими подробностями, что невольно создаются впечатленье, будто их автор был очевидцем сражения. Поэтому они ценны не только, как произведения гравюрного искусства… но и как документы, почти с фотографической точностью запечатлевшие это огромной важности событие.
«Почти фотографическая точность» гравюры об овладении Нотербурга объясняется тем, что они или рисунки для них создавались по горячим следам событий в походе.

(П.А.Кротов стр.212.)
Гравюра:
Видеть на гравюре два одно-парусных, и доказывать, что это трех парусные, это уже совсем переборы, силуэты видите ли похожи. (положительно известно, что архитектура Беломорских судов однообразна С.В. Максимов стр. 415). И ( Б Н. )


Так же профессор П.А. Кротов пытается ссылаться на нашу церковную книгу (памятник села Нюхчи), которую он в глаза не видел, а ссылки на С.В. Максимова, который был в Нюхче и держал ее в руках 1856 г., и он ничего о кораблях «Курьер» и « Св. Дух» не говорит, а наоборот пишет, что тащили корабли яхтной постройки.


А вот как трактует П.А. Кротов бездоказательно в своей статье этот момент (стр. 211.), ссылаясь на Максимова С.В.
Яхтами эти 12-пушечные корабли названы в церковном памятнике села Нюхчи (Мы против такого высказывания, и слова эти корабли, мы против таких исторических примазок.)

( Такая же примазка к автору Ф Ф Веселаго. )

Ссылаясь на нашу церковную книгу умолчал П.А. Кротов, царь из Архангельска вышел на 10 кораблях, а в Нюхче был на 13 кораблях. Невыгодно было показывать наши две Воскресенские ладьи профессору П.А. Кротову. Которые на острове, не далеко от Нюхотскои пристани готовил Михаил Шепотев ( 15 км. от устья реки Нюхча остров Унежма. )

Справка:
А еще на одном судне, прибыл Архимандрит с братией из Соловков, провожать царя в дальний путь (С.В. Максимов стр. 345)

Соответственно можно придти к выводу, что огромные корабли «Курьер» и «Св. Дух» не шли по Государевой дороги в августе 1702 г.

Мы согласимся в какой-то степени с действующим членом Русского географического общества. Русской академии наук, с научным руководителем проекта «Государевой дороги» (Петрозаводск) профессором М.Даньковым, но только в том, что фрегаты «Курьер» и «Св. Дух» никто даже не пытался тащить, махину длиной больше 26 м. и шириной больше 5 м. Поход по «Государевой дороги» был без кораблей. Это было заявлено по I каналу телевидения и в прессе.

М.Данков. В статье «Кто Вы Питер Памбурх» Цитата – Во всяком случае « Двинской летописец» отметил возврат части людей к городу на тех же кораблях, которые и зимовали в Новодвинской крепости. Б.Н.- это и доказывает, что Архангельские корабли не ушли и не шли по « Государевой дороге» А корабли «Св. Дух» и « Курьер», о которых пишет П.А.Кротов. . В письме вице - адмирала к великому государю написано. Мне врученыи караван пришел благодаря Бога без всяких трудностеи 26 сего месяца сюда з 90 больных драгунов и солдат, також уже выздоровели. Також и оставшиися пожитки капитана Памбурка воеводе оставил. И потребныи указ для ведения каравана в зимовыя пристани и вручил комисарию Эзбранту. ( Письмо от 29 августа 1702 г Царю. )

Справка. Б Н ( Что такое пожитки капитана Помбурка. « В этои связи не далеко от Нюхчи на Белом море в местечке порт Вардегора состоялась первая россииская дуэль не смотря на запрет от 14 января 1702 г. ( Михаил Данков )
В дуэли погиб капитан караванного корабля « Св. Дух. » капитан Памбурк.


Из челобитной крестян Нюхоцкой волости в Соловецкий монастырь- « А людей, что было в волости, всех головами больше сто человек , взяли судов провожать сухим путем Повенцу. и те люди и по се время небыли в домы, свои помирают голодной смертью»


Справка.

Я понимаю, что это не историческии документ. Но говорить и сказать об этом надо.

Из наследства - Старые люди сказывали. Да был Царь. Да тащили два судна. А суда были не большие, чуть больше наших карбасов одно больше другое меньше.
Автор слов Анастасьева Клавдия Ивановна ( рождения - 1902 г. )

( А как теперь все сходится )

Об этих кораблях в первые услышал, в детско-юношеском возрасте. Случайно попал в Унежму на остров, и ожидая воду прилив от безделья кормщик, он же моторист Павел Ложков и приемщик рыбы Александр Соболев объяснил, что вот, здесь стояло два судна Петра . Как же так мужики, дорога там, а мы здесь. Что чего и как мы в подробности не знаем, но как нам наши старики сказывали так мы тебе и толкуем. (Тогда я не знал, что это две наши воскресные ладьи, думал что это корабли из Архангельска.)
Из наследства: - эти два судна прошли рекой где то 5 км. И перед деревней их вытащили на берег, для похода по «Государевой дороге» в районе, под «Долгим» порогом.

Это событие – наши ладьи с новыми парусами с пушками (по видимому этот факт и запомнился селянам).

А корабли «Курьер» и «Св. Дух» из-за большой посадки по мелководью не прошли бы до указанного места (которое в памяти у Нюхчан).

Еще пример в доказательство, что Нюхотские Воскресенские ладьи готовили для Государева путнего шествия. Челобитная крестьян Нюхотской волости в Соловетский монастырь. (что лошади изъездились и истощались), и к воскресенской ладьи шеимы и канаты водили они Нюхчане, на своих лошадях.

Лодьи находились в то время на острове Унежма (таможенный пост) в 30 км. От Нюхчи (это нам известно из письма Шепотева Царю), а на лошадях в вовремя отлива можно проехать на остров.

Не могли же Нюхчане в этот период заниматься личными делами ремонтировать свои ладьи, да еще и жаловаться в Соловецкий монастырь (что лошади изъездились и истощались)

И это доказывает, что в Центральном военно - морском музее на гравюре изображены Нюхотские Воскресенские ладьи при штурме крепости «Орешек» в 1702 г.

( Вид осады Нотербурга. )

Анастасьев Б.Н.
Составитель записки

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Краеведение Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS