Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Бадахшан, Цины и афганцы
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 30, 2011 6:32 pm    Заголовок сообщения: Бадахшан, Цины и афганцы Ответить с цитатой

Интересная тема на стыке историй исламского мира и Китая - после разгрома Джунгарии и Уйгурии цинские войска подошли к границам Бадахшана, в котором укрылись белогорские братья-ходжи Бурхан ад-Дин (Болониду) и Джахангир (Хоцзичжань).

В конце 1759 года ходжи вступили в конфликт с правителем независимого государства Бадахшан - Мир Султан-шахом Аждахаром. Видимо, они пытались решить какие-то внутренние противоречия, возникшие в их войске, состоявшем из уйгуров и принявших ислам джунгар, за счет разграбления владений Султан-шаха.

Однако войска бадахшанцев разбили ходжей и арестовали. После долгих переговоров о выдаче ходжей, сопровождавшихся военным шантажом со стороны Цинов, Султан-шах согласился и предъявил гробницу, где были похоронены оба брата, убитые неизвестными людьми (скорее всего, агентами Султан-шаха), в которой было обнаружено тело Джахангира. Голову Джахангира отправили в Китай. Бадахшан официально признал свою зависимость от Цинов.

Потом на Бадахшан стали давить афганцы. В 1766 году афганцы совершили поход на Бадахшан и разбили Мир Султан-шаха. Повсеместно считается, что это была месть за выдачу Цинам мусульманских иерархов (пусть и мертвых).

После чего, как считается, Мир Султан-шах, несмотря на просьбы о помощи к Цинам, получил отказ от сюзерена, был пойман и казнен.

Однако в сочинении муллы Санг Мохаммада, прибывшего в Бадахшан из Афганистана в 1790-е годы, об этом нет ни слова - афганцы совершили поход, чтобы захватить хырку (плащ) одного святого дервиша, хранившуюся в Бадахшане, а Мир Султан-шаха разбил впоследствии в бою и казнил узбекский хан Кундуза.

Сочинение Санг Мохаммада было озаглавлено "Тарихи Бадахшан" (история Бадахшана) и доведена им с 1659 по 1809 годы. Впоследствии она была продолжена и доведена до 1907 года другим человеком - Фазл-беком.

Источники, использованные Санг Мохаммадом, были использованы афганским чиновником Кушкики, который опубликовал в 1924 году исторический обзор Бадахшана.

Версии о гибели ходжей ходят разные. А вот гибель Мир Султан-шаха никак не освещается. Интересно, найдем ли мы сочинение Кушкики и другие источники по теме, чтобы обсудить?

_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 30, 2011 8:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О Бадахшане по "Цин ши гао", гл. 529 (лечжуань 316):
Цитата:
24-й год эры правления Цяньлун, 8 месяц (21 сентября – 21 октября 1759 года). Главари мусульман Болониду (Бурхан ад-Дин) и Хоцзичжань (Ходжа Джахан = Джахангир) были разбиты и бежали в Бадахшан. Полководец Фудэ повел войска и достиг той земли, послал письмо, в котором говорил, что Бурхан ад-Дин и Ходжа Джахан – изменники, и приказывал главарю (местных) Суэртаньша (Мир Султан-шах Аждахар) изловить и передать [их Цинам]. Когда оба разбойника поспешно бежали в селение Сикэнань (?), то они для обмана заявили, что идут в на родину Мокэ (?), а сами беспорядочно грабили. Султан-шах связал Бурхан ад-Дина и атаковал Ходжу Джахана у хребта Аэрхуньчаха (Аргунчах). Ходжа Джахан, не сумев удержаться, бежал к реке Баоцинаэр (?), но был ранен в спину и грудь и попал в плен и был заключен в Чайчжабу (?). Чайчжабу – это место заточения. Султан-шах послал к [Фудэ] человека с деньгами и сообщил, что захвачены оба разбойника. Фудэ приказал привести пленных и выдвинулся к крепости Вахань (Вахан), где разбил лагерь. В это время из Индии прибыло войско, которое хотело похитить брата Ходжи Джахана. Ходжа Джахан тайно сносился с враждебным Бадахшану государством Таэрбасы (Дарваз). Планировал бежать вместе с братом. Султан-шах послал брата Ходжи Джахана в тайное место, оставил 200 человек, чтобы окружить его и убить, а потом отрезал и представил левое ухо убитого. В то же самое время послал свое племя – 100 тысяч дворов – на соседнее племя Болоэр (Болор), где ему покорились 30 тысяч дворов.

25-й год [эры правления под девизом Цяньлун] (1760). Послали в столицу послом Эмуэр-бокэ (Амир-бек), поднесшего в качестве дани саблю, секиру и 8 прекрасных коней.

27-й год [эры правления под девизом Цяньлун] (1762). Снова прислали посла в Цин.

28-й год [эры правления под девизом Цяньлун] (1763). Прислали дань: коней, собак, ружья и сабли. После этого их государство было поглощено Афганистаном.

Глава Бадахшана жил в месте, называемом Вэй-са-ба-тэ (Файзабад), расположенном на реке Какэча-хэ (Кокчай). Река Пяндж от Вахана на Памире входит в [их] границы, огибает северо-восток, сливается на западе с рекой Кокчай и образует в нижнем течении реку Аму-хэ (Амударья). В «Тан шу» говорится, что государство Цэпаньто контролирует хребет Цунлин, который пересекают многочисленные реки. Это и есть земля Бадахшана.


Таким образом, здесь версия о каре Султан-шаху со стороны Ахмад-шаха Дуррани за выдачу головы Ходжи Джахана Цинам вообще обойдена стороной, а версия о разгроме и гибели войск братьев-ходжей сильно отличается как от той версии, которую излагает Санг Мухаммад, так и от той, что изложена в других цинских источниках.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 30, 2011 9:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О княжестве Болор на Памире (оттуда же):
Цитата:
Болор расположен к востоку от Бадахшана, в нем имеются города, обнесенные стенами, населения свыше 30 тысяч дворов, со всех сторон его окружают горы, на северо-западе протекает река.

В 24-м году [эры правления] Цяньлун (1759), поскольку их владения смежны с Бадахшаном, послали в столицу своих послов вместе с их беками и шахами.

В 27-м году [эры правления Цяньлун] (1762) болорский бек Шахушамотэ прислал в качестве дани меч, секиру и другие предметы.

В 29-м году [эры правления Цяньлун] (1764) прислали в качестве дани кинжал. В это время Болор и Бадахшан часто ссорились и воевали. Шахушамотэ просил помощи в Яркенде. Дутун Синьчжу послал указ в Бадахган с требованием покориться, а также отпустить пленных и распустить войска. За это Шахушамотэ послал драгоценный кинжал, чтобы выразить свою благодарность за оказанные милости.

В 34-м году [эры правления Цяньлун] (1769) вновь прислали парные кинжалы с нефритовой рукоятью.

Болорцы составляют одно племя. Строят дома для жилья, которые образуют деревни. Грамоты своей не имеют, язык их отличается от языка всех мусульманских народов, только по одежде напоминают андижанцев. У всех глубокие глаза и высокие носы, густые бороды вокруг рта. Мужчин больше, чем женщин, обычно 4-5 братьев имеют на всех одну жену, рождающихся детей считают последовательно, у кого братьев нет – имеют жену, общую с родственниками и соседями. Земли у них – песок пополам с солью. Поэтому их народ терпит большую нужду. Много шелковицы. Берут плоды шелковицы, сушат на солнце и делают запасы. Пьют молоко горных козлов, из кобыльего молока делают вино. Своих главарей называют «би» (бий). Есть налог людьми, новорожденные дети считаются за половину, [их] продают во все мусульманские города, где они становятся рабами, стоят довольно дорого – за каждого платят 80-90 золотых. Впоследствии тоже были поглощены Афганистаном.


Т.е. в 1764 году Цины вмешались в распрю между Болором и Бадахшаном оказывая дипломатическую поддержку Болору.

А по описанию Бадахшана Болор был покорен Мир Султан-шахом Аждахаром еще в 1759 году, и записей о Бадахшане после 1763 года нет.

Интересно, что там происходило?
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 30, 2011 9:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про Афганистан нужна помощь - не могу определить, что за племена китайцы выделяли в Афганистане:
Цитата:
Делятся на 7 больших племен (видимо, союзов): главное - Кабул, в нем 7 племен; Кандагар, в нем 4 племени; Шэшидань (射士当); Айла (爱拉), в нем 2 племени; Оупо (欧泼), в нем 3 племени; Айчжаэр (爱乍尔); Цзяфэйлишидан (加非利士当), в нем 7 племен.


Кабул и Кандагар - понятно, но что это за племена:
Шэшидань (射士当)
Айла (爱拉)
Оупо (欧泼)
Айчжаэр (爱乍尔)
Цзяфэйлишидан (加非利士当) ? Rolling Eyes
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Июл 30, 2011 11:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
[Афганистан] – Афухань (阿富汗), также пишут Айухань (爱乌罕). На севере граничит с Бухарой, на юге – с Белуджистаном, на востоке с Индией, на западе – с Персией, с запада на восток 2 с лишним тысячи ли. От Бадахшана на юго-запад [тянется] примерно на 700 ли Ли-и-сэ-кэ-ми-ши (历依色克米什), Бань-инь (班因), Ча-ли-кэ-эр (чарикар) – все мусульманские владения, через Иньдоукуши (Гиндукуш) достигает Кабула – их столицы. Гиндукуш – это правый отрог Памирского хребта, извиваясь в западном направлении, образует плато Илань (伊兰). На западе Персия, на востоке – Афганистан. Эта земля – древнее государство Цзибинь (罽宾). [Афганцы] делятся на 7 больших владений: главное – Кабул, в нем 7 племен; Кандагар, в нем 4 племени; Шэшидань (射士当); Айла (爱拉), в нем 2 племени; Оупо (欧泼), в нем 3 племени; Айчжаэр (爱乍尔); Цзяфэйлишидан (加非利士当), в нем 7 племен, на западе граничат с Персией. Там песчаные пустыни, а остальная земля плодородная. Климат – в горах очень холодно, а на равнине, как правило, тепло. Произведения [их земли] – фрукты, хлопок, сахарный тростник, табак. Население постоянное, занимается земледелием, нет кочевников. Производят шерстяные ткани, известные в Западном Крае (Синьцзян). Зарегистрированных дворов налогоплательщиков более чем 5 миллионов, делятся на 24 племени, каждое племя живет в одном районе, все имеют самоуправление. Их старейшины то возвышаются, то становятся слабее, но, в целом, все подчиняются приказам государя.

24-й год [эры правления Цяньлун] (1759). Великое войско призвало к ответу двух разбойников – Ходжу Джахана с его братом, которые хотели по искусственным проходам пройти через Бадахшан в Афганистан. Когда они были в пути, правитель Бадахшана пригласил их к себе и убил. Те из их подданных, которые бежали в Афганистан, рассказали о положении и афганский Ахмад-шах решил двинуть войска. Бадахшанский правитель Султан-шах испугался, подкупил [Ахмад-шаха] полученными от [цинского] императора фонарями и узорчатым шелком. После этого Ахмад-шах распустил войска и послал своего сановника Мир-хана вместе с послом Бадахшана в Китай поднести деньги, а на самом деле желая разведать ситуацию.

27-й год [эры правления Цяньлун] (1762). Поднесли в дань 4 хороших коней, высота коня 7 чи, длина 8 чи. Они были самым западным из мусульманских вассальных владений. В это время афганцы стали независимыми от Персии, их силы очень возросли, они консолидировались. 6 раз они вторгались в Индию, большая часть северной Индии была ими разграблена. Ахмад-шах умер, афганцы схватились за власть, все пришло в хаос на несколько десятилетий.


1 чи = 0,32 м.
1 ли = 576 м.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 12:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сведем воедино ряд данных - если в русской историографии устоялось мнение, что Мир Султан-шах Аждахар был разгромлен и убит афганцами за выдачу китайцам останков Ходжи Джахана, то с датами путаница. Высказанная при публикации "Тарихи Бадахшан" мысль о том, что Мир Султан-шах Аждахар утратил священную хырку только в 1768 году, не позволяет напрямую связать месть за ходжей и поход афганцев за хыркой. К тому же афганцы не тронули Мир Султан-шаха - мулла Санг Мохаммад прямо говорит, что в убийстве бадахшанского правителя виноват каттаганский узбек - Кубад-хан, искавший помощи афганцев в борьбе с бадахшанцами.

По китайским же источникам после гибели ходжей (1759) Мир Султан-шах еще успел победить Болор. Но после этого говорится, что Болор в 1764 году воевал с Бадахшаном и потребовалось вмешательство Цинов для прекращения войны.

Не вяжется воедино и весь процесс вторжения ходжей в Бадахшан с 3000 войском, их пленения и гибели - в разделе "Цин ши гао" про Афганистан сказано, что Мир Султан-шах пригласил их к себе и казнил, в разделе про Бадахшан говорится, что было сражение и Ходжу Джахана пришлось ловить, после чего братья еще и плели интриги, пытаясь призвать помощь из соседних княжеств...

А тут еще неясная роль афганцев в свете возможного похода на Китай... Rolling Eyes
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 12:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Цин ши гао" - это 1927 год. Методика традиционная, материалы аутентичные, но все же это не синхронные документы. Вот синхронный документ из сборника документов "Чжуньгээр пиндин фанлюэ", составленного сразу же после окончания войны в Синьцзяне:

ДОКУМЕНТ № 28
Цитата:
Гэнцзы (23-й день) [10-й луны 24-го года правления Цяньлуна (12 декабря 1759 г.)].

Доклад динбянь юфуцзянцзюня Фудэ о выдаче [правителем] Бадахшана трупа Хоцзичжаня (ходжи Джахана) и отправке [его] в Пекин.

В своем докладе он написал: Я снова отправил посла к бадахшанскому предводителю Сулэданьша чтобы потребовать выдачу изменников Хоцзичжаня и Болониду. В 25-й день 8-й луны (15 октября 1759 г.) батулу шивэй Ээрдэнъэ прислал цзилин шивэя /1а/ Ебучунъэ сообщить. Ходят слухи о том, что бадахшанцы, узнав о намерении соседнего племени забрать двух бунтовщиков (ходжи Джахана и Бурхан ад-Дин-ходжи) убили их. В соответствии с указаниями, в 9-й день 9-й луны (29 октября 1759 г.) [Самудань] встретился с Сулэданьша, вручил [ему] послание и подарки. [Султан-шах] заявил: «После задержания Хоцзичжаня и [его брата], они были доставлены в Чайчжабу 1 (Чахи-аб) и брошены в тюрьму. Но туда подошло племя хуньдусы (кундуз) 2, чтобы увести [ходжей]. Хоцзичжань пытался установить тайную связь с посланцем враждебного нам государства Таэрбасы (Дарбаз), но [этот посланец] задержан нами. В силу этого [мы], собравшись, посоветовались и пришли к единому мнению казнить их [ходжей], чтобы избежать печальных последствий» и т. д.

Ээрдэнъэ заявил [Султан-шаху]: «Коль скоро вы задержали двух бунтовщиков /2а/ почему не выдали [их нам], а казнили, что все это значит? [Вы] должны выдать их головы».

Сулэданьша, ссылаясь на положение Корана, стал спорить, затем сказал: «Мы уже повиновались великому императору, однако [мы] сами не можем отдать [головы ходжей], боюсь что народ не позволит сделать это. [Вам] необходимо сначала послать людей [к месту захоронения ходжей] для убеждения, затем принять решение.

Ээрдэнъэ в тайне послал [к Чахи-аб] маньчжура ювэй Надаци, хорошо знающего двух изменников. Возвратившись Надаци рассказал: «Действительно, видел труп Хоцзичжаня. Могила Болониду [108] находится через одну стену /2б/, но в ней имеются только следы крови, трупа нет». [Ээрдэнъэ] приказал также своему спутнику уйгуру Сулэданьхечжа Муцзапаэру (Султан-ходже Музаффару) тщательно осмотреть [могилу], и он рассказал то же самое. После этого Ээрдэнъэ сам осмотрел труп [ходжи Джахана] и обнаружил [на нем] раны в трех местах от выстрела из винтовки-дробовика, одну на его левой руке, другую сквозную на бедре и одну легкую подмышкой. Спрашивал о трупе Болониду. Как [нам] ответили, Болониду сказал своим приверженцам:

«Все преступления совершил Хан-хэчжаму (Хан-ходжа), после моей смерти не хороните [меня] в одном месте с ним, лучше будет, если перенесете [мою могилу] в Кашгар» и т. д.

Братьев сопровождали около 40 человек, 10 из которых тайком /3а/ убежали. Вероятно, [бежавшие] увезли с собой труп [старшего ходжи]. Пришлось послать людей для поиска [трупа]. В 13-й день (3 ноября 1759 г.) [Ээрданъэ] послал в Чайчжабу своих доверенных людей, чтобы допросить смотрителя кладбища Мэньдо-субэй (Мадда-суфи).

В 19-й день (8 ноября 1759 г.) Сулэданьша заявил: [Мы] допросили охранников [ходжей], действительно [они] не знают, кем украден [труп Бурхан ад-Дин-ходжи]. Если он не убит, а просто наговаривают, то со временем непременно станет известно. Стоит ли Небесной династии огорчаться из-за этого». Затем [Султан-шах], взяв Коран, поклялся [что он говорит правду].

Ээрданъэ также отправил множество уйгуров, ойратов для поиска [трупа старшего ходжи] в разные районы. Все говорят, что [этот ходжа] действительно убит. 21-й день (10 ноября 1759 г.) батулу /3б/ шивэй Удай прислал Мэньдо-субэй и уйгурскую женщину Цзиэргэлэ (Джухар-гул) для допроса. [Они] также говорили, что [старший ходжа] убит.

Мэньдо-субэй рассказал: «В Чайчжабе к двум ходжам в разных местах через 10 дней подошли несколько человек и их поместили в одну комнату, [затем] через три дня вдруг подошли 200 человек и окружили дом, [где помещены ходжи]. После этого несколько десятков человек неожиданно вошли [109] [во двор] и заявили: «Теперь [мы] пришли убить двух [ходжей], затем [они] вытащили нас [из комнаты], через некоторое время [я] вошел в помещение и увидел обоих [ходжей] убитыми. Около 16 сопровождающих [ходжей] убежали, может быть они /4а/ украли труп Болониду» и т.д.

Цзиэргэлэ рассказала: «Когда двух ходжей убивали, я была с женами Молаташи-ахуна (Мулла Ташахану) Элэчжуйту (Эльчатау) и Субэй (Субъай) все три [женщины] прижались друг к другу, не вышли из комнаты. Тут двое, державших сабли, посмотрев друг на друга, тут же принялись за дело. Один [из них] сначала зарубил младшего ходжу, [его голова] чуть не оторвалась от туловища. Старшего ходжу тоже зарубили, но он не был убит сразу. Я с большим трудом удержала слезы. Элэчжуйту ножом свалила одного [из убийц]. Все остальные стали наносить ножевые удары в грудь ходжи, ножевым ударом также убили Элэчжуйту, а нас двоих стали вытаскивать из комнаты. Мы одержимо стали говорить: «Убейте [нас тоже]». /4б/ Жена Молаташи-ахуна, получив несколько ножевых ран, скончалась, я тоже была ударена ножом, но едва осталась жива, словно родилась заново» и т. д.

Сахала-субэй рассказал: «После того, как убили двух ходжей, я похоронил их, но в тот же день меня вызвали оттуда, не знаю, кем, украден [труп Бурхан ад-Дин-ходжи]».

Ээрдэнъэ снова и снова допрашивал [всех], дал голову ходжи [Джахана] на опознание. Ниясы-субэй (Нияз-суфи) со слезами рассказал: «Он [ходжа Джахан] с детства воспитывался у меня, в конечной части указательного пальца имеется шрам от оспы, помню это очень четко».

Исходя из всего этого [Ээрдэнъе] решил вперед отправить голову Хоцзичжаня, а также человека, лично видевшего убийство Болониду /5а/ приказал их отправить [ко мне] в 22-й день (11 ноября 1759 г.) и рассказать [мне] все это.

В 30-й день (18 ноября 1759 г.) сам Ээрдэнъэ прибыл в военный лагерь. Я приказал линдуйдачэням, шивэям, чиновникам, а также бекам Хоцзисы, Моло (Мулле) Гопо-хэчже (Гофур-ходже) и [110] киргизскому хакимбеку осмотреть [голову ходжи Джахана], все сказали: «[Мы] внимательно осмотрели голову, кажется [она] немного изменилась, но облик лица узнаваем. На правой височной области имеется круглая болячка. Волосы на висках, усы на верхней губе и подбородке точно его, голова действительно Хоцзичжаня».

Я заявил прибывшему [бадахшанскому] послу Дуаньбайкэ [Диванбеку?]: «Почему вы не выдали бунтовщиков, а убили [их], не дожидаясь прибытия [нашего] посла, не нашли /5б/ трупа Болониду, к тому же на следующий день после выезда от вас ранее посланного [к вам] Самуданя вы послали гонца сообщить [ему] о том, что Хоцзичжань умер от раны. Теперь говорите, что [ходжа] убит вместе с Болониду. [Ваш] сегодняшний рассказ расходится с прежним, создается впечатление, что [вы] спрятали Болониду, а труп Хоцзичжаня собираетесь выдать [нам] сами».

[Бадахшанский посол] заявил: «Мы все выражаем искренность великому императору, хотим жить спокойно, поэтому задержали двух бунтовщиков. Но соседнее племя пыталось увести [их]. Если отпустили бы [ходжей] в другую страну, то [они] непременно вернулись бы с войсками для отомщения. Прошлый раз, когда были задержаны [ходжи], сообщили, что /6а/ Хоцзичжань умер от раны, после чего были отправлены люди для осмотра и сохранения [трупа]. Вслед за отъездом Самуданя хундусы (кундузцы) численностью 5 тыс. человек пришли забрать обоих [ходжей]. Поэтому было решено убить [ходжей] чтобы обезнадежить их. Однако мы не знали, что трупы бунтовщиков столь важны [для Вас], в силу этого [мы] не организовали сильную охрану, теперь очень жалеем. На этот раз, отправляя [к вам] посла, Сулэданьша с двухтысячной армией отправился в путь, чтобы остановить хундусов. Если Болониду не умер или убежал после освобождения, то разве можно утаить такое дело» и т. д.

Я снова подробно расспросил Мэньдо-субэя и др. уйгуров, которые либо были покровителями либо последователями [ходжей], /6б/ лично видевшими убийство [их]. Получил такой же ответ, как [111] доложил Ээрдэнъэ. Установлено, что жена Сучжукэту (Созук-тау?) Цзиэргэлэ является старшей сестрой киргизского хакимбека, награжденного [нами] павлиньим пером [для головного убора], а жена Сахалэ-субэя является племянницей гуна (князя) Эдуя (Эдея) и старшей сестрой шивэя Абудуэрманя (Абдурахмана). Они служат в [нашей] армии и им было поручено в тайне узнать [судьбу ходжей], также рассказали, что [Бурхан ад Дин-ходжа] действительно убит... /8а/ Покорнейший [я] поручил ганьцинмэнь эрдэн шивэю Гэбиятубатулу Ээрдэнъэ доставить голову Хоцзичжаня в Пекин. Поручил [ему] также доставить в столицу Мэньдо-субэя, лично увидевшего убийство Болониду и Эмуэр-байкэ, посла бадахшанского /8б/ Сулэданьша. Во 2-й день 10-й луны (21 ноября 1759 г.) я с армией собираюсь вернуться в Яркенд».


Чжэнбянь, цз. 81.

Комментарии

1. Чайчжабу (Чахи-аб) — местность на севере современного Афганистана.

2. Хундусы (кундуз) — историческое название одного из племен на Памире.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1680-1700/Kit_ist_Sr_az/41-60/49.htm

В целом, обстоятельства схожи с тем, что изложил Чжао Эрсюнь в "Цин ши гао", но указывается огромная численность войска кундузских узбеков - 5000 воинов, а также говорится, что Мир Султан-шах больше боится не мести за выдачу останков ходжей, а бегства ходжей с последующей инспирацией ими военного похода какого-либо соседнего владения на Бадахшан в отмщение за их обиды.

Кроме того, Мир Султан-шах конкретно говорит, что он боится не постороннего вмешательства за выдачу ходжей, а внутреннего бунта.

Не могу понять, и почему последовавшую после 1768 года гибель Мир Султан-шаха связывают с местью афганцев за выдачу останков Ходжи Джахана? Rolling Eyes
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 12:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кажется, догадался:
Шэшидан (射士当) - Систан / Сеистан (область на юге Афганистана).

Цзяфэйлишидан (加非利士当) - Кафиристан (горная область между Афганистаном и Пакистаном, населенная немусульманским населением, которое было насильственно исламизировано в конце XIX века).

Морфема -шидан (士当) должна передавать "-стан".
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 1:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

По Брокгаузу и Ефрону:

Цитата:
Бадахшан, горная страна между Амударьей и Гиндукушем; в зависимости от Афганистана. Земледелие и садоводство. Обилие железной руды, соли, серы и ляпис-лазури. Жители таджики (чистые иранцы), их около 100 т. Главный город Файзабад.


Немного неверно - там были и кочевники, т.к. в собственно бадахшанском источнике - "Тарихи Бадахшан" - указано деление на кочевников и оседлых. Видимо, они были тюркского происхождения.

На 1870 г. в столице Бадахшана - Файзабаде - было 65000 человек, а вот уже на начало ХХ века - только 9000 (что ближе по времени к изданию словаря Брокгауза и Ефрона).

В любом случае, население Бадахшана, указанное в "Цин ши гао" (100 тыс. дворов = макс. 500 тыс. человек) относится к временам процветания Бадахшана (до нашествия афганцев в конце XIX века).

В принципе, это объясняет, как победа над 800 хутталянскими воинами была объявлена серьезной викторией бадахшанского оружия, 3000 воинов братьев-ходжей устроили большой разгром в Бадахшане, 5000 узбеков из Кундуза могли быть смертельно опасными для Бадахшана в 1750-1760-х годах, а отряды джунгар по 10 тыс. воинов проходили Бадахшан в любом направлении, не встречая серьезного сопротивления.

Нашествие афганцев (втордение в смежный Кундуз началось в 1868 году, а к 1873 году в бадахшанском Файзабаде уже правил афганский наместник) серьезно подорвало экономику Бадахшана и сопровождалось истреблением и изгнанием большого количества мирного населения, что и объясняет запустение Бадахшана после 1870-го года.

P.S. уточнил - Чайчжабу - это Чахаб, известная историческая область на левом берегу Пянджа. Населения там было около 7 тыс. человек в 30 кишлаках, почти все - оседлые (таджики).
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 1:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще уточнение - Сикэнань из "Цин ши гао" - это область Шигнан.

Карту областей афганской части исторического Бадахшана прикрепляю:


Краткая заметка о взаимоотношениях между местными государствами на Памире:
Цитата:
Краткая история Памира

История Памира непосредственно связана с историей развития Центральной Азии и происходивших в них политических и социально-экономических процессов. В то же время, оторванность от более развитых районов Центральной Азии накладывало свой отпечаток на развитие как Восточного, так и Западного Памира. Если Восточная часть Памира находилась преимущественно под влиянием Ферганы и Коканда, то Западная её часть находилась под воздействием политических процессов происходящих как в Центральной Азии, так и в Афганистане, а также империй, существовавших на данных территориях. Западные районы Памира вплоть до 60-80-х годов XIX века были разбиты на отдельные полузависимые полуфеодальные владения. Феодальные владетели постоянно враждовали между собой, и вели междоусобные войны. На территории Западного Памира существовало несколько самостоятельных и полузависимых государств как: Шугнан, Рушан, Вахан, Шахдара, Ишкашим, Горон и другие, среди которых видное положение занимали Шугнан и Вахан. Ханы и Шахи названных владений имели родственные отношения с правителями соседних государств: Кашгара, Бадахшана, Коканда, Читрала, Кундуза и других. В зависимости от внешней и внутренней политической обстановки, каждое из этих ханств то попадало под влияние более сильного соседа, то становилось самостоятельным. На этой почве, ради расширения своих владений, очень часто между Шугнанским и Ваханскими ханствами происходили междоусобные войны. Яблоком раздора между ними являлись Ишкашим, Горон, мелкие владения Шахдара и Гунта. Временно под давлением внешних врагов, в частности Бадахшанских владетелей, местные правители ради сохранения своей самостоятельности, объединялись против этих врагов. Начиная с конца первой половины XIX века, Шугнан и Рушан временами попадали под влияние бадахшанских миров. Ко второй половине XIX века многие мелкие владения потеряли свою независимость, и входили в состав двух более самостоятельных ханств: Шугнанского и Ваханского. Этот период Памира является периодом его попадания в сферу геополитических интересов России и Англии. Многочисленные рекогносцировочные, картографические и научные экспедиции сторон решали вопросы подготовки к освоению данных территорий. Основные военно-политические события связанные с разграничением сфер влияния развернулись с июля 1876 года с приходом русских войск на Памир. В дальнейшем, в разные периоды времени, периодически происходили столкновения между русскими войсками, с одной стороны, и войсками афганского эмира Абдурахман-хана и манчжурских войск, перешедшими на Памир через Кашгар, с другой стороны. Развязка Памирского вопроса произошла в 1895 году. Во избежание непосредственного военного столкновения между собой, Россия и Англия начали переговоры о разграничении территории Памира, в результате которых Памир был разделен по реке Пяндж. К России отошли лежащие на правобережье рек Вахандарьи и Пянджа части небольших памирских владений: Рушан, Шугнан и Вахан. В последующем все происходившие в Российской империи социально-политические процессы оказывали непосредственное влияние на Памир. Изменение политического режима в России, также привело к его изменению на Памире. В октябре 1917 года власть на Памире перешла к солдатским комитетам в частях памирского гарнизона. В ноябре 1918 года в г.Хороге был образован Революционный комитет - первый орган новой Советской власти в Горном Бадахшане. С установлением Советской власти на Памире его территория вплоть до 1923 года входила в состав Ферганской области Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики, как "Памирский район", а с 15 августа 1923 года как "Памирская область". 2 января 1925 года была образована Горно-бадахшанская автономная область, вошедшая в состав Таджикской АССР.

http://badakhshan.hut.ru/pages/pamir_history.html
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Июл 31, 2011 2:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Карта таджикской части Бадахшана:


Крепость Ташкурган (на территории Китая, на Памире, ориентировчно XIV век) в 1909 году:

и сейчас:




Таджики и памирцы в КНР - история и этнография:
http://www.etnograf.ru/node/186
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Авг 01, 2011 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Крепость Ташкурган

Я правильно понял, что с одной стороны крепость защищена дополнительной стеной, примыкающей к основной части укреплений (современное фото)?

Если да, стена и крепость построены одновременно?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 01, 2011 2:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История крепости мне мало известна. Знаю, что ее ориентировочно построили в XIV веке, а в первой половине ХХ века она потеряла свое значение, как военный объект.

Думаю, когда Цины завоевали Кашгарию, то какие-то модернизации были проведены. Например, после подавления восстания Якуб-бека в 1880-х годах многие крепости в Синьцзяне были модернизированы, но не на очень высоком уровне - это отмечали русские наблюдатели, говоря, что Цины не учли возможностей современной артиллерии и не заняли господствующие высоты вспомогательными сооружениями. Но это были излишне - русское вторжение не предвиделось, а у уйгуров артиллерии было не много и она не позволяла эффективно громить даже старые крепости.

Но эти крепости активно применялись еще в 1930-1940-е годы, поэтому стена понизу может быть и первой половины ХХ века.

Жаль, Вы не побывали на той конференции, где я показывал развитие китайской фортификации до середины ХХ века - там были такие образцы!
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Май 25, 2012 5:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Какая-то фигня, ИМХО:
http://manvirsingh.blogspot.com/2009_09_01_archive.html

1897 г. 21 сипай против нескольких тысяч афганцев, 7 часов бой, все погибли, убив 600 (!) афганцев! Последний якобы лично убил в рукопашном бою 20 (!) афганцев!

И пулемет не нужен! И ядерная бомба отдыхает! Twisted Evil
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nslavnitski
модератор, комендант

   

Зарегистрирован: 05.10.2010
Сообщения: 15606
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пт Май 25, 2012 5:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну преувеличили немного, с кем не бывает...
Я так думаю, если один нолик убрать, то цифра погибших афганцев может оказаться близкой к реальной (особенно если сипаи выгодную позицию занимали). А вот осетра с общей численностью, наверное, надо сильнее урезать, одним ноликом тут не ограничиться.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS