Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Мифы и правда о Наваринской битве

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
andy4675
Местный

   

Зарегистрирован: 10.09.2012
Сообщения: 3130
Откуда: Греция

СообщениеДобавлено: Пт Сен 11, 2020 4:15 pm    Заголовок сообщения: Мифы и правда о Наваринской битве Ответить с цитатой

Начнём с жертв сражения. Союзный флот (английский, французский и русский) имел, согласно Кодрингтону, потери 181 человек убитыми и 480 человек раненными (Woodhouse, Christopher Montague (1965) The Battle of Navarino) - причём ни один корабль союзников не был потоплен (хотя несколько кораблей и были сильно повреждены, а некоторые даже приведены в негодность - это были русские корабли Азов, Гангут и Иезекииль):

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Allied casualties were given by Codrington as 181 killed, 480 wounded (including Codrington's youngest son, midshipman H. Codrington, serving on Asia under his father, who was badly injured but made a full recovery).[49] Several Allied ships were severely damaged: the Russian ships Azov, Gangut and Iezekiil were disabled. The three British ships of the line had to be sent back to the United Kingdom for repairs.[50] Despite the rough handling all the ships of the line had endured and the danger from exploding Ottoman vessels, not a single Allied vessel was sunk.

https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Navarino

Или "примерно 650 человек убитыми и ранеными":

https://el.wikipedia.org/wiki/%CE%9D%CE%B1%CF%85%CE%BC%CE%B1%CF%87%CE%AF%CE%B1_%CF%84%CE%BF%CF%85_%CE%9D%CE%B1%CF%85%CE%B1%CF%81%CE%AF%CE%BD%CE%BF%CF%85

Потери - согласно Гусеву (Наваринское сражение, Харвест (Минск), 2002). Конкретно: 73 матроса убитых английских матроса, 2 убитых русских офицера и 57 убитых русских матроса, 41 убитый французский матрос.

О том как шёл бой - Гусев:

Цитата:
В начале построения в боевой порядок ближе всех ко входу в бухту находился французский фрегат «Сирена» под флагом контр-адмирала де Риньи, в районе островов Сфактерия и Продано под ветром стояла его эскадра. За ними шли англичане, совсем рядом следовал Гейден на «Азове» впереди русской колонны. В этот момент Кодрингтон, шедший с частью первой колонны и второй, приказал сигналом с «Азии» французским кораблям войти в кильватер английских кораблей. Для этого российская эскадра должна была пропустить французов. Приказание этого маневра Гейдену привез на шлюпке посланный Кодрингтоном флаг-офицер. В результате выполненных маневров союзная эскадра подошла к входу в залив одной кильватерной колонной, а не двумя, как первоначально предполагалось. Таким образом достигалась большая безопасность союзного флота.
В час дня на адмиральских кораблях подняли национальные флаги. Первым в залив вошел «Дартмут» капитана Фелловса с отрядом вверенных ему судов, затем «Азия» и остальные английские корабли, строй которых замыкал «Альбион». В кильватер с ним следовали «Сирена» и прочие французские корабли. «Перед носом» русской эскадры плыли французский фрегат «Армида» и английский «Толбот».
В половине второго английская эскадра вошла в устье залива. Когда она проходила мимо Наваринской крепости, оттуда был произведен холостой пушечный выстрел. Это означало, что к адмиралу Кодрингтону направился парламентер. Посланный египетским адмиралом Мухарем-беем офицер передал Кодрингтону, что Ибрагим-паша уехал из Наварина в Модон, не оставив никаких приказаний относительно входа союзного флота в залив, а потому командующий турецко-египетским флотом требует повернуть корабли обратно в море. На это Кодрингтон ответил, что он прибыл сюда не получать, а отдавать приказания и что после вероломного нарушения слова, данного Ибрагим-пашой, он истребит весь турецкий флот, если по союзникам будет сделан хотя бы один выстрел. Английские корабли стали входить в бухту и по диспозиции становиться на шпринг . По диспозиции Кодрингтона центр расположения союзной эскадры должны были составлять английские и русские корабли, правый фланг – французские корабли, английские фрегат и два брига, левый фланг – русский, два английских и французский фрегаты, а также английские корвет и бриг.
Достигнув в бухте положенного ему по диспозиции места, корабль «Азия» встал бортом против неприятельского линейного корабля и фрегата, на которых развевались флаги капитан-бея и Мухарем-бея соответственно. Соседний корабль «Генуя» также встал на шпринг против турецкого линейного корабля, а шедший за ним «Альбион» расположился перед двумя 56- и 62-пушечным вражескими фрегатами.
На левом фланге диспозиции союзной эскадры встал шлюп «Толбот» напротив 50-пушечного фрегата, а бриги «Филомель» и «Москито» – между брандерами. Капитан Фелловс со своим фрегатом «Дартмут» расположился между левым флангом турецкого флота, брандером и крепостью; поблизости заняли свои места бриги «Роза» и «Бриск». Французская «Армида» пошла на правый неприятельский фланг, к «Толботу», а бриг «Алсиона» и шхуна «Дафна» встали рядом почти перед самым носом «Азии».
Во время построения кораблей союзной эскадры в боевой порядок, приблизительно в 2 часа дня, капитан Фелловс послал шлюпку с вооруженными людьми во главе с лейтенантом Фицроем для того, чтобы оттеснить находившийся в опасной близости к флангам брандер. С брандера открыли ружейный огонь по шлюпке, убили Фицроя и нескольких английских матросов. С английской шлюпки также начали стрелять, в перестрелку ввязался и фрегат «Дартмут». Под сильным огнем турки из шлюпки бросались в воду. Тем не менее они успели поджечь свой брандер, который позже сцепился с кораблем «Тридент» и вызвал на нем пожар; его, однако, вскоре удалось потушить.
Около половины третьего в этот район подошел флагманский французский фрегат «Сирена», следовавший за «Альбионом» и вставший против 64-пушечного египетского фрегата «Нзин», первого на левом фланге османской линии. За ним вдоль этой линии расположились «Тридент», «Сципион» и «Бреславль». Де Риньи стоял очень близко к «Нзину», так что сумел крикнуть египтянам, что если они не откроют огня, то и по ним стрелять не будут. Но почти сразу с одного из египетских корветов по «Сирене» произвели пушечный выстрел, в результате чего одному матросу оторвало обе ноги. Затем последовал выстрел по французскому фрегату с другого неприятельского фрегата, на что «Сирена» ответила пушечными выстрелами. Вслед за этим все турецкие суда и береговые батареи открыли сильный огонь по союзному флоту. Английские корабли, к этому времени стоявшие на своих местах, на шпрингах, в полной готовности к бою, открыли меткий и плотный ответный огонь. Сражение началось!
В этот момент русская эскадра только входила в Наваринскую бухту. Флагманский корабль «Азов» проходил между батареями Наваринской крепости и батареями острова Сфактерия. По обеим сторонам у входа в бухту горели турецкие брандеры, угрожая русским кораблям. Береговые батареи и три линии правого фланга османской флотилии били по ним. В своем донесении Гейден позже написал об этом эпизоде: «Невзирая на сей сильный огонь, «Азов» продолжал свой путь, не сделав ни одного пушечного выстрела, и стал на якорь на месте, для него назначенном; «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и четыре шедшие за ним фрегата совершили таковое же движение и, осыпаемые ядрами, стали в предписываемую им позицию».
Еще во время прохождения устья бухты наши корабли, поддержанные французским «Бреславлем», дали залп по береговым и крепостным батареям и быстро заставили их замолчать. Тем временем, еще до подхода русской эскадры, корабль «Азия», на котором находился адмирал Кодрингтон, вел бой с кораблем капитан-бея. Находившийся ближе корабль египетского военачальника Мухарем-бея по какой-то причине не принимал участия в перестрелке. Думая, что еще можно избежать кровопролитной схватки, английский адмирал послал к Мухарем-бею второго парламентера с предложением: если тот не вступит в бой, то его не будут трогать. Однако парламентера, грека-лоцмана, постигла участь лейтенанта Фицроя – он был убит прямо у борта египетского корабля, который сразу же открыл огонь по «Азии».
Таким образом, английскому флагманскому кораблю пришлось сражаться уже с двумя неприятельскими, к тому же по нему стали бить турецкие корабли второй и третьей линии. Английский корабль попал в очень трудное положение. У него перебили бизань-мачту (третью от носа), из-за чего перестали стрелять некоторые кормовые пушки. Но в это время подоспел Гейден на «Азове». Под градом картечи и ядер он подошел к месту своего расположения согласно диспозиции, быстро встал на якорь и убрал паруса. Было около 3 часов дня.
Служивший в то время на «Азове» лейтенант Павел Нахимов, впоследствии знаменитый адмирал, герой обороны Севастополя в Крымской войне 1853 – 1856 годов, дал такую картину завязки боя с участием русской эскадры: «В 3 часа мы положили якорь в назначенном месте и повернулись шпрингом вдоль борта неприятельского линейного корабля и двухдечного фрегата под турецким адмиральским флагом, и еще одного фрегата. Открыли огонь с правого борта... «Гангут» в дыму немного оттянул линию, потом заштилил и целым часом опоздал прийти на свое место. В это время мы выдерживали огонь шести судов и именно тех, которых должны были занять наши корабли... Казалось, весь ад разверзся перед нами! Не было места, куда бы не сыпались книпели , ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту , а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы и половины команды».
Из свидетельства Нахимова следует, что в течение целого часа, до прихода остальных русских кораблей, «Азов» находился под огнем шести вражеских судов. Во втором донесении Николаю I от 13 октября 1827 года Гейден сообщает некоторые детали той ситуации: «Корабль же «Азов»... тогда как сам окружен был неприятелем, много помог английскому адмиралу, который сражался с 80-пушечным кораблем, имевшим флаг Мухарем-бея, ибо когда сей последний по причине перебитого у него шпринга повернулся к «Азову» кормою, то 14 орудий немедленно были на сей предмет отделены с левой стороны и действовали около получаса с таким успехом, что разбили ему, так сказать, всю корму, и когда в констапельской и каюте оного сделался пожар и народ употреблял все усилия, чтоб погасить оный, то сильный же картечный огонь с «Азова» уничтожил сие намерение их, чрез что неприятельский корабль вскоре обнялся пламенем и наконец взорван был на воздух».
Так был уничтожен флагманский корабль Мухарем-бея, командующего объединенным турецко-египетским флотом. В донесении Гейдена он назван 80-пушечным кораблем. В то же время в «Списке о турецком и египетском флотах, сколько можно было собрать сведения», составленном 12 октября 1827 года тем же Гейденом, этот корабль значится как 64-пушечный египетский адмиральский фрегат «Адмирал Мухарем-бей». Фрегатами обычно называли трехмачтовые парусные суда с вооружением до 60 пушек на борту. Правда, название «64-пушечный» (или подобного типа) не означало точного числа орудий, их было, как правило, больше.
С другой стороны, в том же донесении Гейдена царю читаем: «Константинопольским флотом командовал Тахир-паша и капитан Бей, а египетским – Мухарем-бей». А в записках русского историографа И.И. Кадьяна, фрагменты которых приводятся В.Д. Доценко в книге «Мифы и легенды российского флота» о вышеприведенном эпизоде говорится следующее: «Когда у корабля капитан-бея «Азия» перебила шпринг, тогда он повернулся к «Азову» кормою», т. е. по существу то же, что и в донесении Гейдена. Более того, выше Кальян пишет: «Корабль «Азия»... лег фертоинг со шпрингами противу кораблей, на коих развевались флаги капитан-бея Тагир-паши и Могорем-бея» . Между тем, согласно «Морскому атласу СССР», т. III, ч. II, Тагир-паша стоял в 1800 метрах северо-западнее «Азии» и не вел с ним перестрелку. Таким образом, против «Азии» сражались корабли командующего объединенным турецким флотом Мухарем-бея и «таинственного» капитан-бея. Рыкачев в своих записках называет его Патрони-беем. Поскольку на этом корабле развевался адмиральский флаг, надо полагать, что этот Патрони носил какой-то адмиральский чин.
Положение «Азова» значительно облегчилось с подходом «Гангута» и остальных наших кораблей. По пути на место диспозиции они точными пушечными выстрелами уничтожили три турецких брандера с их экипажами. Встреча с еще одним брандером могла печально окончиться для французского корабля «Сципион»: он налетел на горящий турецкий брандер, в результате чего пламя перекинулось на корабль, девять человек сгорели заживо. Но команда сумела справиться с пожаром, а огнем с других кораблей брандер был потоплен.
«Гангут» первым встал на якорь и тотчас попал под обстрел сразу трех турецких фрегатов, в том числе «Адмирала Тахир-паши», флагманского фрегата Тагир-паши (в разных источниках Тахир-паша и Таир-паша). Они нанесли русскому кораблю серьезный ущерб, пока не подошел корабль «Иезекииль», который атаковал 54-пушечный турецкий фрегат и корабли второй и третьей линии. По второй линии и остальным двум фрегатам палил «Гангут». По «Адмиралу Тахир-паше» вел огонь и «Азов», на помощь которому подоспел французский «Бреславль». Гейден писал по поводу этого эпизода: «Капитан Ла Бретоньер, командир французского корабля «Бреславля», приняв невыгодную при начале сражения позицию и усмотрев, что корабль «Азов» весьма много претерпевает от неприятеля, сражаясь в одно время против пяти военных судов, и что он сам не приносил неприятелю никакого почти вреда, немедленно обрубил свой канат и занял место между «Азовом» и «Альбионом», чрез что некоторым образом облегчил наше положение».
А. Рыкачев, лейтенант «Гангута», нарисовал такую картину этой фазы боя: «Густой дым с обеих сторон мешал хорошенько видеть действия остальных судов соединенного флота. Французский адмиральский фрегат «Сирена» был сильно побит, зато дравшийся с ним египетский корабль уже горел. Английские корабли «Альбион» и «Генуя» ужасно громили свалившиеся два линейных турецких корабля и двухдечный фрегат. Адмиральский корабль «Азия» помогал им своим правым бортом, а левым действовал против египетского двухдечного фрегата. Наш «Азов» частью своей левой батареи действовал по вышесказанным кораблям и бил еще продольными выстрелами 80-пушечный турецкий корабль, дравшийся с «Альбионом»... В то же время «Азов» не прекращал огонь по фрегату Тагир-паши... Прочие корабли французской линии уже истребили своих противников. Корабль «Бреславль», бросивший прежде в дыму якорь посредине губы , отрубил канат, пришел под корму нашего адмиральского корабля и жестоко бил корветы второй и третьей линии, а своими носовыми пушками действовал также по турецкому кораблю».
Примерно в половине пятого, как указывает Рыкачев, «дравшийся с нами фрегат, закрыв борта, но не спуская флага, погрузился в воду. Вскоре и другой 64-пушечный взлетел на воздух. Громогласное «ура» по всей линии было знаком того, что победа начала явно клониться в нашу сторону... После взрыва нашего ближайшего противника мы продолжали действовать плутонгами по корветам, бывшим во второй линии сзади фрегатов. Суда эти, отрубив канаты, буксировались к берегу, но, не достигнув оного, тонули, а люди спасались вплавь. Около того же времени взлетел на воздух 80-пушечный турецкий корабль, дравшийся с кораблем «Азия». Тогда сражение уже было совершенно выиграно. Кругом все горело. Беспрестанные взрывы оттоманских судов освещали торжествующий флот союзников».
Нахимов замечает: «И я не понимаю, как ни одно судно из соединенного флота не сгорело во время сражения». Но ущерб союзному флоту был нанесен значительный. По донесениям Гейдена, «Азов», «Гангут» и «Иезекииль» много потерпели, и российская эскадра, вместе с английскою, отправилась и прибыла в Мальту для починок. В сем сражении три адмиральских корабля более всех потерпели как в убитых и раненых, так в повреждении корпуса, рангоута и такелажа: английский и французский адмиралы, кроме других многих повреждений, потеряли бизань-мачты; у «Азова» же все мачты столько пробиты, что при фальшивом даже вооружении с трудом можно нести на оных паруса; кроме сего в одном корпусе корабля насчитано 153 пробоины, в том числе 7 подводных».
Это неудивительно, если иметь в виду ту сложнейшую ситуацию, в которой оказался «Азов». Но дрался он замечательно. По словам Гейдена, «он сильным своим огнем потопил два огромных фрегата и корвет, сбил 80-пушечный корабль, который бросило на мель и напоследок был взорван, истребил двухдечный фрегат, на коем главнокомандующий турецким флотом Тагир-паша имел свой флаг и который на другой день сгорел, имев, по признанию самого паши, из 600 человек своей команды до 500 убитых и раненых».
Из этого отрывка следует, что упомянутый 80-пушечный корабль – это тот самый корабль Мухарем-бея, и уничтожен он был совместными действиями «Азии» и «Азова». Далее, фрегат Тагир-паши – это один из трех фрегатов, с которыми сначала вел бой «Гангут» и, возможно, «Иезекииль». Значит, его уничтожение было результатом общих усилий этих кораблей. Сам «Гангут» потопил один турецкий фрегат, а один фрегат зажег и взорвал, как следует из записок Рыкачева. Один турецкий 58-пушечный фрегат, сражавшийся против корабля «Александр Невский», спустил флаг и сдался в плен. Команда его была высажена на берег, а фрегат вскоре затонул. К сожалению, в отечественной литературе почти не встретишь конкретных сведений о результатах действий кораблей английской и французской эскадр.

_________________
Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Всемирная история Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS