В прокат выходит картина Андрея Прошкина «Орда», которая на прошедшем ММКФ получила «Серебряного Георгия» и за лучшую режиссуру, и за лучшую женскую роль. Это живописное полотно, где история сплетается с притчей и сказкой, вызывает целую перспективу мыслей – и о прошлом, и о настоящем.
Русская жизнь под татаро-монгольским игом лишь однажды была изображена в художественном кино – это эпизоды «Нашествие» и «Молчание» из «Андрея Рублёва» Тарковского. Главная вина за беду возложена там на русских князей, предающих свою землю из жажды единоличной власти. Татары в «Рублёве» показаны как грозная чужеродная сила, к которой моральные категории неприменимы, как к природной катастрофе.
Фильм же Андрея Прошкина приводит нас внутрь Орды, в каменные соты их степной столицы, под шатры, где на бесконечном пиру творится её, Орды, мрачная история. Здесь, во время игрищ и плясок, брат убивает брата, чтобы стать властителем царства, и их Великая Мать Тайдула вынуждена благословлять нового владыку. Негодным к работе русским пленникам срезают головы прямо на площади – роковое колесо воинственной жизни нуждается в постоянном орошении. Это не жестокость, а суть, норма бытия, торжество силы, которая упивается сама собой. А лик Великой Матери (Роза Хайруллина), точно высеченный из камня, – это лик Великой Степи, могучей и беспощадной, где торжествовать может лишь такой же могучий и беспощадный воин.
А Русь – в скорби унижения. Мы видим её, когда посланцы Орды прибывают к русскому князю за владыкой Алексием (Максим Суханов). Великая Мать Тайдула ослепла, и вылечить её может только главный русский колдун – им монголы считают нашего митрополита. После роскошных оргий и буйства крови и плоти – тесная церковка, лик Богородицы, старенький Алексий, греющий больные ноги отваром из еловых шишек… Ничего не поделаешь – надо ехать в Орду, иначе враги сожгут Москву. Так начинается духовное и нравственное противостояние двух миров.
Казалось бы, Орда и есть воплощение силы, разве возможна другая? Разве что-то может перебороть этих лихих воинов на откормленных конях, их отточенные сабли, их чаны с жирной бараниной, их высокомерную наглость и бешеную жажду жизни и власти? Весь мир толчётся в этих шатрах: индийские целители и китайские фокусники, захваченные мимоходом итальянские священники и русские невольники. Весь мир страшится Орды, трепещет и преклоняется перед ней.
Но есть другая сила. Когда Орда (не вылечил Алексий Тайдулу) унижает его, раздирает одежды и выгоняет на мытарства, святитель бредёт по городу и встречает тех самых, застрявших в Орде итальянских священников. «Простите, вы из христианской страны?» – бросаются они к нему, как к родному. И укутывают тело одеждой, и дают кусок хлеба. И вот этот кусок хлеба, который один христианин даёт другому, и есть то, чего нет и не может быть в Орде. Этот кусок хлеба и означает другую силу, другой закон, который противостоит Орде и в конечном счёте её победит…
В умном и поэтичном сценарии Юрия Арабова нет навязчивой идеологии. Варвары и их варварское царство по-своему убедительны и даже великолепны. Но их торжество всегда обречено, ибо в круговороте воинственной животной жизни всегда настанет момент, когда змея укусит собственный хвост. Вот и снова удушен властитель, и на его место должен заступить последний сын Тайдулы – юный ханёнок с выбеленным порочным лицом и накрашенными губами (просто «Гибель богов»!). А святитель Алексий, пройдя путём неимоверных страданий, вернётся на Русь с ярлыком на освобождение его церкви от всяких поборов и спася Москву от уничтожения. Ведь Тайдула прозрела – вера всё-таки совершила чудо. Вскоре противостояние Орды и «людей из христианской страны» обернётся победой Руси и разложением монгольского царства…
Все артисты играют отлично. Правда, досадно, что Андрея Панина (хан, один из сыновей Тайдулы) убивают через 7 минут после начала картины. Несколько чрезмерны мучения Алексия в Орде – уж такая грязь, такие лохмотья, такие раны и струпья, что доверие к происходящему слабеет. Да и жаль, что за гримом то и дело пропадают поразительные глаза актёра Суханова – единственного, кажется, нашего артиста, который способен выдержать килограммы грима и оставаться живым и естественным. Но в целом – победа. Несомненно, слабый кинематограф не смог бы произвести фильм такого масштаба.
Андрей Прошкин – сын известного режиссёра Александра Прошкина («Холодное лето пятьдесят третьего», «Русский бунт», «Доктор Живаго»). Можно с изумлением констатировать в данном случае довольно редкое истечение мастерства от отца к сыну. Немалые средства, потраченные на картину, явно на картину и потрачены: нигде и ни в чём не видно мошеннической экономии. Отрадно высок уровень профессиональной компетенции съёмочной группы, и я обратила бы особое внимание на работу композитора Алексея Айги (совершенно преодолевшего собственное интонационное однообразие) и на труд художника по костюмам Натальи Ивановой. Имя Ивановой часто встречалось мне в титрах (она работала на «Жестоком романсе», «Сибирском цирюльнике», «Андерсене»), и я удивляюсь, почему такую выдающуюся мастерицу не привечают СМИ, вечно болтающие о зарубежных брендах и трендах. Иванова проявила недюжинный вкус – выразительность костюмов нигде не превращается в самодовольную театральность.
Историческая Орда исчезла. Но противостояние природного и духовного, языческого и христианского, нравственного и имморального никуда не делось. Не на наших ли глазах сегодня в России тоже пирует, ликует и торжествует «орда» – мир жестокости как нормы, грубой силы как закона жизни? Не попирает ли это безжалостное царство всё, что кажется ему слабым, глупым, ничтожным?
Но и это торжество, будем надеяться, обречено.
_________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пт Сен 21, 2012 1:00 pm Заголовок сообщения:
Бдя, все что скажу по поводу прослушанного рекламного ролика по радио - более редкостной дури снять нельзя даже под наркозом!
Одна фраза: "Вы думаете, я не нападу на вашу страну? Нападу! Нам же надо где-то пасти своих баранов!" отправляет этот фильм на помойку до просмотра.
Вот трейлер - "собрание стереотипов № ...":
http://www.youtube.com/watch?v=KxtX7-GqmCw _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
В следующем году автор снимет фильм Фашистская Германия.
Сцена:
главный герой фильма, Гитлер стоит в углу приёмной Сталина, и водя ножкой мовит
- Вы думаете, я не нападу на вашу страну? Нападу! Нам же надо где-то пасти своих баранов! _________________ Монета, это история отчеканенная в металле.
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вс Сен 23, 2012 6:44 pm Заголовок сообщения:
Что сказать? Сермяга в описании Орды не учитывает ни иконографии, ни археологии, ни описаний - а ведь все было иначе! И прекрасные одежды из очень дорогих тканей (обнаружены в погребениях, изображены на картинах и миниатюрах), и поливные изразцы, которыми были отделаны общественные здания, и роскошные украшения и предметы быта из драгоценных металлов - где все это? Ханша ходит так, как последняя калмычка не ходила в конце XIX в. (когда калмыки были в самом страшном упадке за всю свою историю)! _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 11:00 am Заголовок сообщения:
Посмотрела 40 минут фильма...готично как-то _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 11:11 am Заголовок сообщения:
Ута писал(а):
Посмотрела 40 минут фильма...готично как-то
Не вынесла душа поэта? _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 11:15 am Заголовок сообщения:
Да нет. просто фильм очень тормозил и качество было плохое.
Досмотрю ужо (но потом) _________________ Не спорьте с историей - она всегда права (Больница Преображения. С. Лем)
Грубость ставит вас на одну доску с кем угодно; дистанцию создает только учтивость. (Т. Манн)
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 11:41 am Заголовок сообщения:
Thor писал(а):
Dixi et animam levavi
Уж не в салтыков-щедринском ли духе переводить сие?
Цитата:
Много уж очень свобод у нас развелось. Так что, ежели еще немножечко припустить, так пожалуй, и совсем хлебушка перестанет произрастать. Dixi et animan levavi, или в русском переводе: сказал и стошнило меня. (М. Е. Салтыков-Щедрин, За рубежом.)
NB: Кстати, именно с этим выражением связаны истоки либерастии:
Цитата:
Dixi et animam meam levāvi = Et animam meam levāvi , тж. Dixi et animam meam salvāvi - Я сказал и тем облегчил свою душу.
Источник - Библия, Книга пророка Иезекииля, 33.9:
"Если ты вразумлял нечестивца а он не обратился от пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты освободил (liberasti) душу свою".
_________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 1:12 pm Заголовок сообщения:
Thor писал(а):
Новый шЫдевр!
Мне трейлера и ролика по радио хватило, чтобы составить представление об уровне развития сценариста и режиссера.
Остальное - приложение к этому уровню.
Высказал свое ИМХО. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Пн Сен 24, 2012 2:13 pm Заголовок сообщения:
Мда, и ТОТ сайт (откуда я это скопировал) пытается претендовать на то, что он исторический?
Цитата:
Сам режиссер утверждает, что консультировался с учеными-историками, читал записки путешественников.
По мне так какие-то детали достоверны, какие-то выдуманы. Костюмеры поработали хорошо.
Если монгольские ханы ходили в такой сермяге и жили так убого, то тады ей! _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Сен 25, 2012 11:02 am Заголовок сообщения:
Дурачкам, конечно, и морковка за ананас сойдет, и вшивый тулуп - за роскошь ордынского двора.
А комментарий, что "ужасать разве только благоухая французскими духами можно?" выдает неимоверную глубину безграмотности писавшего - монголы были
а) далеко не дикарями;
б) их культура наложилась на культуру мусульманского Поволжья, мало в чем уступавшего собственно Руси
в) ужас ужасом, но феодальную элиту побежденных надо было и привлечь чем-то - для этого монгольский двор блистал так, как было невозможно предположить скудоумным, которые кроме как "примитивные пастухи" не говорят о монголах. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Зарегистрирован: 13.05.2010 Сообщения: 10272 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Сен 25, 2012 1:43 pm Заголовок сообщения:
С istorya.ru - мнение одного из участников:
Цитата:
Распространненый в русском летописании концепт "злые татарове" отлично репрезентует образ Золотой Орды, представленный Прошкиным. Сразу же возникает недоумение - а почему Орда? Орда, по сути, небольшая и легкая кочевая постройка, легко разбирающаяся и ставящаяся. Золотая Орда - шатер хана. В фильме же "орда" постулируется как дикая кочевая орда, каким-то недоразумением управлявшая некоторыми русскими землями. Орда - искусственное, враждебное государство, существующее вопреки всем историческим законам. Такой негативный образ создавалась в недрах советской историографии, например, Л.В. Черепниным и В.В. Каргаловым, который трактовали политику золотоордынских ханов изолированно и применительно к русским князьям. Очевидно, режиссер вольно или невольно унаследовал этот устаревший стереотипный образ.
В фильме образ татар скорее гротескный. Уже с первых минут - принятия посольства представителей Ватикана - создается впечатление нереальности происходящего. Грязная, маленькая и округлая комнатка, через порог которой, ничтоже сумняшеся, перелезают посланцы папы, в которой сидят грязные кочевники, жующие мясо. Отметим полное отсутствие хоть каких-либо принципов иерархии, обычно присутствующих при пире или принятии послов. Так, братья хана сидят вместе с хатунями, где-то сзади ютятся нукеры, не говоря уже о смешном убийстве Джанибека прямо перед послами. Чуть позже Тинибек сокрушается, что вот-де скоро зима, есть будет нечего и опять будем питаться человечиной. Вроде бы режиссер открывал СМИЗО Тизенгаузена, из которого можно узнать, что в середине XIV века Сарай - богатейший город, базары которого многочисленны, торговые караваны приходят каждый день, развито ремесло и т.д. В фильме же несколько грязных полуразрушенных хижин, и слуги хана собирают навоз. Ха-ха! Видимо режиссер хотел нам доказать, что именно этот сброд завоевал пол-Евразии. Кстати, в фильме полностью отсутствуют хоть какие-нибудь намеки на исламскую культуру, которая должна была уже укорениться среди золотоордынской элиты.
Не меньше гротеска и в образе Москвы. Колоритен вопрос татарских послов, уведивших "московитов" - причем по антропологическому типу - последние - чистейшие азиаты, - а вы московиты? Весьма своеобразна и архитектура города - войлочные юрты кочевников вплотную прилегают к типичным "московитским" домам. Видимо, это и есть знаменитая фоменковая Русь-Орда?
Княз Иван Красный не менее сатиричен - с семкам и с шутками вышел встречать татарского посла, который явился без всякой охраны; упрашивает затем Алексия как заправской гопник - ну че, есть че по чюду. Сам же Алексий крайне флегматичен - ему се равно, над кем совершать чюдо - Тайдула или простой смертный - сколько-нибудь утвердительная по фильму мотвация у него отсутствует.
В целом, фильм представляет собой образчик совершенно незрелищного действия - какие-то рандомные сцены, невнятные диалоги, в-общем, достоин лишь разового просмотра. Хотя название фильма полностью соответствует происходящему в нем.
Я весь фильм не смотрел, но мне и трейлера с рекламой по радио хватило, чтобы понять, что "что-то в этом роде" мы и увидим.
Видимо, чутье не подвело очередной раз. Становится страшно за свои провидческие способности. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах