Убила фраза одного из участников, апологета Гумилева:
Цитата:
Рост культуры по Гумилёву как раз в фазу надлома
Справните эпоху возрождения, когда тоже европейская культура обогатилась "на порядок". Аналогично и у нас - русская культура развивалась взрывообразно, начиная с Жуковского и Пушкина, а в 18 в почти никаких культурных достижений не было
Мол, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре ничего сделано не было - только жалкое подражание.
В свое время, не будучи отягощен знаниями по периоду, также думал, но лет 10 как переменил свое мнение, познакомившись с наследием XVIII в. поближе.
Кто и что создал в России в XVIII в.?
Сразу вспомню из художников:
Д. Левицкий
Ф. Рокотов
М.В. Ломоносов (Полтавская баталия)
Из литераторов:
Д. Фонвизин
В. Тредиаковский
Давайте продолжать...
_________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Тема интересная, спасибо, коллега! Во-первых строках выскажу мысль "общего характера". XVIII столетие - это своего рода время появления "массового" (для того времени, разумеется) образования - с петровского времени создавалась сеть школ, как военных, так и гражданских. Что неизбежно приводило к тому, что культурное развитие становилось не только уделом элиты и церкви, но и дворянства в целом (а также и отдельных разночинцев).
В такой ситуации ощущение падения культурного уровня неизбежно ("быдло всякое" начинает лезть в сферу культуры) - ощущение, главным образом, у тех, кому раньше принадлежала "пальма первенства" или даже "монополия". Плюс к этому - неприятие многими того, что пришло с Западной Европы. Неприятие, к слову, довольно быстро прошло - но в дальнейшем появилось у славянофилов и у многих их "последователей" XX-XXI вв. (сейчас таких тоже немало).
На самом деле, разумеется, все было чуть посложнее - в культурную жизнь входили и элементы, заимствованные с Запада (что началось еще при Алексее Михайловиче), в то же время развивалась и "традиционная" русская культура, и "смешение" этих тенденций способствовало тому, что появлялись и новые направления (а также и формы).
Второй момент. Традиционно считается, что новшества внедрялись, главным образом, в Санкт-Петербурге (что во многом верно), Москва же оставалась центром "допетровской" культуры. Не уверен в верности второго тезиса, но, наверное, доля правды в этом есть.
К этому еще следует добавить и российскую глубинку - вот она как раз оставалась практически полностью традиционной.
Думаю, от этого момента и будет лучше всего отталкиваться в обсуждении - учитывать наличие трех "культурных центров" и выяснять, как развивалась культурная жизнь в них, что было общего, где какие тенденции проявлялись в большей степени.
Петербургский тетр XVIII столетия - краткая хроника (возможно, что-то упустил, если что можно будет добавить).
1736 г. - Первое представление театра Дж. Бона в Зимнем дворце.
1738 г. - Создана Танцевальная школа. Впоследствии Театральная школа; Театральное училище; Хореографическое училище. В числе выпускников — Д. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, Г. Уланова, Л. Якобсон. Ныне — Академия русского балета имени А. Я. Вагановой.
1743 г. - Открыт немецкий театр М. Ниренбаха.
1745 г. - Указ Елизаветы об основании театра в Петергофе.
1746 г. - В «Санкт-Петербургских ведомостях» напечатано первое объявление о частном публичном концерте: «По полудни в 7 часу приезжий бассист в доме генерала Загрянского, подле немецкой комедии, будет петь концерты с музыкою, чего ради желающие его слушать могут приходить в означенный дом с платежом по 1 рублю с персоны».
1747 г. - Представление в Петергофе итальянской оперы «Прибежище мира».
1750 г. - Представление в Петергофе пьесы А. В. Сумарокова «Синав и Трувор».
1751 г. - Открылся немецкий театр П. Гильфердинга.
1754 г. - Русская труппа играла «Гамлета» в переложении Сумарокова.
1755 г. - В Оперном доме у Летнего сада дана премьера первой в России оперы на русском языке — «Цефал и Прокрис» (музыка итальянского композитора Франческо Драйи, либретто А. Сумарокова). Опера, исполненная русскими придворными певцами, имела большой успех.
1756 г. - Указом императрицы Елизаветы Петровны учрежден Русский для представления трагедий и комедий театр. Первый профессиональный театр в России; от него ведет свою историю Александрийский театр (ныне Театр драмы имени А. С. Пушкина).
1757 г. - В Головкинском доме поставлена комедия «Скапиновы обманы» по Мольеру.
1759 г. - Постановка трагедии Вольтера «Заира» в театре Волкова.
1763 г. - Постановка пьесы Вольтера «Альзира» в переводе Фонвизина.
1764 г. - Указ Екатерины II о наборе охтинцев в театральные работники.
1773 г. - Постановка в Малом театре Зимнего дворца комедии Екатерины «О, время!».
1773 г. - 9 июня 1773 г. генерал-полицмейстер Чичерин объявил высочайший указ об учреждении в Петербурге публичного, русского комедиального зрелища, как оное и прежде было, которое и производить на построенном для каруселя месте.
1777 г. - Премьера в Эрмитажном театре оперы Дж. Паизиелло «Нитети».
1779 г. - Указ об учреждении Театрального училища.
1779 г. - Постановка в Китайском театре в Царском Селе оперы «Дмитрий Артаксеркс».
1782 г. - Постановка комедии Фонвизина «Недоросль» в театре на Царицыном лугу.
1782 г. - В театре Карла Книппера на Царицыном лугу (Марсово поле) дана премьера комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В бенефис И. А. Дмитревского ее исполнили актеры придворной труппы; сам бенефициант играл Стародума.
1783 г. - Открытие Театральной школы.
1783 г. - Постановка в театре Книпера и Дмитриевского оперы Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор».
1783 г. - Исполнением оперы Паизиелло «На луне» открылся Большой (Каменный) театр. Дал имя Театральной площади; не раз перестраивался; горел. В Большом театре шли драматические, оперные и балетные спектакли, в их числе — премьеры обеих опер Глинки и «Горя от ума» Грибоедова. Последнее представление здесь дано в 1886 году. Ныне на этом месте стоит здание Консерватории.
1784 г. - Актер и «российских актеров инспектор» И. А. Дмитриевский подал в Комитет по управлению зрелищами и музыкой просьбу, «чтоб повелено было сделать или купить, для сохранения российских театральных книг и нот, новый, со стеклами и внутренним замком, шкаф». Шкаф был изготовлен к началу весны 1784 г. Начало истории существования ныне Театральной библиотеки.
Общее ощущение еще неуклюжей, но уже современной Европе культуры подавляющего большинства городского населения складывается.
Естественно и "провинциальное запаздывание", и общая неразвитость базиса, на который воспринимали достижения европейской культуры.
Но в целом - от культуры для немногих и полного произвола во всех сферах отошли - именно поэтому азиатские народы стали воспринимать Россию как образец порядка и учености. _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
ИМХО, 2 самых важных достижения русской культуры (в первую очередь, являвшейся культурой дворянской и городской) в XVIII в.:
1) женщина изменила свой приниженный ранее статус и стала практически на один уровень с европейскими женщинами
2) у дворян массово появляются личные библиотеки _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
2 самых важных достижения русской культуры (в первую очередь, являвшейся культурой дворянской и городской) в XVIII в.:
1) женщина изменила свой приниженный ранее статус и стала практически на один уровень с европейскими женщинами
2) у дворян массово появляются личные библиотеки
Соглашусь и с первым, и со вторым.
Как и с:
Nie-junmen писал(а):
от культуры для немногих и полного произвола во всех сферах отошли - именно поэтому азиатские народы стали воспринимать Россию как образец порядка и учености.
Боюсь, могут слететься сторонники подхода, который защищает полнейшую автохтонность всех начинаний в России и обвиняют Петра I в том, что он все позарубил и исказил
Была на rtw.kabb.ru такая интересная дискуссия - да вот жаль, пока форум лежит - никак ссылку не дать.
Пытался один такой апологет русской самости доказать, что ничего, по сути, Петр I не сделал - мол, в Европе Академии - это всего лишь кружок приятелей, выпивавших по субботам или воскресеньям и "попутно" дискутировавших на научные темы и т.д. и т.п.
Правда на вопрос, где в допетровской Руси такие кружки, которые не только бы пьянствовали всю неделю напролет, но и обсуждали бы что-либо, что потом отливалось бы в какие-то открытия и достижения - ответом был поток эмоций... _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Боюсь, могут слететься сторонники подхода, который защищает полнейшую автохтонность всех начинаний в России и обвиняют Петра I в том, что он все позарубил и исказил
Слетятся - порубим.
Nie-junmen писал(а):
Пытался один такой апологет русской самости доказать, что ничего, по сути, Петр I не сделал - мол, в Европе Академии - это всего лишь кружок приятелей, выпивавших по субботам или воскресеньям и "попутно" дискутировавших на научные темы и т.д. и т.п.
Хорошо бы еще узнать, откуда он информацию о выпитом взял.
Что-то мне подсказывает, что тут только томик Фрейда может помочь в определении источника.
А вообще да - мнение такое есть, и оно довольно распространенное. С доказательствами, правда, никак.
Вроде, даже книжка есть (я отбрасываю всяких... типа Буровского, Левашова и прочих) на эту тему - небезызвестный В. Мединский тут руку приложил.
Ну и Солоневич, конечно.
А вообще да - мнение такое есть, и оно довольно распространенное. С доказательствами, правда, никак.
Ну, сказать что-либо против опытов Рюйша они могут только в таком духе: "А какой в этом практический смысл?".
Nslavnitski писал(а):
Вроде, даже книжка есть (я отбрасываю всяких... типа Буровского, Левашова и прочих) на эту тему - небезызвестный В. Мединский тут руку приложил.
Как говорят на "Цусимских форумах" в подобном случае:
Каков vessel - таков navy _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Например, мне нравится вот такое выражение г-на Mein Herz:
Mein Herz писал(а):
Цитата:
А что же из себя представляли первые Академии Наук созданные в 1660-м в Англии и в 1666 во Франции? Обычной кружок по интересам, где собирались все эти светилы и обсуждали судьбы цивилизации и проблемы теоретической математики. Во Франции это происходило по воскресеньям.
И ответ участника rutalex (в настоящее время зарегистрирован и на нашем форуме, но под другим ником):
Цитата:
Прелестно. Вот и приведите пример такого московского кружка по интересам. Да хоть по воскресеньям, хоть по субботам.
Вы там Чжан Гэда упрекали выше в том, что конкретики, мол, у него мало. Вот и приведите конкретику. И сравним. Чаще ли во Франции эти энтузиасты собирались, чем в Москве.
И там я выше еще конкретику просил для сравнения - не забудьте.
Складывается впечатление, что существует 2 крайности - по одной, до Петра в России было хуже, чем на Андаманских островах (там хоть снега нет), а по другой - Петр только все испортил, заставив нас отстать от Запада, который мы "крыли, как бык овцу" (с) в угоду своим причудам. В связи с этим доставляет выражение Mein Herz
Цитата:
Промышленный потенциал докольберовской Франции тоже не особо велик был, не говоря о том что в Австрии и Пруссии вплоть до Марии-Терезии и Фридриха II, мануфактурные предприятия можно по пальцам рук пересчитать, а у нас Петру в наследство досталось минимум 20 металлургических предприятий, а кроме них канатные, пороховые, стекольные, бумажные, полотняные, кирпичные и прочие предприятия.
Хуже всего то, что мифы обоих толков старательно тиражируются, причем все более модно становится очернять Петра I путем пересказов всяких сплетен (типа, он своих солдат трахал) в стиле либерастических разоблачений "кровавых коммуняк" _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Складывается впечатление, что существует 2 крайности - по одной, до Петра в России было хуже, чем на Андаманских островах (там хоть снега нет), а по другой - Петр только все испортил, заставив нас отстать от Запада, который мы "крыли, как бык овцу" (с)
Есть такое.
Более того - вторая точка зрения распадается на две "подверсии":
а) до Петра Россия развивалась в самобытном (православном) духе, а Петр, соответственно, разрушил это развитие, и повернул на "путь неверный";
б) При Алексее Михайловиче начался поворот в сторону нормального развития по западному демократическому образу, но Петр это развитие испортил, опять же свернул на "путь неверный" - к "тоталитаризму" и превращению России в "сырьевой придаток".
И то, и другое (как и третье-четвертое-стопиццотое), ИМХО, просто отражение сегодняшних взглядов (точнее даже - "фобий") на "правильный путь" развития страны и оценка прошлого с сегодняшней точки зрения.
Ну и, понятное дело, - нежелание работать с источниками и изучать прошлое.
Nie-junmen писал(а):
все более модно становится очернять Петра I путем пересказов всяких сплетен (типа, он своих солдат трахал) в стиле либерастических разоблачений "кровавых коммуняк"
Это один из вариантов - гомосексуализм нынче стал модной темой.
А что же из себя представляли первые Академии Наук созданные в 1660-м в Англии и в 1666 во Франции? Обычной кружок по интересам, где собирались все эти светилы и обсуждали судьбы цивилизации и проблемы теоретической математики. Во Франции это происходило по воскресеньям.
У меня такой вопрос (ясное дело, риторический) возникает - довольно простая, на мой взгляд, мысль о том, что люди ежедневно (может, не совсем ежедневно) работали самостоятельно и собирались раз в неделю, чтобы обсудить свои идеи, не приходила?
Как и то, что именно так наука и развивалась на заре "индустриального общества"?
Ну да оставим мифы - если реально, то XVIII в. стал "точкой невозврата" - Россия максимально приблизилась к Западу. Но не смогла изжить "азиатчину", т.к. все реформы были направлены на наращивание военной мощи страны с весьма смутными политическими целями и, в целом, с еще более смутными социально-экономическими перспективами.
Метания Петра I (он успел повоевать почти на всех возможных фронтах - против Швеции, Турции, Хивы, Джунгарии, Персии, Крыма) в разные стороны говорят о том, что были силы, которым такое вложение средств было выгодно. Но кто это был?
И в какой момент XVIII в. дворянско-городская культура России прошла свою "точку невозврата", расставшись со старомосковским прошлым, перейдя на западный образ поседневной жизни? _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Ну да оставим мифы - если реально, то XVIII в. стал "точкой невозврата" - Россия максимально приблизилась к Западу. Но не смогла изжить "азиатчину", т.к. все реформы были направлены на наращивание военной мощи страны с весьма смутными политическими целями и, в целом, с еще более смутными социально-экономическими перспективами.
Метания Петра I (он успел повоевать почти на всех возможных фронтах - против Швеции, Турции, Хивы, Джунгарии, Персии, Крыма) в разные стороны говорят о том, что были силы, которым такое вложение средств было выгодно. Но кто это был?
И в какой момент XVIII в. дворянско-городская культура России прошла свою "точку невозврата", расставшись со старомосковским прошлым, перейдя на западный образ поседневной жизни? _________________ Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
И в какой момент XVIII в. дворянско-городская культура России прошла свою "точку невозврата", расставшись со старомосковским прошлым, перейдя на западный образ поседневной жизни?
Я так думаю, что по стране в целом - в царствование Александра II.
Собственно, полностью порвавшим со старомосковским прошлым городом в петровское царствование был только Петербург, и вообще северо-западный регион ("порвавшим", в данном случае - условно, поскольку город, как известно, Петром и был создан).
На большее просто "кадров" (как дворянских, так и торгово-ремесленных) не хватало.
Если, к примеру, вспомнить первые полицейские органы - так они вообще ближе к тем же "старомосковским".
В Москве, насколько я понимаю, еще долгое время сохранялась, скорее, старомосковская городская культура.
Большинство провинциальных городов в XVIII в. даже от Москвы отличались, не то, что от Петербурга (Н.Д. Чечулин об этом писал).
Nie-junmen писал(а):
Метания Петра I (он успел повоевать почти на всех возможных фронтах - против Швеции, Турции, Хивы, Джунгарии, Персии, Крыма) в разные стороны говорят о том, что были силы, которым такое вложение средств было выгодно.
Думаю, что тут все же сказалась фигура самого Петра - он бОльшую часть царствования "решал проблемы по мере их поступления" и действовал, скорее, по обстоятельствам и по обстановке.
Да и метания все же были последовательны - если не считать Прутского похода - но он был направлен, в первую очередь, против Карла XII и для обеспечения рубежей с той стороны (в виде упреждающего удара - из-за опасения нападения с той стороны).
Переход к активным действиям на востоке произошел в то время. когда на северо-западе достаточно прочно закрепились. то есть одну задачу решил, - задумался о другой.
Nie-junmen писал(а):
XVIII в. стал "точкой невозврата" - Россия максимально приблизилась к Западу.
Безусловно, согласен.
Nie-junmen писал(а):
Но не смогла изжить "азиатчину"
В общем есть такое - да и не могло так сразу все измениться.
Nie-junmen писал(а):
все реформы были направлены на наращивание военной мощи страны с весьма смутными политическими целями и, в целом, с еще более смутными социально-экономическими перспективами.
То, что все реформы были направлены на наращивание военной мощи, я все же полагаю упрощенным подходом - развивались и другие области, причем не хуже военных. Просто переход к новому типу вооруженных сил потребовал и определенных дополнительных "мероприятий" (в частности, создания "военпрома" - условно. естественно, рекрутская система потребовала определенного учета) - это все веление времени.
Принципиально, на мой взгляд, то, что все реформы проводились в рамках дворянской и крепостнической структуры - и вот это накладывало немало ограничений.
При этом сказывались и традиционные представления дворянства как сугубо военного сословия.
В том числе и для городов - основой для их развития служили именно "дворянские" кадры, а большинство дворян были военными. Заниматься городской деятельностью дворянство смогло только после того, как получило право выбора службы (во второй половине XVIII в.).
В то же время - при Александре II городская жизнь развивалась уже стараниями "третьего сословия". до него, разумеется, тоже - просто окончательный поворот в эту сторону произошел именно в то царствование.
Такой вот парадокс (в некоторой степени) с точки зрения развития городской жизни и городской кульутуры.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах