Список форумов АВРОРА

АВРОРА

исторический форум
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Библиотека Авроры
Эпоха исмаилитов.
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:12 pm    Заголовок сообщения: Эпоха исмаилитов. Ответить с цитатой

Сейчас, когда 90 процентов от численности мусульман мира составляют сунниты, трудно поверить, что были времена, когда это направление ислама влачило незавидное существование на периферии некогда могущественного халифата: в Испании и Средней Азии. А остальные регионы исламского мира находились во власти шиитов, а, по крайней мере, половина шиитского сектора находилась под контролем исмаилитов. Более того, исмаилиты распространили свою власть на Мекку и Медину, провозгласив своего правителя халифом. Почти два века у мусульман было два лидера: один – в Багдаде, другой – в Каире, а некоторое время еще и третий - в Кордове.

Первый этап исмаилитского движения не предвещал большого успеха.
Все началось с внешне пустякового эпизода, когда шестой шиитский имам Джафар ас-Садик лишил своего сына Исмаила ибн Джафара права наследования высшего религиозного поста. Седьмым имамом в 765 году стал Муса аль-Казим, но признали его не все. На высшую власть в шиитской общине претендовали и другие сыновья Джафара. Исмаил к этому времени уже умер или был убит, но его сын Мухаммад ибн-Исмаил (746-809) сумел сохранить контроль над определенной частью шиитов.

Седьмому (с точки зрения большинства исмаилитов) имаму удалось создать сеть миссионеров («даи», «дайы»), которые позволяли ему отстаивать свои права, даже находясь на полулегальном положении. Агентура Мухаммада ибн Исмаила проникла даже во дворец Гарун аль-Рашида и сумела обратить в свою веру жену халифа - Зубейду. Благодаря информации, регулярно поступавшей из халифского гарема, исмаилитский имам мог благополучно избегать ареста, перебравшись сначала в Куфу, а затем – в Кандагар и Фергану (либо Ахваз в Хузестане).

Восьмой исмаилитский имам Ахмад аль-Вафи, он же – Абдаллах ибн-Мохаммад (795-828) продолжал свою деятельность полулегально, скрываясь от стражников халифа и его наместников сначала в Хузестане, а затем - в сирийском городке Саламийе. Впоследствии Абдаллаха стали называть аль-Акбар, т.е. «старший», чтобы не смешивать его с халифом Абдаллахом аль-Махди. Девятый имам Мухаммад ат-Таки (Ахмед ибн Абдаллах), как и его отец, жил также в Саламийе с 813 по 840 год. Десятый имам Раби Абдалла (Хусейн ибн-Ахмад) жил в 834-881 годах, по-видимому, тоже в Сирии. Однако вся генеалогия исмаилитских имамов, несмотря на ее детальность, вызывает большие сомнения. Каждый из этих лидеров считался «сокрытым» («невидимым») и носил вымышленное имя. Их религиозная и политическая активность была такой же незаметной и не вызывала чрезмерных опасений у багдадских властей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Далеко не все исмаилиты верили в то, что у седьмого имама было реальное потомство и отказывались признавать имамами родню Мухаммада ибн-Исмаила, которого они считали не умершим, а вечным «мессией» (Махди) c промежуточными инкарнациями. Кроме этих группировок, существовала малочисленная ветвь исмаилизма, («истинных исмаилитов»), считавшая седьмым имамом и Махди только покойного Исмаила ибн-Джафара, которому ради такого случая предоставили возможность чудесно спастись.

Обсуждать эти расхождения внутри подпольной секты было довольно трудно, поэтому многое зависело от взглядов конкретных даи, чьи проповеди («дава» - «призыв») влияли на позицию новообращенных. Каждый даи формировал своеобразную епархию, в рамках которой знакомил паству с взглядами верховного имама в соответствии с собственными представлениями, не чуждаясь попыток стать самостоятельным главой исмаилитов.

Последователей имамов из Саламийи их противники стали называть каддахидами, считая их потомками некого даи Абдаллаха ибн-Маймуна аль-Каддаха. Сами же исмаилиты предпочитали этой кличке название «мубаракийа», т.е. «последователи Мубарака», но не Хосни, а Исмаила ибн-Джафара, который получил прозвище «аль-Мубарак» («благословенный»). «Сокрытые» лидеры из Саламийи на первых порах оставались в тени тех, кто признавал единственным имамом Мухаммада ибн-Исмаила.

Иногда исмаилитские неофиты сами ставили в тупик своих учителей неожиданными религиозными инициативами. Таким сюрпризом стал для своего даи бывший погонщик Хамдан ибн аль-Ашаз по прозвищу Кармат («уродливый»). Человек, до этого якобы управлявший только скотом, уже в 881 году развернул успешную исмаилитскую пропаганду в Йемене, куда он отправил даи Ибн Хавшаба (Ибн Хаусхаба) и Ибн аль-Фадла. С 883 года исмаилиты действовали в Йемене практически открыто. Распространению исмаилизма в немалой степени способствовало прекращение династии шиитских имамов, которые потеряли в 874 году сразу двух лидеров, превратившихся в условных «сокрытых» вдохновителей своих последователей.

Успех Хамдана Кармата был замечен Хусайном аль-Ахвази, который назначил в 887 году бывшего погонщика даи Ирана. Важную роль при Хамдане играл его зять Абдан, получивший религиозное образование. Именно Абдану были доверены контакты с руководством в Саламийе. Однако посланник Кармата, приехав в Сирию узнал, что их лидер отнюдь не собирается следовать заветам исключительно покойного Мухаммада ибн-Исмаила и сам хочет возглавить движение в качестве имама и Махди. Когда о претензиях саламийского имама узнал Хамдан Кармат, он тут же прервал связи с сирийским руководством исмаилитов и взялся за формирование самостоятельного исмаилитского движения, названного карматами («аль-карамита»).
http://rikonti-khalsivar.narod.ru/Daftari0.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хамдан не ограничился разрывом с прежним руководством и приступил
к подготовке восстания против багдадского халифа. В районе города Куфы он создал базу («дар си-хиджра»), в которой накапливал силы и оружие для предстоящего выступления. Деньги карматские даи получали за счет специальной подати в размере 1/5 части от доходов («хумс»). Видимо, в момент, когда восстание было почти готово, Абдан был убит, а Хамдан вскоре умер (возможно, с посторонней помощью). Расследовать обстоятельства преступления спустя почти 1100 лет практически невозможно. Характерно, что некоторые исмаилиты считают организатором убийства карматских вождей даи Зикравайха ибн-Михравайха, который в ходе последующих событий отстаивал права имамов из Саламийи.

Политический кризис положил конец схоластическим спорам о правах тех или иных религиозных лидеров. На первое место выдвинулись сторонники открытой вооруженной борьбы со слабеющим халифатом Аббасидов и его вассалами. Решающим стал 899 год, когда исмаилитские даи, явно координируя свои действия, решились на общее восстание, очаги которого возникли в разных концах халифата. Наиболее успешно действовал последователь Хамдана Кармата - Абу Саид аль-Джаннаби, который со своими сторонниками захватил остров Бахрейн и основал там карматское государство просуществовавшее до 1077 года. Успех настолько вскружил голову Абу Саиду, что он готов был провозгласить себя Махди, но был убит собственным рабом в 913 году.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/islam/420/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B

Не менее успешно действовали в Сирии сторонники «сокрытого» имама
Убайдаллаха, которых принято было считать «умеренными». Сирийский даи Зикравайх ибн-Михравайх сумел обратить в свою веру целое бедуинское племя кальб, кочевавшее между Пальмирой и Евфратом и обрушился на ослабленные халифские гарнизоны. В марте 903 года исмаилиты разбили войско под командованием Джифа ибн-Тугджа, посланное правителями Египта Тулунидами, и безуспешно осаждали Дамаск. Через некоторое время, вторая армия Тулунидов смогла пробиться к сирийской столице и разгромила повстанцев. Командовавший исмаилитами сын Зикравайха – Йахья погиб в бою.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 9:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Имам, которому предстояло возглавить это движение, находился в это время в Сирии. Его звали Убайдаллах (Убейдаллах, Абдаллах, Убайдулла) аль-Махди Билла (873-934). Он называл себя сыном имама Хусейна аль-Мастура. Подтвердить или опровергнуть это родство практически невозможно (противники на всякий случай объявили его иудеем), но с победителями не судятся, а затем летописцы новой династии расписали генеалогию основателя государства, начиная с дочери пророка Мухаммада – Фатимы, в честь которой и была названа новая династия.

К восстанию 899 года Убайдаллах отнесся довольно странно. С одной стороны, повстанцы выступили в поддержку «сокрытого» имама, а с другой, сам лидер предпочел в разгар боев в 902 году сбежать в палестинский город Рамлу. Убайдаллах не вернулся в Сирию и после того, как бедуинские отряды выбили войска халифа из Саламийи. Кого именно боялся имам: все еще могущественного халифа или собственных последователей?

Не выступал на первый план и руководитель восстания в Сирии Зикравайх ибн-Михравайх. Ключевой фигурой в движении оказался сын Зикравайха – аль-Хусайн, которому поручили вести переговоры с Убайдаллахом в Рамле. Представителю сирийского даи удалось договориться с имамом о передаче семейству Зикравайха права на управление Сирией. Узнав о гибели брата под Дамаском, аль-Хусайн направился через Хомс и Баальбек к Саламийе. Однако бывшая тайная резиденция имама отказалась впустить посланников Убайдаллаха. В ответ аль-Хусайн в 903 году беспощадно разгромил непокорный город, уничтожив в числе прочего и дом (его иногда называют «дворцом») имама и его семью. Причины ненависти к бывшей резиденции Убайдаллаха находят и в нерешительности лидера, и в карматском влиянии, и в желании сыновей Зикравайха объявить себя Махди.

Исмаилитам удалось захватить часть сирийских городов, но вскоре они потерпели неудачу под стенами Алеппо (Халеба), а затем 29 ноября 903 года были разбиты полководцем халифа Мухаммедом ибн-Сулейманом под Хаматом. Аль-Хусайн был схвачен и казнен в Багдаде 3 февраля 904 года. Вооруженную борьбу против
халифа продолжал третий сын Зикравайха – Али, а его отец в это время руководил восстанием на юге Ирака, где и погиб в декабре 906 (либо в январе 907) года.


Последний раз редактировалось: Макс (Вт Сен 06, 2011 10:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 10:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасаясь от преследований, Убайдаллах в 904 году бежал в столицу Египта – Фустату. В 905 году положение «сокрытого имама» еще более ухудшилось, так как к берегам Нила приблизилась армия багдадского халифа, которая могла в числе прочего устранить претендента на высшую власть в исламском мире. И в это время Убайдаллах узнал об успехах своих единомышленников в землях берберов.

Восстание, словно предвосхищая ситуацию XXI века, началось на территории нынешнего Туниса. Организатором выступления против местной династии Аглабидов был исмаилитский проповедник («даи») уроженец Йемена Абу Абдаллах аль-Хусейн аль-Шии. Судя по результатам, этот миссионер обладал определенным даром убеждения, который позволил ему обратить в свою веру берберское племя кетама («китама», «кутам»), враждовавшее с правящей верхушкой Ифрикийи (Туниса), связанной с племенем тана.

Абу Абдаллах прибыл в землю кетама в 893 году. Убедившись, что проповеди исмаилизма находят отклик у берберов, он посоветовал своему имаму перебраться в Магриб. В 903 году мятежные племена двинулись из Икджана к Кайравану. В 905 году им удалось захватить город Тобна, где расчетливый даи первым делом вернул жителям собранные с них подати, усилив популярность исмаилизма. Узнав о намечавшемся успехе в Африке, имам Убайдаллах покинул Фустату и с попутным караваном отправился на запад. По дороге он отправил к Абу Абдаллаху своего представителя даи Абу-ль-Аббаса, однако тот был схвачен в Кайраване и посажен в тюрьму. Возможно, по этой причине Убайдаллах отправился не в землю кетама, а в эмират Сиджилмасу.

Имам, как и в Сирии, предпочитал руководить восстанием издалека. Но несмотря на все ухищрения, Аглабидам удалось найти место, в котором укрывался лидер исмаилитов. По указке из Кайравана правитель Сиджилмаса Йаса ибн-Мидрар арестовал Убайдаллаха. Ликвидировать конкурента Аглабиды не успели. Узнав об аресте имама, Абу Абдаллах в июне 909 году двинул свою кочевую армию в сторону Сиджилмаса. Высокопоставленный узник был освобожден без боя. Абу Абдаллах сразу же представил Убайдаллаха его последователям в качестве Махди. На этом с конспирацией было покончено.

Под руководством Абу Абдаллаха берберы захватили сначала центр Западного Алжира Тахарт (Тиарет, Тихерт), и, наконец, в 909 году овладели столицей арабской Африки – городом Кайраван (Кайруан). Последний представитель династии Аглабидов Зийадат-Аллах II так и не дождался помощи от багдадского халифа и бежал в Египет. В январе 910 года имам Убайдаллах прибыл в Кайраван, возглавив новое государство в качестве официального мессии («Махди») и халифа («эмира верующих»). Наследником имама был провозглашен его сын Абу-ль-Касим, принявший красноречивое имя аль-Каим («имам воскресения»). Первым делом халиф устранил своего слишком популярного помощника Абу Абдаллаха, которого казнили в 911 году. В 916 году Убайдаллах перенес столицу в приморский город, названный Махдия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 11:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
Сейчас, когда 90 процентов от численности мусульман мира составляют сунниты, трудно поверить, что были времена, когда это направление ислама влачило незавидное существование на периферии некогда могущественного халифата: в Испании и Средней Азии.


Хочу заметить, что вопрос об исмаилизме очень скользок - беседуя с современными исмаилитами с Памира (большая часть памирских народов является исмаилитами), я выяснил, что на Памире исмаилитское течение было использовано для тщательной маскировки зороастризма.

Причем маскировка была проведена довольно механически - например, 5 основных столбов горского дома (чид) имели зороастрийские названия: Ормазд, Ардвахишт, Бахман (?), Хурдад, Мурдад. Стали - Мухаммад (Ормазд), Фотьма (Ардвахишт), Алий (Бахман?), Хурда-Мурдад (Хасан-Хусен).

И т.д.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 11:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот нашел - стопицот лет назад писал, когда с памирцами и зороастрийцами близко общался:
http://avesta.isatr.org/etnograf/Pastukhov001.htm

Цитата:
Памир. Высокие горы, каменные кручи, небольшие рощи в котловинах, чистая вода горных потоков и бездонное небо, в котором плывет Солнце в своей золотой колеснице.

Да, выше этих вершин - только Солнце. Даже горные орлы не всегда способны преодолеть эту каменную преграду и облака стелятся где-то внизу. Суровый край, чистый и сдержаный в своей первобытной красоте.
Горная река

Много ли известно нам о нем? Много ли известно о народах, его населяющих? Об их истории, обычаях, религии? Увы, к сожалению, нет. Среднестатистический русский на вопрос о Горном Бадахшане ответит в лучшем случае: "А, там они все - таджики" А жаль. В этой скалистой твердыне испокон века жили люди, умевшие не только обрабатывать каменистые склоны гор, но и защищать ее, радоваться и любить под бездонным памирским небом.
Горные вершины

Для начала рассказа я хочу хотя бы перечислить т.н. памирские народы, о которых пойдет речь, показать, где живут они. И тогда, быть может, мой рассказ об их простой и бесхитростной жизни окажется более понятным, близким, затронет какую-то струну в сердце читателя...

Итак, памирские народы - группа народов высокогорных долин Западного Памира, входящего в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) Таджикистана, а также Афганского Бадахшана, Пакистана, Северо-Западного Китая; малочисленны в Иране. В Таджикистане в переписи 1989 к одному из Памирских народов отнесли себя только 536 человек, однако родным назвали один из памирских языков 101 тыс. человек. В других странах живут около 75 тыс. человек.
В ботаническом саду

Населяют Памир:

1) ягнобцы (самоназв. ягноби) - живут в среднем течении реки Ягноб и её притока Куль, а также в долине реки Варзоб.

2) язгуламцы (самоназв. згамик) - живут в высокогорной долине реки Язгулём.

3) шугнанцы (самоназв. хугни или хунуни) - живут в Горно-Бадахшанской АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара, на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов.

4) бартангцы (самоназв. бартангидж) - около 2 тыс. человек) - живут в высокогорной долине реки Бартанг, в нижней и средней её части, а в верховьях - в Рошорве (старое написание Орошор) - локальная группа бартангцев - рошорвцы (рожорвидж).

5) ишкашимцы (самоназв. ишкашими) - живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (в основном, в кишлаке Рын) и в северо-восточном Афганистане. Численность около 500 человек.

6) ваханцы (самоназв. хик или вахи) - живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, западном Пакистане, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и др. Численность (в пределах бывшего СССР, перепись 1959) свыше 7 тыс. человек.

7) рынцы

Cool рушанцы (самоназв. рхен или рушни)

9) сарыкольцы - населяют долину Мургаба, а также живут в Китае (в Синьцзяне), в чертах лица сарыкольцев, в отличие от остальных памирцев, может быть заметна некоторая монголоидность.

10) мунджанцы - основная часть мунджанцев проживает в Афганистане в долине реки Мунджан и сопредельных местностях Пакистана.

11) зебакцы - населяют Афганский Бадахшан по левобережью реки Пяндж.

12) хуфцы

13) баджуйцы

14) йидга - живут в Пакистане

15) сангличи - живут в Афганистане в районе перевалов Санглич и Карамуджон.
В Сарихосорском заповеднике
Горное ущелье
Горные вершины
Озеро Пайрон (Гиссарский хребет)
Мост через реку (Варзобское ущелье
Гиссарская крепость

Населяющие Горный Бадахшан памирские народности расселены преимущественно в горных долинах юго-западных районов области, вдоль правых притоков верховьев реки Пяндж.

Стоило бы добавить еще и население Ванчи Болор - Горного или Высокого Ванджа, однако сейчас население Ванча пользуется таджикским языком и свой оригинальный памирский язык, по видимости, утратило.
Народный мастер усто Гафур Халилов

При этом стоит также заметить, что, если шугнанцы и рушанцы могут понимать друг друга (т.е. их языки достаточно близки друг другу), то речь язгуламцев и ишкашимцев непонятна остальным памирцам.

В настоящий момент происходит как, с одной стороны, вытеснение малых языков Памира общим для Таджикистана таджикским вариантом фарси, так и повышением интереса самих памирцев к своим языкам, истории, религии.

Чид (хугни) или чод (рушни)... Таким словом, в отличие от фарсидского "хона", памирцы называют дом. И дом этот, надо сказать, покажется многим из нас специфичным не только по названию.
Маленькие танцовщицы

До сих пор среди горцев Памира сохранилась традиция общественной помощи. Если семья хочет строить новый дом, то объявляется "башшар". Весь кишлак выходит на работу. Мужчины строят, жнщины помогают в отделке, готовят пищу. Как говорят сами памирцы: "У нас нет такого, чтобы дом строили отец и его сыновья. Выходит весь кишлак"
Нацинальная библиотека им. А. Фирдоуси в Душанбе

Для начала расчищают место под дом. Склоны гор в Памире завалены обломками скал, плоскими камнными глыбами. Показательно название одного из ущелий - Хазору Санг (Тысяча камней). Народ разбирает на земле площадку примерно 10*10 м. и начинает возводить дом. Трамбуется почва и из плоских камней (многие из них только что покрывали строительную площадку) начинают возводиться стены, скрепляемые глиной. Глину носят молодые в особых конусообразных корзинах за спиной. Работа идет быстро и вскоре на расчищенной земле возникает коробка дома размером 8*8 м. Это - костяк будущего чида.
Национальное праздничное блюдо

Все внутренние перекрытия, опоры, балки, полы делаются из местной разновидности тополя. У памирских народов есть старый обычай - каждый человек должен в детстве посадить свой тополь. К совершеннолетию, т.е. когда дом новой семье требуется новый, его срубают и используют на балки и брусья. Древесина обрабатывается специфичным мотыгообразным топором - маленький, ручной вариант называется теша, большой, действительно напоминающий более мотыгу, а не инструмент плотника - таш. Однако, несмотря на кажущуюся неудобность пользования таким громоздким и непривычным для нашего взгляда инструментом, местные мастера обтесывают все деревянные детали так, что даже не требуется дополнительная обработка рубанком!
Усто Дж. Мизробов с сыном за работой

И вот поставлены опоры. Их 5. Древняя зороастрийская символика этих столбов повсеместно вытеснена исмаилитской, однако даже многие простые памирцы помнят значение каждого из них. Основных, древнейших столба - 4. Они символизируют 4 первоэлемента - воду, огонь, землю и воздух. Это Ардвисура Анахита (вода), Озар (огонь), Замед (земля), Мехр (ветер). Возможно, названия этих опор имеют еще дозороастрийское происхождение. Пятый столб появился позднее. Он не символизирует ни одну из стихий и относится к внутреннему миру человека, тем самым закрепляя единство микрокосма и макрокосма. Его называли Суруш (послушание). Помимо защитного характера (Суруш защищает дом от дэвов наряду с огнем домашнего очага), он символизирует и одно из самых почитавшихся у зороастрийцев качеств - внутреннюю дисциплину и послушание. В наше время под влиянием ислама столбы поменяли свое название и теперь они - Мухаммад, Фатима, Али, Хасан и Хусен. Каждым из этих столбов отмечен свой угол дома, а Хасан и Хусен, расположенные по обеим сторонам прохода из дализа (веранды) в основную часть дома, соединены между собой бучкауичем - деревянным резным брусом, в орнаменте которого угадывается зашифрованное имя Ормазда (Hirmetht по-шугнански).
Праздник Навруза
Гончар за работой

Оригинально и толкование самого имени Ормазда современными памирцами: "Hir" - Солнце, "Metht" - Луна. Их единение - Ормазд.

Внутри квадрата,образованного стенами, вдоль всех 4 стен примерно на 1 м. поднимается софа, которую делают из трамбованной глины и облицовывают досками. Но, тем не менее, каждый из 5 столбов должен покоиться не на этой искусственной возвышенности, а доходить до материкового грунта. Так дом соединяется с носящей его землей.

В каждом углу дома, на софе происходит какое-то одно действие. И этот порядок закреплен веками. Так, в одном углу спят, в другом - занимаются рукоделием, в третьем - нянчат ребенка. Примечательно, что столб, который теперь называется Фатима, а ранее звался Ардвисура Анахита, стоит в углу, в котором нянчат и воспитывают ребенка.

Крыша плоская. Ее укладывают на 35 стропилах (17 с одной стороны и 18 - с другой). В крыше делается четырехугольное отверстие - чархона. По старой традиции,под ним должен помещаться очаг. Сейчас очаг редко размещается в центре четырехугольного углубления посреди дома. Но окно, тем не менее, не стеклят до сих пор. Красивое оформление некрашеными тополевыми досками имеет вид двух пересекающихся в разных плоскостях квадратов, что, по всей вероятности, имеет уже исмаилитское, а не зороастрийское толкование - четырехугольником можно обозначить написание имени Аллаха, а два пересекающихся четырехугольника, образующих как бы восьмиконечную звезду, являются дважды начертанным именем Творца, которое уже имеет значение сакральной защиты. Через окно проникает в дом естественный свет. Оно же служит простейшими солнечными часами. Дом ориентирован по сторонам света, т.ч. определить который час, можно не сходя со своего места на софе.

Такой дом растет из земли, как и все живое. Он сам живой. Недаром при съемках в Таджикистане или Афганистане кишлаки представляются как-бы огромной горой - так, словно бы из-под земли, вырастают дома. И за такой дом люди готовы биться насмерть. Ведь он рожден, но он и рождает. Он жертва - но он и бог. Он - начало и конец жизни любого памирца. Это не 4 стены, пол и потолок панельной квартиры - это свое, священное и родное. Недаром памирцы говорят: "Хочу строить чид. Неудобно в городской квартире".

Войдем в отделаный дом.
Памятник Абули ибн Сино (г. Душанбе)
Национальная игра - Бузкаши
На снежном плато (Памир)
Мавзолей Ходжа Машхад (Шаартузкий район

Пройдя через веранду-дализ, по краям которой сделана такая же суфа, мы входим в собственно дом: квадратная комната 8*8 м. В центре традиционно - печь. Раньше ставили кицор (очаг типа тандура), теперь кицор сместился ближе к суфе, а в центр заносят металлическую печку, которую на лето выносят из дома.
Внутреннее убранство дома на Памире

В своем углу за своим столбом собираются женщины. Там они судачат о том - о сем, рукодельничают и нянчат детей. У равнинных таджиков это назвали бы "андарун" - женская часть. И вход был бы отдельный, и даже "хавли" - дворик, разделили бы дувалом на "хавли андарун" - "женский (или внутренний) дворик" и "хавли берун" - "мужской (или внешний) дворик".
Внутреннее убранство дома на Памире

Суфа облицована досками. Раньше их не красили. Дерево полировалось тысячами прикосновений, темнело от времени. Теперь краска, доступная раньше лишь очень богатым людям, используется всеми. Небольшая лесенка ведет на суфу шириной примерно 2 м. На суфе - царство женщины. Тут и комод с мелкими вещами, и рабочее место для шитья, и гахвара для маленького ребенка.

Мужчины сидят в другом месте. Там собираются гости, туда проходит мулло, там читают книги или играют в "нев-арташир".

И, что самое интересное, каждая сторона софы имеет свое назначение - одна, самая низкая - напоминает о мире камней, ледников и вод - о неживой природе. Вторая - о растениях. Третья, самая высокая - о животных и человеке. Даже находясь внутри такого дома, невозможно забыть об окружающем тебя мире.

Все определено раз и навсегда. И место в доме, и количество стропил, и резьба на пайванде...

Вы удивитесь, спросите - а как же личная жизнь? Памирцы говорят: "Мы живем так веками. Мы не видим, что происходит в соседнем углу. Его для нас нет". И эта психологическая изоляция сравнима с физической изоляцией комнат в современной квартире. Вся жизнь на виду, все естественно, и никто ничего предосудительного в этом не видит, никт не акцентирует внимания на отдельных деталях. Наверное, потому среди равнинных таджиков и слывут памирцы народом трезвомыслящим, добрым и надежным.

Рядом с домом всегда возникает "инфраструктура" - на горном потоке ставят водяное колесо и кладут огромный каменный жернов. Маленькая мазанка - вот и мельница готова. Приходи с мешком пшеницы, сыпь зерно в отверстие жернова - и выходи с мукой. Этому и учиться толком не надо. А рядом - "холодильник": в потоке укладывают плоские камни так, чтобы получилась камера, открытая только спереди. Вода обткекает ее сверху, снизу и с боков. А в каменном углублении хранятся продукты. Ох, и ледяная же вода в памирскх реках и ручейках, питающихся от вечных ледников Памирских гор!

У дома - небольшой садик-богча. Отсюда и всем известное "бахча". Несколько плодовых деревьев. Это обязательно. Без такого дерева в семье не сыграешь свадьбу! Ах, как цветут абрикосы по весне! Кишлаки залиты розово-пенной волной живых цветов!

Хозяйство - где-то надо поставить и "хара"-осла, и кормильца - вола-"барзагова". И сложить сено на зиму. И зерно, и дрова. Все, как и везде. Только все это построено, пусть и не так трепетно и любовно, как сам дом, но так же традиционно и надежно.

В общем, все как у людей. И дом, и хозяйство, и рождение, и смерть.


Сильно не западайте - работал с информантами, не являясь профессиональным иранистом. Но, ИМХО, показательно и интересно.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 5:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Хочу заметить, что вопрос об исмаилизме очень скользок - беседуя с современными исмаилитами с Памира (большая часть памирских народов является исмаилитами), я выяснил, что на Памире исмаилитское течение было использовано для тщательной маскировки зороастризма.

В X веке некоторые персы-исмаилиты (карматы) даже позволяли себе заявлять об упразднении ислама. Однако вся информация о раннем исмаилизме нуждается в тщательной проверке. Во-первых, чаще всего источниками по этому вопросу служат сведения суннитских авторов, которые охотно принимали на веру любой компромат о "еретиках". Во-вторых, исмаилитские авторы (у меня есть ссылка на Фархада Дафтари) склонны осуждать своих же братьев-единоверцев, если они принадлежали к чужому направлению (низариты, мусталиты, карматы и т.д.). В-третьих, чрезмерная демонизация иноверцев, возникшая в средневековых источниках, проникла и в современные публикации (особенно, об "ассасинах"). В Лондоне и Индии есть исмаилитские иследовательские центры, которые подбрасывают свои материалы. Попалась недавно ссылка на материалы социологического опроса по поводу взаимоотношений между суннитами и исмаилитами в современном Таджикистане, которые свидетельствуют, что вопрос и сейчас "скользкий".
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2011 6:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
В Лондоне и Индии есть исмаилитские иследовательские центры, которые подбрасывают свои материалы.


Ну, лидер исмаилитов Ага-хан и по сей день в Индии живет. И даже выплачивал (не знаю, как сейчас) одно время большие субсидии памирцам.

И погромы в Душанбе были по теме сунниты vs. исмаилиты в 1990-е.
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 6:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Исмаилитское движение не остановилось на достигнутом в 909 году. Победоносная берберская армия двигалась вдоль африканского побережья, не встречая серьезного сопротивления. Вместе с африканским побережьем в руки Фатимидов перешел флот Аглабидов, с помощью которого в 911 году новые правители совершили первый поход на Сицилию. В 912 году фатимидские корабли стояли уже на рейде Триполи.

Но имамы не собирались замыкаться в границах Ифрикийи. В 914 году войска под командованием аль-Каима вторглись в Египет и даже захватили Александрию, но удержать захваченное не смогли. Полководец багдадского халифа Мунис разбил исмаилитские отряды, которые едва успели отступить в Магриб. В 919 году армия и флот Фатимидов вновь захватили Александрию. На западе признали власть Убайдаллаха правители нынешнего Марокко – Идрисиды. Новый халифат в той или иной мере подчинил местных магрибских правителей.
http://wartime.narod.ru/fatim.html/

При всех успехах имам Убайдаллах так и не добился от исламского мира полного признания доктрины исмаилизма. Новоявленный халиф отличался деспотичным нравом, наживая врагов не только среди иноверцев, но и недавних союзников. В результате такой политики еще в 922 году против Фатимидов выступили берберские племена зената, хаввара и кутама. Восстание возглавил кутамитский шейх Абу Йазид Махлад ибн-Каддад. В голодные 928-929 годы недовольство политикой Фатимидов только усилилось.

Воцаривщийся в 934 году аль-Каим получил в наследство от отца нереализованный план покорения Египта и постоянные восстания берберских племен. В 935 году халиф решил использовать начавшееся в Египте восстание берберских отрядов, боровшихся против династии Ихшидидов. Исмаилитское войско в третий раз захватило Александрию и в третий раз было разбито правителями Египта.

Неудачи на востоке обернулись обострением обстановки в Магрибе. В 943 году вспыхнуло очередное восстание берберских племен во главе с Абу Йазидом. Уже было не до грандиозных завоевательных планов. Финал правления аль-Каима едва не совпал с падением халифата.

В 946 году положение Фатимидов стало критическим. Берберы во главе с Абу Йазидом обрушились на главные центры исмаилитского халифата. Была захвачена старая столица Ифрикийи – Кайраван, а вскоре – и Махдия. Казалось, что новый халиф аль-Мансур (914-953, годы правления 946-953) не устоит перед натиском берберов. Но очевидный успех Абу Йазида оказался началом его конца.

Жители приморских городов поддержали халифа в борьбе с берберскими набегами. Уже в 947 году повстанцы были разбиты. Характерно, что после подавления берберских восстаний аль-Мансур не вернулся в Махдию, а в 948 году построил новую столицу – Мансурию. Однако упорная борьба за власть истощила не только казну, но и самого халифа Мансура, который умер в 953 году.
_________________
"По земле текла кровь. Бог занимался текущими делами."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 6:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Усиление Фатимидского халифата сопровождалось активизацией восточного крыла исмаилитского движения – карматов. Их лидером стал Абу Тахир, младший брат (или сын) покойного правителя Бахрейна Абу Саида. Начиная с 915 года его всадники непрерывно терроризировали южные районы Ирака. В 920 году Абу Тахир по совету халифа Убайдаллаха совершил набег на Басру. В 923 году карматы даже на короткое время захватили Басру. Через год отряд исмаилитов вырезал крупный караван паломников. Пленных освободили в обмен на обещание передать под власть карматов Басру и Ахваз. Не получив обещанное, карматы в 925 году вырезали караван с паломниками у самых ворот Куфы. В 927 году карматы разбили армию багдадского халифа во главе с Саджидом Юсуфом, который сам попал в плен. Это событие настолько встревожило халифа Муктадира, что он вынужден был обратиться за помощью к опальному военачальнику Мунису. Но даже лучший из полководцев халифата оказался бессильным перед вездесущими карматами.

Главный удар карматы нанесли в самом сердце ислама – в Мекке. В 930 году Абу Тахир во главе отряда из 600 всадников и 900 пеших воинов захватил главную мусульманскую святыню – камень Каабы. Старые арабские хроники подробно описывали святотатства, совершенные исмаилитами в Мекке. В частности, рассказывали о десятках тел, утопленных в священном колодце Замзам, о том, что Черный камень был распилен на 2 части и выставлен у отхожих мест в карматской столице - Лахсе.
http://www.runivers.ru/doc/isl/element.php?ELEMENT_ID=83408&SECTION_ID=5558&IBLOCK_ID=50

Вернуть камень Каабы в Мекку удалось только в 951 году. Согласно одной из версий на эту уступку карматы пошли под давлением исмаилитского халифа аль-Мансура. Но сами исмаилиты не склонны подчеркивать роль своего имама в набеге на Мекку и предпочитают говорить о выкупе, уплаченном за реликвию карматским вождям.

Длительная борьба с багдадским халифом и мусульманскими паломниками не могла не сказаться на отношении Абу Тахира к исламу в целом. В 931 году вождь карматов неожиданно объявил своим преемником и Махди некого молодого перса (возможно, зороастрийца). Новый правитель Бахрейна объявил об отмене шариата
и исламских богослужений. Недовольных новоявленный «мессия» беспощадно казнил. Чтобы предотвратить полную дискредитацию карматской доктрины, Абу Тахир вынужден был казнить своего преемника.
http://bookz.ru/authors/gustav-grunebaum/klassi4e_329/page-10-klassi4e_329.html

Не менее бурно развивались события в Йемене, где после успешного покорения Саны в 911 году началась усобица между основателями местной исмаилитской общины ибн-Хавшабом и Аль Фадлом. Кроме традиционных районов, исмаилитские проповедники с переменным успехом распространяли свою веру в Азербайджане и Средней Азии. В Бухаре даи ан-Насафи даже удалось обратить в исмаилизм местного эмира Насра ибн-Ахмада, однако уже в 943 году этот правитель был свергнут, а вслед за ним казнили и его духовных наставников.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пока багдадские халифы с трудом отбивались от карматов, нарастала мощь их коллег из Мансурии. В 953 году там пришел к власти халиф Муизз, не только восстановивший мощь Фатимидов, но и возобновивший прежние завоевания.

Первым делом он восстановил контроль над западными районами Магриба. Полузависимые эмиры на территории нынешних Марокко и Алжира признали верховенство исмаилитских халифов. Неподвластной Фатимидам осталась только Сеута, захваченная правителями Кордовы. В 955 году халиф Муизз предпринял попытку завоевания Испании. Фатимидскому флоту удалось разорить Альмерию, но вскоре эскадра кордовского халифа совершила ответный набег на африканский берег. Таким образом, война между Мансурией и Кордовой закончилась вничью.

Неожиданный подарок халиф исмаилитов получил там, где его меньше всего можно было ожидать. В 958 году под руководством даи Систана в Мултане на территории нынешнего Пакистана было образовано исмаилитское княжество, признавшее сюзеренитет Фатимидов. Власть исмаилитов в Мултане продержалась до 1005 года и была свергнута армией Махмуда Газневи.

Но главной целью Фатимидов оставался Египет. Плацдарм на границе
Азии и Африки открывал путь к дальнейшему распространению исмаилизма на восток. Как и во времена пророка Мухаммеда, Муизз пытался действовать опираясь и на военную силу, и на религиозную проповедь. Он неоднократно уговаривал правителей Египта Ихшидидов признать власть Мансурии, используя для этого даже стихотворные послания, но литературный талант халифа не оценили. Муизз не спешил, но когда при египетском дворе началась кровавая борьба за власть, оставалось лишь подобрать валявшиеся на земле бразды правления.

Весной 969 года (стотысячное?) фатимидское войско при поддержке большого флота под командованием бывшего раба (христианина-сицилийца или славянина) Джаухара вторглось в Египет. Официально было объявлено, что чужеземная армия пришла освободить долину Нила от тирании Ихшидидов. За считаные месяцы Джаухар разгромил египетскую армию под Гизой и 7 июля занял столицу Ихшидидов – Фустат.

Фатимидский полководец не стал обустраивать брошенные дворцы. Победитель первым делом взялся за постройку новой столицы, сначала названнной Мансурия, а затем – Каир («аль-Кахира», т.е. «побеждающая» или «крепость»).
http://anhar.ru/library/cairo/part07.htm
Сам халиф Муизз переехал в новую резиденцию в июне 973 года, но уже со всем двором и гробами предков. Наместником Ифрикийи и Магриба был назначен Булуггин.


Последний раз редактировалось: Макс (Чт Сен 15, 2011 6:40 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 6:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
(стотысячное?) фатимидское войско


Отжиг. Напалмом.

Макс писал(а):
(христианина-сицилийца или славянина)


Забавный разброс. Что говорит за славянское происхождение?
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Макс
Местный

   

Зарегистрирован: 05.02.2011
Сообщения: 1115
Откуда: Шфела

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 6:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nie-junmen писал(а):
Отжиг. Напалмом.

Так страшнее. Пришло "сто тысяч" берберов, и все разбежались.
Цитата:
Забавный разброс. Что говорит за славянское происхождение?

Совпадение только в одном: Джаухар был рабом на Сицилии. А этническое происхождение под вопросом. Считается, что у Фатимидов телохранителями служили славяне (видимо, с Балкан?).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Nie-junmen
Динши-ван модератор

   

Зарегистрирован: 13.05.2010
Сообщения: 10272
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2011 10:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Макс писал(а):
Считается, что у Фатимидов телохранителями служили славяне (видимо, с Балкан?).


Дело в том, что много славян с византийских времен осело в Сирии. После завоевания Сирии арабами они исламизировались и т.д.

Макс писал(а):
Так страшнее. Пришло "сто тысяч" берберов, и все разбежались.


Кушали, как я понимаю, друг друга? Wink
_________________
Моральный дух моих войск невероятно высок - природная стойкость аньхуйского крестьянина + 70-градусная гаоляновка + огненная корейская кимчхи - что еще надо для победы? Разве что патронов побольше - и бежал бы Ямагата впереди собственных панталон!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов АВРОРА -> Мир ислама Часовой пояс: GMT + 4
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Submitter.ru - Регистрация в поисковых системах! МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Goon Каталог сайтов MetaBot.ru - Мощнейшая российская мета-поисковая система! Refo.ru - русские сайты


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group
subRed style by ktauber
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS