Русский Архив, 1878 год (статья написана в 1859 году):
Цитата:
Православная церковь обрѣла въ послѣдніе годы ощутительныя преимущества отъ политическихъ преобразованій Турции. Вмѣсто тѣхъ преслѣдованій, коимъ она была подвержена подъ управленіемъ старинныхъ пашей, она находитъ нынѣ покровительство и правосу діе у намѣстниковъ Порты; насильственные наборы, народныя гоне нія прекратились; духовенство вполнѣ пользуется, можно сказать,
тѣми льготами, какія ему были искони дарованы мусульманскими завоевателями, Арабами или Турками и которыя, въ эпоху раздроб ленія власти и Феодальнаго безчинства империи , когда каждый вас безнаказанно выходилъ изъ предѣловъ законной зависимо .
сти, оставались только мертвою буквою въ Фирманахъ султан скихъ. Самый Фанатизмъ мусульманскаго народонаселенія значи тельно смягчился послѣ памятнаго періода Египетскаго правленія ; а
за тѣмъ политическiя ошибки намѣстниковъ Порты и всего чаще ихъ слабость допускаютъ или даже побуждаютъ, отъ времени до времени, Фанатическіе порывы мусульманской черни противу христіанъ , то нельзя однакоя е не замѣтить утѣшительнаго для че
ловѣчества успѣха вѣротерпимости , которая въ наше время вошла въ систему внутренней политики Турции *) . Если бы правительство Оттоманское не слабѣло и не чахло съ каждымъ днем , все болѣе и
болѣе, то эта вѣротерпимость скоро проникла бы въ самыя понятія и въ чувства народныхъ массъ. Главнѣйшая и роковая препона къ упроченію домогательствъ Порты есть порочное образование мусуль манскихь судилищъ и безнравственность мѣстныхъ властей, кото рыя чѣмъ болѣе удаляются отъ центральной власти, тѣмъ скорђе стремятся возвратиться къ стариннымъ своимъ навыкамъ. Отсюда проистекаетъ постоянное вмѣшательство Европейскихъ правительствъ въ Турецкія внутреннiя дѣла. Бдительный надзоръ агентовъ вели кихъ державъ и ихъ ходатайство у пашей въ пользу христианскаго народонаселенія часто служатъединственною надежною порукою къ достиженію желаемаго самою Портою искорененія тѣхъ золь ,
тяготѣотъ надъ народонаселеніемъ областей. Но въ тоже время над зоръ иностранныхъ агентовъ сопряженъ съ важными политическими неудобствами, и дальнѣйтрія послѣдствія онаго нерѣдко клонятся къ внутреннему моральному вреду самихъ христианскихъ племень.
Сирія, по политическому своему устройству, по географическому положенію и по разнородности своихъ племенъ, болѣе чѣмъ всякая другая область Турецкой империи, претерпѣла отъ анархіи и отъ Феодальныхъ неистовствъ прежней эпохи; но потому самому она способнѣе созрѣть къ развитію новыхъ правилъ и началъ, заимство ванныхъ Портою у Европы. Кратковременная и бурная эпоха Еги петскаго правления подтверждаетъ замѣчаніе это, основанное на тщательномъ историческомъ изслѣдованіи судебъ Сирійскихъ народо населеній со времени покоренія ихъ Оттоманской империи: ибо ны нѣшнія дѣйствія правительственной власти въ Сирій, въ сравненій съ вліяніемъ Порты на эту далекую область въ эпоху прежнихъ
пашей, очевидно доказываютъ, что теперь только, по истеченіи по чти трехъ вѣковъ послѣ завоеванiя и среди кризисовъ, ознаменовав шихъ послѣднее пятидесятилѣтie Оттоманской имперій, имперія эта довершаетъ долгой и тяжкій подвигъ покоренія Сиріи и подчиненія анархическихъ элементовъ этого края правительственному единству .
Эти соображенія не чужды предмета нашего: въ обществѣ во сточномъ политическое устройство края, столько же какъ въ Ев ропѣ, если не болѣе, имѣетъ вліяніе на судьбы церкви . Судьбы православной церкви въ Сирии были неразлучно связаны доселѣ состепенью политическаго вліянія Константинополя на эту область . Въ блестящій вѣкъ Өеодосіевъ и Юстиніановъ православие
процвѣтало въ Сирій, и ереси , которыя успѣли еще въ первые вѣка христианства вкорениться въ томъ краѣ, были опрокинуты за Ев Фратъ или въ пустыню. Потомъ, со времени Ираклія, когда поли тическiя судьбы Сиріи разлучились отъ судебъ восточной столицы и до самой эпохи завоеванія этой области Селимомъ, православie постепенно ослабѣвало въ неравной борьбѣ то съ мусульманскимъ потокомъ, то съ ураганами крестовыхъ походовъ. Въ этотъ тяжкій тысячелѣтній періодъ церковь Сирійская лишилась своей паствы, за исключеніемъ небольшаго числа вѣрныхъ. Между тѣмъ какъ пре столы Антіохійскій и Іерусалимскій не находили никакой опоры во вселенскомъ престолѣ, отъ коего ихъ разлучали политическiя бури Востока, и были предоставлены необразованному, убогому и робкому Арабскому духовенству, Римская церковь, лишившись на Флорен тинскомъ соборѣ всякой надеясды подчинить Греческое православie своему верховному и политическому владычеству, устремила вновь свои взоры на Сирію , уже не съ оружіемъ крестовымъ противу не вѣрныхъ, но съ прозелитическими попытками противу другихъ хри-
стіанскихъ церквей. Въ это время успѣла она окончательно соеди нить съ Западомъ Маронитскую церковь и положить начало обра щенія Сиріянъ и Несторiанъ . Судя по тогдашнему состоянию Сирій ,
утвердительно можно сказать , что завоеваніе этой области Оттома нами въ началѣ XVI вѣка спасло въ ней православіе отъ конечного разрушенія. Присоединеніе Сиріи къ Оттоманской империи возобно вило политическiя узы, коими издревле связывались восточные пре столы , и вскорѣ за тѣмъ Греческое духовенство заняло Антіохій скiй и Іерусалимскій престолы, чѣмъ и оградило ихъ ( гораздо проч нѣе чѣмъ могло то сдѣлать слабое Арабское духовенство) противу
нападеній западныхъ миссионеровъ. Впрочемъ Римъ успѣлъ уже за благовременно стать твердою стопою въ Сиріи и съ высотъ Ливана изливать свою проповідь по всему Востоку. Если съ одной стороны православie нашло себѣ въ Сирій новыя силы въ союзѣ съ Константинополемъ, за то и католичество обрѣло новыя
средства дѣятельности въ дипломатическихъ связяхъ Франціи съ Портою и въ правѣ, предоставленномъ договорами Французскому королю: быть заступникомъ и ходатаемъ западнаго духовенства въ Турции. При сихъ новыхъ элементахъ крѣпости и силы , почерпну тыхъ обоими вліяніями въ политическихъ переворотахъ Сирій, борьба между православіемъ и латинствомъ становилась упорнѣе. Первое искало защиты у султановъ, то прямо, то черезъ Русское вліяніе,
весьма прикровенное и скромное ( ибо оно не основывалось на дого ворахъ) , а второе прибѣгало къ мощному и скріпленному дого ворами заступничеству Францій.
Если въ концѣ XVII вѣка Латинское духовенство , при содѣйствій Французскаго посольства, отнимало святыни Палестинскія у Грековъ,
если затѣмъ, въ началѣ слѣдующаго столѣтія, унія вторглась въ православную церковь Сиріи хитрыми дѣйствіями іезуитовъ: то пра вославие , тогда же, съ своей стороны дѣлалось не менѣе осторож нымъ въ сношеніяхъ съ западными законоучителями, принимало дѣятельныя мѣры къ отстраненію прозелитизма и въ послѣдствіи, при возрастающемъ вліяніи князей Дунайскихъ, вновь вступило торже ственно въ завѣтное наслѣдіе святынь Іерусалимскихь.
Вся вторая половина прошедшаго столѣтія проведена Сиріею въ хаотическомъ обуреваній. Законное вліяніе Порты на эту область было потрясено до основанія . Успѣхи оружия нашего за Дунаемъ
отозвались здѣсь роковыми потрясеніями султанской власти , а появ леніе Чесменскаго Флота у береговъ Сирійскихъ, при волненіяхъ пустыни отъ Фанатизма Абдулъ-Вехаба, при смѣлыхъ предприятіяхъ Дагеръ-эль-Омара, при вторженіяхъ Мамлуковъ Египетскихъ, при междоусобіяхъ племенъ Сирійскихъ, едва-ли не довершило оттор женіе Сиріи отъ Оттоманской империи . Этимъ же временемъ унія преуспѣвала въ Сирій при дѣятельномъ содѣйстві Римскаго двора. Походъ Французовъ и тиранство Джеззаровъ возъимѣли счастливыя для Порты послѣдствія относительно вліянія ея на Сирійскія пле мена и, не смотря на безпутное управленіе Абдаллаха и на потря сеніе , произведенное по всей империи возстаніемъ Грековъ, не смотря на гоненія , коимъ подверглась тогда церковь, первая четверть теку щаго вѣка ознаменована успѣхомъ для православной церкви въ Си рій. Предъ самою эпохою возстанія Греціи, православное духовен ство Антіохійскаго престола, при вліяніи Константинопольскаго па тріарха и Фанаріотовъ, едва не успѣло окончательно восторжество вать надъ уніею и отняло отъ нея храмы, коими она завладѣла
въ эпоху анархіи . Если успѣхъ не былъ рѣшительнымъ, вѣрнѣе можно приписать это ошибкамъ Грековъ, которые переступили за грань благоразумной умѣренности, чѣмъ недостатку средствъ и силь.
Затѣмъ однако наступила критическая для православія эпоха съ Египетскимъ владычествомъ въ Сирій . Правда , что и духовенство и
народъ православный единодушно благословляють эпоху Египетскую,
ознаменованную равною терпимостію всѣхъ христианскихъ исповѣ даній и доставившую всѣмъ церквамъ Сирійскимъ великiя преиму щества; но если мы вникнемъ въ нынѣшнее состояніе православ ной церкви въ Сиріи и въ причины ея разслабленія , то вполнѣ убѣ димся въ томъ, что начало оныхъ восходитъ въ эпохѣ Египетскаго
владычества, къ которой должно отнести крайнее усиленіе западнаго вліянія, политическаго и духовнаго, въ семъ краю. Римское духовен ство пріобрѣло въ эту эпоху преизбытокъ средствъ нравственныхъ и матеріальныхъ , вліяніемъ своимъ на мѣств, при возрастающемъ участіи, которое Франція и дворъ Римскій стали принимать въ судь бахъ Сирійскихъ христіанъ. И при такомъ залогѣ грядущаго своего торжества , оно и въ Іерусалимѣ, и на Ливанѣ, и по всѣмъ городамъ Сиріи замѣнило оборонительную систему , в которой пребывало дотолѣ , смѣлыми наступательными дѣйствіями. Для всякаго ҳристіан скаго общества въ Турции грубыя гоненія Турецкой черни и властей прежней эпохи были чувствительнѣе, чѣмъ потаенное и коварное преслѣдованіе отъ духовенства другихъ исповѣданій. Но гоненія,
терпимыя oть мусульманъ, имѣли по крайней мѣрѣ то спасительное
для церкви вліяніе , что йми болѣе и болѣе воспламенялось чувство религиозное, которое во все продолженіе мусульманскаго владычества на Востокѣ стяжало мученическіе вѣнцы; напротивъ того , дѣйствия
иновѣрныхъ законоучителей, облекаясь личиною ложной терпимости,
сочувствія и покровительства, ведутъ только къ ослабленію въ на родѣ основнаго чувства религиознаго и къ разрушенію всякой дисци плины церковной . Разительнымъ примѣромъ этого можетъ служить намъ юная, свободная Греція.
Политический переворотъ 1840 года, возсоединивъ Сирію съ сто
лицею Империи , могъ бы излечить раны , нанесенныя православной церкви подъ Египетскимъ правленіемъ . Антіохійскій и Іерусалимскій престолы могли ожидать спасительной опоры и заступничества при вліяній Греческой церкви въ столицѣ и при непосредственномъ дѣй
ствій столичныхъ властей на Сирію . Но въ какомъ состоянии нахо
дилась въ эту эпоху вселенская церковь?
Впечатлѣніе, произведенное въ Европѣ событиями 1840 - го года,
чрезмѣрно усугубило участіе народовъ и правительствъ въ судь бахъ Сирійскихъ христіанъ, и съ той эпохи религиозное вліяніе , оче видно , сдѣлалось брудіемъ политики. Англійскія протестантскiя об .
щества стали соревновать Французамъ въ прозелитическихъ по мыслахъ; епископство Англиканское было основано въ Іерусалимѣ;
миссіонеры , врачи , учители, проповѣдники, были отправлены въ этотъ край. Первоначальною ихъ цѣлію было обращеніе въ христіан ство Евреевъ, Друзовъ и другихъ не-христианскихъ племенъ; но есте ственное стремленіе этой пропаганды, по самой силѣ обстоятельствъ ,
клонилось къ прозелитизму между христианами: ибо, съ одной сто роны, вѣковое дѣйствіе посланцевъ Римской пропаганды успѣло, какъ мы выше замѣтили, разслабить религиозное чувство въ племенахъ Сирійскихъ, и племена эти получили навыкъ пагубнаго непостоянства въ одномъ исповѣданіи ; а съ другой стороны, самые миссіонеры , по мврѣ того какъ они убѣждались въ неудачѣ своего предприятия от носительно Евреевъ и Друзовъ, стали обращать свои взоры къ хри стіанскимъ исповіданіямъ , чтобы только выказать какую нибудь за гу обществамъ ихъ содержавшимъ и чтобы не подвергнуться ун реку въ безполезности предпріятія. Благовiдный силлогизмъ мисcio неровъ въ этомъ направленіи основывался на тому, что для привле ченія невѣрныхъ въ христианскую церковь надо всего прежде имѣть въ Сиріи благоустроенную церковь христианскую. Здѣшнія церкви,
говорили они, лишены основной мысли христианства и преисполнены языческихъ обрядовъ; слѣдственно необходимо сперва охристia нить самихъ христіанъ Сирійскихъ, а потомъ уже языч
никовъ.
и Римское духовенство , и Французское правительство, и католи
ческiя общества Запада съ безпокойствомъ видѣли прозелитическая попытки протестантовъ въ Сиріи, а для противоборства имъ уси лили собственных средства. Такъ на семъ поприщѣ одно зло ведеть за собою всегда множество другихъ . Провидѣніе здѣсь какъ бы ука зывало человѣчеству, что тамъ, гдѣ дѣла служенія Богу суть только личина для прикрытия разсчетовъ и страстей житейскихъ , тамъ нельзя ждать успѣха. То естественному ходу дѣлъ, православная церковь сдѣлалась предметомъ обоюднаго политическаго соревнования като
лическихъ и протестантскихъ миссионеровъ . Она не была приготов лена къ этой борьбѣ, она была убога и матеріальными и умствен
ными пособіями . Обративъ умоляюіціе взоры къ столицѣ имперіп,
она ожидала оттуда опоры и содѣйствія; но , по несчастію, вторая четверть текущаго столѣтія открылась подъ бѣдственными знаме.
ніями для Константинопольской церкви. Между тѣмъ какъ возстаніе Греціи и современные политическіе перевороты придавали всему на Востокѣ новую жизнь, новую дѣятельность, духовенство впало въ бѣдственное для церкви усыпленіе, отрекаясь мало по малу отъ двоякаго наслѣдія науки и политическаго своего вліянія , утрачивая свою дѣятельность въ корыстныхъ проискахъ, торгуя епископствами
вселенскаго престола и жертвуя духовными пользами паствы ради презрѣнныхъ выгодъ . Не будемъ входить здѣсь въ изслѣдованіе при чинъ этого нравственнаго упадка, который съ каждымъ годомъ сталъ чувствительнѣе проявляться въ современномъ духовенствѣ вселен ской церкви и который имѣетъ самое пагубное влияние на судьбы другихъ восточныхъ престоловъ, не обрѣтающихъ уже ни надежной подпоры политической, ни духовнаго свѣтильника въ церкви Кон стантинопольской. Чѣмъ болѣе мы умѣемъ цѣнить прежнія блиста тельныя заслуги Константинопольскаго духовенства, его апостоль скіе подвиги по всему восточному міру и его твердость въ бурныя времена предсмертнаго боренія Греческой империи и въ страдальче скій періодъ мусульманскаго ига , тѣмъ прискорбнѣе для насъ ны нѣ шнеенаправленіе этого духовенства, особенно при горячей дѣятель ности западнаго прозелитизма, грозящихъ самому существованію православной церкви въ древней ея колыбели.
Конечно всякій согласится, что безъ того дѣятельнаго участія,
которое было принято нашимъ правительствомъ въ судьбѣ право славной Сирійской церкви послѣ переворота 1840- го года, она въ немно гіе годы сдѣлалась бы игралищемъ и добычею прозелитической борьбы католическихъ миссіонеровъ съ протестантскими. Спутанныя Ливан скія дѣла выказали , до какой степени укоренилась здѣсь борьба двухъ элементов , которые проявляются подъ знаменами то Французскаго,
то Англійскаго вліянія. Правительство Турецкое, съ своей стороны,
даетъ съ каждымъ годомъ новыя доказательства своей неспособности
къ управленію этимъ краемъ и не уметъ воспользоваться самыми благоприятными обстоятельствами для упроченія законнаго своего вліянія, которое подрывается все болѣе и болѣе вліяніемъ иностран ныхъагентовъ. Турецкое правительство довольствуется, какъ кажет ся, тѣмъ, что оно успѣло, съ грѣхомъ пополамъ, укротить анархію въ Сиріи и подрыть мѣстное впіяніе аристократіи и горскихъ племенъ;
мало заботится , чтобы стройнымъ зданіемъ замінить разру шаемыя имъ или распадающаяся отъ ветхости Феодальныя башни.
Изложимъ здѣсь вкратцѣ тѣ мѣры , принятіе которыхъ казалось намъ полезным" ь, даже необходимымъ, для блага православной церкви въ Сирій до послѣдней войны. Тогда, по разумѣнію нашему, дѣйствия правительства нашего въ этихъ странахъ должны были системати чески раздѣляться на три пункта.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Последний раз редактировалось: andy4675 (Вт Июл 05, 2022 3:55 pm), всего редактировалось 1 раз
І. ДѣйствіE мѣстноЕ.
Въ семъ отношении мы могли бы ограничиться надлежащимъ раз витіемъ консульской системы вмѣстѣ съ денежными пособіями на во спитаніе духовенства и на благоліпіе храмовъ. Учрежденіе кон сульствъ въ Алепѣ , вь
консульствами Англіии Франціi и , должно имѣть самыя благія послѣдствія для православной церкви, лишь бы на эти мѣста не были избираемы воспитанные въ подобострастіи къ Туркамъ ту земцы или мелкіе торгаши, не стыдящиеся мѣнять достоинство и
честность агента могущественной державы на выгоды ростовщика,
или на какiя нибудь милости мѣстнаго паши. На эти мѣста должны быть посылаемы люди изъ самаго центра правительства, основа
тельно приготовленные и посвященные въ тайны нашихъ цѣлей,
люди съ чистымъ патріотическимъ чувствомъ и съ твердостью въ вѣрѣ. Имя Русское, не смотря на самую изысканную осторожность нашу, такъ громко отзывается даже въ этой далекой области, что наши консулы не замедлятъ пріобрѣсти подобающее ихъ званію вліяніе даже внѣ круга официальнаго ихъ дѣйствія. Мѣстныя обсто
ятельства дополнятъ имъ руководства, полученныя свыше, и послу: имъ указателемъ для упроченія благаго ихъ вліянія къ той двоякой цѣли, къ которой должна быть преимущественно направлена ихъ дѣятельность . Цѣль эта : а) внушить болѣе и болѣе довѣренности
къ видамъ правительства нашего духовенству и народу православ ному и заставить ихъ цѣнить совѣты наши; б) пріобрѣсти дружбу и уваженіе мѣстныхъ властей и Феодальнаго дворянства , порою и
тѣхъ и другихъ заставить себя бояться ( на Востокѣ это дѣло не
послѣднее), дабы въ подобающихъ случаяхъ успѣшнѣе дѣйствовать
въ пользу церкви и народа. Во всякомъ случаѣ лучшимъ залогомъ личнаго вліянія консуловъ есть твердость характера въ дѣлахъ, собственно подлежа щихъ ОФИціальному ихъ дѣйствію , т . е . въ дѣлахъ до Россійскихъ
подданныхъ относящихся , которыя , въ случаѣ неуспѣха мѣстнаго ходатайства, могутъ быть рѣшены дѣйствіемъ императорской миссии въ Константинополѣ . Чѣмъ гласнѣе, чѣмъ рѣшительнѣе и поспѣіп нѣе удовлетвореніе по справедливой жалобѣ консула на мѣстное
начальство , тѣмъ вѣрнѣе упрочивается его вліяніе и на умы народ ные и на мѣстныя власти. Одною ласкою , однимъ убѣжденіемъ не возможно всегда успѣшно дѣйствовать на умы Азіятцевъ, и при нужденная уступчивость въ одномъ дѣлѣ, особенно среди Арабскихъ племенъ, одаренныхъ болѣе пылкимъ воображеніемъ, чѣмъ здравымъ
смысломъ , можетъ мгновенно разрушить вліяніе, долговременнымъ
трудомъ пріобрѣтенное . й Французы, и Англичане хорошо постигли эту истину, и потому,
во всѣхъ своихъ дійствіяхъ, они очевидно домогаются эффекта, ко имъ болѣе и болѣе упрочивается мѣстное дійствіе ихъ агентовъ .
Намъ кажется, что все, сказанное нами въ доказательство необ ходимости усилить нашу дѣятельность на Востокъ мѣстнымъ вдія ніемъ , не только не должно уступить мѣсто безмолвію и прикровен ности вслѣдствіе положения, принятаго Россіею послѣ 1856 года, но даже пріобрѣтаетъ еще болѣе смысла практическаго, какъ отъ того,
что борьба наша не уронила, но напротивъ того возвысила насъ въ мнѣній восточныхъ христіанъ, такъ и потому, что, вступивъ въ общий Европейской совѣтъ по дѣлу преобразованій въ мусульманскомъ
краѣ, мы пріобрѣли неотъемлемое право держать голову также вы
и подымать голосъ так же громко въ защиту хати- гумаюна,
какъ Французы и Англичане. Само собою разумается , что относительно христіанъ другихъ вѣро исповѣданій дѣйствіе консуловь и агентовь нашихъ должно быть
тѣмъ ласковѣе, тѣмъ безпристрастнѣе, чѣмъ болѣе есть надежды на сближеніе ихъ съ православными. При удобномъ случаѣ можно ока зывать имъ всякое покровительство , всякое содѣйствіе , дабы болѣе и болѣе укрѣплять общее сочувствіе христианскихъ племенъ къ Рос сій . Прозелитическіе помыслы, по нашему убѣжденію, должны быть совершенно чужды образу нашего дѣйствія . Достаточно оградить православную церковь отъ прозелитизма западнаго и въ тоже время доставить ей существенную защиту, придать оной, по мѣрѣ матері альныхъ средствъ , наружный блескъ и усилить духовныя ея сред ства благимъ просвѣщеніемъ Арабскаго духовенства; наконецъ, по печительно, но съ мягкостью и безъ самохвальства, вводить мало
по малу порядокъ и устройство въ церквахъ и въ училищахъ. Это конечно будетъ лучшимъ залогомъ грядущаго прочнаго успѣха. Ска жемъ здѣсь о воспитании юношества, по себѣ дѣло второстепенное и можетъ быть не принадлежащее нашему пря мому участію, ибо желать воспитать Грековъ порусски было бы суетною и даже предосудительною мечтою; но имѣть благотворное влияние на училища необходимо болѣе для того , чтобы не завлека Дось юношество въ иновѣрныя училища, чѣмъ для обученія его по нашей системѣ и по нашимъ порядкамъ. Въ самомъ дѣлѣ , про зорливому наблюдателю становится ясно, что воспитаніе, которое католическіе и протестантскіе миссіонеры такъ усердно и безъ раз бора даютъ Арабскому юношеству, есть только орудie для прозели тизма, а нисколько не принаровлено къ существеннымъ нуждамъ сословiй и къ ихъ общественному благосостоянію .
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
II . ХодАТАйство по дѣДАМъ ПАТРІАРШихъ ПРЕСтоловъ .
По внутреннему устройству Оттоманской империи - относительно подвластныхъ народовъ, ходатайство по дѣламъ патріаршихъ престо ловъ предоставлено вселенскому патріарху. Впрочемъ, каждый пат ріархъ имѣетъ въ столицѣ своего повѣреннаго , а патріархъ Іеруса лимской большею частіто лично пролеиваетъ въ Константинополѣ и
заправляетъ оттуда дѣлами своего престола. У каждaго изъ повѣ ренныхъ не отъемлется право представлять непосредственно въ Пор ту свои докладныя записки (такpиры ), и отъ ловкости докладчика,
также какъ и отъ умѣнія задобрить Диванъ, зависить часто устрое ніе дѣлъ помимо офиціальнаго пути. При нынѣшнемъ направлении дѣлъ вселенскаго престола, которое чуть - ли не стало еще хуже прек няго, было бы несомнѣннымъ благодѣяніемъ усилить прямых отноше нія каждaго изъ престоловъ къ Портѣ и по возможности обезпечить ихъ самостоятельность. Право политической опеки,
скій престолъ облеченъ нынѣ въ отношении къ другимъ восточнымъ престоламъ, есть право мишурное, обманывающее и насъ, и чуже земцевъ; оно постановленіяхъ
церкви , ни на духовныхъ ея пользахъ, а проистекаетъ единственно изъ тѣхъ правилъ, кои первоначально были приняты Портою для сосредоточенія управления подвластными народами, а наиболѣе ут вердилось на честолюбивомъ стремленіи самихъ вселенскихъ патрі арховъ къ тому, чтобы подъ Турецкимъ владычествомъ ввести на Востокѣ систему западнаго единодержавія церкви. Личные виды пат ріарховъ Константинопольскихъ въ семъ домогательств , согласова лись съ видами Сънода вселенскаго , а равно и свѣтскихъ лицъ ,
Ко
торыя, лѣтъ за 150 передъ симъ, возъимѣли столь значительное влі яніе на дѣла церкви . Правда, всѣ патріаршie престолы извлекали великую пользу отъ сей опеки и, судя по тѣмъ опасностямъ, коимъ подвержена была и еще подвергается теперь церковь Антіохійская,
можно полагать, что Божій Промыслъ избралъ въ трудныя време на орудіемъ спасенiя оной отъ конечнаго разрушенія то ское заступничество, которое церковь Константинопольская была въ состоянии ей оказывать . Нынѣ же, при политическихъ переворо тахъ Оттоманской империи и ея перерожденіи подъ новымъ видомъ,
но по нашему мнѣнію въ новую и прочную силу вліянія Россіи на Востокѣ, при нравственномъ упадкѣ Греческаго духовенства въ Кон стантинополѣ, при заглушеніи немощнаго и подавленнаго иновѣр ною властію голоса (независимаго только по имени) Греческаго Су нода, при укоренившейся безнравственности тѣхъ свѣтскихъ лицъ ,
кои злоупотребительно ворочаютъ дѣлами церкви въ Турции, пора зительные примѣры непристойныхъ происковъ и исполненныхъ соб лазна безпорядковъ, происходившихъ всякій разъ послѣ кончины или смѣны патріарховъ Іерусалимскаго , Александрійскаго и Антіохій скаго, неопровержимо свидѣтельствуютъ о томъ, какъ корыстное домогательство Константинопольскаго престола является предосуди .
тельнымъ для другихъ церквей . Если России указано Провидѣніемъ законное попечительство надъ православною церковью , то лучшимъ залогомъ законныхъ правъ Антіохійскаго и Іерусалимскаго престола и даже обезпеченіемъ нравственныхъ каноническихъ ихъ соотноше ній съ вселенскою церковью было бы постепенное введеніе непо средственнаго ходатайства у Порты Оттоманской чрезъ докладчиковъ по дѣламъ двухъ престоловъ , мимо патріарха вселенскаго , при по вѣркѣ на мѣстѣ черезъ агентовъ и блюстителей нашихъ тельности притязанiй и при , заступничествѣ императорскаго по сольства,
Слѣдуетъ примѣнить наше мнѣніе , почерпнутое въ опытѣ прошед
шаго времени, къ настоящему положенію дѣлъ въ Константинопо
лѣ , нынѣ намъ недостаточно извѣстному ; и если взять въ сообра
яженіе застарѣлость выставленных , нами несообразностей и вялые шаги , дѣлаемые въ Турции къ желаемой реформ , то, можетъ быть,
тогда порожденныя въ насъ мысли и теперь не совсѣмъ не
удобозримѣнимы.
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
III . ПоПЕЧИТЕльство России НАДъ ПАТРІАРШими ПРЕСтоЛАМИ .
Сюда слѣдуетъ отнести надзоръ за употребленіемъ значитель ныхъ матеріальныхъ пособій , которыя стекаются изъ Россіи въ пользу Палестинскихъ и Сирійскихъ церквей , авъ особенности же казны Святогрoбской , и преподаніе благихъ совітовъ, подкрѣпляе мыхъ собственнымъ примеромъ въ прежнее время и то, и дру гое влияние не нравилось Греческому духовенству и возбуждало по дозрительность западныхъ соревнителей нашихъ. Полагаю, что тѣ .
же затрудненія существуют, и теперь; но можемъ - ли мы отступиться совершенно отъ такой высоконравственной дѣятельности и предо ставить все произволу испорченнаго и несамостоятельнаго церков наго управления въ Турции? "Нѣтъ! Только пути къ этой дѣятельно сти должны быть глубоко обдуманы, и дійствія наши болѣе чѣмъ когда либо облечены в'ь благодушіе и братскую любовь. Вотъ здесь,
можетъ быть, именно и должно примѣняться, въ нѣкоторой степени ,
то религиозное общение, то духовно - союзное дѣйствіе, о которомъ рас пространился авторъ разбираемой нами « записки » , къ сожалѣнію не выяснившій себѣ хорошенько предположенную высокую цѣль и про ливішій въ свои разсузкденiя излишне много той горечи, той наклон ности къ хулѣ всего отечественнаго, которая намъ Русскимъ вооб ще свойственна. Его мысли о всеобщемъ СҮнодѣ, конечно , не лише ны проницательности ; но готово- ли, очищено-ли мѣсто сѣдалища этого братскаго СҮнода? А до того , пока наступитъ это вождѣлен ное время, уәкели Государю нашому слѣдуетъ сложить съ себя до
спѣхи крестоносца за ненарушимость вѣры нашей на обширному Востокѣ и остановить набожныя сочувствія своего народа. Обще.
ніе, о которомъ говорится въ « запискѣ» , необходимо; нооно должно дѣлаться исподоволь , съ умѣренностію , съ христианскимъ снисхож деніемъ къ немощамъ и отъ немощей происходящимъ слабостямъ во сточной церкви; наконецъ, съ крайнею осмотрительностію . По нашему глубокому убѣжденію, этотъ союзъ не время еще начинать въ Констан тинополѣ; ибо тамъ цензорство наше примется теперь еще недруже любнѣе чѣмъ когда либо : единовѣрцы наши станутъ искать защиты у
самыхъ соперниковъ и враговъ нашихъ, и мы можемъ вызвать новую бурю на Востокѣ, въ которой придется опять намъ поплатиться кровью . Переворотъ такой, какого желаетъ авторъ « записки » , несбы
точенъ еще теперь или требуетъ новыхъ кровавыхъ потрясеній . Но пути къ общенію открыты намъ на поприщѣ болѣе скромномъ, бо лѣе убогомъ, и потому только можетъ быть нами пренебрегаемомъ.
Я говорю о свободной Грецій, в которой церкви православной, мо жетъ быть, угрожаетъ еще большая опасность, чѣмъ въ Турцій .
Въ изложенныхъ выше трехъ статьяхъ заключаются, какъ кажется , основныя условия и средства къ упроченію и къ благоден ствію двухъ древнѣйшихъ престоловъ христианскаго міра, сообразно съ временными политическими судьбами края, среди проявляющагося въ племенахъ восточныхъ нравственнаго и духовнаго треволненія ,
грозящаго нанести гибельные удары церкви, которая колеблется подъ вдіяніемъ накопившихся надъ святымъ ея сводомъ внѣшнихъ и вну тренннихъ напастей. Невѣжество и пороки духовенства представ ляютъ нынѣ на Востокѣ роковую препону къ быстрому и благому преобразованію; но мы не станемъ винить людей горько испытан ныхъ судьбою и невѣдающихъ собственнаго недуга. Источникъ зла не въ людяхъ, но въ тѣхъ вѣковыхъ обстоятельствахъ, которыя надъ ними тяготѣють .
Вспомнимъ, что изо всѣхъ областей древняго христианскаго міра,
потопленныхъ исламизмомъ въ пору первaгo рoкoвaго его порыва, въ одной Сиріи чудесно устояла до нашего времени, въ вѣкоторомъ устройствѣ и порядкѣ, православная церковь. На ея служителяхъ еще видны святые доспѣхи, изъязвленные двѣнадцативѣковою борь бою . Буря исламизма стихла, жизненныя его силы видимо истощаются,
уже не страшны для церкви лихорадочные порывы его Фанатизма. Новая туча, накопившаяся надъ православіемъ въ сей страдальче ской сторонѣ, натекла сюда съ Запада и настигла церковь посреди ея изнуренія от" ь тѣхъ долгихъ бѣдствій, коими испытывали оную неисповѣдимыя судьбы Всевышняго; но вѣчный свѣтъ православія,
восходящій днесъ отъ Сѣвера, какъ выразился одинъ изъ патріарховъ ( бл. Меводій) въ письмѣ своемъ къ нашему государстве
ному канцлеру, имѣетъ силу разсѣять сію тучу и озарить новымъ блескомъ церковь восточную въ завѣтной ея колыбели.
*
5
>
>
1
(1
Желаніе стереть Грековъ съ лица земли есть большая
ошибка и политическая, и нравственная , и религиозная . На Восток .
мы ни шагу не можемъ сдѣлать, чтобы не встрѣтиться съ Греками.
Слѣдуетъ-ли намъ, подобно Западу, уничтожать, совращать ихъ народность? Слѣдуетъ-ли намъ слѣпо (какъ мы впрочемъ доселѣ дѣ лали) быть лишь придворными льстецами у Греческаго трона и
вмѣстѣ съ королевскою властію трудиться надь сліяніемъ Греціи съ Западомъ и надъ уничтоженіемъ въ оной всякаго живаго элемента,
могущаго дать ей непослѣднее мѣсто въ истории грядущаго? У
насъ на этотъ счетъ свои неизмѣнныя мысли, которыя каждый день укрѣпляются опытомъ . Но здѣсь насъ занимаетъ только религиозная сторона предмета . Можно быть увѣреннымъ , что на семъ поприщѣ,
куда бы мы ни пошли, вездѣ должны будемь идти ихъ дорогою; но ручаемся- ли мы, что пойдемъ и съ ихъ успѣхомъ? Мы, въ первый разъ становясь лицомъ къ лицу съ Востокомъ, въ первый разъ вы ступая на скользкое и усѣянное трудностями поле религиозной борьбы тамъ съ Европою , даже въ первый разъ знакомясь надлежащимъ образомъ съ мѣстною церковію, хотимъ пройдти по головамъ ихъ,
чтобы занять первенство церковное? Горько сказать , а мнѣ кажется ,
и многихъ дѣлахъ церковныхъ передъ Греками мы дѣти, и какъ дѣти подвергаемся опасности какую нибудь досужую мечту свою принять или за выводъ опытности, или за внушеніе свыше, и въ увлеченій ею приступить къ дѣлу величайшей важно сти съ легкостію , Грекамъ конечно несвойственною. Горькія слова наши подтверждаетъ самое наставленіе, данное нашей Іерусалимской миссіи: « проявлять всѣми средствами въІерусалимѣ Русское бого служеніе». Позволяю себѣ спросить: къ чему эта усиленная работа?
Какую цѣль она имѣетъ въ виду, и какой предполагается конецъ ея?
Затрудняясь угадать первую, легко могу предсказать послѣдній .
У насъ намѣреніе дѣйствовать на Арабовъ и другие христианское народы Востока. Для нихъ потому мы будемъ « проявлять» наше богослуженіе со всѣмъ множествомъ малыхъ несходствъ его съ Гре.
ческимъ и при этомъ безъ сомнѣнія сочтемъ долгомъ дать замѣтить ,
– и есть вполнѣ достойное святой вѣры право славной. Бѣдное и невъжественное населеніе, равнодушное къ догма тической сторонѣ своей вѣры и поражающееся всякою ( и даже одною только) внѣшностію, съ изумленіемъ увидитъ такимъ обра зомъ новую вѣру, тоже православную , къ которой будетъ при зываться «всякими средствами » и, не смотря на то, не при станетъ къ сей новой, а между тѣмъ, потеряетъ уваженіе къ своей старой. Но это еще не все . Изобрѣтшіе этотъ пунктъ наставленій не подумали, что Греки , замѣтивъ наше усилie выказать себя и
закрыть ихъ, не будутъ съ своей стороны дремать, и представится такимъ образомъ міру печальное зрѣлище новой вражды у Гроба Боякія, горшей всѣхъ прежнихъ! Вънецъ же зла-новое торжество западной пропаганды
_________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Пн Ноя 21, 2022 5:41 am Заголовок сообщения:
Русские рассматривали в середине и второй половине 19 века греческий элемент и греческую культуру как враждебную, конкурирующую с ними идеологию:
Цитата:
ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В. Н. Хитрово и создание ИППО. Н. Н. Лисовой
17:41 / 29 НОЯБРЯ 2012
Наконец, оставалось ответить на вопрос, многим тогда в России и особенно в сановном Петербурге непонятный: зачем нам Палестина? Для Хитрово проблема была предельно ясна. Положение России на Ближнем Востоке является ключевой для всей русской великодержавной политики. Он пишет: «Но меня могут спросить, какой интерес может иметь Россия в Палестине, кроме надзора за своими поклонниками? Относительно духовных интересов укажу только на то, что сотни изданий о Палестине, появляющиеся ежегодно в западной литературе, доказывают, что эти интересы в образованном мире существуют. Относительно уже политических интересов я тоже укажу только, что мы — естественные наследники греков везде, где существует православие, что бить турок можно не на одном Дунае, не одною поддержкою православных славян, но и на Евфрате и прибрежьях Средиземного моря, опираясь на православное арабское население. Через Грузию и Армению мы почти соприкасаемся с Палестиной и охватываем Малую Азию. Не на Гиндукуше или Гималаях произойдет борьба за преобладание в Азии, а на долинах Евфрата и в ущельях Ливанских гор, где всегда оканчивалась мировая борьба о судьбе Азии»[17].
16. Хитрово В. //. Неделя в Палестине. Из путевых воспоминаний. Изд. 2. СПб., 1879, стр. 60-61.
Добавлено: Ср Мар 15, 2023 11:05 pm Заголовок сообщения:
1860 год:
Цитата:
На 28.000 квадратных миль английских приходится только два миллиона жителей. Из них 1 200.000 мусульман, 700.000 християн, около 80.000 Друзов и 24.000 Евреев. Эти главные вероисповедания имеют еще свои подразделения. Так Маронитов-християн считается до 250.000; остальные християне принадлежат к униатам (40.000) и к греческой церкви.
То есть, по оценке этого автора, на 1860 год в Сирии жило 2 млн человек, из которых 410 тысяч были православными. То есть, каждый четвёртый, или до 25 % населения. _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Чт Мар 16, 2023 12:02 am Заголовок сообщения:
Панарабизм как смертельный враг сирийского Христианства:
Цитата:
Процесс эмансипации привел к истреблению двадцати тысяч христиан в Сирии, Ливане и Палестине в 1860 году.
...
эмансипация зимми ставила на повестку дня неразрешимые проблемы, коренящиеся как в их территориальных, так и культурных притязаниях.
...
После погромов 1860 года в Ливане сирийские христиане стали самыми яростными сторонниками арабского национализма. Однако основополагающие тенденции ислама и арабизма неизбежно вели христиан к идеологическому тупику.
Русская Церковь и Российское государство содействовали (через Императорское Православное Палестинское Общество) росту панарабизма среди православных сирийцев. Россия основывала в Сирии православные школы, в которых преподавался арабский, а в качестве одного из иностранных языков - русский. Гораздо более бедные, перебивавшиеся на гроши греческие школы (в которых арабский не преподавался), практически все с единственным учителем - пришли в упадок, не выдержав конкуренции с потоком денег из России на арабское образование. Итог? Рост панарабистских настроений среди сирийских православных и, в конечном счёте - их ЛЁГКАЯ ИСЛАМИЗАЦИЯ. Хитрово в 1901 году писал, что на тот момент в Сирии жило 200 тысяч православных - учитывая, что тогда в Сирии жило 2,5 млн человек, это ПРОЦЕНТНО гораздо больше, чем нынешнее количество в "1 миллион православных Антиохийского патриархата" - даже ЕСЛИ признать эту цифру (на которой настаивают российские энциклопедии и авторы) верной, и даже ЕСЛИ считьать, что весь этот миллион паствы - живёт исключительно в Сирии. Практически, сегодня в Сирии живёт почти 30 млн человек. Миллион - это примерно 3,3 % от них. А 200 тысяч из 2,5 миллионов, на примерно 1900 год - это ровно 8 %. То есть более чем вдвое больше, чем ныне... При том, что УСИЛИЯМИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА из Антиохийского патриархата был выдворен греческий клир, и насаждён арабский - кто повинен в такого рода упадке Православия в Антиохийском патриархате?
Источник данных о русских шволах в Сирии и о Хитрово:
Добавлено: Чт Мар 16, 2023 12:15 am Заголовок сообщения:
Роль России в росте (пан)арабского национального самосознания среди православных жителей Сирии:
Цитата:
Школьная деятельность ИППО в антиохийском патриархате началась в 1887 году, а широкое распространение получила при патриархах-арабах Мелетии (Думани) и Григории IV (Хаддаде). К 1910 г. Общество содержало в Сирии 78 школ в пятидесяти городах и селениях, в которых обучалось более 10 тысяч детей. Для всех школ в Сирии Обществом была разработана единая учебная программа. Изучались Закон Божий, арабский и русский языки, география, арифметика, чистописание, черчение и пение.1 Русские школы способствовали росту арабского самосознания
Крещён по православному обряду. ... А. выступал за освобождение араб. народов от иноземного угнетения и их объединение в «одну социалистич. нацию». Создал концепцию, соединившую идеи панарабизма и социализма. Ставил «арабизм» выше гос., религ. и социальных ценностей. Считал пророка Мухаммеда подлинным основателем араб. единства.
Подобные явления - прямое следствие российской империалистической политики в 19 и начале 20 веков, имевшей своей целью вытеснение церковного влияния греков с Переднего Востока.
Прямым следствием потокания арабскому национализму Россией было и следующее:
Цитата:
ряд епископов Антиохийского патриархата участвовал в конгрессах арабских националистов в первой трети ХХ века. ... Надо сказать, что в целом на протяжение всего прошлого века православные антиохийцы были скорее арабами-националистами, высоко оценивая при этом ислам как воплощение арабского национального духа.
Во время Гражданской войны в Палестине Москва поддерживала мусульман в войне против христиан-маронитов, толкая тем самым православных ливанцев и палестинцев к тому же - что многие из них и делали:
Цитата:
Все палестинцы-христиане, как и арабы-христиане Израиля, кроме армян - тоже греко-православные. Поэтому во время гражданской войны, когда православные палестинцы и Москва оказались на стороне мусульман, православные Ливана, чтобы официально не воевать с единоверцами, не создали свою милицию, хотя многие воевали в милициях маронитов, и только незначительное меньшинство - на стороне мусульман, палестинцев и их левых союзников.
Добавлено: Чт Мар 16, 2023 1:04 am Заголовок сообщения:
Опять же, с точки зрения "интересов России" - всё это, быть может, ещё куда ни шло. Типа, "диалог арабов-христиан с арабами-мусульманами" налаживается. Но на деле - всё это ведёт к заведомо проигрышному в глазах арабов сравнению Православия с Исламом, и к массовой утечке православных арабов в Ислам. То есть, с точки зрения интересов Православия всё то, что делает Россия на протяжении последних 170 лет в отношении Антиохийского патриархата - это форменное безобразия. А с точки зрения России и её интересов - да. Может быть происходящее даже хорошо. Только вот тогда не надо прикрываться фиговым листочком того, что Россия типа действует в интересах Православия. Не в интересах Православия она действует, а в собственных. А это не одно и то же. И это надо озвучивать. А не нести пургу, в которую верят разве что фанатики. _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Чт Мар 16, 2023 4:00 am Заголовок сообщения:
Цитата:
С целью нейтрализации влияния России на Греко-православные патриархаты и единоверное население молодого греческого государства в рядах влиятельной греческой элиты стала распространяться при активном содействии Великобритании так называемая панэллинистическая «великая идея», конечной целью которой провозглашалось объединение всех греков в одно государство. С конца 30-х гг. она охватила умы греческих архонтов и греческого духовенства рум мгиглети. Пропаганда этой идеи была направлена на подмену в греческом общественном сознании вселенского (наднационального) православного мировоззрения идеологией националистической, одновременно развивая у греков чувство этнической исключительности - «филэллинства», или «фил эллинизма».
Если бы это было правдой, то не было бы более хорошего друга для Греции, чем Англия. И без разницы - поддерживала Англия чаяния греков из нелюбви к России, или по иной причине. По барабану, почему... Но дело в том, что сказанное - неправда. Не поддерживала Англия Мегали Идею, а КЛЕЙМИЛА. Осмеивала. Не поддерживала поползновения греков против Турции, кроме как в 1878 году. От слова СОВСЕМ.
Цитата:
В Сирии и Палестине «великая идея» была популярна лишь в среде греческого духовенства, поскольку подавляющее большинство паствы Антиохийской и Иерусалимской церквей были арабами.
Греческая Мегали Идея не охватывала Сирию и Палестину. От слова НИКАК.
Цитата:
С начала XIX в. греческие клирики настойчиво убеждали православных арабов в том, что те являлись вовсе не семитами, а «арабизирован-ными греками», забывшими свой родной язык и говорившими на арабском языке.
На территориях, подчинённых Антиохийскому патриархату и без этого проживали там и сям греки. Вполне себе грекоязычные. Что же касается сирийцев, то с эпохи Эллинизма это (Сирия и Палестина) были земли широко эллинизированными, сверъ этого - с десятками и сотнями тысяч вполне себе греческого населения, основавшего многочисленные греческие колонии - такие города, как Антиохия (ныне Антакия), Лаодикея (ныне Латакия), Селевкия-на-Оронте, Апамея и пр. Разве не так? После арабского завоевания бывших византийских земель, как сирийские греки, так и местное эллинизированное население были деэллинизированы. Факт? Факт.
Впрочем, дело не в этом. Нация формируется ВОКРУГ САМОСОЗНАНИЯ, а не вокруг крови. В 19 веке православные жители Сирии и Палестины, даже ЕСЛИ часть из них имела греческие корни - имела не греческое, а сирийское-арабское этническое самосознание. На этом и сказке конец. Кто кем себя считает, тот тем и является.
Цитата:
Греческая ксенократия вызывала недовольство и рост грекофобских настроений в местных православных общинах. С 70-х гг. XIX в. там стали воспринимать греческих монахов как чужаков, пропагандировавших по наущению стамбульского рум миллет баши па-нэллинистические взгляды в ущерб интересам православных арабов.
Это началось ранее - после того, как Хитрово транслировал в ИППО российские империалистические идеи нового российского императора Александра Второго о том, чтобы (РАДИ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ) посеять межнациональную рознь между греками и арабами в Антиохийском патриархате ещё парой десятилетий ранее - в 1850-е годы.
Цитата:
Первым из иностранцев, кто затронул проблему греко-арабских отношений в Антиохийской и Иерусалимской церквах, был начальник Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский). С прискорбием наблюдавший за тем, с каким высокомерием и пренебрежением греческое духовенство зачастую относилось к своей единоверной арабской пастве, отец Порфирий писал о православных арабах: «Это - народ мученик!» (594, с.715).
Так оно и понятно, что греки "церковно угнетали арабов" - с точки зрения русской пропаганды. А как оно - церковно угнетать украинцев? Хорошо? Ой, как некрасиво выходит то... Не прошло и сто лет, как Россия СИЛОЙ навязывает свою Церковь Украине. Греки - таких вещей не делали. Кому нужна была автокефалия - они её давали. А вы? Хорошо мытарить украинский "народ-мученик"?
Цитата:
Основное отличие Иерусалимской церкви от Антиохийской заключалось в том, что в ее церковной иерархии, помимо Синода, имелся монашеский орден Святого Гроба Господня («Святогробское братство»), в который за редким исключением могли вступать лишь греки. С XVI в. арабы были лишены возможности принимать монашество и, следовательно, становиться архиереями и патриархами. Членам арабо-православной общины Палестины оставалось только пополнять ряды белого духовенства - приходских священнослужителей. Это обстоятельство надежно защищало греческий клир от арабизации Иерусалимской церкви.
В Антиохийском патриархате принять монашеский постриг могли как греки, так и арабы, что потенциально уравнивало шансы и тех, и других в их дальнейшем продвижении по церковно-иерархической лестнице.
Россия и воспользовалась этим фактом - организовав и спонсировав отжим Антиохийского патриархата у греческого клира, через натравливание арабов-православных Сирии на греков ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ. Россия вообще утрудила себя изучением всех тонкостей положения, чтобы суметь организовать свои империалистические цели.
Цитата:
Установленный с 1724 г. порядок проведения патриарших выборов в константинопольском Фанаре, а с 1850 г. в Дамаске — под контролем Святогробского братства, объективно содействовал сохранению греческой гегемонии вплоть до конца XIX в.
Это всё вы хорошо понимаете... Изучили все "тонкости" церковного положения Антиохийского и Иерусалимского патриархата. А Украине дать ПОЛАГАЮЩУЮСЯ ЕЙ автокефалию - это понять выше ваших сил. Чё ж вы над украинским "народом-мучеником" - перефразируя Порфирия Успенского - так изголяетесь, Ироды?
(стёб тоже не лишен, в данном случае...)
Цитата:
До начала 70-х гг. XIX в. проблема греко-арабских отношений не беспокоила православный миллет Османской империи. В 1872 г., после того, как греческие иерархи рум миллети объявили Болгарскую церковь «схизматической», греко-арабские отношения в Иерусалимском и Антиохийском патриархатах резко обострились, открыв путь многолетней вражде между греческим духовенством сиро-палестинских диоцезов и их арабской паствой.
Спонсирование арабского национализма (с прививанием явно антигреческой направленности) Россией началось ещё с конца 1850-х. И ещё с 1858 года патриарх Иерусалимский - видимо, понимая к чему шло дело - попытался не допустить создания Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (органа русского империализма в дальнейшем, активно вмешивавшегося в дела Иерусалимского и Антиохийского патриархатов):
Цитата:
Греки, видимо, боялись потери своих доходов.
Окружение Патриарха Кирилла, возможно, прониклось таким настроением и оказало на него влияние. Позабыв свое благорасположение при расставании в Константинополе с начальником Русской Духовной Миссии, Патриарх Кирилл летом 1858 года неожиданно прибыл в Иерусалим. Сразу же после его приезда почувствовалось, что отношение его к Миссии только сдержанно-вежливое. Причем иногда даже бывали и открытые выпады против Миссии и ее начальника. Такое отношение Патриарха дало повод к различным толкам и разговорам.
...
Помимо высказываний вслух разных неудовольствий и нареканий на Миссию, Патриарх Кирилл решил вести наступательные действия, чтобы делом дать почувствовать ненужность Миссии в Иерусалиме. Так он вызвал к себе ректора Халкинского училища для устройства в Палестине православной школы и тем самым попытался изолировать от такого важного дела Миссию и епископа Кирилла.
«Сам Патриарх Кирилл, по утверждению начальника Русской Миссии, употреблял в этой время дальнейшие меры к тому, чтобы вооружить против присутствия Русской Миссии на Востоке Антиохийского Патриарха».
Все это внушало преосвященному Кириллу самые печальные мысли относительно его будущего служения при таких условиях. Вероятно, под влиянием подобных дум и предубеждения против Иерусалимского Патриарха преосвященный Кирилл стал помышлять о совершенном освобождении Русской Миссии от Патриархии и о более точном определении сферы деятельности начальника Русской Миссии в Иерусалиме. По крайней мере, 19 августа 1858 года преосвященный Кирилл писал русскому посланнику в Константинополь, между прочим, следующее: "мне представлялось бы необходимым утвердить за мною права, данные визириальным письмом и, устранив оговорку, которой Патриарх укрывает свои намерения, ссылаясь постоянно на Порту, заявить меня лицом, ответственным непосредственно пред посольством, которое лучше Патриарха может объяснить мои действия. Было бы также хорошо, если бы открылся случай приобрести нам право на самостоятельное служение на Святом Гробе".
...
Вот один из случаев, показывающий, с одной стороны, как греки боялись упустить влияние из своих рук, а с другой стороны, как можно было Миссии иногда достигать своих целей, не вызывая лишних подозрений.
В 1860 году на средства российского императорского дома стала строиться церковь в Бет-Сахуре близ Вифлеема (Бет-Сахур — деревня евангельских пастырей, которым явились поющие ангелы при Рождестве Христове). Иерусалимский Патриарх потребовал, чтобы вся постройка была согласована с его наместником. В Петербурге против этого не возражали, но преосвященному Кириллу поручили негласно следить за строительством и своим личным авторитетом и влиянием устранять могущие возникать препятствия[45].
Это было исполнено. Таким образом епископ Кирилл принял участие в этом деле и от этого не осложнились отношения с греками.
Одной из главных задач Миссии было укрепление влияния и престижа России.
...
В народонаселении православного Антиохийского Патриархата преосвященный Кирилл подметил несколько характеристических, по его мнению, черт. По местам оно было богато, по местам бедно и стеснено, но везде довольно живо и самостоятельно обнаруживало здравое стремление к образованию и умело стоять за свою народность.
Другая, еще более заметно выдававшаяся, по наблюдению преосвященного Кирилла, черта состояла в особого рода отношениях народа к иерархии. Высшее духовенство почти везде уже потеряло доверие и уважение в глазах народа: здесь не было различия между архиереями из греков и архиереями из арабов; греков не любили как греков, а арабов за то, что они, как люди неспособные, не поднимали собою, а окончательно роняли арабское население в глазах единоверцев и иноверцев. Но отношения мирян к приходскому духовенству здесь были так хороши, как только можно было желать того. Эти два элемента были связаны между собой крепким взаимным доверием и любовью[56].
Ещё тогда, в конце 1850-х и начале 1860-х годов русская Духовная Миссия в Иерусалиме злоумышляла против греков, плетя против них козни, и из неприязни представляя арабское население настроенным антигречески ещё тогда. В принципе - своей цели они в Антиохийском патриархате и добились.
В принципе, русские и вливали деньги. А кто платит, тот и танцует девочку. Только НЕ НАДО ГОВОРИТЬ ПРО ТО, ЧТО РУССКИМИ ДВИГАЛО БЛАГОЧЕСТИЕ. Не благочестие ими двигало, а ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ. Именно ради этого и стравливались православные Османской империи между собой - через натравливание болгар и арабов на греков. Остальное - ЛИРИКА.
Ну, и так далее... Просто лень все бредни русских публикаций подробно разбирать. Очевидно, что мотивы действий России носили совершенно конкретный характер, и не являлмсь действиями "из благочестия". БРЕД это... _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Добавлено: Вс Сен 10, 2023 12:47 am Заголовок сообщения:
Мало кто совершил столько враждебных акций в отношении Греции и греческого элемента(=Эллинизма), как российское ИППО (=Императорское Палестинское Православное Общество). Оно было одним из важнейших инструментов вытеснения греческого влияния из мира православных сирийских арабов, и подмены его влиянием России и российского Православия. Не так давно, прикрываясь якобы давними симпатиями к Греции, ИППО открыло свой филиал в Греции. Бибиси по этому поводу писало:
7.4. Антиохийский Патриархат7.4
Особенности церковной жизни в первые века ос-
манского владычества. Сирия оказалась включенной в состав
Порты в 1516 г. Лишь Горный Ливан с преимущественно христи-
анским и друзским населением оставался полунезависимым от
турок. Христиане Горного Ливана практически не соблюдали на-
лагавшихся на них османами ограничений религиозного характе-
ра. Начиная с XVII в. Ливанские горы стали настоящим «остро-
вом свободы» для христиан Ближнего Востока.
Заявленная османами веротерпимость по отношению к пра-
вославному населению на практике часто нарушалась. Особенно
страдали христиане в периоды политической нестабильности в
империи, во время междоусобиц местных пашей, столкновений
янычарских группировок и городских бунтов.
Анализируя правовую основу взаимоотношений османских
властей с христианскими общинами Сирии, Т.Ю. Кобищанов в то
же время говорит об отсутствии в действиях подавляющего боль-
шинства османских провинциальных чиновников религиозного
фанатизма; притеснения и злоупотребления местных правителей
Сирии распространялись на представителей различных религиоз-
ных общин, включая мусульманскую49.
В условиях предоставления османами православным пред-
стоятелям статуса миллет-баши заметную роль в жизни Патри-
архата в XVI–XVII вв. стали играть общины двух крупных си-
рийских городов — Дамаска, объединявшего южные епархии, и
Халеба (Алеппо) — центра северных епархий.
Дамаск с 1268 г. являлся центром Патриархата. Что касается
Халеба, то в начале XVII в. он приобрел важнейшее значение как
церковный и торговый центр восточного христианства в целом: вре-
мя от времени там находились резиденции трех патриархов: право-
славного, яковитского и армянского патриарха из Сиса. На рубеже
XVII–XVIIIвв. в Патриархате выдвинулся новый региональный
центр Бейрут, ставший очагом арабо-православной культуры.
Во главе общин, имевших четкую внутреннюю организацию,
стояла элита в лице местного духовенства, глав ремесленных корпо-
раций, купцов и христианских чиновников османской администра-
ции. Общины представляли реальную политическую силу, влияя
на избрание высшего духовенства, включая патриарха. Соперни-
чество городских партий приводило зачастую к внутренним цер-
ковным смутам и интригам, особенно когда патриарший престол
оспаривали друг у друга ставленники православных общин разных
городов. Показательно, например, противоборство в 1540-егг. бей-
рутского ставленника Иоакима IV и Макария II, окончившееся до-
бровольным отречением Макария. Нередко в такую борьбу вовле-
кались представители османской администрации50.
До 1760-хгг. Антиохийский престол находился в руках патри-
архов-арабов. В 1767 г. Константинопольский патриарх Самуил I
избрал Антиохийским предстоятелем грека Даниила, и кафедра
49 Кобищанов Т.Ю. Между кануном и шариатом: религиозная политика
османских властей в сирийских провинциях в XVI — начале XIX в. // Вестник
МГУ. Сер. 13: Востоковедение. 2005. №4. С. 57. 50 Лебедев А.П. История Греко-Восточной Церкви под властию турок.
С. 766–769; Чичуров И.С., Панченко К.А. и др. Антиохийская Православная
Церковь (Антиохийский Патриархат) // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 520.
перешла в руки греческих владык. Часть епископата, все рядовое
духовенство и миряне были представителями арабской среды.
В средневековой столице Арабского халифата Багдаде в ос-
манскую эпоху сохранялось христианское присутствие, хотя и в
весьма скромных масштабах. В городе существовали христиан-
ские и иудейский кварталы. Турецкий путешественник середины
XVII в. Эвлия Челеби, описывая Багдад, упоминал о 8 церквах и
3 синагогах. Большинство багдадских христиан составляли не-
сториане-ассирийцы. Наряду с несторианской общиной замет-
ную часть составляли армяне, с XVI в. имевшие в городе свою
церковь и иногда епископов. В связи с активной деятельностью
католических миссионеров на Ближнем Востоке в XVI–XVII вв.
большинство несториан, в т. ч. обитатели Багдада, во второй по-
ловине XVI — начале XVII в. перешли в унию с Римом, образовав
Сиро-Халдейскую Церковь51.
Униатский раскол. Со времен крестовых походов в Сирии
действовали католические миссии, опиравшиеся на поддержку
ливанских эмиров и маронитской общины, традиционно ориен-
тировавшейся на Европу. Основными центрами латинской про-
паганды стали прибрежные сирийские города и Халеб — центр
трансконтинентальной торговли. Если Александрийский и Иеру-
салимский Патриархаты в османскую эпоху поддерживали тес-
ную связь с главой православного миллета — Вселенским патри-
архом, то представители Антиохийской Православной Церкви
избрали путь сотрудничества с Римом.
Первое тесное сближение Антиохии и Рима произошло в
середине XVII в. В 1631 г. патриарх Игнатий III (Атыйя, 1619–
1633/1634) формально признал над собой главенство Рима. Его
преемники, Евфимий II и Евфимий III, поддерживали друже-
ские отношения с римскими миссионерами; друг России патри-
арх Макарий III (аз-Заим, 1647–1672) не только тайно принес
клятву верности Риму в 1662 г., но и подчинил ему Патриархат52.
51 Панченко К.А. Багдад // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 250. 52 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
С. 807.
Одновременно в Халебе латинские миссионеры добились избра-
ния местного католического архиепископа Андреаса Акидьяна.
Уния между носителями сирийского Православия и като-
ликами была реализована в начале XVIII в.53 На руку латинянам
сыграло противоборство городских партий при избрании патри-
архов. По словам Э. Суттнера, проживавшие к тому времени в
крупных городах Сирии французские и английские дипломаты, а
также западноевропейские миссионеры, «пытались на глазах но-
вого главы народа удовлетворить собственные интересы и поощ-
рять определенных кандидатов и, соответственно, препятство-
вать иным»54.
Серьезный конфликт возник после кончины 5 августа 1724 г.
патриарха Афанасия III (Даббаса), имевшего резиденцию в Ха-
лебе. При поддержке местных османских властей православная
община Дамаска избрала и посвятила 20 сентября 1724 г. в патри-
архи Кирилла (Таноса). Тем самым православные южных епархий
хотели добиться того, чтобы Дамаск вновь стал центром Патриар-
хата. Однако неделей позже Константинопольский патриарх Ие-
ремия вместе с Синодом посвятил в патриархи афонского монаха
Сильвестра, который был кандидатурой жителей Халеба. Вместе
с французскими и английскими дипломатами его поддерживали
многие западноевропейские миссионеры, в особенности халеб-
ские францисканцы. Порта признала Сильвестра патриархом, а
Кирилл (Танос) был объявлен отлученным от Церкви55.
Кириллу, павшему жертвой константинопольских интриг,
ничего не оставалось, как удалиться в Ливан, где османские
власти не могли действовать столь решительно. Отлученные от
Церкви могли там избежать государственных санкций, которые
применялись в Османской Турции против таковых. Естествен-
ным на этом фоне выглядело обращение Кирилла к Риму: в 1729 г.
папа Бенедикт XIII (1724–1730) признал избрание Таноса. Впо-
следствии Кирилл получил от папы паллий и признание себя
53 Суттнер Э. Христианство Востока и Запада. С. 163–166. 54 Там же. С. 164. 55 Там же. С. 164–165.
Восточным патриархом, состоящим в унии с Римским престолом.
Со времени Кирилла до сих пор продолжается непрерывный ряд
католических сирийских патриархов56. Униатская община полу-
чила официальное название Мелькитской Греческой Католиче-
ской Церкви. На протяжении целого столетия эта иерархия до-
бивалась правовой легитимности в Османской империи, т. к.
турецкие власти признавали только православного патриарха.
Лишь в 1848 г. католический патриарх Сирии добился официаль-
ного признания со стороны Порты.
Обобщая изложенные факты, приведем вывод, сформу-
лированный Э. Суттнером: внутренний раскол в православной
среде «был фактом еще до заключения унии. То, что мелькиты
раскололись, было следствием особенностей государственного
правопорядка, и это имело для более слабой партии угрожающие
последствия, поэтому она искала защиту. Она нашла ее у боль-
шой, весьма ценимой ее епископами Церкви-сестры...»57, т. е. Ка-
толической Церкви.
Впоследствии происходили и антиуниатские процессы.
Н.Д. Тальберг констатирует, что в 1847 г. Антиохийский патри-
арх Мефодий (ум. 1851) присоединил к Православию Амидского
униатского митрополита со всей его паствой, а также униатов Си-
дона; в 1860 г. при Антиохийском патриархе Иерофее (ум. 1885) к
Православию отошли еще 5 тыс. униатов58.
Внутреннее состояние Патриархата в XIX — начале ХХ в.
В 1831 г. в Сирии произошло антитурецкое восстание, поднятое
египетским пашой Мухаммедом-Али и его сыном Ибрагимом. На
десятилетие Сирия перешла под власть египетского правителя.
Мухаммед-Али предоставил местным христианам право свобод-
ного вероисповедания, восстановления храмов и монастырей, а
также ряд гражданских прав. Благоволение объяснялось просто:
христиане были активными носителями финансово-торговых
отношений, что положительно сказывалось на экономическом
56 Суттнер Э. Христианство Востока и Запада. С. 165. 57 Там же. С. 165–166. 58 Тальберг Н.Д. История христианской Церкви. С. 458.
развитии региона. Турецко-египетский конфликт 1841 г. привел
к возвращению Сирии в состав Османской империи.
Вместе с тем религиозная политика Мухаммеда-Али при-
несла свои результаты: к 40-мгг. XIX в. количество православных
Антиохийского Патриархата увеличилось от 60 до 110 тыс., что
составляло 8–9% от всего населения Сирии; архиереев насчиты-
валось в пределах 25 человек59.
В середине XIX в. на Ближнем Востоке произошли небы-
валые по масштабам религиозные конфликты. В Сирии обо-
стрились противоречия между общинами маронитов-латинян,
друзов-мусульман и православных арабов, сопровождавшиеся
массовыми погромами. Самый крупный из них произошел в Да-
маске в 1860 г., начавшись дракой на рынке между православны-
ми и друзами. В результате почти двухнедельного пожара была
уничтожена значительная часть христианских кварталов, вклю-
чая храмы. В течение июня друзы умертвили более 30 тыс. чело-
век60. 10 июля с тех пор отмечается в Антиохийской Православ-
ной Церкви как день памяти жертв Дамасской резни 1860 г.
Конец XIX в. ознаменовался важной тенденцией в жизни
Антиохийской Церкви — стремлением к утверждению нацио-
нальной церковной иерархии. После избрания на первосвяти-
тельский престол в 1767 г. грека Даниила арабы постоянно со-
перничали с греками за высшие церковные должности. В 1891 г.
греческой партии уже с огромным трудом удалось добиться из-
брания на патриаршую кафедру своего кандидата — Фаворско-
го митрополита Спиридона. После его вынужденного отречения
в 1898 г. конфликт между греческими и арабскими архиереями
вспыхнул с новой силой. Борьба завершилась в 1899 г. победой
арабской группировки, избравшей патриархом Мелетия (Дума-
ни, 1899–1906), причем его избрание осуществилось при актив-
ном содействии России.
59 Чичуров И.С., Панченко К.А. и др. Антиохийская Православная Цер-
ковь (Антиохийский Патриархат). С. 520. 60 История Православной Церкви в XIX веке. Православный Восток.
С. 242.
Добавлено: Пн Фев 05, 2024 1:54 am Заголовок сообщения:
1. Этнический состав предстоятелей Антиохийской Церкви при Римской и при Византийской империях:
Этнический состав первых глав Антиохийской Церкви был смешанным - его возглавляли евреи-христиане (например первым главой Антиохийской Церкви был апостол Павел - еврей-христианин) и др. Например. Уроженцем скорее всего Антиохии, то есть скорее всего сирийцем или греком, был святой Игнатий Богоносец, настоятель Антиохийской кафедры в конце 1 века. Сирийцем был епископ Антиохии 2 века, Феофил. Уроженцем Самосаты (то есть человеком анатолийско-армяно-сирийского происхождения) был Павел Самосатский, епископ Антиохийский во второй половине 3 века. Евстафий из города Сида в Памфилии был архиепископом Антиохийским в 324—331 годах. Архиепископ Леонтий (в 345—356 годах) был уроженцем Фригии. Евдоксий, архиепископ Антиохийский в 357 - 358 годах, был уроженцем каппадокийского города Арабесса. Мелетий был архиепископом Антиохийским в 360—361 годах и потом ещё дважды до примерно 381 года, и он был уроженцем города Мелитена в Малой Азии (там было смешанное армяно-сирийское и мелитенское (=анатолийское/каппадокийское) население). Святой Флавиан был архиепископом или патриархом Антиохийским в 381 - 404 годах, и вероятно он был уроженцем Антиохии (то есть скорее всего сирийцем или сирийским греком). Патриарх Антихоийский в 512 — 518 годах Севир из Созополя в Писидии - скорее всего писидиец (писидийцы в это время проходили эллинизацию). Патриарх Антиохийский Павел Иудей (518 - 520 годы) был по происхождению евреем. Ефрем Амидский (526 - 545 годы) был сирийцем (=сирийским арабом). Анастасий I Синаит (559 - 570 и 593 - 598 годы) был уроженцем Палестины. Анастасий II Синаит (599—610 годы) был уроженцем Александрии - то есть либо египтянином, либо греком, либо христианизированным евреем.
2. При власти Арабских халифатов:
Патриарх Христофор (960 - 967 годы) - уже под властью арабов - был уроженцем Багдада - то есть иракским арабом.
3. После возобновления византийской власти в Сирии:
В это время патриархи Антиохийские назначаются из Константинополя (откуда большинство патриархов Антиохийских и управляло своей паствой) - предположительно почти все они были греками. Возможно, арабом был лишь патриарх Агапий II (978 - 996 годы) - до своего назначения патриархом Антиохийским он был епископом Алеппским, а пост патриарха Антиохии он получил будучи избран в Сирии.
4. В Эпоху Сельджуков и Крестоносцев долгое время все патриархи были греками. Первым арабом на патриаршем престоле Антиохии стал Симеон II ибн-Абу-Саиб (годы правления: ок. 1206 — ок. 1240 или 1245—1260). Патриарх Теодосий V Виллеардуэн (1276—1285 годы) был константинопольским знатным монахом-франком.
5. При Мамелюках:
С 1342 года резиденция Антиохийского патриарха переносится в Дамаск (где она пребывает и поныне). При власти Мамелюков в Антиохийском патриархате учреждается власть исключительно православных арабов-христиан. Например, патриарх Дорофей I (1434/35 - 8.09.1451 годы) был уроженцем села Сайдная под Дамаском. Патриарх Пахомий II (1404 - 1412 годы) происходил из области Хауран в Южной Сирии. Патриарх Михаил I (1366-1373 годы) происходил из южносирийского клана Ибн Бишара. При этом правивший ранее него патриарх Игнатий II (1344-1364 годы) происходил из армян-халкидонитов (предполагают, что с территории княжества Киликийской Армении). А ещё ранее патриарх Кирилл II (1287 - ок. 1306 г.) был ставленником сирийского православного клира, ориентировавшегося на крестоносцев, а его соперник Дионисий I (ок. 1309 - ок. 1316 годы) был избран православным клиром Киликийской Армении.
То есть при власти Мамелюков некоторое время у власти в Антиохийском патриархате находились православные армяне из Киликийской Армении, а затем - примерно около середины 14 века - патриархами Антиохии неизменно становились этнические арабы, уроженцы Сирии.
6. При власти осман:
Та же тенденция возглавления Антиохийского патриархата сирийскими арабами продолжалась и в этот период, вплоть до патриарха Сильвестра Кипрского (1724—1766 годы патриаршества), который был этническим греком - как и все его преемники вплоть до 1899 года.
7. Новая эра началась в Антиохийском патриархате с 1899 года, когда он ощутимо удалился от Константинопольского и других Греко-Восточных патриархатов, и сблизился с Русской Церковью (которая, вкупе с Российской империей, и провоцировала этот кризис внутри Православия, искусственными средствами и спонсированием церковного сепаратизма раздувая так называемый "Антиохийский (церковный) вопрос" во второй половине 19 века). _________________ Мой девиз: один против всех, и всем несдобровать...
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах